Научная статья на тему 'Формирование гражданского самосознания студентов во внеучебной деятельности'

Формирование гражданского самосознания студентов во внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина Т. С.

В статье рассматриваются процесс формирования гражданского самосознания студентов во внеучебной деятельности, Представлены сущностные характеристики гражданского самосознания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхина Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданского самосознания студентов во внеучебной деятельности»

Педагогика

3. Vul’fson B.L. Poslediplomnoe

obrazovanie v razvitykh stranakh // Pedagogika. 1993. № 3. S. 86-92.

4. Vul’fson B.L. Strategiya razvitiya obrazovaniya na Zapade na poroge ХХ v. M.: Izd-vo URAO, 1999. 208 s.

5. Onushkin V.G., Ogarev E.I. Obrazovanie

vzroslykh: mezhdistsiplinarnyy slovar’ termi-

nologii. SPb; Voronezh: RtsNO, 1995. 261 s.

10. Klarin M.V. Gumanisticheskie tendentsii v razvitii nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v Rossii i SshA. M.: ITPIMIO, 1994. 189 s.

11. Oleynikova O.N., Murav’eva A.A., Aksenova N.M. Obespechenie kachestva professional’nogo obrazovaniya i obucheniya v Evrope: sovremennoe sostoyanie i osnovnye tendentsii. M.: ANO Tsentr IRPO, 2011. 100 s.

Зарегистрирована: 23.10.2014 г.

Аносова Наталья Анатольевна (Йошкар-Ола), Йошкар-Олинский аграрный колледж, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», заместитель директора по воспитательной работе, кафедра прикладной математики и информационных технологий ФГБОУ ВПО «ПГТУ»), соискатель. Тел.: 8-927-88-36-633. E-mail: anossova.natalia@yandex.ru

Anosova Natalia Anatolyevna (Yoshkar-Ola), Yoshkar-Ola agrarian college of Volga of State University of Technology, deputy director for educational work, chair of applied mathematics and information technologies Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola competitor. Тel.: 8-927-8836-633. E-mail: anossova.natalia@yandex.ru

УДК 377.5

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.С. Артюхина

ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права», г. Казань, Российская Федерация

В статье рассматриваются процесс формирования гражданского самосознания студентов во внеучебной деятельности, Представлены сущностные характеристики гражданского самосознания студентов.

Ключевые слова: гражданственность, гражданское самосознание, воспитание, педагогическая поддержка.

FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF STUDENTS IN THE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

T.S. Artyukhina

Institute of Economics, Management and Law, Kazan, Russian Federation

Abstract. The article discusses the features of civic awareness in students’ extracurricular activities as a factor in its formation. The article describes the features of extracurricular activities of students of the educational institution. The essential characteristics of students civil consciousness are presented. Keywords: citizenship, civic awareness, education, pedagogical support.

99

Казанский педагогический журнал

5' 2014

В современных условиях развития общества гражданское самосознание является одной из важных качественных характеристик личности, включающее переживание гражданских чувств, осознание себя как гражданина, формирование системы знаний о себе, гражданских, политических, социальных нормах, правилах, которые определяют поступки и поведение личности. Процесс воспитания гражданственности является важнейшей составной частью общей системы воспитания и развития личности, базовым компонентом идейно-нравственного облика и активной жизненной позиции.

В настоящее время стоит проблема наполненности содержания воспитательного процесса. Под содержанием воспитания мы понимаем систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть студенты в процессе обучения и внеучебной деятельности. В разработке содержания внеаудиторной воспитательной деятельности по формированию гражданского самосознания студентов в первую очередь следует рассмотреть возможности воспитательного процесса в образовательной организации. В связи с этим важное место занимает развитие смысложизненных ориентаций студентов, оказание им психолого-педагогической помощи в проектировании своего жизненного и профессионального пути, приобретении готовности к самоопределению в системе межличностных и профессионально-деловых отношений [1].

Подготовка профессионально мобильных специалистов может быть эффективной, если создать в образовательной организации целостную систему внеучебной деятельности обучающихся по различным направлениям, содержащей развитие студенческого самоуправления, волонтерства, кружковую внеучебную работу по интересам, организационную работу в студенческих общежитиях, содействие в трудоустройстве студентов и др.

Для результативного функционирования такой системы необходима грамотная постановка задач внеучебной воспитательной работы в профессиональной образовательной организации, включающих:

- воспитание высоконравственной, духовно развитой, физически здоровой и культурной личности студентов, способной к качественной профессиональной деятельности со стремлением к постоянному профессиональному росту;

- развитие познавательных и творческих способностей студентов;

- создание условий для формирования социокультурной воспитывающей среды, самовыражения, саморазвития и самореализации личности;

- наличие действенной системы оценивания деятельности студентов организационно-воспитательного процесса.

