Научная статья на тему 'Проблемы формирования компетентности персонала психиатрической службы'

Проблемы формирования компетентности персонала психиатрической службы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
452
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / PROFESSIONAL COMPETENCE / MEDICAL PERSONNEL / PSYCHIATRIC SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Руженская Елена Владимировна, Карасёва Татьяна Вячеславовна

В статье раскрыта категория компетентности медицинского персонала психиатрической службы, проанализированы характеристики направленности на профессиональную деятельность в психиатрии, рассмотрены проблемы формирования профессиональной компетентности психиатров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of formation of competence of personnel of psychiatric service

The article considers the category of competence of medical personnel of psychiatric service. The characteristics of focusing on professional activities in psychiatry are analyzed. The problems of formation of professional competence of psychiatrists are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования компетентности персонала психиатрической службы»

Образование и кадры

© Е.В. Руженская, Т.В. Карасёва, 2014 УДК 614.2:616.89-083

Руженская Е.В.1, Карасёва Т.В.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА И ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1Шуйский филиал Ивановского государственного университета; 155908, Шуя, Россия; 2ЭБУЗ Областная клиническая психиатрическая больница "Богородское", 153506, с. Богородское, Россия

В статье раскрыта категория компетентности медицинского персонала психиатрической службы, проанализированы характеристики направленности на профессиональную деятельность в психиатрии, рассмотрены проблемы формирования профессиональной компетентности психиатров.

Ключевые слова: профессиональная компетентность; медицинский персонал; психиатрическая служба.

Ruzhenskay Ye.V.a1, Karaseva T. V.2 THE PROBLEMS OF FORMATION OF COMPETENCE OF PERSONNEL OF PSYCHIATRIC SERVICE

'The Ivanovo state university, 155908 Shuya, Russia

2The oblast clinical psychiatric hospital "Borodskoye", 153506 village of Bogorodskoye, Russia The article considers the category of competence of medical personnel of psychiatric service. The characteristics of focusing on professional activities in psychiatry are analyzed. The problems of formation of professional competence of psychiatrists are considered.

Keywords: professional competence; medical personnel; psychiatric service.

На современном этапе развития системы профессионального медицинского образования ведущим в подготовке специалистов стал компетентностный подход. Соответственно формирование комплекса компетент-ностей является главной целью подготовки и переподготовки кадров. Понятие профессиональной компетентности, широко распространенное за рубежом, в связи со стремлением России интегрироваться в европейское сообщество становится в отечественном образовании базисным для определения стратегии, подходов, методов, средств обучения персонала [10].

С позиции психологии развития компетентность как способность к интеграции знаний и навыков, способов их использования в условиях меняющихся требований внешней среды может включать: социальные достижения (социальная компетентность); способности к социальной перцепции, эмпатии, общению, руководству людьми (социально-психологическая компетентность); способности к построению концептуальных схем, моделей, программ (концептуальная компетентность) и достижение высшего уровня профессионализма (профессиональная компетентность) [1].

Под профессиональной компетентностью понимают совокупность качеств личности и профессиональных умений, необходимых для реализации его функций, в изменяющихся условиях протекания профессиональной деятельности [10].

А.К. Маркова [12] выделяет четыре вида профессиональной компетентности в соответствии со следующими основными сторонами труда: специальная деятель-ностная компетентность (в профессиональной деятельности), социальная, коммуникативная компетентность (в профессиональном общении), личностная компетентность (в профессиональной личности), индивидуальная (в целостном профессиональном саморазвитии). Также выделяется экстремальная профессиональная компетентность (во внезапно усложнившихся услови-

ях). Для специалистов, занятых в социономических видах деятельности, органической составляющей общей профессиональной компетентности является социальна-коммуникативная компетентность [3].

Рассматривая проблемы доказательной медицины и компетентности врача, К.П. Воробьев [6] со ссылкой на иностранных авторов выделяет следующее определение компетентности врача: "привычное и разумное использование общения, знаний, технических навыков, клинического мышления, эмоций, оценок и рефлексий в повседневной практике на благо человека и общества". Ключевым словом в этом определении является "привычное", т. е. ожидаемое. Таким образом, в современном определении понятия "компетентность" акцент сместился от "знаний и навыков" к качествам специалиста, которые позволяют достичь ожидаемого обществом результата, т. е. добиться "решения проблемы" в рамках приемлемых для общества моделей поведения врача. Эта модель включает: безупречность, гуманизм, ответственность, альтруизм, понимание законов и этики, коммуникативные навыки [6, 19, 20].

