УДК 378:398
Рейма Оксана Ярославовна
Вологодский государственный университет [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
В данной статье рассматриваются педагогические условия процесса народно-патриотического воспитания студентов во внеучебный деятельности на примере ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» посредством приобщения обучающихся к жанрам, видам и формам русского фольклора, а также её информационное и материально-техническое обеспечение. Педагогическими условиями теоретической модели являются: актуализация мотивации обучающихся к изучению и освоению русского фольклора; наличие возможностей для студентов получения опыта участия в фольклорной патриотически ориентированной деятельности; взаимодействие участников процесса по созданию этнокультурного образовательного пространства в вузе и городе. Конечным результатом реализации педагогических условий народно-патриотического воспитания студентов должно стать воспитание истинного патриота России - личности с высокой степенью социальной ответственности, гражданского долга, умеющей сочетать общественные и личные интересы, готовой реальным вкладом приумножать национальные традиции села, города, региона, страны.
Ключевые слова: народно-патриотическое воспитание, фольклор, модель, высшее профессиональное образование, внеучебная деятельность, студенческая молодёжь.
В современном российском обществе вопросы патриотического воспитания молодёжи является особенно актуальными. Сегодня перед системой высшего профессионального образования стоит задача формирования не только профессионального и образованного специалиста, но и личности с высокой степенью социальной ответственности, гражданской зрелости, готовности к действиям во имя национальных интересов России. Приобщение студенческой молодёжи к ценностям русской традиционной народной музыки (фольклора) как части общей художественной культуры российского общества является важным направлением в патриотическом воспитании личности. В силу своей специфики и принадлежности к древним пластам российской культуры, фольклорное наследие русского народа является важнейшим средством формирования национального самосознания личности, воспитания уважения к народным традициям русской культуры, бережного отношения к природе, языку, обычаям, почитания национальных святынь, героев, воинов, развития готовности трудится на благо народа и страны в единстве с народами, проживающими в России [5].
Разработка и реализация модели народно-патриотического воспитания студентов во внеучеб-ной деятельности на основе использования воспитательного потенциала русского фольклора требует создания необходимых педагогических условий, проведения ряда подготовительных мероприятий, а также наличия в высшем профессиональном образовательном учреждении материально-технического и информационного обеспечения. Под народно-патриотическим воспитанием студентов средствами фольклора во внеучебной деятельности мы понимаем целенаправленный процесс формирования знаний в области русской тради-
ционной народной культуры, этнокультурных традиций региона, жанров, видов и форм русского фольклора; воспитания эмоционально-положительного, уважительного отношения к подлинным произведениям русского фольклора, желания их изучать, осваивать и популяризировать; развития умений и навыков в области фольклорного исполнительства (песенного, плясового, прозаического, инструментального и пр.), способов и действий организации и проведения фольклорной патриотически ориентированной деятельности, что способствует повышению уровня сформированости народно-патриотических качеств обучающихся.
Модель народно-патриотического воспитания студентов на основе использования воспитательного потенциала жанров, видов и форм русского фольклора создана на базе единства культурологического, этнопедагогического, личностно-деятель-ностного и средового подходов и включает в себя три блока: целевой (определяет цель и конкретные задачи исследования), функционально-содержательный (включает условия, формы, методы и средства реализации русского фольклора во внеучебной деятельности) и критериально-результативный (раскрывает уровни, критерии и показатели сфор-мированности народно-патриотических качеств обучающихся на основе использования патриотического потенциала жанров, видов и форм русского фольклора во учебной деятельности) [1; 2].
Эффективность использования воспитательного потенциала жанров, видов и форм русского фольклора во внеучебной деятельности студентов Вологодского государственного университета (далее ВоГУ) в качестве средства формирования народно-патриотических качеств обучающихся обеспечивается следующими педагогическими условиями: 1) актуализация мотивации обучающихся к изучению и освоению русского фольклора;
2) наличие возможностей для студентов получения опыта участия в фольклорной патриотически ориентированной деятельности; 3) взаимодействие участников процесса по созданию этнокультурного образовательного пространства в вузе и городе.
