Научная статья на тему 'Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению и коррекции девиантногоповедения несовершеннолетних'

Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению и коррекции девиантногоповедения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2704
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петриченко Ю. А.

Petrichenko Yu.A. The educational-preventive activity aimed at prevention and correction of the deviant behavior of underage children. The objective need of the modern society is the revival of the system of work on the protection of childhood. The analysis of the problem taken up is stated by way of a structured form where the author laconically describes the measures the agencies of the system of preventive work take in order to prevent and to correct the deviant behavior of the rising generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению и коррекции девиантногоповедения несовершеннолетних»

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГОПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ю.А. Петриченко

Petrichenko Yu.A. The educational-preventive activity aimed at prevention and correction of the deviant behavior of underage children. The objective need of the modern society is the revival of the system of work on the protection of childhood. The analysis of the problem taken up is stated by way of a structured form where the author laconically describes the measures the agencies of the system of preventive work take in order to prevent and to correct the deviant behavior of the rising generation.

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Объективной потребностью общества в современных условиях становится возрождение системы работы по охране детства, важным функциональным звеном которой выступает предупреждение и преодоление девиантности в поведении подрастающего поколения.

В настоящее время между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметный разрыв, что отрицательно сказывается на действенности, результативности воспитательно-профилактической работы всей системы органов социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Мы поддерживаем мнение В.Г. Бочаровой о том, что «многолетний опыт воспитательно-профилактической работы в нашей стране характеризуется... фактическим отсутствием собственно превентивной профилактики: усилия в массовой практике сосредоточивались не на выявлении и устранении причин негативных явлений, а на борьбе с их следствиями» [1, с. 119].

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. определяет, что в систему профилактики входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, органы управления образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранения, органы службы занятости, органы

внутренних дел. Основными задачами профилактической деятельности всех указанных организаций являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социальнопедагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий [7].

Содержание перестройки воспитательнопрофилактической системы прежде всего определяется тем, что существующая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественноадминистративного и уголовного наказания, должна быть заменена на охраннозащитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социальной, медицинской, психологической, педагогической и правовой помощи и поддержки семье, детям, подросткам, юношеству. Научная проработка и практическое решение проблем перестройки превентивной практики существенно затруднены тем, что в настоящее время в отечественной превентивной науке и практике сложилось парадоксальное положение.

С одной стороны, к участию в воспитательно-профилактической работе привлечено значительное количество социальных институтов и общественных организаций. По данным статистики, в одном административном районе действуют до 40 различных организаций, занимающихся проблемами предупреждения преступности несовершеннолетних, которые остро нуждаются в научно-

педагогическом обеспечении своей деятельности.

С другой стороны, исследование проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков ведется многочисленными представителями смежных отраслей знания: психологией, педагогикой, медициной, криминологией, а применение в воспитательнопрофилактической практике результатов исследований, ведущихся в различных узкоспециализированных отраслях научного знания и непосредственно не связанных с деятельностью реально действующих учреждений и социальных институтов, оказывается делом весьма затруднительным для практического использования. Поэтому сегодня возникла острая необходимость объединить и систематизировать результаты разнообразных исследований по проблемам девиантного поведения и его предупреждения в рамках единого прикладного психолого-педагогиче-ского знания, оценить информацию, накопленную по этой проблеме в социологии, юриспруденции, возрастной и педагогической психологии, педагогике и других смежных отраслях наук, прежде всего относительно к воспитательно-профилактической деятельности реально действующей системы ранней профилактики.

Международный опыт показывает, что реализация превентивных мер и программ имеет определенные общие тенденции и принципы:

- профессионализация воспитательнопрофилактической и охранной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитаторов, практических психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков и оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

- создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную, социально-психологическую и педагогическую помощь семье, детям, юношеству (психологические службы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, попавших в критическую ситуацию);

- признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социальноправовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье и, в первую очередь, семьям, не справляющимся самостоятельно с задачами воспитания;

- психолого-педагогическая направленность воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации.

Следует согласиться с мнением специалистов о том, что «современный. этап развития профилактических концепций ориентирован на исходные причины, таким образом, может быть назван каузальным. Нацеленность такого подхода - на исправление причин, а не на борьбу со следствием» [5, с. 11].

