Научная статья на тему 'Особенности профессионального самосознания студентов будущих социальных работников'

Особенности профессионального самосознания студентов будущих социальных работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
363
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Теплинских Марина Валентиновна

Статья посвящена изучению профессионального самосознания студентов-выпускников будущих социальных работников. Представлены экспериментальные данные изучения особенностей формирования профессионального самосознания в период обучения в вузе и их влиянии на профессиональную деятельность будущих социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to studying of professional self-consciousness of students-graduates the future social workers. The given empirical studying of specifics of formation of professional self-consciousness in the period of education and their influence on professional work of the future social workers are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самосознания студентов будущих социальных работников»

УДК 159.923.2(364):378

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

М. В. Теплинских

THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS -THE FUTURE SOCIAL WORKERS M. V. Teplinskih

Статья посвящена изучению профессионального самосознания студентов-выпускников - будущих социальных работников. Представлены экспериментальные данные изучения особенностей формирования профессионального самосознания в период обучения в вузе и их влиянии на профессиональную деятельность будущих социальных работников.

Article is devoted to studying of professional self-consciousness of students-graduates - the future social workers. The given empirical studying of specifics offormation ofprofessional self-consciousness in the period of education and their influence on professional work of the future social workers are presented.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессиональная деятельность.

Keywords: professional consciousness, professional work.

Среди многообразных видов социальной активности личности особое место занимает профессиональная деятельность. В настоящее время, в связи с особенностями мировой социальной ситуации и возникшим экономическим кризисом, возросла востребованность в специалистах помогающих профессий, одной из которых является профессия социального работника. Социально-экономическая ситуация в России потребовала подготовки качественно новых специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки, с широким спектром профессиональных компетенций и с высоким общественным и профессиональным статусом. В этой связи, наряду с традиционным обучением, важнейшей задачей высшего профессионального образования является создание условий для личностного развития будущих специалистов. В свою очередь, потенциал личностного развития в процессе обучения, а также возможности профессионального становления субъектов деятельности во многом зависят от уровня сформированности профессионального самосознания в процессе обучения студентов - будущих специалистов.

Многие психологические исследования показывают, что профессия влияет не только на формирование вполне определенных личностных особенностей профессионала, но и на его восприятие и понимание мира и самого себя. Так, А. А. Деркач подчеркивает, что «профессионалы воспринимают окружающий мир и себя в нем через призму мира своей профессии» [3]. А. А. Бодалев выдвинул предположение о «воздействии профессии человека на восприятие и понимание других людей, а также на формирование у него образа самого себя в профессии и понимание собственной личности» [1]. Концепция А. А. Бодалева нам представляется интересной в том отношении, что в ней показано влияние профессии на развитие профессионального самосознания. Исследование, проведенное А. А. Бодалевым, наглядно показывает актуальность самоот-

ражения тех характеристик собственного Я, на которые в своей профессиональной деятельности профессионал обращает большее внимание. Поэтому формирование профессионального мышления и профессионального самосознания должно осуществляться еще в процессе обучения профессии, начиная с самых первых основ постижения студентами содержания профессиональной деятельности.

В рамках образовательного процесса положительная динамика профессионального самосознания может быть достигнута прежде всего в ходе целенаправленных воздействий на формирование самосознания студентов, осознания их профессиональной компетенции, воспитания гуманистической направленности, гуманистических ценностей и толерантности [12; 13; 14].

Формирование профессионального самосознания студентов - будущих социальных работников обусловлено действием индивидуально-

психологических и социально-психологических фаткторов [5; 15]. В качестве индивидуально-

психологических факторов выступают такие характеристики профессионального самосознания субъектов, как осознанность образов Я, близость «Я-реального» и «Я-идеального» образа социального работника - профессионала, самоотношение, самооценка, типы межличностных взаимодействий, ценностные ориентации; положительная самооценка и самопринятие себя как субъекта этой деятельности; коммуникативность, гуманистические ценности, профессиональная мотивация, а также мотивация к личностному росту. Социально-психологическими факторами формирования профессионального самосознания являются образ профессии, открытость новому опыту, самораскрытие, позволяющее субъекту экспериментировать с самим собой, удовлетворенность отношениями с одногруппниками и др. [8].

