УДК 159.923.2(364):378
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
М. В. Теплинских
THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS -THE FUTURE SOCIAL WORKERS M. V. Teplinskih
Статья посвящена изучению профессионального самосознания студентов-выпускников - будущих социальных работников. Представлены экспериментальные данные изучения особенностей формирования профессионального самосознания в период обучения в вузе и их влиянии на профессиональную деятельность будущих социальных работников.
Article is devoted to studying of professional self-consciousness of students-graduates - the future social workers. The given empirical studying of specifics offormation ofprofessional self-consciousness in the period of education and their influence on professional work of the future social workers are presented.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессиональная деятельность.
Keywords: professional consciousness, professional work.
Среди многообразных видов социальной активности личности особое место занимает профессиональная деятельность. В настоящее время, в связи с особенностями мировой социальной ситуации и возникшим экономическим кризисом, возросла востребованность в специалистах помогающих профессий, одной из которых является профессия социального работника. Социально-экономическая ситуация в России потребовала подготовки качественно новых специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки, с широким спектром профессиональных компетенций и с высоким общественным и профессиональным статусом. В этой связи, наряду с традиционным обучением, важнейшей задачей высшего профессионального образования является создание условий для личностного развития будущих специалистов. В свою очередь, потенциал личностного развития в процессе обучения, а также возможности профессионального становления субъектов деятельности во многом зависят от уровня сформированности профессионального самосознания в процессе обучения студентов - будущих специалистов.
Многие психологические исследования показывают, что профессия влияет не только на формирование вполне определенных личностных особенностей профессионала, но и на его восприятие и понимание мира и самого себя. Так, А. А. Деркач подчеркивает, что «профессионалы воспринимают окружающий мир и себя в нем через призму мира своей профессии» [3]. А. А. Бодалев выдвинул предположение о «воздействии профессии человека на восприятие и понимание других людей, а также на формирование у него образа самого себя в профессии и понимание собственной личности» [1]. Концепция А. А. Бодалева нам представляется интересной в том отношении, что в ней показано влияние профессии на развитие профессионального самосознания. Исследование, проведенное А. А. Бодалевым, наглядно показывает актуальность самоот-
ражения тех характеристик собственного Я, на которые в своей профессиональной деятельности профессионал обращает большее внимание. Поэтому формирование профессионального мышления и профессионального самосознания должно осуществляться еще в процессе обучения профессии, начиная с самых первых основ постижения студентами содержания профессиональной деятельности.
В рамках образовательного процесса положительная динамика профессионального самосознания может быть достигнута прежде всего в ходе целенаправленных воздействий на формирование самосознания студентов, осознания их профессиональной компетенции, воспитания гуманистической направленности, гуманистических ценностей и толерантности [12; 13; 14].
Формирование профессионального самосознания студентов - будущих социальных работников обусловлено действием индивидуально-
психологических и социально-психологических фаткторов [5; 15]. В качестве индивидуально-
психологических факторов выступают такие характеристики профессионального самосознания субъектов, как осознанность образов Я, близость «Я-реального» и «Я-идеального» образа социального работника - профессионала, самоотношение, самооценка, типы межличностных взаимодействий, ценностные ориентации; положительная самооценка и самопринятие себя как субъекта этой деятельности; коммуникативность, гуманистические ценности, профессиональная мотивация, а также мотивация к личностному росту. Социально-психологическими факторами формирования профессионального самосознания являются образ профессии, открытость новому опыту, самораскрытие, позволяющее субъекту экспериментировать с самим собой, удовлетворенность отношениями с одногруппниками и др. [8].
В нашем исследовании по выявлению особенностей профессионального самосознания студентов-выпускников приняли участие 35 студентов выпу-
скных курсов Кемеровского государственного университета и Прокопьевского филиала КемГУ по специальности «Социальная работа». На выпускных курсах обучаются преимущественно девушки, средний возраст которых составляет 21,7+0,5 года, из них 17 % замужем и соответственно 83 % - незамужние, 11 % студенток имеют детей.
Для исследования особенностей профессионального самосознания нами была сформирована батарея методик, полученные результаты по которым описаны ниже.
Ведущая роль в рамках исследования особенностей профессионального самосознания отводится одной из ее составляющих - самооценке: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции профессионального самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя [4; 7, с. 220].
В аффективно-оценочном отношении к себе различают оценку своих сегодняшних возможностей (актуальная, реальная самооценка) и будущих достижений (потенциальная или идеальная самооценка), а также оценку того, что думают о нем другие (рефлексивная самооценка). По мнению А. К. Марковой, если идеальная («Я-идеальное») самооценка выше актуальной («Я-реальное») самооценки, то это говорит о росте профессионального самосознания [7].
