Сотрудник психиатрической службы: профессионально-важные качества
Митина О.А.
В современных условиях развития психиатрии необходимым является формирование комплексного образа специалиста современной психиатрической службы (сучетом его личностных, профессиональных, морально-этических и иных особенностей) с целью повышения профессиональной компетентности и с учетом запроса потребителей психиатрических услуг. Автором сформулированы необходимые и нежелательные характеристики сотрудника службы для осуществления профессиональной деятельности.
Ключевые слова: сотрудник психиатрической службы, профессионально-важные качества (ПВК), морально-этические ценности, стратегия поведения, личностные особенности, особенности коммуникации, волевая регуляция деятельности, нейродинамические особенности психической деятельности.
В настоящий момент в обществе отсутствует реалистичное, дифференцированное представление о сотрудниках психиатрической службы, выявляется тенденция к негативной оценке их профессиональной деятельности, приписыванию им отрицательных личностных качеств [7, 9].
Такая ситуация складывается на фоне активного реформирования психиатрической службы. Развиваются новые принципы организации службы [1, 2, 4, 5, 14], в лечебный и реабилитационный процессы включаются специалисты смежных направлений (психологи, социальные работники, трудотерапевты, юристы, менеджеры) [3, 5, 6, 8], происходит интеграция психотерапевтических служб со стационарными и внебольничными психиатрическими бригадами [2, 11, 13]. За рубежом в течение последних 30 лет пользователи активно вовлекаются в планирование и оценку работы психиатрической службы [10, 12].
Все это определяет службу психического здоровья как сложный механизм взаимодействия специалистов разных категорий с потребителями психиатрической помощи, позволяющий решать ряд лечебных и иных (социальных, юридических, психологических, информационных) проблем.
Эти тенденции способствуют тому, в современной системе психиатрической службы необходимо формирование комплексного образа сотрудника, который с одной стороны, будет способствовать эффективному функционированию специалиста (определение границ профессиональной компетентности, формирование профессионального самосознания, взаимодействие с коллегами, распределение полномочий и ответственности и проч.), а с другой - соответствовать запросу потребителей психиатрической помощи.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является формирование комплексного образа специалиста психиатрической службы как части профессионального коллектива и представителя психиатрической службы.
-С-"""-"——-•
Для достижения этой цели в работе исследовались индивидуально-психологические, профессиональные и морально-этические особенности личности специалиста. Также было проведено изучение системы межличностного взаимодействия специалистов в коллективе, исследование представлений о сотрудниках психиатрической службы у «потребителей психиатрической помощи» (пациентов).
Материалы и методы исследования. Инструментом исследования явилась оригинальная анкета (64 вопроса), отражающая субъективное восприятие образа специалиста. С целью изучения системы межличностных отношений использовалась методика диагностики межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири).
В исследовании принимало участие 263 человека, из которых 233 - сотрудники психиатрической службы (6 профессиональных групп: 1) «главный врач, заместитель главного врача» (ЗамВрЗамГВр); 2) «главная медицинская сестра, старшая медицинская сестра» (ГлСтМС); 3) «медицинская сестра» (МС); 4) «врач-психиатр» (ВП); 5) «социальный работник» (СР); 6) «психолог» (Психол.)); 30 человек - «пациент психиатрической службы» (Пац.).
Результаты исследования. В этой статье описываются результаты анализа профессиональной сферы сотрудника психиатрической службы.
Анализ профессионально важных качеств (ПВК) специалистов в следующих сферах: морально-этической, коммуникативной, в сфере волевого регулирования поведения, эмоциональной сфере, сфере поведения и нейродинамических свойств. В каждой профессиональной группе были получены необходимые и нежелательные, с точки зрения специалиста, характеристики для осуществления профессиональной деятельности.
I. Характеристики личности специалиста, необходимые для успешной работы в психиатрии.
1. Ориентация в работе на морально-этические ценности: гуманизм, порядочность, справедливость, совестливость, терпимость, любовь к больным, уважение, бескорыстие, чувство долга, милосердие.
2. Стратегии поведения и ролевые отношения.