В соответствии с этими принципами происходит реорганизация деятельности отечественных социальных институтов, осуществляющих воспитательно-профилактическую работу, которая предполагает:

Во-первых, существенное сужение сферы деятельности специальных органов профилактики (подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав);

Во-вторых, разработку и внедрение в широкую практику органов народного образования, здравоохранения диагностикокоррекционных и реабилитационных программ для детей и подростков с различными формами психической и социальной дезадаптации, а также создание системы служб социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье, детям, подросткам.

Современные исследователи выделяют следующие основные функции педагогической профилактики:

• криминологическая (диагностическая) -заключается в выявлении педагогических причин и условий преступлений, их видов, распространенности (по регионам, группам населения, по конкретным преступлениям);

• прогностическая - определение тенденций развития правонарушающего поведения лица или групп лиц на основе педагогических свойств и условий;

• экспертная - оценка планируемых и осуществляемых правовых и организационных мер профилактики с позиций их педагогической эффективности в устранении педагогических причин правонарушающего поведения, а также оценка характера влияния социально-педагогических особенностей общественной жизни, среды (работы средств массовой информации, литературы, массовой культуры, моды и др.), отдельных групп населения, семей, конкретных лиц;

• консультационная - оказание консультативной педагогической помощи органам, организациям, учреждениям при подготовке и проведении ими мероприятий, могущих оказать профилактическое влияние;

• организующая - разработка на основе научных и эмпирических данных комплексов педагогически насыщенных профилактических мер, систематического применения;

• методическая - разработка порядка применения педагогических методов, приемов, средств, форм, обеспечивающих своевременную, полную и правильную реализацию педагогических устремлений в профилактической работе;

• побуждающая - формирование у лиц, нуждающихся в профилактическом влиянии, побудительных мотивов для преодоления собственных недостатков и стремления к отказу от правонарушающего поведения [10, с. 668-669].

Опираясь на исследования А.И. Кочетова, мы считаем, что педагогические воздействия на личность «трудного» (процесс перевоспитания) выполняют функции:

- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиваться быстрых успехов. Если подросток плохо учится, то может преуспевать в спорте, труде и т. д.;

- стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественнополезной деятельности ученика, которая осуществляется посредством осуждения или одобрения, т. е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;

- исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов поощрения, внушения, убеждения, примера и т. д., то есть с коррекцией поведения [2, с. 102-103].

Объектами общепрофилактического педагогического воздействия являются те факторы общественной жизни, которые способствуют или могут способствовать возникновению недостатков воспитанности, обученности, развитости и образованности граждан, которые становятся причиной их правонарушающего поведения. Можно выделить четыре группы основных объектов социально-профилактического воздействия. Это:

• негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей: материальная и социально-культурная база; уровень благосостояния и жилищно-бытовые условия; условия труда, техническая оснащенность производства и др.;

• негативные стороны в организационноуправленческой деятельности государственных и муниципальных органов, общественных объединений (система общего и специального образования, социально-бытовое обслуживание, средства массовой информации, учреждения культуры, культурно-просветительная и культурно-массовая работа и др.);

• негативные стороны в межличностных отношениях и в поведении людей (отношения между людьми в процессе трудовой, учебной, творческой деятельности, в быту, во время отдыха, в семье и т. д.);

• негативные образы в правосознании.

Каждая из этих групп характеризуется

тем, что в них присутствует педагогический аспект. Соответственно, он должен присутствовать и в большинстве направлений и мер общей профилактики [10, с. 669].

Профилактика девиантного поведения -это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Все профилактические

мероприятия условно разделяются на общие, специальные и индивидуальные. К общим относят политические и социально-экономические мероприятия, направленные на дальнейшее повышение благосостояния людей, улучшение их образования, труда и быта, прогресс науки, культуры и всего того, что способствует всестороннему развитию личности.

Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения. Например, Н.Я. Копыт и П.И. Сидоров выделяют психогигиеническое, педагогическое, санитарногигиеническое, медико-социальное, здраво-охраненческое, административно-правовое и экономическое направления профилактики пьянства и алкоголизма; И.Г. Ураковым в системе государственных мероприятий по профилактике алкоголизма выделены административный, законодательный и медикогигиенический аспекты. Имеют свои особенности системы мероприятий, направленных на профилактику правонарушений (В.А. Писка-рев, А.И. Дол-

гова, В.Н. Кудрявцев), суицидов (А.Г. Ам-брумова), сексуальных девиаций (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган) и т. д. Однако опыт показывает, что перенос центра тяжести в цепи профилактических мероприятий на какие-то отдельные звенья заранее обречен на неуспех, и только при гармоничном использовании всего комплекса мероприятий (государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психологопедагогических, психогигиенических и др.) можно надеяться на положительные результаты.

Индивидуальные меры предназначены для воздействия на лиц, склонных к нарушениям.

Профилактика девиантных форм поведения должна основываться на принципах научности, социальной активности и системности, следовательно, быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное - носить систематический и наступательный характер. Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных ведомств, министерств и специа-

листов. Профилактика девиантных форм поведения - задача общегосударственная, и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, юристов, сотрудников МВД, социологов, психологов, журналистов, а также всей широкой сети государственных и общественных организаций. Она должна проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, учащихся и родителей, быть различной для школьников и учащихся ПУ, студентов и рабочей молодежи, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.

Согласно терминологии ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам. Главная задача вторичной профилактики - раннее выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и проведение мероприятий, направленных на медико-педагогическую коррекцию их поведения. В последние годы не менее актуальной задачей вторичной профилактики стало определение так называемых «групп риска», т. е. подростков, у которых нет явных признаков девиантного поведения, но они больше других склонны к его формированию. Третичная профилактика - проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения.

Первичная профилактика включает в себя основные направления:

- совершенствование социальной жизни людей;

- устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения;

- формирование условий, способствующих ресоциализации и реабилитации;

- воспитание социально позитивно ориентированной личности;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Такая в основном социальная направленность первичной профилактики вполне оправдана. Если правонарушения или пьянство коренятся не во врожденных пороках, не в особенностях личности, а обусловлены в основном социальными причинами, то и борьба с этими девиантными формами поведения должна основываться прежде всего на нормализации социальной среды. Методы и формы профилактики могут быть самыми различными: идеологическими, экономическими, культурно-воспитательными, организационно-управленческими, правовыми и т. д. Важно, чтобы все они использовались комплексно и были направлены на единый результат - ликвидацию социальных причин, порождающих пьянство, правонарушения, половую распущенность, суициды и др., а главное, чтобы за этими мерами всегда был виден человек с его потребностями и личностными особенностями.

Совершенствование социальной жизни людей обеспечивается всем комплексом мероприятий, направленных на повышение материального благосостояния, рост культуры (в том числе и гигиенической), образования и укрепление такой организации общественной жизни, которая могла бы противостоять любым антиобщественным проявлениям. Особо тщательного внимания требует организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг служит одним из ведущих факторов, влияющих на формирование и проявление девиантного поведения.

Современные исследования указывают на прямую связь девиантного поведения с такими социальными факторами, как низкий уровень культуры и образования; отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); наличие «лишнего» времени и неумение проводить свой досуг; терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения; высокая оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, нестимулирующая подростка к профессиональному росту и образованию; низкий уровень идеологического воспитания (Т.Г. Заи-граев, Ю.П. Лисицын, Н.Я. Копыт, В.Н. Кудрявцев и др.).

Вторичная профилактика включает в себя следующие основные направления:

- определение факторов риска и выделение так называемых групп «профилактического учета» по различным формам девиантного поведения;

- раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями;

- медицинскую коррекцию выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения. Изучение факторов риска девиантного поведения дает дополнительные возможности прогнозировать отдельные формы отклонений, а следовательно, планировать и проводить конкретные мероприятия по их профилактике.

Особо следует отметить, что международное сообщество (ООН) в своих документах регулирует некоторые положения, касающиеся профилактики преступности несовершеннолетних. Так, в Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в 1990 году в Эр-Рияде, предусмотрено несколько уровней осуществления мер по профилактике несовершеннолетней преступности:

• первый уровень профилактики, т. е. общие меры по обеспечению социальной справедливости и равенства возможностей, что, в свою очередь, содействует устранению таких глубинных причин преступности, как нищета и другие формы маргинализации;

• второй уровень профилактики, т. е. меры по оказанию помощи детям, относящимся к группам повышенного риска, например, тем, чьи родители сами испытывают особые трудности или же пренебрегают родительскими обязанностями;

• третий уровень профилактики, включающий меры, позволяющие избежать ненужного контакта с формальной системой правосудия, а также меры по предупреждению повторных правонарушений [4, с. 15].

В Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989 году, нет прямого упоминания о профилактике детской преступности, однако многие считают, что осуществление этого международного договора во всей полноте является наилучшим и наиболее фундаментальным решением данной проблемы. По существу, в Эр-Риядских «Руководящих

принципах» в качестве основных компонентов первого и второго уровней профилактики, а также, возможно, в меньшей степени профилактики третьего уровня отражены многие права, изложенные в «Конвенции». Так, например, нормальный жизненный уровень и доступ к образовательной системе, прививающей детям положительные ценности, являются одновременно и правами ребенка (в «Конвенции»), и элементами первого уровня профилактики (в «Руководящих принципах»). Что касается второго уровня профилактики, то в этом отношении оба документа основаны на концепции первоочередной обязанности семьи обеспечивать благополучие, защиту и воспитание ребенка, что подкреплено обязательствами подписавших «Конвенцию» стран помогать семье в выполнении этой роли, и в то же время вмешиваться в тех случаях, когда родители явно не желают или не способны взять на себя эти обязанности. Поощряя принятие в отношении правонарушителя ответных мер, позволяющих избежать обращения к судопроизводству, и устанавливая в качестве главной цели любой такой меры социальную реинтеграцию ребенка, «Конвенция» тем самым отражает задачи третьего уровня профилактики, как они изложены в «Руководящих принципах».

Вопрос об объекте ранней профилактики, о том, какие несовершеннолетние, с какого возраста, с какими отклонениями должны стать объектом воспитательно-профилактических усилий органов ранней профилактики, - один из самых сложных и дискуссионных. Об этом свидетельствуют хотя бы те многочисленные, применяемые без достаточно точно различимого содержания к детям и подросткам различного возраста, начиная с дошкольного и включая юношеский, понятия «трудный», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный», «социальнозапущенный», «дезадаптивный», «асоциальный» и т. д. Ответ на вопрос: «На какой стадии должны подключаться к работе с несовершеннолетним превентивные, правоохранительные органы, органы специальной и общей профилактики?» имеет немаловажное значение при определении предмета и со-

держания воспитательно-профилактической работы.

Мы считаем, что следует разделять воспитательно-профилактическую деятельность, которую следует распространять на так называемый докриминальный уровень социальной дезадаптации, когда несовершеннолетний еще не приобщен к преступной деятельности, но его социальное развитие протекает неблагоприятно и характеризуется различными поведенческими проявлениями асоциального характера: приобщением к алкоголю, наркотикам, склонностью к бродяжничеству и т. д., и ту, которую необходимо использовать при работе с несовершеннолетними, имеющими устойчивый делинквентный характер поведения.

Организация практической деятельности по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних предполагает прежде всего изучение причин и истоков преступности как социального явления, а также исследование природы отклоняющегося противоправного поведения. Основой для разработки программы комплекса профилактических мер являются исследования в самых различных отраслях знания: юриспруденции, криминологии, социологии, психологии, педагогике, медицине.

Меры по предупреждению девиаций в поведении несовершеннолетних включают воспитательно-профилактическую деятельность, которая осуществляется общеобразовательными учебными заведениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, психологическими консультациями, консультациями службы доверия, центрами педагогической реабилитации и направлена на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации в обществе. Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних наряду с этим включает меры по пресечению и раскрытию преступлений, осуществляемые правоохранительными органами в процессе суда, следствия, оперативно-розыскной работы.

Далее - это меры пенитенциарного характера, осуществляемые исправительновоспитательными учреждениями, включая спецшколы, спецПУ, воспитательные коло-

нии, которые играют решающую роль в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних.

И, наконец, это меры по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних, осуществляемые правоохранительными органами, общественными организациями, трудовыми, учебными коллективами по отношению к несовершеннолетним, совершившим преступления и ранее понесшим различные меры уголовного наказания (возвратившимся из воспитательной колонии, с отсрочкой наказания, условно осужденным и т. д.).

