Научная статья на тему 'Педагогические условия процесса народно-патриотического воспитания студентов средствами русского фольклора во внеучебной деятельности вуза'

Педагогические условия процесса народно-патриотического воспитания студентов средствами русского фольклора во внеучебной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОЛЬКЛОР / МОДЕЛЬ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / NATIONAL PATRIOTIC UPBRINGING / FOLKLORE / MODEL / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рейма Оксана Ярославовна

В данной статье рассматриваются педагогические условия процесса народно-патриотического воспитания студентов во внеучебный деятельности на примере ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» посредством приобщения обучающихся к жанрам, видам и формам русского фольклора, а также её информационное и материально-техническое обеспечение. Педагогическими условиями теоретической модели являются: актуализация мотивации обучающихся к изучению и освоению русского фольклора; наличие возможностей для студентов получения опыта участия в фольклорной патриотически ориентированной деятельности; взаимодействие участников процесса по созданию этнокультурного образовательного пространства в вузе и городе. Конечным результатом реализации педагогических условий народно-патриотического воспитания студентов должно стать воспитание истинного патриота России личности с высокой степенью социальной ответственности, гражданского долга, умеющей сочетать общественные и личные интересы, готовой реальным вкладом приумножать национальные традиции села, города, региона, страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рейма Оксана Ярославовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic conditions of the process of national-patriotic upbringing of students by means of Russian folklore in the extracurricular activities of a higher education institution

This article discusses the pedagogic conditions of the process of popular patriotic upbringing of students in extracurricular activities of Vologda State University by introducing students to the genres, types and forms of Russian folklore, as well as its informational and logistical support. The pedagogic conditions of the theoretical model include: actualisation of students' motivation to the study and development of Russian folklore; availability of opportunities for students to gain experience of participation in folklore patriotically oriented activities; interaction of participants in the process of creating an ethnocultural educational space in the university and in the city. The end result of the implementation of the pedagogic conditions of the people's patriotic upbringing of students should be upbringing of a truepatriot of Russia a person with a high degree of social responsibility, civic duty, one able to combine public and personal interests, ready to multiply the national traditions, either rural, urban, regional, or nation-wide.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия процесса народно-патриотического воспитания студентов средствами русского фольклора во внеучебной деятельности вуза»

УДК 378:398

Рейма Оксана Ярославовна

Вологодский государственный университет oksana529120@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

В данной статье рассматриваются педагогические условия процесса народно-патриотического воспитания студентов во внеучебный деятельности на примере ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» посредством приобщения обучающихся к жанрам, видам и формам русского фольклора, а также её информационное и материально-техническое обеспечение. Педагогическими условиями теоретической модели являются: актуализация мотивации обучающихся к изучению и освоению русского фольклора; наличие возможностей для студентов получения опыта участия в фольклорной патриотически ориентированной деятельности; взаимодействие участников процесса по созданию этнокультурного образовательного пространства в вузе и городе. Конечным результатом реализации педагогических условий народно-патриотического воспитания студентов должно стать воспитание истинного патриота России - личности с высокой степенью социальной ответственности, гражданского долга, умеющей сочетать общественные и личные интересы, готовой реальным вкладом приумножать национальные традиции села, города, региона, страны.

Ключевые слова: народно-патриотическое воспитание, фольклор, модель, высшее профессиональное образование, внеучебная деятельность, студенческая молодёжь.

В современном российском обществе вопросы патриотического воспитания молодёжи является особенно актуальными. Сегодня перед системой высшего профессионального образования стоит задача формирования не только профессионального и образованного специалиста, но и личности с высокой степенью социальной ответственности, гражданской зрелости, готовности к действиям во имя национальных интересов России. Приобщение студенческой молодёжи к ценностям русской традиционной народной музыки (фольклора) как части общей художественной культуры российского общества является важным направлением в патриотическом воспитании личности. В силу своей специфики и принадлежности к древним пластам российской культуры, фольклорное наследие русского народа является важнейшим средством формирования национального самосознания личности, воспитания уважения к народным традициям русской культуры, бережного отношения к природе, языку, обычаям, почитания национальных святынь, героев, воинов, развития готовности трудится на благо народа и страны в единстве с народами, проживающими в России [5].

