Литература:
1. Басов A.B., Урываев В.А. Отношение к здоровью среди старших подростков и проблемы отклоняющегося поведения / A.B. Басов, В.А. Урываев // Материалы научно-практической конференции «Социальная помощь подросткам в личностном развитии: теория, технология, эксперимент».- Курск, 2001.- 266 с.
2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева.- М., 1993.- 198 с.
3. Захаров А.И. Причина - в скрытой или явной семейной патологии: О наиболее распространенных мотивах обращения подростков к наркотикам и роли в этом выборе стиля отношений в семье /
А.И. Захаров // Воспитание школьников.- 2000.- № 5.- С. 32-37.
4. Клейберг Ю.А. Психология деви-антного поведения / Ю.А. Клейберг.-2-е изд., доп.- М., 2001.- 160 с.
5. Рогов М. Г. Системно-деятельност-ный подход к исследованию ценност-но-мотивационной сферы личности в процессе ее профессионализации / М. Г. Рогов // Системные исследования в общей и прикладной психологии: Сб. трудов / Под ред. В. А. Барабанщикова, М.Г. Рогова.- Набережные Челны: Институт управления, 2000.- С. 19-30.
6. Шакуров Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы. // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения.- М., 1994.- С.45-67.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Д.А. Сафиуллина, аспирантка УлГПУ, педагог дополнительного образования ГУДО ДПО «Подросток», г. Набережные Челны
Профилактическая работа с социально-неблагополучными детьми, социально-педагогическая защита и поддержка подростков с девиантным поведением осуществляется в рамках федеральной программы «Дети России» и находится под постоянным контролем Правительства Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, международными правовыми актами и законодательством Российской Федерации.
Взросление российского подростка проходит в период социально-экономических преобразований, затрагивающих все сферы современного общества и семьи, что обусловливает рассогласованность воспитательных воздействий различных институтов социализации.
Эти факторы отражены в динамике девиантной направленности несовершеннолетних, что делает актуальной проблему поиска наиболее эффективных моделей и методов преодоления отклоняющегося поведения, основой которых является субъект-субъектная парадигма взаимодействия взрослого и ребенка. Особую эффективность подобная модель взаимодействия приобретает в воспитании подростков. В связи с этим в вопросах преодоления и профилактики девиантного поведения подростков одной из наиболее актуальных остается проблема индивидуального подхода в воспитании подрастающего поколения.
Учитывая специфику возрастной восприимчивости, наиболее остро стоит
Казанский педагогический журнал
7'2006
проблема эффективности профилактики асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде, так как именно в эти периоды формируются индивидуальные свойства личности, которые обусловливают культурно-ценностные, гражданские, политические взгляды человека. В этот период оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретения новой социальной позиции. Но вместе с тем и возраст потерь детского мироощущения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта. В связи с этими обстоятельствами возникает необходимость индивидуального подхода в преодолении возрастных психолого-педагогических явлений, зачастую являющих собой предпосылку возникновения отклонений в поведении подростка.
Обращаясь к анализу интерпретации специфики индивидуального подхода в воспитании подростков, необходимо отметить концепцию Л.И. Божович. Автор в своих трудах по возрастной психологии подросткового периода главное внимание сосредоточивает на развитии мотива-ционной сферы подростка, определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Решающее значение придается динамике «внутренней позиции» формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как человек на основе своего предше-
ствующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. «Через эту внутреннюю позицию и преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды». Таким образом, согласно Л.И.Божович, решающее значение в формировании личностных черт и качеств подростка отводится субъективному восприятию и переживанию самим ребенком той стратегии воспитательных воздействий, которая складывается из воспитательных воздействий всех институтов социализации. Отсюда следует идея о глубоком анализе индивидуальных личностных свойств и качеств подростка в процессе воспитания.
Обращаясь к специфике подросткового периода, виднейший представитель гештальтпсихологии Курт Левин считает важнейшими процессами переходного возраста расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется прежде всего марги-нальностью его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни тому, ни другому. Специфичность его социальной ситуации отражается на психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределен-
92
ность уровня притязании, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать краИние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости, и чем важнее разделяющие грани. Поэтому степень «подростковости поведения» никогда не бывает одинаковой, что обусловливает необходимость индивидуальных воздеИствиИ в работе с ребенком.