В нашем исследовании оценочное соотношение «Я-реальный профессионал»/«Я-идеальный профессионал» было выявлено по методике Личностный дифференциал (ЛД) (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительные результаты идеальных и реальных средних значений студентов по тесту ЛД
№ Параметры Реальные Идеальные
значения значения
1. Оценка 16,4 18,9
2. Сила 10,7 12,1
3. Активность 9,5 9,9
Показатели по тесту ЛД «Я-реальный профессионал» у будущих специалистов представлены средними показателями по фактору Сила (10,7±3,7), тяготеющему к более низкому значению фактору Активность (9,5±4,7) и более высокими показателями по фактору Оценка (16,4±3,9), что дает основание характеризовать этих людей как независимых, достаточно удовлетворенных своим поведением и уровнем достижения, со значимой самооценкой и самоуважением, принимающими самих себя такими, как они есть. Испытуемые считают себя несколько зависимыми от внешних обстоятельств и оценок, из-за чего они иногда не способны держаться принятой
линии поведения, зачастую пассивных в поведении, но обладающих спокойными эмоциональными реакциями.
Самооценка об «Я-идеальном профессионале» испытуемыми студентами описывается средними показателями по фактору Сила (12,1±3,7), тяготеющему к более низкому значению фактору Активность (9,9±3,7) и повышенными показателями по фактору Оценка (18,9±2,5). Эти параметры характеризуют эту группу как людей с высокой самооценкой и высоким уровнем самоуважения, удовлетворенных собой и осознающих себя как носителей социально желательных характеристик, специалистов, преуспевающих в делах, менее тревожных, оптимально проявляющих волевые качества личности и склонных более рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.
При сравнительном анализе результатов соотношения «Я-реальный профессионал» / «Я-
идеальный профессионал» в целом наблюдается тенденция к повышению идеальных показателей по всем трем факторам теста ЛД, причем эта тенденция в большей степени относится к факторам Оценка и Сила, что говорит о развитом профессиональном самосознании студентов-выпускников - будущих социальных работников.
Самоотношение - наиболее позднее образование в профессиональном самосознании, формирующееся как отношение человека к самому себе [1].
Профессиональная самооценка рассматривается как основа самоотношения служащего результатом сопоставления «Я-реального профессионала» и «Я-идеального профессионала», формирующегося в результате процесса самооценивания (в контексте профессиональной деятельности, в сравнении с другими и с самим собой).
По результатам Тест-опросника самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева выделяется показатель по интегральной Шкале Б (19,1±4,0) составляющий 88 % от общих значений в данной выборке. Это говорит о том, что в данной группе испытуемых присуще высокоразвитое интегральное чувство «за» собственное «Я». Шкала I (8,5±2,5) - 71,33% состоит из шкал самоуверенности (5,8±1,4 - 81,33 %), са-мопоследовательности и саморуководства (3,9±1,2 -60,33%), самообвинения (3,3±1,8 - 27,67 %) и шкалы самопонимания (2,1±1,4 - 43,33 %). Результаты по данному блоку показывают высокую эмоциональную и содержательную веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность и высокую оценку своих возможностей, понимание самого себя. В Шкалу II, которая имеет следующие результат (10,8±3,3 - 86 %) входят следующие шкалы: шкала самопринятия (5,4±1,7 - 70,67 %) и шкала самообвинения (3,3±1,8 - 27,67 %). Данные результаты показывают, что в данной группе испытуемых довольно высокое одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. В блок Шкалы III (10,8±1,4 - 72,33 %) входит данная шкала как таковая и Шкалы отношения других (6,5±1,0 - 80 %). Это означает, что в данной
группе студентов высокое ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Блок Шкалы IV (6,6±0,9 - 92,33 %) включена еще Шкала самоинте-реса (6,2±0,9 - 80 %).
В целом результаты студентов-выпускников по данной методике характеризуют высокую меру близости респондентов к самим себе, в частности высокий интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность своей интересности для других.
