Научная статья на тему 'Реализация ценностно-ориентированного компонента в процессе формирования правового образования дезадаптированных старшеклассников'

Реализация ценностно-ориентированного компонента в процессе формирования правового образования дезадаптированных старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / ПРАВОВАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ / VALUE-ORIENTED APPROACH / DEPENDENT BEHAVIOR / LEGAL EDUCATION / PROFESSIONAL JUDGMENT / LEGAL CIVILITY / CRITERIA OF PERSONALITY FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Олег Михайлович

В статье изложены некоторые аспекты ценностно-ориентированного подхода, адресованного на формирование правового образования дезадаптированных старшеклассников. Отмечается, что формирование культуры личности основано на системе принципов гуманизма, интегральности, деятельностного подхода, сотрудничества, эмоциональной открытости. Подчеркивается роль формирования правового сознания в становлении эмоционально-чувственной сферы дезадаптированных школьников, ее и моделей поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE VALUE-ORIENTED COMPONENT IN THE PROCESS OF LEGAL EDUCATION FORMATION OF MALADJUSTED SENIOR STUDENTS

The paper presents some aspects of the value-oriented approach addressed to the formation of the legal education of maladjusted senior students. It is noted that the culture of the individual is based on the system of principles of humanity, integrity, active approach, cooperation and emotional openness. The role of formation of legal awareness in the development of emotional and sensual spheres of maladjusted pupils and behavior models has been emphasized.

Текст научной работы на тему «Реализация ценностно-ориентированного компонента в процессе формирования правового образования дезадаптированных старшеклассников»

УДК 316.3

Овчинников Олег Михайлович

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации оперативной работы Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье изложены некоторые аспекты ценностноориентированного подхода, адресованного на формирование правового образования дезадаптированных старшеклассников. Отмечается, что формирование культуры личности основано на системе принципов гуманизма, интегральности, деятельностного подхода, сотрудничества, эмоциональной открытости. Подчеркивается роль формирования правового сознания в становлении эмоционально-чувственной сферы дезадаптированных школьников, ее и моделей поведения.

Ключевые слова: ценностно-ориентированный подход, зависимое поведение, правовое образование, профессиональное осмысление, правовая воспитанность, критерии сформированности личности.

Ovchinnikov Oleg Mikhailovich

PhD in Pedagogy, Senior Lecturer of the Department of Organization of Operational Activities of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service [email protected]

REALIZATION OF THE VALUE-ORIENTED COMPONENT IN THE PROCESS OF LEGAL EDUCATION FORMATION OF MALADJUSTED SENIOR STUDENTS

The paper presents some aspects of the value-oriented approach addressed to the formation of the legal education of maladjusted senior students. It is noted that the culture of the individual is based on the system of principles of humanity, integrity, active approach, cooperation and emotional openness. The role of formation of legal awareness in the development of emotional and sensual spheres of maladjusted pupils and behavior models has been emphasized.

Key words: value-oriented approach, dependent behavior, legal education, professional judgment, legal civility, criteria of personality formation.

Современное состояние проблемы становления нравственного социально-зрелого человека оценивается большинством исследователей как кризисное, которое проявляется, во-первых, в крушении идеалов рационализма, на протяжении многих столетий определявших движение научного знания о человеке. Во-вторых, в девальвации идеи комплексного понимания человека, не дающей реального целостного знания о нем. В практическом преломлении это привело к потере индивидом нравственных смыслов, духовно деградировало его личность. Данный кризис стал причиной переосмысления понимания сущности человека. Это затронуло и проблему воспитания подрастающего поколения, которое является сегодня одним из сензитивных страт населения, ставшей жертвой негативных процессов реформирования общества.

В выступлениях ряда общественных деятелей, педагогов, родителей звучит тревога за детей, за условия, в которых они растут: разгул преступности, промискуитет, насилие, алкоголизм, наркомания, патологический гэмблинг, другие виды зависимого поведения, свержение с пьедестала всех авторитетов. В условиях глобальных перемен, происходящих сегодня в России, идет перестройка психологии человека, особенно молодого, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей, социальных ролей [1, с. 5]. И если для одних индивидов преобразования не являются маргинальными, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации. «Кто же такие “трудные дети?” Вечный вопрос и больной, как нарыв - пишет С. Давидович и отвечает, - Нет! Не рождаются трудными детьми! Просто им вовремя не помогли» [2, с. 12]. В этой связи на первый план выходит роль школы, как важнейшего института, ориентированного на формирование самостоятельной, активной личности с просоциальными паттернами.

Будет справедливым уточнить, что современное состояние российского образования детерминировано достаточно высоким уровнем инновационной деятельности, освоением новых образовательных технологий и программ. Переосмысливаются фундаментальные основы образования, его приоритетные направления, общие целевые установки, методы и средства их достижения. Необходимость такого переосмысления определяется экономическим и социальным прогрессом современного общества, тем, что индустриальный социум вошел в постиндустриальную эпоху.

Отдельные аспекты совершенствования образовательного процесса находят отражения в исследованиях, посвященных модернизации общего образования. Так, Т.Г. Камышанова, говоря

о требованиях к выпускнику современной школы, отмечает, что он должен обладать не только знаниями, а и уметь решать проблемы, требующие анализа предложенной ситуации. Также он должен уметь принимать решения при выборе из чётко определённых альтернатив, уметь интегрировать знания, владеть универсальными способами деятельности, применимыми в различных ситуациях, уметь работать в группе, обладать экологической грамотностью [3, с. 4].

