Научная статья на тему 'Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности в детстве'

Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности в детстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6637
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / SOCIAL EDUCATION / SOCIALIZATION / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна, Гревцева Гульсина Якуповна

В статье раскрывается сущность и особенности понятия социальное воспитание, соотношение социального воспитания и социализации, сущность социально-культурного развития личности в его связи с социальным воспитанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation of social education, socialization and socio-cultural development of the personality

The article reveals the nature and characteristics of social education, the correlation of social education and socialization, the nature of socio-cultural development of a personality in relation to social education.

Текст научной работы на тему «Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности в детстве»

УДК: 37. 0 ББК: 74. 66

Литвак Римма Алексеевна

доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики и психологии Челябинская государственная академия культуры и искусств

г. Челябинск Гревцева Гульсина Якуповна доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики и психологии Челябинская государственная академия культуры и искусств

г. Челябинск Litvak Rimma Alekseyevna Doctor of Pedagogics,

Professor Chair of Pedagogics and Psychology Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts Chelyabinsk Grevtseva Gulsina Yakupovna Doctor of Pedagogics,

Professor Chair of Pedagogics and Psychology Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts Chelyabinsk [email protected]

Соотношение социального воспитания, социализации и социальнокультурного развития личности в детстве The correlation of social education, socialization and socio-cultural development

of the personality

В статье раскрывается сущность и особенности понятия социальное воспитание, соотношение социального воспитания и социализации, сущность социально-культурного развития личности в его связи с социальным воспитанием.

The article reveals the nature and characteristics of social education, the correlation of social education and socialization, the nature of socio-cultural development of a personality in relation to social education.

Ключевые слова: социальное воспитание, социализация, социальнокультурное развитие личности.

Key words: social education, socialization, socio-cultural development of a personality.

Понятие социально-культурное развитие личности относительно недавно вошло в научный оборот педагогических исследований. Оно органически свя-

зано с понятием социальное воспитание, так как любое воспитание носит соци-

альный характер, является продуктом общественных отношений. Для выяснения сущности социально-культурных проблем детства необходимо выявить соотношение этих понятий.

Сущностная характеристика понятия социальное воспитание является объектом научного изыскания философов, социологов, психологов, педагогов. Интерес возник в связи с тем, что социально-ориентированная политика государства, формирование гражданского общества требуют сделать образование и воспитание, социально ориентированным. Термин социальное воспитание отражает ориентацию личности на ценности социума, помогающие человеку совершенствовать себя, достигать успеха в определенной деятельности, ориентироваться в общественных отношениях.

Социальная педагогика исследует воспитание как общественнопедагогическое явление. Она изучает воспитательный потенциал общества и пути его актуализации на основе разнообразных форм интеграции воспитательных сил. В современных условиях социальная педагогика - это самостоятельный раздел, в котором сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности, направленная на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.

К анализу возникновения и различного толкования понятия социальное воспитание обращаются многие ученые: как к ключевой категории социальной педагогики: В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик и др.; как к историческому аспекту развития теории и практики социального воспитания: Л. В. Алиева, А. Г. Корнилова, Б. В. Куприянов, Е. Н. Полоцкая и др.

Методологические и теоретические проблемы социального воспитания широко разрабатываются в современной отечественной педагогике. На данный момент можно условно выделить три принципиально различающиеся позиции:

1) воспитание в социальной среде (В. Г. Бочарова, Б. П. Битинас, М. П. Гурьянова, Л. Е. Никитина, М. М. Плоткин, В. Д. Семенов, В. А. Фокин и др.);

2) формы социальной работы, нацеленные на изменение и формирование личности (М. А. Галагузова, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Никитин и др.); 3) воспитание групп и соответствующих категорий людей в организациях (А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, Л. В. Мардахаев, В. Р. Ясницкая и др.).

Воспитание человека - многогранный и сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий (факторов), так и внутренних сил. Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Социальное воспитание включается в общий процесс как важнейшее условие развития, саморазвития и формирования личности. Акцент в ориентациях делается на ценности и интересы общества и личности. Основная задача при этом определяется как формирование и развитие личности, которая способна полностью выполнять систему социальных ролей. В целом, аспект социального развития конкретной личности и формирования ее как индивидуальности определяет такие важные задачи, как освоение базовой культуры, основ социального развития общества, что обусловливает поиск адекватных средств и способов решения этой проблемы.