В нашем исследовании по выявлению особенностей профессионального самосознания студентов-выпускников приняли участие 35 студентов выпу-

скных курсов Кемеровского государственного университета и Прокопьевского филиала КемГУ по специальности «Социальная работа». На выпускных курсах обучаются преимущественно девушки, средний возраст которых составляет 21,7+0,5 года, из них 17 % замужем и соответственно 83 % - незамужние, 11 % студенток имеют детей.

Для исследования особенностей профессионального самосознания нами была сформирована батарея методик, полученные результаты по которым описаны ниже.

Ведущая роль в рамках исследования особенностей профессионального самосознания отводится одной из ее составляющих - самооценке: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции профессионального самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя [4; 7, с. 220].

В аффективно-оценочном отношении к себе различают оценку своих сегодняшних возможностей (актуальная, реальная самооценка) и будущих достижений (потенциальная или идеальная самооценка), а также оценку того, что думают о нем другие (рефлексивная самооценка). По мнению А. К. Марковой, если идеальная («Я-идеальное») самооценка выше актуальной («Я-реальное») самооценки, то это говорит о росте профессионального самосознания [7].

В нашем исследовании оценочное соотношение «Я-реальный профессионал»/«Я-идеальный профессионал» было выявлено по методике Личностный дифференциал (ЛД) (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительные результаты идеальных и реальных средних значений студентов по тесту ЛД

№ Параметры Реальные Идеальные

значения значения

1. Оценка 16,4 18,9

2. Сила 10,7 12,1

3. Активность 9,5 9,9

Показатели по тесту ЛД «Я-реальный профессионал» у будущих специалистов представлены средними показателями по фактору Сила (10,7±3,7), тяготеющему к более низкому значению фактору Активность (9,5±4,7) и более высокими показателями по фактору Оценка (16,4±3,9), что дает основание характеризовать этих людей как независимых, достаточно удовлетворенных своим поведением и уровнем достижения, со значимой самооценкой и самоуважением, принимающими самих себя такими, как они есть. Испытуемые считают себя несколько зависимыми от внешних обстоятельств и оценок, из-за чего они иногда не способны держаться принятой

линии поведения, зачастую пассивных в поведении, но обладающих спокойными эмоциональными реакциями.

Самооценка об «Я-идеальном профессионале» испытуемыми студентами описывается средними показателями по фактору Сила (12,1±3,7), тяготеющему к более низкому значению фактору Активность (9,9±3,7) и повышенными показателями по фактору Оценка (18,9±2,5). Эти параметры характеризуют эту группу как людей с высокой самооценкой и высоким уровнем самоуважения, удовлетворенных собой и осознающих себя как носителей социально желательных характеристик, специалистов, преуспевающих в делах, менее тревожных, оптимально проявляющих волевые качества личности и склонных более рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.

При сравнительном анализе результатов соотношения «Я-реальный профессионал» / «Я-

идеальный профессионал» в целом наблюдается тенденция к повышению идеальных показателей по всем трем факторам теста ЛД, причем эта тенденция в большей степени относится к факторам Оценка и Сила, что говорит о развитом профессиональном самосознании студентов-выпускников - будущих социальных работников.

Самоотношение - наиболее позднее образование в профессиональном самосознании, формирующееся как отношение человека к самому себе [1].

Профессиональная самооценка рассматривается как основа самоотношения служащего результатом сопоставления «Я-реального профессионала» и «Я-идеального профессионала», формирующегося в результате процесса самооценивания (в контексте профессиональной деятельности, в сравнении с другими и с самим собой).