Разработка и реализация модели народно-патриотического воспитания студентов во внеучеб-ной деятельности на основе использования воспитательного потенциала русского фольклора требует создания необходимых педагогических условий, проведения ряда подготовительных мероприятий, а также наличия в высшем профессиональном образовательном учреждении материально-технического и информационного обеспечения. Под народно-патриотическим воспитанием студентов средствами фольклора во внеучебной деятельности мы понимаем целенаправленный процесс формирования знаний в области русской тради-

ционной народной культуры, этнокультурных традиций региона, жанров, видов и форм русского фольклора; воспитания эмоционально-положительного, уважительного отношения к подлинным произведениям русского фольклора, желания их изучать, осваивать и популяризировать; развития умений и навыков в области фольклорного исполнительства (песенного, плясового, прозаического, инструментального и пр.), способов и действий организации и проведения фольклорной патриотически ориентированной деятельности, что способствует повышению уровня сформированости народно-патриотических качеств обучающихся.

Модель народно-патриотического воспитания студентов на основе использования воспитательного потенциала жанров, видов и форм русского фольклора создана на базе единства культурологического, этнопедагогического, личностно-деятель-ностного и средового подходов и включает в себя три блока: целевой (определяет цель и конкретные задачи исследования), функционально-содержательный (включает условия, формы, методы и средства реализации русского фольклора во внеучебной деятельности) и критериально-результативный (раскрывает уровни, критерии и показатели сфор-мированности народно-патриотических качеств обучающихся на основе использования патриотического потенциала жанров, видов и форм русского фольклора во учебной деятельности) [1; 2].

Эффективность использования воспитательного потенциала жанров, видов и форм русского фольклора во внеучебной деятельности студентов Вологодского государственного университета (далее ВоГУ) в качестве средства формирования народно-патриотических качеств обучающихся обеспечивается следующими педагогическими условиями: 1) актуализация мотивации обучающихся к изучению и освоению русского фольклора;

2) наличие возможностей для студентов получения опыта участия в фольклорной патриотически ориентированной деятельности; 3) взаимодействие участников процесса по созданию этнокультурного образовательного пространства в вузе и городе.

Первое условие предполагает формирование интереса молодёжи к изучению и практическому освоению разнообразных жанров, видов и форм русского фольклора в творческом объединении вуза «Молодёжная фольклорно-этнографическая студия» (далее - МФЭС). Формой реализации данного условия является учебно-образовательное направление МФЭС, осуществляемое через систему практических коллективных и индивидуальных занятий. На учебных занятиях осмысляются и конкретизируются знания по русской традиционной народной культуре, этнокультурным традициям Вологодской области, формируются практические умения и навыки и в области фольклорного исполнительства, воспитывается эстетическое и этическое восприятие аутентичного звучания. Основу изучаемого репертуара составляют архивные материалы научно-образовательного «Центра традиционной народной культуры» вуза, собранные преподавателями и студентами вуза в ходе фоль-клорно-этнографических экспедиций по Вологодской области. Работа с региональными архивными источниками и непосредственное общение с народными исполнителями в собирательской деятельности являются уникальными возможностями изучения многообразия жанров, видов и форм вологодского фольклора в их подлинном виде, в контексте обрядово-праздничных традиций.

Групповые занятия подразделяются на мужской и женский песенные составы, танцевально-плясовую группу. Группу по освоению народно-песенных традиций посещают студенты, желающие научить петь или развить свои вокальные способности. Участники мужского песенного коллектива осваивают протяжные лирические, рекрутские и исторические песни, былины, духовные стихи, плясовые песни, наигрыши на народных инструментах. Целью женского песенного состава является освоение жанров материнского фольклора, традиций лирической песни, календарно-обрядо-вого и свадебного фольклора и др. На занятиях по народной хореографии студентам предоставляется возможность осваивать формы фольклора, связанные с движением - хороводные, плясовые песни, сольные, парные и многофигурные пляски и танцы. Репертуарные программы включают различные жанры, виды и формы региональных фольклорно-этнографических традиций Вологодской области, а также отдельные фольклорные образцы из других локальных фольклорных традиций, принадлежащих к народным традициям русской культуры. Выбор произведений русского фольклора связан с осмыслением заложенного в них воспитатель-

ного потенциала, с ориентацией на диалектическое единство общечеловеческих и национальных ценностей. Важное место в учебных занятиях занимают формы фольклорного «театра» - это историческая реконструкция семейно-бытовых обрядов - свадебного и рекрутского, театра кукол «Петрушки», народной драмы «Лодка». Обрядовое игровое действие, являясь важнейшим компонентом воспитания молодёжи, становится площадкой для их проигрывания социальных ролей и образов, закреплённых в традиции. Поскольку патриотизм является интегративным социальным феноменом, то первостепенное значение приобретает духовно-нравственная основа фольклорных произведений, которая отражается в эстетике народной поэзии, роли и значении фольклорного явления в народной традиции, в её социально-культурной значимости в современные дни [3].

