Казанский педагогический журнал. 2015. №4
УДК 37.01
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.Г.Самигуллина
Аннотация. В статье исследуется система гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации высшего образования. Особое внимание в воспитательном процессе уделяется созданию педагогических условий для формирования гражданской активности, гражданско-патриотического самосознания, мышления, электоральной культуры студентов. Рассмотрены основные направления внеучебной гражданственно-патриотической воспитательной деятельности в ЧОУ ВО «Академия социального образования». Представлены результаты проведенного исследования, целью которого являлось выявление результативности гражданско -патриотического воспитания в Академии.
Ключевые слова: воспитание, вуз, гражданственность, патриотизм, студенты, педагогические условия.
CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS
IN EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION
V.G. Samigullina
Abstract. In the article the system of civil and patriotic education in educational institution of higher education. Particular attention is paid to the creation of the educational process of pedagogical conditions for the formation of civic engagement, civic and patriotic consciousness, thinking, electoral culture of students. The main directions of extracurricular civic and patriotic education activities in «Academy of Social Education». The results of the study, which aims to identify the impact of civil-patriotic education at the Academy.
Keywords: education, university, citizenship, patriotism, students, pedagogical conditions.
Глубокие политические и социальноэкономические изменения, сложившиеся в России за последние годы, обусловлены рядом тенденций: девальвацией духовных ценностей населения, постепенной утратой обществом российского патриотического сознания; усугублением национальных конфликтов; резким изменением характера и форм социальных отношений; падением престижа военной службы.
Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи признано государством главным направлением в обеспечении устойчивого экономического, социальнополитического развития и национальной безопасности нашей страны. Современное общество нуждается в профессионалах, обладающих высоким уровнем общей культуры, сформированным гражданско-патриотическим самосознанием и мышлением. Поэтому гражданскопатриотическое воспитание является одним из главных направлений воспитательной работы любого ВУЗа.
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под воспитанием понимается деятельность, направ-
ленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [8].
Основной задачей гражданскопатриотического воспитания студентов в вузе является «воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо гражданского общества» [26, с. 224].
Анализ различных источников литературы показал, что гражданско-патриотическое воспитание молодежи явилось основным предметом многих исследований научной педагогики и педагогической практики. В советской педагогике проблема гражданско-патриотического воспитания нашла отражение в трудах В. Су-хомлинского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского и др.
По мнению В.Г. Белинского патриотизм содержит общечеловеческие ценности и идеалы, которые делают человека членом гражданского общества [1, с. 488].
1
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
Ж.Ж. Руссо под гражданским обществом понимал единую моральную личность, жизнь которой посвящена объединению ее членов. Целью общества является безопасность и благосостояние ее членов [4, с. 93].
Современные исследования изучаемой проблемы продолжают обуславливать актуальность гражданско-патриотического воспитания молодежи.
По Н.В. Бордовской гражданскопатриотическое воспитание рассматривается в контексте формирования у человека ответственного отношения к семье и другим людям, к своему народу и Отечеству. Она считает, что каждый гражданин должен вносить свой вклад в процветание страны, жить в соответствии с законодательно-правовыми нормами и выполнять добросовестно профессиональные обязанности [2, с. 19].
Е.И. Пассов выделяет следующие аспекты гражданско-патриотического воспитания: воспитание чувства патриотизма, воспитание понимания исторической роли народа и формирование иммунитета к национализму, готовность уважать, любить и защищать свою страну. Причем гражданско-патриотическое воспитание он сопоставляет с межкультурным воспитанием [5, с. 224].
Б.Т. Лихачева, В.И. Андреев, В.Д. Шадри-кова, Е.В.Бондаревская, Н.Д.Никандрова в своих работах определяют гражданственность и патриотизм как каркас ценностного воспитания личности.
Исследования последних лет позволяют выделить среди важных гражданскопатриотических воспитательных средств такие системные характеристики как воспитательное пространство, систему внутривузовских взаимоотношений и взаимодействия всех субъектов воспитания [3, с. 41].
Сегодня в образовательных организациях высшего образования нашей республики созданы педагогические условия для реализации интеллектуальных, творческих, спортивных способностей студентов. Однако основными задачами гражданско-патриотического воспитания являются формирование осознанного отношения к политике Российской Федерации, к законодательно закрепленным правовым нормам и развитию электоральной культуры и гражданской активности студентов. Поэтому особое внимание в воспитательном процессе уделяется созданию педагогических условий, способствующих обеспечению устойчивой мотивации к выполнению личностью граждан-
ского долга во имя интересов государства, гражданского общества и его ценностей.
Гражданско-патриотическое воспитание в образовательных организациях высшего образования осуществляется через систему педагогического управления воспитательным процессом и реализуется в единстве учебной, внеучебной, внеаудиторной, научно-
исследовательской деятельности студентов.
