УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ПСИХОЛОГОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
© Ольга Александровна Митина
Научный центр психического здоровья Российской Академии медицинских наук, г. Москва, Россия, научный сотрудник, e-mail: mitina_o@mail.ru
Исследование профессионального самосознания психологов социальной сферы, влияющего на успешность профессиональной деятельности, на структуру личностно-профессиональных качеств, систему межличностных отношений в коллективе и с потребителями психиатрической помощи, является актуальной задачей современной психологической науки. Полученные результаты позволяют автору разработать и реализовать психолого-акмеологическую модель психологических детерминант развития профессионального самосознания психологов социальной сферы.
Ключевые слова: психолого-акмеологическая модель; профессиональное самосознание; психологические детерминанты.
Социально-экономические процессы в современном российском обществе предъявляют повышенные требования к профессионализму специалистов в различных отраслях. Однако, по данным современной психологической литературы, до сих пор отсутствует реалистичное, дифференцированное представление о психологах психиатрических учреждений, сферах их деятельности, кроме того, выявляется тенденция к негативному к ним отношению, приписыванию им отрицательных личностных качеств [1, 2]. В силу специфики профессиональной деятельности психологов этой сферы к ним предъявляются особые требования с точки зрения уровня их профессиональной квалификации, моральных, этических и личностных качеств [3, 4].
Проблема профессиональных, социально-психологических и личностных характеристик специалистов-психологов данного профиля приобрела особую актуальность в период реформирования психиатрической службы в целом, в ходе которого большое внимание уделяется психосоциальной реабилитации [5, 6], создаются личностно-ориентированные формы помощи [7, 8]. Особые требования к личности психологов данной сферы деятельности предъявляются в связи с активным включением психотерапевтической и психологической работы в психиатрическую практику, которая в последние десятилетия происходит не только за рубежом [9, 10], но и в нашей стране [11]. Актуальным становится не только использование специальных техник и методов в работе с пациен-
тами, но и сам образ специалиста-психолога как одного из «терапевтических инструментов».
Особое значение в современной психологической и акмеологической науке уделяется росту профессионализма психологов социальной сферы. В этой ситуации актуальной становится разработка психологических основ развития профессионального самосознания специалиста-психолога.
Между тем до настоящего времени вне исследовательского внимания остается целостное видение процесса развития профессионального самосознания психологов психиатрических учреждений, взятого в совокупности его целевых, содержательных и динамических изменений в течение профессиональной деятельности. Недостаточно разработаны принципы организации эффективного взаимодействия специалистов в коллективе, а также при организации взаимодействия специалистов и пациентов с учетом потребностей последних [12, 13].
Все это актуализирует проблему изучения психологических детерминант развития профессионального самосознания психологов социальной сферы.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование психологических детерминант профессионального самосознания психологов, работающих в психиатрических учреждениях, и разработка психолого-акмеологической модели специалистов данного профиля.
Для достижения этой цели в работе исследовались индивидуально-психологические,
профессиональные и морально-этические особенности личности специалиста. Также было проведено изучение системы межличностного взаимодействия специалистов в коллективе, исследование представлений о специалисте-психологе у пациентов.
Материалы и методы исследования. Инструментом исследования явились: опросник терминальных ценностей (И.Г. Се-нин), опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман), тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С.Р. Пантелеев), «Метод диагностики межличностных отношений» (ДМО), модифицированный Л.Н. Собчик, авторская анкета «Исследование образа психолога психиатрического учреждения» (В. С. Ястребов, О. А. Митина), авторская анкета «Изучение мнения пациентов психиатрических учреждений о психологах психиатрических учреждений» (В.С. Ястребов, О.А. Митина).
В исследовании принимало участие 224 человека, из которых 140 - психологи, работающие в психиатрических учреждениях (со стажем работы 1, 3 и 5 лет), 30 - пациенты психиатрических учреждений, 74 - основные категории специалистов психиатрического учреждения, с которыми взаимодействуют психологи (врач-психиатр, медсестринский персонал, работник социального звена, руководитель учреждения (главный врач, заместитель главного врача)).