В современной социальной ситуации развития общества, способна полноценно, субъектно развиваться и функционировать та личность, которая обладает необходимыми психологическими новообразованиями: способностью к безусловному принятию себя; к безусловному принятию другого; самореабилитированностью, как устойчивым состоянием Я (мы понимаем под самореабилитированностью устойчивое отношение к себе как к уникальной личности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями, которые имеют не меньшую ценность).

Для того, чтобы развитие личности в детстве в современной социальнокультурной ситуации вело к появлению названных новообразований, необходимы следующие факторы: наличие референтной группы, в которой ребенок переживает опыт безусловно положительного отношения группы и имеет условия для рефлексии такого переживания; наличие взрослого

(педагога), создающего условия для переживания ребенком опыта, безусловно, положительного отношения как в референтной группе, так и в диалоге со взрослыми; наличие ровесников, с которыми ребенок или подросток может взаимодействовать, основываясь на безусловно положительном отношении друг к другу (отчасти этот фактор реализуется в референтной группе, когда группа не выступает как положительный субъект). Здесь социальное воспитание представляет собой планомерное создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека.

Условия и факторы проявляются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в двух взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: 1) организация социального опыта личности в детстве; 2) индивидуальная помощь ребенку со стороны взрослых.

Специфика социального воспитания заключается в ориентации личности в детстве на социальные ценности, прежде всего на ценности культуры отношений. Результатом социального воспитания является социализация личности, которая продолжается на протяжении всей жизни.

В основе понимания этого феномена заложены лучшие традиции педагогики. В 60-е г. выросла новая плеяда отечественных ученых, имеющих свое видение проблемы (О. С. Богданова, В. Е. Гмурман, Б. Т. Лихачёв, Г. Н. Филонов и др.). Среди них выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, который подчеркивал необходимость активности самой личности в ее социальном становлении. Суть процесса социализации (по В. А. Сухомлинскому) заключается во взаимодействии ребенка с окружающим миром, а мерой социализации личности является совокупность динамических взаимосвязей с действительностью [1, с. 452].

На западе проблемой социализации личности занимались Дж. X. Алантай,

О. Г. Брим-младший, У. Бронфен-Бреннер, Ч. Х. Кули, М. Мид, Т. Парсонс, И. Таллмен, Э. Эриксон и др. Сегодня особое внимание приковано к этой

проблеме в связи с отказом государства от коммунистической идеологии, пересмотром целей, содержания и методов воспитания. При этом одни авторы пытаются заменить воспитание социализацией, другие рассматривают воспитание как часть социализации личности ребенка, третьи под социализацией понимают гражданское и нравственное воспитание. Есть и другие точки зрения. Однако бесспорным для всех является то, что воспитание - один из основополагающих факторов социализации личности ребенка.

В самом общем виде воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка - среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить.

Социализация личности как таковая охватывает все процессы приобщения индивида к культуре, все виды коммуникации, с помощью которых формируется социальная природа человека, его способность участвовать в жизни общества. Социализация происходит как под влиянием стихийного воздействия на развивающегося человека внешних факторов, так и под влиянием специально создаваемых в процессе воспитания условий.

Спецификой социального воспитания как определенного механизма социализации является объединение, использование всех других механизмов социализации в силу проникновения во все виды отношений между людьми. Широко известно, что успешная социализация зависит от многих факторов, в

том числе и от воспитания, способствует превращению юных граждан в достойных людей и, в конечном итоге, является залогом развития общества.

В понятии воспитание можно выделить следующее: это целеустремленное или целенаправленное влияние (воздействие) на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, способов поведения в обществе, подготовка к общественной жизни и труду (Ю. К. Бабанский, А. В. Петровский).

