Научная статья на тему 'Социализация подростков в социально-культурной деятельности школы и семьи'

Социализация подростков в социально-культурной деятельности школы и семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1835
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS / SOCIAL INSTITUTIONS / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Татьяна Владимировна

Статья написана на актуальную тему, раскрывающую аспекты социально-культурного развития личности подростка в деятельности школы и семьи при условии организации их взаимодействия. Обозначена актуальность формирования статуса подростка в референтной группе, отражающего процесс социализации личности и свидетельствующего о приятии (или неприятии) субъекта общностью. Опираясь на труды ученых в области педагогики детства, развития социокультурного пространства и современных исследователей, автор определяет актуальность и востребованность научного осмысления процессов социализации подростков в современных условиях, связанных с трансформацией социокультурной среды. Вопросы социализации подрастающего поколения все чаще становятся предметом пристального внимания исследователей, при этом взаимодействие таких социальных институтов, как школа и семья в социально-культурной деятельности изучено недостаточно. Этот вопрос требует своего научнотеоретического осмысления. В статье сделана попытка обобщить определения социализации, в связи с этим выделены четыре основных направления, показана их специфика (В. Г. Бочарова, А. В. Мудрик, М. А. Галагузова и Р. А. Литвак). Рассмотрены понятия личности подростка и социально-культурной деятельности. Социализация личности ребенка ведет к формированию в социальной общности его статуса. Приведен перечень факторов, влияющих на этот процесс. Предложено включение дополнительных позиций, так как факторы, связанные непосредственно с личностью ребенка (подростка) и его «внешней» деятельностью, то есть с социальной деятельностью вне семьи (и прежде всего здесь надо говорить о школе), отсутствуют. Для подросткового возраста характерна насыщенность межличностных контактов, общению со сверстниками отдается приоритет по сравнению со взаимоотношениями со взрослыми. Статус в группе отражает процесс социализации личности, говорит о приятии (или неприятии) субъекта общностью. Организация культурной жизни, досуга и предоставление возможности проявления самостоятельности и активности, при согласованном взаимодействии школы и семьи, позволит сделать процесс приобщения подростка к социально значимой деятельности эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adolescents’ Socialization in Socio-cultural Activities of School and Family

The Article is written on a vital topic, revealing aspects of the socio-cultural development of the person of the teenager in the activities of the school and the family provided for the organization of their interaction. It denotes urgency of formation of the teenager’s status referent-term group, reflecting the process of socialization and testifying at-yatii (or rejection) of the subject community. Based on the works of scientists in the field of childhood pedagogy, development of socio-cultural space and modern scholars, the author determines the relevance and demand of scientific understanding the processes of socialization of teenagers in the conditions related to the transformation of the social and cultural environment. Questions socialization of the younger generation are increasingly becoming the subject of attention of researchers, and the interaction of social institutions such as the school and the family, in socio-cultural activities has been insufficiently studied. This question demands the scientific and theoretical understanding. The article attempts to summarize the definition of socialization, in connection with the four major directions, shows their specific (V.G. Bocharov, A.V Mudrik, M.A. Galaguzova, and R.A. Litvak). The concepts of the individual teenager and socio-cultural activities. The socialization of the child’s personality leads to the formation of a social community of its status. The list of factors affecting this process. It is proposed the inclusion of additional items as factors directly related to the personality of the child (teenager) and external activity, social activity outside the family (and especially here it is necessary to talk about school). Adolescence is characterized by richness of interpersonal contacts, communication with peers is given priority over relationships with adults. Status in the group reflects the process of socialization, says acceptance (or rejection) of the subject community. Organization of cultural, leisure and enabling display of independence and activity, consistent with the cooperation of the school and the family will make the process of familiarizing the adolescent to socially significant activities effective.

Текст научной работы на тему «Социализация подростков в социально-культурной деятельности школы и семьи»

bakalavrov-magistrov-v-sisteme-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-kak-sotsialno-istoricheskaya-i-pedagogicheskaya.

