АКТУАЛЬНЫ Е ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ]
Основные направления формирования гражданского самосознания личности в условиях современного вуза
И.В. ФОКИНА - доцент кафедры общей и педагогической психологии Вологодского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук
В статье рассматривается проблема формирования гражданского самосознания личности студентов в условиях вузовского обучения. Автором выделяется несколько направлений формирования гражданского самосознания: организация учебной деятельности студентов; повышение социальной активности студентов; организация психологического сопровождения воспитательного процесса в вузе, психологического сопровождения студентов и педагогического коллектива.
Ключевые слова: гражданское самосознание; гражданственность; гражданское образование; воспитание гражданского самосознания.
The Main Trends of Forming Personality Civil Self-Consciousness at Modern Higher School
I.V. FOKINA - reader ob the chair of general and pedagogical psychology Vologda State Pedagogical University, candidate of psychological science
The article deals with the problem of forming civil self-consciousness of students personality under the conditions of higher school education. The author distinguishes several trends of forming civil self-consciousness: the organization of students educational work, the raising of students social activity, the organization of psychological accompaniment of educative process at higher school, psychological accompaniment of the students and the pedagogical collective body.
Key words: civil self-consciousness; civility; civil education; upbringing of civil self-consciousness.
Рост числа проявлений противоправного поведения со стороны учащейся молодежи является одной из заметных тенденций в условиях современного российского общества, характеризующегося социальным расслоением,обострением межнациональных конфликтов, высоким уровнем преступности, внедрением в массовое сознание идеологии культа силы и насилия.
Как известно, система государственного противодействия преступности включает в себя два основных аспекта: установление уголовно-правового запрета и предупреждение противоправного поведения. Предупреждение противоправного поведения учащейся
молодежи является комплексной социальной проблемой, успешное решение которой зависит от совместных действий всех заинтересованных государственных и общественных организаций. На наш взгляд, ведущая роль в предупреждении противоправного поведения студентов принадлежит современному вузу, призванному действовать в данном направлении посредством формирования гражданского самосознания личности. Человек с высоким гражданским самосознанием отличается гармоничным сочетанием патриотических, национальных и интернациональных чувств; уважением и доверием к другим гражданам, государственной власти, обще-
ственным нормам; чувством любви к родине; потребностью в труде на благо общества, дисциплинированностью, а следовательно, не склонен к правонарушениям.
Личность обретает гражданский облик с раннего возраста на основе опыта, полученного в семье, школе, социальной среде, но особенно серьезные изменения гражданского самосознания происходят в студенческие годы, поскольку именно в этот период осуществляется мощная социализация, определяются идеалы и ценности, формируются планы на будущее, идет осознанное становление личности.
В условиях демократизации общественной жизни разработка концепции гражданского образования молодежи стала как никогда необходимой. Однако формированию гражданского самосознания студентов в теории и практике педагогической деятельности уделяется сегодня недостаточно внимания (например, в трудах В.П. Борисенкова, Е.В. Бережновой, В.В. Краевско-го, З.Я. Капустиной, Т.А. Мирошиной и др.). Среди основных причин, актуализирующих проблему становления гражданского самосознания молодежи в современном российском обществе, назовем следующие:
1) разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;
2) возникновение феномена бездуховности, проявляющегося, в частности, в агрессивном невежестве;
3) возникновение в соответствии с новыми социальными реалиями новой системы требований общества к личности;
4) переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений россиян и др.1
Вступая во взаимодействие с окружающим миром, человек строит в себе гражданина - так формируется его гражданское самосознание.
В отечественной психологии гражданское самосознание не было предметом самостоятельного психологического анализа. Лишь в некоторых работах, посвященных проблемам гражданской активности, гражданственности, формирования и развития гражданской позиции, понятие гражданского самосознания рассматривается как неотъемлемая составляющая личности (Л.И. Аманбаева, А.В. Беляев, В.Г Бочарова,
В.В. Гаврилюк, Б.С. Гершунский, Т.А. Гришина, И.М. Дуранов, Л.М. Семенюк, В.А. Сухо-млинский, ГН. Филонов, Е.А. Ямбург и др.). Так, В.А. Сухомлинский выделяет следующие характеристики гражданственности:
1) осознание человеком своей принадлежности к обществу и потребность действовать в соответствии с нравственными требованиями и нормами коллективной жизнедеятельности;
2) осознание социальных последствий своего поведения и деятельности;
3) стремление к самовыражению и потребность везде быть человеком-гражданином;
4) общественно значимая, нравственно ответственная деятельность и чувство принадлежности к коллективу и обществу2.
