Научная статья на тему 'Формирование ценностных установок гражданской позиции у курсантов военных вузов'

Формирование ценностных установок гражданской позиции у курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
309
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / VALUES / ATTITUDES / EDUCATION / CIVIL POSITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марченко Сергей Михайлович, Шабанова Татьяна Владимировна

Гражданская позиция имеет особое значение для военнослужащих. В статье авторы рассматривают процесс формирования ценностных установок гражданской позиции курсантов в воспитательном процессе военных вузов. Раскрывается понятие «установка», «ценностная установка» и «гражданская позиция». Показана необходимость формирования ценностных установок личности курсанта по отношению к государству, обществу, военной службе и самому себе, как гражданину, что доказано результатами констатирующего эксперимента, проведенного авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Марченко Сергей Михайлович, Шабанова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the values of citizenship among cadets of military higher educational institutions

Citizenship is of particular importance for the military. In this article the authors examine the process of formation of attitudes citizenship of students in the educational process of military high schools. The notion of "installation", "value orientation" and "citizenship". The necessity of formation of valuable personality cadet units in relation to the state, society, military service and yourself, as a citizen, as evidenced by the results of ascertaining experiment conducted by the authors.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных установок гражданской позиции у курсантов военных вузов»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК

ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

С.М. Марченко, Т.В. Шабанова

Аннотация. Гражданская позиция имеет особое значение для военнослужащих. В статье авторы рассматривают процесс формирования ценностных установок гражданской позиции курсантов в воспитательном процессе военных вузов. Раскрывается понятие «установка», «ценностная установка» и «гражданская позиция». Показана необходимость формирования ценностных установок личности курсанта по отношению к государству, обществу, военной службе и самому себе, как гражданину, что доказано результатами констатирующего эксперимента, проведенного авторами.

Ключевые слова: ценности, установки, ценностные установки, воспитание, гражданская позиция.

THE FORMATION OF THE VALUES OF CITIZENSHIP AMONG

CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

S. Marchenko, T. Shabanova

Abstract. Citizenship is of particular importance for the military. In this article the authors examine the process of formation of attitudes citizenship of students in the educational process of military high schools. The notion of "installation", "value orientation" and "citizenship". The necessity of formation of valuable personality cadet units in relation to the state, society, military service and yourself, as a citizen, as evidenced by the results of ascertaining experiment conducted by the authors.

Keywords: values, attitudes, values, education, civil position.

Гражданские ценности и нормы являются одной из главных составляющих социализации современной личности на территории любой страны, имеющей государственный строй. Гражданская позиция, представляющая собой интегративную систему отношений личности к государству, обществу и самому себе, как гражданину, включает в себя ценностные индивидуальные установки, качества, гражданскую идентичность. Таким образом, по своей сути, гражданская позиция - это одно из направлений социализации личности.

В этом контексте гражданская позиция имеет особое значение для военнослужащих, в том числе и курсантов. По мнению А.Н. Сивака, необходимость формирования гражданской позиции, отвечающей вызовам времени, диктуется современными

требованиями к профессии офицера, проводимой реформой Вооруженных Сил и внутренних войск МВД России, потребностью государства в военных профессионалах высокого уровня, способных успешно выполнять служебно-боевые задачи, быть носителями духовных и культурных ценностей Отечества, разумно сочетать общественное и личное благо [9].

Распад СССР повлек за собой и распад советской гражданско-патриотической

системы ценностей.

Анализ проведенных в 90-е годы в Российской армии социологических исследований показывает, что гражданско-патриотическая составляющая ценностных ориентаций офицеров в 90-е годы последовательно снижалась [6].

На первое место у опрошенных выдвинулись ценности личностного, меркантильного характера, при этом военно-корпоративные сохранили свое значение. На последнем месте в иерархии жизненных ценностей оказались гражданско-

патриотические, что резко контрастировало с советским периодом [4]. Аналогичным образом распределялись ценностные предпочтения и в курсантской среде.

В условиях модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, объективных требований государства и общества, вызванные переход к новому облику офицера, перед военной педагогикой Российской Федерации сегодня стоят сложные и важные задачи, это научное обоснования процессов материально-ориентированной системе

ценностных установок гражданской позиции курсантов в воспитательном процессе военных вузов [5].

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим

людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Так, по мнению Рокича, «ценности - это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию

профессионального развития».

М. Рокич выделяет терминальные (определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо) ценности-цели и инструментальные (убеждения человека в том, что определенный образ действий личности являются предпочтительными в любой ситуации) ценности-средства [7].