По результатам Тест-опросника самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева выделяется показатель по интегральной Шкале Б (19,1±4,0) составляющий 88 % от общих значений в данной выборке. Это говорит о том, что в данной группе испытуемых присуще высокоразвитое интегральное чувство «за» собственное «Я». Шкала I (8,5±2,5) - 71,33% состоит из шкал самоуверенности (5,8±1,4 - 81,33 %), са-мопоследовательности и саморуководства (3,9±1,2 -60,33%), самообвинения (3,3±1,8 - 27,67 %) и шкалы самопонимания (2,1±1,4 - 43,33 %). Результаты по данному блоку показывают высокую эмоциональную и содержательную веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность и высокую оценку своих возможностей, понимание самого себя. В Шкалу II, которая имеет следующие результат (10,8±3,3 - 86 %) входят следующие шкалы: шкала самопринятия (5,4±1,7 - 70,67 %) и шкала самообвинения (3,3±1,8 - 27,67 %). Данные результаты показывают, что в данной группе испытуемых довольно высокое одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. В блок Шкалы III (10,8±1,4 - 72,33 %) входит данная шкала как таковая и Шкалы отношения других (6,5±1,0 - 80 %). Это означает, что в данной

группе студентов высокое ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Блок Шкалы IV (6,6±0,9 - 92,33 %) включена еще Шкала самоинте-реса (6,2±0,9 - 80 %).

В целом результаты студентов-выпускников по данной методике характеризуют высокую меру близости респондентов к самим себе, в частности высокий интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность своей интересности для других.

Результаты Самоактуализационного теста (САТ) по основным шкалам компетентности во времени (7,7±2,5) и шкале поддержки (45,7+9,7) находятся в границах средних значений. Это означает, что студенты - будущие социальные работники достаточно сорентированы во времени, имеют адекватное представление жизни в целом и о значении профессиональной деятельности в ней, воспринимают свою жизнь целостно, склонны ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, однако наблюдается излишняя подверженность внешнему влиянию, которая сбалансируется внешним же локусом-контроля. По шкале ценностных ориентаций (12,1±6,3) - студенты разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности. В данной шкале наблюдается очень широкий разброс результатов, что говорит о неоднородности и большом спектре разнообразных ценностей, отражающих ценностные ориентации студентов. По шкале гибкости поведения (13,4±3,6) обнаруживается тенденция к гибкости в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми. В целом блок ценностей представлен средними с тенденцией с повышенным показателям студенческой выборки, а также широким спектром представленности ценностей. Результаты по шкалам сензитив-ности к себе (6,9±2,2) и спонтанности (7,2±2,1) также тяготеют к верхней границе нормы, что свидетельствует о том, что испытуемые осознают собственные чувства и естественно проявляют их в поведении. Следующий блок - блок самовосприятия представлен шкалами самоуважения (9,0±3,0) и са-мопринятия (10,9±3,3), по которым показатели сту-дентов-испытуемых повышены, что характеризует их как высоко уважающих и принимающих себя личностей. В блок межличностной чувствительности входят шкалы принятия агрессии (8,5±2,1) и контактности (9,2±2,9), показатели по которым у студентов характеризуются средними значениями. Блок отношения к познанию (шкалы познавательных потребностей (5,7±2,2) и креативности (6,2±2,1)). Результаты испытуемых этой группы свидетельствуют о выраженности у них творческой направленности личности и стремлению к приобретению знаний об окружающем мире. Таким образом, анализ результатов по данной методике показал, что студенты-выпускники являются носителями ценностей самоактуализирующейся личности и склонны реализовывать их в поведении и взаимодействии с другими людьми.

Психологический словарь определяет профессиональное самосознание, как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, выражающимся также в эмоциональносмысловой и ценностной оценке своих субъективных возможностей, выступающих в качестве основания целесообразных действий и поступков в профессиональной деятельности [9].

