Научная статья на тему 'Русский фольклор в народно-патриотическом воспитании студенческой молодежи'

Русский фольклор в народно-патриотическом воспитании студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1105
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР / НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / RUSSIAN FOLKLORE / PATRIOTIC EDUCATION / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рейма Оксана Ярославовна

Русский фольклор представляет собой специфическую систему культурных ценностей этноса, в которой заключены верования и представления, картина мира, духовно-нравственные и патриотические идеалы и нормы, национальные особенности менталитета. Результатами народно-патриотического воспитания студенческой молодежи являются привитие любви и бережного отношения к традициям русской народной музыки, воспитание патриотических чувств, формирование исторической памяти, национальных патриотических ценностей, сознания и поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FOLKLORE IN PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH

Russian folklore is a specific system of cultural values of an ethnos, in which beliefs and representations, picture of the world, spiritual, moral and patriotic ideals and norms and national mentality are concluded. The results of patriotic education of students are the inculcation of love and respect for the traditions of Russian folk music, the education of patriotic feelings, the formation of historical memory, national patriotic values, consciousness and personal behavior.

Текст научной работы на тему «Русский фольклор в народно-патриотическом воспитании студенческой молодежи»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-82-21 УДК 37.0

Рейма Оксана Ярославовна

Старший преподаватель, Вологодский государственный университет (Вологда, Россия) E-mail: oksana529120@mail.ru

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР В НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© PeflMa O.A., 2017

Reima Oksana Yaroslavovna

Senior Lecturer, Vologda State University (Vologda, Russia) E-mail: oksana529120@mail.ru

RUSSIAN FOLKLORE IN PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH

Аннотация. Русский фольклор представляет собой специфическую систему культурных ценностей этноса, в которой заключены верования и представления, картина мира, духовно-нравственные и патриотические идеалы и нормы, национальные особенности менталитета. Результатами народно-патриотического воспитания студенческой молодежи являются привитие любви и бережного отношения к традициям русской народной музыки, воспитание патриотических чувств, формирование исторической памяти, национальных патриотических ценностей, сознания и поведения личности.

Ключевые слова: русский фольклор, народно-патриотическое воспитание, студенческая молодежь_

Abstract. Russian folklore is a specific system of cultural values of an ethnos, in which beliefs and representations, picture of the world, spiritual, moral and patriotic ideals and norms and national mentality are concluded. The results of patriotic education of students are the inculcation of love and respect for the traditions of Russian folk music, the education of patriotic feelings, the formation of historical memory, national patriotic values, consciousness and personal behavior.

Keywords: Russian folklore, patriotic education, student youth

Введение

В современных условиях, характеризующихся изменением ценностей и смыслов, идеи культурно-исторической обусловленности развития личности приобретают особо важное значение. В обществе постепенно решаются вопросы приобщения подрастающего поколения к традициям национальной культуры, преодолевается ориентация на псевдоценности, возрождается историческая память народа, происходит актуализация гражданских и патриотических факторов воспитания. Актуальность этих идей несомненна, однако патриотическое воспитание в отечественной педагогике традиционно рассматривается преимущественно в военно-историческом и гражданско-правовом ракурсе, а возможности фольклорных традиций, как правило, не используются. В решении данной проблемы в российском обществе необходимым звеном является обращение к подлинным формам традиционного фольклора русского этноса, в которых средствами художественной выразительности аккумулирован духовно-практический опыт народа.

Проблема патриотического воспитания молодежи на уровне государственной политике, в различных молодежных объединениях, в среде студенчества рассмотрена в работах А.С. Вергузя, Д.Н. Вятлева, А.Н. Вырщикова, М.А. Ешев, В.В. Пионтков-ского, В.И. Лутовинова, Т.В. Пискуновой, В.А. Ружа, Н.М. Снопко, В.М. Хаустова,

О.Е. Чуйкова, и др. Вопросы сущности патриотизма как интегративного социально-духовного феномена рассматриваются в работах Т.Е. Вежевич, Г.Я. Гревцевой, Н.В. Ипполитовой, Г.А. Коноваловой, Л.Н. Котруца, С.А. Кочевцевой, С.В. Кривых, С.Е. Матушкина, Н.В. Машенцевой, Д.В. Полежаева, Т.А. Ильиной, И.Д. Лушнико-ва, Н.М. Снопко, И.Ф. Харламова и др. Отдельные вопросы патриотического воспитания средствами фольклора, народных художественных промыслов, народных праздников и обрядов представлены в исследованиях Н.В. Адаевой, Е.Ю. Баймяш-киной, И.И Валиева, В.А. Николаева, Т.Н. Семеновой, В.Н. Шейко, Н.В. Машенце-вой и др. Основные категории фольклора исследуются ведущими отечественными фольклористами В.Е. Гусевым, А.М. Мехнецовым, Г.В. Лобковой, О.А. Пашиной, Б.Н. Путиловым, К.В. Чистовым и др.

