Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности народно-патриотического воспитания в высшем профессиональном образовании'

Социально-психологические особенности народно-патриотического воспитания в высшем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / PUBLIC PATRIOTIC EDUCATION / RUSSIAN FOLKLORE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рейма Оксана Ярославовна

Поставлен анализ трудностей, с которыми сопряжен процесс народно-патриотического воспитания обучающихся в высшем профессиональном образовании. Выявлены социально-психологические особенности организации народно-патрио-тического воспитания во внеучебной деятельности в высшем профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF NATIONAL PATRIOTIC EDUCATION IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The difficulties which appear within the process of public patriotic education of students in higher professional education are analyzed. Socio-psychological features of the organization of public patriotic upbringing in extracurricular activities in higher professional education are revealed.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности народно-патриотического воспитания в высшем профессиональном образовании»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-83-23 УДК 37.0 ББК 74.66

© Рейма О.Я., 2018

Рейма Оксана Ярославовна

Преподаватель, Вологодский государственный университет (Вологда, Россия) E-mail: [email protected]

Reima Oksana Yaroslavovna

Senior Lecturer, Vologda State University (Vologda, Russia) E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ НАРОДНО-

ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF NATIONAL PATRIOTIC EDUCATION IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация. Поставлен анализ трудностей, с которыми сопряжен процесс народно-патриотического воспитания обучающихся в высшем профессиональном образовании. Выявлены социально-психологические особенности организации народно-патриотического воспитания во внеучебной деятельности в высшем профессиональном образовании.

Ключевые слова: народно-патриотическое воспитание, русский фольклор, вне-учебная деятельность, студенческая молодежь

Abstract. The difficulties which appear within the process of public patriotic education of students in higher professional education are analyzed. Socio-psychological features of the organization of public patriotic upbringing in extracurricular activities in higher professional education are revealed.

Keywords: public patriotic education, Russian folklore, extracurricular activities, student youth

Введение

Воспитание культуры патриотизма личности является одной из важнейших составляющих идеологии современного российского образования. С этих позиций образование, как основной хранитель национальных культурных ценностей, становится важным социальным институтом.

Формирование отношения к патриотизму как к важному качеству гражданина не мыслится без опоры на подлинные традиции народной культуры, которые представляют собой благодатную среду для сохранения национальных ценностей, формирования человека как представителя своей этнической общности, выступая при этом важным фактором воспитания культуры межнациональных отношений. Сегодня в работе с молодежью актуальными являются направления и формы, обосновывающие широкий диапазон качеств истинного патриота в народном представлении: человека, искренне любящего свою Родину, труженика, способствующего своим трудом благу и процветанию Отечества, стремящегося к миру и согласию с соседями и т.п. В связи с этим подтверждается необходимость усиления воспитательного процесса в системе высшего профобразования, включения студентов в различные направления по патриотическому воспитанию, в том числе народно-патриотическому.

Основная часть

Анализ организации воспитательного процесса в вузах и учреждениях, участвующих в реализации государственной молодежной политики Вологодской области по патриотическому направлению, позволил выявить ряд проблем: 1) отсутствие в региональных программах и проектах по патриотическому воспитанию молодежи народно-патриотического направления; 2) преобладание в работе с молодежью форм, ориентированных на фарсовое тиражирование, имитацию или искажение подлинных народных традиций; 3) понятия патриотического (гражданского, народного, государственного и др.) воспитания зачастую остаются формальными элементами воспитательного воздействия, реализуемые в основном людьми старшего поколения; 4) отсутствие региональных информационных каналов, освещающих проблемы патриотического воспитания молодежи, в том числе самобытные культурно-исторические, фольклорно-этнографические традиции Вологодчины; 5) ограничение в финансировании поездок в молодежные фольклорно-этнографические экспедиции, фольклорные конкурсы и фестивали; 6) недостаточное материально-техническое оснащение воспитательного процесса в вузах по приобщению студентов к фольклорному наследию, которое требует специального помещения для занятий по освоению народно-песенных, хореографических и инструментальных традиций, проведения фольклорно-просветительских программ, народных праздников и т.д.; 7) отсутствие в Вологодской области координации деятельности вузов, учреждений сферы молодежной политики, ведущих работу по патриотическому воспитанию молодежи, регионального отделения общественной организации «Российский фольклорный союз», Молодежного клуба и фольклорно-этнографической секции регионального отделения «Российского географического общества»; 8) бесцензурность информации СМИ, которая зачастую дискредитирует отечественные патриотические ценности среди детей и молодежи.

