УДК 316.3
Овчинников Олег Михайлович
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации оперативной работы Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний [email protected]
МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРЕВЕНЦИИ ИХ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В статье рассматриваются понятия «мотивация» и «потребность» с позиции педагогической превенции противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников. Подвергаются анализу взаимосвязи и соотношения данных дефиниций с позиций различных профильных специалистов, выдвигается и аргументируется авторская позиция по данной проблематике.
Ключевые слова: мотивация, потребность, воспитание, побуждение, дезадаптированные старшеклассники, противоправное поведение.
Ovchinnikov Oleg Mikhailovich
PhD in Pedagogy, Senior Lecturer of the Department of Organization of Operational Activities of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service [email protected]
MOTIVATION-NEED SPHERE OF MALADJUSTED SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS AS EDUCATIONAL PREVENTION FACTOR OF THEIR ILLEGAL CONDUCT
The article considers the concept of "motivation" and "need" from the position of educational prevention of misconduct performed by maladjusted senior high school students. The correlations and interconnections of the given definitions studied from the viewpoints of various specialized experts have been analyzed; the author's position concerning the given issue has been presented and proved.
Key words: motivation, need, education, motive, maladjusted senior high school students, illegal behavior.
Мотивационно-потребностная сфера далеко не случайно стала объектом нашего интереса в рамках обозначенной проблематики. Понимание и уяснение внутреннего механизма, побуждающего дезадаптированного подростка к тем или иным действиям, позволит определить приоритетные базисные ориентиры педагогической превенции его противоправного поведения и обеспечить достижение целей профилактической работы.
Весьма значимыми в данной связи представляются слова В.А. Сухомлинского: «... Многие учителя пытаются воспитывать невоспитуемых. Воспитание же заключается в том, чтобы выработать, оттачивать у человека способность быть воспитуемым» [1]. Исследователь, развивая свою мысль, полагает, что «невоспитуемый подросток» таковым является по причине отсутствия мотива и смысла быть другим, он не воспринимает педагогическое воздействие потому, что оно непонятно для него.
Развивая данную мысль, С.Л. Рубинштейн уточняет, «для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях» [2]. Важно понимать, что данная идея не может быть ограничена рамками образовательного процесса, а должна быть положена в основу постоянного взаимодействия между старшеклассником и педагогом.
Отдельные аспекты мотивационно-потребностной сферы нашли свое отражение в трудах А.Г. Власкина, А.Н. Малюкова, Д.И. Фельдштейна. По мнению А.Г. Власкина, «подросток хочет и должен стать взрослым». С одной стороны, он стремится стать независимым, самостоятельным, найти себя. С другой стороны, найти себя - это значит найти свое место в обществе, что связано с принятием (индентификацией) целей, норм общества, социальных ролей» [3]. Очевидно, что реализация целей, поставленных несовершеннолетним перед собой невозможна без отождествления его с окружающим социумом, принятием правил и закономерностей человеческого общежития.
Разделяет это мнение и Д.И. Фельдштейн, который констатирует, что стремление индивида, находящегося на черте юношества и взрослости утвердить себя в социуме является доминантой, определяющей его витальную активность [4].
Весьма интересной представляется позиция А.Н. Малюкова, который описывает процесс метаморфозы мировоззрения подростка следующим образом: «хрестоматийным стало положение о том, что дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, а подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений, требуя признания своего равенства,
своей самостоятельности. Но эти отношения могут быть различными, а их уровень имеет конкретно-исторический характер и зависит от системы ценностей, принятых в той или иной социальной общности» [5].
Традиционно термин «мотивация» имеет несколько смысловых наполнений. Во-первых, под ним может пониматься комплекс всех мотивов человека, актуализирующих и определяющих направленность его деятельности. Во-вторых, это явление можно рассматривать как общую мотивацию, присущую конкретному индивиду, т.е. как совокупность устойчивых мотивов, отражающих его устремления и формирующих, закрепляющих основные направления его деятельности. Представляется, что именно общая мотивация старшеклассников должна быть объектом педагогического воздействия, т.к. она детерминирует основные виды активности индивида.
