УДК 316.3
Овчинников Олег Михайлович
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации оперативной работы Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний тел.: (910) 776-32-87
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Рассмотрены отдельные аспекты психологопедагогической превенции дезадаптивного поведения подрастающего поколения. Выделяются позиции некоторых авторов, исследовавших данную проблему, предлагается авторское видение по данной проблематике.
Ключевые слова: дезадаптивное поведение, интравер-тивность, подростковая дезадаптивность, ценностные ориентиры, социально-педагогическое и психологическое обеспечение.
Ovchinnikov Oleg Mikhailovich
PhD in Pedagogy, Senior Lecturer of the Department of Operational Activities Organization of the Vladimir Law Institute of the Federal Service for Execution of Punishments tel.: (910) 776-32-87
TEENAGE MALADAPTATION PREVENTION AS PSYCHO-EDUCATIONAL PROBLEM
Some aspects of psychological and educational prevention of maladaptive behavior of the younger generation have been considered. The positions of some authors who have studied the issue have been emphasized; the author's vision of this issue has been presented.
Key words: maladaptive behavior, introvertiveness, teenage maladaptation, value guidelines, socio-pedagogical and psychological support.
Изменения дезадаптивного поведения всегда коррелируют с реальным знанием личности подростков и предполагают учет тех позитивных качеств, на которые необходимо опираться в процессе воспитательного воздействия. Но не менее важно знать и учитывать те негативные черты личности, которые привели подростка к правонарушению. Несовершеннолетний с дезадаптированным поведением не пойдет на межличностный контакт с педагогом, если не учесть психологический барьер, обусловленный негативным отношением данной личности с окружающими. Очень важно понять и принять такого подростка с его позитивными интересами, помочь ему реализоваться в реальном социуме, показать перспективы его дальнейшего развития. При выражении педагогом недовольства поведением такого подростка, он ни в коем случае не должен переходить на уровень личностных оскорблений, унижений, как бы ни была велика его отрицательная реакция.
Воспитание несовершеннолетних дезадаптантов через любовь к искусству, спорту, литературе также должно быть очень осторожным, ибо иногда в этих отраслях индивиды могут найти сюжеты, идущие вразрез общественной морали. Большую роль при выборе этой формы воспитания играет анализ используемых произведений с учетом уровня развития подростка.
Педагоги учебных заведений должны четко представлять себе, что личность подростка-правонарушителя - это сложный объект перевоспитания. С одной стороны, подросток с дезадап-тивным поведением, при грамотной пенитенциарной стратегии поддается позитивному влиянию, поскольку черты его характера еще не утеряли пластичность и, следовательно, их можно изменить. Однако эти же качества создают и сложные проблемы - личность дезадаптанта достаточно легко подвергается не только позитивному, но и негативному влиянию, особенно со стороны авторитетных людей. Поэтому часто можно наблюдать как из-за ситуативных обстоятельств бывают сорваны успешно начавшиеся процессы перевоспитания. Серьезного внимания требует управление процессом таких познавательных качеств, как интересы, характер (психологическая структура личности), воля. Иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых индивидуальнопсихологических особенностей личности, формирующихся в процессе жизнедеятельности и проявляющаяся в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении представляет собой характер [1, с. 211-212].
Признавая устойчивость личностных особенностей черт характера, мы не принимаем это как неизменность. В течение онтогенеза определенные его черты претерпевают существенные изменения. В то же время надо понимать, что черты характера не могут изменяться также быстро и легко как, например, настроение. Это сложный и длительный процесс, меняющийся под воздействием нового жизненного опыта или в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности.
Главная задача педагога в работе с дезадаптированным подростком - устранение отрицательного отношения к окружающим, нивелирование стремления к деструктивным явлениям соци-
ума, преодоление абулии, цинизма, интравертированности и т.д. Кроме опоры на сформировавшиеся положительные черты личности несовершеннолетнего правонарушителя, необходимо изменить его правосознание и правовую культуру, инициирующие стремление к самоисправлению, самодетерминации, самореализации как ответственного, зрелого индивида. Типичными ошибками педагога является вербальное мрачное прогнозирование, отнимающее шансы у подростка на исправление: «ты неисправимый», «твой дом тюрьма» и т.д.