До настоящего времени отсутствует единый подход к определению компетентности медицинских работников. Авторы предлагают различные трактовку и структуру данной категории. В содержании профессиональной компетентности медицинского специалиста среднего звена Г.В Васильева [4] выделяет социально-личностную, общепрофессиональную, организационно-управленческую и специальную составляющие.

В.Н. Косыревым [9] представлена модель диагностической компетентности, включающая мотиваци-онный (общие мотивационные инварианты врачебной деятельности, личностно-обусловленная мотивация), операциональный (специальная когнитивная, перцептивная, мыслительная, психологическая, гностическая, дифференциально-диагностическая, коммуникативная, технологическая и экстремальная компе-

Для корреспонденции: Руженская Елена Владимировна (elena37@yandex.ru).

тентность) и рефлексивный (аутопсихологическая и персональная компетентность) компоненты. В структуру профессиональной компетентности стоматолога С.М. Тароян [16] включает четыре основных компонента: клиническую компетентность, организационную компетентность, психолого-деонтологическую компетентность и культурную компетентность. П.В. Лигатюк [11] указывает на важность такого компонента профессиональной компетентности, как межличностная толерантность медицинских работников, включающего как терпимость, так и качества личности, выражающие позитивное отношение к иному и проявляющиеся в способности устанавливать и поддерживать диалогичные взаимоотношения с людьми, в том числе и субъектами медицинского процесса.

Профессиональную коммуникативную компетентность врача рассматривают как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного действия в определенном круге ситуаций взаимодействия. Л.Н. Васильева [5] выделяет содержательный и инструментальный (технический, операционный) уровень коммуникативной компетентности будущего врача. Ведущими ограничениями развития социально-коммуникативной компетентности у будущих медицинских сестер Е.Е. Богданова [3] считает: конформность, стремление к статусному росту, направленность на избегание неудач, фрустрационную нетолерантность, адекватность проявления эмоций [2].

B. С Ястребов, О.А. Митина [18] выделили значимые индивидуально-психологические аспекты личности специалистов для работы в психиатрии. Наиболее весомыми оказались характеристики морально-этической сферы (28,3%), сферы волевого регулирования поведения (23,2%) и коммуникативных навыков (17,5%). К личностным характеристикам психиатра, необходимым для успешной работы, относятся: ориентация в работе на морально-этические ценности (гуманность, доброта, милосердие и т.д.), гибкая стратегия поведения, личностные качества. Среди личностных качеств особое место принадлежит коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность включает: эмпатию, аффилитацию (потребность в других людях), эмоциональную стабильность, сенситивность к отвержению (способность воспринимать негативное отношение окружающих, в том числе и пациентов), коммуникативную толерантность (способность переносить нежелательные или отрицательные особенности пациентов), способность к рефлексии (стремление к оценке субъективного мира больного).

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности "психиатрия" (интернатура) предусматривает формирование у будущих психиатров общекультурных и профессиональных компетенций. Последние реализуются в следующих видах деятельности психиатра: диагностической, лечебной, реабилитационной, профилактической, организационно-управленческой [13]. Н.В. Соловьевой [15] разработаны модели компетенций для врачей-психиатров и заведующих психиатрическими отделениями, включающие: профессионализм; коммуникативность; работу в команде; исполнительскую дисциплину, качество работы; целеустремленность и настойчивость; приверженность целям организации.

С этических позиций профессиональная компетентность психиатра определяется как: "...его специальные знания и искусство врачевания ...Профессиональная компетентность дает психиатру моральное право самостоятельно принимать ответственные решения и осуществлять руководство другими специалистами и персоналом" [8].

На основании данных собственных исследований и взглядов различных авторов нами разработаны определение и модель профессиональной компетентности персонала психиатрической службы. Одной из задач нашего исследования была разработка содержания категории профессиональной компетентности персонала психиатрической службы, которая до настоящего времени не имеет единого толкования. Наша трактовка профессиональной компетентности заключается в понимании ее как интегративной характеристики личности персонала психиатрической службы, обеспечивающей стереотипы владения общекультурными и специальными компетенциями профессиональной деятельности в психиатрии.

