ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
DOI: 10.15293/1813-4718.1806.07 УДК 378+355/359
Александрова Екатерина Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected], ORCID 0000-0002-2101-7050, Саратов
Кузьминых Юрий Николаевич
Адъюнкт, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, [email protected], ORCID 0000-0002-4679-6345, Саратов
ВЫЯВЛЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Аннотация. Одним из приоритетных направлений отечественного образования является гражданское образование и воспитание. Возрастающие требования государства и общества к личности и профессионализму офицера; приоритетное значение гражданских качеств курсанта определяют необходимость и актуальность разработки программ и концепции воспитательной работы. Цель статьи - выявление и обоснование педагогических условий индивидуализации процесса формирования гражданского самосознания у курсантов войск национальной гвардии России. Достижение высокого уровня гражданского самосознания обеспечивается рядом условий, обеспечивающих активизацию формирования гражданского самосознания курсантов. Создание педагогических условий рассматривается как совокупность благоприятных факторов, создаваемых в образовательном процессе, которые способствуют повышению уровня сформированности гражданского самосознания. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выделить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих формирование гражданского самосознания курсантов: мотивация курсантов на формирование гражданского самосознания; организация сотрудничества в системе «преподаватель - курсант - командир»; формирование профессионального самосознания.
Ключевые слова: воспитание; гражданское самосознание; курсант военного вуза; индивидуализация, формирование гражданского самосознания.
Постановка задачи. Проблема формирования гражданского самосознания курсантов военных вузов обусловлена масштабностью и сложностью происходящих в мире изменений, усиливающейся глобализацией современного общества, интернационализацией отношений, а также недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе, применительно к новым историческим условиям с позиций индивиду-
ализации процесса формирования гражданского самосознания. Приоритетность гражданского воспитания определена в нормативно-правовых документах в области образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и др.). Законо-
дательство о военной службе и основные руководящие документы Министерства обороны РФ относят государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в разряд приоритетных направлений профессионального воспитания [9-11]. Гражданское самосознание способствует формированию у курсантов профессионального самосознания, позволяет активно включиться в сферу учебной, а затем и профессиональной деятельности. Возрастание роли гражданского самосознания личности как инструмента подготовки будущих офицеров определяет проблему его формирования актуальным направлением психолого-педагогических исследований.
В российской педагогике проблема гражданского воспитания и формирования гражданского самосознания ставилась А. С. Макаренко [3], В. А. Сухомлинским [13] и др. Различные вопросы гражданственности становились предметами современных психолого-педагогических исследований. Например, анализ феномена российской гражданской идентичности в среде студенческой молодежи проведен в работе А. Н. Махинина [8]. Гражданственность определяется Г. И. Филоновым как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций [16]. В работе М. В. Шакуровой рассматривается вопрос о формировании гражданской идентичности личности, конкретизируются проблемы, связанные с реализацией педагогом субъектной позиции в данном процессе [17]. Вопросы патриотического воспитания курсантов военного вуза, студентов вуза, школьников глубоко изучены в трудах С. Н. Филипченко. Так, автором разработана система формирования патриотической культуры студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин [15]. Различные аспекты граж-данско-патриотического воспитания студентов рассматривались и в иных работах
[1; 7]. Так, анализируя тенденции развития педагогической теории и практики, А. С. Га-язов выделяет перспективные направления в изучении вопроса формирования современного гражданина. В частности, актуальными исследованиями являются: поиск путей превращения гражданского сознания и поведения личности в элемент ее ментальной характеристики, разработка методик гражданского воспитания средствами учебной и внеучебной деятельности и др. [4].
Полагаем, что комплексность гражданского самосознания не позволяет формировать его в каком-либо направлении воспитания (патриотическом, нравственном, духовном и т. д.), в рамках одной дисциплины. Формирование гражданского самосознания неразрывно связано с процессом развития личности и личностного самосознания. Это вызывает противоречие между коллективным характером учебно-воспитательной деятельности и необходимостью учитывать индивидуальное усвоение знаний, выработку умений и навыков, зависящих от способностей, личностных качеств и опыта обучаемого. Поэтому актуальным становится вопрос об индивидуализации процесса обучения и воспитания. Цель статьи - выявление и обоснование педагогических условий индивидуализации процесса формирования гражданского самосознания у курсантов войск национальной гвардии России.
Исследовательская часть. Междисциплинарная сущность категории «гражданское самосознание» обусловила внимание исследователей целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики. Представители каждого научного подхода обращаются к определенному аспекту самосознания, изучают понятие с использованием «собственного инструментария». В педагогических исследованиях рассматриваются методы, формы, средства, условия формирования гражданского самосознания обучающегося в ходе учебно-воспитательного процесса.