Результаты исследования. В этой статье описывается психолого-акмеологическая модель психологических детерминантов развития профессионального самосознания психологов социальной сферы. Она включает такие компоненты, как субъективный (характеризующий личностные показатели: на-
правленность, профессиональную мотивацию, ценности, профессионально важные качества); объективный (отражающий особенности профессиональной деятельности психолога); поведенческий (направленный на взаимоотношения психолога в профессиональном коллективе и с пациентами); а также содержит критерии развития профессионального самосознания (мотивационный профиль, саморегуляция, толерантность, гуманность, творческая активность, профессионализация, общественная полезность, позитивное отношение к профессии) и специфику развития профессионального самосознания
психологов (профессиональный практикум, имеющий модульную структуру).
Остановимся на основных выделенных компонентах психолого-акмеологической
модели психолога социальной сферы.
Субъективный компонент. Образ субъекта профессиональной деятельности характеризуется направленностью личности спе-циалистов-психологов и личностно-профессиональными качествами. Направленность личности психологов включает в себя два компонента - ценностно-смысловую сферу и способность к формулированию профессиональных задач. В основе ценностно-мотивационной сферы психологов лежат два основных компонента: потребность в профессиональной самореализации, которая выражается в стремлении раскрыть свои профессиональные возможности, реализовать полученные знания, навыки и умения, и реализация возможности оказывать помощь. Анализ структуры ценностных ориентаций психологов социальной сферы показал, что наиболее значимыми ценностями являются: достижения, духовное удовлетворение, материальное положение. Исследование самоотношения психологов социальной сферы показало, что наиболее значимыми являются шкалы «ожидаемое положительное отношение других» (89,6), «самообвинение» (81,19), «общее само-восприятие» (79,5) и «самопринятие» (76,2).
Формирование профессиональных задач у психологов психиатрических учреждений осуществляется в рамках профессиональной, специализированной помощи психически больным и включает в себя следующие основные профессиональные функции: оказание профессиональной психологической помощи психически больным; забота о психическом здоровье людей в целом; работа с родственниками пациента. Среди психологов
1, 3 и 5-го года работы наблюдаются следующие особенности в формировании профессиональных задач. Во-первых, с увеличением срока работы акцент значимости при формировании профессиональных задач смещается на оказание профессиональной психологической помощи психически больным. Работа с родственниками пациентов становится также одной из приоритетных профессиональных задач. Во-вторых, менее значимым становится забота о психическом здоровье людей в целом. Наконец, важно от-
метить, что такая задача, как работа с другим медицинским персоналом (тренинги, группы профессиональной помощи и пр.), не является значимой во всех группах вне зависимости от стажа работы.
Личностно-профессиональные качества (ЛИК) психологов психиатрических учреждений. В частности, нами были выделены ЛИК в следующих сферах: морально-этическая;
коммуникативные навыки; особенности волевого регулирования поведения; особенности эмоциональной сферы; особенности поведенческой сферы (стратегии поведения); профессионализм. Основными сферами являются: способность волевого регулирования деятельности (27,3 %), особенности морально-этической сферы (23,6 %), особенности коммуникации (17,7 %). Волевое регулирование деятельности представлено такими основополагающими характеристиками, как исполнительность, обязательность, добросовестность и ответственность. Кроме этого. особенности волевой сферы психологов, работающих в психиатрии, во многом определяются возможностью самоконтроля эмоций (выдержанность, терпеливость, сдержанность) и поведения (аккуратность, пунктуальность, внимательность, дисциплинированность, собранность, четкость). Ориентация в работе на морально-этические ценности включает гуманность, доброту, порядочность, сострадание, справедливость, совестливость, терпимость, человеколюбие, любовь к больным, уважение, бескорыстность, чувство долга, милосердие, человечность, альтруизм. К необходимым особенностям коммуникативной сферы психологов относятся такие общие характеристики, как: доброжелательность, общительность, способность понять, способность просто и доступно объяснять; а также специфические особенности коммуникативного процесса: необходимость «дистанцированности в общении с пациентами», гибкость, эмпатийное слушание.
Наиболее «проблемными», дезорганизующими профессиональную деятельность являются эмоциональная (31,9 %) и поведенческая (31,5 %) сферы. Также выявлена тенденция к увеличению негативного влияния эмоциональной сферы на осуществление профессиональной деятельности, связанная с увеличением времени работы.
Объективный компонент. Ирофессио-нальная деятельность включает в себя профессиональную идентичность, профессиональную самопрезентацию, профессиональную позицию.