3. Вербицкий А. А. Методологические проблемы непрерывного образования // Непрерывное образование: методология и практика. - М., 1990. - С. 25-34.

4. Скворцов В. Н. Основные тенденции развития непрерывного образования [Электронный ресурс] // Царскосельские чтения. - 2013. - № 17. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-nepreryvnogo-obrazovaniya.

5. Соболева Л. С. Современные тенденции обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 5. - С. 352-355.

References

1. Anoshkina V.L., Rezvanov S.V. Obrazovanie. Innovatsiya. Budushchee (Metodologicheskie i sotsiokul'turnye problemy) [Education. Innovation. Future (Methodology and socio-cultural issues)]. Rostov-na-Donu, RO IPK i PRO Publ., 2001. 176 p. (In Russ.).

2. Balykhin M.G. Podgotovka bakalavrov-magistrov v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya kak sotsial'no-istoricheskaya i pedagogicheskaya problema [Training Bachelors and Masters in the system of continuing vocational training as a social, historical and pedagogic problem]. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Filologiya, istoriya, vostokovedenie [Scientists notes ZabGU. Series: Philology, history, oriental studies], 2012, no. 2. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7podgotovka-bakalavrov-magistrov-v-sisteme-nepreryvnogo-professional-nogo-obrazovaniya-kak-sotsialno-istoricheskaya-i-pedagogicheskaya.

3. Verbitskiy A.A. Metodologicheskie problemy nepreryvnogo obrazovaniya [Methodology issues of the continuing training]. Nepreryvnoe obrazovanie: metodologiya i praktika [Continuing Education Continuing education: methodology and practice]. Moscow, 1990, pp. 25-34.

4. Skvortsov V.N. Osnovnye tendentsii razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya [The main trends of continuing training development]. Tsarskosel'skie chteniya [Tsarskoe reading], 2013, no. 17. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-nepreryvnogo-obrazovaniya.

5. Soboleva L.S. Sovremennye tendentsii obespecheniya preemstvennosti doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Current trends to ensure continuity of preschool and primary education]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences], 2013, no. 5, pp. 352-355. (In Russ.).

УДК 374

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Зуева Татьяна Владимировна, аспирант, Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, РФ); старший методист регионального научно-практического центра «Костанай дары-ны» управления образования акимата Костанайской области Республики Казахстан, руководитель отдела воспитательной работы и социализации личности школьников (г. Костанай, Республика Казахстан). E-mail: t.zueva28@mail.ru

Статья написана на актуальную тему, раскрывающую аспекты социально-культурного развития личности подростка в деятельности школы и семьи при условии организации их взаимодействия. Обозначена актуальность формирования статуса подростка в референтной группе, отражающего процесс социализации личности и свидетельствующего о приятии (или неприятии) субъекта общностью.

Опираясь на труды ученых в области педагогики детства, развития социокультурного пространства и современных исследователей, автор определяет актуальность и востребованность научного осмысления процессов социализации подростков в современных условиях, связанных с трансформацией социокультурной среды.

Вопросы социализации подрастающего поколения все чаще становятся предметом пристального внимания исследователей, при этом взаимодействие таких социальных институтов, как школа и семья в социально-культурной деятельности изучено недостаточно. Этот вопрос требует своего научно-теоретического осмысления.

В статье сделана попытка обобщить определения социализации, в связи с этим выделены четыре основных направления, показана их специфика (В. Г. Бочарова, А. В. Мудрик, М. А. Галагузова и Р. А. Литвак). Рассмотрены понятия личности подростка и социально-культурной деятельности. Социализация личности ребенка ведет к формированию в социальной общности его статуса. Приведен перечень факторов, влияющих на этот процесс. Предложено включение дополнительных позиций, так как факторы, связанные непосредственно с личностью ребенка (подростка) и его «внешней» деятельностью, то есть с социальной деятельностью вне семьи (и прежде всего здесь надо говорить о школе), отсутствуют. Для подросткового возраста характерна насыщенность межличностных контактов, общению со сверстниками отдается приоритет по сравнению со взаимоотношениями со взрослыми. Статус в группе отражает процесс социализации личности, говорит о приятии (или неприятии) субъекта общностью.