На основе проведенного анализа работ, посвященных определению гражданского самосознания личности, выделяем следующие его компоненты:
- эмоциональный (чувства и переживания гражданства, ощущение себя гражданином, позитивное принятие страны);
- когнитивный (знание о гражданственности, гражданских, политических, социальных нормах, правилах);
- регулятивный (отношение к собственной деятельности (к себе как к военному профессионалу, призванному защищать свою страну, самообразование, самовоспитание), сформированность притязаний на признание своего «Я» как «Я»-гражданина, «Я»-профессионала, отношение к обществу (активная гражданская позиция, гражданская зрелость);
- поведенческий (поведение и деятельность, направленные на страну, других людей (в системе «Я - Другие») и на самого себя (в системе «Я - Я»)).
Выделенные компоненты гражданского самосознания выступают в глубоком внутреннем единстве. Таким образом, под гражданским самосознанием курсантов мы понимаем личностное образование, развивающееся под влиянием образовательной среды военного вуза, определяемое эмоционально-ценностным отношением к самому себе как гражданину, к своей стране; системой знаний о гражданских, политических, социальных нормах и правилах, которые выражаются в последовательном поведении по отношению к ней и к овладеваемой военно-профессиональной деятельности по её защите.
Формирование гражданского самосознания обучающегося происходит в контексте взаимодействия объективных и субъективных отношений. Объективные связи формирования гражданского самосознания устанавливаются положением государства, а также той социально-экономической, духовно-нравственной ситуацией, в которой совершается данный процесс.
Субъективные отношения формирования гражданского самосознания зависят от образа жизни, познавательных и побудительных аспектов социализации личности.
Итак, под процессом формирования гражданского самосознания курсантов военных вузов войск национальной гвардии будем понимать процесс, направленный на развитие и дальнейшее становление личности курсанта с устойчивыми воззрениями, знаниями, осознанием собственных гражданских качеств, проявляющихся через поступки и поведение. Формирование этого качества - это синтез всех общественных норм, выступающий внешним фактором, и собственный внутренний мир личности курсанта, его уже сформированные качества, с которыми он приходит в военный вуз.
Создание педагогических, внешних условий формирования гражданского самосознания курсантов является важной составляющей образовательного процесса. Педагогическими являются те условия, которые сознательно организовываются для обеспечения наиболее результативного осуществления исследуемого процесса. Индивидуализация процесса формирования гражданского самосознания создается на комплексном подходе к изучению индивидуальных особенностей обучаемых, охватывает все компоненты образовательного процесса в их взаимосвязи.
Само понятие индивидуализации восходит к древнекитайской философии, где была выдвинута и осознана мысль о важности индивидуального подхода к учащемуся. Идея индивидуализации присутствует в философских, социологических, психологических и педагогических учениях многих исследователей. Индивидуализация представляет собой становление индивидуальности как самобытной личности, активно, творчески проявляющей себя в жизни. Согласно мнению В. П. Бедерхановой, «индивидуализация... есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося
по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте» [2, с. 88]. Индивидуализация образовательного процесса означает поддержку и развитие индивидуальности обучающегося, осознанное прохождение им части жизненного пути, своей индивидуальной образовательной траектории (Т. М. Ковалева [6], И. Э. Унт [14] и др.). Индивидуализация процесса формирования гражданского самосознания курсанта представляет собой процесс, способствующий профессиональному образованию обучающегося и позитивному изменению его внутреннего мира с целью самореализации в профессиональной деятельности и жизни в целом. Деятельность педагогов направлена на педагогическое сопровождение курсантов в процессе разработки и реализации индивидуальных траекторий формирования гражданского самосознания. Деятельность курсантов связана с разработкой и реализацией индивидуальных траекторий в учебной и внеучебной деятельности.
Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выделить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих формирование гражданского самосознания курсантов: мотивация курсантов на формирование гражданского самосознания; организация сотрудничества в системе «преподаватель - курсант -командир»; формирование профессионального самосознания.
Первое условие - мотивация курсантов на формирование гражданского самосознания. Опираясь на работы В. Г. Асеева, А. Г. Асмолова, Е. П. Ильина, А. Н. Леонтьева и др., рассматриваем мотивацию формирования гражданского самосознания как совокупность всех побуждений и устремлений курсанта, которые определяют и регулируют процесс формирования гражданского самосознания.
