Научная статья на тему 'Особенности формирования гражданской позиции подростков в пенитенциарных учреждениях'

Особенности формирования гражданской позиции подростков в пенитенциарных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремов Д. А., Яковенко Е. Ю.

Статья посвящена проблемам формирования гражданской позиции несовершеннолетних в условиях пребывания в пенитенциарных учреждениях. Показаны особенности данного процесса в пенитенциарных учреждениях, рассмотрены основные показатели и критерии формирования гражданской позиции. Определены основные условия успешного формирования гражданской позиции подростков в пенитенциарных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования гражданской позиции подростков в пенитенциарных учреждениях»

УДК 37.017.4

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© 2018 Д. А. Ефремов1, Е. Ю. Яковенко2

1канд. пед. наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики e-mail: [email protected] 2аспирант кафедры общей и социальной педагогики e-mail:[email protected]

Воронежский государственный педагогический университет

Статья посвящена проблемам формирования гражданской позиции несовершеннолетних в условиях пребывания в пенитенциарных учреждениях. Показаны особенности данного процесса в пенитенциарных учреждениях, рассмотрены основные показатели и критерии формирования гражданской позиции. Определены основные условия успешного формирования гражданской позиции подростков в пенитенциарных учреждениях.

Ключевые слова: гражданская позиция, педагогический процесс, патриотизм, гражданская идентичность, гражданственность, несовершеннолетние осужденные, пенитенциарные учреждения.

На современном этапе развития отечественной педагогической теории и практики разрабатывается большое количество педагогических исследований, в которых рассматриваются различные варианты решения проблемы формирования гражданской позиции у подростков:

- изучение предметов гуманитарного цикла (Г.Я. Гревцева, В.И. Попов, Н.Ф. Крицкая, Кириллов Д.В.);

- общественно значимая деятельность (Т.Е. Базарова, О.В. Солодова, С.Н. Краснова);

- приобщение к культурно-историческим ценностям (Е.П. Белозерцев, И.В. Молодцова, О.Н. Прокопец). [Белозерцев 2004; Митькина 2004; Образовательная деятельность... 2017]

Однако вопросу о формировании гражданской позиции в пенитенциарных учреждениях внимания практически не уделялось.

Целью нашей работы является выявление особенностей формирования гражданской позиции в пенитенциарных учреждениях.

На современном этапе становления и развития российского общества гражданское воспитание может рассматриваться через такие понятия как: «патриотизм, гражданственность, гражданская позиция, гражданское общество, гражданская культура, самоопределение, признание прав и свобод человека» [Аманбаева 2001].

В современных реалиях нужно теоретически осмыслить и практически решить проблему становления и развития гражданской позиции личности в различных образовательных учреждениях, в том числе и в пенитенциарных.

Важность и значимость гражданского воспитания подростков нашла отражение в основных документах, которые регламентируют деятельность государства в целом и системы образования России в частности.

В педагогической теории «гражданственность» понимается как «система личностно значимых ориентиров, позволяющих выразить себя в социально ориентированной деятельности» [Там же]. Понятие «гражданская позиция»,

рассматривается как «интегративная характеристика личности, отражающая устойчивое, положительное отношение к Человеку, Отечеству, Знанию (ценностям, разумно достаточным для идентификации подростка в рамках конкретной цивилизации, с которой он себя отождествляет); как субъектная, личностно переживаемая связь человека с окружающей действительностью, проявляющаяся в познавательной, социальной и социально-педагогической активности» [Образовательная деятельность... 2017 ].

Под гражданской позицией понимается «как осознанно избираемая субъектом жизненная позиция, основанная на гражданских ценностных ориентациях (система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе нормам и ценностям; потенциальная возможность социальной активности личности, её направленность на идеалы демократического гражданского общества и готовность сознательно участвовать в общественно-политической жизни этого общества), подкрепленных мотивацией гражданского долга, и реализуемая в формах гражданского поведения на базе сформированных личностных качеств гражданина (гражданская активность, мужество, ответственность, достоинство, независимость убеждений, патриотизм, интернационализм» [Там же].

В сложившейся экономической, политической, социокультурной ситуации педагогической наукой и практикой ведется поиск путей формирования отечественного образования, которое отвечало бы на социальные и моральные вызовы:

- противоречивое влияние средств массовой информации (телевидение, интернет);

- расслоение детей и подростков по степени образованности и материального благополучия;

- ориентация подростков на удовольствия и потребление;

- различного рода межгрупповое напряжение;

- негативные тенденции в развитии гражданственности.

В гражданской позиции можно выделить два основных плана:

- внутренняя позиция (ценностно-смысловая сфера личности), которая проявляется в ее мотивах и направленности, сформированном гражданском самосознании и развитых гражданских чувствах;

- внешняя позиция (совокупность стратегий гражданского поведения).

Осужденные несовершеннолетние очень остро переживают утрату свободы как

ценности. Поэтому особую значимость в характеристике осужденного подростка имеет изучение системы его отношений к основным социальным ценностям. Можно выявить определенную зависимость: чем выше образовательный уровень осужденных, тем тяжелее переживается ими утрата свободы. Значимым этот фактор является и для лиц, впервые судимых. Для рецидивистов, в значительной степени адаптированных к условиям жизни в местах лишения свободы, факт ее утраты перестает быть столь значимым.

Несовершеннолетние осужденные весьма чувствительны к категории справедливости как ценности. Подавляющее число воспитанников считает, что примененное к ним наказание не всегда адекватно преступлению. К тому же само отношение воспитателей и персонала учреждения к воспитанникам еще более актуализируют эту ценность в их сознании.

Своеобразным можно считать их отношение к своему собственному «Я» как ценности. «Ярлык» преступника вызывает у них защитную реакцию в виде самооправдания прежнего образа жизни, преступного поведения и завышенной самооценки.