3. Наиболее эффективной в работе является гибкая стратегия поведения, выстраиваемая в соответствии с позицией, занимаемой в коллективе. Например, для руководителя - активная позиция, характеризующаяся деловитостью, требовательностью, настойчивостью, прямолинейностью, для МС - способность подчиняться, выполнять указания, «реактивное» поведение.
4. Личностные особенности специалистов:
-чуткость, отзывчивость, способность к сопереживанию, эмпатия, чувствительность;
-стабильность эмоциональной сферы (эмоциональная устойчивость, уравновешенность, спокойствие, уверенность в себе), оптимистичность (прогнозирование позитивных результатов лечения);
WWW.PRO.RSU.RU
-высокая способность к волевой регулировании деятельности: исполнительность, обязательность, добросовестность и ответственность. Самоконтроль эмоций и поведения (аккуратность, внимательность, дисциплинированность, пунктуальность, собранность, терпение, выдержанность) - наиболее значимы в работе медсестринского персонала; -особенности коммуникативной сферы: доброжелательность, общительность, умение донести до пациента медицинскую информацию. В группах специалистов, работающих с пациентами «словом» (ВП, Психол.), помимо вышеперечисленных характеристик коммуникативной сферы называются: такт, сопереживание, вежливость. В группе Психол., выделяется дистанцирован-ность в общении, простота изъяснения, гибкость, эмпатийное слушание; -нейродинамические особенности: нервно-психическая устойчивость, проявляющаяся в высокой работоспособности, готовности к ненормированному режиму, низкой утомляемости. Хорошая память и способность к высокой концентрации внимания являются необходимыми, в первую очередь, в работе МС.
II. Факторы, негативно влияющие на осуществление профессиональной деятельности.
1. Низкий морально-этический уровень: цинизм, зависть, гордость, корысть, высокомерие.
2. Стратегии поведения и ролевые отношения:
-директивный подход к подчиненным со стороны руководства, что может
подавлять возможность самореализации и инициативу у подчиненных; -ролевая неопределенность («приспособление») в коллективе, что ведет к
ролевым конфликтам («соперничеству», «конкуренции»); -неумение выслушивать сотрудников.
3. Личностные особенности специалистов:
-особая чувствительность к проблемам (доверчивость, жалость, мягкосердечие, сочувствие к пациенту, чуткость); -агрессивное разрешение ситуации, разрешение ситуации «любой ценой», несдержанность. Описывается как вспыльчивость, злость, гнев, раздражительность, импульсивность, несдержанность; -низкий уровень самооценки (нерешительность, неуверенность в себе, застенчивость);
-в группе Психол. - чрезмерная эмоциональность, эмоциональная нестабильность, беспокойство; -особенности коммуникации, связанные с необщительностью, замкнутостью. Кроме этого, были выделены: мягкость в общении с подчиненными (ГлВрЗамГлВр), неумение выслушать (понять, наладить общение) с сотрудниками (ГлСтМС), болтливость, чрезмерная общительность, любовь давать советы (МС), тихий голос, нечеткое произношение (ВП), снисходительная интонация, отстраненность (Психол.);
-С-"5""""
-особенности волевого регулирования поведения: невнимательность, нетерпеливость, несдержанность, неусидчивость, рассеянность, неаккуратность, несобранность, неорганизованность. Выделенная в группе ГлВрЗамГлВр, чрезмерная регуляция деятельности: сверхответственность и сверхобязательность; -нейродинамические особенности: медлительность, сонливость, утомляемость, забывчивость. Наиболее конфликтными зонами ПВК являются морально-этическая и эмоциональная сферы. Характеристики этих сфер неоднозначно разграничиваются специалистами на позитивно влияющие на осуществление профессиональной деятельности и те, которые оказывают негативное влияние.
Выводы. Профессионально важные качества специалиста психиатрической службы охватывают не только профессиональные навыки и умения, полученные в процессе обучения, но также включают личностные характеристики, особенности эмоциональной сферы, морально-этические качества и проч.
Результаты исследования позволили выявить наиболее конфликтные зоны ПВК и определить специфику профессиональной продержки специалиста, как на начальных этапах работы, так и в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Литература
1. Вид В.Д. Бригадный подход в современной психиатрической клинике и его функциональное структурирование // Социальная и клиническая психиатрия - 1995. - Т. 5. - — 3. - С. 102-105.