Вместе с тем следует констатировать, что, несмотря на внимание отечественных исследователей к данному вопросу, проблема приобщения современной молодежи к фольклорному наследию продолжает оставаться недостаточно разработанной как в теоретическом, так и практическом аспектах. Это требует дополнительных исследований в данной области.

Основная часть

Традиционный фольклор представляет собой специфический вид художественной деятельности, главным содержанием которого является создание, хранение и передача духовных ценностей народа. Как пишет А. М. Мехнецов, в культурной традиции основные элементы фольклора - структура, содержание, язык и функции -связывают в синкретической целостности на практическом уровне (достижение жизненно-важных целей: продолжение рода, здоровье, питание и т.д.), уровне представлений (верования, коллективное знание) и уровень языка фольклора (средства выражения, художественные формы, знаковые системы) [3, с. 18-19]. Таким образом, все виды и формы фольклора синкретически связаны с ритуалом, передаются следующим поколениям только вместе и становятся частью мышления благодаря постоянному воспроизведению в одних и тех же условиях.

Коллекции фольклорно-этнографических материалов Центра традиционной народной культуры Вологодского государственного университета (руководитель -проф., канд. иск., засл. раб. культуры РФ Г.П. Парадовская) свидетельствуют, что патриотическое воспитание в народной культуре не выделялось в особый процесс, но органично включалось в жизнь и быт семьи, общины. Поступки и поведение личности строго регламентировались самим укладом жизни крестьян, требуя проявления высоконравственных качеств: чести, долга, гостеприимства, уважения к людям, бережного отношения к природе и др. Совместная жизнедеятельность взрослых и детей, их участие в народных праздниках и обрядах семейно-бытового и календарного циклов во многом закладывали у детей основы гражданственности и патриотизма. Примером могут служить детские и молодежные ритуалы обхода домов на Филипповское Заговенье, Рождество Христово, Старый Новый год, масленичной неделе, крестопоклонной неделе Великого поста, Пасхе в вологодских традициях

[9].

Первые чувства любви по отношению к близким людям закладывались в жанрах материнского фольклора, которые были призваны воспитать у ребенка чувство привязанности к родительскому дому, защищенности, на котором потом будет основан жизненный оптимизм взрослого. В сюжетах колыбельных песен перед ребенком разворачивается картина его будущей жизни, где он будет трудиться и заботиться о родных, а также система отношений среди людей: «<...> Будешь в лес-от ходить, / Будешь ягодки носить. / Будешь папоньку и мамоньку кормить» [5, с. 138].

Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки) направлены на мотивацию патриотической направленности личности, стимулируют чувство национального достоинства.

При всей важности загадок для умственного развития, их содержание используется для воспитания любви к родной земле. «Меня бьют, колотят, режут, ворочают, а все терплю и всем добром плачу» (Земля пахотная) [10, с. 39], «Матушкой-весной я в платье цветном, мачехой-зимой - в саване одном» (Черемуха) [10, с. 35]. Нравственные категории также скрываются в загадках: «Без веревок, без цепей я свяжу порой людей» (Честное слово) [2, с. 353], «В огне не горит, в воде не тонет и в земле не сгинет» (Правда) [2, с. 389]. Содержание пословиц направлено на мотивацию патриотической направленности личности: «На чужой стороне и весна не красна», «Наша весна красным красна» [8, с. 11], «Русский молодец - ста басурманам конец» [8, с. 17], «Вся семья вместе, так и душа на месте» [8, с. 145]. Крылатые выражения пробуждали чувства любви к матери, семье, родительскому дому: «Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей» [1, с. 7], «Свой уголок - свой простор. Своя хатка - родная матка», «Печь нам мать родная. На печи все красное лето», «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной» [8, с. 565], к родной земле: «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает» [1, с. 7], «Я - Микула, меня любит Мать-Сыра-Земля» [1, с. 12], а также и необходимость ее защищать: «С родной земли - умри не сходи» [2, с. 278], «Родина - мать, умей за нее постоять» [2, с. 273]. Патриотические чувства к Родине возникают на основе любви к близкому: семье, родной деревне, природе, а потом уже к своей стране.