Анализ профессиональной идентичности показал, что в ее основе для психологов социальной сферы лежит возможность «реализации полученных профессиональных навыков и умений в профессиональной деятельности». В эту категорию были включены такие ответы, как: «уметь провести диагностику», «уметь провести психологическую коррекцию», «организовать тренинг», «наладить общение с родственниками пациента» и пр. Более 75 % респондентов - психологов первого года работы - предложили ответы, относящиеся к данной категории. Этот показатель резко снижается среди психологов 5-го года работы (46,18 %). Следующей категорией профессиональной идентичности является «актуализация, развитие и совершенствование способностей, возможностей и качеств личности в профессии». В данном случае профессиональное самоопределение как возможность личностного развития в профессии наиболее характерно для психологов с пятилетним стажем работы (30,45 %). Наконец, идентификация себя как профессионала, работающего по призванию, в большей степени характерна так же для этой группы специалистов (20,51 %), что, безусловно, отражает высокую личную ценность профессии, особое восприятие мира через профессию у специалистов, имеющих стаж работы 5 лет.
Анализ профессиональной самопрезен-тации специалиста как работника сферы психического здоровья и как представителя определенной профессиональной группы (психолог) показал, что наиболее приемлемым является представление себя как специалиста, работающего в медицинской сфере без уточнения психиатрического профиля. Наиболее популярной является альтернатива: «Когда я говорю о своей профессии, то просто отмечаю, что работаю в медицинской сфере». Иредпочитают скрывать свою работу в психиатрической клинике в среднем 9,6 % респондентов. Скрывают, что работают психологами - 8,5 % всех опрошенных. Ирофес-сиональная позиция работающих в психиатрии психологов складывается из позитивного отношения к своей профессии, к учрежде-
нию, в котором они работают, и нежелания менять профессию. Так, около 53 % респондентов оценивают свою организацию как «второй дом».
Анализ системы межличностных взаимоотношений (МО) психологов. Наиболее характерными типами МО являются «сотрудничающий - конвенциальный», и «ответственно-великодушный». Описывая
«идеальный» тип межличностных отношений, респонденты хотели бы видеть также такие характеристики властно-лидирующего типа МО, как уверенность в себе, умение быть хорошим организатором.
Статистический анализ позволил выявить, что основными тенденциями в межличностных отношениях психологов (сопоставление «Я-реальное» и «Я-идеальное» в группах испытуемых) являются следующие: во-первых, сокращение таких характеристик межличностных отношений, как скептицизм, скромность, склонностью брать ответственность на себя, потребность в доверии и помощи со стороны окружающих. Во-вторых, формирование такого типа МО, как властно-лидирующий, который заключается в оптимистичности, быстроте реакций, высокой активности, выраженной мотивации достижения, тенденции к доминированию, ориентации в основном на собственное мнение, экст-равертированности, лидерских тенденциях.
Анализ системы МО психологов при взаимодействии с коллегами. Наиболее выражены I, VII и VIII октаны, что характеризует МО психологов, по мнению коллег, как сочетающих в себе черты властно-лидирую-щих, сотрудничающих-конвенциальных и ответственно-великодушных аспектов взаимоотношений.
Статистический анализ между представлениями респондентов группы «коллеги» и самоописанием психологов («Я-реальное») позволил нам охарактеризовать дифферен-цированность межгруппового восприятия психологов в коллективе как недостаточную (различия выявлены по трем октанам. Различия значимы на уровне р < 0,05 по критерию Фишера в сочетании с критерием Колмогорова-Смирнова).
Иерархический анализ желаемого отношения со стороны психолога, по мнению пациентов, показал, что наиболее предпочтительным является «дружеское» (49 %), при
этом «покровительственного» и «формального» отношения к себе ожидают все же около 13 % респондентов.
С точки зрения пациентов неприемлемым для психологов в отношении пациентов является несоблюдение этических и моральных норм (21,7 %), профессиональная некомпетентность специалиста (21,5 %), грубость (16 %). Для пациентов важны возможность «выговориться» на всех этапах лечения и реабилитации (34 %), информирование о заболевании в процессе лечения (26 %), получение эмоциональной поддержки со стороны всех групп (20 %), а также стабильность и четкость лечебно-реабилитационного процесса (13 %) положительно сказываются в течение всего процесса лечения.
