УДК. 376.5
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
О.М. Овчинников
Аннотация. В статье аргументируется актуальность исследуемой темы, подчеркивается, что современная социальная ситуация закономерно привела старшеклассников к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя. Констатируется, что подростки, находясь под воздействием деструктивных жизненных обстоятельств, не готовы к их преодолению, страдают от их последствий и требуют особой педагогической поддержки. Автором анализируется педагогическая программа превенции противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры, обосновывается ее необходимость и актуальность.
Ключевые слова: профилактика, противоправное поведение, дезадаптированные старшеклассники, сензи-тивные страты, нравственные устои.
EDUCATIONAL PROGRAM FOR PREVENTION OF WRONGFUL CONDUCT MALADJUSTED SENIOR PUPILS
IN THE EDUCATIONAL AND CULTURAL INSTITUTIONS
O.M. Ovchinnikov
Abstract. The paper argued the relevance of the topic, it is emphasized that the present social situation naturally led to the need for high school students to take responsibility for their own future for themselves. It is stated that adolescents under the influence of destructive life circumstances, are not ready to overcome them, are suffering from their effects and require special educational support. The author analyzes the educational program of prevention of illegal behavior maladjusted high school students in the institutions of education and culture, it is proved the necessity and urgency.
Keywords: prevention, illegal behavior, maladjusted high school students, Sensitive strata moral principles.
Сегодня самые сензитивные страты населения России - дезадаптированные несовершеннолетние, переживающие глубокую кризисную ситуацию. Прежние нравственные устои разрушены, нормативные и ценностные ориентации переживают глубокий коллапс. Выработка новых моральных ориентиров происходит хаотично и безсистемно. Современные учёные применительно к несовершеннолетним, особенности морально-нравственных и правовых ориентиров которых предполагают особую педагогическую поддержку, используют термины: «трудные дети» (И.С. Кон); «трудный подросток» (Л.М. Зюбин, Д.И. Фельдштейн и др.), к категории которых относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении; «аномальные дети», имеющие отклонения от того, что является типичным или нормальным, но не включающее патологическое состояние; «дезадаптированные дети» (С.А. Беличева); дети «группы
риска» (И.А. Невский) [1, 2, 3, 5, 6]. Исходя из специфики нашей работы, мы будем опираться на термин «дезадаптированные», поскольку он наглядно отражает особенности развития учащихся старших классов. Нарастающие требования социальной среды вызвали появление огромного количества состояний дезадаптации, на первое место из которых вышло нарушений требований общественной морали и правовых норм. Отсутствие знаний, навыков и современных конструктивных стратегий поведения у взрослых слоев населения - родителей, педагогов, - не дает им возможности оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую, педагогическую фаси-литацию.
Проанализированные нами экстремальные в социально-психологическом плане условия приводят к необходимости разработки новой концепции по профилактике противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников, одной из составляющих которой является разработка и внедрение педагогической про-
граммы нового поколения с использованием традиционных технологий социальнокультурной деятельности. [4, с. 347].
Цель программы: оказание помощи дезадаптированным старшеклассникам в формировании личности, способной просоциально адаптироваться в современном социуме, выработать собственную индивидуальную позицию, предполагающую конструктивную детерминацию, и освоить различные социальные роли.
Задачи программы: формирование правомерного поведения дезадаптированных детей, развитие их социальной и нравственной зрелости; создание условий для творчества и креатива, самовыражения.
Программа предполагает работу с подростками от 14 до 17 лет и состоит из трех этапов: информационно-когнитивный, мотивационнопобудительный, практико-ориентированный.
I этап. Информационно-когнитивный. Цель этапа: расширить кругозор о правовой культуре, правовом воспитании, правовом сознании, правовом поведении, повысить социально-культурную активность. На информационно-когнитивной стадии предполагается использовать:
1. Образовательные технологии, которые выступают как генеалогия эволюции у деза-датированных старшеклассников социально -значимых черт личности, культурных норм и ценностей.
2. Технологии кросскультурного взаимодействия, ориентированные на формирование и совершенствование этнокультурных традиций, межэтнического и кросскультурного содействия, поскольку они способствуют транс-ценденции национальных культур, развитию межнациональных отношений, созданию условий повышения эффективности превентивной работы.
II этап. Мотивационно-побудительный. Цель этапа: повысить мотивацию дезадаптированных подростков к самоактуализации, самодетерминации и повышению своего культурного уровня, сформировать нравственноэтические качества, правомерное поведение и правовую культуру дезадаптированных старшеклассников, склонных к противоправному поведению, развить их коммуникативные навыки.