Организация культурной жизни, досуга и предоставление возможности проявления самостоятельности и активности, при согласованном взаимодействии школы и семьи, позволит сделать процесс приобщения подростка к социально значимой деятельности эффективным.

Ключевые слова: социализация подростка, социальные институты, социально-культурная деятельность.

ADOLESCENTS' SOCIALIZATION IN SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES OF SCHOOL AND FAMILY

Zueva Tatyana Vladimirovna, Postgraduate, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts (Chelyabinsk, Russian Federation); Senior Methodologist of the Regional Scientific-practical Center "Kostanay Daryny" Department of Education of Kostanay Region of the Republic of Kazakhstan, the Head of Department of Educational Work and Socialization of Student's Personality (Kostanay, Kazakhstan). E-mail: t.zueva28@mail.ru

The Article is written on a vital topic, revealing aspects of the socio-cultural development of the person of the teenager in the activities of the school and the family provided for the organization of their interaction. It denotes urgency of formation of the teenager's status referent-term group, reflecting the process of socialization and testifying at-yatii (or rejection) of the subject community.

Based on the works of scientists in the field of childhood pedagogy, development of socio-cultural space and modern scholars, the author determines the relevance and demand of scientific understanding the processes of socialization of teenagers in the conditions related to the transformation of the social and cultural environment.

Questions socialization of the younger generation are increasingly becoming the subject of attention of researchers, and the interaction of social institutions such as the school and the family, in socio-cultural activities has been insufficiently studied. This question demands the scientific and theoretical understanding.

The article attempts to summarize the definition of socialization, in connection with the four major directions, shows their specific (V.G. Bocharov, A.V Mudrik, M.A. Galaguzova, and R.A. Litvak). The concepts of the individual teenager and socio-cultural activities. The socialization of the child's personality leads to the formation of a social community of its status. The list of factors affecting this process. It is proposed the inclusion of additional items as factors directly related to the personality of the child (teenager) and external activity, social activity outside the family (and especially here it is necessary to talk about school). Adolescence is characterized by richness of interpersonal contacts, communication with peers is given priority over relationships with adults. Status in the group reflects the process of socialization, says acceptance (or rejection) of the subject community.

Organization of cultural, leisure and enabling display of independence and activity, consistent with the cooperation of the school and the family will make the process of familiarizing the adolescent to socially significant activities effective.

Keywords: socialization of adolescents, social institutions, social and cultural activities.

Процесс социализации в разных его аспектах и по отношению к различным общественным институтам неоднократно рассматривался исследователями - и психологами, и педагогами, и специалистами социально-культурной деятельности, тем не менее трансформации среды делают обращение к этой теме по-прежнему актуальным, более того, на наш взгляд, обуславливают ее постоянную востребованность. В предыдущей нашей работе (см. [4]) за базовое определение мы брали дефиницию, предложенную еще в 2003 году в словаре Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Код-жаспирова: «Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.)» [5]. Закрепленный в словаре термин, как правило, обобщает имеющиеся позиции исследователей, подводит итог дискуссиям, однако мы видим, что внимание ученых к «социализации» не только не утихло, а наоборот становится все пристальнее. Осветить все имеющиеся в научной периодике определения социализации, обобщить все исследования в рамках статьи представляется невозможным, тем не менее мы остановимся на ключевых для нашего исследования позициях и в связи с большим объемом терминологического материала постараемся сгруппировать его по направлениям. Предварительно скажем, что история возникновения термина «социализация» и его вхождение в научный обиход достаточно полно освещаются практически в каждой работе, посвященной данному вопросу, проблемы возникают с анализом современных исследований, что обусловлено как их количеством, так и, на первый взгляд, лишь небольшими уточнениями в определениях, часто на уровне замены некоторых фраз синонимичными. Можно сказать, что сегодня четко прослеживаются четыре ключе-

вых направления, научные педагогические школы, сформированные под руководством докторов педагогических наук, профессоров: В. Г. Бочаровой (Институт педагогики социальной работы РАО), А. В. Мудрика (МПГУ), М. А. Галагузовой (РГППУ) и Р. А. Литвак (ЧГИК).