Первое условие предполагает формирование интереса молодёжи к изучению и практическому освоению разнообразных жанров, видов и форм русского фольклора в творческом объединении вуза «Молодёжная фольклорно-этнографическая студия» (далее - МФЭС). Формой реализации данного условия является учебно-образовательное направление МФЭС, осуществляемое через систему практических коллективных и индивидуальных занятий. На учебных занятиях осмысляются и конкретизируются знания по русской традиционной народной культуре, этнокультурным традициям Вологодской области, формируются практические умения и навыки и в области фольклорного исполнительства, воспитывается эстетическое и этическое восприятие аутентичного звучания. Основу изучаемого репертуара составляют архивные материалы научно-образовательного «Центра традиционной народной культуры» вуза, собранные преподавателями и студентами вуза в ходе фоль-клорно-этнографических экспедиций по Вологодской области. Работа с региональными архивными источниками и непосредственное общение с народными исполнителями в собирательской деятельности являются уникальными возможностями изучения многообразия жанров, видов и форм вологодского фольклора в их подлинном виде, в контексте обрядово-праздничных традиций.
Групповые занятия подразделяются на мужской и женский песенные составы, танцевально-плясовую группу. Группу по освоению народно-песенных традиций посещают студенты, желающие научить петь или развить свои вокальные способности. Участники мужского песенного коллектива осваивают протяжные лирические, рекрутские и исторические песни, былины, духовные стихи, плясовые песни, наигрыши на народных инструментах. Целью женского песенного состава является освоение жанров материнского фольклора, традиций лирической песни, календарно-обрядо-вого и свадебного фольклора и др. На занятиях по народной хореографии студентам предоставляется возможность осваивать формы фольклора, связанные с движением - хороводные, плясовые песни, сольные, парные и многофигурные пляски и танцы. Репертуарные программы включают различные жанры, виды и формы региональных фольклорно-этнографических традиций Вологодской области, а также отдельные фольклорные образцы из других локальных фольклорных традиций, принадлежащих к народным традициям русской культуры. Выбор произведений русского фольклора связан с осмыслением заложенного в них воспитатель-
ного потенциала, с ориентацией на диалектическое единство общечеловеческих и национальных ценностей. Важное место в учебных занятиях занимают формы фольклорного «театра» - это историческая реконструкция семейно-бытовых обрядов - свадебного и рекрутского, театра кукол «Петрушки», народной драмы «Лодка». Обрядовое игровое действие, являясь важнейшим компонентом воспитания молодёжи, становится площадкой для их проигрывания социальных ролей и образов, закреплённых в традиции. Поскольку патриотизм является интегративным социальным феноменом, то первостепенное значение приобретает духовно-нравственная основа фольклорных произведений, которая отражается в эстетике народной поэзии, роли и значении фольклорного явления в народной традиции, в её социально-культурной значимости в современные дни [3].
Реализация второго условия предоставляет студентам возможность получения опыта участия в фольклорной патриотически ориентированной деятельности. Данное условие предполагает специально организованное педагогическое воздействие, обеспечивающее гармонизацию этнокультурного и патриотического воспитания молодёжи. Формой реализации данного условия является просветительское и экспедиционное направления деятельности МФЭС. Просветительское направление реализуется как организованная система патриотических и этнокультурных проектов, мероприятий целью и результатом которых является закрепление и совершенствование полученных в учебном процессе знаний по народным традициям русской культуры, практических умений и навыков в области фольклорного исполнительства, а также формирование навыков организации и проведения этнокультурных и патриотических мероприятий.
