Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность педагога как условие формирования гражданственности школьников'

Профессиональная компетентность педагога как условие формирования гражданственности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская позиция / гражданственность / формирование гражданственности / профессиональная компетентность педагога / профессионализм педагога

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балобанова Т. Н.

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования гражданской позиции школьников в образовательных учреждениях. Важным фактором эффективности данного процесса, по мнению автора, является профессионализм педагогов и развитая социокультурная среда, способствующая воспитанию гражданственности молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балобанова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of forming students as active citizens. According to the author"s opinion, one of the main effective factors which influences this process is teachers professionalism and essential sociocultural environment, that contributes the process.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность педагога как условие формирования гражданственности школьников»

Т. Н. Балобанова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Работа представлена факультетом развития профессионального образования Ленинградского областного института развития образования.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. П. Топоровский

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования гражданской позиции школьников в образовательных учреждениях. Важным фактором эффективности данного процесса, по

6 5

мнению автора, является профессионализм педагогов и развитая социокультурная среда, способствующая воспитанию гражданственности молодого поколения.

The article deals with the problems of forming students as active citizens. According to the author’s opinion, one of the main effective factors which influences this process is teachers professionalism and essential sociocultural environment, that contributes the process.

Ориентация российской системы образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте современного Закона Российской Федерации «Об образовании», в Концепции модернизации образования, в Национальном проекте «Образование», где отмечается, что «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и на целенаправленное совершенствование этого общества»1. Именно вместе с формированием общекультурных ценностей одним из важнейших направлений образования является воспитание гражданственности молодого поколения. Это связано со сложным процессом становления и развития гражданского общества в России, предполагающим воспитание молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений, социализации молодого поколения.

Социологические исследования последних лет показывают, что все более заметным становится отчуждение молодежи, учащихся от проблем государства (низкий уровень гражданского самосознания, утрата патриотических чувств, агрессивность и экстремистские тенденции), образовательного учреждения (потеря интереса к образованию), от коллектива (ослабление гражданской активности молодежи и подростков), от семьи (сложные взаимоотношения с родителями) и даже от себя самого (деформация гражданского сознания).

Содержательный анализ этих проблем позволяет выделить следующие направления исследований: в историко-педагогических вопросах гражданского воспитания (С. И. Беленцев, И. В. Сукуленов и др.);

аспектах, связанных с различными видами деятельности, способствующими формированию гражданских качеств у молодежи (Л. И. Аманбаева, С. В. Анохин, А. С. Гая-зов и др.); проблемах формирования гражданственности в образовательных учреждениях и детских общественных объеди-нениях (3. И. Васильева, Е. В. Известнова, Т. П. Скребцова, Н. И. Элиасберг и др.).

В то же время в исследованиях крайне редко рассматриваются вопросы совершенствования механизмов управления процессами гражданского воспитания; обоснования теоретико-методологических подходов формирования гражданственности в новых социальных условиях; технологии использования отечественного и зарубежного опыта; профессиональной компетентности учителей как важнейшего условия формирования гражданских качеств личности.

Для характеристики уровня профессионализма, наряду с другими критериями, широко используются термины «компетентность» и «компетенция». В Большой российской энциклопедии компетенция определена как общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению2.

Термин «компет» восходит к латинскому слову compete - добиваюсь, советую, подхожу. Современный словарь иностранных слов дает определение компетентности как круга вопросов, о которых кто-либо хорошо осведомлен, как уровень обладания компетенцией3.

В свете положений Болонской декларации, предполагающей создание единого европейского пространства высшего образования, компетенциям (или квалификациям) уделяется большое внимание. Разработка

европейской структуры квалификаций тесно соприкасается с инициативами, осуществляемыми в рамках Копенгагенского процесса, направленного на усиление взаимодействия, кооперации и мобильности в свете профессионального образования и подготовки, а также с деятельностью Европейского союза и Совета Европы, направленной на реализацию концепции обучения в течение всей жизни4.

Мы же остановимся на компетентности, которую понимаем как интегративную характеристику, включающую в себя не только научно-теоретическую, методическую и психолого-педагогическую подготовку, профессиональные умения, но и умения творческой и исследовательской деятельности.

Как показывает анализ, психолого-пе-дагогическая и организационно-технологическая готовность учителей к осуществлению гражданского воспитания представляет собой также интегративное качество личности, включающее в себя социальные, нравственные, профессиональные составляющие, волевые и интеллектуальные свой -ства, опыт педагогической деятельности, гражданские компетенции, необходимые для достижения социально значимых целей и позитивных результатов.