Несмотря на это сегодня в системе высшего профессионального образования (А. С. Вергузь, Н.В. Ипполитова, Н.М. Снопко, О.Е. Чуйков, Е.В. Чекунов и др.) наметился ряд положительных тенденций организации патриотической работы: 1) расширение деятельности военно-патриотических, правовых, исторических, спортивных клубов и объединений; 2) стремление связывать профессиональную работу выпускников с деятельностью на благо народа и страны; 3) желание преподавателей в рамках учебно-воспитательной деятельности сделать студентов субъектами процессов саморазвития и самовоспитания; 4) развитие и совершенствование новых направлений, форм и методов патриотической работы; 5) составление региональных концепций и программ воспитательной работы, обогащенных включением культурно-исторического, духовно-нравственного, военно-исторического, социально-психологического компонентов; 6) преодоление зацикленности в правовой сфере, обогащение содержания патриотического воспитания за счет обще-социального и духовно-патриотического компонентов.

Так, согласно концепции воспитательной работы ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», воспитательная работа является неотъемлемой частью подготовки разносторонне развитой и профессионально ориентированной личности, обладающей высокой культурой, социальной активностью, интеллигентностью, качествами гражданина, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству. Воспитание патриотизма личности предполагает утверждение в сознании и чувствах молодежи социально значимых патриотических ценностей, гордость за свою Родину, формирование знания исторического прошлого и настоящего Российского государства, Вологодской области и г. Вологды, бережного отношения к народным традициям и обычаям [6].

Для реализации задач народно-патриотического воспитания молодежи в Вологодском государственном университете при Центре воспитательной работы и молодежной политики была создана Молодежная фольклорно-этнографическая студия, которая является добровольным творческим объединением студентов различных факультетов во внеучебной деятельности вуза. Целью Студии является народно-патриотическое воспитание студенческой молодежи, формирование у молодого поколения чувства уважения, любви к истории и культуре своего края. Специфика воспитания народного патриотизма студентов вуза средствами русского фольклора связана с особенностями использования содержательного наполнения народно-песенных, хореографических, инструментальных традиций, выявления их патриотического потенциала, организацией коллективной деятельности по изучению, освоению и сохранению в подлинном виде русской традиционной народной музыки.

Общеизвестно, что любая деятельность развивается по принципу поэтапности движения от одной задачи к другой. Структура целостного педагогического процесса в общем виде включает в себя: основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, взаимодействие воспитателя и воспитанника, сочетание различных средств, методов и форм воспитания, диагностику, критерии эффективности [2]. Таким образом, необходимо целостное, последовательное и поэтапное воспитание личности, в том числе и в сфере народного патриотизма. На первом этапе народно-патриотического воспитания средствами русского фольклора решается задача формирования системы знаний, представлений и патриотических ценностей о сущности русской традиционной народной музыки с позиции патриотизма в современных условиях, а также воспитания к ней положительных чувств. На втором - создание условий для актуализации национально патриотических ценностей и чувств, проявления интереса, желаний и потребностей к изучению и освоению произведений фольклора. На третьем - формирование национальных патриотических ценностных ори-ентаций личности, ее патриотической направленности, поведения и деятельности по отношению к культурно-историческому прошлому и настоящему русского народа, России.

В соответствии с выделенными этапами модели народно-патриотического воспитания определены следующие критерии и показатели оценки его результативности:

1) интеллектуально-эмоциональный критерий, показатели которого характеризуют сформированность народно-патриотических знаний, взглядов и убеждений, патриотических чувств к русскому народу, родному краю, Отечеству;

2) мотивационно-потребностный критерий, показатели которого позволяют определить ценностные ориентации личности, узнать наличие народно-патриотических интересов, желаний, потребностей, уровень народно-патриотической направленности личности;

3) деятельностно-поведенческий критерий, показатели которого выявляют наличие навыков, умений, привычек и готовности самостоятельного и активного патриотического поведения.