Названные требования в определенной мере обусловлены и тем, что, как отмечает М.В. Ретивых, профилизация обучения на старшей ступени общего образования ставит будущего выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности [4, с. 34-35]. Правильно выбранная область профессиональной деятельности способствует формированию гармоничной личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации.

Важнейшую роль в процессе профессионального осмысления играет уровень правового образования старшеклассника. Правовое образование представляет собой важнейшую основу и один из приоритетных источников формирования у учащихся старших классов адекватных представлений о подлинных и ложных ценностях и идеалах в различных витальных областях. Формирование ценностного фундамента юридического, правого образования и воспитания, системы важнейших представлений и паттернов, безусловно, является необходимым и важнейшим вектором совершенствования системы образования, разработки стратегии и направлений его развития.

Ключевым положением системы правового образования является целенаправленное развитие правовой воспитанности как уникального механизма регулирования правового поведения. Во-первых, правовая воспитанность - это одна из внутренних, духовных «пружин» в механизме деятельности личности. В этом смысле законопослушное поведение есть результат правовой воспитанности. Во-вторых, правовая воспитанность в определенном смысле - это деятельность, включающая в себя совокупность аспектов поведения. В данном случае поведение - это не только функция, результат правовой воспитанности, но сама правовая воспитанность. В-третьих, правовая воспитанность - это важная интегративная характеристика личности. Надо иметь в виду, что по сравнению с другими значимыми в правовом отношении характеристиками, она включает в себя наиболее широкий по объему комплекс сущностных признаков, предопределяющих социальную ценность личности и непосредственно влияющих на состояние законности и правопорядка в обществе [5, с. 26-29].

Важнейшим качеством личности, определяющим степень интегративности усилий по обеспечению правовой культуры, является гражданственность. Оно обусловливает социальную ценность личности человека в определенных историко-этических рамках. Гражданственность, как правило, включает в себя чувство национальной гордости, понимание ответственности перед обществом, глубинные моральные ценности, т.к. гражданин является не только членом социума, но и индивидом, соблюдающим нормы права, осознающим принадлежность к своей стране, привносящий свой вклад в развитие и совершенствование своего народа. В этой связи уместными будут слова В.И. Даля, гласящие, что гражданин - это человек, имеющий обязанности по отношению к правительству и к ближнему [6].

Сказанное позволяет констатировать, что диапазон рассмотрения правового образования в аксиологическом аспекте достаточно высок. Однако, выделим основные моменты.

Если взять за исходное определение цель правового образования - формирование демократической культуры индивида, то среди задач этой деятельности можно сформулировать следующие:

- выделить систему ценностей гражданина;

- использовать различные механизмы перевода ценностей гражданского общества в личностный план;

- стимулировать развитие качеств гражданина;

- организовать становление гражданской компетентности;

- реализовать потребности в социализации личности [7, с. 8-9].

Нам представляется, что правовое образование дезадаптивных старшеклассников должно опираться на совокупность принципов, рассматриваемых нами как ведущие фундаментальные идеи.

Принцип функционального подхода непосредственно ориентирован на активность старшеклассников в соответствии с их возрастными особенностями, предпочитаемыми видами деятельности, реализацией репродуктивных или творческих начал. В совокупности с принципом

включенности, он обуславливает эскалацию субъектных позиций, обеспечивает живой опыт бытия и отношений в контексте правовой системы.

Принцип интегративности предполагает целостность, единство и неразрывную связь всех компонентов правового образования, комплексный подход к старшекласснику; осознание того, что правовое образование может объединять в себе приоритетные ценности для личностного развития. Опора на жизненный опыт старшеклассника придает правовому образованию практическую направленность, позволяет формировать истинно правовые решения, прогнозировать и апробировать поведенческие шаги.

Принцип гуманизма предполагает особое комфортное место индивида в образовательной среде, толерантное отношение к его решениям и действиям, уважение, внимательное отношение.

В процессе осуществления правового образования важно опираться на потенциал социально-образовательных факторов: социальной среды, местного сообщества, национальных традиций, семьи, уклада жизни, средств массовой информации, психологического климата в образовательной системе, коммуникативного опыта и самовоспитания.

Кроме того, немаловажное значение для организации правового образования дезадаптированных старшеклассников имеет знание педагогом критериев сформированности личности, которые психологи связывают с типичным способом отношения человека к другим людям. В идеале процесс правового образования должен приводить дезадаптированных подростков к поведению (в широком смысле - к жизни) по «золотому правилу» нравственности: относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Конечно, этот идеал труднодостижим, но к нему следует стремиться. Оказывая содействие правовому развитию ученика, педагог не должен забывать, что благоприятным условием такого развития является обстановка доброжелательности, свободы и понимания. Поэтому и в учебных и во внеучебных обстоятельствах ученик должен занимать субъектную позицию. Такие ценности, как честь и достоинство окажут позитивное влияние на формирование личности только при демократически и гуманно организованном учебно-воспитательном процессе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Фортова Л.К., Овчинников О.М., Ломакина А.Н. Педагогическая профилактика неадаптивного поведения несовершеннолетних в современном социуме. Владимир, 2011.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитания М., 1985.

3. Камышанова Т.Г. Формирование допрофессиональной компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: на примере дисциплины «Биология»: автореф. дис. ...канд. педагог. наук. Елец, 2007.

4. Ретивых М.В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. Брянск, 1999.

5. Бабаев М.М. О культурологическом подходе к пониманию правовой культуры личности // Криминологический журнал. 2003. № 4.

6. URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=5979 (дата обращения 10.01.2013).

7. Асташева Н.А. Гражданско-правовое образование: аксиологический подход // Вестник Брянского государственного университета. 2008. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.