Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 55-57.
ЧЕЛОВЕК,
ОБЩЕСТВО,
КУЛЬТУРА
Г. Я. Гревцева
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА -РЕЗУЛЬТАТ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В данной статье автор рассматривает гражданскую культуру как социально-педагогический феномен; раскрывает взаимосвязь понятий ‘гражданская культура', ‘гражданское воспитание', ‘гражданственность'. Справедливо утверждает, что важнейшим средством формирования гражданской культуры является демократическая система образования, считает необходимым повысить статус образовательного учреждения как института гражданского общества.
Ключевые понятия: гражданская культура, гражданское воспитание, гражданское участие.
Наряду с распространенной точкой зрения на гражданственность как на личностное образование существует мнение, в соответствии с которым гражданственность - это результат становления гражданского общества. Свобода - базовое понятие гражданственности, следовательно, от взаимоотношений человека и государства, человека и общества зависит мера гражданственности.
Существующие подходы к определению сущности понятия ‘гражданственность’ (Р. Р. Бандура, Е. М. Кокорина, М. П. Чумакова, А. С. Бык, Л. В. Кузнецова, М. П. Чумакова, И. Н. Руссу, Ю. П. Маринкина, В. И. Ко-жокарь, Л. К. Фомичева, Н. И. Шевченко, Д. С. Яковлева и др.) взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл. Гражданственность - интегрирующий результат гражданского воспитания, обуславливающий особенности культуры общества.
Г. Г. Дилигенский в статье «Становление гражданского общества : культурные и психологические проблемы»1 утверждает, что на Западе сложилось понятие ‘гражданская культура’, которая отражает суть достаточно длительных, сложных социальных процессов, постепенно сформировавших опре-
деленный тип личности. Автор отмечает приемлемость понятия ‘гражданская культура’, которое предлагается американскими политологами Г. Олмондом, С. Вербой. По их мнению, гражданская культура складывается из трех различных политических культур: современной «культуры участия», традиционной «приходской» культуры, т. е. малых локальных сообществ; «культуры подданных».
«Культура участия» и «культура подданных» - это современные феномены и означают следующее: первое предполагает высокий уровень вовлеченности человека в политический процесс; вторая - относительно высокий уровень общественно-политический знаний, в то же время отсутствие у нее носителей сколько-нибудь самостоятельных позиций, ориентацию на лидера. «Приходская» - напротив, означает отсутствие такой вовлеченности и интереса к политике, «делегирование» общественно-политической деятельности тем, кто желает этим заниматься. Гражданская культура формирует такой идеотип личности, который одновременно автономен, активен и законопослушен2.
Изучение гражданского общества также приводит к выводу, что важнейшим средством
56
Г. Я. Гревцева
формирования гражданской культуры служит демократическая система образования, в основу которой положен принцип: права человека, его достоинство и интересы абсолютны, интересы общества и государства относительны.
Изучая возможности заимствования зарубежного опыта строительства демократии, отечественные исследователи единодушны во мнении: «не все элементы гражданской культуры, сформировавшейся в западно-европейских странах, способны привиться на российской почве (например, индивидуализм, высокая степень отстраненности от государ-ства)3. Россия и Запад развивались разными социально-экономическими, идеологическими путями. Тем не менее «коллективистская культура», так же как и «гражданская культура», являются общечеловеческими ценностями. Л. И. Аманбаева выделяет общее, что сближает отечественную «коллективистскую культуру» с «гражданской культурой»:
1. «Социальный капитал» - это опыт взаимодоверия, взаимовыручки, кооперации граждан в защиту своих прав, интересов и вообще смягчения тягот жизни. В России -коллективизм, взаимовыручка, стремление к равенству и справедливости.
2. Локальный уровень активности (русская общинность), на Западе - традиции бытия («приходская культура»)4. При этом она справедливо отмечает, что отличительные особенности «коллективистской культуры» требуют специального исследования. Особенно в современных условиях, когда падает социальная активность, сознательность, ответственность.
Гражданская культура общества определяется уровнем гражданского сознания, гражданской активности индивидов, сосуществующих в рамках определенного коллектива. Ее основу составляют система знаний, умений и гражданской деятельности, гражданского участия, гражданского со-участия.
Важная роль в формировании гражданской культуры отводится образовательному учреждению как институту гражданского общества, гражданскому воспитанию как средству развития гражданского сознания личности, формирования опыта социального взаимодействия, готовности к гражданскому самоопределению. Сегодня образовательные учреждения функционируют преимущественно как государственные институты. Необходимо повысить статус образовательного учреждения как института гражданского общества.
Современное состояние гражданской культуры достаточно противоречиво и включает в себя как позитивные (общечеловеческие ценности, индивидуалистический тип сознания), так и негативные (ослабление политической мотивации, потеря доверия ко многим политическим институтам, отказ от исполнительности и дисциплины, правовой нигилизм, неумение и нежелание общаться, эмоциональная подавленность, неуверенность в будущем и т. д.) моменты. И все же демократические нормы и ценности постепенно утверждаются в сознании общества и отдельных граждан.
