Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года
1
УДК 2.37.035.6
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Метелкина Ксения Михайловна, аспирант
Шуйский государственный педагогический университет, г.Шуя, Ивановская обл., Россия
В статье рассматривается значимость народной художественной культуры в патриотическом воспитании молодёжи в условиях художественноархеологической деятельности; определяются цель и задачи археологического объединения
Ключевые слова: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ, ХУДОЖЕСТВЕННО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
UDC 2.37.035.6
TRADITIONAL CULTURE AS A WAY OF TEENAGERS’ PATRIOTIC EDUCATION IN THE ENVIRONMENT OF ARTISTIC AND ARCHEOLOGICAL ASSOCIATION
Metelkina Kseniya Mikhaylovna postgraduate student
Shuya State Pedagogical University, Shuya, Ivanovo region, Russia
In the article, the meaning of traditional art culture is reviewed as a way of teenagers’ patriotic education in the environment of artistic and archeological activities, and it’s aims and problems are defined as well
Keywords: TRADITIONAL CULTURE, PATRIOTIC EDUCATION, ETHNO CULTURAL TRADITIONS, ARTISTIC AND ARCHEOLOGICAL ASSOCIATION
Одной из серьезных проблем нашего времени является отторжение подрастающим поколением отечественной культуры, общественноисторического опыта предшественников. В обществе все более заметной становится утрата традиционного российского патриотического сознания. Многие исследователи молодежной среды отмечают недостаточную сформированность гражданской позиции юношества, подчеркивают, что в ситуации кризисного социума, когда не найдены четкие нравственнодуховные воспитательные идеалы, это проявляется с большей очевидностью. Существует опасность развития деструктивных процессов в молодежной субкультуре. Во многом это связано с проблемами постоянно реформируемого образования, со стремительным снижением воспитательного воздействия отечественной культуры, искусства на воспитание патриотических чувств молодежи. В свое время известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский писал, что истинный патриот не может состояться, развиваясь вне традиций своего народа [1]. Эти мысли авторитетного ученого подтверждают, что система духовно-
http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/03.pdf
Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года
2
нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа, на основе формирования понимания значимости культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему.
Патриотизм - это важнейшая сторона личной и общественной культуры. Происходящие изменения в политическом и социальноэкономическом устройстве России создают принципиально новые требования к проблемам воспитания и образования, в том числе и средствами народного искусства. Это свидетельствует об особой актуальности избранной темы исследования. В педагогическом плане погружение личности в мир этнокультурных традиций ориентировано, в первую очередь, на патриотическое воспитание, на формирование личности молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, на гармонизацию процессов формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности, [2].
В настоящее время интерес к вопросам теории и практики патриотического воспитания в контексте этнокультурных традиций обусловлен его важнейшими функциями в духовном развитии личности и сохранении культурной преемственности поколений. Особое значение в поиске новых форм и методов формирования патриотических ценностей средствами культуры приобрели Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В программных документах указывается, что от правильного понимания идеалов и целей воспитательной работы с юношеством зависят эффективность и качество решения задач во всех
http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/03.pdf
Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года
3
сферах жизни: социальной, экономической, политической, военной и культурной.
В ходе теоретического исследования понятие «патриотизм» рассматривалось в рамках античной философии - Аристотеля, Платона; западных философов - Т. Гоббса, Г.В. Ф. Гегеля, Г. Кершенштейнера. В России в дооктябрьский период проблема патриотического воспитания наиболее ярко отражена в трудах М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского. Во взглядах на цель воспитания их объединяет идея того, что нужно воспитывать патриота, смелого, настойчивого, трудолюбивого, высоконравственного человека. Согласно идеям К.Д. Ушинского, ребенка нужно воспитывать в духе патриотизма, глубокой любви к Родине. Главное место среди задач воспитания он отводит воспитанию нравственности. В начале XX в. большое внимание патриотическому воспитанию уделяли Н.Ф. Бунаков, М.И. Демков, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский, чьи идеи воспитания гражданина, проникнутые патриотическими чувствами, не потеряли актуальности и в настоящее время. Вопросами воспитания молодого поколения занимались ученые-педагоги Ю.К. Бабанский, Я.А. Коменский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.В. Геришина, В.М. Хаустова, Л.С. Холдобина и др. Проблема выявления механизма традиций, их передачи и распространения нашла отражение в работах В.Ш. Проппа; Ю.М. и Б.М. Соколовых, Н.И. Толстого, К.В. Чистова. Важнейшие теоретикометодологические обоснования социально-культурных технологий
патриотического воспитания молодежи содержатся в научных исследованиях М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, A.C. Каргина, B.C. Садовской, Т.К. Солодухиной, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко, которые заложили основы методологии социально-культурного проектирования.