Социализация - это процесс адаптации ребенка к тем условиям, в которых он будет жить. Воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом. Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов, убеждений. Общественное (социальное) воспитание, как нами было отмечено, ориентировано на включение человека в социальную жизнь. Основой социального воспитания является нравственность. Только тогда можно сформировать нормальные отношения между людьми, природой и обществом, когда в основе жизненных принципов человека, модели его бытия находится нравственность. Исследования показали, что школьные предметные программы сориентированы в основном на подготовку к определенным функциональным обязанностям, но пока еще нет цикла предметов, где бы ярко прослеживалось личностно-ценностное становление человека как высшая ценность, которая обеспечивала бы человеколюбие, гуманистические формы общения и отношений. Вот почему принципом социального воспитания должна быть нравственность, а не просто адаптация к окружающей среде.

Социальное воспитание - приобщение ребенка к определенным нормам культуры поведения, к пластам цивилизации, тех структур общества, к которым принадлежит ребенок. Именно благодаря воспитанию происходит становление, обогащение и совершенствование субъектно-личностного и духовного мира человека. Эти сложные процессы осуществляются в ходе деятельности

человека как их субъекта под влиянием общественных структур, внешней среды, исторического опыта и во многом определяются активностью самой личности. Социальная микросреда является одним из факторов, стимулирующих либо сдерживающих процесс самореализации личности, а также необходимым условием развития этого процесса.

Интерес исследователей к феномену среды возрос в связи с проблемами социальной адаптации, подготовки социальных педагогов (Б. Н. Алмазов, В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, В. А. Сластенин), поиска личностью смысла жизни (Ю. С. Бродский), научными изысканиями в области этнопедагогики (Д. М. Абдуразакова, Г. Н. Волков), истории, теории и практики функционирования и развития воспитательных систем (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, В. А. Семенов).

Итак, социализация выступает как общественный процессуальный феномен, воздействие которого на личность начинается с раннего детства и продолжается в течение всей жизни и который подчинен ориентации на социально-культурные ценности социума.

Сложным является вопрос связи социального воспитания с социальнокультурным развитием личности. Направленность социализирующей личности связана с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Стадия онтогенеза, становления личности и культурогенеза - появление индивидуальности. Каждая стадия социализации, по мнению А. А. Мангера, отличается внутренним планом развития (субъект, личность, индивидуальность) и внешним (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность), что определяет стратегию развития -жизнетворчество, социотворчество и культуротворчество.

В связи с негативными аспектами социально-экономической и социальнокультурной ситуации в России (низкий культурный уровень развития населения, асоциальные проявления в обществе: преступность, безнадзорность, алкоголизм, наркомания, коррупция; социально-экономическая нестабильность: неопределенность в образовательной политике, ослабление воспитательной

функции семьи) социально-культурное развитие детей является актуальной проблемой.

Социально-культурное развитие предполагает формирование личности человека, способного соизмерять свое поведение, организацию жизнедеятельности с социально-культурными образцами, принятыми в обществе. Вступая в совместную деятельность, взрослые передают детям традиции, культурные ценности. Взаимодействие взрослых и детей выступает ведущим фактором социально-культурного развития ребенка.

Теоретический анализ и обобщение практики позволили рассматривать социально-культурное развитие ребенка как процесс и результат овладения действительностью, осуществляемый в его деятельности путем вхождения в новую социальную среду и интеграцию различных субкультур, а главное - путем формирования культуры отношений на личностном и групповом уровнях.

Можно ли сказать, что понятие социальное воспитание окончательно определено? Социальное воспитание, зависит от социально-культурного развития общества. Настала пора определиться с государственной политикой в воспитании новых поколений российских граждан исходя из современных социальных условий. Надо создать условия для реализации вечной задачи: «Пусть те, кто пойдут за нами, будут лучше нас».

Сущность социального воспитания, его соотношение с социализацией и социально-культурным развитием личности в детском возрасте были предметом научного изучения многих ученых, однако остались недостаточно разработанными вопросы теоретического познания их сущности.

Библиографический список

1. Педагогическая энциклопедия [Текст]. - Т.1. / Гл. ред. А.И. Каиров, Ф.Н. Петров. - Советская энциклопедия, 1964.- 832 столб. с илл. 7л. илл.

Bibliography

1. Pedagogical encyclopedia [Text]. - V.1. / Editor-in-chief A.I. Kairov, F.N. Petrov. - Soviet encyclopedia, 1964. - 832 col. with ill., 7 sheets ill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.