Модель (виды, кластеры, компоненты, критерии) профессиональной компетентности, на наш взгляд, может быть представлена следующим образом. Основными видами профессиональной компетентности любого врача, включая врача-психиатра, являются общекультурные (универсальные, надпредметные) и профессиональные (специальные, предметно-специализированные, профильные). В число профессиональных, входят лечебные, диагностические, профилактические, реабилитационные и организационно-управленческие, психолого-педагогические и научно- исследовательские. К общекультурным относятся коммуникативная, толерантная, аутопсихологическая, психолого-деонтологи-ческая, экстремальная и другие виды компетентности, включающие личностные качества, необходимые для эффективной работы в психиатрии.

Основными кластерами компетентности психиатра являются: базовый (направленность личности), содержательный (знания, умения, навыки) и деятельностный (технологии деятельности) [5, 7, 13]. На основе акмео-логического подхода мы выделили следующие компоненты профессиональной компетентности персонала психиатрической службы: ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, адаптационный, креативный [17].

Мы полностью согласны с Л.Н. Васильевой [5], что в становлении компетентности врача базовый уровень следует считать основным. Поэтому первым этапом исследования компетентности персонала психиатрической службы стало изучение направленности врачей и медицинских сестер на профессиональную деятельность.

Материалы и методы

Нами были обследованы 2503 сотрудника психиатрической службы четырех областей ЦФО — Ивановской, Владимирской, Рязанской и Ярославской. Это специалисты с высшим и средним медицинским образованием, работающие во всех учреждениях психиатрического профиля (областных психиатрических учреждениях, районных психиатрических кабинетах, городских психотерапевтических и психиатрических кабинетах системы здравоохранения, интернатах психоневрологического профиля системы социального обеспечения). В исследовании приняли участие 603 врача (из них 182 организатора здравоохранения и 421 врач-клиницист) и 1900 медсестер (237 организаторов сестринского дела и 1663 практикующие медсестры). Было проведено анкетирование по комплексной методике исследования профессиональной направленности, включающее оценку ценностей, целей, движущих мотивов, интересов и потребностей персонала [14].

Результаты исследования

Большая часть (75,9%) медицинских работников считает целью своей профессиональной деятельности

достижение количественных и качественных результатов, на 2-м месте (15,2%) среди целей — поддержание объема медицинской деятельности. Для врачебного персонала результаты труда более значимы — 80,4% (^ < 0,01 по сравнению с медсестрами), причем наиболее нацелены на результат именно практические врачи. Оценивая свои ближайшие профессиональные планы, больше половины специалистов психиатрических учреждений считают необходимым в совершенстве овладеть профессией. Среди врачебного персонала этот показатель достигает 63,8%, что существенно ф < 0,05) выше по сравнению со всеми профессиональными группами. Наиболее значимыми являются такие установки среди организаторов здравоохранения — 67% Ф < 0,05), среди организаторов сестринского процесса — 69,6% ф < 0,01).

Среди врачебного сообщества достаточно четкие планы на совершенствование в профессии отмечены в 24,2% случаев по сравнению с 30,8%, в группе практических медсестер < 0,05). Большая часть (75,9%) медицинских работников считают главной целью своей профессиональной деятельности достижение количественных и качественных результатов, на 2-м месте (15,2%) — поддержание объема медицинской деятельности. Наиболее нацелены на результат практикующие психиатры (82,2%; р < 0,01).

Больше половины (64,5%) медицинского персонала психиатрической службы испытывают призвание к медицинской деятельности, остальные либо не смогли определиться с ответом (23,3%), либо дали отрицательный ответ (12,1%). Эта закономерность проявляется в группах как врачебного, так и сестринского персонала. При этом разница в ответах лиц разного пола статистически достоверна — испытывают призвание к медицинской деятельности 79,8% мужчин и 62,7% женщин. Клинические врачи существенно чаще отмечают призвание к медицине по сравнению с организаторами здравоохранения (72,7 и 43,4%; p < 0,001). Сходная ситуация прослеживается в профессиональной группе среднего медицинского персонала.