Реализация второго условия предоставляет студентам возможность получения опыта участия в фольклорной патриотически ориентированной деятельности. Данное условие предполагает специально организованное педагогическое воздействие, обеспечивающее гармонизацию этнокультурного и патриотического воспитания молодёжи. Формой реализации данного условия является просветительское и экспедиционное направления деятельности МФЭС. Просветительское направление реализуется как организованная система патриотических и этнокультурных проектов, мероприятий целью и результатом которых является закрепление и совершенствование полученных в учебном процессе знаний по народным традициям русской культуры, практических умений и навыков в области фольклорного исполнительства, а также формирование навыков организации и проведения этнокультурных и патриотических мероприятий.

Мероприятия проводятся согласно учебно-тематическому плану системно, с определенной периодичностью, в соответствии с концептуальной моделью, научно обоснованными рекомендациями, с соблюдением организационно-педагогических условий. Каждое мероприятие включает три обязательных блока, адекватных компонентам теоретической модели: 1) интеллектуально-эмоциональный; 2) потребностно-мотивационный; 3) деятельностно-практический. Разделение мероприятия на блоки условно, т.к. учебно-воспитательная работа проводится целостно и комплексно. Выделенные блоки взаимопроникают и дополняют друг друга. Формами воспитательной работы, позволяющими качественно реализовать данное условие выступают:

1) организация и проведение мероприятий в общежитиях вуза в рамках досугового времени студентов: (студенческие «вечерины», приуроченных к датам и праздникам народного календаря; творческих вечеров и конкурсов по традициям русской тради-

ционной народной культуры (музыкально-литературный вечер «Семья. Любовь. Родина», конкурс-выставка изделий народно-прикладного творчества, конкурс на лучшее освоение жанров народной прозы, конкурс национальной кухни) и др.;

2) тематические беседы и дискуссии («Фольклор и молодёжь: миф или реальность?», «Зачем нам нужны традиции?», «Народный праздник: традиции и современность» и др.), просмотр видеофильмов по вопросам актуальности сохранения и популяризации русской традиционной народной культуры, этнокультурных традиций Вологодской области, развитии молодёжного фольклорного движения на Вологодчине;

3) участие в фольклорных и патриотических концертах, фестивалях, конкурсах, социально значимых проектах молодёжного творчества (международных, всероссийских, межрегиональных, городских, вузовских). Например, в городском молодёжном конкурсе «Вологда - город молодых талантов», в шествии Бессмертного полка 9 мая, концертах, посвящённых Дню Победы; в благотворительных мероприятий (выступление в Доме престарелых, организация и проведение фольклор-но-игровых программ для детей из детских домов г. Вологды), в вузовских мероприятиях («Ярмарка студий», выступления в рамках студенческих конференций и т.д.).

Экспедиционное направление ставит задачей организацию и проведение фольклорно-этнографиче-ских экспедиций по Вологодской области совместно с научно-образовательным «Центром традиционной народной культуры» вуза. Полевые исследования являются эффективной формой обогащения опыта в фольклорном исполнительстве молодёжи. Полевые исследования позволяют максимально приблизиться к аутентичному фольклору, «из первых уст» услышать местный диалект, особенности народно-песенных традиций, дают возможность общения с носителями фольклора, хранящими не только фольклорные традиции, но и вековую народную мудрость. Непосредственное общение с народными исполнителями, совместное разучивание плясовых и песенных форм способствует успешному усвоению исполнительских навыков, формированию нравственных норм поведения, укреплению исторической памяти, связи поколений.

Третье условие процесса народно-патриотического воспитания студентов средствами русского фольклора во внеучебной деятельности вуза предусматривает взаимодействие участников процесса по созданию этнокультурного образовательного пространства в вузе и городе.

Под этнокультурным воспитательным пространством вуза понимается педагогически целесообразное организованное этнокультурное воспитательное пространство (внутреннее и внешнее), в котором реализуется фольклорная патриотиче-

ски ориентированная деятельность [1]. Внутреннее этнокультурное воспитательное пространство охватывает структурные подразделения вуза, имеющие свои определенные функции в процессе народно-патриотического воспитания студентов: 1) научно-образовательный «Центр традиционной народной культуры», который обеспечивает архивными материалами учебный процесс творческого объединения; 2) МФЭС реализует содержание, направления, методы и формы народно-патриотической работы во внеучебной деятельности вуза;

3) Центр воспитательной работы и молодёжной политики определяет стратегию воспитательной работы в вузе, утверждает программу и устав деятельности МФЭС, оказывает различную помощь в организации народно-патриотической деятельности среди студенческой молодёжи, координирует взаимодействие творческих объединений и кружков, студенческого совета, профсоюзной организации, руководителей общежитий в вопросах патриотического воспитания обучающихся;

4) специалисты по работе с молодёжью насыщают этнокультурным содержанием внеучебные мероприятия факультетов; 5) сайт вуза, медиа-портал «Аудитория», электронные баннеры, стенды по народно-патриотическому направлению обеспечивают наполнение информационного поля сведениями о региональных этнокультурных традициях.