Важной опорой в воспитательно-превентивной деятельности является формирование футуристических витальных тенденций несовершеннолетнего, связанных с выбором и освоением будущей профессии. Социально запущенные дезадаптированные подростки, практически не посещая школу, не видят своего будущего, не представляют, как и где они могут наверстать упущенные знания и живут сиюминутными удовольствиями, используя их как компенсаторный механизм. Не жалея оказавшихся в такой ситуации подростков, преподаватель должен четко донести до них мысль, что чудес не бывает и только огромный кропотливый труд может помочь им овладеть жизненными и учебными компетенциями, которые помогут в выборе желательной и интересной профессии. В процессе реабилитации подростков-правонарушителей необходимо учитывать один из основополагающих постулатов отечественной педагогики и психологии - деятельность - основа воспитания. Смысл его в том, что невозможно перевоспитать индивида только морализаторством нравоучений без включения в конструктивную коллективную деятельность. Следовательно, при работе с подростком-дезадаптантом чрезвычайно важно помочь ему восстановить статус среди сверстников и преодолеть отчуждение от учебного учреждения.
С точки зрения Ч.А. Шакеевой «одной из важных сфер, где формируются определенные взгляды, жизненные позиции, ценностные ориентации человека является круг общения и взаимодействия личности» [2, с. 64]. Исследователи В.П. Кузовлев, А.В. Музальков также указывают на значимость детского коллектива как «среды, в которой концентрируются возможности наиболее эффективного воспитания, образования, коллективистских качеств личности, дисциплинированности учащихся в учебной, общественно-полезной и других видах деятельности» [3, с. 103]. Подро-сток-дезадаптант тем быстрее адаптируется к коллективу, чем более он для него референтно значим. Его деятельность в коллективе должна проходить в атмосфере психологического комфорта и гармонии и помогать реализовывать потребность в самоутверждении. Одна из важнейших причин подростковой дезадаптации - неумение несовершеннолетнего распоряжаться своим свободным временем, отсюда понятно, что в профилактике правонарушений подростков отводится учреждениям дополнительного образования, развивающим их просоциальные интересы и обучающим правилам рационального использования досуга.
Аксиоматично мнение В.Ю. Бабайцевой в том, что «в основу работы с трудными подростками и их семьями должно быть положено уважение к родителям, их детям, опора на положительные качества подростка, четкость и забота о судьбе каждого ребенка...» [4, с. 41].
Один из известных исследователей трудного подростка А.И. Кочетов полагает, что педагогические воздействия на его личность выполняют следующие функции:
1. Восстановительную. Предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсирующую. Заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиться быстрых успехов. Если подросток плохо учится, он может преуспеть в спорте, труде и т.д.
3. Стимулирующую. Направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика, которая осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам.
4. Исправительную. Связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов поощрения, внушения, убеждения, примера, т.е. коррекцией поведения [5, с. 102-103].
Можно считать успешным педагогическое воздействие на личность, если в подростке удалось пробудить потребность в самоизменении. Этот процесс начинается с самокритики, развития нравственного начала и ответственности за свое поведение. Для нас представляет интерес точка зрения Е.П. Белозерцева, который убежден, что «ценностные ориентиры или идеалы человека можно, с известной долей условности, выстроить в три своеобразных ряда. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью - семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составля-
ют идеалы общественные - нация, государство, определенный социальный строй. И, наконец, идеалы, которые принято называть высшими. Человеческое сознание связывает их происхождение с Божественной силой, что конкретизируется в ряде понятий нравственного характера, которые символизируют собой духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия» [6, с. 198].
На наш взгляд, исследуемая нами проблема может быть успешно решена, если к усилиям превентивной педагогики, социальной работы, социально-педагогического и психологического обеспечения добавится и нормативно-правовое обеспечение, включающее наличие действенных правовых норм и механизмов. Это позволит реализовать на практике охрану и защиту личности, семьи, детства, здоровья, прав ребенка и создать более совершенную судебно-пенитенциарную систему для несовершеннолетних правонарушителей, способствующих формированию правовой и политической культуры в процессе социализации.
Проанализированные нами тенденции усиления эффективности превенции дезадаптивного поведения несовершеннолетних, предполагают решение следующих задач:
- развить социальный иммунитет, привить интерес к просоциальному поведению;
- обучить приемам адекватной активности саморегуляции, автономности, ответственности;
- обрести позитивный социальный статус, найти свое место в группе;
- инициировать способность к креативным действиям, использовать их как необходимую жизненную стратегию;
- опираясь на положительный опыт, исключить паттерны дезадаптивного поведения, укрепить конструктивное мировоззрение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Реан А.А. Психология подростка. М., 2008.
2. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. М., 1998.
3. Кузовлев В.П., Музальков А.В. Психолого-педагогическая характеристика активности учащихся: монография. Елец, 2002.
4. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки студентов к воспитательной работе с трудными детьми: дис. ... канд. пед. наук. М., 1997.
5. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М., 1972.
6. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: очерки прикладной философии образования. Волгоград, 2000.