По методике Смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева. Результаты по субшкале Локус контроля-Я (25,3±3,9) показывают повышенную тенденцию о представлении о себе как о сильной личности. Они считают, что обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Однако по субшкале Локус контроля-жизнь (25,9±5,8) наблюдается несколько пониженный показатель, который свидетельствует о недостаточной свободе принимать решения и воплощать их в жизнь, и что эта свобода выбора иллюзорна. Общий показатель Осмысленности жизни (98,7±18,0) в целом характеризует достаточно высокие смысложизненные ориентации.

Анализ результатов по методике определения Уровня притязания В. Гербачевского показал, что мотивационное ядро личности испытуемых характеризуется в основном средними показателями и находится в пределах нормы личностного развития на данном возрастном этапе. Отметим, что более высокий показатель по отношению к другим мотивационным компонентам фактор Познавательного мотива (15,8±4,6) и достаточно низкий показатель фактора Сложность задания (5,7±3,0) обусловлены видом деятельности в настоящий период - учебной деятельностью, характеризуют субъектов как проявляющих интерес к результатам своей деятельности и не страшащихся сложности и трудности предлагаемых заданий.

По методике Ценностных ориентаций М. Рокича среди терминальных ценностей данной группой выделена среди предпочитаемых ценность здоровья (3,6±3,6), среди условно предпочитаемых в данной выборке - ценность любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (5,4±4,2) и ценность наличия хороших и верных людей (5,8±2,5). Среди отвергаемой ценности испытуемыми обозначена ценность красоты природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) (14,5±4,5).

То есть студенты-испытуемые на первое место ставят здоровье, затем любовь и наличие хороших и верных друзей как жизненные ценности и не приемлют переживание прекрасного в природе и искусстве в качестве ценности, которые стоят того, чтобы к ним стремиться. Данные ценности отражают возрастные особенности испытуемых, для которых ощущение и переживание прекрасного в данном возрасте не является настолько значимым.

Среди инструментальных ценностей данной группы нет явно предпочитаемой ценности, однако выделяется группа условно предпочитаемых ценно-

стей: ценность аккуратности (6,6±5,3), воспитанности (5,8±5,0), ответственности (6,6±4,5). К отвергаемым ценностям студенты отнесли непримиримость к недостаткам в себе и других (14,6±4,2), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (11,9±5,9), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) (11,6±4,1). Данный выбор отражает их установки, что именно аккуратность, воспитанность и ответственность являются теми образами действий и свойствами личности, которые будут предпочтительными в любой ситуации. Выбор этих ценностей обусловлен теми социальными условиями, в которых

Исследование межличностных взаимодействий осуществлялось по тесту Лири в оценивании своих идеальных личностных характеристик испытуемые студенты описывают идеального себя средними показателями по факторам Независимый - доминирующий (6,1±1,5), Прямолинейный - агрессивный (4,8±2,1), Покорный - застенчивый (4,7±1,9) и Зависимый - послушный (6,0±2,3), повышенными показателями по факторам Властный - лидирующий (8,9±2,1), Сотрудничающий - конвенциальный (9,2±2,0) и Ответственный - великодушный (9,4±1,9) и низкими по фактору Недоверчивый -скептичный (2,9±3,2), что дает основание характеризовать идеальный образ себя у студентов как достаточно энергичных, успешных в делах (деятельности) людей, несколько нетерпимых к критике по отношению к себе и критичных по отношению к окружающим, требующих к себе уважения, т. е. с несколько завышенной самооценкой. Они ориентированы на принятие и социальное одобрение, более ориентированы на цели микрогруппы, т. е., в первую очередь, стремятся удовлетворять требования группы, а не собственные. Их идеальное поведение представлено эмоционально лабильным типом личности (истероидным типом характера).

По тесту Лири в оценивании своих реальных личностных характеристик испытуемые студенты описывают «реального себя» средними показателями по факторам Независимый-доминирующий (6,9±2,6), Недоверчивый - скептичный (6,6±2,4), По-корный-застенчивый (6,3±2,9) и Зависимый - по-

проходит их профессионализация и которые требует от них социальная среда.