http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/03.pdf
Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года
4
Велико значение этнохудожественной культуры в патриотическом воспитании учащихся и молодежи. На это указывают современные диссертационные исследования Е.З. Соловьёвой [3], И.М. Власовой [4]. В трудах Л.В. Ершовой [5], Т.Я. Шпикаловой [6] и др. раскрывается важность неразрывной связи личности со своим народом, познания его традиционного уклада жизни в прошлом посредством эмоциональнообразной системы традиционного народного искусства. Они
рассматривают методологические подходы приобщения современных школьников к своим культурным корням, пути и формы возрождения утраченных народных обрядов, праздников, ремёсел. Народная художественная культура, обладая огромными возможностями передачи подрастающему поколению знаний, социальных и культурно-
нравственных ценностей, может выступать основной моделью аккумуляции, трансляции и реализации культурного опыта, обеспечивать связь настоящего с прошлым, передачу представлений об общей структуре мироздания, его происхождении, о месте человека в этом мире и его роли в нём, и главное - о Родине [5].
Вместе с тем, следует отметить, что педагогические резервы этнокультурных традиций, как средства патриотического воспитания подрастающего поколения в практике учреждений образования, используются не в полной мере. Народные традиции, праздники и ремёсла мало знакомы современной молодёжи. Недооценка познания и преемственности этнокультурных традиций в современном образовании в конечном итоге ограничивает процесс патриотического воспитания молодежи. В системе патриотического воспитания молодёжи приобщение к сокровищам народной культуры занимает второстепенное место, преимущественно, оно имеет военно-патриотическую направленность. При всей значимости военно-патриотического воспитания, следует подчеркнуть, что знание своих культурных корней является не менее
http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/03.pdf
Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года
5
важным компонентом патриотического сознания личности. Следует отметить также, что на данном этапе недостаточно осмыслены механизмы патриотического воспитания молодежи на этнокультурных традициях посредством художественно-археологической деятельности, практически невостребованным остается огромный человекотворческий потенциал ценностей, содержащихся в глубинных пластах исторического развития, «тайн и загадок» народной культуры, сокрытых в недрах земли. Отсюда возникают противоречия: между безусловной значимостью традиционных ценностей, норм и технологий народной художественной культуры в патриотическом воспитании детей и подростков и отсутствием педагогических стратегий погружения молодого человека в мир традиционной культуры средствами археологической деятельности; между значимостью археологической деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий патриотического воспитания в условиях художественно-археологического объединения.
Объектом нашего исследования является процесс патриотического воспитания молодежи. Предметом исследования выступают педагогические условия патриотического воспитания молодежи в условиях художественно-археологического объединения.
В ходе теоретического исследования был проведен анализ методологических подходов к процессу патриотического воспитания молодежи, отраженных в современных диссертационных исследованиях. Исследователи выделяют такие общетеоретические подходы, как системный, личностно-ориентированный, деятельностный, историкокультурологический. Безусловно, важен каждый из этих подходов, однако, нам представляется, что в этот список можно включить художественноэстетический и этнорегиональный подходы. В основе художественноэстетического подхода заложены закон собственно человеческого отношения к миру вещей и миру людей, закономерности порождения
http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/03.pdf
Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года
6
смысла произведений искусства. Каждое произведение народного искусства, бытовая или художественная вещь всегда имеют особое пространство личностных или коллективных смыслов, символов, знаков. Потому любое произведение народного творчества может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодировано его содержание, важное для потомков, формирующее чувство сопричастности к жизни и творчеству земляков-предшественников [5].
Этнорегиональный подход обусловливает возможность органичного использования регионального компонента в воспитательном процессе дошкольного, школьного и вузовского образования. Обращение к исследовательской деятельности родного края позволяет познать его культурную символическую среду: это символы малой Родины,
географическое пространство, «родная сторонка», («вмещающий
ландшафт»). Восприятие этого на эмоционально-чувственном уровне становится основой формирования патриотизма, нормального чувства национального достоинства.