Основные мотивы профессиональной деятельности сотрудников психиатрической службы заняли следующие ранговые места (в порядке убывания): удовлетворенность результатами труда, высокая заработная плата, общественное признание, процесс профессиональной деятельности, популярность для общества. Главным мотивом для медицинского персонала является удовлетворенность результатами труда (66,5%), на 2-м месте (23,7%) — высокая заработная плата. Для врачебного персонала по сравнению со средним медицинским характерна более высокая значимость удовлетворенности результатами труда и более низкая значимость мотива заработной платы.

Среди мужчин отмечено достоверное ф < 0,05) снижение частоты мотивов собственно профессиональной деятельности и популярности для общества и повышение роли такого мотива, как общественное признание. Последний мотив у мужчин присутствует в 2 раза чаще, чем у женщин. Применительно к статусным группам (организаторы процесса и практические медики) мотивы профессиональной деятельности выглядят следующим образом. Удовлетворенность результатами труда более значима для врачей (72,8%; р < 0,01) и среди них особенно для клиницистов (73,9%; р < 0,001). Для среднего медицинского персонала этот мотив, напротив, более значим для организаторов сестринского процесса (68,4%). Профессиональная деятельность также более значима для старших медсестер (2,87 раза по сравнению с группой медсестер; p < 0,001). В этой же группе

самая низкая доля (11,8%) лиц, для которых ведущим мотивом профессиональной деятельности является высокая заработная плата Ф < 0,001).

Среди врачебного сообщества доля лиц, ориентированных на общественное признание и популярность для общества, достоверно ниже среди организаторов здравоохранения. Возможно, вопреки ожидаемой нацеленности на высокий статус в мотивах профессиональной деятельности в наше время именно организаторы несут самую высокую нагрузку истинного понимания проблем психиатрической службы, падения престижности профессии, невозможности привлечь заметные инвестиции в психиатрию. Таким образом, большинство специалистов, работающих в психиатрии, пришли в профессию по призванию, основным мотивом профессиональной деятельности является удовлетворенность результатами труда.

При оценке мотивационной направленности личности 39,4% респондентов демонстрируют направленность "на дело" (врачи — 48,6%; средний медперсонал — 36,4%; р < 0,001), 15,4% — "на себя" (врачи — 10,4%; средний медперсонал — 16,9%; р < 0,001), 14,8% — "на общение" (врачи — 10,6%; средний медперсонал — 16,2%; р < 0,05). В остальных случаях отмечен смешанный тип направленности.

Потребность в достижении у большинства (70%) персонала имеет средний уровень. Высокий уровень имеют 2,3%, выше среднего — 15,98%, ниже среднего — 10,7% и низкий — 1% работников. Среди врачей-психиатров больше специалистов, у которых потребность в достижении выше среднего уровня 22,9% (£ < 0,001 в сравнении с общим результатом по выборке), в числе среднего медицинского персонала этот показатель ниже и составляет 13,8% ф < 0,05 в сравнении с общим результатом по выборке). Это происходит за счет меньшей доли числа врачей с уровнем потребности в достижении ниже среднего — 5,1% ф < 0,001 в сравнении с общим результатом по выборке) и увеличением этой группы в числе среднего медицинского персонала (> < 0,001 в сравнении с показателем врачей). Средний балл потребности в достижении в целом по выборке составил 13,36 ± 0,05, у врачей 14,09 ± 0,09 ($ < 0,001), в числе сестринского персонала 13,12 ± 0,05 ф < 0,01 в сравнении с общим показателем выборки и p < 0,001 в сравнении с показателем врачей).

Мотивационный потенциал персонала в отношении повышения уровня профессиональной компетентности во многом определяется инновационным мышлением, готовностью к внедрению новых технологий. По данным исследования, этот инновационный потенциал у специалистов психиатрической службы является высоким. 82,1% медиков, работающих в психиатрии, положительно относятся к внедрению новых технологий в свою профессиональную деятельность, причем этот процент высок как во врачебной, так и в сестринской среде. Среди опрошенных 14,7% относятся к нововведениям безразлично, а 3,1% — негативно. Медсестры чаще уклоняются от нововведений (относятся безразлично 15,5% по сравнению с 11,3% во врачебной группе; p < 0,01), но реже относятся к ним открыто негативно (2,5% по сравнению с 5% у врачей-психиатров; p < 0,02). Особых различий в отношении к инновациям среди организаторов службы и медиков практического звена не прослеживается. Несколько более высокий процент положительного отношения среди организаторов не является статистически значимым.