Формирование положительной направленности несовершеннолетнего невозможно осуществлять вне опоры на индивидуальныИ педагогическиИ подход. При этом педагог практически реализует две тесно взаимосвязанные между собоИ задачи: общепе-дагогическоИ нравственноИ корректировки в единстве с превентивными мерами антиобщественных устремлениИ подростка. Их осуществление определяется органическим слиянием индивидуального подхода с процессом коллективного воспитания и перевоспитания личности, а также увеличения ее активности в плане самосовершенствования. Коллективные и индивидуальные воздеИствия, по мнению A.B. Зосимовского, В.М. Коро-това, И.А. Невского, не противоречат друг другу. Напротив, в процессе взаимодеИствия и взаимокомпенсации они обогащают содержание вос-питательно-профилактическоИ работы, обеспечивая оптимальное решение ее сложных проблем.
Важное значение для теоретического и практического решения вопросов индивидуального подхода в профилактике и преодолении деви-
антного поведения подростков имеют труды Н.К.КрупскоИ, А.С.Макаренко и др.
Н.К.Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала мысль о необходимости осуществления индивидуального подхода в работе с трудными подростками, опираясь на положительное в личности и вовлекая их в различные формы общественно-полезного труда.
А.С.Макаренко подчеркивал, что причины трудновоспитуемости не в дефекте личности, а в дефективности отношениИ «между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества». Также в трудах отечественного педагога освещается идея, что «должна быть общая программа и индивидуальныИ корректив к неИ». Культивируя отдельную личность и не воздеИствуя на коллектив, по мнению А.С.Макаренко, мы можем воспитать аполитичных индивидуалистов; увлекаясь коллек-тивноИ работоИ,- рискуем воспитать «узкую серию человеческих типов» или же вообще «не доИти» до многих учащихся. Позиция А.С.Макаренко не утратила актуальности как для теории, так и для практики воспита-тельноИ работы и на сегодняшниИ день.
А.С.Макаренко видел индивидуальную работу с ребенком в поиске и использовании таких его особенно-стеИ, которые способствуют активному включению в жизнедеятельность коллектива. В статье «Цель воспитания» Макаренко пишет: «Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень раз-
Казанский педагогический журнал
7'2006
нообразным материалом для воспитания, и выпускаемый нами «продукт» тоже будет разнообразен. Общие и индивидуальные качества личности в нашем проекте образуют очень запутанные узлы. Самым опасным моментом является страх перед этой сложностью и этим разнообразием...»
Таким образом, наряду с общей программой воспитания личности в коллективе необходим «индивидуальный корректив». Основной путь методики индивидуального воздействия А.С.Макаренко видел в четком определении целей воспитания, в проектировании личности каждого воспитанника. Процесс проектирования может быть успешным лишь тогда, когда к нему привлечены не только взрослые, но и сам подросток и его товарищи. При этом нужно верить в возможности воспитанника, уметь найти в нем положительные черты и, опираясь на них, формировать его личность. При составлении «проекции» отдельного воспитанника педагог особое внимание уделял постановке перспективы, в которой для достижения необходимо эмоциональное и волевое напряжение.
Определяющей целью индивидуального подхода является формирование положительной направленности личности, в самом содержании которой заключены условия внутреннего иммунитета к отклоняющемуся поведению. Поэтому в вопросе о функциях можно согласиться с А.В.Зо-симовским, который считает, что индивидуальный подход «в конечном итоге служит более глубокой и полной реализации задач коллективистического формирования личности».
М.П.Стурова, специалист по исправительно-трудовой педагогике, рассматривает индивидуальный подход в качестве формы воспитательных воздействий. Характеризуя его как единство структурных компонентов, она оценивает индивидуальную воспитательную работу в качестве целостной системы индивидуальных воздействий, включающей изучение личности, составление воспитательной программы.