Формирование положительных мотива-
ционных установок, обеспечение системы знаний и умений по формированию гражданского самосознания, актуализация потребностей по развитию профессионального самосознания позволяет реализовать это педагогическое условие.
Второе условие - организация сотрудничества в системе «преподаватель -курсант - командир». В процессе формирования гражданского самосознания сотрудничество основывается на взаимопонимании и взаимодействии командиров курсантских подразделений, педагогических работников. Необходим индивидуальный подход к каждому курсанту, а также нужно организовать межличностное сотрудничество, в центре которого лежат идеи взаимодействия, эмпатии, доверия. Под педагогикой сотрудничества понимается установление гуманистических отношений между всеми участниками педагогического процесса. Курсант рассматривается как добровольный, заинтересованный участник, ответственный за результаты этого процесса. Учёт индивидуальных особенностей курсантов, установление доброжелательных и доверительных взаимоотношений с ними, а также личного контакта с каждым курсантом способствует гуманистическим взаимоотношениям между всеми участниками образовательного процесса.
Третье условие - развитие профессионального самосознания через индивидуальное сопровождение курсанта. Среда является важнейшим фактором, который определяет поведение человека. Реализация этого условия основана на использовании идей педагогической помощи (А. В. Мудрик), поддержки (О. С. Газ-ман, В. П. Бедерханова, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин и др.), сопровождения (Е. А. Александрова, М. Р. Битянова и др.) по развитию профессионального самосознания, а следовательно, гражданского самосознания. В процессе формирования гражданского самосознания курсантов
военных вузов нужно учитывать особенности профессиональной деятельности офицера и подготовки курсантов войск национальной гвардии. Сформировать гражданское самосознание невозможно без осознания каждым курсантом самого себя как будущего офицера, важности и значимости своей профессии, а значит без развития профессионального самосознания будущих офицеров. Гражданское самосознание формируется в процессе становления курсанта как профессионала, оно тесно связано с рефлексией, без активного рефлексирования невозможно становление «Я-образа профессионала», поэтому актуализация развития профессионального самосознания будущего офицера способствует формированию его гражданского самосознания.
На основе выделенных педагогических условий мы считаем, что целесообразно выделить три этапа формирования гражданского самосознания курсантов (моти-вационно-целевой, операционально-де-ятельностный, оценочно-рефлексивный) и определить специфику деятельности субъектов на этих этапах.
Мотивационно-целевой этап направлен на формирование мотивации формирования гражданского самосознания, актуализацию интересов и потребностей курсантов в осмыслении гражданских ценностей. На данном этапе проводится мониторинг сформи-рованности гражданских качеству курсантов.
На основе данных психолого-педагогической диагностики создаются индивидуальные программы развития курсанта, определяются условия формирования его гражданского самосознания. Результаты анкетирования дают педагогу основание для коррекции содержания педагогического сопровождения. При недостаточном развитии у курсантов эмоциональных переживаний предполагаются мероприятия мотивирующего характера: проведение встреч с ветеранами войны, контртеррористических операций, выдающимися
земляками, чествования военнослужащих, просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов гражданско-патриотической направленности и т. д. Для развития когнитивного компонента гражданского самосознания планируется посещение выставок и экскурсий, участие в конференциях и семинарах. Поведенческий компонент гражданского самосознания имеет разную направленность. В контексте проявления человеком своей гражданской позиции можно рассматривать политическую, социальную, собственно гражданскую активность. Тенденция последних лет, связанная с перенесением различных форм активности из реальной жизни в виртуальное пространство, затрагивает и гражданскую активность. Обучающиеся всё чаще используют интернет-среду для проявления своей гражданской позиции (участие в опросах, акциях общественных организаций и т. д.). Недостаток у курсантов опыта практической деятельности активизирует их участие в работе поисковых отрядов, памятных мероприятиях, социальных проектах, волонтерство и участие в общественных организациях и др.
Мотивационно-целевой этап включал серию мероприятий на тему: «Я - гражданин», «Я - профессионал», направленных на формирование мотивационных установок, обсуждение вопросов профессионального становления курсантов как будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, обеспечение знания и умения по формированию гражданского и профессионального самосознания, актуализацию потребностей по их развитию, разъяснение гражданских ценностей курсантам, организовывалась рефлексивная деятельность курсантов.
