ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Технология педагогической поддержки и методы перевоспитания подростков в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Дудкина Е. И.
Дудкина Елена Ивановна /Dudkina Elena Ivanovna - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Воронежский институт Министерства внутренних дел России, г. Воронеж
Аннотация: в статье рассматриваются методы перевоспитания и технология педагогической поддержки несовершеннолетних подростков сотрудниками Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Ключевые слова: методы перевоспитания, технология, педагогическая поддержка, несовершеннолетние правонарушители.
Трудновоспитуемость девиантных и деликвентных подростков, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации, потому одной из важных задач педагогической поддержки является социальная адаптация, включение подростка в социально-значимую деятельность, благодаря которым может успешно осуществляться процесс перевоспитания.
Задача сотрудников ЦВСНП - разработать и осуществить социально -педагогическую программу, направленную на оздоровление социальной среды и педагогическую поддержку личности несовершеннолетнего правонарушителя.
При организации работы по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей сотрудник ЦВСНП должен учитывать следующие направления своей деятельности:
- изучение личности несовершеннолетнего, выявление его позитивных качеств и свойств как основы для процесса перевоспитания;
- развитие будущих профессиональных интересов несовершеннолетнего, формирование потребности в освоении определенной профессии;
- умение заинтересовать несовершеннолетнего правонарушителя новой для него социально-значимой деятельностью, в которой он может проявить свои позитивные качества;
- развитие духовно-нравственной сферы несовершеннолетнего и формирование нового опыта нравственного поведения;
- выстраивание отношений с несовершеннолетним на основе взаимного уважения и доверия.
В своей деятельности по перевоспитанию несовершеннолетнего правонарушителя сотрудник ЦВСНП реализует следующие функции [3]:
1. Восстановительная, предполагающая опору на позитивные качества и поступки несовершеннолетнего.
2. Компенсирующая, позволяющая подростку проявить сильные стороны своей личности в любимой им сфере деятельности (например, в спортивной или трудовой).
3. Стимулирующая, направленная на поддержку социально-ценной деятельности несовершеннолетнего и его успехи в ней.
4. Исправительная функция, предполагающая позитивные изменения качеств личности и жизнедеятельности несовершеннолетнего правонарушителя.
Исследователи (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Н. Г. Лусканова, Ю. С. Шевченко, и т. д.) выделяют основные направления педагогической коррекции в работе с трудными подростками:
1. Глубокое всестороннее психолого-педагогическое изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя.
2. Выявление причин социальной дезадаптации и изучение особенностей семейного и школьного воспитания, влияние неблагоприятных факторов социальной среды.
3. Лечебная, общепедагогическая и психологическая коррекция по преодолению социально-педагогической запущенности несовершеннолетнего.
4. Включение несовершеннолетнего правонарушителя в социально-значимую деятельность с целью его самоутверждения и самореализации.
5. Психолого-педагогическое консультирование родителей по работе с дезадаптированными подростками с различными психическими отклонениями.
Реализация этих направлений деятельности сотрудников ЦВСНП в работе с несовершеннолетними правонарушителями эффективно может осуществляться при взаимодействии с психологами врачами и другими специалистами. Эта деятельность требует не только овладения методами психологической коррекции, но и технологией педагогической поддержки в процессе воспитания и перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей.
Технология педагогической поддержки в процессе перевоспитания. Перевоспитание - это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении дезадаптированного подростка, способствующее перестройке всей его структуры личности.
В индивидуально профилактической работе в процессе перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя сотрудник ЦВСНП использует метод «индивидуальное педагогическое консультирование» (О. Газман, Т. Анохина), цель которого - помощь ему в выборе вариантов решении выхода из кризисной ситуации и поддержка его самостоятельных действий в осуществлении его личного выбора. Реализация этого метода в практической деятельности сотрудников ЦВСНП может осуществляться с помощью технологии педагогической поддержки, включающей в себя диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный этапы деятельности сотрудника ЦВСНП в целях оказания помощи несовершеннолетним преступникам в решении их проблем.
Диагностический этап направлен на осмысление несовершеннолетним важности решения данной проблемы для него самого, совместное ее обсуждение с сотрудником ЦВСНП. Предварительно сотрудник ЦВСНП знакомится с личным делом несовершеннолетнего в школе, в комиссии по делам несовершеннолетних, выясняет причины социальной запущенности, уровень учебной мотивации, интеллектуального развития, результаты психологического исследования правонарушителя.
На этом этапе сотруднику ЦВСНП необходимо установить психологический контакт с несовершеннолетним правонарушителем. При установлении психологического контакта сотруднику ЦВСНП необходимо так сформулировать вопросы начала беседы, чтобы получить от несовершеннолетнего три утвердительных ответа на поставленные вопросы. Сотруднику ЦВСНП необходимо выяснить и понять интересы несовершеннолетнего, особенности его поведения, нейтрализовать отрицательные качества, которые могут блокировать процесс общения. Целесообразно обговорить совместные правила общения и взаимодействия с целью выхода из сложившейся ситуации.
Поисковый этап направлен на выявление причин случившегося, возникших трудностей, возможных последствий ее сохранения (или преодоления). На данном этапе сотрудник ЦВСНП должен обсудить с несовершеннолетним, что способствовало появлению данной проблемы, почему произошла данная ситуация, какие действия несовершеннолетнего привели к этому, каковы результаты этих непродуманных действий, как можно минимизировать возможные их последствия. Важно помочь несовершеннолетнему правонарушителю осознать и принять ответственность на себя за случившееся.
Сотруднику ЦВСНП необходимо обладать прогностическими умениями для определения возможных последствий совершенных несовершеннолетним поступков и прогнозирование совместных с подростком действий с целью выхода из создавшегося положения. Задача сотрудника ЦВСНП на этом этапе - поддержать выбор несовершеннолетнего правонарушителя в разрешении возникших проблем.