Говоря о необходимости повышения эффективности воспитательной работы, будет целесообразным уточнить, что с мотивационным фактором неразрывно связаны потребности индивида. Под потребностями человека традиционно понимается состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности [6].
Потребности определяются жизненными ориентирами человека, обуславливают его стремление к созданию ситуаций, в которых они могли бы быть реализованы. Потребности могут выступать как регуляторы внутреннего состояния подростка, которое меняется в зависимости от конкретной обстановки, путем угнетения устремлений не соответствующих жизненной позиции индивида и закрепления тех из них, которые тождественны потребностям подростка.
Потребности могут быть представлены в виде ценностей, установок, убеждений. При этом отношение к повседневной действительности проявляется в поведении индивида, побуждаемом мотивами - особыми формами отражения потребностей. В этой связи К.А. Абульханова уточняет, что «жизненные потребности конкретизируются в притязаниях, превращаясь в типичные личностные направленности, побуждения, стратегии, которыми реализуются эти потребности» [7].
Опираясь на изложенное выше, позволим себе констатировать, что потребность обуславливает возникновение мотивов деятельности индивида. Переживание ведущей потребности порождает значимое для человека потребностное состояние, которое оказывает большое влияние на его отношение к объектам и предметам, способным удовлетворить эту потребность. В структуре потребностной сферы дезадаптированных старшеклассников ведущая роль принадлежит элементарным витальным потребностям при отсутствии или крайней бедности духовных и значительное место занимают извращенные потребности, в частности в алкоголе и наркотиках, что, впоследствии, закономерно приводит к противоправному поведению, причины и условия которого, в целом, идентичны и для взрослого населения.
Вместе с тем особенности личностных характеристик дезадаптированных старшеклассников придают определенную специфику формирования у них противоправного поведения, что требует особого подхода к организации профилактической работы среди данной возрастной группы. Проведенное нами исследование показало, что, как правило, противоправное поведение старшеклассников обуславливает следующая мотивация: желание следовать традициям; подражать; для храбрости; желание утвердиться в группе товарищей; желание избавиться от скуки, снять напряжение. Наиболее сильным из них является социально-психологический механизм подражания взрослым. Неправомерный тип поведения некоторых взрослых, атмосфера криминальной романтики, блатной жаргон, яркие татуировки делают противоправный образ жизни в глазах подростков неотъемлемым атрибутом будущей взрослой витальной активности.
Существенное влияние на переход от редких правонарушений к систематическим оказывают мотивы, связанные с образом жизни, характером ценностных ориентации, уровнем развития старшеклассников, возможностями удовлетворения их потребностей. На процесс преобразования потребности в мотив, помимо субъективной ее значимости, серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация.
Так образуется замкнутая цепочка: потребность - личностный смысл - ситуация. На формирование мотивов противоправного поведения на этом этапе воздействуют в основном нарушения равновесия между различными видами потребностей, актуализация второстепенных потребностей и искаженное восприятие или недооценка конкретной жизненной ситуации.
Появлением мотивов поведения процесс формирования мотивационной сферы не заканчивается. При совершении противоправного поступка и особенно после него первоначально возникшие потребности могут измениться или уступить место другим. Так, старшеклассник, совершив проступок, боится наказания. Новая потребность - избежать наказания - порождает новый мотив, который является мощным «активатором» всего последующего, в том числе и противоправного,
поведения. Изложенное позволяет констатировать, что существенное значение для педагогической превенции противоправного поведении дезадаптированных старшеклассников и их реабилитации имеет мотивационно-потребностная сфера, которая у подростков сдвинута от общественного к личному, от объективного к субъективному, от культурного к естественному, от духовного к материальному, от устойчивого к ситуативному, от рационального к эмоциональному. При коррекции мотивообразования следует учитывать, что непосредственной побуждающей силой поведения являются интересы, эмоции, требования, привычки, актуальные потребности, трансформированные в конкретный мотив.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. М., 1977.
2. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
3. Власкин А.Г. Нравственное воспитание подростков. М., 1978.
4. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999.
5. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999.
6. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.
7. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды. М., 1999.