Растущее внимание к проблематике гражданской культуры в нашей стране вызвано возникшими противоречиями и конфликтами в процессе происходящих в обществе преобразований. Как известно, успешность и последовательность реформ зависят не только от социально-экономических факторов, но и от состояния общественного сознания, гражданской культуры.
Впервые научное освещение проблема гражданской культуры получила в американской науке. В отечественной науке феномен ‘гражданская культура’ изучен недостаточно. Существующие мнения неоднозначны. Одни ученые считают, что в России гражданская культура на низком уровне (А. П. Кочетков). Другие - более оптимистичны (А. Ю. Мель-вин, А. И. Никитин и др.), а третьи утверждают, «в сознании россиян явно превалируют общечеловеческие ценности и индивидуалистический тип сознания. При этом базовые ценности общества носят внеэкономический характер, не являются не идеологизированными»5. Среди причин столь разных оценок гражданской культуры - внутренняя неоднородность и мозаичность российской гражданской культуры.
К проблеме гражданской культуры обращались Н. М. Кейзеров, А. И. Никитин,
В. Н. Амелин, М. Ф. Черныш. По мнению ученых, гражданская культура - один из типов политической культуры, продукт гражданского общества.
Заслуживает особого внимания исследование О. В. Омеличкина, который выделил несколько основных интерпретаций феномена гражданской культуры с различных дисциплинарных позиций: а) этическую, сводящую ее к проблеме воспитания гражданина, осознания им своего долга и ответственности; б) правовую, акцентирующую внимание на соблюдении законности и порядка, разделе-
нии властей и защите конституционных прав и свобод личности; в) социоэкономическую, выделяющую особые гражданские отношения и мнения за пределами государственной власти и политики; г) политологическую, рассматривающую гражданскую культуру как разновидность политической культуры; д) социологическую, представляющую ее как определенную совокупность политических и социальных, культурных элементов и др.6
Результаты его работы интересны и для нас, так как разработка понятия ‘гражданская культура’ имеет большое значение для всего обществознания; входит необходимым звеном в понятийный аппарат теории государства, гражданского общества, культуры, воспитания и т. д. Нас интересует этическая сторона, которая сводит гражданскую культуру к проблеме воспитания гражданина, осознания им своего долга и ответственности. Мы будем рассматривать гражданскую культуру как социально-педагогический феномен. Социальная составляющая характеризует социальные статусы и роли. Педагогическая составляющая отражает выполнение своего статуса и роли в реальной жизни. В нашу задачу не входит детальный анализ имеющихся подходов и определений понятия ‘гражданская культура’, осуществляемых с различных дисциплинарных позиций. Гражданская культура - это уровень сфор-мированности отношения человека к своему государству, обусловленный гражданскими компетенциями, которые выражаются в гражданской деятельности и гражданском участии, со-участии.
В гражданской культуре становится заметной роль нравственного компонента. Особое значение приобретает вопрос о гражданском становлении личности, гражданской зрелости. Возникает необходимость исследования вопроса региональных особенностей гражданской культуры.
Анализ состояния гражданской культуры позволит выявить наиболее эффективные пути и средства гражданского воспитания (например, воспитание будущих избирателей). Большое значение имеет определение особых связей и взаимодействий, разнообразных форм общения, которые присутствуют в гражданской культуре. В связи с этим считаем целесообразным введение в образовательный процесс разработанного нами курса «Основы общения».
Важнейшим средством формирования гражданской культуры служит демократическая система образования, в основу которой положен принцип: права человека, его достоинство и интересы абсолютны, интересы общества и государства относительны.
Деятельностный аспект гражданской культуры - участие (действие, бездействие, содействие, соучастие, деятельность). Гражданское участие - это поведенческий элемент гражданской культуры. Способами гражданского участия являются студенческое (ученическое) самоуправление, акции (например, участие в акциях «Я - гражданин России», «Забота ветеранам!», «Теплый дом», участие в гражданских форумах и т. п.). Гражданское воспитание в определенной степени решает проблему формирования гражданской культуры и гражданского сознания общества, как в целом, так и отдельного субъекта учебновоспитательного процесса.
На формирование гражданской культуры большое влияние оказывает личностный подход в учебно-воспитательной деятельности, в рамках которого актуализируются проблемы воспитания человека, как носителя индивидуального, общественного, гражданского сознания. Таким образом, если гражданское общество - цель и условие гражданского воспитания; гражданская культура - результат становления гражданского общества.
Примечания
1 Дилигенский, Г. Г. Гражданское общество и перспективы демократии в России / под ред. Б. В. Михайлова. М., 1994.
2 Аманбаева, Л. И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях : дис. ... д-ра пед. наук. Якутск, 2002.
С. 23.
3 Гражданское образование в Российской школе / сост. Т. И. Тюляева. М. : Астрель : АСТ, 2003. С. 51.
4 Аманбаева, Л. И. Гражданское воспитание учащейся молодежи.
5 Тихонова, Н. Е. Динамика базовых ценностей россиян в процессе становления гражданского обществ // Становление институтов гражданского общества : Россия и международный опыт. С. 129-131.
6 Омеличкин, О. В. Гражданская культура (теоретико-методологические проблемы) : дис. ... д-ра полит. наук. СПб., 1997. С. 171.