На операционально-деятельностном этапе выбираются формы, методы и средства, способствующие формированию гражданского самосознания. Формирование гражданского самосознания у курсантов требует содержательного обеспечения,
которое может быть обеспечено гуманитарными дисциплинами, а также другими источниками информации (СМИ, литература, жизненные ситуации и др.). В Саратовском военном ордена Жукова Краснознаменном институте войск национальной гвардии Российской Федерации регулярно проводятся мероприятия, направленные на формирование гражданского самосознания курсантов. Во внеучебной (воспитательной) работе применяются разнообразные формы и методы военно-профессионального и патриотического характера: встречи с ветеранами войны; дискуссии; круглые столы («Ценности народов России», «Долг, ответственность, совесть» и др.); тематические вечера («Герои России моей...»); экскурсии в парк Победы и в музей Боевой Славы; книжные выставки, посвященные выпускникам института, удостоенным звания Героя Советского Союза и Героя России; участие в проведении государственных праздников и т. п., а также просмотр кинофильмов, разъяснения, внушение, пример, убеждения, диспут, беседы, поощрение и др. Выбор различных форм, методов и средств как в учебной, так и во внеучебной работе зависит от множества факторов: от уровня сформированное™ «образа Я-профессионала», самооценки, притязаний курсантов, личного принятия (непринятия) тех или иных методов, форм, средств участниками образовательного процесса и т. д.
Выделенные педагогические условия так или иначе присутствуют в профессиональной подготовке курсантов. Наша задача заключается в том, чтобы через систему педагогических приемов, форм, методов, средств актуализировать их и тем самым обеспечить их направленность на формирование гражданского самосознания курсантов.
Для оценки педагогических условий
нами был разработан диагностический инструментарий, позволяющий проводить мониторинг формирования гражданского самосознания курсантов. Эффективность рассматриваемых педагогических условий индивидуализации процесса формирования гражданского самосознания курсантов оценивалась по уровню сформированно-сти и характеру проявления структурных компонентов гражданского самосознания с использованием критериев (эмоциональных переживаний, когнитивный, регулятивный, поведенческий) и показателей (самопереживание себя как гражданина, знание о гражданственности, гражданских, политических, социальных нормах, правилах, соотнесение своих личностных качеств, возможностей с интересами государства, общества, коллектива, способность к самоанализу своего поведения и деятельности как гражданина).
Результаты исследования. Граж-данско-патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной работы вуза. Возрастающие требования государства и общества к личности и профессионализму офицера; приоритетное значение гражданских качеств курсанта определяют необходимость и актуальность разработки программ и концепции воспитательной работы [12]. Анализ научно-педагогической литературы по вопросам организации гражданско-патри-отического воспитания обучающихся позволил выявить и обосновать педагогические условия формирования гражданского самосознания курсанта. Направлениями дальнейшего исследования может быть разработка критериев эффективности деятельности педагогов, командиров курсантских подразделений, определение условий оптимизации гражданско-патриотического воспитания курсантов.
Библиографический список
1. Александрова Е. А., Суменков И. А. Со- тического воспитания студентов в вузе // Бал-провождение куратором гражданско-патрио- тийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6,
№ 4 (21). - С. 235-238.
2. Бедерханова В. П. Становление личност-но-ориентированной позиции педагога. - Краснодар, 2001. - 220 с.
3. Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко / Ред.-сост., примеч. С. С. Невской. - М.: Акад. Проект: Альма-Матер, 2006. - 970 с.
4. Гаязов А. С. Формирование современного гражданина: теория, практика, проблемы // Вестник ВЭГУ - 2018. - № 1 (93). - С. 40-57.
5. Евдокимова Е. Ю. Становление идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - С. 82-87.
6. Ковалева Т. М. Идея тьюторства как идея работы с индивидуальной образовательной траекторией // Индивидуально-ориентированная педагогика: сб. науч. трудов. - М.; Томск, 1997. - 122 с.
7. Малкова И. Ю., Фахретдинова А. П. Основные подходы к содержанию и организации гражданского образования и воспитания // Сибирский педагогический журнал. - 2017. -№ 4. - С. 32-39.
8. Махинин А. Н. Актуализация политики формирования гражданской идентичности в студенческой среде // Вестник Воронежского
государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2016. - № 3. -С. 52-57.
9. О воинской обязанности и военной службе. Федеральный закон № 53-ФЗ, 1998. - 66 с.
10. О статусе военнослужащих. Федеральный закон № 76-ФЗ, 1998. - 56 с.
11. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ № 1495, 2007. - 348 с.
12. Ромм Т. А. Теория воспитания в изменяющемся обществе // Вопросы воспитания. -2014. - № 1. - С. 57-65.
13. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с.
14. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
15. Филипченко С. Н. Формирование патриотической культуры студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2011. - Т. 11, № 4. - С. 106-109.
16. Филонов Г. И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 38-44.