Патриотическое воспитание предполагает концентрацию ресурсов, форм, различных социально-культурных институтов, в том числе в сфере дополнительного образования, которое выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предлагает свободный выбор сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие и самореализацию личности. Особое место в патриотическом воспитании занимают культурнодосуговые учреждения. Однако, к сожалению, работая в жестких условиях рынка, они все более специализируются в русле зрелищноразвлекательных программ. Деятельность учреждений культуры не ориентирована на решение практического возрождения народных традиций как одного из условий патриотического воспитания современной молодёжи.
http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/03.pdf
Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года
7
В плане исследуемой проблемы несомненный научный и практический интерес представляют проектные концепции развития образовательных институтов отечественного фольклора как одной из важнейших форм художественно-эстетического развития подрастающего поколения. Ведущей идеей таких институтов (школ, творческих коллективов) является культурно-художественная социализация молодёжи средствами традиционной культуры и искусства путём возрождения обрядов, обычаев, ремёсел [3].
Наше исследование строилось на материале художественноархеологической деятельности молодежного клуба-объединения «Клио», организованного в г. Шуе Ивановской области. С 2005 г. клуб осуществляет экспедиционную деятельность в районе п. Клочково Шуйского района Ивановской области, проводит археологические изыскания финно-угорского селища 10-12 веков. На базе объединения ежегодно организуется экспедиция «Иван город» под руководством О. А Несмиян и В.Г.Несмиян, с участием консультанта-археолога - П.Н. Травкина. В экспедиции в разные сезоны принимают участие от 40-80 человек. Костяк экспедиции составляют члены археологического клуба «Клио» (существует на базе Шуйского «Дома пионеров»), студенты Шуйского государственного педагогического университета, учащиеся 7-11 классов города Шуя Шуйского и Родниковского районов Ивановской области, взрослые бывшие члены экспедиции. Примечательно, что в 2006 году в археологической экспедиции поучаствовала группа итальянских ребят-скаутов из города Сполетто. Нередко гостями экспедиции становятся учёные и археологи России и зарубежных стран. Разновозрастный состав экспедиции способствует реализации одного из главных принципов, на которых строится деятельность объединения -каждый участник коллектива является и объектом, и субъектом воспитательного процесса.
http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/03.pdf
Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года
8
Цель археологической экспедиции - получение археологических данных для науки, пропаганда охраны и изучения археологических памятников, приобщение молодых людей к истории, культуре своего родного края.
В задачи экспедиции входит: воспитание у подростков и молодежи чувства патриотизма и гордости за историческое прошлое России; воспитание чувства коллективизма и преемственности поколений; формирование устойчивого интереса у подростков к истории родного края; просветительская деятельность средствами традиционной культуры; содействие возрождению традиционной культуры и ремёсел; выявление исцеляющего аспекта народной эстетики (красоты); духовное и физическое развитие молодёжи.
Работа археологического объединения организована по нескольким направлениям, каждое из которых, помимо своей непосредственной функции, нацелено на решение воспитательных задач:
- непосредственно археологическая работа (правильное ведение раскопа с разметкой и созданием плана-чертежа раскопа; обнаружение находок и очищение их от загрязнений; отрисовка и фотографирование находок, создание на их основе каталога);
- осуществление реконструкций под руководством опытных археологов. За время существования экспедиции 2005-2011гг. были осуществлены реконструкции вертикального ткацкого стана; небольшой доменной печи с мехами для выплавки медных украшений (была проведена успешная выплавка подвески-лунницы из десятикопеечных современных монет) и др.;
- досуговые, прикладные мероприятия: проведение мастер-классов, посвящённых традиционным ремёслам, из материалов, найденных непосредственно на месте стоянки археологического лагеря; ткачество на вертикальном ткацком стане; ткачество поясов на различных
http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/03.pdf
Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года
9
приспособлениях; изготовление поделок из бересты и соломки (шеркунки и бусы); работа с глиной (древняя простейшая жгутовая домашняя посуда и утварь, детские свистульки и погремушки);
- образовательные и воспитательные мероприятия: проведение лекций и бесед по истории родного края (по истории финно-угорского населения, которое обитало на данной территории в 10-12 веках, о бытовых и культурных традициях, о местном костюме, бытовой утвари и ремеслах и т.д.);
- мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности оздоровительные мероприятия в условиях проживания палаточного лагеря, в ходе которых проверяются знания и умения: в ориентировании на местности по карте и компасу; в разжигании костра; в установке палатки; в приготовлении пищи и заготовке дров для полевой кухни; в умении оказывать первую медицинскую помощь; знакомство с русской игровой культурой на свежем воздухе, народной кухней и.т.