Традиционное понимание термина «гражданское самосознание» подразумевает наличие у личности таких характеристик, проявление которых очевидно в героических поступках, общественно значимой деятельности, направленности действий на благо страны, в которой проживает гражданин. Даже такое общее определение интересующего нас феномена позволяет сделать вывод о необходимости рассмотрения гражданского самосознания в следующих аспектах:
- во-первых, как процесса развития самосознания личности, который зависит от характеристик активности человека;
- во-вторых, как усвоение индивидом социальных норм, преобразование социального опыта в собственные социально ориентированные установки, ценности, принятие общественной задачи;
- в-третьих, как самореализацию субъекта в роли гражданина, которая обусловливается процессами саморегуляции, самоконтроля, а также влиянием стиля жизни, жизненного опыта;
- в-четвертых, как явления, процесс формирования которого характеризует и отражает форму гражданской активности, рассматривающуюся в соответствии с деятельностью, и выступает в качестве условия становления личности и ее собственного движения (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г Ананьев и др.).
Гражданское самосознание можно считать условием существования личности как автономного субъекта, способного к самостоятельной постановке социально одобряемых целей. Гражданское самосознание можно представить в качестве динамической системы представлений человека о себе как гражданине, осознания ответственности за свои действия перед обществом, оценки личностью своих качеств в контексте социально значимой деятельности.
Следует выделить несколько направлений формирования гражданского самосознания студентов в процессе профессионального обучения в вузе:
- организация учебной деятельности студентов;
- повышение их социальной активности;
- организация психологического сопровождения воспитательного процесса в вузе.
Первое направление связано с формированием гражданского самосознания через организацию учебной деятельности. В условиях вуза учебная деятельность является основным видом деятельности студентов, предполагающим серьезную умственную и физическую активность. От того, как студент войдет в формирующийся коллектив учебной группы, как будет налажен его быт и отдых, как он овладеет навыками учебной работы и самообразования, зависит его успеваемость и, в конечном счете, гражданская позиция. Ответственное отношение студентов к своим обязанностям, высокие результаты учебной деятельности, сформированность профессиональных качеств, готовность к выполнению своих профессиональных обязанностей - все это и есть вклад, вносимый каждым студентом в повышение благосостояния нашей страны.
Мы убеждены, что формирование гражданского самосознания студентов достижимо через гражданское образование. Последнее невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Оно должно представлять собой целостную систему3. Для решения задач гражданского образования молодежи необходимо:
- проектировать образовательную среду как пространство накопления, обогащения опыта гражданского самоопределения и становления гражданского самосознания;
- разрабатывать и обосновывать модели гражданского образования (ценности, цели, технологии, условия) при непременном учете региональной специфики;
- разрабатывать и внедрять в учебный процесс курсы и модули, связанные с подготовкой студентов как активных участников процесса демократизации общества, осуществлять при этом тесное сотрудничество с другими вузами;
- обогащать граждановедческой проблематикой общегуманитарные и специальные учебные дисциплины;
- создавать информационное обеспечение гражданского образования: интегративные курсы, учебные модули, различные программы, банки данных, ориентированные на становление гражданского самосознания;
- определять оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий, направленных на создание условий для становления нравственных ценностей и гражданских компетентностей;
- определять критерии и показатели эффективности гражданского образования;
- разрабатывать диагностический инструментарий для отслеживания уровней, динамики развития гражданского самосознания студентов.
Второе направление формирования гражданского самосознания студентов в процессе профессионального обучения связано с повышением их социальной активности. Мы придерживаемся методологической позиции, согласно которой значимые качества личности приобретаются в процессе ее активного и сознательного участия в учебной, развивающей, спортивной, творческой и прочей деятельности. А становление таких качеств, как гражданственность, патриотизм, активная гражданская позиция и собственно гражданское самосознание, происходит только в условиях социальной активности. Социальная активность студентов проявляется через участие в общественной деятельности, работе молодежных общественных объединений.
