Научная статья на тему 'Концептуальная модель педагогической профилактики противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры'

Концептуальная модель педагогической профилактики противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕВЕНТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРО-СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фортова Л. К., Овчинников О. М., Макарова А. И.

В статье анализируется концептуальная модель педагогической превенции противоправного поведения старшеклассников, неадаптированных в современном социуме через воспитательную работу в учреждениях образования и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фортова Л. К., Овчинников О. М., Макарова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель педагогической профилактики противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры»

УДК 376.5

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Л.К .Фортова, О.М. Овчинников, А.И. Макарова

(г.Владимир, Российская Федерация)

В статье анализируется концептуальная модель педагогической превенции противоправного поведения старшеклассников, неадаптированных в современном социуме через воспитательную работу в учреждениях образования и культуры.

Ключевые слова: Превентивная профилактика, противоправное поведение, дезадаптированные старшеклассники, правомерное поведение, просоциальная жизненная стратегия.

CONCEPTUAL MODEL OF TEACHING WRONGFUL CONDUCT MALADJUSTED SENIOR IN EDUCATION AND CULTURE

L.K. Fortova, O.M. Ovchinnikov, A.I. Makarova

(Vladimir, Russia)

Abstract. This article analyzes the conceptual model of teaching prevention of wrongful conduct seniors unadapt to modern society through educational work in institutions of education and culture.

Keywords: Proactive prevention, wrongful conduct, maladjusted high school, good behavior, prosocial life strategy.

Существенные реформы, переживаемые российским обществом во всех областях социально-экономической и политической жизни не могут не затронуть и превентивную деятельность в области предупреждения противоправного поведения старшеклассников группы риска. Объективной необходимостью социума в современных реалиях является реанимация системы деятельности по охране детства, важным структурным звеном которой выступает превенция и нивелирование дезадаптивности в поведении школьников. На современном этапе можно констатировать, что между сложившейся превентивной деятельностью и теорией наблюдается заметное расхождение, негативно сказывающееся на результативности воспитательно-профилактической работы всей структуры органов социальной профилактики

дезадаптивного поведения дезадаптированных старшеклассников с противоправным поведением.

Мы разделяем точку зрения исследователя В. Бочаровой о том, что «Многолетний воспитательно-профилактической работы в нашей стране характеризуется... фактическим отсутствием собственно превентивной профилактики: усилия в массовой практике сосредоточивались не на выявлении и устранении причин негативных явлений, а на борьбе с их следствиями» [3].

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года констатирует, что в систему профилактики входят комиссии по делам школьников и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, органы управления образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранения, органы службы занятости и органы внутренних дел.

Основными задачами превентивной работы всех этих структур являются профилактика безнадзорности и беспризорности, противоправного поведения школьников, минимизация факторов и условий, приводящих к дезадаптивному поведению; обеспечение защиты прав и законных интересов школьников; их социально-педагогическая ресоциализация; установление и предотвращение фактов вовлечения школьников в преступную деятельность. Существовавшая в Российской империи «карательная» превенция, основанная на средствах социального надзора, общественно-административного и уголовного наказания должна быть трансформирована в стратегию удержания от правонарушения за счет развитого правосознания и ответственного поведения.

Междисциплинарные исследования ученых, посвященные анализу проблемы предотвращения правонарушений среди школьников в историческом аспекте выявили, что с 1917 года в России доминировала политика монопольного государственного протекционизма в отношении

старшеклассников группы риска, их правовой статус оценивался с точки зрения классово идеологической позиции и степени вероятности стать активными проводниками социалистических реформ. Уровень правовой защищенности старшеклассника реально зависел от социального происхождения: формальной принадлежности его родителей к политически благонадежному или неблагонадежному слою населения.

Большинство субъектов, занимавшихся предотвращением правонарушений среди старшеклассников, придерживались принципа классовой оценки правового статуса и в зависимости от этого определяли меры правовой защиты старшеклассников, склонного к правонарушениям.