Результаты Самоактуализационного теста (САТ) по основным шкалам компетентности во времени (7,7±2,5) и шкале поддержки (45,7+9,7) находятся в границах средних значений. Это означает, что студенты - будущие социальные работники достаточно сорентированы во времени, имеют адекватное представление жизни в целом и о значении профессиональной деятельности в ней, воспринимают свою жизнь целостно, склонны ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, однако наблюдается излишняя подверженность внешнему влиянию, которая сбалансируется внешним же локусом-контроля. По шкале ценностных ориентаций (12,1±6,3) - студенты разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности. В данной шкале наблюдается очень широкий разброс результатов, что говорит о неоднородности и большом спектре разнообразных ценностей, отражающих ценностные ориентации студентов. По шкале гибкости поведения (13,4±3,6) обнаруживается тенденция к гибкости в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми. В целом блок ценностей представлен средними с тенденцией с повышенным показателям студенческой выборки, а также широким спектром представленности ценностей. Результаты по шкалам сензитив-ности к себе (6,9±2,2) и спонтанности (7,2±2,1) также тяготеют к верхней границе нормы, что свидетельствует о том, что испытуемые осознают собственные чувства и естественно проявляют их в поведении. Следующий блок - блок самовосприятия представлен шкалами самоуважения (9,0±3,0) и са-мопринятия (10,9±3,3), по которым показатели сту-дентов-испытуемых повышены, что характеризует их как высоко уважающих и принимающих себя личностей. В блок межличностной чувствительности входят шкалы принятия агрессии (8,5±2,1) и контактности (9,2±2,9), показатели по которым у студентов характеризуются средними значениями. Блок отношения к познанию (шкалы познавательных потребностей (5,7±2,2) и креативности (6,2±2,1)). Результаты испытуемых этой группы свидетельствуют о выраженности у них творческой направленности личности и стремлению к приобретению знаний об окружающем мире. Таким образом, анализ результатов по данной методике показал, что студенты-выпускники являются носителями ценностей самоактуализирующейся личности и склонны реализовывать их в поведении и взаимодействии с другими людьми.
Психологический словарь определяет профессиональное самосознание, как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, выражающимся также в эмоциональносмысловой и ценностной оценке своих субъективных возможностей, выступающих в качестве основания целесообразных действий и поступков в профессиональной деятельности [9].
По методике Смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева. Результаты по субшкале Локус контроля-Я (25,3±3,9) показывают повышенную тенденцию о представлении о себе как о сильной личности. Они считают, что обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Однако по субшкале Локус контроля-жизнь (25,9±5,8) наблюдается несколько пониженный показатель, который свидетельствует о недостаточной свободе принимать решения и воплощать их в жизнь, и что эта свобода выбора иллюзорна. Общий показатель Осмысленности жизни (98,7±18,0) в целом характеризует достаточно высокие смысложизненные ориентации.
Анализ результатов по методике определения Уровня притязания В. Гербачевского показал, что мотивационное ядро личности испытуемых характеризуется в основном средними показателями и находится в пределах нормы личностного развития на данном возрастном этапе. Отметим, что более высокий показатель по отношению к другим мотивационным компонентам фактор Познавательного мотива (15,8±4,6) и достаточно низкий показатель фактора Сложность задания (5,7±3,0) обусловлены видом деятельности в настоящий период - учебной деятельностью, характеризуют субъектов как проявляющих интерес к результатам своей деятельности и не страшащихся сложности и трудности предлагаемых заданий.
По методике Ценностных ориентаций М. Рокича среди терминальных ценностей данной группой выделена среди предпочитаемых ценность здоровья (3,6±3,6), среди условно предпочитаемых в данной выборке - ценность любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (5,4±4,2) и ценность наличия хороших и верных людей (5,8±2,5). Среди отвергаемой ценности испытуемыми обозначена ценность красоты природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) (14,5±4,5).
То есть студенты-испытуемые на первое место ставят здоровье, затем любовь и наличие хороших и верных друзей как жизненные ценности и не приемлют переживание прекрасного в природе и искусстве в качестве ценности, которые стоят того, чтобы к ним стремиться. Данные ценности отражают возрастные особенности испытуемых, для которых ощущение и переживание прекрасного в данном возрасте не является настолько значимым.