В целом врачебный персонал психиатрии в большинстве своем достаточно высокомотивирован на повышение своего профессионального уровня: 44,8% отмечают постоянную потребность в последипломном образо-

вании и 50,1% испытывают ее периодически. Среди сестринского персонала этот показатель значительно ниже и достоверно отличается от показателей врачебной группы. Так, лишь 22,9% медсестер испытывают потребность в последипломном образовании постоянно (р < 0,001), 56,9% — периодически (р < 0,01). Наиболее тревожным является тот факт, что 16,8% среднего медицинского персонала психиатрической службы отрицают потребность в мероприятиях по повышению квалификации. Считают, что не нуждаются в повышении квалификации 9,7% организаторов сестринского дела (по сравнению с 1,6% организаторов здравоохранения; р < 0,001) и медсестер практического звена (17,9%, по сравнению с 4,8% у практических врачей; p < 0,001).

Полученные нами данные подтверждают необходимость изучения профессиональной компетентности персонала психиатрической службы и совершенствования системы компонентно-уровневой оценки показателей, являющихся индикаторами развития личностно-профес-сиональных качеств врачей и медсестер. Особенности компетентности, выявленные в разных профессиональных группах медицинских работников, позволяют использовать эти данные для эффективной работы кадровых служб, персональной деятельности руководителей по эффективному использованию кадровых ресурсов.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС; 2004.

2. Анкваб М.Ф. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих врачей в условиях региона: Дис. ... канд. психол. наук. Владикавказ; 2012.

3. Богданова Е.Е. Динамика личностных ограничений социально-коммуникативной компетентности на начальном этапе профессионального становления (на примере профессии медицинской сестры): Дис. ... канд. психол. наук. Краснодар; 2007.

4. Васильева Г.В. Педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности у студентов медицинского училища: Дисс. канд. психол. наук. Йошкар-Ола; 2011.

5. Васильева Л.Н. Коммуникативная компетентность в профессионально-личностном становлении будущего врача: канд. психол. наук. Кострома; 2010.

6. Воробьев К.П. Доказательная медицина и компетентность врача. www.umj.com.ua. Укр. Мед. Часопис, 1 (93) — 1/11 201. С.134—140.

7. Залилов Р.Ю. Образовательная философия ФГОС ВПО третьего поколения. ИТ-компетентность будущего врача. Вестник Новгородского государственного университета. 2012; 67: 62—5.

8. Кодекс профессиональной этики психиатра. Журнал социальной и клинической психиатрии. 1993; №; 120—4.

9. Косырев В.Н. Психологическая модель диагностической компетентности врача. www.medpsy.ru/mprj/arrchiv_global/2011_1_6/ nomer/nomer08.php.

10. Левина В.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста сестринского дела с квалификацией базового среднего профессионального образования: Дис. ... канд. психол. наук. Саратов; 2004.

11. Лигатюк П.В. Формирование межличностной толерантности медицинских работников среднего звена в системе повышения квалификации: Дис. ... канд. психол. наук. Калининград; 2011.

12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.; 1996.

13. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности "психиатрия" (интернатура). Воронеж; 2012.

14. Руженская Е.В. Профессиональная компетентность медицинского персонала психиатрической службы (в двух томах): Пособие для врачей и психиатрической службы. Шуя: Издательство "Весть", Шуйский филиал ИвГУ; 2014.

15. Соловьева Н.В. Реформа психиатрической службы: Десятилетний опыт работы в десятой психиатрической больнице. М.: Шерна; 2009.

16. Тароян С.М. Пути оптимизации профессиональной компетентности медицинского персонала учреждений здравоохранения стоматологического профиля с позиции обеспечения качества медицинской услуги: Дис. ... канд. мед. наук. Иваново; 2006.

17. Толстов С.Н., Тихомолов М.В. Дополнительное профессиональное образование в сфере охраны социального здоровья. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010; 4: 53—5.

18. Ястребов B.C., Митина О.А. Специалисты психиатрического коллектива: особенности работы, профессиональное взаимодействие, личностные характеристики и межличностное взаимодействие: Методические рекомендации. M.: MAKC Пресс; 2012.