Значительным патриотическим потенциалом обладают эпические жанры: былины, предания, легенды, духовные стихи. В этих жанрах фольклора запечатлены нравственные качества русского человека - смелость, самостоятельность в суждениях, достоинство, самоотречение ради общего блага. В былинах воспеваются героические события истории, показано нравственное превосходство русского народа над иноземцами. «Стыдно мне, богатырю русскому, - говорит Илья Муромец, - бояться реву звериного, шипу змеиного, стыдно мне по окольным дорожкам прятаться» [7].

Духовные стихи - это песни на религиозные темы и сюжеты, занимающие особое место среди жанров фольклора по глубине осмысления мировоззренческих и нравственных проблем. Так, в повествовании про «Алексея, человека Божия» показано одно из основных качеств русского менталитета - нестяжательство - преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами: «Не кидался народ православной не под злато, не под серебро, / А кидался под святого Олексея» [4, с. 248]. Духовные стихи представляли собой своеобразный «кодекс нравственных норм», соблюдение которых регламентировалось традицией, укладом жизни. Так, в сюжете «Политите Петр-Павлы представлены главные «непрощаемые грехи»: «в утробе робенка согрешила», «в корове молоко запирала», «из квашни спорину выносила», «из избы в избу висти переносила», «мужа с жоной розлуцила» [4, с. 255].

В народной лирике находит отражение богатство чувств и настроений людей, раскрывается их духовный мир, отражаются вечные общечеловеческие ценности. В ней представлены различные образы, характеры и темы: любовь и уважение к родителям: «ты снеси-ко письмо батюшку, / родной маменьке целобитьице» [4, с. 273], разлуки с милым другом: «Мой миленькой во походе, / Во походе, не дождаться, / Куда мне с горя деватце» [4, с. 349]; самоотверженность и готовность вступить в бой с врагом: «споженила меня пуля быстрая, / обвенцяла меня сабля вострая» [4, с. 273].

Любовь к семье, матери, родной земле - эмоциональный источник гуманизма и патриотизма.

Широкое распространение в вологодских фольклорных традициях получили различные формы и виды хореографии - пляски, танцы, хороводы, которые заняли прочное место в молодежных собраниях, организованные на Святках, во время Масленицы или летних праздников. В хореографических формах посредством песенных текстов, разнообразных типов движений (в кругах, в рядах, шествия и пр.), композиции фигур («кресты», «восьмерки», «змейка» и пр.) передаются этнически значимые культурные смыслы (например, «круг» - это идея объединения, цикличности, бесконечности жизни и т.д.). Тематическое содержание хороводных песен достаточно разнообразно: группы текстов, связанные с описанием трудовых земледельческих процессов, семейно-бытовых, брачных отношений и др. В воспитании чувства привязанности к малой родине немаловажную роль оказывали поэтические образы родной природы, названия деревень и рек: «Я с-по ельницьку рыжицьки брала да, / С-по березницьку белые грибки» [4, с. 150]; «Из ворот-ворот на улицю да выходили красны девушки, / На руках-то соловья несли, соловеюшко восвистывал» [4, с. 101] и др.

Самостоятельное место в подростково-молодежном фольклоре занимают игровые хороводы и припевки, исполняемые на осенне-зимних «вечеринах», «игрищах», летних гуляниях. Ключевой идеей, лежащей в основе построения сюжетов игровых хороводов и вечерочных припевок является брачная тема: «По-за городу гуляет царев сын, королев сын, / Он невест себе выбирает, / Ростворяйтеся ворота, / Ты зайди, зайди во город, / Ты пониже поклонися, / Кого любишь - поклонися, / Кого любишь - поцелуй» [4, с. 132]. В жанрах народной хореографии через добровольное принятие игровой роли, виртуальное моделирование игрового пространства происходит воспроизводство социального опыта предшествующих поколений, что в свою очередь служит основой формирования этнической идентичности, воспитания чувства любви и привязанности к малой родине.

Мужские плясовые и боевые традиции выполняли важную социализирующую функцию в подростково-юношеской среде. Кулачные бои, состязания, драки, борьба были эффективной школой физического и нравственного воспитания, способствовали формированию качеств, необходимых для будущих защитников и воинов: товарищества, ответственности, выносливости, ловкости, взаимовыручки и др. Служба в армии, военные действия требуют от солдата выполнения приказа защищать не просто абстрактную Родину, а знакомые с детства родные поля, реки и леса, мир и покой родных и близких людей.