Мероприятия проводятся согласно учебно-тематическому плану системно, с определенной периодичностью, в соответствии с концептуальной моделью, научно обоснованными рекомендациями, с соблюдением организационно-педагогических условий. Каждое мероприятие включает три обязательных блока, адекватных компонентам теоретической модели: 1) интеллектуально-эмоциональный; 2) потребностно-мотивационный; 3) деятельностно-практический. Разделение мероприятия на блоки условно, т.к. учебно-воспитательная работа проводится целостно и комплексно. Выделенные блоки взаимопроникают и дополняют друг друга. Формами воспитательной работы, позволяющими качественно реализовать данное условие выступают:
1) организация и проведение мероприятий в общежитиях вуза в рамках досугового времени студентов: (студенческие «вечерины», приуроченных к датам и праздникам народного календаря; творческих вечеров и конкурсов по традициям русской тради-
ционной народной культуры (музыкально-литературный вечер «Семья. Любовь. Родина», конкурс-выставка изделий народно-прикладного творчества, конкурс на лучшее освоение жанров народной прозы, конкурс национальной кухни) и др.;
2) тематические беседы и дискуссии («Фольклор и молодёжь: миф или реальность?», «Зачем нам нужны традиции?», «Народный праздник: традиции и современность» и др.), просмотр видеофильмов по вопросам актуальности сохранения и популяризации русской традиционной народной культуры, этнокультурных традиций Вологодской области, развитии молодёжного фольклорного движения на Вологодчине;
3) участие в фольклорных и патриотических концертах, фестивалях, конкурсах, социально значимых проектах молодёжного творчества (международных, всероссийских, межрегиональных, городских, вузовских). Например, в городском молодёжном конкурсе «Вологда - город молодых талантов», в шествии Бессмертного полка 9 мая, концертах, посвящённых Дню Победы; в благотворительных мероприятий (выступление в Доме престарелых, организация и проведение фольклор-но-игровых программ для детей из детских домов г. Вологды), в вузовских мероприятиях («Ярмарка студий», выступления в рамках студенческих конференций и т.д.).
Экспедиционное направление ставит задачей организацию и проведение фольклорно-этнографиче-ских экспедиций по Вологодской области совместно с научно-образовательным «Центром традиционной народной культуры» вуза. Полевые исследования являются эффективной формой обогащения опыта в фольклорном исполнительстве молодёжи. Полевые исследования позволяют максимально приблизиться к аутентичному фольклору, «из первых уст» услышать местный диалект, особенности народно-песенных традиций, дают возможность общения с носителями фольклора, хранящими не только фольклорные традиции, но и вековую народную мудрость. Непосредственное общение с народными исполнителями, совместное разучивание плясовых и песенных форм способствует успешному усвоению исполнительских навыков, формированию нравственных норм поведения, укреплению исторической памяти, связи поколений.
Третье условие процесса народно-патриотического воспитания студентов средствами русского фольклора во внеучебной деятельности вуза предусматривает взаимодействие участников процесса по созданию этнокультурного образовательного пространства в вузе и городе.
Под этнокультурным воспитательным пространством вуза понимается педагогически целесообразное организованное этнокультурное воспитательное пространство (внутреннее и внешнее), в котором реализуется фольклорная патриотиче-
ски ориентированная деятельность [1]. Внутреннее этнокультурное воспитательное пространство охватывает структурные подразделения вуза, имеющие свои определенные функции в процессе народно-патриотического воспитания студентов: 1) научно-образовательный «Центр традиционной народной культуры», который обеспечивает архивными материалами учебный процесс творческого объединения; 2) МФЭС реализует содержание, направления, методы и формы народно-патриотической работы во внеучебной деятельности вуза;
3) Центр воспитательной работы и молодёжной политики определяет стратегию воспитательной работы в вузе, утверждает программу и устав деятельности МФЭС, оказывает различную помощь в организации народно-патриотической деятельности среди студенческой молодёжи, координирует взаимодействие творческих объединений и кружков, студенческого совета, профсоюзной организации, руководителей общежитий в вопросах патриотического воспитания обучающихся;
4) специалисты по работе с молодёжью насыщают этнокультурным содержанием внеучебные мероприятия факультетов; 5) сайт вуза, медиа-портал «Аудитория», электронные баннеры, стенды по народно-патриотическому направлению обеспечивают наполнение информационного поля сведениями о региональных этнокультурных традициях.