Очевидно, что воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции прежде всего требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Для педагогики важно выявить наиболее эффективные формы и методы целенаправленного формирования личности, создания воспитывающей среды, в которой наиболее благоприятно осуществляется социальное развитие индивида.

Настоящий подход к рассмотрению ранней профилактики позволяет наметить решение актуальнейшей проблемы воспитательно-профилактической деятельности - проблемы дифференциации сфер влияния общих и специальных органов ранней профилактики. При этом критерием такой дифференциации может служить характер десоциализирующих влияний, оказываемых со стороны ближайшего окружения несовершеннолетнего. Если усилия специальных органов ранней профилактики (отделений по делам несовершеннолетних ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) должны быть направлены на нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний, то общие органы профилактики (школы, учреждения дополнительного образования, досуговые центры, психологические консультативные службы и т. д.) - предупреждать негативное воздействие косвенных десоциализирующих влияний.

Так как «особую значимость в предупреждении и преодолении трудновоспитуе-мости играют семья, школа, личность педагога, педагогический коллектив», то меры по нейтрализации косвенных десоциализирующих влияний должны носить прежде всего психолого-педагогический характер и быть направлены на создание воспитывающей среды в условиях школьного, семейного, внешкольного окружения [8, с. 9].

Мы рассматриваем раннюю профилактику не столько с позиции социального контроля, сколько с позиции предупреждения процесса десоциализации и управления процессом социализации несовершеннолетних, что заключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер пси-холого-педагогической коррекции и социально-педагогической реабилитации.

Коррекция отклоняющегося поведения обязательно предполагает хорошее знание личности воспитуемых, тех положительных качеств, на которые следует опираться, развивать в процессе воспитательного воздействия. Но необходимо знать и отрицательные качества личности, которые подлежат исправлению. Особое внимание следует обратить на снятие того психологического «барьера», существование которого обусловлено отрицательным отношением личности с отклоняющимся поведением к окружающим. Важную роль здесь играет формирование разносторонних интересов, которые существенно влияют на готовность подростка или юноши к восприятию положительных влияний. И здесь прежде всего необходимо выделить интересы к общественной работе, к общественно-политическим вопросам и к труду. Лица, имеющие ярко выраженные указанные интересы, как правило, менее всего поддаются отрицательному влиянию и более всего подвержены влиянию положительному.

Известно, что в воспитании личности большое значение имеют интересы к спорту, художественной литературе, но эти интересы могут создать и неблагоприятные психологические условия для восприятия положительных влияний. Иногда в спорте и в образах художественной литературы молодые люди «ищут» элементы, гармонирующие с отрицательным отношением к окружающим, к

требованиям общества. Это выражается в специфических формах интереса к художественной литературе: увлечение острыми внешними сюжетами, «сильной личностью», интимными романами и т. п. В этом случае главная задача воспитателей - направлять процесс формирования интересов.

Личность молодого человека представляет собой благодатный и в то же время трудный объект перевоспитания. В молодости человек с отклоняющимся поведением легче поддается положительному влиянию, черты его характера менее «консервативны» и более пластичны, а следовательно, их проще перестроить. В то же время возрастные процессы (формирование характера, интересов, волевых свойств и др.) создают особые трудности перевоспитания - личность противоречива, ее установка не устойчива, молодой человек легко подвергается не только положительному, но и отрицательному влиянию. Отсюда многие успешно начавшиеся процессы перевоспитания вполне могут быть «сорваны» из-за порой случайных, но существенно повлиявших на личность обстоятельств. Многие привитые в ходе перевоспитания качества в новых неблагоприятных условиях могут трансформироваться в отрицательные. Это особенно характерно для молодых людей и особенно для периода, когда личность еще окончательно не сформировалась.

Особого внимания заслуживает управление процессом формирования таких важнейших элементов структуры личности, как интересы, характер, волевые свойства. Главные задачи - преодоление негативного отношения к окружающим, «снятие» интереса к антиобщественным явлениям, ликвидация характерологических и волевых дефектов, выражающихся в неуравновешенности, замкнутости, упрямстве и т. п. Достижение этой задачи возможно лишь при условии опоры на уже сформировавшиеся у личности положительные черты и качества. Но главным условием в перестройке и коррекции отклоняющегося поведения личности является то, насколько полно учитываются стремления личности самой исправить свои собственные дефекты, насколько она подготовлена всем предшествующим жизненным

опытом и воспитанием к восприятию положительного влияния.

Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение «трудного», высказывание окончательных мрачных прогнозов типа «из такого-то все равно толку не будет» или «он законченный преступник», «он все равно кончит в тюрьме» и т. п. Умение видеть положительное в поведении «трудного», умение опираться и развивать это хорошее -важнейшее условие успешной социальнопедагогической реабилитации.

Не менее важным в воспитательнопрофилактической деятельности является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, что создает весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности несовершеннолетнего. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

«Деятельность - основа воспитания» -таков один из основополагающих принципов отечественной психолого-педагогической науки, и он должен в полной степени реализовываться в процессе реабилитации. Перевоспитывать убеждением, нотациями, нравоучениями без включения в здоровую коллективную деятельность невозможно. Отсюда, наряду с оказанием непосредственного воздействия на личность несовершеннолетнего, весьма важно нормализовать его отношения в коллективе одноклассников, помочь восстановить его статус среди сверстников, преодолеть отчуждение от класса, школы.

Ч.А. Шакеева отмечает, что «одной из важных сфер, где формируются определенные взгляды, жизненные позиции, ценностные ориентации человека, является круг общения

и взаимодействия личности» [9, с. 64]. На значимость детского коллектива как «среды, в которой концентрируются возможности наиболее эффективного воспитания, образования, коллективистских качеств личности, дисциплинированности учащихся в учебной, общественно-полезной и других видах деятельности», указывают В.П. Кузовлев и А.В. Музальков [3, с. 103]. Влияние коллектива как института социализации в значительной степени определяется его референтной значимостью, которая в свою очередь зависит от эмоционального самочувствия и престижной удовлетворенности подростка в среде сверстников. Поэтому важно, чтобы коллективная общественно-полезная деятельность, в которую включен трудновоспитуемый, позволяла ему реализовать свои возможности, способности и, главное, реализовать потребность в самоутверждении, стала для него референтно-значимой.

Для педагогически запущенных подростков избыток свободного времени является отрицательно заряженным или, как говорят юристы, «криминогенным» фактором, существенно влияющим на нравственный облик этой части молодежи. Поэтому понятно, какую большую роль в профилактике асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних играют различные внешкольные воспитательные учреждения, призванные развивать полезные интересы подростков, чтобы свободное время стало действительно фактором развития, а не фактором криминализации подрастающего поколения.

Важнейшим условием позитивного влияния воспитателя на «трудного», эффективности его совета в выборе будущей профессии, увлечений, друзей и т. д. является глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком.

Отечественная превентивная и коррекционно-реабилитационная практика по сравнению с западной имеет больше социальнопедагогическую ориентацию, направленную на создание педагогически организованной среды, коллектива, выступающего институтом ресоциализации, где процесс социальной реабилитации осуществляется за счет включения дезадаптированного подростка в систему гуманизированных межличностных отношений, опосредованных общественно-

полезной, социально-значимой деятельностью. Практическая реализация охраннозащитной концепции профилактики возможна лишь при решении ряда вопросов организационно-управленческого, социально-

педагогического, психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.

Изменения организационно-управленческого обеспечения предполагают преодоление межведомственной разобщенности и некоординированности воспитательно-

профилактической деятельности различных социальных институтов, учреждений и ведомств и создание полномочных государственных органов муниципальной власти, ведающих проблемами социальной охраны семьи и детства, включающих в свой штат профессионально подготовленных юристов, социальных работников, психологов, медиков, способных осуществлять весь комплекс мер социальной помощи семье, детям, подросткам.

Социально-педагогическое обеспечение заключается в создании социально-педагогических центров (материально-техническая база, педагогические кадры, финансирование), предназначенных для организации труда и отдыха детей и подростков, для создания воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать их отношения со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы.