Необходимо отметить, что принцип жесткого искоренения классово-чуждых черт сочетался в первые годы советской власти с гуманистической установкой на стимулирование у старшеклассника группы риска мотивации самоисправления, формирования социалистического правосознания и ответственности через механизм коллективистической нормативности. Коллектив же рассматривался как юридический конфидент, основной инструмент социально-правовой защищенности развивающейся личности.

По мере эскалации в России тоталитаризма, работа субъектов превенции развивалась в сторону минимизации гуманистически-реабилитационной и максимализации директивно-наказательной составляющей. К середине 30-х годов двадцатого века государственные органы полностью перешли к стратегии карательного социального контроля в отношении школьников, склонных к правонарушениям. Сегодня в России практическое решение проблемы модификации профилактической работы в отношении старшеклассников-дезадаптантов существенно затруднено, поскольку в превентивной науке и практике наблюдается парадоксальное положение. С одной стороны, к деятельности воспитательно-превентивной направленности привлечено существенное количество социально-воспитательных и общественных структур. Только в одном административном районе действует до 50

организаций, занимающихся решением вопроса предупреждения правонарушений среди школьников, остро нуждающихся в научно-методологическом обеспечении своей работы. С другой стороны, разработкой проблемы противоправного поведения старшеклассников занимаются многочисленные представители смежных отраслей знания: психологи, медики, правоведы, социологи, но использование в воспитательно-превентивной практике их результатов представляется порой весьма затруднительным.

Сегодня возникла острая потребность интегрировать и систематизировать результаты исследований по различным отраслям знаний, касающихся предупреждения противоправного поведения старшеклассников в рамках единого прикладного педагогического знания, критически проанализировать информацию, обобщенную специалистами разного профиля, прежде всего, в области ранней профилактики девиаций школьников.

Трудности анализа провоцирующих факторов противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников вызваны тем, что изучение проблемы носит междисциплинарный характер и распространяется на работу специальных и общих органов профилактики, предполагающих различную ведомственную подчиненность: учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, внутренних дел, общественные и благотворительные организации.

Превентивная практика не может получить необходимый инструментарий вследствие этой межведомственной разобщенности органов профилактики, а также из-за разрозненности научных концепций в изучении данного феномена. Отсутствие системного знания о природе противоправного поведения и способов его профилактики приводит к тому, что в практику превентивных служб неактивно внедряются такие формы, как психологическое обеспечение помощи изучаемому контингенту (психологические консультации), социально-педагогическая фасилитация (социально-педагогические центры), анонимно-личностные (телефоны доверия, социальные приюты, центры реабилитации).

Претворение в жизнь профилактических программ, как показывает международный опыт, имеет общие направления и принципы:

1. Подготовка компетентных специалистов, специализирующихся на практической работе по исправлению противоправного поведения старшеклассников и совершенствование условий их воспитания в семье и обществе.

2. Формирование специальных профилактических структур, готовых к социально-педагогической и психологической фасилитации семье и детям (центры социальной реабилитации для старшеклассников, попавших в кризисную ситуацию, центры доверия, психологические службы и консультации).

3. Определение семьи ведущим институтом воспитания и социализации школьников и оказание специальных мер психолого-педагогической, социально-правовой, медицинской помощи тем из них, кто не может справиться с задачами воспитания.

4. Психолого-педагогическая обусловленность воспитательно -превентивной и защитно-охранной деятельности, оказание медико-психологической помощи в переориентации дезадаптивного поведения старшеклассников в просоциальное, реабилитация изучаемого контингента в современный социум.

Мы разделяем мнение специалистов о том, что «современный... этап развития профилактических концепций ориентирован на исходные причины, таким образом, может быть назван каузальным. Нацеленность такого подхода -на исправление причин, а не на борьбу со следствием» [2].

Реорганизация работы российских социальных институтов, ответственных за воспитательно-превентивную деятельность осуществляется в соответствии с этими принципами и предполагает:

- во-первых, значительное ограничение области деятельности специальных органов превенции (служб по делам школьников органов внутренних дел и комиссий по делам школьников и защите их прав);

- во-вторых, создание и реализацию в практику органов народного образования и здравоохранения диагностических и восстановительных программ для старшеклассников с различной степенью психической и социальной дезадаптации, а также создание системы органов социально-педагогической, социально-психологической и социальной фасилитации несовершеннолетним.