Мотивационно-побудительный этап в развитии социально-культурной активности дезадаптированных старшеклассников, склонных к противоправному поведению, предусматривает использование следующих социальнокультурных технологий:
1. Коммуникативные технологии, инициирующие проявление творческой активности дезадаптированных старшеклассников, склонных к противоправному поведению, и развитие их как целостных интегральных личностей, в природной сущности которых заложены стремления к личностному росту, творчеству, самовыражению, реализации своего потенциала.
2. Информационно-просветительские технологии, представляющие собой сложную систему педагогического влияния на личность, соединяют в себе целостность и логику педагогического процесса, взаимно связывают все его части, объединяя их в программе по развитию социально-культурной активности дезадаптированных старшеклассников, склонных к противоправному поведению.
III этап. Практико-ориентированный. Цели этапа: инициировать у дезадаптированных старшеклассников, склонных к противоправному поведению, толерантное отношение к национальным и культурным традициям представителей других стран, развить у респондентов организаторские способности, умение ориентироваться в сложных ситуациях, связанных с изменением социокультурной ситуации.
Практико-ориентированный этап развития социально-культурной активности дезадаптированных старшеклассников, склонных к противоправному поведению, предполагает использование следующих социальнокультурных технологий:
1. Культуротворческие технологии, обеспечивающие развитие резистенции у дезадаптированных старшеклассников, склонных к противоправному поведению, к деструктивному социуму и развитие их творческих способностей.
2. Анимационные технологии, реализующиеся в волонтёрской деятельности, организации театрализованных представлений, спортивно-оздоровительных мероприятий, предоставляют человеку «открытую возможность» для самоактуализации.
3. Технология социального проектирования способствует формированию у дезадаптированных старшеклассников, склонных к противоправному поведению, самостоятельности, развивают критическое мышление, умение принимать аргументированные решения, работать в команде.
Разработанная педагогическая программа профилактики противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры, позволила сориентировать их на законопослушное пове-
дение и конструктивную жизненную стратегию в целом. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших научных изысканий, направленных на совершенствова-
Литература:
1. Беличева, С. А. Отклоняющееся поведение личности / С. А. Беличева. - М., 1999. - 168 с.
2. Зюбин, Л.М. Все равно я к тебе приду: О психологии подростков. / Л.М. Зюбин. Л.: Лениз-дат, 1990. - 173 с.
3. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. — М: Политиздат, 1984. -335 с.
4. Овчинников, О.М. Теоретико-
методологические основы профилактики противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры. Дисс...док. пед. наук. - М.- 2013. - 469 с.
5. Проблема личности, профилактики отклонений в её развитии / отв. ред. И.А. Невский, Р.В. Овчарова и др. М.: Архангельск, 1993. - 173 с.
6. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. М.: Нойт Люкс, 1999. - 671 с.
ние педагогических условий профилактики противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры.
References:
1. Belicheva, S. A. Otklonjajushheesja povedenie lichnosti / S. A. Belicheva. - M., 1999. -168 s.
2. Zjubin, L.M. Vse ravno ja k tebe pridu: O psihologii podrostkov. / L.M. Zjubin. L.: Leniz-dat, 1990. - 173 s.
3. Kon, I.S. V poiskah sebja: Lichnost' i ee samosoznanie / I.S. Kon. — M: Politizdat, 1984. - 335 s.
4. Ovchinnikov, O.M. Teoretiko-
metodologicheskie osnovy profilaktiki protivo-pravnogo povedenija dezadaptirovannyh starshe-klassnikov v uchrezhdenijah obrazovanija i kul'tury. Diss.dok. ped. nauk. - M.- 2013. - 469 s.
5. Problema lichnosti, profilaktiki otklo-nenij v ejo razvitii / otv. red. I.A. Nevskij, R.V. Ovcharova i dr. M.: Arhangel'sk, 1993. - 173 s.
6. Fel'dshtejn, D.I. Psihologija vzroslenija: strukturno-soderzhatel'nye harakteristiki pro-cessa razvitija lichnosti: Izbrannye trudy / D.I. Fel'dshtejn. M.: Nojt Ljuks, 1999. - 671 s..
Сведения об авторе:
Овчинников Олег Михайлович (г.Владимир, Россия), доктор педагогических наук, профессор, кафедра оперативно-розыскной деятельности, Владимирский юридический институт ФСИН России, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Ovchinnikov О.М. (Vladimir, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, department of operational and investigative activities, Vladimir Law Institute FSIN of Russia, e-mail: [email protected]