В ходе опроса студентов Вологодского государственного педагогического университета мы интересовались тем, каковы масштабы участия респондентов в общественных делах. Выяснилось, что можно выделить три практически равные группы: желающие заниматься общественной работой (35,4%), не стремящиеся к такой деятельности (34,2%); те, кто по разным причинам не определился в этом вопросе (30,4%). Таким образом, о своей активной жизненной позиции заявили чуть более трети опрошенных студентов. В два раза больший массив нуждается в выработке такой позиции, повышении уровня гражданской сознательности.
Можно выделить следующие векторы решения существующей проблемы:
- ориентация образовательного процесса на формирование ценности общественной деятельности в представлении студента. Участие в общественной деятельности способствует усвоению норм и ценностей гражданского общества, содействует появлению активной жизненной позиции. Совместная общественная деятельность служит укреплению социальных связей, которые выступают важнейшим ресурсом для успешного решения проблем локального сообщества, позволяет достигать значимых для всех и каждого целей. Важность социального компонента жизни очевидна и в профессионально-личностном становлении специалистов;
- раскрытие социальных возможностей для саморазвития в общественной рабо-
те. Участие в общественной деятельности формирует у студентов навыки самоорганизации, сотрудничества; происходит накопление опыта личности в самостоятельном принятии решений, осуществлении нравственно значимого выбора, социально ответственном поведении;
- предоставление свободы в выборе общественной деятельности. Обеспечение свободы выбора области и конкретного вида работы способствует становлению субъект-ности студента, когда он не просто выполняет, а осуществляет деятельность, что в первую очередь означает определение им ее содержания (выбор собственных целей и способов их реализации). Избирая свои установки и ценности, вырабатывая свои позиции, студент сам внутренне действует, поэтому более инициативен. Реализация данного положения означает предоставление студентам свободы в выражении собственного мнения, обеспечение добровольности участия в работе, самостоятельности в выборе конкретного вида деятельности, степени своей активности;
- опора на индивидуальный интерес студента и формирование интереса. Интерес выступает как активная сила, побуждающая личность к сознательной деятельности по преобразованию действительности. Через интерес характеризуется отношение человека к окружающему его миру, таким вещам и явлениям, которые имеют для него определенное значение и наполняют смыслом его существование. Именно в силу этого интерес выступает мотивом деятельности студента в общественной сфере;
- психолого-педагогическая поддержка студента в ходе его самоопределения в сфере общественной деятельности. Это положение предполагает демократический стиль работы преподавательского состава вуза, поощрение проявлений студентами активности, инициативы, отстаивания собственных интересов, выражения собственной гражданской позиции.
В последние годы в Вологодском государственном педагогическом университете общественная деятельность студентов заметно активизировалась. Возросло число студенческих мероприятий, стали более разнообразными их формы. Возродился институт кураторства студенческих групп. Важным шагом стало создание студенческого волонтерского отряда «Компас», в который входят студенты разных факультетов. Существуют различные студенческие общества, например студенческое педагогическое общество «Успех», одним из основных
направлений деятельности которого является подготовка студентов к организации воспитательной работы.
Воспитание гражданского самосознания студентов в Вологодском государственном педагогическом университете реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование уважительного и бережного отношения к государственной символике России и традициям вуза. Целый ряд мероприятий (День знаний, День открытых дверей, празднование дня рождения университета и т.д.) сопровождается выносом флагов России, университета, факультетов и исполнением гимнов России и университета. Студентами разработаны собственные символы (футболки с эмблемами факультетов, флаги, значки, гимн университета). Все это создает благоприятные условия для организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся и формирования их гражданского самосознания.
2. Организация бесед, лекций, экскурсий, посвященных дням воинской славы России, Дню защитника Отечества, Дню независимости и т.д. Преподаватели, представляющие старшее поколение, ветераны войны и труда привлекаются для проведения бесед со студентами младших курсов. Студентами реализован совместный с ВГРТК проект по подготовке цикла радиопередач «Письма с фронта».