Системообразующей основой содержания патриотического воспитания в художественно-археологическом объединении является народная художественная культура во всем многообразии ее проявлений -как форма концентрации уникального мира духовных ценностей и особый пласт искусства, имеющий историческую, эстетическую и педагогическую ценность. Включение подростка в коллективное творчество по воссозданию, реконструкции «картин» прошлого позволяет наиболее эффективно решить весь комплекс педагогических задач - обеспечить общее знакомство с этнокультурными традициями, освоить мир национальной культуры в контексте общемировой, овладеть технологиями трансляции и создания художественных ценностей.
При этом патриотическое воспитание личности предстает как процесс становления трех ее сфер - интеллектуально-практической, мотивационно-ценностной и нравственно-практической.
http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/03.pdf
Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года
10
Патриотическое воспитание подростков на этнокультурных традициях осуществляется в процессе целенаправленного творческого осмысления традиционной культуры, результатом которого является: на личностном уровне - развитое национально-культурное самосознание, этнокультурная идентичность и межкультурная толерантность; на социальном - культурная преемственность, выступающая фактором сохранения единого социокультурного пространства. При этом
национально-культурная идентичность и межкультурная толерантность личности выступают как два взаимозависимых и взаимодополняющих процесса, гармонизация которых осуществляется через целенаправленно отбираемый руководителем этнокультурный материал, содержащий в себе атрибуты самотождественности и открытости, уникальности и универсальности.
Важнейшим объектом педагогического регулирования деятельности художественно-археологического объединения является социально-
культурная среда как оптимальная педагогическая система, эффективно решающая задачи патриотического воспитания за счет: создания условий, обеспечивающих органичное усвоение традиций и ценностей народной культуры и одновременно самореализацию личности путем включения молодого человека в различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, преобразовательно-
творческую; расширения социокультурного контекста воспитательного процесса. Насыщенная этнокультурным материалом среда, которую формируют сами участники объединения, деятельность, основанная на преодолении массы трудностей и препятствий, позволяет наиболее продуктивно использовать потенциал народной художественной культуры.
В рамках такого объединения реализуются такие принципы, как: преемственность поколений в коллективной деятельности детей, подростков и их родителей в фольклорной среде посредством творческого
http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/03.pdf
Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года
11
осознания этнокультурных традиций; структурирование содержания воспитательного процесса в досуговом коллективе по формированию национальной идентичности и межкультурной толерантности;
культуротворческая деятельность подростков по изучению, сохранению и распространению этнокультурных традиций родного края. В конечном итоге постижение прошлого ведет к осознанию настоящего и творению будущего своего края, Родины. Особое значение в нашем исследовании придается принципу приоритетности регионального культурного наследия. Он означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение молодёжи к образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям,
произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Таким образом, через археологическую деятельность, требующую активных физических усилий, через систему разнообразных форм познавательной, просветительской и культурно-досуговой деятельности в экспедиции каждый участник коллектива, прикасаясь к истокам народной художественной культуры и истории родного края, на деятельностном и эмоционально-эстетическом уровне присваивает, формирует в себе крупицы подлинно нравственных чувств - глубокого уважения предков, их труда, творчества; чувство гордости за свой край, бережного отношения к его природе, традициям, истории, культуре.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://education.simcat.ru/dou225/about10.html
2. Ершова Л.В. Патриотическая направленность содержания этнохудожественного образования в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 9. С. 18-21.
http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/03.pdf
Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года
12
3. Соловьёва Е.З. Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодёжи в процессе возрождения народных обрядов: Автореф. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М., 2011. 25 с.
4. Власова И.М. Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте: Автореф. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М., 2005. 22 с.
5. Ершова Л.В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования. Теория и практика. Germany, Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH$ CO.KG., 2012.
6. Шпикалова Т.Я. Этнохудожественное образование студентов вузов культуры и искусства на основе деятельностной парадигмы // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 52-54.
http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/03.pdf