Создание в вузе системы гражданскопатриотического воспитания, обращенной к личности студента как субъекту собственного развития имеет конечную цель и результат. Современная система образования должна быть направлена на воспитание патриотов своей страны, получивших качественное образование, конкурентоспособных личностей, обладающих свободой мышления, психологически готовых к самореализации своих творческих, интеллектуальных и иных способностей. В связи с этим возникает необходимость разработки инновационных научных подходов управляющего воспитательного воздействия преподавателей на формирование ценностносмысловых образований студентов вузов с учетом условий поликультурного образовательного пространства вуза [2, с. 21].
Для усиления данного направления воспитания студентов необходимо включение в учебные программы дисциплин гуманитарного цикла положений, направленных на распространение традиционных для проживающих в республике народов культурно-исторических ценностей, формирование и поддержание веротерпимости в различных слоях общества.
Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности направлена на формирование у него профессионально важных качеств и свойств личности. Среди гражданских личностных качеств выделяют мужество, порядочность, смелость, к свойствам относят -веротерпимость и уважение прав и свобод любой личности, ответственное отношение к своим поступкам.
Таким образом, гражданско-
патриотическое воспитание неотделимо от процесса обучения и тесно связано с личностной составляющей, профессиональной направленностью студентов образовательного пространства.
Гражданско-патриотическое воспитание в ЧОУ ВО «Академия социального образования» реализуется на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 го-
2
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
ды», программы «Гражданско-
патриотического воспитания студентов ЧОУ ВО «Академия социального образования» на 2011-2015 гг.».
При реализации вышеуказанных программ учитываются возрастные и психологические особенности студентов, приоритеты в молодежной политике региона, памятные даты истории страны, республики, вуза.
Целью Программы Академии является создание системы патриотического воспитания студентов, способствующей формированию личности гражданина и патриота своей страны, обладающего чувством гордости и национальной принадлежности своему народу, гражданского достоинства и любви к Родине, готовностью к защите Отечества и выполнению конституционных обязанностей.
Формирование личности гражданина и патриота осуществляется через систему внеаудиторных мероприятий на факультетах и в академии в целом.
Оценка эффективности и результативности реализации Программы достигается на основе использования системы объективных критериев - обобщенных оценочных показателей, представленных духовно-нравственными и количественными параметрами.
Духовно-нравственные параметры характеризуются повышением толерантности, снижением степени идеологического противостояния в молодежной студенческой среде; обеспечением заинтересованности студентов в развитии национальной экономики, снижением социальной напряженности в современном обществе; проявлением мировоззренческих установок на готовность молодых людей к службе в Вооруженных Силах РФ; уровнем реализации творческого потенциала студентов в области патриотического воспитания.
Количественные параметры представлены следующими показателями: проведением научных работ исследуемых проблемы гражданско-патриотического воспитания; количеством студентов, которые регулярно участвуют в мероприятиях патриотических объединений, центров; проведением выставок, конкурсов, фестивалей, военно-спортивных игр, акций патриотической направленности; высоким уровнем электоральной культуры студентов.
В течение учебного года в Академии проводятся беседы о Конституции РФ и РТ, государственной символике; о событиях в стране, республике, за рубежом. Студенты академии участвуют в политических акциях,
маршах, агитпробегах, форумах молодежи, народных гуляниях в честь Дня Республики Татарстан [7]. Они принимают участие в митингах, приуроченных Дню народного единства, Дню безопасности дорожного движения, во Всероссийском дне бега «Кросс Нации», в шествиях и др.
Студенты участвуют в теледебатах, круглых столах, конференциях по проблемам патриотизма, международного права, деятельности политических партий и движений. Осуществляется организация выпуска тематических газет и плакатов, посвящённых государственным и народным праздникам России. В период избирательных кампаний проводятся встречи с кандидатами в депутаты, функционирует Избирательный штаб Академии.
Традиционно студенты Академии принимают участие в городских и межвузовских мероприятиях, проводимых в рамках Дней Победы в ВОВ. Организуются встречи «Истоки российского патриотизма: связь поколений», конкурсы проектов.
Профессорско-преподавательским составом Академии постоянно организуется цикл лекций и бесед со студентами по вопросам формирования толерантности и культуры межнациональных отношений.
Ежегодно проводятся мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом. С этой целью со студентами проводятся беседы на тему «Как вести себя при обнаружении подозрительных предметов при угрозе и во время террористического акта», используются информационно наглядные материалы, приглашаются специалисты из правоохранительных органов, отдела по борьбе с экстремизмом МВД РТ. Студенческий актив Академии постоянно нацелен на выявление и профилактику межнациональных, религиозных, экстремистских (в том числе фанатских) конфликтов. Студенты юридического факультета являются членами Службы студенческой безопасности академии, республиканского отряда ФОРПОСТ, сотрудничают с центром «Патриот», участвуют в военно-спортивных сборах и съездах правоохранительных молодежных формирований РТ [3].
Вышеперечисленные и другие мероприятия реализуются деканами, профессорскопреподавательским составом, органами студенческого самоуправления и социальными партнерами Академии.
Проведенное в мае текущего года исследование среди студентов первых курсов (коли-
3
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
чество респондентов 40 человек) позволило нам определить результативность гражданскопатриотического воспитания в Академии. Опрос проводился методом анкетирования. Анкеты разработаны отделом по делам детей и молодежи Кировского и Московского районов г. Казани.