19. Epstein R.M., Hundert E.M. Defining and assessing professional competence. J.A.M.A.: 2002; 287(2): 226—35.

20. Mueller P.S. Incorporating professionalism into medical education: the Mayo Clinic experience. Keio J. Med. 2009; 58(3): 133—43. (http://www.kjm.keio.ac.jp/past/58/3/133.pdf).

Поступила 19.05.2014

REFERENCES

1. Acmeological Dictionary (Akmeologitcheskij slovar) / Under the General editorship A.A. Derkach. Moscow: Izdatel'stvo RAGS; 2004 (in Russian).

2. Ankvab M.F. Formation ofProfessional Communicative Competence of Future Doctos in Conditions of the Region. (Formirovanie pro-fessionalnoi communikativnoi competentnosti buduschih vratchei v uslovijah regiona). Vladikavkaz; 2012 (in Russian).

3. Bogdanova E.E. Dynamics of the Personal Limitations of Social and Communicative Competence at the Initial Stage of Professional Development (on the Example of the Profession of Nurses): Dis. Krasnodar; 2007 (in Russian).

4. Vasil'eva G.V. Pedagogical Support of Formation of Professional Competence of Students ofMedical College: Dis. Joshkar-O1a; 2011 (in Russian).

5. Vasil'eva L.N. Communicative Competence in Professional andPer-sonal Development of Future Physicians. Diss. Kostroma; 2010 (in Rus sian).

6. Vorob'ev K.P. Evidence-based medicine and competence of the doctor. www.umj.com.ua. Ukr. Med. Chasopis, 1 (93) — I/II 201., 134—40 (in Russian).

7. Zalilov R.Yu. Educational philosophy of GEF of higher professional education of the third generation. It is the competence of future physicians. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 67: 62—5 (in Russian).

8. The code of professional ethics of a psychiatrist. Zhumal sotsial'noy i klinicheskoy psikhiatrii. 1993; 3: 120—4 (in Russian).

9. Kosyrev V.N. Psychological model diagnostic competence of a doctor. www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_l_6/nomer/no-mer08.php (in Russian).

10. Levina V.A. Formation ofProfessional Competence, of a Specialist Nursing Qualification Base of Secondary Professional Education. Dis. Saratov; 2004 (in Russian).

11. Ligatyuk P.V. The Formation of Interpersonal Tolerance ofMedical Workers of Middle Level in the System ofProfessional Development: Dis. Kaliningrad; 2011 (in Russian).

12. Markova A.K. Psychology of Professionalism. Moscow; 1996 (in Russian).

13. The Basic Professional Educational Program of Postgraduate Education by Profession "Psychiatry" (Internship). Voronezh; 2012 (in Russian).

14. Ruzhenskaya E.V. Professional Competence of the Medical Staff of Psychiatric Services (in Two Volumes): Manual for Physicians and Mental Health Service Organizers. Shuya: Izdatek'stvo "Vest'", Shuyakiy filial IvGU: 2014 (in Russian).

15. Solov'eva N.V. Reform of Psychiatric Services: Ten Years of Experience in the Tenth Psychiatric Hospital. Moscow: Shema; 2009 (in Russian).

16. Tarojan S.M. Ways of Optimization of Professional Competence of Medical Staff of Health Facilities Dental Profile From the Standpoint of Ensuring the Quality ofMedical Services. Dis. Ivanovo; 2006 (in Russian).

17. Tolstov S.N., Tikhomolov М.У Additional professional education in the field of social health protection. Problemy social'noiy gigieny, zdravookhraneniya i istirii meditsiny. 2010; 4: 53—5 (in Russian).

18. Yastrebov V.S., Mitina O.A. SpecialistsofPsychiatricTeam: Specifics of Work, Professional Interaction, Personal Characteristics, and Interpersonal Communication: Guidelines. Moscow: MAX Press; 2012 (in Russian).

19. Epstein R.M., Hundert E.M. Defining and assessing professional competence. J.A.M.A. 2002; 287(2): 226—35. (http://jama.jamanet-work.com/article.aspx?articleid=194554).

20. Mueller P.S. Incorporation professionalism into medical education: the Mayo Clinic experience. Keio J. Med. 2009; 58(3): 133—43, (http://www.kjm.keio.ac.jp/past/58/3/133.pdf).

Received 19.05.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.