Договорный этап предполагает определение порядка действий как сотрудника ЦВСНП, так и несовершеннолетнего правонарушителя. Сотрудник ЦВСНП договаривается с несовершеннолетним о распределении обязанностей и сроках выполнения взятых на себя обязательств каждой из сторон. В результате разделения функций открывается возможность проектирования своей деятельности, как подростком, так и сотрудником ЦВСНП. Желание несовершеннолетнего правонарушителя сделать что-либо самостоятельно для разрешения возникших трудностей - первый шаг к успеху при постоянной помощи и поддержке сотрудника ЦВСНП.
Деятельностный этап. Для обеспечения успеха сотрудник ЦВСНП должен поддержать несовершеннолетнего, организовать необходимые консультации психоневролога, юриста и др. Он должен в случае необходимости защитить его интересы перед педагогическим коллективом, родителями, другими подростками. Сотрудник ЦВСНП подсказывает родителям, педагогам, специалистам направления оказания помощи подростку для разрешения возникающих трудностей.
Рефлексивный этап - это совместный анализ с несовершеннолетним результатов выполнения договора, как со стороны подростка, так и сотрудника ЦВСНП по разрешению поставленной проблемы. На этом этапе несовершеннолетний рассматривает причины своих достижений, а также невыполненных обязательств. Совместно с сотрудником ЦВСНП несовершеннолетний правонарушитель намечает новые пути разрешения проблемы, формулирует задачи своей жизнедеятельности на пути движения к новой цели. Сотрудник ЦВСНП поддерживает его позитивное самоизменение, успехи и прогнозирует совместно с ним их будущие действия на пути к реализации новых целей.
Методы перевоспитания
В процессе педагогической поддержки по самоизменению личности социально дезадаптированного подростка инспектор ПДН используют не только методы психолого-педагогической коррекции, но и методы перевоспитания. Рассмотрим основные методы перевоспитания [1].
Метод переубеждения позволяет переориентировать мировоззренческие, нравственно-правовые взгляды, ценности, подростка, определяющие мотивы его поведения и деятельности.
Условиями, определяющими успешность его применения, являются: личная авторитетность юриста-ювеналиста в глазах воспитанника; знание психологии «трудного» подростка, системы его взглядов и убеждений, опора на его жизненный опыт; умение учесть его эмоциональное состояние в данный момент; искренность и правильность фактов и доводов; показ путей устранения отмеченных недостатков.
Приемы, обеспечивающие реализацию метода переубеждения: развенчание ложных взглядов, авторитетов, ценностей; создание образа для подражания на основе примера, близкого психологии трудного подростка; показ возможных негативных последствий того или иного поведения, его психологической целесообразности.
Метод переучивания требует предварительной организаторской работы, чтобы заполнить досуг «трудного» ребенка новым нравственным опытом.
А. С. Макаренко считал, что воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке. Для успешной реализации данного метода необходимы следующие условия:
- осознание «трудным» подростком целесообразности требований, правил поведения;
- конкретность и понятность требований в деятельности и поведении;
41
- их устойчивость; систематичность и регулярность упражнений в соблюдении определенных требований в поведении и деятельности: четкая организация жизни и разнообразной деятельности, способствующая разрушению «старых» и закреплению правильных стереотипов поведения.
Приемы реализации метода переучивания:
- создание воспитывающих психологических ситуаций, обеспечивающих первый успех и способствующих закреплению новых навыков;
- стимулирование достоинств подростка, оберегание его самолюбия;
- показ требовательного доверия, когда подчеркивается неизбежность выполнения задания;
- отклонение недобросовестно и некачественно выполненной работы;
- контроль за исполнением задания;
- анализ и самоанализ ошибок и первых достижений.
Метод переключения предполагает включение «трудного» подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, спортом, полезным делом, туризмом.
Условия успешности реализации метода: четкое определение целей деятельности, совпадение ее содержания с интересами трудного подростка («личностный смысл» -А. Н. Леонтьев); психологическая и педагогическая поддержка сотрудника ЦВСНП и референтного лица; наличие общественного мнения, поддерживающего трудного подростка в его начинаниях; анализ результатов.
Приемы реализации данного метода: создание контрастности, когда подростку помогают добиться первых успехов в деятельности после регулярных неудач; активизация целевой установки, когда с подростком разрабатываются правила повседневного труда, участия в деятельности; включение в определенные виды деятельности; система постоянных или повседневных поручений или заданий; поощрение.
Метод «взрыва» по А. С. Макаренко состоял в том, чтобы педагогический прием представлял сильное психологическое воздействие на личность воспитанника.
Условия успешности реализации метода: наличие сильного сплоченного коллектива, объединенного общей целью деятельности; показ достижений детского коллектива. Приемы реализации данного метода: яркое эмоциональное воздействие на воспитанника, вызывающее его эмоциональное потрясение; осознание и увлечение перспективой «завтрашней радости»; включение трудного подростка в атмосферу творческой групповой деятельности (например, их участие в летних сборах на базе институтского лагеря «Ювеналист»).
Таким образом, педагогическая поддержка сотрудником ЦВСНП несовершеннолетнего правонарушителя, индивидуальные и групповые формы и методы психолого-педагогической коррекции в процессе перевоспитания, включение в разные виды деятельности, создание ситуаций успеха, гуманизация межличностных отношений приводят к главному результату - успеху дезадаптированного подростка.
Литература
1. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: курс лекций.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klex.ru/gq2/ (дата обращения:
20.10.2016).
2. Дудкина Е. И. Профессиональная педагогика: учебно-методическое пособие. 2-е
изд. испр. и доп. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. 167 с.
3. Кочетов А. И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1972. 120 с.