упоминания сложных тем расовой и половой дискриминации. Наконец, в газетных текстах содержится большое количество современных идиоматических выражений, окказионализмов и неологизмов, непонимание которых ведет к затруднению коммуникации между представителями разных культур, общающихся на английском языке.
Изучение специальных лингвострановедческих дисциплин, а также работа с газетными и художественными текстами в рамках практического курса иностранного языка оказывает положительное влияние на процесс формирования межкультурной компетенции студентов профиля «География и иностранный (английский) язык. Вместе с тем кажущееся отсутствие связи между двумя областями знания на практике часто не находит подтверждения. На старшем этапе обучения студенты приходят к пониманию, что их знания из области географии способствуют восприятию и осмыслению информации, получаемой в рамках лингвострановедческих курсов. В то же время, знания об особенностях культуры
Библиографический список
других стран, навыки межкультурного общения позволяют осуществлять профессиональную коммуникацию с представителями других этносов, используя в качестве инструмента как иностранный, так и родной язык. Это позволяет согласиться с мнением Л.В. Яроцкой, что «в процессе (и в результате) обучения у студента складывается осознанное ценностно-смысловое отношение к межкультурному аспекту осваиваемой предметной области и её ключевым задачам в свете глобального развития, обеспечивающее полноценную самореализацию личности в сознательно выбранной профессии» [6, с. 39 - 40].
Обучение межкультурному общению представляет собой сложную задачу, решение которой требует упорного труда, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося. В то же время формирование межкультурной компетенции будущего учителя иностранного языка требует привлечения всего арсенала имеющихся средств, включая лингвострановедческие дисциплины и работу с художественными и газетными текстами.
1. Коряковцева Н.Ф. Современная парадигма профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Педагогические науки 2016; 14 (753): 9 - 21.
2. Тер-Минасова С.Г Война и мир языков и культур. Москва: Слово, 2008.
3. Флеров О.В. Лингвострановедение и лингводидактика: точки соприкосновения. Психология, социология и педагогика. 2016; 10 Available at: http://psychology.snauka. ru/2016/10/7217
4. Коряковцева Н.Ф. Роль и статус иностранного языка в профессиональной подготовке инновационных кадров. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019; 1 (830): 20 - 31.
5. Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. Москва - Санкт-Петербург: Глосса/Каро, 2004.
6. Яроцкая Л.В. Стратегия формирования профессиональной личности в современной образовательной ситуации. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017; 4 (775): 33 - 50.
References
1. Koryakovceva N.F. Sovremennaya paradigma professional'no orientirovannogo obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Pedagogicheskie nauki 2016; 14 (753): 9 - 21.
2. Ter-Minasova S.G. Vojna i mir yazykov i kul'tur. Moskva: Slovo, 2008.
3. Flerov O.V. Lingvostranovedenie i lingvodidaktika: tochki soprikosnoveniya. Psihologiya, sociologiya ipedagogika. 2016; 10 Available at: http://psychology.snauka.ru/2016/10/7217
4. Koryakovceva N.F. Rol' i status inostrannogo yazyka v professional'noj podgotovke innovacionnyh kadrov. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2019; 1 (830): 20 - 31.
5. Oschepkova V.V. Yazyk i kultura Velikobritanii, SShA, Kanady, Avstralii, Novoj Zelandii. Moskva - Sankt-Peterburg: Glossa/Karo, 2004.
6. Yarockaya L.V. Strategiya formirovaniya professional'noj lichnosti v sovremennoj obrazovatel'noj situacii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2017; 4 (775): 33 - 50.
Статья поступила в редакцию 04.07.19
УДК 376.64
Kapustina E.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vologda State University (Vologda, Russia), E-mail: [email protected]
Makeeva I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vologda State University (Vologda, Russia), E-mail: [email protected]
INFLUENCE OF THE VALUABLE ATTITUDE TOWARDS AT ORPHAN CHILDREN ON FORMATION OF THE CIVIC STAND. In the article a problem of civil education of orphan children which has to be carried out taking into account their specific medico-psychological, social and pedagogical status is considered. The idea that such personal education of orphan children as the valuable attitude towards itself has an impact on formation of their civic stand is proved. Research objective: to reveal character and orientation of influence of the valuable attitude towards itself at orphan children on formation of their civic stand. Research hypothesis: level of formation of a civic stand of orphan children will be defined by the level of the valuable attitude towards itself, than the level of the valuable attitude towards itself is higher; especially the mature civic stand is created. The developed historiography analysis confirms that this problem is a little studied and demands further researches. The attention of researchers is mainly drawn to studying of a problem of socialization and social adaptation of orphan children, in the questions devoted to their civil formation, identification of the factors influencing this process remain not developed. The article consists of theoretical and empirical parts. In the theoretical part meanings of concepts "civic stand", "civil activity", "valuable attitude to oneself", as wells as tasks of the civil education of orphan children are revealed. In the empirical part the description of the research conducted by authors is submitted. The research is conducted on the basis of the developed criteria (cognitive, emotional and valuable, behavioral and activity, a locus - control) the indicators corresponding to them, assessment of results on the basis of the allocated levels of formation of the valuable attitude towards itself and a civic stand. Diagnostic tools which are applied during the research are presented and the procedure of processing of the received results is described. The summary data showing the level of formation of the valuable attitude towards themselves and a civic stand at orphan children are provided in a final part of article. In conclusion of the article conclusions to which the authors confirming an initial hypothesis came are given.
Key words: orphan children, valuable attitude towards, civil education, civic stand.