Разработанные критерии и показатели воспитания народного патриотизма выступают в качестве алгоритма диагностики уровня сформированности народно-патриотических качеств обучающихся, позволяя судить о степени сформированно-сти всего комплекса личностных патриотических качеств, поскольку избранные показатели в равной степени представляют когнитивную, мотивационную и деятельно-стную сферы личности.

Реализация экспериментальной программы осуществлялась в несколько этапов: констатирующий, формирующий, итоговый. Для определения результатов народно-патриотического воспитания с помощью системы рассмотренных критериев исполь-

зовались следующие методы: наблюдение, анализ конкретной ситуации, опрос, анкетирование, тестирование, логический анализ, сравнительный анализ, обобщение опыта, синтез, моделирование.

На констатирующем этапе эксперимента результаты статистической обработки тестов данных интеллектуально-эмоционального критерия показали, что хуже всего оказались знания и отношения респондентов в сфере государственной политики России, системы ее гражданско-политических ценностей, национальной истории, культуры, фольклора. Почти 50 % опрошенных не испытывают уважения к политике своей страны, законам, правам и обязанностям граждан, а также к духовно-нравственным ценностям общества. Лишь 39,1 % студентов определили патриотизм национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, бескорыстное служение своему народу; 40,2 % - затруднились ответить; 13,2 % - дали другие ответы. Понятие «Родина» многие понимают неясно. В частности, были даны такие ответы: место проживания и рождения - 26,3 %; место, где жили мои предки, куда бы я хотел вернуться - 10,1 %; место, где человеку хорошо - 6,9 %; затруднились ответить - 11,1 %; другие ответы - 35,9 % опрошенных. Менее 20,7 % студентов считают, что современный патриот должен знать историю, традиции, культуру, фольклор своего народа. Отнесли себя к патриотам только 22,1 % опрошенных, затруднились ответить 40,9 % студентов. При выявлении уровня знаний студентов русского фольклора установлено, что только 18,2 % студентов смогли назвать жанры русского фольклора; две и более народные игры сумели назвать 12,8 %; лишь 6,3 % студентов смогли привести строки поэтического текста фольклорного произведения; 22,1 % студентов назвали по пять положительных героев русских сказок; вспомнили русские традиционные народные обряды и праздники 9,1 % испытуемых.

Анализ ответов испытуемых по тестам потребностно-мотивационного критерия показал, что более 50 % опрошенных имеют устойчивое стремление к изучению истории, культуры, традициям своей Родины, духовному и нравственному развитию, оказанию помощи людям и проявляют желание защищать интересы народа и страны, активно трудиться на благо России. В то же время более 45 % студентов не имеют готовности принять на себя ответственность за будущее страны и народа. При ранжировании ценностных ориентаций, достижение которых - цель жизнедеятельности любой личности, наиболее ценными были указаны: успешная карьера, материально благополучная жизнь, интересная работа. Наименее значимыми оказались: творчество, жизненная мудрость, экологическая безопасность. Патриотические ценности выбрали только 14 % респондентов.

Оценка студентов по показателям деятельностно-поведенческого критерия определила, что большая часть испытуемых отстраняется от участия в общественной жизни города, вуза, не посещает кружки, студии, организации культурно-исторической направленности, отстраняется от мероприятий по сохранения и возрождению народной традиционной культуры. Лишь незначительная часть обучающихся иногда участвует в отдельных формах патриотической деятельности, но при этом не проявляет инициативности и самостоятельности. Данные констатирующего этапа эксперимента выявили у испытуемых низкий уровень чувств, интересов, мотивов и потребностей патриотического поведения, слабое знание народных традиций родного края, в том числе фольклора.