Среди инструментальных ценностей данной группы нет явно предпочитаемой ценности, однако выделяется группа условно предпочитаемых ценно-
стей: ценность аккуратности (6,6±5,3), воспитанности (5,8±5,0), ответственности (6,6±4,5). К отвергаемым ценностям студенты отнесли непримиримость к недостаткам в себе и других (14,6±4,2), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (11,9±5,9), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) (11,6±4,1). Данный выбор отражает их установки, что именно аккуратность, воспитанность и ответственность являются теми образами действий и свойствами личности, которые будут предпочтительными в любой ситуации. Выбор этих ценностей обусловлен теми социальными условиями, в которых
Исследование межличностных взаимодействий осуществлялось по тесту Лири в оценивании своих идеальных личностных характеристик испытуемые студенты описывают идеального себя средними показателями по факторам Независимый - доминирующий (6,1±1,5), Прямолинейный - агрессивный (4,8±2,1), Покорный - застенчивый (4,7±1,9) и Зависимый - послушный (6,0±2,3), повышенными показателями по факторам Властный - лидирующий (8,9±2,1), Сотрудничающий - конвенциальный (9,2±2,0) и Ответственный - великодушный (9,4±1,9) и низкими по фактору Недоверчивый -скептичный (2,9±3,2), что дает основание характеризовать идеальный образ себя у студентов как достаточно энергичных, успешных в делах (деятельности) людей, несколько нетерпимых к критике по отношению к себе и критичных по отношению к окружающим, требующих к себе уважения, т. е. с несколько завышенной самооценкой. Они ориентированы на принятие и социальное одобрение, более ориентированы на цели микрогруппы, т. е., в первую очередь, стремятся удовлетворять требования группы, а не собственные. Их идеальное поведение представлено эмоционально лабильным типом личности (истероидным типом характера).
По тесту Лири в оценивании своих реальных личностных характеристик испытуемые студенты описывают «реального себя» средними показателями по факторам Независимый-доминирующий (6,9±2,6), Недоверчивый - скептичный (6,6±2,4), По-корный-застенчивый (6,3±2,9) и Зависимый - по-
проходит их профессионализация и которые требует от них социальная среда.
В основе профессионального самосознания, так же, как и самосознания в целом, лежит отношение к своему бытию, опосредованное совместной (т. е. осуществляемой во взаимодействии) деятельностью, что способствует формированию определённых типов межличностных отношений, форм поведения и общественно значимых поступков и действий [11]. Соотношение результатов «Я-реальное» / «Я-
идеальное» межличностное отношение определялось по методике Тест межличностных отношений Т. Лири (таблица 2).
слушный (6,1±2,3), повышенными показателями по факторам Властный-лидирующий (9,0±3,2), Прямолинейный - агрессивный (7,4±2,0), Сотрудничающий
- конвенциальный (8,8±2,1) и Ответственный - великодушный (8,2±2,5), низких результатов по факторам не наблюдается. Эти параметры характеризуют респондентов группы также как и в идеальном образе энергичных, деятельных, склонных к соперничеству людей, которые все же в случае проблемных ситуаций проявляют гибкость и направленных на сотрудничество, достаточно склонных компромиссам при решении проблем и конфликтных ситуациях. По реальным показателям наблюдается более высокая критичность по отношению к окружающим и нетерпимость к критике по отношению к себе, требовательность в отношении уважения к себе, т. е. это люди с несколько завышенной самооценкой, но с наблюдаемым стремлением быть в согласии с мнением окружающих (подчиняемый тип). Они ориентированы на принятие и социальное одобрение, еще в большей степени ориентированы на цели микрогруппы, т. е., в первую очередь, стремятся удовлетворять требования группы, а не собственные.
Обращает на себя внимание, существенное различие идеальных и реальных результатов по факторам Прямолинейный-агрессивный (4,8±1,9 / 7,4±2,0) и Недоверчивый-скептический (2,9±3,2 / 6,6±2,4) -студенты оценили себя как более требовательных, прямолинейных, строгих и резких в оценке других людей, реально более раздражительных, чем им хо-
Таблица 2
Сравнительные результаты идеальных и реальных средних значений студентов по тесту Лири
№ Типы межличностных отношений Реальные значения Идеальные значения
1. Властный-лидирующий 9,0 8,9
2. Независимый-доминирующий 6,9 6,1
3. Прямолинейный-агрессивный 7,4 4,8
4. Недоверчивый-скептический 6,6 2,9
5. Покорный-застенчивый 6,3 4,7
6. Зависимый-послушный 6,1 6,0
7. Сотрудничающий-конвенциальный 8,8 9,2
8. Ответственный-великодушный 8,2 9,4
телось бы быть в идеальном представлении. Они желают быть более реалистичными в суждениях и поступках, им хотелось бы быть более настойчивыми, упорными и энергичными в достижении цели. Также наблюдается некоторое различие между идеальными пожеланиями и реальным состоянием по факторам Сотрудничающий - конвенциальный (9,2±2,0 / 8,8±2,1) и Ответственный - великодушный (9,4±1,9 / 8,2±2,5).
В целом сравнение результатов идеальных и реальных представлений о межличностных взаимодействиях свидетельствует, что в идеале испытуемые желают быть более дружелюбными и активными по отношению к окружающим, стремятся помогать и сострадать другим людям, в большей степени принимать ответственность на себя за других.