Внешнее этнокультурное воспитательное пространство отражает связи и взаимодействия образовательной системы вуза с социумом. К компонентам внешнего пространства относятся: социально-экономические, культурно-образовательные, национальные факторы; система связи между различными субъектами народно-патриотического воспитания села, города, области; региональные народные традиции; социальные партнеры вуза и др. Создание этнокультурного воспитательного пространства происходит на основе сотрудничества студентов вуза с общественными, молодёжными объединениями, клубами, движениями, СМИ, некоммерческими организациями города и области с целью решения задач воспитания патриотизма и гражданственности у современной городской молодёжи, расширения молодёжного фольклорного движения в г. Вологде. Реализация данного условия осуществляется посредством воспитания готовности ориентироваться в фактах, событиях, явлениях современной социокультурной и молодёжной действительности, формировании интереса к событиям в этнокультурной жизни региона, молодёжной политики области. Формой реализации данного условия является добровольческое направление, реализуемые в деятельности МФЭС. Событийное добровольчество предусматривает привлечение к данному направлению студентов вуза не посещающих МФЭС в качестве волонтёров для организации и проведения различных этно-
культурных программ. Перед педагогом ставились задачи развития у студентов умений анализировать социальные, культурные и политические события в области, стране и мире, воспитания повышенной социальной ответственности, лидерских качеств, необходимых для проявления патриотической направленности в повседневной жизни.
Формами воспитательной деятельности являются: 1) сотрудничество с молодежными центрами и организациями г. Вологды по вопросам патриотического и этнокультурного воспитания (например, мероприятия по реализации областной программы «Во славу Отечества», «Город молодых талантов», флеш-моб на фестивале «Голос ремёсел», общие дела с Молодёжным клубом вологодского областного отделения «Всероссийское географическое общество» и региональным отделением всероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз»); 2) организация и проведение народных праздников и гуляний с привлечением городской молодёжи (Покров день, Святки, Масленица и др.), благотворительных акций для ветеранов, людей с ограниченными возможностями, детей из детских домов; 3) педагогическое информирование и просвещение молодых людей о реформах в культурной политике страны и области, обогащение их социального опыта посредством обсуждения необходимости сохранения и возрождения ценностных основ русской традиционной народной культуры не только для представителей русского этноса, но и для всего российского многонационального общества, роли государства в развитии фольклорного движения в стране, роли личности в данном процессе; 4) встречи с представителями власти, занимающиеся вопросами культуры и молодёжной политики в области.
Разработка и реализация теоретической модели народно-патриотического воспитания студентов вуза средствами русского фольклора во внеу-ечбной деятельности требует наличия в высшем профессиональном образовательном учреждении информационного и материально-технического обеспечения. Информационное обеспечение предполагает своевременное изучение педагогом нормативно-правовых документов по вопросам патриотического и этнокультурного воспитания, знакомство с передовым опытом работы по патриотическому воспитанию средствами народной педагогики, фольклора, систематичное извещение о результатах данной работы, достижениях студентов. Так, к законодательной и нормативной документации, в которых отражены вопросы патриотического и гражданского воспитания молодёжи, сохранения и популяризации историко-культурного наследия на уровне региональной политики Вологодской области относятся: «Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года» (с изменениями на 13 июня
2018 года)» (от 17 октября 2016 года № 920); закон Вологодской области «О патриотическом воспитании в Вологодской области» (от 10 июня 2014 года № 3385-ОЗ); закон Вологодской области «О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области» (от 26 февраля 2004 года № 1000ЮЗ); закон Вологодской области «О государственной молодежной политике на территории Вологодской области (с изменениями на 31 января 2018 года)» (от 29 ноября 2005 года № 1376-ОЗ). Важными источниками информационного обеспечения процесса народно-патриотического воспитания в вузе являются: 1) регулярное оповещение студентов о занятиях и мероприятиях МФЭС, конкретных достижениях её участников через сайт, рекламную продукцию, размещённую на афишах и баннерах вуза, интернет-ресурсы; 2) интерактивные программы по русской традиционной народной культуре в студенческих общежитиях; 3) обмен опытом между вузами и общественными организациями города при проведении молодёжных мероприятий патриотической и социально значимой направленности; 4) заседания специалистов Центра воспитательной работы и молодёжной политики по организации работы по патриотическому воспитанию во внеурочное время студентов.