3. Проведение встреч с ветеранами войн, организация акций заботы и поддержки ветеранов. Так, например, особый интерес вызвал проект студентки юридического факультета Л. Коротиной по созданию из числа студентов разных факультетов отряда «Вестники Победы» для оказания помощи ветеранам университета. Проект получил поддержку комитета по делам молодежи области.
4. Организация участия студентов в творческих конкурсах (фотографий, стенной печати, стихов, песен), посвященных дням воинской славы России, Дню защитника Отечества и т.д. Студенты вуза проявляют себя как инициативные и обладающие огромным творческим потенциалом личности. Практически ежемесячно они участвуют в творческих состязаниях на разных уровнях: городском, областном, всероссийском.
5. Выступление студентов на семинарах и конференциях по вопросам гражданско-патриотического воспитания. Например, участие в работе региональной научнопрактической конференции «Вологодская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (по документам вологод-
ских архивов)», III Международного форума «Неделя дружбы студенческой молодежи» в Дагестане и др.
6. Шефство над мемориалом воинов-интернационалистов и уход за могилами фронтовиков-ветеранов университета.
7. Организация праздничных концертов, творческих вечеров, объединенных военно-патриотической и гражданской тематикой. Так, например, в университете имеется студенческий театр, который регулярно осуществляет постановки, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием студентов. Один из последних спектаклей
- «Северо-западнее Берлина» - имел большой успех.
8. Участие в торжественно-траурных церемониях, посвященных памяти павших воинов. Ежегодно начиная с 2008 г. коллектив университета в рамках мероприятия «Подвигу старших верны» осуществляет возложение венков к Вечному огню на площади Революции.
9. Участие в городских праздничных мероприятиях, концертах, субботниках. Стали традиционными регулярные выезды студенческого актива на агробиостанцию с целью обновления Аллеи поколений; концерты, посвященные Дню пожилого человека. Особый отклик у жителей города вызвал благотворительный концерт музыкальнопедагогического факультета для людей с ограниченными возможностями.
10. Организация экскурсий в воинские части Вологодского и Федотовского гарнизонов. Ежегодно студенты посещают музей дальней авиации п. Федотово и выступают в воинских частях Вологодского гарнизона с концертами, посвященными дням воинской славы. При активном участии молодежного совета, студентов факультета физической культуры проводится городское мероприятие «Честь и доблесть».
11. Студенты принимают участие в экспедициях Вологодского поискового отряда, которые проходят в местах боевых действий на территории Ленинградской области.
Таким образом, каждый студент имеет возможность свободного выбора вида общественной деятельности, а гражданское самосознание является тем особым качеством личности, которое позволяет студенту чувствовать себя способным к участию в общественном процессе, самостоятельно находить меру своей гражданской самореализации.
Третьим направлением формирования гражданского самосознания студентов является организация психологического сопро-
вождения воспитательного процесса в вузе, студентов и педагогического коллектива.
В современной науке не существует единой трактовки понятия «воспитание». Этот термин употребляется в широком (как общественное явление, воздействие общества на личность, то есть воспитание практически отождествляется с социализацией), и узком (как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса) смысле.
По мнению П.И. Пидкасистого, воспитание - это «целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека»4.
В психологии воспитание понимается как процесс интериоризации, то есть перевода внешних по отношению к личности опыта, знаний, ценностей во внутренний, психический план личности: в ее убеждения, установки, поведение.
С.В. Сарычев и И.Н. Логвинов отмечают, что воспитание как психологическое явление представляет собой планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных мотивов, интересов, идеалов, мировоззрения и установок5.
Анализ существующих концептуальных подходов и теорий воспитания свидетельствует, что большинство психологов в качестве основных выдвигают задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования гражданственности. Сущность воспитательного процесса, по мнению ученых, состоит в формировании у представителей подрастающего поколения умения реализовать себя в трех главных ролях в жизни: гражданина, работника, семьянина.
Далее заметим, что в последнее время все более осознается потребность в целенаправленной государственной политике в области гражданского воспитания, возрождения воспитательной функции образования6.