Е.Ю. Капустина, канд. пед. наук, доц., Вологодский государственный университет, г. Вологда, E-mail: [email protected]
И.А. Макеева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. социальной работы и социальной педагогики, Вологодский государственный университет, г. Вологда,
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ У ДЕТЕЙ-СИРОТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
В данной статье рассматривается проблема гражданского воспитания детей-сирот, которое должно осуществляться с учетом их специфического медико-психологического, социально-педагогического статуса. Обосновывается идея о том, что такое личностное образование детей-сирот как ценностное отношение к себе оказывает влияние на формирование их гражданской позиции. Цель исследования: выявить характер и направленность влияния ценностного отношения к себе у детей-сирот на формирование их гражданской позиции. Гипотеза исследования: уровень сформированности гражданской позиции детей-сирот будет определяться уровнем ценностного отношения к себе, чем выше уровень ценностного отношения к себе, тем более зрелая гражданская позиция сформирована. Развернутый историографический анализ подтверждает, что данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований. Внимание исследователей преимущественно обращено на изучение проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот, в вопросы, посвященные их гражданскому становлению, выявлению факторов, влияющих на данный процесс, остаются не разработанными. Статья состоит из теоретической и эмпирической частей. В теоретической части раскрывается содержание понятий «гражданская позиция», «гражданская деятельность», «ценностное отно-
шение к себе», задачи гражданского воспитания детей-сирот. В эмпирической части представлено описание проведенного авторами исследования. Исследование проводилось на основе разработанных критериев (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческо-деятельностный, локус-контрольный), соответствующих им показателей, оценка результатов на основе выделенных уровней сформированности ценностного отношения к себе и гражданской позиции. Представлен диагностический инструментарий, который применялся в ходе исследования, а также описана процедура обработки полученных результатов. В заключительной части статьи приведены сводные данные, показывающие уровень сформированности ценностного отношения к себе и гражданской позиции у детей-сирот. В заключение статьи приводятся выводы, к которым пришли авторы, подтверждающие исходную гипотезу.
Ключевые слова: дети-сироты, ценностное отношение к себе, гражданское воспитание, гражданская позиция.
Сложность современного периода в развитии нашего общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В Федеральных образовательных стандартах разных уровней образования в качестве ведущей задачи выделяется формирование гражданской идентичности детей и подростков, и в связи с этим возрастает актуальность и востребованность гражданского воспитания, и педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование разносторонне образованных, нравственно и социально ответственных граждан, патриотов.
Проблема гражданского воспитания детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих негативный социальный опыт, обладающих специфическим медико-психологическим, социально-педагогическим статусом, существенно отличающимся от сверстников, приобретает особую значимость как феномена, интегрирующего в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную, ценностную и деятельностную сферы.
Сиротство разрушает социальные связи ребёнка, вызывает вторичные нарушения физического, психического и социального развития, в частности, ценностного отношения к себе, что существенно усложняет процесс социализации и гражданской идентификации личности. Потеря кровной семьи, пребывание в специфичных условиях интернатного учреждения, ситуация вторичного сиротства (в случае возврата ребёнка усыновителями, приёмными родителями в учреждение) приводит к формированию у детей-сирот определенного искаженного типа гражданственности и моделей гражданского поведения, что проявляется в нейтрально-дистанцированном отношении к истории своей страны, национальной культуре, отсутствии чувства гордости, любви и привязанности к Родине. Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что дети-сироты часто оказываются неподготовленными к выполнению гражданских ролей в системе общественных отношений, что обусловлено деформированным развитием личности. Особенно это касается ценностной сферы детей-сирот.
Различные аспекты становления и развития гражданского воспитания рассматривались в фундаментальных трудах историков педагогики H.A. Константинова, Т.Д Корнейчика, Ф.Ф. Королева, А.И. Пискунова, 3.И. Равкина, в историко-педагогических исследованиях М.В. Богуславского, С.Ф. Егорова, М.И. Мухина, М.П Плоховой, В.Г. Пряниковой, Ф.А. Фрадкина, A.A. Фролова, С.А. Черника, A.A. Шаталова и др.
Сущность категорий «гражданственность», «гражданское воспитание» раскрыта в трудах отечественных философов (РГ Апресян, М.Н. Гендуго-ва, А.А. Гусейнов, М.В. Ильин, В.И. Купцов, Н.А. Шестакова и др.), социологов (С.И. Григорьев, А.А. Давыдов, Т.И. Заславская, В.В. Маленков, В.С. Нерсесянц, ПИ. Осадчая, Ю.М. Резник, В.А. Туманов и др.), политологов (С.С. Аверинцев, А.А. Айвазян, В.Н. Амелин, Т.А.Гришина, О.П. Ильин, А.А.Клягина, Ю.А. Левада, Е.Ю. Мелешкина, В.С. Мокрый, Д.В. Пешков Е.Я. Сергеева, А.Н.Скалина и др.), культурологов (Э.Я. Баталова, Е.И. Добренко, З.Я.Капустина, Д.В. Ольшанский и др.).
В исследованиях современных авторов уделяется внимание историко-пе-дагогическим (С.И. Беленцов, Т.А.Бирючинская, О.И. Волжина, Л.Б.Доржиева, Л.В. Кузнецова, С.С. Невская, А.Н. Рощин, И.Ю. Синельников, И.В. Суколенов, Г.Т. Суколенова, А.М. Шаленов, А.В. Шупаев), теоретическим (Л.И. Аманбаева,
A.В. Беляев, А.С. Гаязов, ГЯ. Гревцева, Р.А. Дормидонтов), психологическим (Л.Б. Дашидондокова, О.Д. Халгагарова), правовым (В.А. Балюк, ГП. Давыдов, С.В. Шевченко), этическим (Л.М. Корниенко, В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева, С.А. Рудых, Н.А.Шестакова и др.), культурологическим этно и поликультурным (В.Н. Власова, В.В.Гладких, Н.А. Сиволобова), акмеологическим (А.М. Князев, Ю.А. Маринкина, Л.К. Фомичева) аспектам гражданского воспитания [1].