Социально-психологическое обеспечение предполагает оказание социальнопсихологической помощи семье, детям, подросткам: медико-психологическое консультирование, разрешение конфликтных ситуаций, переживаемых детьми и подростками, организация телефонной службы доверия, психологическая диагностика и психологическая коррекция отклоняющегося поведения. Наряду с психолого-педагогическими консультациями и телефонами доверия, психологические службы должны располагать реабилитационными центрами, социальными приютами, убежищами для подростков, оказавшихся в критической ситуации в семье, которая может привести к побегам из дому, бродяжничеству, суицидам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормативно-правовое обеспечение включает в себя разработку действенных правовых норм и механизмов, позволяющих на

практике реализовать охрану и защиту личности, семьи и детства, здоровья и прав ребенка, а также создать более совершенную судебно-пенитенциарную систему для несовершеннолетних правонарушителей, что в совокупности будет способствовать формированию правовой и политической культуры в процессе социализации.

Кадровое обеспечение предполагает расширение подготовки новых для нашей страны кадров социальных работников, социальных педагогов, реабилитаторов, практических психологов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую и социально-педагогическую помощь прежде всего семьям, детям и подросткам группы риска.

Практика показывает, что повышение эффективности профилактики возможно:

во-первых, при своевременной диагностике асоциальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних и осуществлении дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения;

во-вторых, при выявлении неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних, и своевременной нейтрализации этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Перечисленные направления повышения эффективности профилактики девиантного поведения предполагают решение задач:

- развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;

- научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

- привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;

- пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;

- оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения,

создать и закрепить позитивные образы поведения.

Реализация современной концепции воспитательно-профилактической деятельности требует использования в полной мере в практике всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних достижений теории воспитания.

Еще одним необходимым условием является педагогическое мастерство специалиста органа системы профилактики, которое предполагает точный и взвешенный учет сложных, порой противоречивых условий воспитательно-профилактического процесса.

Несомненный интерес представляют прежде всего такие психолого-педагогиче-ские условия выбора методов и приемов воспитания и перевоспитания, как наличие значимой для общества и личности цели воспитательно-профилактической деятельности, перевод объективной потребности общества в личную потребность подростка, опора на положительное в ребенке, общение с минимумом отрицательных эмоций, ожидание результата как удовлетворение насущной потребности подростка, учет особенностей возрастных периодов и т. д.

Подводя итоги анализа исследуемой проблемы, уместно их изложить в виде некоторой структурированной формы, где в лаконичном виде описаны меры органов системы профилактики по предупреждению и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.

Органы системы профилактики

(специальные и общие)

разрабатывают, согласовывают, совместно реализуют особые меры

повышают педагогическую квалификацию специалистов, работающих с детьми; превентивные меры

воспитывают положительные личностные качества у детей;

развивают правосознание детей; организуют позитивно ориентированный досуг детей;

оказывают необходимое содействие обратившимся за помощью;

реабилитационные меры

выявляют несовершеннолетних с девиантным поведением, неблагополучные семьи, асоциальные подростковые группы;

нейтрализуют прямые и косвенные десоциализирующие влияния и факторы;

корректируют факторы, подлежащие коррекции и влияющие на перспективу развития личности;

формируют позитивные факторы, влияющие на эффективность реабилитации;

осуществляют основные направления коррекции и реабилитации: социальное, педагогическое, психологическое, медицинское, правовое;

создают благоприятную воспитывающую среду;

переориентируют и разобщают асоциальные подростковые группы;

приобщают несовершеннолетних к референтно-значимой деятельности в позитивно ориентированном коллективе с учетом дифференцированного и личностноориентированного подходов;

ресоциализируют неблагополучные семьи; анализируют и контролируют ход и результаты коррекционно-реабилитационной работы.

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

2. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М., 1972.

3. Кузовлев В.П., Музальков А.В. Психологопедагогическая характеристика активности учащихся: моногр. Елец, 2002.

4. Правосудие в отношении несовершеннолетних / Инноченти дайджест, ЮНИСЕФ. М., 1998.

5. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000.

6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для учителей и родителей. М., 1997.

7. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации, № 111-ФЗ, 7 июля 2003 г. // Российская газета. 2003. № 133 (3247). С. 5.

8. Числова С.Н. Педагогическая система В.Н. Со-рока-Росинского (предупреждение и преодоление трудновоспитуемости подростков): дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2001.

9. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественноэкономических условиях. М., 1998.

10. Юридическая педагогика: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 021100 -Юриспруденция / под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. М., 2004.

Поступила в редакцию 30.11.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.