С целью расширения информационно-технологического пространства в вузе приобретены компьютеры, мультимедийные проекторы, подключен Интернет, работает медиа-портал «Аудитория». Материальное обеспечение направлено на создание эффективной учебно-материальной базы, позволяющей решать задачи народно-патриотического воспитания на уровне современных требований для высших учреждений. ВоГУ для реализации народно-патриотического воспитания студентов имеет следующие материальные условия: 1) достаточное оснащение специального кабинета для занятия народным вокалом: в аудитории установлена новая мебель, приобретены видеопроектор, телевизор, компьютерная система, шкафы, зеркала; 2) специальное оборудование: музыкальные инструменты (фортепиано, гармонь, балалайка, гусли); 3) концертный зал на 200 посадочных мест для проведения занятий по народной хореографии, а также концертов, творческих вечеров, мастер-классов; 4) новые комплекты вологодской традиционной народной одежды для юношей и девушек; 5) Музей русской традиционной народной культуры, разместивший несколько экспозиции по этнографии Вологодской области; 6) фонд библиотеки, насчитывающей более 500 экземпляров литературы по русской культуре и фольклору, сборники по региональным традициям; 7) фонд архивных коллекций фольклорно-этнографических материалов, собранный в полевых экспедициях по Вологодской области и др.
Важными источниками информационного обеспечения процесса народно-патриотического воспитания в вузе являются: 1) регулярное оповещение студентов о занятиях и мероприятиях МФЭС, конкретных достижениях её участников через сайт, рекламную продукцию, размещённую на афишах и баннерах вуза, интернет-ресурсы (существуют группа в социальной сети ВКонтакте: «Молодёжная фольклорно-этнографическая студия ВоГУ», «Вологодский государственный университет»); 2) интерактивные программы по русской традиционной народной культуре в студенческих общежитиях; 3) обмен опытом между вузами и общественными организациями города при проведении молодёжных мероприятий патриотической и социально значимой направленности; 4) заседания специалистов «Центра воспитательной работы и молодёжной политики» по организации работы по народно-патриотическому воспитанию во внеурочное время студентов.
Таким образом, разработанная теоретическая модель народно-патриотического воспитания студентов средствами русского фольклора во внеучеб-ной деятельности вуза, требует наличия в высшем профессиональном образовательном учреждении необходимого материально-технического и информационного обеспечения, а также соблюдения педагогических условий: актуализация мотивации обучающихся к изучению и освоению русского фольклора; наличие возможностей для студентов получения опыта участия в фольклорной патриотически ориентированной деятельности; взаимодействие участников процесса по созданию этнокультурного образовательного пространства в вузе и городе. Обозначенные условия тесно взаимосвязаны, дополняют и взаимообуславливают друг друга.
Библиографический список
1. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков,
H.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. - ЗЗ6 с.
2. Гайсина Г. И. Культурологический подход в педагогическом исследовании. - Уфа: Вагант, 2007. - З04 с.
3. Зауторова Э.В. Этнокультурное воспитание детей средствами русской хоровой культуры в учреждениях дополнительного образования II Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 4. -С. 1З1-1ЗЗ.
4. Иванов В.Г, Искакова И.Р. Профессиональное становление студентов и процесс профессионализации в вузе II Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 12. - С. 167-172.
З. Лушников И.Д. Патриотизм как педагогическая проблема современной России II Проблемы воспитания патриотизма I под ред. И. Д. Лушнико-ва. - Вологда: ВИРО, 2004. - С. З-1З.
References
1. Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga I
I.A. Kolesnikova, N.M. Borytko, S.D. Polyakov, N.L. Selivanova; pod obshch. red. VA. Slastyonina i I.A. Kolesnikovoj. - M.: Akademiya, 2008. - ЗЗ6 s.
2. Gajsina G.I. Kul'turologicheskij podhod v pedagogicheskom issledovanii. - Ufa: Vagant, 2007. -З04 s.
3. Zautorova EH.V. EHtnokul'turnoe vospitanie detej sredstvami russkoj horovoj kul'tury v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya II YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2017. -№ 4. - S. 1З1-1ЗЗ.
4. Ivanov VG, Iskakova I.R. Professional'noe stanovlenie studentov i process professionalizacii v vuze II Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2010. - № 12. - S.167-172.
З. Lushnikov I.D. Patriotizm kak pedagogicheskaya problema sovremennoj Rossii II Problemy vospitaniya patriotizma I pod red. I.D. Lushnikova. - Vologda: VIRO, 2004. - S. З-1З.