Сегодня в образовательных учреждениях воспитание не является комплексной деятельностью. Существующая практика внеучебной работы в учреждениях профессионального образования не позволяет говорить о системном характере воспита-
тельного процесса, скорее, это сеть разрозненных мероприятий, в основном связанных с будущей профессиональной деятельностью, отчасти художественно-эстетической, еще меньше гражданской направленности.
Справедливости ради необходимо отметить, что отсутствие воспитания замечено не сегодня. В профессиональной среде вопрос о возрождении воспитания на новых некоммунистических основаниях ставиться с 1992 г. Именно к этому времени относятся попытки разработать новые концепции воспитания молодежи России. В подготовленных проектах приоритет отдается способности к самоопределению в меняющихся социальных условиях, формированию физически и нравственно здорового человека, обладающего высоким уровнем информационной культуры, целостным научным мировоззрением. Однако краткосрочный характер программ демонстрирует недостаточную разработанность концептуальных оснований по осуществлению воспитания. Тем не менее некоторые подходы уже обозначены. Причем позитивная тенденция возрождения роли воспитания подрастающего поколения получила хороший импульс с принятием Концепции модернизации российского образования, в которой были определены ведущие цели, в том числе усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация в практике воспитательной работы комплексного подхода. Сегодня для тех, кто работает в сфере образования, имеется четкий ориентир: воспитание - приоритетное направление модернизации образовательного процесса в современной России.
Представляется возможным выделить доминирующие принципы подхода к воспитательной работе:
- принцип гуманизации и гуманитаризации;
- создание условий для раскрытия творческих способностей студентов;
- социализация личности студента как гражданина России;
- формирование социальной активности студентов;
- развитие у студентов потребности в самовоспитании и соответствующего опыта;
- возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала;
- воспитание толерантности и уважения к другим людям, народам, странам7.
Комплексный подход реализуется через следующие идеи современного воспитания:
- идея индивидуальности - направленность на развитие личности каждого воспи-
танника, опора на его индивидуальные особенности, а не на заданный образец;
- идея диалога - ориентация на взаимодействие с личностью воспитанника, а не на прямое воздействие на него;
- идея субъектности - активизация внутренних ресурсов самого воспитанника;
- идея научно обоснованного психологического обеспечения педагогической деятельности8.
При отсутствии общественного воспитания студенческой молодежи возникает почва для развития культуры нарциссизма, которая характеризуется равнодушием к социальным проблемам, политическим процессам, творческой профессиональной деятельности и состоянию нравов, переключением интересов на сферу досуга, иждивенчество, антисоциальное поведение.
С психологической точки зрения воспитание гражданского самосознания основывается на формировании у студентов ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Формирование гражданского самосознания напрямую способствует воспитанию патриотизма и направлено на развитие гражданственности как интегративного качества личности.
Нельзя не согласиться с Л.А. Регуш и А.В. Орловой в том, что, воспитывая гражданское самосознание студентов, мы стараемся развить следующие их качества:
- осознание как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;
- сохранение национальной самобытности, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;
- знание и широкое использование своих гражданских прав и добросовестное выполнение гражданских обязанностей;
- ответственность за сохранение духовного, промышленного, научного и культурного потенциала России;
- осознанное отношение к политике государства;
- ориентация в экономической структуре и политике государства9.
Дискуссии на моральные темы (отличие добра от зла, понятия справедливости, свободы, истины, достоинства и пр.), деловые игры, обращение к реальным явлениям и фактам жизни общества, организация определенной общественно полезной и лич-ностно значимой деятельности, в которой молодой человек может себя проявить, чувственно-эмоционально и рационально пережить свои трудности и успехи, различ-
ные формы студенческого самоуправления, реализация педагогики сотрудничества и уважительное отношение к личности студента как полноценного и равноправного партнера в любой совместной деятельности
- все это необходимые компоненты вузовского воспитательного процесса.