2. Внебольничная помощь и психиатрическая реабилитация при тяжелых психических заболеваниях / Пер. с англ. Под ред. О. Абессоновой - К.: Сфера, 2002. - 600 с.
3. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова А.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. - М.: ИД МЕДПРАКТИКА, 2004. - 492 с.
4. Козяков С.Б. Межведомственная полипрофессиональная бригадная работа по реабилитации психических больных // Психическое здоровье. - М.: Гени-ус. - 2006. - — 3 (3). - С. 16-20.
5. Лиманкин О.В. О проблемах реформирования психиатрических служб // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Бехтеревские чтения на Вятке». Часть I. Киров, 27-28 сентября 2005 г. - Москва-Киров, 2004. - С. 54-57.
6. Партнёры в сфере охраны психического здоровья: Вклад профессионалов и непрофессионалов в охрану психического здоровья: Сб. статей: Пер. с англ. -К.: Сфера, 1999. - 236 с.
7. Рукавишников В.О. Общественное мнение о службах психического здоровья и пациентах, ими обслуживаемых. - М.: Научно-исследовательский институт профилактической психиатрии, 1990. - 316 с.
8. Ястребов В.С. с соавт. Психиатрическая тематика в материалах российской прессы // Психиатрия. - 2004. - — 2. - С. 63-71.
9. Crawford M. Involving users of psychiatric services in service development — no longer an option // Psychiatric Bulletin, 2001; 25, 84-86
10. Holmes, J. The psychotherapy department and the community mental health team: bridges and boundaries. Psychiatric Bulletin, 1998; 22, 729-732.
11. Hook J The role of psychodynamic psychotherapy in a modern general psychiatry service // Advances in Psychiatric Treatment, 2001; vol. 7, p. 461-468
12. Mitchison, S. A model for an integrated psychotherapy service. Psychiatric Bulletin, 1995; 19, 209-213.
13. Sheped G. Models of community care // Journal of Mental Health. 1998; vol. 7, p 165-177
The nature of interrelation of the self-concept characteristics and aspiration characteristics of student-psychologists
Shumikhina A.V.
In the article there is given the concept definition "aspiration" developed by the author; the complex of the steady characteristics of aspiration of personality is described. The results of empirical study of direction, force and sign of the interrelations between the complex of the special features of self-concept and aspiration of student-psychologists are given.
Key words: self-concept, aspiration of personality, interrelation.
In the previous works [4, 5] we revealed and proved theses about interrelations between the characteristics of self-concept and aspiration of personality on the material of the conducted author's theoretical-empirical investigation. The purpose of present article consists in studying of direction, force and sign of the interrelations between the complex of the peculiarities of self-concept and aspiration of personality.
The theoretical thesis about the presence of different interpretations of the term "aspiration" is the basis of the represented study. This thesis enables to distinguish purposeful, motivational, personal-dispositional and evaluative aspects of aspiration's study [4]. We define aspiration as the motivational-purposeful personal formation, appearing in an attempt to achievement of subjectively acceptable result in the significant spheres of life activity.
As personal formation, aspiration is characterized by a number of steady peculiarities. On the basis of idea about the characteristics of any system object, aspiration characteristics are divided into spatial, temporal, intensional and informational. The spatial characteristic is defined concretely in the contents of aspiration, including the desired subjectively acceptable achievements of personality in significant spheres of life activity. Aspiration temporal characteristic is manifested through supposed time costs to achieving of ideal goal, to the satisfaction of the need, getting out the framework of present-day situation. The intensional characteristic is realized in a quantity of subject's attempts of aspiration realization. The informational characteristic of aspiration concretize in the degree of detailed of the leading contents of aspiration.
The level of aspirations is the stereotype of the tactics of goal setting [1], typical for personality and empirically fixed in the situation of psychological experiment. It is manifested through the parameters of height, stability, adequacy. Actually the level of aspirations is considered as the situational manifestation of aspiration of personality.
We consider self-concept as the system of the human being ideas about his all possible manifestations, connected with the emotional-value attitude, empirically studied through the complex of spatial, temporal, intensional and informational characteristics [2].