Мы убеждены, что концепция профилактики противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников - это совокупность интегративных педагогических систем: превентивной педагогики, теории реактивного сопротивления, мотивационно-личностного тренинга, направленного на развитие социального иммунитета, социальной зрелости и закаливания старшеклассников, укрепление правового сознания и правовой культуры.

Все меры профилактики можно подразделить на общие и специальные. К общим мерам относятся политические и социально-экономические действия, предполагающие улучшение благосостояния страт, повышение их образования, условий труда, быта, самосовершенствование мировоззрения, способствующего гармоничному развитию личности.

Базируясь на общих, специальные мероприятия при различных формах противоправного поведения, имеют свои особенности. Например, система действий, направленных на профилактику правонарушений [4; 5], ориентирована на активность самого несовершеннолетнего в превенции противоправного поведения; профилактика суицидов [1] предполагает нивелирование конфликтов, ведущих к внутренней дезадаптации личности в условиях микросоциума; Н. Копыт, П. Сидоров акцентируют внимание на педагогические, медико-социальные, административно-правовые и экономические направления превенции бытового пьянства и алкоголизма [6].

Опыт показал, что смещение акцента в системе превентивных действий на отдельные меры неэффективно. Только при синергетическом подходе, когда используется весь конгломерат мероприятий (государственных, социальных, экономических, педагогических, психологических, медико-санитарных и других), можно прогнозировать позитивный результат.

Основываясь на принципах научности, системности, комплексной дифференциации, социальной активности, превенция противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников должна носить последовательный и активный характер. Интегративность предупреждения проявляется в согласованной работе дифференцированных ведомств, министерств и специалистов. Превенция противоправного поведения школьников не будет решена, если государственная политика останется индифферентной к этому явлению, а усилия психологов, юристов, социологов и общественных организаций будут сугубо схоластическими.

Несомненно, превенция противоправных форм поведения должна быть дифференцированной в отношении различных социальных слоев: детей и старшеклассников, школьников и взрослых, школьников и родителей, старшеклассников и учащихся ПТУ, студентов и рабочей молодежи, здоровых людей и недееспособных.

ВОЗ выделяет первичную, вторичную и третичную профилактики. Наиболее массовой и эффективной является первичная. Ее действия направлены на устранение нежелательных биологических и социальных факторов, инициирующих формирование различных форм дезадаптации или на повышении резистентности личности к этим факторам. Удел вторичной профилактики - ранняя диагностика индивидов с психопатическими формами поведения и проведение действий, направленных на медико-психолого-педагогическую коррекцию. На наш взгляд, вторичная профилактика должна также выявлять старшеклассников «групп риска», еще не имеющих признаков противоправного поведения, но склонных к его формированию. Главная задача

третичной профилактики - лечение патологий, сопровождающихся противоправным поведением.

В нашей работе мы будем анализировать первичные и вторичные формы превенции противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников. Анализируя первичную профилактику, мы пришли к выводу, что она включает в себя следующие векторы:

- организация достойной жизни индивидов;

- нивелирование факторов, инициирующих паттерны дезадаптивного поведения;

- создание условий, способствующих конструктивной жизненной стратегии изучаемых респондентов;

- воспитание личности с развитым социальным иммунитетом, четко представляющей себе свое предназначение в социуме;

- охрана прав и интересов старшеклассников.

Общественная тенденция этого вида профилактики вполне закономерна. Как правило, правонарушения и аддиктогенность старшеклассников -следствие не отягощенной наследственности, не характерологических особенностей индивида, а обусловлены социальными причинами, и, соответственно, борьба с этим явлением должна акцентироваться на оптимизации условий социальной среды. При этом формы, методы и средства превенции могут быть самыми разными: политическими, экономическими, нравственно-этическими, правовыми и т.д. Необходимое условие, чтобы эта методология использовалась комплексно и была направлена на желательный результат - нивелирование социальных причин, вызывающих алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, промискуитет, вандализм, аутодеструкцию и т.д. И чтобы за этими действиями просматривался гомо сапиенс с его индивидуальными особенностями.