Задача психологического сопровождения студентов состоит в том, чтобы помочь им сформировать ориентационное поле развития, ответственность за свое профессиональное и личностное продвижение, научить адекватно оценивать и контролировать становление самосознания в процессе обучения в вузе. Преподавателям психологических дисциплин важно показать обучаемым возможные пути проявления сильных сторон личности, побудить к самоанализу, конструктивному развитию. Одна из сфер работы психологов - это организация тренингов личностного и профессионального роста, развития коммуникативных способностей. Содержание упражнений и моделирующих ситуаций должно побуждать студентов осуществлять рефлексию по отношению к собственным возможностям и действиям в обществе.
Психологическое сопровождение педагогического коллектива - еще одно направление работы по формированию гражданского самосознания студентов, поскольку степень влияния системы образования на формирование гражданственности студентов во многом зависит от профессиональной культуры и гражданского самосознания педагога и тех отношений, которые складываются между современными преподавате-
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Роль образования в формировании гражданского общества: Круглый стол журналов «Вопросы философии» и «Педагогика» // Педагогика. 2007. № 3. С. 42-70.
2 См.: Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979.
3 См.: Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодежи // Вышее образование в России. 2006. № 12. С. 71-74.
4 См.: Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2005.
5 См.: Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. СПб., 2006.
6 См.: Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодежи; Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. № 9. С. 45-49; Мирошина ТА. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема // Высшее образование сегодня. 2008. № 3. С. 67-71.
7 См.: Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социс. 2007. № 4. С. 44-50.
8 См.: Педагогическая психология: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб., 2010. С. 316.
9 См.: Там же. С. 317.
лями и студентами. Серьезность проблемы заключается в том, что роль преподавателя определяется его миссией транслятора культуры как системы ценностей и норм, правил и образцов, касающихся жизненных смыслов, профессиональной деятельности, повседневности. Преподаватель неизбежно соотносится студентами с их будущей профессией, определенной моделью поведения. Соответственно, от преподавателя и того образа, который он формирует о себе и своей специальности, во многом зависит, разочаруется ли студент в своем профессиональном выборе или укрепится в нем, обретет образец гражданской позиции или нет. Преподавателю высшей школы необходимо всю систему вузовского образования сориентировать на студента как личность, полноправного гражданина своей страны. Очевидна необходимость разработкит программы по повышению гражданского самосознания педагогов.
Говоря об особенностях гражданского самосознания личности, следует помнить, что в сознании находит свое отражение абсолютно вся общественная жизнь, поэтому система самосознания будет заполнена теми категориальными структурами, которые сформировались под влиянием общества, его социальных институтов, в том числе образовательной среды современного вуза. Таким образом, не вызывает сомнений возможность создания комплексной программы формирования гражданского самосознания, включающей все аспекты деятельности студента в вузе.
1 Sm.: Rol’ obrazovanija v formirovanii grazhdanskogo obwestva: Kruglyj stol zhurnalov «Voprosy filosofii» i «Pedagogika» // Pedagogika. 2007. № 3. S. 42-70.
2 Sm.: Suhomlinskij V.A. Rozhdenie grazhdanina. M., 1979.
3 Sm.: Farafonova L. Nekotorye aspekty grazhdanskogo obrazovanija molodezhi // Vyshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 12. S. 71-74.
4 Sm.: Pedagogika: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / Pod red. P.I. Pidkasistogo. M., 2005.
5 Sm.: Sarychev S.V., Logvinov I.N. Pedagogicheskaja psihologija. SPb., 2006.
6 Sm.: Farafonova L. Nekotorye aspekty grazhdanskogo obrazovanija molodezhi; Kapustina Z.Ja. Vospitanie grazhdanstvennosti v uslovijah obnovljajuwejsja Rossii // Pedagogika. 2003. № 9. S. 45-49; Miroshina T.A. Formirovanie grazhdanstvennosti studentov vuza kak pedagogicheskaja problema // Vysshee obrazovanie segodnja. 2008. № 3. S. 67-71.
7 Sm.: Gavriljuk V.V., Malenkov V.V. Grazhdanstvennost’, patriotizm i vospitanie molodezhi // Socis. 2007. № 4. S. 44-50.
8 Sm.: Pedagogicheskaja psihologija: Ucheb. posobie / Pod red. L.A. Regush, A.V. Orlovoj. SPb., 2010. S. 316.
9 Sm.: Tam zhe. S. 317.