В конструктивном плане индивидуальный подход, как полагает А.Г. Ковалев, требует учета не только сложившихся, относительно устойчивых характерологических особенностей и темперамента личности, но и различных временных морально-психологических состояний.
И.А. Невский считает, что конструирование индивидуальной воспитательной работы с педагогически запущенными подростками заключается в том, чтобы «выявить возможную тенденцию негативного развития личности и сформировать, вызвать к жизни активное противодействие собственным негативным особенностям и их проявлениям».
Основным содержанием индивидуального подхода в воспитательной практике являются, по мнению Г.М. Потанина и В.Г.Косенко, специально организованные педагогом (на основе изучения, диагностики и прогнозирования) целенаправленные воспитательно-профилактические воздействия, объектом которых выступает, во всем многообразии и единстве индивидуально-психологических особенностей, личность подростка, характеризующаяся отклоняющимся пове-
94
дением. Индивидуализация воздействия предполагает прежде всего обеспечение разумных мер, которые поставили бы подростка в рамки здорового, педагогически оправданного режима, включив его в активную учебную, трудовую и общественную деятельность. Вместе с тем индивидуальный подход, как показали исследования, в зависимости от конкретной ситуации и направления педагогического процесса, может успешно способствовать:
1. Реализации целей педагогического руководства (подбор актива, определение перспектив развития коллектива, осуществление воздействия на личность через систему коллективных взаимоотношений и т. д.).
2. Педагогической организации воспитательного процесса (обеспечение позитивно направленного воспитательного взаимодействия и сотрудничества учащихся в процессе учебной, трудовой и других видов деятельности).
3. Непосредственному исполнению задач нравственно-формирующего воздействия на личность (стимулирование волевой, учебно-познавательной, трудовой активности школьников).
4. Управлению воспитательным процессом (обеспечение контроля реализуемой воспитательной программы, получение обратной информации и т. д.).
Следовательно, индивидуальный подход - это интегративная форма воспитательно-профилактической и психокоррекционной работы, способствующая решению не только тактических, но и стратегических задач педа-
гогической профилактики отклоняющегося поведения личности. Использование данной формы в воспитательной практике может сопровождаться подключением целого ряда педагогических методов.
Индивидуальный подход есть связующее звено в системе коллективной, индивидуальной работы и деятельности самовоспитания несовершеннолетних. Данное обстоятельство может быть объяснено, в частности, тем, что индивидуальная работа строится на основе конкретного знания и учета индивидуально-психологических особенностей личности, что и позволяет в большей мере, по сравнению с другими формами воспитательно-профилактической работы, выполнять координационные функции в системе педагогической профилактики.
Практика показывает, что индивидуальный подход должен осуществляться на основе деятельности, создающей возможность включения подростка в «поле воспитательного притяжения», где можно эффективно влиять на его мотивационную сферу и таким образом формировать положительную направленность личности. В этом смысле большими нравственно-формирующими возможностями обладают учебно-познавательная деятельность, производительный труд, имеющий существенное народно-хозяйственное значение и общественная деятельность.
Анализ психолого-педагогических источников, а также опыта работы с педагогически запущенными подростками и несовершеннолетними правонарушителями показывает, что подход педагогов к данным формам
Казанский педагогический журнал
7'2006
воспитательного процесса далеко не одинаков. Отдельные из них доминирующую роль отводят коллективному подходу, другие считают стержнем педагогических воздействий целенаправленную индивидуализацию.
Это обстоятельство побуждает сделать заключение, что несмотря на использование индивидуального подхода, как и коллективного, вопрос о его сущности в теоретическом и практическом аспектах, о функциях и воспитательно-профилактических возможностях требует более обстоятельных ответов.
Литература:
1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Фельдштейна Д.И.-М.: Международная педагогическая академия.- 1995.
2. Коротов В.М. Воспитывающее обучение.- М.: Просвещение.- 1980.
3. Кедрова И.А., Костюхина Е.В. Социально-психологическая работа с подростками, находящимися в специальном образовательном учреждении закрытого типа / Казанский педагогический журнал.- 2007.- № 5.- С. 52-57.