Личностные особенности респондентов данной группы были исследованы по методике Личностного опросника Р. Б. Кеттелла. Исследуемая выборка студентов-выпускников характеризуется следующими показателями по данной методике: по фактору А «открытость-замкнутость» показала результат 4,8+2,6, что свидетельствует на начальном этапе профессионализации - выпускники несколько малообщительны и замкнуты, в отношениях с людьми, наблюдается негибкость и прямолинейность в общении и поведении. Кроме того, выявлены низкие баллы по фактору Q ] «радикализм-консерватизм» (3,3±2,6), свидетельствующие, что выпускники проявляют недоверие и сомнения к нововведениям, новым идеям и переменам. В своем поведении выпускники предпочитают ориентироваться на внешние правила и нормы, стремятся постоянно поддерживать установленные понятия, рамки, правила. Результаты фактора Q 2 «самостоятельность - зависимость от группы» (4,2±2,4) и фактор Q 4 «внутренняя напряженность-расслабленность» (4,7±1,8) отражают низкий самоконтроль и спонтанность в поведении. Для них характерен внешний локус-контроль, т. е. ориентация на социальное одобрение и личностную зависимость респондентов данной группы от чужого мнения. На данном этапе студенты-выпускники из-за неуверенности в своих силах и внутренней конфликтности предпочитают перекладывать принятия решений на других людей. По факторам Ь «подозрительность - доверчивость» (5,7±2,2), О «склонность к чувству вины - спокойная самоуверенность» (6,6±1,8), Q 3 «самоконтроль -недостаток самоконтроля» (6,3±1,9), МБ (адекватность) (6,8±1,9) наблюдаются результаты несколько выше среднего, что характеризует данную группу как людей с завышенным самомнением, несколько эгоцентричных, интересы которых обращены в большей степени на самих себя и которым свойственна тревожность. Кроме того, в целом им свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя, но в то же время с достаточным уровнем внутреннего контроля поведения. В целом личностные особенности студентов-выпускников обусловлены в большей степени формальными нормами, установленными законами их социальной и профессиональной среды, где поведение носит ско-
рее подчиняемый, характер. На данном этапе им присуща высокая самооценка и самоуверенность, иногда вплоть до эгоцентризма, что дает представление о студентах как о людях пока достаточно уверенных в своих силах и своих знаниях. Повышенная тревожность и эмоциональная ранимость связана с социальной фрустрацией и неадекватным восприятием окружающей реальности и неуверенностью в своем будущем, что объясняется не сформированным представлением о своей будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, профессиональное самосознание есть сложное психосоциальное явление, имеющее свой путь развития, свой процесс становления и свои особенности в процессе обучения в вузе, обусловленное гармоничным развитием ведущих индивидуально-психологических и социальнопсихологических характеристик. Кроме того, формирование гармонично развитого профессионального самосознания несет в себе импульс к профессиональному саморазвитию выпускников в будущей профессиональной деятельности что, в свою очередь, влияет на успешную профессионализацию будущих специалистов - социальных работников.
Литература
1. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание че-ловека-человеком [Текст] / А. А. Бодалев. - М.: МГУ, 1982. - С. 25.
2. Гульянова, Н. А. О связи самоприятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха [Текст] / Н. А. Гульянова // Вестник моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2001. - № 3. - С. 68 - 75.
3. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А. А. Деркач. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752 с. (Серия «Психологи Отечества»).
4. Зимбардо Ф. Формирование самооценки [Текст] / Ф. Зимбардо // Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2003.
5. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности [Текст] / Е. А. Климов // Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 74 - 77.
6. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера: Юрайт, 2001. - 464 с.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.
8. Митина, Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя [Текст] / Л. М. Митина // Сов. педагогика. - 1989. - С. 52 - 56.
9. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 440 с.
10. Рубинштейн, С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Психология личности. В 2 т. - Т. 2. - Самара, 2000.
- 543 с.
11. Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / Н. В. Самоукина. - М.: Экмос, 1999. - 352 с.
12. Технология социальной работы: учеб. пособие / под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
13. Фирсов, М. В. Теория социальной работы [Текст]: учеб. пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студе-нова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
14. Холостова, Е. И. Профессионализм в социальной работе [Текст]: учеб. пос. / Е. И. Холостова.
- 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2008. - 236 с.: ил. - (Серия «Золотой фонд учебной литературы»).
15. Чеснокова, И. И. Проблемы самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова - М., 1977. -392 с.