Изучению теоретико-методологических проблем воспитания и развития детей, оставшихся без попечения родителей, посвящен ряд исследований. Личностные особенности детей-сирот разносторонне изучаются многими исследователями (Б.С. Братусь, Л.Н. Галигузова, И.В. Дубровина, С.Д. Забрамная, Д.Р Исаева, Е.И. Казакова, Й. Лангмейер, М.И. Лисина, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, Н.А. Палиева, А.М. Прихожан, С.А. Расчетина, А.Г Рузская, Е.А. Стребелева, Н.Н. Толстых, А. Фрейд, Л.М. Шипицина и др.).
Достаточно глубоко изучены вопросы преодоления трудностей социально-психологической адаптации, социализации, профессионального и личностного самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (А. Адлер, М. Айнсворз, Д. Боулби, З.Г Данилова, И.Г Дементьева, Ф.А. Кабар-диева, Н.А. Котоносова, Л.С. Кочкина, И.Б. Назарова, А.Н. Пронина, ГВ. Семья,
B.В. Скатова, Н.М. Шагимуратова и др.).
Проблема гражданского воспитания детей-сирот, формирования отдельных гражданских качеств, практически не нашла отражения и решения в
историографии. Имеются единичные работы, посвященные формированию правовой культуры (С.Н. Александрова), социально-правовой компетентности (Т.Н. Алексеева), гражданской позиции воспитанников интернатных учреждений (т.А. Михейкина) [2].
В свою очередь, формирование гражданской позиции у ребёнка невозможно без изучения ценностной сферы детей, так как в результате оценочной деятельности происходит осознание индивидом ценности окружающего мира, и тем самым формируется особый вид отношения к миру - ценностные отношения. Ценностные отношения человека к миру обусловлены самой спецификой сознания, способного противопоставлять себе реальность как объект Процесс развития ребёнка наполнен ценностными отношениями. Они могут стать объектом внимания личности, но могут и не охватываться сознанием. Объект может стать для личности ценностью лишь при условии познания данного объекта, целенаправленного внимания к нему
Вопрос развития ценностных отношений детей-сирот в настоящее время недостаточно изучен в теоретических и методических работах, хотя известные ученые (И.В. Дубровина, М.Ю. Кондратьев, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) подчеркивают значение изучения этой проблемы для теории и практики воспитания.
Современными учёными рассмотрены отдельные аспекты проблемы ценностного отношения к себе у детей-сирот. Так, в работах А.Ш. Шахмановой сделаны акценты на нравственное развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста, М. И. Лисиной - на влияние отношений детей с близкими взрослыми и на факторах построения образа «Я» у детей-сирот, в работах Э.А. Минковой - на особенности отношений со сверстниками и системы отношений «взрослый - ребёнок» в условиях депривации. Однако целостных исследований, посвященных изучению влияния ценностного отношения к себе на социализацию, гражданское воспитание нам не удалось обнаружить [3; 4; 5].
Таким образом, можно констатировать, что при всем разнообразии работ, затрагивающих проблемы детей-сирот в аспекте их гражданского становления, многие вопросы остаются недостаточно изученными. Остаются практически неразработанными сущность, содержание и технологии процесса гражданского воспитания детей-сирот, вопрос о системном взаимодействии разно уровневых структур и факторов в процессе гражданского становления детей-сирот, в частности, о влиянии ценностного отношения к себе у детей-сирот на формирование гражданской позиции.
Все это препятствует изменению сложившейся ситуации, характеризующейся низкой гражданской эффективностью выпускников интернатных учреждений и воспитанников приемных семей, существенными трудностями процесса постинтернатной адаптации, что негативно сказывается на гражданской самореализации детей-сирот и качестве гражданского общества в целом.
В рамках нашего исследования основной акцент в гражданском воспитании сделан на развитие сферы гражданского самосознания, саморегуляции гражданского поведения, осознанности выполнения гражданского долга, рефлексии гражданской деятельности, то есть выработки у детей-сирот устойчивых механизмов поведения и деятельности, определяющих гражданскую позицию личности.
В исследованиях Д.В. Кириллова, Т.А. Михейкиной, Е.Р Евдокимовой, Н.Ф. Крицкой, Л.Ю. Мастыкиной, А.М. Андресюка, Е.А. Казаевой и др. гражданская позиция в содержательном отношении, по существу, отождествляется с характеристиками гражданственности. Это проявляется, во-первых, в признании интегративной сущности гражданской позиции понимаемой как совокупность качеств, относительно устойчивое личностное образование, сложное личностное качество, включающее следующие характеристики: законопослушность, гражданскую сознательность, гражданскую ответственность, гражданский долг, комплекс гражданских знаний и навыков, ценностей, инициативность, социальную активность и др.; во-вторых, гражданская позиция рассматривается как отношение (к обществу, себе, собственной деятельности) и как готовность и способность к нравственному, социально-полезному и ответственному действию, осуществлению гражданской деятельности.
На основе анализа и обобщения исследований, посвященных рассмотрению компонентов гражданской позиции (Л.Н. Боголюбов, ГЯ. Гревцева, И.П. Иванов, З.С. Мазыр, С.В. Митросенко, И.П. Подласый, Э.П. Стрельникова, И.Л. Судакова, А.Ф. Шамич, Н.И. Элиасберг и др.) выделяем следующие основные компоненты: когнитивный (знания о гражданских правах и обязанностях, правовых политических, социальных основах общества; понимание социально-политических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы); мотивационный (мотивы, связанные с преданностью и любовью к своему Отечеству, гордостью за свою страну, признанием гражданско-правовых норм, ценностей, принятых в обществе, бережным отношением к истории и культуре своего народа, его обычаям и традициям); ценностный (приверженность
общечеловеческим и демократическим ценностям); деятельностный (осознанное выполнение социальных ролей гражданина; эффективное и ответственное участие в общественно-полезной деятельности).