Внешнее этнокультурное воспитательное пространство отражает связи и взаимодействия образовательной системы вуза с социумом. К компонентам внешнего пространства относятся: социально-экономические, культурно-образовательные, национальные факторы; система связи между различными субъектами народно-патриотического воспитания села, города, области; региональные народные традиции; социальные партнеры вуза и др. Создание этнокультурного воспитательного пространства происходит на основе сотрудничества студентов вуза с общественными, молодёжными объединениями, клубами, движениями, СМИ, некоммерческими организациями города и области с целью решения задач воспитания патриотизма и гражданственности у современной городской молодёжи, расширения молодёжного фольклорного движения в г. Вологде. Реализация данного условия осуществляется посредством воспитания готовности ориентироваться в фактах, событиях, явлениях современной социокультурной и молодёжной действительности, формировании интереса к событиям в этнокультурной жизни региона, молодёжной политики области. Формой реализации данного условия является добровольческое направление, реализуемые в деятельности МФЭС. Событийное добровольчество предусматривает привлечение к данному направлению студентов вуза не посещающих МФЭС в качестве волонтёров для организации и проведения различных этно-

культурных программ. Перед педагогом ставились задачи развития у студентов умений анализировать социальные, культурные и политические события в области, стране и мире, воспитания повышенной социальной ответственности, лидерских качеств, необходимых для проявления патриотической направленности в повседневной жизни.

Формами воспитательной деятельности являются: 1) сотрудничество с молодежными центрами и организациями г. Вологды по вопросам патриотического и этнокультурного воспитания (например, мероприятия по реализации областной программы «Во славу Отечества», «Город молодых талантов», флеш-моб на фестивале «Голос ремёсел», общие дела с Молодёжным клубом вологодского областного отделения «Всероссийское географическое общество» и региональным отделением всероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз»); 2) организация и проведение народных праздников и гуляний с привлечением городской молодёжи (Покров день, Святки, Масленица и др.), благотворительных акций для ветеранов, людей с ограниченными возможностями, детей из детских домов; 3) педагогическое информирование и просвещение молодых людей о реформах в культурной политике страны и области, обогащение их социального опыта посредством обсуждения необходимости сохранения и возрождения ценностных основ русской традиционной народной культуры не только для представителей русского этноса, но и для всего российского многонационального общества, роли государства в развитии фольклорного движения в стране, роли личности в данном процессе; 4) встречи с представителями власти, занимающиеся вопросами культуры и молодёжной политики в области.

Разработка и реализация теоретической модели народно-патриотического воспитания студентов вуза средствами русского фольклора во внеу-ечбной деятельности требует наличия в высшем профессиональном образовательном учреждении информационного и материально-технического обеспечения. Информационное обеспечение предполагает своевременное изучение педагогом нормативно-правовых документов по вопросам патриотического и этнокультурного воспитания, знакомство с передовым опытом работы по патриотическому воспитанию средствами народной педагогики, фольклора, систематичное извещение о результатах данной работы, достижениях студентов. Так, к законодательной и нормативной документации, в которых отражены вопросы патриотического и гражданского воспитания молодёжи, сохранения и популяризации историко-культурного наследия на уровне региональной политики Вологодской области относятся: «Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года» (с изменениями на 13 июня

2018 года)» (от 17 октября 2016 года № 920); закон Вологодской области «О патриотическом воспитании в Вологодской области» (от 10 июня 2014 года № 3385-ОЗ); закон Вологодской области «О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области» (от 26 февраля 2004 года № 1000ЮЗ); закон Вологодской области «О государственной молодежной политике на территории Вологодской области (с изменениями на 31 января 2018 года)» (от 29 ноября 2005 года № 1376-ОЗ). Важными источниками информационного обеспечения процесса народно-патриотического воспитания в вузе являются: 1) регулярное оповещение студентов о занятиях и мероприятиях МФЭС, конкретных достижениях её участников через сайт, рекламную продукцию, размещённую на афишах и баннерах вуза, интернет-ресурсы; 2) интерактивные программы по русской традиционной народной культуре в студенческих общежитиях; 3) обмен опытом между вузами и общественными организациями города при проведении молодёжных мероприятий патриотической и социально значимой направленности; 4) заседания специалистов Центра воспитательной работы и молодёжной политики по организации работы по патриотическому воспитанию во внеурочное время студентов.