Обратимся к первой позиции. В своей работе 1994 года В. Г. Бочарова актуализирует положение о влиянии в разные возрастные периоды в процессе всей жизни на человека социальной среды и различных сфер микросреды личности. Это влияние, «охватывающее все фазы онтогенеза» человека, и есть социализация [1]. Отметим, что автор использует слово «онтогенез», тем самым соотнося «процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта» с физиологической, природной составляющей развития личности (что, на наш взгляд, неоправданно ушло из приведенного выше словарного определения).

Вторая выделенная нами позиция в отношении изучения социализации личности принадлежит А. В. Мудрику. В своих работах 2000-х годов автор рассматривает социализацию в целом как «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром» [6, с. 3] и как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, а сущность социализации - как сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества». Последнее определение, как указывает сам исследователь, он выводит из «совершенно определенной и очень четкой трактовки социализации как субъект-субъектного феномена» Г. М. Андреевой (Социальная психология: учебник, 1979), которая помогла «осмыслить социализацию как контекст воспитания» (см. [7, с. 7-8]). Итак, вторая позиция связывает социализацию уже с процессом воспитания, выводит на первый план личностное, межличностное взаимодействие.

Третье направление представлено позицией М. А. Галагузовой (и др.), рассматривающей социализацию как «процесс вхождения ребенка в общество, приобретение им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил

поведения)» [3]. Для нас данная формулировка важна тем, что здесь наблюдается смещение акцента с пассивного восприятия личностью на ее активность (первая позиция - внешнее влияние, вторая - взаимодействие со средой, третья - ее освоение, четвертая, речь о ней пойдет далее, -объединяет представленные формулировки).

Четвертое выделенное нами направление -школа Р. А. Литвак, работы которой констатируют, что социализация представляет собой «многогранный процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности, выступающий как общественная категория с конкретно заданным результатом» [8, с. 280]. Результат процесса социализации автор видит в образовании личности: «Процесс социализации направлен на установление взаимоотношений с людьми, на познание мира и себя» [8, с. 281]. Итак, данное направление показывает, что социализация личности есть процесс ее социально-культурного развития.

Не оспаривая иных определений, в данном исследовании мы поддерживаем именно четвертую выделенную позицию. Таким образом, анализ проблемы социализации подростка в социально-культурной деятельности школы и семьи предполагает раскрытие аспектов социально-культурного развития личности подростка в деятельности названных общественных институтов.

Обратимся к объекту нашего исследования -личности подростка. Собственно понятие личности является предметом рассмотрения многих общественных наук и в связи с этим отмечено много подходов к ее изучению. Мы остановимся только на личности подростка и должны конкретизировать основания для выделения этой группы. Однозначного определения границ подросткового периода нет, в научной литературе данный этап характеризуется как переходный (между детством и взрослостью), но тем не менее имеет и собственную градацию: младший, или ранний подростковый возраст (10/12-14 лет) и старший подростковый возраст, или ранняя юность (15-17/19 лет). Несмотря на отмечаемый признак переходности, в целом подростковый возраст относится к такому периоду человеческого развития, как детство. Для нас важно конкретизировать рассматриваемый период развития человека для однозначного понимания происходящих процессов, в том

числе на физиологическом и психологическом уровне (вспомним акцент в первом выделенном нами определении социализации на фазах онтогенеза). В большинстве российских исследований подростковый возраст определен как 12-15 лет (возраст полового созревания). Именно эту возрастную группу мы и будем рассматривать: преимущественно в нее входят школьники среднего звена (между начальными и старшими классами), находящиеся на обеспечении родителей или государства. Указанные обстоятельства, а также, как правило, не изменяющиеся по отношению к предшествующему периоду развития социально-культурные условия, позволяют некоторые заключения, сделанные учеными по отношению ко всему периоду детства, переносить на подростковый период, несколько их конкретизируя.