Таким образом, рассматриваем гражданскую позицию как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе, проявляющуюся в активной деятельности и определяющую действия и поступки человека в аспекте гражданских ценностей [6].
Направленность гражданского воспитания выражается в развитии когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной и деятельностной сторон сознания личности с целью формирования целостной личности гражданина. Так со всей очевидностью встает вопрос о формировании гражданской позиции детей-сирот, ценностно-целевых ориентирах этого процесса.
Особенно значим процесс развития ценностных отношений воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, так как на них влияют не только возрастные трансформации, но и специфичность условий, в которых происходит их становление (Н.Н. Авдеева, Л.В. Байбородова, В.И. Дубровина, М.И. Лисина, А.А. Лиханов, Е.И. Морозова, А.М. Нечаева, А.М. Прихожан, М.И. Рожков, А.Г Рузская, Л.К. Сидорова, Н.Н. Толстых, Т.И. Юферева).
Гражданское воспитание имеет многообразные принципы, формы и способы, оно взаимопроникает во многие жизненные сферы и должно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствами в процессе разнообразной педагогически целесообразной деятельности в системе социальных институтов. В целом, гражданское воспитание является важным направлением деятельности всех субъектов воспитания, процессом формирования духовно-нравственных, гражданских ценностей детей-сирот, в результате чего происходит последовательное, диалектичное гражданское саморазвитие личности. Сущность гражданского воспитания детей-сирот состоит в организации последовательных взаимодействий педагогов и воспитанников, направленных на качественное изменение их сознания, чувств, поведения, формировании таких личностных структур, которые обеспечивают выстраивание принципов жизненного самоопределения и на их основе личностной гражданской позиции, характеризующейся созидательной активностью. Роль гражданского воспитания в педагогическом процессе состоит в актуализации гражданской ответственности детей-сирот, формировании адекватного ценностного отношения к себе как системообразующего компонента их гражданской воспитанности.
Главная проблема гражданского воспитания детей-сирот - актуализация их гражданского потенциала, развитие потребности в осознанной, целенаправленной гражданской деятельности, выполнении гражданского долга, что демонстрирует сформированность гражданской позиции. Поэтому основными задачами гражданского воспитания детей-сирот являются: формирование гражданского самосознания растущего человека (осознание себя гражданином России), критического мышления, гражданской ответственности, уважения гражданских прав и свобод; патриотических чувств; воспитание уважения к традициям и ценностям российского общества, ценностного отношения к себе как гражданину.
В процессе включения детей-сирот в деятельность происходит выработка критериев, обуславливающих выбор вида деятельности, формирования своего отношения к деятельности и приобретение гражданского опыта. Наибольшие затруднения у детей-сирот вызывает решение первой задачи, поскольку они ограничены как в выборе вида деятельности, так и способов её осуществления. Как правило, эти задачи решаются за них воспитателями, приемными родителями.
В общем виде гражданская деятельность - это социально-значимая деятельность, в процессе которой применяются полученные знания, приобретается нравственно-ценностный опыт гражданского поведения, реализуются гражданские права и обязанности, гражданская активность, развиваются умения адекватно оценивать себя и свои возможности, рефлексировать и корректировать свои действия. Конкретизируя данное определение, рассматриваем гражданскую деятельность как деятельность, сфокусированную на решении личностно-значимых и социально-значимых задач, как форму проявления внутренне мотивированной гражданской активности, направленной на самовоспитание гражданских качеств.
Гражданская деятельность является важным связующим звеном во взаимодействии социального и индивидуального, участие в ней должно способствовать «превращению» детей-сирот из объекта воспитательного воздействия в его субъект, т.е. становлению их гражданской субъектности. Взаимодействие со сверстниками в различных видах, формах и способах деятельности является возможностью апробировать на практике различные модели гражданского поведения, позволяет подростку и молодому человеку перейти от слов к конкретным действиям.
Большое значение в формировании гражданской позиции детей-сирот имеет ценностное отношение к себе.
Современная гуманистическая этика основывается на том, что человек -это ценность. Он должен стать самим собой, стремясь к саморазвитию. С точки зрения Э. Фромма, высшими ценностями гуманистической этики являются «любовь к себе, утверждение своего собственного человеческого Я» [7, с. 380].
Представитель противоположной точки зрения - З. Фрейд считает, что человек греховен по своей природе, в нем нет ничего достойного уважения и любви, и чем больше человек занят любовью к себе, тем меньше он способен любить другого. По Фрейду любовь - это проявление либидо; либидо, направленное на других, есть любовь; либидо, направленное на себя - себялюбие. Следователь-
но, любовь и себялюбие - взаимоисключающие понятия в том смысле, что чем сильнее одно, тем слабее другое [8, с. 203].
По нашему мнению, необходимо различать понятия «себялюбие» и «любовь к себе», которые во многих литературных источниках рассматриваются как тождественные. Для себялюбивого человека имеют значение только его желания и чувства, он настроен на то, чтобы забирать, а не отдавать. Себялюбец способен видеть лишь себя, все оценивает с точки зрения своей выгоды [9]. Данная точка зрения подтверждается Э. Фроммом, который считает, что эгоизм и любовь к себе противоположные понятия. «Эгоист любит себя скорее слишком мало, чем слишком много; в действительности он себя ненавидит» [10, с. 223]. По мнению учёного, отсутствие любви к себе опустошает человека и доводит до состояния фрустрации. Когда человек не любит себя, то никому не может этого простить.