Анализ межличностного восприятия психологов пациентами позволил выявить следующие особенности. Если общее само-восприятие специалистов по показателю «дружелюбие» принципиально не отличается от того, как их оценивают пациенты (различия не значимы на уровне р > 0,05), то по показателю «доминирование» значения значимо отличаются по всем трем группам (различия значимы на уровне р < 0,01 по /-критерию Стьюдента).
Реальный образ психологов описывается пациентами, в первую очередь, как ответственно-великодушный тип (VIII). Однако идеальным, по их мнению, образом для этой категории сотрудников является, в первую очередь, сотрудничающий-конвенциальный тип (VII), предполагающий дружелюбное отношение к окружающим, сотрудничество с референтной группой, восприимчивость к общему эмоциональному настрою. В целом, идеальный и реальный образ психолога, по мнению пациента, совпадает.
Сопоставление представлений психологов о себе с представлениями о них пациентов показало, что они являются согласованными (по 6 октанам статистически значимых различий не выявлено). Отличия выявлены только по одному октану (VI, различия значимы на уровне р < 0,01 по /-критерию Стьюдента), что описывает тот факт, что психологи приписывают себе большую неуверенность, податливость к мнению окружающих, склонность к компромиссам, чем воспринимают их пациенты.
Заключение. Общественно-экономи-
ческое реформирование современного общества предполагает повышение уровня сознательности во всех сферах человеческой жизни, в т. ч. и в профессиональной деятельности как главном направлении становления личности профессионала. Проблема профессионального самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Особый интерес в современной психологии представляет проблема изучения профессионального самосознания психологов психиатрических учреждений. Анализ специфики профессионального самосознания психологов данной социальной сферы позволяет разработать психолого-акмеологическую модель психологических детерминант развития профессионального самосознания психологов социальной сферы.
1. Рукавишников В.О. Общественное мнение о службах психического здоровья и пациентах, ими обслуживаемых. М., 1990.
2. Серебрийская Л.Я. Факторы стигматизации психически больных: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.
3. Молоканов М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практического психолога (инструкторов учебно-тренировочных групп): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.
4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М., 1999.
5. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожако-ва А.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. М., 2004.
6. Лиманкин О.В. О проблемах реформирования психиатрических служб // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Бехтеревские чтения на Вятке». Москва; Киров, 2004. Ч. 1. С. 54-57.
7. Stein L.I., Santos A.B. Assertive community treatment of persons with severe mental illness. New York; London, 1998. P. 31.
8. Shepherd G. Models of community care // Journal of Mental Health. 1998. V. 7 (2). P. 165-177.
9. Holmes J. The psychotherapy department and the community mental health team: bridges and boundaries // Psychiatric Bulletin. 1998. V. 22. P. 729-732.
10. Mitchison S. A model for an integrated psychotherapy service // Psychiatric Bulletin. 1995. V. 19. P. 209-213.
11. Шмуклер А.Б., Немиринский О.В. Проблемы взаимодействия психиатра, психолога и социального работника // Социальная и клиническая психиатрия. 1995. Т. 5. № 3. С. 97-101.
12. Crawford M. Involving users of psychiatric services in service development - no longer an option // Psychiatric bulletin. 2001. V. 25. P. 84-86.
13. Perkins R., BuckfieldR., Choy D. Access to employment: A supported employment project to enable mental health service users to obtain jobs within mental health teams // Journal of Mental Health. 1997. V. 6. P. 307-318.
Поступила в редакцию 24.03.2011 г.
UDC 159.9
MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGIC DETERMINANTS OF PROFESSIONAL IDENTITY DEVELOPMENT AMONG PSYCHOLOGISTS OF SOCIAL SPHERE
Olga Aleksandrovna Mitina, Scientific Center of Mental Health of Russian Academy of Medical Sciences, Moscow, Russia, Scientific Researcher, e-mail: mitina_o@mail.ru
The study of professional identity of social psychologists, which affect the success of professional activity, the structure of personal and professional qualities, the system of interpersonal relationships in the community and with consumers of mental health care, is an important task of modern psychological science. The results allow the author to develop and implement psycho-acmeological model of psychological determinants of the development of professional identity of psychologists in the social sphere.
Key words: psychological and acmeologic model; professional identity; psychological determinants.