Целью формирующего этапа экспериментальной работы стало внедрение и реализация комплексной программы народно-патриотического воспитания. В процессе формирующего этапа эксперимента осуществлялся текущий контроль уровня народно-патриотической воспитанности, отслеживание промежуточных результатов.

Как отмечают психологи (Б.Г. Ананьев, М.В. Гамезо, И.С. Кон, И.В. Шаповален-ко и другие) в юношеском возрасте начинается моделирование жизненного пути и перспектив, заметно повышается интерес к самостоятельному приобретению новых знаний, информации, в саморазвитии, в творчестве. В этом возрасте, благодаря расширению познавательных интересов, круга общения, активно осваиваются базовые социально значимые ценности личности (общечеловеческие, национальные, духовные, эстетические и другие), происходит осознание проблем смысла человеческой жизни. В связи с этим, время юности является благоприятным периодом для вопросов воспитания патриотизма, верности долгу, гражданской ответственности, которые относятся к жизненным ценностям [1], [5], [4], [8].

Как известно, успешность воспитания и социализация личности главным образом зависит от перевода ценностей в ее внутренний план, который невозможен без активной роли эмоций. Интериоризация идеалов и норм требует обязательного «учета диалектического единства когнитивного и чувственного, рационального и практического, социального и индивидуального в личности» [9, с. 36]. В исследованиях отечественных психологов доказано, что в «юности эмоциональная сфера становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию» [8, с. 277].

Обозначенная психологическая особенность юношеского возраста, а также специфика присвоения ценностей позволяют начинать процесс воспитания народного патриотизма студентов с закрепления в их сознании и чувствах положительного эмоционального отклика на произведения русского фольклора. Необходимо отметить, что произведения народной музыки обладают значительным эмоционально-образным потенциалом.

Как показали наши наблюдения, изучение музыкальных особенностей произведений русского фольклора помогает молодежи осознанному участию в процессе его практического освоения: включает юношей и девушек в разнообразные творческие коллективные программы и проекты, оказывает существенное влияние на развитие их эмоционально-чувственной сферы, позволяет с интересом воспринимать подлинные образцы народной музыки, делает их понятными и современными. Участие в ансамблевом пении воспитывает такие качества личности, как самообладание, выдержка, ответственность, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимоответственность. Развивается отзывчивость и инициатива, что является дополнительным стимулом для воспитания национально-эстетических чувств.

Для многих молодых людей поэтические образы былинных героев, исторических преданий русского эпоса, образы русской девушки и парня, а также сам уклад жизни народных исполнителей - жителей Вологодской земли - соотносятся с реалиями сегодняшнего дня. В ходе изучения традиций народной культуры, различных фольклорных произведений ребята и девушки пытались перенести образы, идеалы, ценности русского народа в современные ситуации, доказать их актуальность.

В юности важным становится «познавательная потребность, стремление понимать существо проблемы, быть компетентным, расширять опыт и знания, создавать логически обоснованную картину мира» [4, с. 21]. Все то, что обучающиеся узнают и переживают в ходе народно-патриотического воспитания, должно быть высказано в круг товарищей и педагога, то есть мысли и чувства должны быть вербализирова-ны для того, чтобы отложиться в сознании. Поэтому участники опытно-экспериментальной работы в рамках различных образовательных технологий (беседа, диспут, дискуссия, игра и др.), учебных занятий, связанных с изучением и освоением русского фольклора, высказывали мнение о современной жизни, пытались осмыслить свою роль в культурном, социальном и духовном развитии страны, стара-

лись оценить собственную готовность к решению сложных проблем для поиска ответов на непростые социальные проблемы. Мы обращались к образам героев национального эпоса, народной мудрости, зафиксированной в других жанрах русского фольклора. В результате у студентов появлялось осознание собственной значимости, чувства защищенности, воспитывались патриотические чувства по отношению к своему краю, Родине, стране.

В рамках деятельности Молодежной фольклорно-этнографической студии активно используются разнообразные формы и виды внеучебной воспитательной работы (праздник, «вечерина», концерт, фестиваль, конкурс и др.). Внеаудиторная работа придает воспитательному процессу творческие, игровые, соревновательные формы, которые позволяют в неформальной атмосфере, исподволь приобщать вос-питуемых к подлинным образцам фольклорного наследия, в которых отражены верования и представления, нормы и идеалы русского этноса.