Н.А. Бердяев отмечает, что «люди, которые себя любят, нравятся себе, обыкновенно бывают добрее, снисходительнее к другим людям» [11, с. 77]. Любовь к себе, к своему «Я» нераздельно связана с любовью к другому «Я», так как сущность любви к себе и любви к другим одна и та же. Эта идея отражена и в библейской заповеди «Возлюби ближнего как самого себя». Подразумевается, что уважение, понимание и любовь к другому человеку невозможны без любви к себе, без уважения своей целостности и уникальности, без понимания своего «Я». Данное утверждение в контексте нашей работы будет рассматриваться как основополагающее.
С точки зрения В. А. Соловьева, жизнь человека может быть определена только нравственно: жалостью и любовью ко всему живому, в первую очередь, к человеку, стыдом и совестью человека, преодолением эгоизма по отношению к себе и другим людям. Он подчеркивает, что «человек - единственное из земных существ, которое может относиться к самому себе критически, подвергать внутренней оценке самый способ своего бытия в целом, стремясь быть больше и лучше, чем он есть в действительности» [12, с. 275].
Раскрывая ценностное отношение к себе как психологический феномен, В. В. Столин, акцентирует внимание на том, что оно «проявляется не только непосредственно - в виде переживаний или оценки собственного «Я», но и опосредованно - как отношение к другому и ожидаемое отношение другого к себе» [13, с.105].
А.А. Бодалев подчеркивает, что «отношения к другим людям и самому себе у нормально развивающегося человека занимает стержневое положение в структуре его характера» [14, с. 78].
Подобные идеи находят отражение и в педагогике гуманизма, где человек рассматривается как абсолютна ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Отношение к человеку и его отношение к окружающим зависит от многих факторов, и, прежде всего, от осознания, восприятия собственного «Я».
Педагог Н.Е. Щуркова отмечает, что «личность соткана из отношений, личность растет, когда обогащается отношениями». Следовательно, замечает она, чтобы узнать человека, необходимо изучить его отношения (к самому себе, обществу, окружающим людям) [15, с. 9].
По мнению Т. Соколовой, педагогу надо помочь каждому ребёнку «ощутить свою ценность и научиться принимать другого как ценность, уяснив себе, в чем она заключается» [16, с. 16].
Разделяя точку зрения многих известных педагогов (В.А. Караковский, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.), мы рассматриваем развитие ценностного отношения к человеку как таковому в качестве ключевой задачи современного образования [17].
На сегодняшний день гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью, отмечает В.А. Караковский. «Личность ребёнка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной целью» [18, с. 181]. Его идеи разделяет П.И. Пидкасистый, замечая, что: «иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается «Человеком», а «формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания» [19, с. 428]. Подобная точка зрения, на наш взгляд, является целесообразной, своевременной и обоснованной.
В то же время, направление, уровень и структура отношений связаны со всей системой условий, в которых воспитывается ребёнок. Социально-психологическая ситуация, в которой находится ребёнок-сирота, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что создает препятствия в формировании позитивного отношения к себе и тем самым сдерживает формирование адекватной гражданской позиции, мотивирующей на осуществление гражданской деятельности.
В целях выявления уровня развития ценностного отношения к себе у детей-сирот и изучения влияния ценностного отношения к себе на формирование их гражданской позиции было проведено эмпирическое исследование (2015 -2018 гг.). Гипотеза исследования: уровень сформированности гражданской позиции детей-сирот будет определяться уровнем ценностного отношения к себе, чем выше уровень ценностного отношения к себе, тем более зрелая гражданская позиция сформирована. В исследовании приняли участие 300 воспитанников учреждений для детей-сирот Вологодской области. Диагностика уровня развития ценностного отношения к себе у детей-сирот подросткового возраста и сформи-рованности гражданской позиции осуществлялась по следующим общим крите-
Таблица 1
Критерии и показатели развития ценностного отношения к себе и сформированности гражданской позиции у детей-сирот
Критерий Показатель
Когнитивный Предполагает освоение исторических, правовых, этических знаний, необходимых для формирования гражданской позиции личности (знание истории своей страны, «малой Родины», Конституции, гражданских прав и обязанностей); знаний о гражданских качествах личности и требованиях общества к гражданину, представлений о ценностях, о себе, своих возможностях. Безусловное самопринятие (дружеское отношение к себе, согласие с самим собой, принятие себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками).
Эмоционально-ценностный Предполагает наличие гражданских ценностей, нравственных идеалов, ценностного отношения к себе и другим людям, адекватную самооценку, уровень притязаний, оптимизм. Предполагает развитость гражданских чувств (чувство собственного достоинства, любовь к Родине, её культуре, народу; патриотические, национальные и интернациональные чувства); позитивно-эмоциональное отношение к Отечеству и социально-значимой деятельности на благо государства; положительное отношение к гражданским нормам.
Поведенческо-деятель-ностный Предполагает проявление самостоятельности, инициативности, гражданской ответственности, уверенности в своих силах, осознанности гражданской активности; применение гражданских знаний и умений в социально-значимой деятельности; выполнение гражданского долга.
Локус - контрольный Предполагает развитость рефлексивных умений (умение анализировать свои поступки, потребность в анализе своего поведения). Направленность на саморазвитие (стремление к достижениям, способность самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность).
риям: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческо-деятельностный и локус-контрольный.
Для точности исследования мы выделили ведущие эмпирические показатели, более подробно раскрывающие критерии. Подбор показателей осуществлялся, исходя из требований адекватности, объективности и комплексности. В таблице 1 отражены критерии и соответствующие им показатели.