Мы определяем гражданскую позицию курсанта военного вуза как интегративную систему отношений личности к государству, обществу, военной службе и самому себе как гражданину, ориентированную на исполнение гражданского и воинского долга во благо государства и общества.

Таким образом, для формирования гражданской позиции курсанта необходимо формирование ценностных установок его личности по отношению к государству, обществу, военной службе и самому себе, как гражданину.

Необходимость формирования ценностных установок гражданской позиции предполагает проведение диагностики состояния иерархии системы ценностей курсантов. Для этого необходимо определиться с понятием «установка», выявить его психолого-педагогическую сущность.

В этом контексте установка описывается как некий факт, отражающий социальный мир, культуру в психике всех индивидов определенного коллектива.

Первыми учеными, которые ввели термин «установка» в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» в 1918 году были Томас У. и Знанецкий Ф. В своих исследованиях они выделили двуединую функцию установки. Первая регулирует социальное поведение индивида. Вторая регулирует деятельность личности [8].

Установка, несомненно, имеет

междисциплинарную связь: начиная с психофизиологии и заканчивая социальной психологией. Асмолов А.Г. утверждает: «Психологи знают о сущности установки

почти все, но узнают эту проблему, когда она вторгается в область их собственных экспериментальных исследований» [1].

В связи с этим у большинства ученых появляются разногласия в описании понятия установки.

Отметим немаловажный факт, что психологи, обращая внимание на подвижность и активность систем личностных значений, сталкивались с той проблемой, что в морфологической и динамической парадигмах исследований деятельности психики относительно динамической системы, не хватает связующего звена, понятия, позволяющего их объединить в одно целое. Однако выход был найден, заменив недостающее звено понятием установки.

Установка совершает воздействие на значимое событие, которое хранится в памяти индивида, фильтруя семантические признаки, являющиеся актуальными в настоящее время. Данную мысль развивал Шмелев А.Г., которая подтвердила идеи Асмолова А.Г. о сближенности понятия установки Узнадзе Д.Н. с понятием личностного смысла Леонтьева А Н. [5].

В психологии проблему установки изучали длительное время, вследствие этого было разработано много различных концепций, новые дополнили ставшие неактуальными, получали жизнь современные, не похожие на другие теории. Говоря о зарубежной психологии, мы не можем не упомянуть одну из известнейших концепций Дж. Брунера и Л. Ростмена, которая провозглашает

детерминированность перцепции и готовности к ней. Дж. Брунер в работе «Психология познания: за пределами непосредственной информации» писал: «Сам факт осознания объектов внешнего мира как увязанных с деятельностью, уже выражает существование отношения познающего субъекта с объектом и, следовательно, неразрывную связь «осознания» с этим «отношением» [3]. В этой связи синергия установки и процессов сознания представляется так; осознание включается и выключается в зависимости от уровня отношений, которые складываются между индивидом и средой и, в соответствии с этим, на сцену выступают силы, направляющие его активность» [2].

На основе анализа исследований в отечественной науке понятия установка, можно выделить следующие концепции:

По мнению Узнадзе Д.Н. [12], формы активности образуют определенную иерархию:

- активность индивида - общение, потребление, удовлетворение любознательности, игра;

- активность субъекта - удовлетворение эстетических потребностей, развлечения, уход за другими и за собой, выполнение общественных требований;

- активность личности - художественное творчество, спорт умственный и физический, обслуживающий труд, общественная деятельность [11].

Совершенно другой подход к формированию ценностных установок предлагает Ядов В.А. Исследователь утверждает, что на различных уровнях потребностей работают совершенно разные диспозиционные образования. Вдобавок к этому они проявляются каждый раз при пересечении уровня существующих актуальных потребностей и уровня ситуаций удовлетворения [10].

Мы можем согласиться с Ядовым В.А., что ценностные ориентации личности напрямую и во многом зависят от базовых социальных и социально-фиксированных установок.

Поэтому, опираясь на концепцию Асмолова А.Г., мы можем сделать вывод о том, что ценностная установка есть личностный смысл индивида.

На основании полученных данных можно констатировать, что на начальном уровне (1 курс) на первом месте у курсантов находились военно-профессиональные ценности, на втором - гражданско-патриотические, на третьем - духовно-нравственные и только на четвертом - материально-бытовые. Начиная со второго курса, обозначилась четкая тенденция роста значимости материально-бытовых ценностей за счет снижения гражданско-патриотических и духовно-нравственных. У курсантов-выпускников по-прежнему на первом месте остались военно-профессиональные ценности, но материально-бытовые вышли на второй уровень, существенно опередив (31,4% против 7,2% и 3,9%) гражданско-патриотические и духовно-нравственные.