С помощью политики, направленной на повышение материального благосостояния людей можно актуализировать их жизнь, но только от самого

индивида зависит чистота его внутреннего наполнения - духовного гомеостаза. Особенно большого внимания требует организация досуга школьников и здесь может помочь овладение эвохомологией - наукой о рациональном его проведении. Только человек, который ценит и бережет свое время, способен на просоциальные поступки, являющиеся для него нормой поведения.

Анализ научных исследований показал, что противоправное поведение школьников коррелирует с низким уровнем культуры и образования, дисгармоничной семьей, антисоциальными неформальными группами, отравлением свободой, толерантностью общества к безнравственности, непрестижностью образования, низким уровнем воспитания. К основным направлениям вторичной профилактики мы относим следующие:

- установление факторов социального риска и дифференциацию групп превентивного контроля по различным видам дезадаптивного поведения;

- ранняя диагностика нервно-психической патологии индивидов;

- максимальная коррекция медицинскими средствами болезней, осложненных психопатоподобными формами поведения.

Анализ факторов риска противоправного поведения позволяет прогнозировать отдельные виды девиаций и, соответственно, планировать и реализовывать комплекс мер по их превенции. Изучаемая нами проблема носит международный характер, поскольку Руководящие принципы Организации Объединенных Наций, предусматривают ряд уровней для предупреждения преступности среди школьников:

Первый уровень профилактики предполагает наличие общих действий по реализации справедливости и равенства возможностей старшеклассников, что может способствовать нивелированию ведущих этиологических факторов преступного поведения - маргинализации низкого материального уровня социальной запущенности.

Второй уровень профилактики включает действия, направленные на фасилитацию старшеклассников, включенных в группу повышенного риска и тем семьям, в которых родители не выполняют свои обязанности.

Третий уровень профилактики обладает арсеналом мер, позволяющих уйти от нежелательных связей с бюрократической системой правоохранительных органов, не учитывающих генезис конкретной дезадаптированности индивидов и располагает средствами, предупреждающими рецидив правонарушений [7; 8].

Данная градация констатирует взаимосвязь между дефинициями «превенция» и «реинтеграция». Под термином реинтеграция ряд исследователей понимают содействие возвращению правонарушителя в общество. Мы рассматриваем реинтеграцию как процесс, способный минимизировать возможный риск возникновения противоправного поведения старшеклассника, как глубинную трансформацию его мировоззрения, произошедшего вследствие психологического катарсиса. Конечной целью консультаций и действий центров промежуточной реабилитации является реинтеграция нарушителей, следовательно, между превенцией правонарушений на всех уровнях и возвращением индивида в здоровое просоциальное пространство существует большая связь.

Обязательным условием использования данных методов является педагогическое мастерство и компетентность специалиста органа системы профилактики, предполагающее сложный анализ противоречивых условий воспитательно-превентивного процесса.

Несомненный интерес для нашего исследования представляют такие педагогические и психологические условия выбора методов и приемов воспитания и перевоспитания, как наличие референтной для социума и личности цели воспитательно-превентивной деятельности, трансляция объективной потребности социума в личную потребность старшеклассника-правонарушителя, опора на позитивное в индивиде, минимизация отрицательных эмоций при межличностном взаимодействии, ожидание

результата, удовлетворяющего сущностные потребности старшеклассника-

дезадаптанта, учет возрастных и индивидуальных особенностей и т.д. Источники:

1. Амбрумова А.Г., Бородин C.B., Михлин A.C. Предупреждение самоубийств. М., 1980. [Ambrumova A.G., Borodin S.V., Mikhlin A.S. Suicide prevention. Moscow, 1980. (In Russ.)]

2. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000.-461 с. [Belozertsev E.P. Image and meaning of the Russian school: Essays on Applied Philosophy of Education. Volgograd: Peremena, 2000. 461 p. (In Russ.)]

3. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. 504 с. [Health Psychology/Edited G.S. Nikiforov. SPb.: Publishing house of Saint Petersburg university, 2000. 504 p. (In Russ.)]

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. 207 с. [Bocharova V.G. Pedagogy of Social Work. Moscow: Argus, 1994. 207 p. (In Russ.)]

5. Долгова А.И. Криминология. М.: НОРМА-ИНФРА.М., 2002. 272 с. [Dolgova A.I. Criminology. Moscow: NORMA-INFRA. 2002. 272 p. (In Russ.)]

6. Пискарев В.А., Черчинец Н.И. Профилактика правонарушений. Минск: Беларусь, 1978. [Piskarev V.A. Crime prevention. Minsk: Belorus, 1978. (In Russ.)]

7. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма [Текст]. М.: Медицина, 1986. 240 с. [Kopyt N.Y. Prevention of alcoholism. Moscow: Medicine, 1986. 240 p. (In Russ.)]

8. Правосудие в отношении несовершеннолетних / Инноченти дайджест, ЮНИСЕФ. М.: Интердиалект, 1998. 24 с. [Juvenile Justice / Innocently digest, UNICEF. Moscow: Interdialect, 1998. 24 p. (In Russ.)]

9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с. [Breslav G.M. Emotional features of the formation of personality in childhood: the norm and deviation.- Moscow: Pedagogy, 1990. 144 p. (In Russ.)]

References:

1. Ambrumova A.G., Borodin C.B., Mikhlin A.C. Preduprezhdenie samoubiystv. M., 1980.

2. Belozertsev E.P. Obraz i smysl russkoy shkoly: Ocherki prikladnoy filosofii obrazovaniya. Volgograd: Peremena, 2000. 461 s.

3. Psikhologiya zdorov'ya / Pod red. G.S.Nikiforova. SPb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo un-ta, 2000. 504 s.

4. Bocharova V.G. Pedagogika sotsial'noy raboty. M.: Argus, 1994. 207 s.

5. Dolgova A.I. Kriminologiya. M.: NORMA-INFRA.M., 2002. 272 s.

6. Piskarev V.A., Cherchinets N.I. Profilaktika pravonarusheniy. Minsk: Belarus', 1978.

7. Kopyt N.Ya., Sidorov P.I. Profilaktika alkogolizma [Tekst]. M.: Meditsina, 1986. 240s.

8. Pravosudie v otnoshenii nesovershennoletnikh / Innochenti daydzhest, YuNISEF. M.: Interdialekt, 1998. 24 s.

9. Breslav G.M. Emotsional'nye osobennosti formirovaniya lichnosti v detstve: norma i otkloneniya. M.: Pedagogika, 1990. 144 s.

Зарегистрирована: 13.05.2014

Макарова А.И. (г.Владимир), Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, кафедра психологии личности и специальной педагогики, доцент, докторант, кандидат педагогических наук. Тел.: 8-916-937-89-35. E-mail: [email protected] Овчинников О.М. (г. Владимир), Владимирский юридический институт ФСИН России, кафедра оперативно-розыскной деятельности, доцент, доктор педагогических наук. Тел.: 8-910-776-32-87.

Фортова Л.К. (г.Владимир), Владимирский юридический институт ФСИН России, кафедра государственно-правовых дисциплин, доктор педагогических наук, профессор. Тел.: 8-903-647-17-48. E-mail: [email protected]

Makarova A.I. (Vladimir), Vladimir State University Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs, Department of Psychology and personality of special education, assistant professor , doctoral, Candidate of pedagogic sciences. Tel.: 8-916-937-89-35. E-mail: [email protected]

Ovchinnikov O.M. (Vladimir), Vladimir FSIN Russian Law Institute, Department of operatively-search activity, Associate Professor, Doctor of pedagogical sciences. Tel.: 8-910-776-32-87.

Fortova L.K. (Vladimir), Vladimir FSIN Russian Law Institute, Department of State and legal disciplines, Doctor of pedagogical sciences, full professor. Tel.: 8-903-647-17-48. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.