В основе профессионального самосознания, так же, как и самосознания в целом, лежит отношение к своему бытию, опосредованное совместной (т. е. осуществляемой во взаимодействии) деятельностью, что способствует формированию определённых типов межличностных отношений, форм поведения и общественно значимых поступков и действий [11]. Соотношение результатов «Я-реальное» / «Я-

идеальное» межличностное отношение определялось по методике Тест межличностных отношений Т. Лири (таблица 2).

слушный (6,1±2,3), повышенными показателями по факторам Властный-лидирующий (9,0±3,2), Прямолинейный - агрессивный (7,4±2,0), Сотрудничающий

- конвенциальный (8,8±2,1) и Ответственный - великодушный (8,2±2,5), низких результатов по факторам не наблюдается. Эти параметры характеризуют респондентов группы также как и в идеальном образе энергичных, деятельных, склонных к соперничеству людей, которые все же в случае проблемных ситуаций проявляют гибкость и направленных на сотрудничество, достаточно склонных компромиссам при решении проблем и конфликтных ситуациях. По реальным показателям наблюдается более высокая критичность по отношению к окружающим и нетерпимость к критике по отношению к себе, требовательность в отношении уважения к себе, т. е. это люди с несколько завышенной самооценкой, но с наблюдаемым стремлением быть в согласии с мнением окружающих (подчиняемый тип). Они ориентированы на принятие и социальное одобрение, еще в большей степени ориентированы на цели микрогруппы, т. е., в первую очередь, стремятся удовлетворять требования группы, а не собственные.

Обращает на себя внимание, существенное различие идеальных и реальных результатов по факторам Прямолинейный-агрессивный (4,8±1,9 / 7,4±2,0) и Недоверчивый-скептический (2,9±3,2 / 6,6±2,4) -студенты оценили себя как более требовательных, прямолинейных, строгих и резких в оценке других людей, реально более раздражительных, чем им хо-

Таблица 2

Сравнительные результаты идеальных и реальных средних значений студентов по тесту Лири

№ Типы межличностных отношений Реальные значения Идеальные значения

1. Властный-лидирующий 9,0 8,9

2. Независимый-доминирующий 6,9 6,1

3. Прямолинейный-агрессивный 7,4 4,8

4. Недоверчивый-скептический 6,6 2,9

5. Покорный-застенчивый 6,3 4,7

6. Зависимый-послушный 6,1 6,0

7. Сотрудничающий-конвенциальный 8,8 9,2

8. Ответственный-великодушный 8,2 9,4

телось бы быть в идеальном представлении. Они желают быть более реалистичными в суждениях и поступках, им хотелось бы быть более настойчивыми, упорными и энергичными в достижении цели. Также наблюдается некоторое различие между идеальными пожеланиями и реальным состоянием по факторам Сотрудничающий - конвенциальный (9,2±2,0 / 8,8±2,1) и Ответственный - великодушный (9,4±1,9 / 8,2±2,5).

В целом сравнение результатов идеальных и реальных представлений о межличностных взаимодействиях свидетельствует, что в идеале испытуемые желают быть более дружелюбными и активными по отношению к окружающим, стремятся помогать и сострадать другим людям, в большей степени принимать ответственность на себя за других.