На основании анализа и обобщения имеющихся исследований установлено, что авторы преимущественно опираются на трехуровневое ранжирование, выделяя низкий, средний, высокий уровни сформированности изучаемой характеристики личности. Данная градация традиционна, но при этом достаточно технологична, поскольку апеллирует к понятию «норма» (средний уровень), что позволяет соотносить фактические характеристики сформированности гражданской позиции и ценностного отношения к себе с допустимым / недопустимым и желательным диапазоном проявлений. Определяя уровни сформированности гражданской позиции и ценностного отношения к себе, выделяем: низкий уровень, характеризуя его как пороговый, допустимый, избирательно-ситуативный; средний уровень, понимаемый как достаточный, неустойчиво-позитивный; и высокий уровень (устойчиво-позитивный), соотносимый с оптимальным идеальным уровнем.
Содержательные характеристики уровней сформированности отражены в следующих показателях:
- низкий уровень: система гражданских качеств выражена слабо, гражданская позиция сформирована недостаточно, гражданский выбор личности отличается неустойчивостью, непоследовательностью, неуверенностью в своих силах; неадекватно завышенная или заниженная самооценка, неадекватный уровень притязаний; неразвитость рефлексивных умений, успехи и неудачи объясняются внутренними и внешними неконтролируемыми факторами, требуется поддержка;
- средний уровень: личность способна реализовать гражданскую позицию, определяя для себя главные и второстепенные цели жизни, наличие нравственных образцов, гордость за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим и трудовым свершениям и достижениям соотечественников, готовность к участию в общественной жизни; адекватная самооценка и средний уровень притязаний или завышенная самооценка и высокий уровень притязаний, оптимизм; ситуативная уверенность в собственных силах, рефлексивные умения недостаточно развиты, преимущественно осуществление самостоятельного нравственного выбора своих поступков, видов и форм деятельности;
- высокий уровень: значительная степень сформированности гражданской позиции (личность владеет умениями и навыками по реализации гражданских качеств, доминируют мотивы саморазвития, познания, поиска смысла жизни), имеется устойчивый положительный опыт осознанного гражданского поведения, высокий уровень самоорганизации и саморегуляции, удовлетворенность собой, признание собственных недостатков, адекватная самооценка, высокий уровень притязаний, оптимизм, развития рефлексия, стремление к достижениям, самостоятельному нравственному выбору своих поступков, видов и форм деятельности, ответственности за свой выбор, объяснение успехов и неудач мерой приложенных усилий и внешними контролируемыми факторами; причем все проявления имеют стабильный характер (таблица 2).
Достоверная диагностика уровней развития ценностного отношения к себе и сформированности гражданской позиции у детей-сирот возможна только на основе целостного изучения личности. С этой целью мы отобрали ряд методик: опросных, тестовых, методы самооценки, ранжирования, метод контент-анализа, наблюдения, метод праксиологических ситуаций.
Диагностический инструментарий, который применялся в ходе исследования, представлен в таблице 3.
В основу составления комплексной диагностической методики положена измерительная трехбалльная шкала (3-2-1), то есть каждому ответу присваивается определенное количество баллов, что существенно облегчает и систематизирует обработку результатов. В качестве метода обработки нами избран метод картограммы, используемый обычно для измерения субъективной стороны явлений [9].
Таким образом, выявление уровня развития ценностного отношения к себе и сформированности гражданской позиции у подростков осуществляется по общей формуле:
р - название критерия
Кр = Х1 + Хп п - количество показателей
п х - показатели уровня
Процедура обработки полученных результатов завершалась определением общего уровня развития ценностного отношения к себе и сформированности гражданской позиции. В целях исключения случайности в его присвоении использовался метод вычисления среднего арифметического.
Эмпирическим путем мы определили следующие числовые интервалы уровней развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома: 2,5 - 3 - высокий; 1,6 - 2,4 - средний; 1 - 1,5 - низкий.
Таблица 2
Уровень Критерии
Когнитивный Эмоционально-ценностный Поведенческо-деятельностный Локус-контрольный
Низкий (избирательно-ситуативный) +/- -/+ - -
Средний (неустойчиво-позитивный) + +/- -/+ -/+
Высокий (устойчиво-позитивный) + + + +
Уровни развития ценностного отношения к себе и сформированности гражданской позиции у детей-сирот
Таблица 3
Диагностический инструментарий изучения уровней проявления развития ценностного отношения к себе и сформированности гражданской позиции у детей-сирот
Критерий Диагностический инструментарий
Когнитивный «Мы - граждане России» (метод незаконченного предложения); «Родина моя» (метод интервью); «Что значить быть гражданином? (метод беседы); «В чем проявляется патриотизм?» (метод беседы-дискуссии); «Патриотизм, что это значит для меня?» (метод эссе-размышления); «Я гражданин? Я гражданин!» (метод тестовых заданий); Сочинение-самоописание Анкета для подростков «Я и окружающие»
Эмоционально-ценностный «Хороший-плохой?» (метод эссе-размышления); «Что такое хорошо и что такое плохо?» (метод беседы-дискуссии); «Что мы ценим в людях» (метод беседы-дискуссии); Метод ранжирования ценностей Методика диагностики уровня притязаний и уровня самооценки Т. В. Дембо-С. Я. Рубинштейн
Поведенческо-деятельностный «Лестница ответственности» (метод ранжирования); Изучение самостоятельности (метод наблюдения); Изучение инициативности (метод наблюдения);
Локус - контрольный Праксиологические ситуации
Обобщив полученные результаты, приходим к следующим выводам:
- у большинства детей-сирот в системе ценностей превалирующими являются материальные ценности - 47%; для половины обследуемых воспитанников характерна неадекватная самооценка, уверенность в себе в единичных случаях, отсутствие самоуважения, в целом, отрицательное отношение к себе; у 48% - высокая самооценка «сегодняшнего дня» и заниженная или завышенная истинная самооценка, положительное отношение к себе в ситуациях успеха, уверенность в себе при наличии прошлого позитивного опыта и в случае успешного наглядного примера;
- на основе анализа результатов по базовым диагностическим методикам большинство респондентов имеют невысокий уровень развития ценностного отношения к себе и сформированности гражданской позиции, особенно низок уровень по локус-контрольному критерию - 48% респондентов от общего числа выборки, что свидетельствует о развитости рефлексивных умений ниже возрастной нормы, и, в целом, о слабом стремлении к саморазвитию и недостаточной сформированности гражданской активности;
- более высокие показатели по когнитивному и эмоционально-ценностному критерию отражают наличие знаний в исследуемой области и их эмоциональной окрашенности у обследуемых;
- в то же время невысокие показатели по поведенческо-деятельностному критерию характеризуют отсутствие у респондентов умения применять знания в реальной практике человеческих взаимоотношений, следовательно, необходимо углубить исследование влияния ценностного отношения к себе у детей-сирот на формирование гражданской позиции.