Другим значимым фактором, обеспечивающим важность использования русского фольклора в патриотическом воспитании студентов, является место их рождения или проживания. По нашим данным, более 40 % студентов Вологодского государственного университета являются выходцами из деревень, сел и малых городов Воло-годчины, где до сих пор еще сохранились народные традиции. Как показали опросы, во многих семьях воспитание детей основано на традиционных отечественных ценностях, поэтому эти ребята в большей степени восприимчивы к традициям народной культуры, национальной одежде, фольклору и пр. Некоторые из них знают сказки, игры, заклички, приговоры, приметы, играют на народных инструментах. В вологодских деревнях до настоящего времени отмечают некоторые народные праздники, обряды календарно- и семейно-бытового циклов. Эти обстоятельства убеждают в эффективности и необходимости использования в воспитательной работе с данным контингентом обучаемых народно-песенных, хореографических и инструментальных традиций Вологодской области.

Формирование патриотизма как интегративного качества личности невозможно без развития патриотической деятельности личности. В противном случае это качество выразится лишь в знаниях, которые могут быть не реализованы в жизни. Согласно нашим наблюдениям, приобщение студентов к коллективным занятиям и мероприятия Молодежной фольклорно-этнографической студии (беседы, праздники, экскурсии, диалоги, дискуссии, обсуждения, конкурсы, праздники, экспедиции, ролевые игры) являются эффективными формами развития коммуникативных навыков, товарищества, оптимистического взгляда на жизнь, формирования патриотического сознания. Создание в коллективе атмосферы с ориентацией на духовно-нравственные ценности способствует выстраиванию комфортных отношений в группе, основанных на взаимоуважении, терпимости и признании ценности каждого.

Общение в рассматриваемом возрасте имеет две противоположные тенденции: параллельно с расширением сферы общения происходит углубление, индивидуализация общения [8, с. 279]. Подготовка к различным мероприятиям потребовала от участников Студии глубокого практического освоения различных жанров фольклора, изучения теоретического материала о различных сторонах народной жизни. Участие в событиях патриотической направленности способствовало развитию способности включаться в согласованные действия, развивало доверительность, взаимную выручку, сглаживались свойственные возрасту критичность и бескомпромиссность по отношению к другому.

Известно, что существуют признаки коллектива, ставшие классическими для отечественной педагогики: общественно значимая цель, закон движения коллектива, принципы перспективных линий и параллельного действия, сочетание требования с

уважением к воспитаннику и др. [3, с. 56]. Как показывают результаты исследований, для создания сплоченного коллектива особенно необходима социально значимая цель, определяющая единство содержания и направлений деятельности, психологическую общность. При организации опытно-экспериментальной работы по народно-патриотическому воспитанию в рамках деятельности Молодежной фольклор-но-этнографической студии все общие дела имели социально значимую направленность. Это достигалось путем реализации содержания мероприятий: участие в городских патриотических акциях, гуляниях, связанных с праздниками народного календаря, благотворительных фольклорных программах в детских домах и Доме ветеранов, в культурно-просветительских проектах города, музыкально-литературных вечерах с патриотической тематикой и т. п. На подготовительном этапе со студентами проводились разъяснительные беседы по поводу социального смысла каждого мероприятия. Социальная значимость достигалась участием в таких событиях приглашенных зрителей: студентов других факультетов, друзей, гостей, родителей студентов, юношей и девушек их других образовательных организаций, занимающихся освоением музыкального фольклора. По итогам проведения мероприятий в различных информационных каналах (сайт ВоГУ, группы в социальных сетях, студенческая газета и пр.) публиковались анонсы с фото- и видеоматериалами. Таким образом информация становилась публичной, что придавало общественно значимый смысл проведенным мероприятиям.