Авторы учебника под редакцией А. В. Петровского раскрывают специфическую особенность подросткового периода, по сравнению с предыдущими: «...вступление в него не означает вхождение в новую группу (если не возникла референтная группа вне школы, что очень часто случается), а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях и обстоятельствах (появление учителей-предметников вместо одной учительницы в младших классах, зачатки совместной трудовой деятельности в сельском хозяйстве, возможность проводить время на дискотеке и т. д.) при наличии существенной перестройки организма в условиях бурно протекающего полового созревания» [2, с. 426].

Мы рассматриваем подростков как особую социально-демографическую группу со своими возрастными особенностями, статусным положением и определенными функциями в социальной структуре общества. Деятельность подростка избирательна, обусловлена его потребностями, интересами, сформированными позициями, ориентированными на познание явлений окружающего мира, предметов, которые активизируют психические процессы.

Обратимся к следующему ключевому в рамках настоящей работы для нас понятию -социально-культурная деятельность, определим компоненты, существенные для деятельности школы и семьи. На наш взгляд, объединяющим звеном в социально-культурной деятельности

этих институтов является их направленность на формирование культуры отношений (общественных и личностных): выработка и усвоение элементарных нравственные и эстетических норм, правил общения, поведения, взаимодействия и т. д. Педагогические положения концепции социально-культурной деятельности в целом разрабатывали М. А. Ариарский, Т. И. Бакланова, Т. Г. Бортникова, Н. Д. Булатова, Е. И. Григорьева, М. И. Долженкова, А. И. Костяев, В. В. Леденев, Е. В. Литовкин, Н. Ю. Максимова, Ю. Е. Оку-нева, Э. И. Петрова, А. А. Сукало, Б. А. Титов, Н. Н. Ярошенко и др. (подробнее об этом см. [10]). Следует отметить, что термин «социально-культурная деятельность» появился сравнительно недавно (с середины 1990-х годов), исследователи отмечают терминологическую замену, обусловленную политическими и социальными изменениями. С нашей точки зрения, понятие социально-культурной деятельности гораздо шире и глубже имеющихся - внешкольное образование (до 1920 года), политико-просветительская работа (1920-1970 годы), культурно-просветительская работа (1270-1990 годы), культурно-досуго-вая работа (до середины 1990-х годов). Приведенные направления сегодня - составляющие социально-культурной деятельности.

Социализация личности ребенка ведет к формированию его статуса в социальной общности. Исследователи социокультурного феномена детства среди влияющих на этот процесс факторов выделяют следующие [9, с. 17-18]:

- культура отношений, культура общения, взаимодействия в семье ее членов;

- число детей в семье и ценности семейных отношений;

- культура отношений между детьми и родителями, уровень толерантности тех и других;

- характер связи детей с родственниками;

- положение ребенка в семье, социальные функции, выполняемые семьей и ребенком в непосредственном социальном окружении;

- характер духовных потребностей семьи, ее интересов и ценностных ориентаций и др.

Безусловно, начало развитию личности дает семья, она и в дальнейшем является важной средой формирования основных качеств личности (основной институт становления личности). Однако авторы сделали попытку обобщить факторы,

влияющие на формирование социального статуса, а в настоящем перечне мы видим акцент на роли семьи в процессе социализации. (В исследовании, посвященном подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, социализация охарактеризована как процесс, происходящий под влиянием специфического комплекса факторов, основным из которых является именно семья, см. [11].). Мы считаем данный список далеко не полным, поскольку отсутствуют позиции, связанные, во-первых, с личностью ребенка (подростка), во-вторых, с его «внешней» деятельностью, то есть с социальной деятельностью вне семьи.