В практической деятельности выделяют следующие уровни профессиональной компетентности учителя: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный, творческий. Критериями, характеризующими готовность и компетентность учителя осуществлять воспитание гражданственности личности, являются: знания (теорий, опыта, целей, технологий, закономерностей, принципов, критериев, уровней и этапов гражданского воспитания как фактора социализации школьников); умения (мастерство учителя анализировать сущность подходов к формированию гражданской позиции; моделировать образовательные процессы в ученическом коллективе, образовательном учреждении; осуществлять мониторинг гражданской воспитанности школьников, а также проверку и оценку ре-

зультатов педагогического процесса); качества личности, характеризующие гражданскую позицию и мастерство учителя (ответственность, демократизм, толерантность, избирательность, гибкость, мобильность, гуманизм, рефлексивность, независимость суждений, критичность)5.

Существенным воспитательным фактором обладают личностные качества педагога - его отношение к жизни, детям, своей работе, педагогическое мастерство, общая культура, нравственные ценности. Учитель является носителем ценностного отношения к миру, непосредственным участником и организатором взаимодействия «учитель-ученик» в образовательном процессе.

Нами в ходе исследования был проведен опрос среди старшеклассников на тему «Какие качества учителя ты особенно ценишь?». После обработки ответов выяснилось, что ребята ценят в педагоге ум, квалификацию, терпение, настойчивость, справедливость, чувство юмора, понимание учащихся, готовность помочь.

Рассматривая сущность педагога как субъекта воспитания, необходимо выделить следующие слагаемые профессионализма: предметные и надпредметные знания, умения и навыки, а также личностные качества, характеризующие стремление к постоянному самосовершенствованию6.

Отличие педагога-профессионала от человека, оказывающего воспитательное влияние в силу богатого личностного потенциала, любви к ребенку, в первую очередь связано с предвидением результатов, сопряжено с теоретико-методологической и технологической подготовкой, с постоянным самосовершенствованием.

Как показало исследование, каждый учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть компетентным в области воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности, что характеризуется наличием следующих качеств:

• теоретических представлений об организации воспитания на современном уровне, субъектно-объектных отношений;

• умений системно анализировать сложные проблемы современной жизни общества и окружающей среды;

• знаний способов воздействия на объект воспитания, т. е. организации системного взаимодействия для формирования социально-нравственных качеств личности и способов диагностирования результативности.

Деятельность компетентного педагога содержит следующие основные структур -ные компоненты: теоретическую и практическую части. Теоретическая предполагает овладение учителем основами воспитания гражданственности в практике школьного обучения, а также знание целей и функций воспитания гражданской позиции у учащихся; учебной программы и программы воспитания, принятой в данном учреждении; содержания и объема научных понятий; особенностей методики организации воспитания гражданской позиции в процессе обучения предметам; методики определения уровней сформированное™ гражданской позиции.

Практическая часть воспитания гражданской позиции школьников предполагает наличие следующих умений: анализиро-

вать учебный материал, способствующий формированию у школьников гражданственности; определять уровень сформированное™ гражданственности у каждого учащегося; конструировать учебные занятия, способствующие формированию патриотических чувств и нравственности; создавать воспитывающие ситуации на уроках и внеурочных занятиях; использовать социологические и диагностические методы отслеживания результативности воспитательной работы7.

Таким образом, воспитание гражданской позиции школьников является объективной необходимостью современной действительности и важнейшей составной частью целостного учебно-воспитательного процесса, призванного готовить подрастающее поколение к самостоятельной дея-тельности.

Итак, рассмотрев слагаемые профессионализма педагога, мы полагаем, что профессиональная компетентность является системообразующим компонентом, влияющим на результаты формирования гражданственности школьников в социокультурной среде образовательного учреждения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Законодательство Российской Федерации об образовании. М.: ИФ «Образование в документах», 2005. С. 16; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М.: АП-КиПРО, 2002; Национальный проект «Образование»: проблемы начального этапа // Директор школы. 2005. № 3. С. 9-13.

2 Большой российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. С. 718.

3 Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. С. 295.

4 Прянишникова О. Д. Европейская структура квалификаций: деятельность за рамками - Болонского процесса / Профессиональное образование. 2006. № 2. С. 34-35.

5 Аманбаева Л. И. Теоретические основы гражданского воспитания молодежи в новых социальных условиях. М.: Academia, 2001.

6 Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина: Сб. ст. М.: Веди-Принт, 2001.

7 Сукуленов И. В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях в России (историко-педагогические аспекты). М.: МПУ, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.