Процесс формирования гражданской позиции осужденных несовершеннолетних обеспечивает решение многочисленных комплексных задач, а также является особо актуальным направлением работы пенитенциарных учреждений.

В современных педагогических исследованиях формирование гражданской позиции подростка рассматривается с двух позиций:

1) в аспекте гражданско-правового обучения;

2) в аспекте организационно-общественной деятельности, при этом акцент делается на обучении гражданско-правовым знаниям.

Существенным признаком общностей осужденных является наличие в ней неофициальной стратификации и специфической субкультуры.

Гуманизация процесса исполнения наказания и перевоспитания осужденных в современных условиях отразилась в первую очередь в деятельности воспитательных учреждений для несовершеннолетних. Это появляется в применении позитивных воспитательных мер воздействия и значительно снижает объем карательных элементов.

Основными показателями и критериями гражданской позиции, представляющими собой проявление познавательной, социальной и социально-педагогической активности, являются:

- осознание нравственного идеала личности гражданина, который любит и уважает свою Родину;

- понимание сущности гражданской позиции;

- умение выполнять основные гражданские обязанности, главной из которых является служение своему Отечеству;

- осознание необходимости непрерывного образования для будущей профессиональной деятельности;

- умение соблюдать нравственные нормы поведения, связанные с культурой отношений;

- положительное отношение к своим гражданским правам и обязанностям, к социуму и себе;

- умение самообразовываться;

- ценностное отношение к гуманизму как основополагающему жизненному принципу;

- потребность в знаниях как жизненной ценности.

Если пенитенциарное заведение предоставляет подростку средства на реализацию общественной активности и социальной деятельности, то формирование гражданской позиции происходит на основе позитивной гражданской идентичности и гражданской ответственности.

Осужденные несовершеннолетние в процессе перевоспитания должны быть включены в основные виды жизнедеятельности, способствующие позитивному формированию личности.

Позитивному, перспективному развитию воспитанников способствует организация содержательного, имеющего духовно-нравственную направленность свободного времени в форме различной кружковой работы по интересам (музыкальные кружки, ансамбли, художественное творчество, народные промыслы и т.д.), занятия в спортивных секциях. Именно на основе данной деятельности и происходит процесс формирования гражданской позиции.

Законодательством расширено участие общественных объединений в воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными. Практически при каждой колонии создаются попечительские советы из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и отдельных граждан, а при каждом отряде - родительские комитеты из числа родителей, лиц, их

замещающих, и других близких родственников, что также способствует формированию гражданской позиции.

Закрытая среда пенитенциарного учреждения может не создавать никаких условий для активной внутренней и внешней коммуникации и в то же время может порождать поведенческие стратегии «на себя» (отсутствие участия в общественной жизни, работа над собой, безразличие к судьбе Отечества, пассивность, которая порождает представление о том, что от одного человека ничего не зависит).

Однако в рамках воспитательной деятельности пенитенциарных учреждений можно говорить о создании в них условий для реализации сформированных внутренних гражданских установок в реальную поведенческую стратегию (полная отдача в работе, приложение максимума усилий, активное участие в общественной и социальной жизни).

В пенитенциарных учреждениях должны создаваться условия для получения полноценного образования, обучения навыкам профессий, нормального быта, нравственно заполненного досуга, организации труда, самоуправления осужденных, внедрения принципов педагогики сотрудничества. Только при этих условиях возможно полноценно решить задачу ресоциализации личности уже в период отбывания наказания и тем самым проблемы рецидива. Освободившегося от наказания человека, имеющего позитивную жизненную установку, определившего свои социальные позиции, имеющего образование и специальность, восстановившего утраченные позитивные социальные связи с родными и близкими, можно рассматривать как социализированную личность, вероятность возвращения которой к прежнему, преступному образу жизни, несомненно, меньше, чем у человека озлобившегося, униженного морально и физически.

Исправление воспитанников во многом зависит от изменения их отношения к своему прошлому, критическому его переосмыслению. Но прошлый опыт не исчезает сам собой, даже при хорошо организованной воспитательной работе, если специальными воздействиями не разрушать созданный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и поведения. Этому во многом способствует участие в воспитании подростков представителей различных общественных организаций, религиозных конфессий, творческих коллективов, учебных заведений и т. п.

Становление и развитие гражданской позиции происходит на основе сформированных личностных качества гражданина: гражданского мужества, активности, достоинства, гражданской ответственности, патриотизма, независимых убеждений, интернационализма. Данные качества, на наш взгляд, обеспечивают возможность реализации гражданской позиции.

Таким образом, нами были определены основные условия успешного формирования гражданской позиции подростков в пенитенциарных учреждениях.

1. Образовательно-воспитательное пространство пенитенциарного учреждения должно выступать как целостная система, которая должна определять образовательную и воспитательную деятельность и которая должна быть направлена на формирование гражданской позиции несовершеннолетних.

2. Наполнение содержания образовательного стандарта пенитенциарных учреждений материалами гражданской направленности.

3. Включение осужденных в общественную и творческую деятельность посредством сотрудничества с различными организациями.

4. В пенитенциарных учреждениях должен осуществляться мониторинг и своевременная коррекция процесса формирования гражданской позиции подростков.

Библиографический список

Аманбаева Л.И. Теоретические основы гражданского воспитания молодежи в новых социальных условиях. М.: Academia, 2001. 165 с.

Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен: курс лекций. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 587с.

Митькина А.В. Формирование нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных. М.: РАО МПСИ, 2004. 175 с.

Образовательная деятельность и историко-культурное наследие Отчего края / под ред. Е.П. Белозерцева. Воронеж: АИРО-XXI, 2017. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.