Анализ проведенного исследования показал, что 35% опрошенных респондентов считают, что Россия - это демократическое государство, в котором права и свободы граждан закреплены Конституцией и не зависят от национальной принадлежности, 22% студентов уверены, что Россия - общий дом многих народов, которые обладают равными правами. 24% опрошенных считают, что Россия - многонациональная страна, но в состав большинства жителей входит русское население, которые должны иметь больше прав. Лишь 19% молодежи затруднились ответить на этот вопрос.
Для большинства студентов (75%) нет стран, нации, народностей, которые вызывали бы у них чувство неприязни. 20% первокурсников затруднились ответить на этот вопрос, считая его некорректным. 5% опрошенных респондентов ответили положительно на этот вопрос. Это связанно с причинением ущерба их родственникам, во время боевых действий на Украине.
Разброс мнений респондентов показал, что 8% опрошенных студентов считают себя патриотами своей страны, 27% респондентов не относят себя к патриотам. В понимании студентов патриотизм - это любовь к Родине, преданность ей, стремление своими действиями служить его интересам. 65% респондентов затруднились ответить на данный вопрос, не понимая его смысла.
Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что в Вашем окружении есть люди другой расы или национальности?» распределились следующим образом. 41% первокурсников относятся позитивно, 23% -нейтрально, остальные 36% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Вероят-
Литература:
1. Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. М. 1954. С. 488 - 489.
2. Быковская Г.А. Гражданско-патриотическое воспитание студентов как инструмент социального развития. Воронеж. 2009. 70с.
нее всего, они никогда не задумывались над этим вопросом.
По мнению 43% респондентов, на отношении к людям другой национальности может сказаться отсутствие элементарной культуры, 33% респондентов отметили угрозу терроризма. Нежелание считаться с местными обычаями выделили 18% респондентов, внешность и национальность отметили по 3% респондентов.
Выявлено, что 2% опрошенным пришлось так или иначе проявить свою нетерпимость к окружающим, 50% затруднились ответить на этот вопрос. Причем нетерпимость к окружающим пришлось проявить студентам по следующим причинам: социальное положение и вероисповедание. Как оказалось, 48 % первокурсников толерантны, у них сформированы навыки культурного и правового общения, для них присуще уважение к старшим.
Из ответов студентов на следующий вопрос видно, что образовательные организации должны давать знания о культуре поведения в обществе и культуре межнационального общения. Так считают 71% первокурсников, тогда как 25 % студентов считают, что подобные знания в образовательных учреждениях получать не обязательно, остальные 4% затруднились ответить на этот вопрос. Среди ценностей респонденты выделили: любовь к Родине и близким, отрицание насилия как способа разрешения конфликтов, законопослушание.
Таким образом, результаты проведенного исследования говорят об эффективности и результативности реализуемой Программы «Гражданско-патриотического воспитания студентов ЧОУ ВО «Академия социального образования» на 2011-2015 гг.». Формирование гражданско-патриотического сознания студентов Академии осуществляется в условиях поликультурного образовательного пространства с учетом социальной активности и толерантности, самоопределения и самореализации личности, противостояния различным видам проявления экстремизма.
3. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательном воспитании студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. С.40-45.
4. Дидье Жюлиа Философский словарь / Пер. с франц. М. 2000. С. 93.
4
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
5. Пассов Е.И. Концепция высшего профессионального педагогического образования на примере иноязычного образования. Липецк. 2008. С. 40.
6. Российская педагогическая энциклопедия. М. 1993. С. 224.
7. Теория и практика развития интеграционных процессов в воспитании и обучении в учреждениях профессионального образования: коллективная монография/ Масленникова В.Ш., Шигапова Л.П. Казань. 2012. 267 с.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 12.02.2015).
References:
1. Belinskij V.G. Poln. Sobr. Soch. M. 1954. S. 488 - 489.
2. Bykovskaja G.A. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov kak instrument social'nogo razvitija. Voronezh. 2009. 70s.
3. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie
studentov v obrazovatel'nom vospitanii studentov // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. S.40-45.
4. Did'e Zhjulia Filosofskij slovar' / Per. s franc. M. 2000. S. 93.
5. Passov E.I. Koncepcija vysshego
professional'nogo pedagogicheskogo obrazovanija na primere inojazychnogo obrazovanija. Lipeck. 2008. S. 40.
6. Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija. M.
1993. S. 224.
7. Teorija i praktika razvitija integracionnyh
processov v vospitanii i obuchenii v uchrezhdenijah professional'nogo obrazovanija: kollektivnaja
monografija/ Maslennikova V.Sh., Shigapova L.P. Kazan'. 2012. 267 s.
8. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj
Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ. URL:
http://base.garant.ru (data obrashhenija: 12.02.2015).
Сведения об авторе:
Самигуллина Венера Гайнулловна (г.Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной работе, ЧОУ ВО «Академия социального образования», email: [email protected]
Data about the author:
Samigullina V.G. (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, vice-rector, Academy of Social Education, e-mail:[email protected]
5