С целью расширения информационно-технологического пространства в вузе приобретены компьютеры, мультимедийные проекторы, подключен Интернет, работает медиа-портал «Аудитория». Материальное обеспечение направлено на создание эффективной учебно-материальной базы, позволяющей решать задачи народно-патриотического воспитания на уровне современных требований для высших учреждений. ВоГУ для реализации народно-патриотического воспитания студентов имеет следующие материальные условия: 1) достаточное оснащение специального кабинета для занятия народным вокалом: в аудитории установлена новая мебель, приобретены видеопроектор, телевизор, компьютерная система, шкафы, зеркала; 2) специальное оборудование: музыкальные инструменты (фортепиано, гармонь, балалайка, гусли); 3) концертный зал на 200 посадочных мест для проведения занятий по народной хореографии, а также концертов, творческих вечеров, мастер-классов; 4) новые комплекты вологодской традиционной народной одежды для юношей и девушек; 5) Музей русской традиционной народной культуры, разместивший несколько экспозиции по этнографии Вологодской области; 6) фонд библиотеки, насчитывающей более 500 экземпляров литературы по русской культуре и фольклору, сборники по региональным традициям; 7) фонд архивных коллекций фольклорно-этнографических материалов, собранный в полевых экспедициях по Вологодской области и др.

Важными источниками информационного обеспечения процесса народно-патриотического воспитания в вузе являются: 1) регулярное оповещение студентов о занятиях и мероприятиях МФЭС, конкретных достижениях её участников через сайт, рекламную продукцию, размещённую на афишах и баннерах вуза, интернет-ресурсы (существуют группа в социальной сети ВКонтакте: «Молодёжная фольклорно-этнографическая студия ВоГУ», «Вологодский государственный университет»); 2) интерактивные программы по русской традиционной народной культуре в студенческих общежитиях; 3) обмен опытом между вузами и общественными организациями города при проведении молодёжных мероприятий патриотической и социально значимой направленности; 4) заседания специалистов «Центра воспитательной работы и молодёжной политики» по организации работы по народно-патриотическому воспитанию во внеурочное время студентов.

Таким образом, разработанная теоретическая модель народно-патриотического воспитания студентов средствами русского фольклора во внеучеб-ной деятельности вуза, требует наличия в высшем профессиональном образовательном учреждении необходимого материально-технического и информационного обеспечения, а также соблюдения педагогических условий: актуализация мотивации обучающихся к изучению и освоению русского фольклора; наличие возможностей для студентов получения опыта участия в фольклорной патриотически ориентированной деятельности; взаимодействие участников процесса по созданию этнокультурного образовательного пространства в вузе и городе. Обозначенные условия тесно взаимосвязаны, дополняют и взаимообуславливают друг друга.

Библиографический список

1. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков,

H.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. - ЗЗ6 с.

2. Гайсина Г. И. Культурологический подход в педагогическом исследовании. - Уфа: Вагант, 2007. - З04 с.

3. Зауторова Э.В. Этнокультурное воспитание детей средствами русской хоровой культуры в учреждениях дополнительного образования II Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 4. -С. 1З1-1ЗЗ.

4. Иванов В.Г, Искакова И.Р. Профессиональное становление студентов и процесс профессионализации в вузе II Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 12. - С. 167-172.

З. Лушников И.Д. Патриотизм как педагогическая проблема современной России II Проблемы воспитания патриотизма I под ред. И. Д. Лушнико-ва. - Вологда: ВИРО, 2004. - С. З-1З.

References

1. Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga I

I.A. Kolesnikova, N.M. Borytko, S.D. Polyakov, N.L. Selivanova; pod obshch. red. VA. Slastyonina i I.A. Kolesnikovoj. - M.: Akademiya, 2008. - ЗЗ6 s.

2. Gajsina G.I. Kul'turologicheskij podhod v pedagogicheskom issledovanii. - Ufa: Vagant, 2007. -З04 s.

3. Zautorova EH.V. EHtnokul'turnoe vospitanie detej sredstvami russkoj horovoj kul'tury v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya II YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2017. -№ 4. - S. 1З1-1ЗЗ.

4. Ivanov VG, Iskakova I.R. Professional'noe stanovlenie studentov i process professionalizacii v vuze II Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2010. - № 12. - S.167-172.

З. Lushnikov I.D. Patriotizm kak pedagogicheskaya problema sovremennoj Rossii II Problemy vospitaniya patriotizma I pod red. I.D. Lushnikova. - Vologda: VIRO, 2004. - S. З-1З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.