Личностные особенности респондентов данной группы были исследованы по методике Личностного опросника Р. Б. Кеттелла. Исследуемая выборка студентов-выпускников характеризуется следующими показателями по данной методике: по фактору А «открытость-замкнутость» показала результат 4,8+2,6, что свидетельствует на начальном этапе профессионализации - выпускники несколько малообщительны и замкнуты, в отношениях с людьми, наблюдается негибкость и прямолинейность в общении и поведении. Кроме того, выявлены низкие баллы по фактору Q ] «радикализм-консерватизм» (3,3±2,6), свидетельствующие, что выпускники проявляют недоверие и сомнения к нововведениям, новым идеям и переменам. В своем поведении выпускники предпочитают ориентироваться на внешние правила и нормы, стремятся постоянно поддерживать установленные понятия, рамки, правила. Результаты фактора Q 2 «самостоятельность - зависимость от группы» (4,2±2,4) и фактор Q 4 «внутренняя напряженность-расслабленность» (4,7±1,8) отражают низкий самоконтроль и спонтанность в поведении. Для них характерен внешний локус-контроль, т. е. ориентация на социальное одобрение и личностную зависимость респондентов данной группы от чужого мнения. На данном этапе студенты-выпускники из-за неуверенности в своих силах и внутренней конфликтности предпочитают перекладывать принятия решений на других людей. По факторам Ь «подозрительность - доверчивость» (5,7±2,2), О «склонность к чувству вины - спокойная самоуверенность» (6,6±1,8), Q 3 «самоконтроль -недостаток самоконтроля» (6,3±1,9), МБ (адекватность) (6,8±1,9) наблюдаются результаты несколько выше среднего, что характеризует данную группу как людей с завышенным самомнением, несколько эгоцентричных, интересы которых обращены в большей степени на самих себя и которым свойственна тревожность. Кроме того, в целом им свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя, но в то же время с достаточным уровнем внутреннего контроля поведения. В целом личностные особенности студентов-выпускников обусловлены в большей степени формальными нормами, установленными законами их социальной и профессиональной среды, где поведение носит ско-

рее подчиняемый, характер. На данном этапе им присуща высокая самооценка и самоуверенность, иногда вплоть до эгоцентризма, что дает представление о студентах как о людях пока достаточно уверенных в своих силах и своих знаниях. Повышенная тревожность и эмоциональная ранимость связана с социальной фрустрацией и неадекватным восприятием окружающей реальности и неуверенностью в своем будущем, что объясняется не сформированным представлением о своей будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональное самосознание есть сложное психосоциальное явление, имеющее свой путь развития, свой процесс становления и свои особенности в процессе обучения в вузе, обусловленное гармоничным развитием ведущих индивидуально-психологических и социальнопсихологических характеристик. Кроме того, формирование гармонично развитого профессионального самосознания несет в себе импульс к профессиональному саморазвитию выпускников в будущей профессиональной деятельности что, в свою очередь, влияет на успешную профессионализацию будущих специалистов - социальных работников.

Литература

1. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание че-ловека-человеком [Текст] / А. А. Бодалев. - М.: МГУ, 1982. - С. 25.

2. Гульянова, Н. А. О связи самоприятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха [Текст] / Н. А. Гульянова // Вестник моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2001. - № 3. - С. 68 - 75.

3. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А. А. Деркач. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752 с. (Серия «Психологи Отечества»).

4. Зимбардо Ф. Формирование самооценки [Текст] / Ф. Зимбардо // Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2003.

5. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности [Текст] / Е. А. Климов // Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 74 - 77.

6. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера: Юрайт, 2001. - 464 с.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.

8. Митина, Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя [Текст] / Л. М. Митина // Сов. педагогика. - 1989. - С. 52 - 56.

9. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 440 с.

10. Рубинштейн, С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Психология личности. В 2 т. - Т. 2. - Самара, 2000.

- 543 с.

11. Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / Н. В. Самоукина. - М.: Экмос, 1999. - 352 с.

12. Технология социальной работы: учеб. пособие / под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

13. Фирсов, М. В. Теория социальной работы [Текст]: учеб. пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студе-нова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

14. Холостова, Е. И. Профессионализм в социальной работе [Текст]: учеб. пос. / Е. И. Холостова.

- 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2008. - 236 с.: ил. - (Серия «Золотой фонд учебной литературы»).

15. Чеснокова, И. И. Проблемы самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова - М., 1977. -392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.