- развитие у студентов правового самосознания, инициативы, самостоятельности, толерантности, гражданской активности и ответственности;

- проведение мониторинга состояния и эффективности внеучебной воспитательной работы.

100

Педагогика

Гражданское становление личности обучающегося во внеучебной деятельности позволяет увеличить масштаб демонстрирования своих способностей, увеличивает объективную возможность каждого выпускника образовательного учреждения занять достойное положение в обществе и показать свою сознательную гражданскую активность в общетрудовой деятельности. Каждый студент в современном образовательном пространстве стремится проявить свою индивидуальность (возможность) в стенах образовательного учреждения, самоутвердиться, определить свои приоритеты. Образовательное учреждение должно благоприятствовать созданию атмосферы, в которой растет «гражданин» своей страны, который знает, как и чем он сможет помочь своей Родине.

Для развития гражданского самосознания студентов необходима педагогическая поддержка, которая, по нашему мнению, осуществляется во внеучебной деятельности в три этапа.

На первом этапе происходит вхождение педагогов в зону витаген-ного опыта студентов. В результате чего особое внимание уделяется созданию ценностно-смысловой атмосферы на занятиях, ориентирующих учебновоспитательный процесс на гражданские качества личности, понимание гражданских ценностей. Для положительного результата преподаватели помогают студентам, применяя дифференцированный подход в обучении: обращаются к молодым людям как к соучастникам совместной деятельнос-

ти, строят педагогическое общение в форме литературного диалога.

На втором этапе педагоги моделируют значимые для студентов профессиональные ситуации, которые позволяют повысить свои профессиональные навыки через призму гражданского самосознания. На этапе совместного поиска решений педагоги создают ситуации гражданского выбора: свобода мнения, индивидуальная свобода выбора, моделирование ситуаций вербальных (из жизни литературных героев, исторических лиц) и реальных. Посредством обсуждения ситуаций свободного выбора создается основа для проявления гражданских качеств и ценностей личностей педагога и студентов, формируется общая направленность интересов каждой личности. Используются игровые технологии педагогической поддержки, формирующие гражданские качества студентов, что предполагает внедрение вариативных игр (деловой игры, игры-тренинга, игры в случайность, национальных игр или их элементов, игры педагогической ситуации, игры-театрализации).

Третий этап педагогической поддержки подразумевает плавный переход к самостоятельному пути достижения определённых целей, с учетом возложения ответственности на студентов за гражданское поведение в реальной действительности. Передачу ответственности преподаватель осуществляет, основываясь на полном доверии обучаемых и подкреплении положительных эмоций молодых людей от совершенных ими гражданских поступков. В результате этого этапа

101

Казанский педагогический журнал

5' 2014

педагогический состав развивает у студентов способности вести беседу посредством литературного диалога, а также умения строить гармоничные межличностные отношения основывающиеся на взаимном уважении и признании граждан социума [2].

Таким образом, педагогическая поддержка позволяет сформировать и развивать гражданские качества студентов, реализуясь через заинтересованное наблюдение, консультирование, стимулирование максимальной самостоятельности студентов. Процесс формирования гражданского самосознания во внеучебной деятельности происходит в контексте настроений гражданских чувств, осознания обучающегося себя как гражданина, построения системы знаний о себе и о гражданских, политических, социальных нормах и правилах, которые выражаются через поступки и поведение.

Источники:

1. Масленикова В.Ш. Социальнопрофессиональное становление личности студента как педагогическая проблема // Лидерство и профессиональное образование. 2009. № 2. С.5-11. [Maslennikova V.Sh. The student’s personality social and professional development as a pedagogical problem // Liderstvo i professionalnoe obrazovanie. 2009. № 2. P. 5-11. (In Russ.)]

2. Яруллин И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов. Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2011. С. 15. [Yarullin I.F. Pedagogical universities students civic responsibility formation. Kazan: Tatar Republican publishing «Khater», 2011. P. 15. (In Russ.)]

References:

1. Maslenikova V.Sh. Sotsial’no-pro-fessional’noe stanovlenie lichnosti studenta kak pedagogicheskaya problema // Liderstvo i professional’noe obrazovanie. 2009. № 2. S.5-11.

2. Yarullin I.F. Formirovanie grazhdanskoy otvetstvennosti studentov pedagogicheskikh vuzov. Kazan’: Tatarskoe Respublikanskoe izdatel’stvo «Kheter», 2011. S. 15.

Зарегистрирована: 08.10.2014

Артюхина Татьяна Сергеевна (г. Казань), ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права», старший преподаватель, соискатель. Тел. 89600550503. Е-mail: tanya290884@yandex.ru

Artyukhina Tatyana Sergeyevna (Kazan), Institute of Economics, Management and Law, Senior Lecturer, Applicant for the degree. Те!.: 89600550503. Е-mail: tanya290884@yandex.ru

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.