17. ШакуроваМ. В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика. - 2014. - № 3. - С. 83-91.
Поступила в редакцию 10.10.2018
Alexsandrova Ekaterina Alexsandrovna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Saratov State University named N. G. Chernyshevsky, [email protected], ORCID 0000-0002-2101-7050, Saratov
Kuzminykh Yurij Nikolaevich
Military graduate student, Zhukov Order Saratov Military Red Banner Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, [email protected], ORCID 0000-0002-4679-6345, Saratov
IDENTIFICATION AND JUSTIFICATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INDIVIDUALIZATION OF THE PROCESS OF FORMING CIVIL CONSCIOUSNESS OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract. Nowadays civil education and upbringing is one of the priorities and significant part of national education. The increasing demands of the state and society to the personality and professional skills of an officer as well as the importance of the civic qualities of a cadet determine the necessity and relevance of new programs, approaches and concept of educational work. The article aims at identifying and justifying the pedagogical conditions for the individualization of
the process of the formation of civil self-consciousness among the cadets of the Russian National Guard Forces. Achieving a high level of civil self-awareness is provided by a number of conditions ensuring the intensification of the formation of civic self-consciousness of cadets. Creation of pedagogical conditions is considered as establishing of favorable factors and making favorable conditions in the educational process, which contribute to increasing the level of formation of civil self-consciousness. Analysis of researches of the problem under discussion allows to identify and justify a set of conditions that ensure the formation of cadets' civil identity. These conditions are motivation of cadets to form a civil identity; organization of cooperation in the framework "teacher - cadet - commander" and formation of professional identity.
Keywords: civil education; self-awareness; a cadet of military high school; individualization; formation of civil self-awareness.
References
1. Aleksandrova, E. A., Sumenkov, I. A., 2017. Tutor's support of the civil-patriotic education of students in higher educational institutions. Baltic Humanitarian Journal, Vol. 6, Issue 4, pp. 235-238. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Bederhanova, V. P., 2001. The formation of student-oriented position of a teacher. Krasnodar, 220 p. (In Russ.)
3. Citizen education in pedagogy A. S. Maka-renko. Moscow: Acad. Project Publ.: Alma Mater Publ., 2006, 970 p. (In Russ.)
4. Gayazov, A. S., 2018. Formation of a modern citizen: theory, practice, problems. Bulletin of VEGU, 1, pp. 40-57. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Evdokimova, E. Yu., 2016. Experience of civic education in domestic pedagogics. Siberian Pedagogical Journal, 2, pp. 82-87. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Kovaleva, T. M., 1997. The idea of tutoring as an idea of working with an individual educational trajectory. Individually-oriented pedagogy: Collection of scientific. works. Moscow; Tomsk, 122 c. (In Russ.)
7. Malkova, I. Yu., Fakhretdinova, A. P., 2017. The Main Approaches to the Content and Organization of Civic Education and Upbringing. Siberian Pedagogical Journal, 4, pp. 32-39. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Makhinin, A. N., 2016. Actualization of the policy aimed at the development of the Russian civic identity in the student environment. Bulletin of Voronezh state University. Series: problems of
higher education, 3, pp. 52-57. (In Russ., abstract in Eng.)
9. RF. Federal Law "On Military Duty and Military Service" of 28.03.1998 No. 53-FZ. 66 p. (In Russ.).
10. RF. The Federal Law "On the Status of Servicemen" of 27.05.1998, No. 76-FZ. 56 p. (In Russ.).
11. RF. Decree of the President of the Russian Federation of 10.11.2007, No. 1495 "On the approval of general military manuals of the Armed Forces of the Russian Federation". 348 p. (In Russ.).
12. Romm, T. A., 2014. Theory of education in the changing society. Questions of Education, 1, pp. 57-65. (In Russ.)
13. Suhomlinskij, V. A., 1979. The birth of a citizen. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 335 p. (In Russ.)
14. Unt, I. E., 1990. Individualization and differentiation of learning. Moscow: Pedagogy Publ., 192 p. (In Russ.)
15. Filipchenko, S. N., 2011. Students Patriotic Culture Formation. News of Saratov University, Vol. 11, Issue 4, pp. 106-109. (In Russ., abstract in Eng.)
16. Filonov, G. I., 2007. Citizenship phenomenon in the structure of personal development. Ped-agogika, 8, pp. 38-44. (In Russ., abstract in Eng.)
17. Shakurova, M. V., 2014. Formation of the Russian civil identity of the person: the problem of the teacher. Pedagogika, 3, pp. 83-91. (In Russ., abstract in Eng.)
Submitted 10.10.2018