В ходе проведенного исследования заявленная гипотеза нашла свое подтверждение - выявлена корреляция между уровнем развития ценностного отношения к себе и сформированности гражданской позиции у детей-сирот.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает актуальность дальнейшей разработки данной проблемы, в частности, необходимость создания и реализации модели педагогического обеспечения развития ценностного отношения к себе и сформированности гражданской позиции у детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и в приемных семьях.
Библиографический список
1. Макеева И.А. Системный анализ гражданственности в контексте гражданского воспитания. Педагогика и психология, наука и образование: теоретико-методологические подходы и практические результаты исследований. И.Б. Авакян, И.А. Бучилова, Э.В. Воронина и др.; Под редакцией В.А. Куриной, О. Подкопаева. Самара, 2017: 149 - 166.
2. Макеева И.А. Теоретико-методические аспекты гражданского воспитания детей-сирот: монография. Вологда: Вологодский государственный университет, 2017.
3. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста. Вопросы психологии. 1961; 3: 117 - 124.
4. Минкова Э.А. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Москва: ТОО Симс, 1995: 9 - 10.
5. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2005.
6. Макеева И.А. Гражданская культура, гражданская позиция и гражданская воспитанность в содержательно-логической структуре гражданственности. Проблемы формирования единого научного пространства: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016: 199 - 204.
7. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск: ООО «Попурри», 1998.
8. Фрейд З. Избранное. Москва: Просвещение, 1990.
9. Мосеева Е.Ю. Педагогическое обеспечение развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2009.
10. Фромм Э. Душа человека. Москва: АСТ-ЛТД, 1998.
11. Бердяев Н.А. О назначении человека. Москва: ТЕРРА, 1998.
12. Соловьев В.С. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии. Таинственнее, чем мир. Серия «Педагогика и психология». 1991; 12: 17 - 21.
13. Столин В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции. Психологический журнал. 1981; Т. 2; № 3: 104 - 117.
Сводные данные исследования уровня развития ценностного отношения к себе у детей-сирот представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровни развития ценностного отношения к себе
Уровень / Критерий Развитие ценностного отношения к себе (%) Когнитивный Эмоцио-нально-цен-ностный Поведен-ческо-дея-тельност-ный Локус-кон-трольный
(%)
Высокий 3 16 3 5 6
Средний 64 51 65 51 46
Низкий 33 33 32 44 48
Сводные данные исследования уровня сформированности гражданской позиции детей-сирот представлены в таблице 5.
Таблица 5
Уровни сформированности гражданской позиции у детей-сирот
Уровень/ Крите-рий Сформиро-ванность гражданской позиции(%) Когнитивный Эмоцио-нально-цен-ностный Поведен-ческо-дея-тельносный Локус-кон-трольный
(%)
Высокий 2 14 3 4 5
Средний 61 49 63 52 45
Низкий 37 37 34 44 50
14. Бодалев А.А. Об особенностях формирования межличностных отношений в детской среде. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации. Москва, 1992: 73 - 82.
15. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. Москва: Педагогическое общество России, 2000.
16. Соколова Т. Формирование у школьников ценностного отношения к себе и окружающим людям. Воспитание школьников. 1994; 4: 15 - 18.
17. Капустина Е. Формирование ценностных отношений у детей-сирот: Педагогическое обеспечение развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома. Saarbrucken, 2011.
18. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. Москва: Педагогическое общество России, 2000.
19. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и педагогических колледжей. Под общей редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 1998.
References
1. Makeeva I.A. Sistemnyj analiz grazhdanstvennosti v kontekste grazhdanskogo vospitaniya. Pedagogika ipsihologiya, nauka iobrazovanie: teoretiko-metodologicheskiepodhody iprakticheskierezultaty issledovanij. I.B. Avakyan, I.A. Buchilova, 'E.V. Voronina i dr.; Pod redakciej V.A. Kurinoj, O. Podkopaeva. Samara, 2017: 149 - 166.
2. Makeeva I.A. Teoretiko-metodicheskie aspekty grazhdanskogo vospitaniya detej-sirot: monografiya. Vologda: Vologodskij gosudarstvennyj universitet, 2017.
3. Lisina M.I. Vliyanie otnoshenij s blizkimi vzroslymi na razvitie rebenka rannego vozrasta. Voprosypsihologii. 1961; 3: 117 - 124.
4. Minkova 'E.A. Osobennosti lichnosti rebenka, vospityvayuschegosya vne sem'i. Ocherkiorazvitiidetej, ostavshihsya bezroditel'skogo popecheniya. Moskva: TOO Sims, 1995: 9 - 10.