Итак, с нашей точки зрения, на формирование социального статуса, помимо уже определенных, оказывают влияние следующие факторы:

- интуитивные представления подростка о самом себе (в результате взаимодействий в группе интуитивные представления могут быть скорректированы, становятся осознанными);

- индивидуальные особенности (темперамент, характер, природные задатки, личные способности, умения, навыки, стремления, познавательные возможности и т. д.);

- субъективное отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе (на формирование статуса, то есть внешней оценки, влияют не только личные способности, знания и умения, но и самооценка, самоуважение, а также отношение к другим);

- специфика организации деятельности.

Приобретение статуса в социальной общности есть отражение процесса социализации личности и приятия субъекта группой. И, как отмечают исследователи школы Р. А. Литвак, «в подростковом возрасте ведущей становится общественно полезная, социально значимая и индивидуально-личностная деятельность... Основной мотив такой деятельности - социальное самоутверждение среди сверстников и взрослых» [8, с. 88].

В подростковом возрасте отмечается «мощный всплеск неформальных взаимоотношений школьников... и нередко избыточная эмоциональная насыщенность межличностных контактов. Стремление проявить себя как личность, индивидуализироваться в референтной группе требует от подростка поиска новых, по сравнению с младшим школьным возрастом, каналов трансляции своей личности, обеспечивающих наиболь-

шие, как ему кажется, возможности для самовыражения и самоутверждения. Взаимоотношения со значимыми сверстниками становятся на этом этапе поистине личностно образующими для подростка, относительная же ценность для него взаимоотношений со взрослыми заметно снижается» [2, с. 344].

Задача взрослых (в первую очередь родителей, родственников, педагогов, руководителей) в этом процессе - помочь процессу социализации, нивелировать определенную инертность, свой-

ственную исследуемому возрасту, способствовать разрешению проблемных ситуаций. Приобщение подростка к социально значимой деятельности и общественным ценностям станет эффективным при условии организации насыщенной культурной жизни, досуга ребенка, предоставлении возможности проявления самостоятельности и активности (но при разумном контроле со стороны взрослых), при согласованном взаимодействии таких важных социальных институтов, как школа и семья.

Литература

1. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994. - 207 с.

2. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - М.: Академия, 1996. - 496 с.

3. Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Штинова Г. Н., Тищенко Е. Я., Дьяконов Б. П. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

4. Зуева Т. В. Социализация подростков: роль интеграции социально-культурной деятельности школы и семьи // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2015. - № 3 (43). - С. 155-160.

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

6. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: Академия, 2006. - 304 с.

7. Мудрик А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестн. ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. -2009. - Вып. 3 (14). - С. 7-16.

8. Научная школа Р. А. Литвак: в поисках новых подходов к воспитанию / ред.-сост.: Е. В. Криницына, Н. А. Жернокова. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2012. - 295 с.

9. Социокультурный феномен детства: кол. моногр. / под общ. ред. Р. А. Литвак, ред.-сост. М. Е. Дуранов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2013. - 355 с.

10. Швачко Е. В. Культурно-досуговая деятельность как средство преодоления социальной апатии студенческой молодежи. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2012. - 190 с.

11. Юдина А. И. Факторы влияния на социализацию подростков в условиях трудной жизненной ситуации // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 24. - С. 231-243.

References

1. Bocharova V.G. Pedagogika sotsial'noy raboty [Pedagogy Social Work]. Moscow, 1994. 207 р. (In Russ.).

2. Vvedenie v psikhologiyu [Introduction to Psychology]. Ed. A. V. Petrovskiy. Moscow, Akademiya Publ., 1996. 496 p. (In Russ.).