Подводя итог проведенному нами теоретическому анализу понятий «установка», «ценность», «ценностная установка», можно сделать следующий вывод, что установка есть личностный смысл военнослужащих и является результатом и условием его деятельности.

Под ценностной установкой мы будем понимать компонент структуры личности курсанта характеризующий гражданскую и патриотическую направленность,

формирующий активную позицию

определяющую отношение к себе и социально-нравственным явлениям общества и предварительный смысл, и направленность в служебно-боевой деятельности.

В рамках проведения опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных установок гражданской позиции курсантов методом анкетирования и опроса на базе Пермского военного института ВВ МВД России была проведена диагностика ценностных иерархий относительно военно-профессиональных, гражданско-

патриотических, духовно-нравственных и материально-бытовых ценностей у курсантов с 1 по 5 курс. Результаты отражены в следующей таблице:

С одной стороны, такое распределение говорит о том, что к 5-му году обучения курсант становится социально зрелым (многие курсанты к этому моменту обзаводятся семьями) и имеет конкретные реальные планы на будущее. Но с другой, в условиях современной крайне напряженной мировой политической обстановки, террористической угрозы, разного рода санкций против нашей страны, порождающих повышенные требования к профессионализму, гражданской позиции, патриотизму офицеров внутренних войск. Ориентация на материальные ценности, снижает уровень формирования ценностных установок, гражданской позиции, что отражается на качестве профессиональной подготовки курсантов.

Таблица 1. - Ценностные предпочтения курсантов 1 - 5 курсов в % от общего количества респондентов

п/н курса Ценности

Гражданско-патриотические Военно-профессиональные Материально-бытовые Духовно-нравственные

1 30,4 50,2 3,1 16,3

2 28,1 51,5 10,4 10,0

3 20,5 53,8 17,5 8,2

4 10,1 55,1 29,2 5,6

5 7,2 57,5 31,4 3,9

Таким образом, выявленная нами значимость формирования у курсантов вузов внутренних войск ценностных установок в воспитательном процессе становления гражданской позиции подкрепляется результатами констатирующего эксперимента

и свидетельствует о необходимости разработки научно-методологического

обеспечения этого процесса и внедрения его результатов в образовательный процесс военных институтов внутренних войск МВД России.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. - М., 1979. - 151 с.

2. Берижнова Л.Н. Образовательная среда: Организация поддерживающих развитие человека условий / Л.Н. Берижнова // Проблемы непрерывного профессионального образования: сборник научных трудов по материалам межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 октября 2014 г.

3. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Д.С. Брунер. - М.: Прогресс, 1977.

4. Гнездилов В.А. Military personnel and its cohesion features / В.А. Гнездилов // Молодой ученый. - 2014. - № 9(68). - С. 467-468.

5. Грачев Ю.А., Стародубцев М.П. Проблемы формирования профессиональных компетенций в образовательных организациях МВД России / Ю.А. Грачев, М.П. Стародубцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3(121). - С. 22-27.

6. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев -М.: Смысл, 1992. - 17 с.

7. Лопуха А.Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров: монография / А.Д. Лопуха; под ред. д.п.н., профессора И.К. Шалаева. -Новосибирск, 2001. - 243 с.

8. М. Рокич. Природа человеческих ценностей / РокичМ. - 1973.

9. Методологические замечания / Психология социальных ситуаций: Хрестоматия. - СПб, Питер. - 2001.

10. Сивак А.Н. Анализ образовательной среды, в которой осуществляется профессиональное развитие и подготовка офицеров для внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак // Проблемы непрерывного профессионального образования: сборник научных трудов по материалам межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 октября 2014 г.

11. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Мир России. - М., 1995. - № 3-4.

12. Узнадзе Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

Сведения об авторах:

Марченко Сергей Михайлович (г. Санкт-Петербург, Россия), адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, е-mail: Igo1979@mail.ru

Шабанова Татьяна Владимировна (г. Санкт-Петербург, Россия), адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России.

Data about the authors:

S. Marchenko (St. Petersburg, Russia), Associate, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Russia, e-mail: Igo1979@mail.ru

T. Shabanova (St. Petersburg, Russia), Associate, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.