Interrelation of the self-concept (its specific characteristics) and characteristics of aspiration of personality was the object of the present investigation. The purpose con-
ISNN 1812-1853 • RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2009 VOL. 6 # 3
sists in studying of aspirations contents and aspirations characteristics of students in relation to the peculiarities of their self-concepts. The hypothesis is that the peculiarities of self-concepts forms determine the specificity of the nature of interrelation (its direction, force and sign) of the characteristics of personal aspiration and the characteristics of self-concept.
Methods of the study are self-description and their content-analysis; questioning; psychological experiment; psychological testing; factor and regression analysis, the criterion of nonparametric statistics. The object of the study was the verbal versions of self-descriptions of 111 1-2 graduate students of psychological department. The selection of respondents is determined, from the one hand, by the peculiarities of the influence of the stage of professional formation on personality [2, 3]; from the other, by the peculiarities of the future profession of psychologist, directing a subject towards the reflection.
On the basis of the leading contents of verbal self-descriptions (according to the results of factor analysis) there are distinguished 4 groups of respondents, differing by certain form of self-concept and appropriate peculiarities of aspiration of personality and the level of aspirations. The intensional characteristic (subjective significance of personal features) of self-concept was the criterion of differentiation of self-concept forms. Significance for the personality of various features contributes to both their larger awareness and stability and to general coordination of self-concept [2]. We define the nature of interrelation between peculiarities of self-concept and person aspiration using the method of multiple regression and the regression graphs.
The conducted investigation revealed following results. "Instrumental-intentional self-concept, directed to the future" is characterized by determining influence of the characteristics of aspiration to the self-concept characteristics. This is manifested in strengthening of the spatial characteristic of self-concept by means of the temporal and informational characteristics of person aspiration. In other words, students postpone the realization of aspiration and aware its content. As a consequence, they focus on own urgent steady, characteristic features.
The subjects with "Expressive self-concept" are characterized by the absence of the interrelations between the characteristics of self-concept and the characteristics of aspiration. This indicates on their relative independence. While the height of self-appraisal and level of aspirations of the students of the second group are directly interconnected with each other.
"Intentional self-concept, directed to the future" is characterized by determining influence of aspiration characteristics to the characteristics of self-concept, by means of the spatial and informational characteristics of aspiration. In this case the spatial and informational characteristics of aspiration exert different in force and sign influence on self-concept characteristics. This is manifested in the fact that aspiration to workmanship and competence decreases the students concentration on urgent life circumstances and events, and it also prevents realization students own desires, intentions and interests.
The subjects with "Instrumental self-concept, directed to the present" are characterized by different direction, force and sign interrelations between self-concept characteristics and characteristics of aspiration. These denote close interaction between mentioned psychological formations. At the same time, the influence of the self-concept characteristics on the characteristics of aspiration is the determinant. In other words, the perception of own steady, characteristic features and awareness of acquirements contribute awareness of aspiration to workmanship and competence.
Thus, the dependence of the nature of interrelation between self-concept and aspiration of personality is established as the result of our theoretic and empirical study. Interrelations differing by direction, sign and force between self-concept characteristics and the characteristics of aspiration are revealed.
The Literature
1. Borozdina L.V., Vidinskaya L. Aspirations and self-appraisal // The bulletin of Moscow University. - Series 14. - Psychology. - 1986. - № 3. - P. 21-30.
2. Dzhaneryan S.T. The professional self-concept: systems analysis. - Rostov-on-Don: RSU, 2004.
3. Dzhaneryan S.T., Prokopyeva E.V. The peculiarities of professional self-concept in the initial stages of the professional making of psychologists // The psychological bulletin of RSU. - 2000. - Vol. 5. - # 2. - P. 219-222.
4. Shumikhina A.V. Theoretic and empirical contradiction in the study of aspirations // Psychology of the 21st Century. - St. Petersburg. - 2007. - P. 111-112.
5. Shumikhina A.V. Interrelation of the characteristics of the self-concept forms of student-psychologists and peculiarities of their aspirations // Russian Psychological Journal. -Moscow. - 2008. - Vol. 5. - # 4. - P. 72-74.