3. Galaguzova M.A., Galaguzova Yu.N., Shtinova G.N., Tishchenko E.Ya., D'yakonov B.P. Sotsial'naya pedagogika [Social Pedagogy]. Moscow, VLADOS Publ., 2001. 416 р. (In Russ.).

4. Zueva T.V. Sotsializatsiya podrostkov: rol' integratsii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti shkoly i sem'i [Socialization of Adolescents: the Role of Integrating Socio-Cultural Activities for Schools and Families]. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], 2015, no. 3 (43), pp. 155-160. (In Russ.).

5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A. Yu. Pedagogicheskiy slovar' [Teaching Dictionary]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 176 р. (In Russ.).

6. Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka [Socializationperson]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 304 p. (In Russ.).

7. Mudrik A.V Chelovek v protsesse sotsializatsii: tri ipostasi [Man in the socialization process: three persons]. Vestnik PSTGUIV: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin PSTGUIV: Pedagogy. Psychology], 2009, iss. 3 (14), рр. 7-16. (In Russ.).

8. Nauchnaya shkola R.A. Litvak: v poiskakh novykh podkhodov k vospitaniyu [Scientific School R.A. Litvak: in search of new approaches to education]. Ed. E.V. Krinitsyna, N.A. Zhernokova. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2012. 295 р. (In Russ.).

9. Sotsiokul'turnyy fenomen detstva [Socio-cultural phenomenon of childhood]. Ed. R.A. Litvak, M.E. Duranov. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2013. 355 р. (In Russ.).

10. Shvachko E.V. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak sredstvo preodoleniya sotsial'noy apatii studencheskoy molodezhi [Recreational Activities as a means of overcoming social apathy of student's youth]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2012. 190 р. (In Russ.).

11. Yudina A.I. Faktory vliyaniya na sotsializatsiyu podrostkov v usloviyakh trudnoy zhiznennoy situatsii [Factors of influence on socialization of teenagers in the conditions of the difficult life situation]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no. 24, pp. 231-243. (In Russ.).

УДК 373.1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЕРГЕЯ СЛОНИМСКОГО НА УРОКАХ МУЗЫКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Попова Анастасия Владимировна, аспирант, кафедра музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: malena5693@rambler.ru

Одна из центральных позиций концепции Д. Б. Кабалевского связана с тезисами о «доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьезной музыки» и о «необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьника». Такой, по мнению автора, является музыка современного петербургского композитора С. М. Слонимского. Целью данного исследования является анализ современных рабочих программ по музыке в общеобразовательной школе в контексте использования в них произведений этого композитора.

На сегодняшний день имеется ряд программ по изучению музыки в школе, которые можно разделить на несколько групп:

- программы в рамках концепции Д. Б. Кабалевского (в частности, к ним относится программа Э. Б. Абдуллина);

- модернизированные программы (Л. В. Школяр, с усилением творческого компонента; Е. Д. Критской, с усилением фольклорного и духовного компонентов; В. В. Алеева, с углублением связей музыки с жизненными явлениями; Т. В. Челышевой, с опорой на образовательный проект «Перспективная начальная школа»);

- альтернативные (Ю. Б. Алиева, с усилением деятельностного компонента);

- интегрированные (полихудожественные): М. С. Красильниковой «К вершинам музыкального искусства», Б. П. Юсова «Живой мир искусства», Н. А. Терентьевой «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание» и др.

Последовательное изучение содержания всех вышеперечисленных программ позволило сделать вывод о том, что упоминание произведений С. М. Слонимского в большинстве данных программах отсутствует. На основании проведенных ранее исследований автором сделано заключение, что творчество С. М. Слонимского может быть рекомендовано к использованию на уроках музыки в начальной школе в качестве учебного материала.

Выбор музыкальных произведений С. М. Слонимского осуществлялся исследователем на основе программы «Музыка. Начальная школа» (авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина). Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.