В завершении формирующего этапа эксперимента было проведено итоговое тестирование. Анализ данных по показателям интеллектуально-эмоционального критерия выявил, что уровень знаний, чувств в экспериментальной группе (участники фольклорно-этнографической студии) вырос на 23,15 %, а контрольных - на 4,31 %. Наибольшие изменения произошли в знании культурных ценностей русского народа, отношении к его культуре, традициям, фольклорному наследию. Результаты измерения показателей потребностно-мотивационного критерия выявили в экспериментальной группе улучшение его показателей высокого уровня на 15,3 %. Результаты наблюдений, беседы показали значительный рост интереса студентов к изучению народной музыки, желание сохранять традиции и культуры родного края, готовность приносить пользу народу, обществу, проявлять добрососедские чувства к другим народам и религиям. При оценке деятельностно-практического критерия установлено, что к концу реализации экспериментальной программы, обучающиеся стали на 20,6 % активней участвовать в народно-патриотической деятельности вуза. Студенты с интересом посещали фольклорную студию по изучению и освоению фольклорных традиций, участвовали в мероприятиях фольклорной направленности, в народных праздниках, с готовностью занимались благотворительной деятельностью.

Выводы

Таким образом, период обучения в высшем учебном заведении является сензи-тивным для воспитания патриотических чувств, формирования патриотических ценностных ориентаций, патриотического поведения личности. Эффективность воспитания народного патриотизма через приобщение студенческой молодежи к русскому фольклорному наследию обеспечивается связью с коллективным характером совместной деятельности преподавателей и студентов, удовлетворением познавательных потребностей, расширением круга общения, возможностью развития творческих способностей, а также выстраивания взаимоотношений на основе искренности, добросердечия и бескорыстности.

Народно-патриотическое воспитание должно стать одним из инструментов формирования устойчивой культуры патриотического поведения, гражданской ответственности за настоящее и будущее русского народа, решения сложных и долговременных социально-педагогических задач в отношении воспитания современной молодежи.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности. Склонности и способности. Л.: 1962. С. 1517.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988. 479 с.

3. Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2008. 336 с.

4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.

5. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 192 с.

6. Концепция воспитательной работы в Вологодском государственном техническом университете. Утверждена приказом ректора от 06.05.2013 № 07.01-35/0337. Вологда, 2013. 15 с.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 2003. 607 с.

8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Гардари-ки, 2005. 349с.

9. Шиянов Е.Н. Аксиологические основания процесса воспитания // Педагогика. 2007. №10. С. 33-37.

References

1. Anan'ev B.G. Formirovanie odarennosti. Sklonnosti i sposobnosti [Formation of giftedness. Propensities and Abilities]. Leningrad, 1962, рр.15-17.

2. Babanskii YU.K. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1988. 479 p.

3. Vospitatel'naia deyatel'nost'pedagoga [Educational activity of the teacher]. Moscow, 2008. 336 p.

4. Gamezo M.V., Petrova E.A., Orlova L.M. Vozrastnaia i pedagogicheskaia psihologiia [Age and pedagogical psychology]. Moscow, 2003. 512 p.

5. Kon I.S. Psihologiia starsheklassnika [Psychology of high school student]. Moscow, 1980. 192 p.

6. Koncepciia vospitatel'noi raboty v Vologodskom gosudarstvennom tekhnicheskom universi-tete [The concept of educational work in the Vologda State Technical University]. Vologda, 2013. 15 p.

7. Lihachev B.T. Pedagogika: kurs lekcij [Pedagogy: course of lectures]. Moscow, 2003. 607 p.

8. Shapovalenko I.V. Vozrastnaia psihologiia [Age psychology]. Moscow, 2005. 349 p.

9. Shiianov E.N. Aksiologicheskie osnovaniia processa vospitaniia [Axiological foundations of the process of education]. Pedagogika [Pedagogy], 2007, no. 10, pp. 33-37.

Для цитирования: Рейма О.Я. Социально-психологические особенности народно-патриотического воспитания в высшем профессиональном образовании // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №2 (83). С. 180-187. DOI 10.23859/1994-06372018-1-83-23

For citation: Reima O.Y. Social and psychological peculiarities of national patriotic education in higher professional education. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 2 (83), pp. 180-187. DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-83-23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.