Синкретическая взаимосвязь фольклорных произведений с ситуацией бытования, верованиями и представлениями, ценностями и нормами поведения в обществе позволяет определить и их функции в традиции: контактоустанавливающая (как средство коммуникации не только внутри человеческого социума, но и между «тем» и «этим» светом), продуцирующая (влияние на рост культурных растений), магическая (усиление желательных и нежелательных процессов в природе), апотропеиче-ская (защита от нечистой силы и негативных воздействий), структурирующая (организация годового времени и пространства, разнообразных жизненных ритмов, трудовых процессов и обрядовых действ человеческого социума), аксиологическая (фиксация культурных ценностей, норм и представлений на уровне знаков, символов), психотерапевтическая (эмоциональное самовыражение, релаксация, положительные эмоции и чувства) и др. [6, с. 47-50]. Кроме того, посредством совместного пения происходит воспоминание и осмысление жизни, проживание пережитого, приятие себя и ближних, общение с присутствующими, ощущение всех одной семьей. С годами чувства и эмоции становятся более устойчивыми и перерастают в лю-

бовь к малой родине, рождают потребность в сохранении и защите родных мест, благородных чувств по отношению к родным и близким.

В рамках исследования опытно-экспериментальная деятельность со студентами проводилось на базе Молодежной фольклорно-этнографической Студии Центра воспитательной работы и молодежной политики ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет». Исследованием было охвачено 50 студентов очной формы обучения по техническим, гуманитарным, педагогическим, экономическим и другим специальностям вуза.

Опираясь на результаты проведенного исследования, мы разработали модель народно-патриотического воспитания студентов на основе использования различных жанров фольклора вологодских традиций и выделили основные ее компоненты: це-леориентационный (цель, задачи, принципы), содержательный (общенаучная, психолого-педагогическая и предметно-методическая подготовка), процессуальный (организационные формы, методы, средства обучения) и результативный. Учебно-методическое обеспечение деятельности Студии составлено с учетом варьирования теоретического, методического и практического изучения особенностей патриотического воспитания студенческой молодежи средствами русского фольклора. В основу авторской программы положен интегративный подход, предполагающий актуализацию ранее полученного студентами жизненного опыта, а также знаний и навыков, полученных в Студии. Народно-патриотическое воспитание молодежи представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания, направленный на формирование гражданской позиции, национально-патриотической ориентации личности, проявляющейся в ее патриотической направленности и социально ответственной деятельности на благо народа и страны.

В содержание программы включены направления, формы и методы обучения, призванные не только возбудить интерес к прошлому своего народа, истории и культуре родного края, но и сформировать стойкую мотивацию личности к использованию народно-песенных традиций в профессиональной и личностной сферах: коллективные и сольные занятия по народному пению и хореографии; тематические лекции-беседы по истории и культуре Вологодского края; праздники народного календаря; студенческие «вечерины»; музыкально-литературные вечера с патриотической тематикой; конкурсы национальной кухни, народной прозы; выставки изделий народно-прикладного творчества; участие в вузовских и городских культурно-просветительских и социально-благотворительных мероприятиях.

Выводы

В синкретической природе явлений фольклора заключены особые этнопедагоги-ческие и патриотические возможности. Совместные производственно-хозяйственные дела, общинные праздники и обряды семейно-бытового и календарного циклов, народные музыкальные традиции закладывали национальную иерархию ценностей, определяли духовно-нравственный облик русского человека. Отличительными национальными чертами русского народа являются такие качества как соборность, взаимовыручка, эмоциональная открытость, великодушие, бескорыстие, сочувствие, уважение старших и почитание умерших, созидательный труд, терпимость по отношению к ближнему. Совокупность этих качеств называют «русским духом», который позволял нашим предкам создавать и отстаивать независимость народа и страны.

Таким образом, фольклорное наследие русского народа, имеющее тысячелетнюю историю, является ценным историко-культурным достоянием и представляет собой

богатейший духовно-ценностный ресурс, который должен быть положен в основу современной образовательной молодежной политики.

Литература

1. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Московский рабочий, 1994. 560 с.

2. Малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки. Хрестоматия / сост. В.Н. Морохин М.: Высшая школа, 1986. 399 с.

3. Мехнецов А.М. Фольклорный текст в структуре явлений народной традиционной культуры // Народная традиционная культура: статьи и материалы. К 150-летию Санкт-Петербургской консерватории / сост. Е.А. Валевская, К.А. Мехнецова. СПб: Нестор-История, 2014. С. 17-22.