5. Shahmanova A.Sh. Vospitanie detej-sirot doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 2005.
6. Makeeva I.A. Grazhdanskaya kul'tura, grazhdanskaya poziciya i grazhdanskaya vospitannost' v soderzhatel'no-logicheskoj strukture grazhdanstvennosti. Problemyformirovaniya edinogo nauchnogo prostranstva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: MCII OMEGA SAJNS, 2016: 199 - 204.
7. Fromm 'E. Begstvo ot svobody. Minsk: OOO «Popurri», 1998.
8. Frejd Z. Izbrannoe. Moskva: Prosveschenie, 1990.
9. Moseeva E.Yu. Pedagogicheskoe obespechenie razvitiya cennostnogo otnosheniya k sebe i okruzhayuschim lyudyam u vospitannikov detskogo doma podrostkovogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2009.
10. Fromm 'E. Dusha cheloveka. Moskva: AST-LTD, 1998.
11. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka. Moskva: TERRA, 1998.
12. Solov'ev V.S. Nravstvennyj smysl zhizni v ego predvaritel'nom ponyatii. Tainstvennee, chem mir. Seriya «Pedagogika i psihologiya». 1991; 12: 17 - 21.
13. Stolin V.V. Issledovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya k sebe s pomosch'yu metodiki upravlyaemoj proekcii. Psihologicheskij zhurnal. 1981; T. 2; № 3: 104 - 117.
14. Bodalev A.A. Ob osobennostyah formirovaniya mezhlichnostnyh otnoshenij v detskoj srede. Vospitatel'naya sistema massovoj shkoly: problemy gumanizacii. Moskva, 1992: 73 - 82.
15. Schurkova N.E. Novoe vospitanie. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2000.
16. Sokolova T. Formirovanie u shkol'nikov cennostnogo otnosheniya k sebe i okruzhayuschim lyudyam. Vospitanie shkol'nikov. 1994; 4: 15 - 18.
17. Kapustina E. Formirovanie cennostnyh otnoshenij u detej-sirot: Pedagogicheskoe obespechenie razvitiya cennostnogo otnosheniya k sebe i okruzhayuschim lyudyam u vospitannikov detskogo doma. Saarbrucken, 2011.
18. Karakovskij V.A., Novikova L.I., Selivanova N.L. Vospitanie? Vospitanie... Vospitanie!: Teoriya ipraktika shkol'nyh vospitatel'nyh sistem. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2000.
19. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov ped. vuzov i pedagogicheskih kolledzhej. Pod obschej redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 1998.
Статья поступила в редакцию 11.07.19
УДК 378
Kolomiets O.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, The First Moscow State Medical University n.a. I.M. Sechenov (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
VALUE BASIS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MEDICAL NURSE. The article reveals importance of value-oriented personal qualities of a nurse. The value nature of medical activity is justified. Emphasis is placed on subject values, which are the means and result of the moral and moral development of the nurse's human personality. The value ideals that determine the objective ethical basis of the nursing profession are considered. The work characterizes the system of professionally determined value orientations of the personality of a nurse. The author concludes that the value basis of professional activity of a nurse is a systemic integrity of two subsystems: objectively existing value ethical ideals and value orientations of a medical worker.
Key words: value, value relations, debt, subject and subject values, value ideal.
О.М. Коломиец, д-р пед. наук, доц., Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
(Сеченовский университет), г. Москва, E-mail: [email protected]
ЦЕНОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
В статье раскрывается значимость ценностно-ориентированных личностных качеств медицинской сестры. Обосновывается ценностный характер медицинской деятельности. Делается акцент на субъектные ценности, являющиеся средством и результатом морально-нравственного развития человеческой личности медицинской сестры. Рассматриваются ценностные идеалы, которые определяют объективную этическую основу профессии медицинской сестры. Характеризуется система профессионально обусловленных ценностных ориентаций личности медицинской сестры. Автор делает вывод о том, что ценностная основа профессиональной деятельности медицинской сестры, представляет собой системную целостность двух подсистем: объективно существующих ценностных этических идеалов и ценностных ориентаций личности медицинского работника.
Ключевые слова: ценность, ценностные отношения, долг, предметные и субъектные ценности, ценностный идеал.
Введение
Современная российская социальная реальность предъявляет особые требования к профессиональной подготовке будущих медицинских сестер. Профессионализм отечественного медицинского работника среднего звена в профессии в настоящее время определяется не только специальными знаниями, умениями и навыками, но и ценностно-ориентированными личностными качествами, которые обусловливают способность медицинской сестры к конструктивным профессиональным контактам со своими пациентами на основе сочувствия, сопереживания и взаимопонимания. Сестринское дело обладает выраженными ценностными основаниями. Эту профессию трактуют как специфический труд, ориентированный на медицинское определение проблем со здоровьем у больных, с обязательной медико-профессиональной помощью им в последующий период лечения. Таким
образом, помощь больным людям априори основана на ценностном отношении к ним со стороны медицинского работника [1 - 12].
Основное содержание статьи
Обратимся в связи с этим к рассмотрению базовой категории ценности. Обозначенная категория имеет фундаментальный и междисциплинарной характер, так как используется в научном тезаурусе целым рядом дисциплин: философией, аксиологией, социологией, педагогикой и психологией. Поэтому без всестороннего осмысления ценности в её феноменологическом и понятийном значении нельзя определить ценностные основания профессии медицинской сестры. На сегодняшний день в современных гуманитарных дисциплинах явление ценности изучено в достаточной степени глубоко и обстоятельно. Обращение к исследованиям авторов прошлого и настоящего, позволяет констатировать сле-