4. Народная традиционная культура Вологодской области. Т. 1: Фольклор и этнография среднего течения реки Сухоны. Ч. 1: Песни, хороводы, инструментальная музыка в обрядах и праздниках годового круга / сост., науч. ред. А.М. Мехнецов. Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2005. 448 с.

5. Народная традиционная культура Вологодской области. Т. 1: Фольклор и этнография среднего течения реки Сухоны. Ч. 2: Народные верования, сказки, необрядовый фольклор / сост., науч. ред. Г.В. Лобкова. Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2009. 286 с.

6. Народное музыкальное творчество / отв. ред. О.А. Пашина. СПб.: Композитор, 2005. 568 с.

7. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 г. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1983. 337 с.

8. Пословицы русского народа: сборник В. Даля: в 3 т. Т. 2. М.: Русская книга, 1993. 704 с.

9. Рейма О.Я. К вопросу национально-патриотического воспитания студенческой молодежи // Традиции народной культуры: проблемы изучения, сохранения и восстановления: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Вологда: ВоГУ, 2017. 99 с.

10. Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно: русские народные загадки. М.: Детская литература, 1991. 64 с.

References

1. Korinfskii A.A. Narodnaia Rus': Kruglyi god skazanii, poverii, obychaev i poslovits russko-go naroda [People's Russia: All the year round tales, beliefs, customs and proverbs of the Russian people]. Moscow, 1994. 560 р.

2. Malye zhanry russkogo fol'klora: poslovitsy, pogovorki, zagadki. [Small genres of Russian folklore: proverbs, sayings, riddles]. Moscow, 1986. 399 р.

3. Mekhnetsov A.M. Fol'klornyi tekst v strukture iavlenii narodnoi traditsionnoi kul'tury [Folklore text in the structure of the phenomena of traditional folk culture]. Narodnaia traditsionnaia kul'tura: Stat'i i materialy. K 150-letiiu Sankt-Peterburgskoi konservatorii [Folk traditional culture: articles and materials]. St Petersburg, 2014, рр. 17-22.

4. Narodnaia traditsionnaia kul'tura Vologodskoi oblasti. T. 1: Fol'klor i etnografiia srednego techeniia reki Sukhony. Ch.1: Pesni, horovody, instrumental'naya muzyka v obryadah i prazdnikah godovogo kruga [Traditional folk culture of the Vologda region. T.1: Folklore and ethnography of the middle course of the Sukhona River. Part 1: Songs, round dances, instrumental music in rituals and annual circle celebrations]. Vologda, 2005. 448 р.

5. Narodnaia traditsionnaia kul'tura Vologodskoi oblasti. T. 1: Fol'klor i etnografiia srednego techeniia reki Sukhony. Ch.2: Narodnye verovaniia, skazki, neobriadovyi fol'klor [Traditional folk culture of the Vologda region. Vol. 1: Folklore and ethnography of the middle course of the Sukhona River. Part 2: Folk beliefs, fairy tales, folklore]. Vologda, 2009. 286 р.

6. Narodnoe muzykal'noe tvorchestvo [Folk musical creativity]. St Petersburg, 2005. 568 р.

7. Onezhskie byliny, zapisannye A.F. Gil'ferdingom letom 1871 g. [Onega's epics recorded by A.F. Hilferding in the summer of 1871]. Arkhangelsk, 1983. 337 р.

8. Poslovitsy russkogo naroda: Sbornik V. Dalia v 3 t. T. 2. [Proverbs of the Russian people: V. Dal's collection of 3 vol., Vol. 2]. Moscow, 1993. 704 р.

9. Reima O.Ia. K voprosu natsional'no-patrioticheskogo vospitaniia studencheskoi molodezhi [On the issue of national-patriotic education of student youth]. Traditsii narodnoi kul'tury: problemy izucheniia, sokhraneniia i vosstanovleniia: sbornik materialov II vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Traditions of folk culture: problems of study, preservation and restoration: a collection of materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference]. Vologda, 2017. 99 р.

10. Umnyi Ivashka. Zhar-ptitsa i Zolotoe zerno: russkie narodnye zagadki [Clever Ivashka. Firebird and the Golden Grain: Russian folk puzzles]. Moscow, 1991. 64 р.

Рейма О.Я. Русский фольклор в народно-патриотическом воспитании студенческой молодежи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №1 (82). С. 149-155.

For citation: Reima O.Y. Russian folklore in patriotic education of student youth. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 1 (82), pp. 149-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.