Научная статья на тему 'Формирование гражданской культуры студентов при осуществлении внеучебной работы как основа для профилактики экстремизма'

Формирование гражданской культуры студентов при осуществлении внеучебной работы как основа для профилактики экстремизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / ЭКСТРЕМИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / CIVIC CULTURE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / SOCIAL ACTIVITIES OF STUDENTS / EXTREMISM AND SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Милена Александровна

Экстремистская деятельность представляет угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу стабильному развитию (а порой и существованию) государства. Основой противодействия распространению идеологии экстремизма является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Гражданская культура студентов рассматривается как система, состоящая из трех компонентов: когнитивного, потребностно-мотивационного, поведенчески-деятельностного. В качестве примера практической реализации модели формирования гражданской культуры студентов предложен и детально охарактеризован проект «Мы вместе!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Милена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING UP THE STUDENTS’ CIVIC CULTURE DURING THE EXTRA-CURRICULAR STUDY AS A BACKGROUND FOR EXTREMISM PREVENTION

The extremist activity poses a threat to the life and health of citizens. It also affects the sustainable development (and sometimes the very existence) of a state. The basis of the extremism ideology counter-proliferation is to educate the citizens of a law-governed and democratic state capable of socialization in a civil society and showing respect to individual rights and freedoms. Students’ civic culture is viewed as a system consisting of three components: cognitive, need-motivational, behavioral-active ones. As an example of the practical implementation of civic culture formation model the project “We are together!” is offered and described in detail.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской культуры студентов при осуществлении внеучебной работы как основа для профилактики экстремизма»

УДК 378.014 ББК Ч448.043

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА

М.А. Волкова

Экстремистская деятельность представляет угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу стабильному развитию (а порой и существованию) государства. Основой противодействия распространению идеологии экстремизма является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Гражданская культура студентов рассматривается как система, состоящая из трех компонентов: когнитивного, потребностно-мотивационного, поведенчески-деятель-ностного. В качестве примера практической реализации модели формирования гражданской культуры студентов предложен и детально охарактеризован проект «Мы вместе!»

Ключевые слова: гражданская культура, внеучебная работа, социальная активность студенческой молодежи, экстремизм, социальный проект.

Гражданская культура молодежи, в том числе студенческой, является важнейшей предпосылкой и условием становления в России гражданского общества и демократического правового государства. Однако, как показывает проведенный рядом авторов анализ научных источников по данной проблеме, образовательный процесс в организациях профессионального образования далеко не всегда ориентирован на развитие у студентов не только профессиональных, но и гражданских качеств, которые способствуют успешной социальной адаптации личности, ее интеграции в гражданское общество на основе свободы самовыражения, освоения системы общечеловеческих ценностей и гражданско-правовых норм [2-5].

Высшая школа как один из институтов гражданского общества является элементом системы противодействия идеологии терроризма и экстремизма наряду с другими образовательными организациями, федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, бизнес-сообществом, другими институтами гражданского общества.

Идеология экстремизма и терроризма, как показывает практика, может оказывать влияние на современное студенчество. Так, одна из исполнительниц террористического акта в московском метро окончила педагогический

университет, ее родители - учителя в средней школе [1, с. 69].

Актуальность проблемы подготовки в организациях высшего образования бакалавров и магистров, обладающих высоким уровнем гражданской культуры, отражена в документах, формулирующих политику государства в сфере образования. Так, в статье 3, пункте 3 закона «Об образовании в Российской Федерации» гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод, а также свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры провозглашается как один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [8].

Данные принципы нашли отражение в содержании ФГОС третьего поколения. Проиллюстрируем это утверждение типичным примером. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 010200 «Математика и компьютерные науки (квалификация „бакалавр“)» отражены следующие общекультурные компетенции, присвоение которых направлено на формирование гражданской культуры студентов:

- умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчинять личные интересы общей цели (ОК-1);

- обладать знаниями правовых и этических норм и использованием их в профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4) [10].

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по тому же направлению подготовки 010200 «Математика и компьютерные науки (квалификация „магистр1“)» также представлены общекультурные компетенции, присвоение которых направлено на формирование гражданской культуры студентов:

- углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-4) [11].

«Национальная доктрина образования до 2025 года» среди основных целей и задач системы образования в Российской Федерации называет «воспитание... граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [6].

Все это является отражением социального заказа общества сфере образования, в том числе высшего, по формированию в ходе образовательного процесса выпускников, обладающих высоким уровнем гражданской культуры.

Гражданская культура - важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах. Понятие гражданской культуры отражает, прежде всего, уровень осознания гражданином общественных задач, его практической активности в деле претворения их в жизнь. Гражданская культура отдельной личности отражает ее способность разделять общегражданские интересы, использовать социально одобряемые формы и механизмы выработки и реализации совместных решений, согласованных действий. Главной функцией гражданской культуры выступает обеспечение социальной интеграции общества, единства действий в

достижении общей цели гражданского процесса [9].

Формирование гражданской культуры позволяет личности «обрести в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [5, с. 60].

Без сомнения, формирование компетенций, направленных на развитие гражданской культуры личности, осуществляется в ходе присвоения студентами содержания образования изучаемых дисциплин, в первую очередь гуманитарного, социального и экономического цикла для будущих бакалавров и общекультурного цикла для магистрантов, обучающихся по стандартам третьего поколения. Формирование данных компетенций осуществляется с опорой на социокультурную среду организаций высшего образования. И здесь большие возможности для профилактики молодежного экстремизма на основе развития гражданской культуры предоставляет система внеучебной воспитательной работы вуза и факультета.

Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде в последние годы привлекает пристальное внимание научного сообщества, общественных организаций, представителей государственной власти. Ведь экстремистская деятельность представляет угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу стабильному развитию (а порой и существованию) государства.

Государство защищает своих граждан на уровне законодательства. Так, Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, перечисляются основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности и устанавливается ответственность за ее осуществление.

В законе представлено содержание понятия «экстремизм». Под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимают «деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильст-

венное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, унижение национального достоинства; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или ее финансирование».

В статье 5 данного закона говорится о необходимости воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, подчеркивается значение профилактических мер [7].

Формирование гражданской культуры личности является своего рода прививкой против экстремизма. А содействие формированию гражданской культуры такой социальной группы как студенчество особенно важно. Ведь молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, зачастую им свойственны мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности [4].

Осуществление профилактики экстремизма как приверженности к крайним деструктивным взглядам и мерам в молодежной среде представляется целесообразным осуществлять в ходе всего цикла обучения в русле содействия формированию гражданской культуры студентов.

Анализ работ, посвященных данной проблеме, позволил разработать теоретические основания проекта формирования гражданской культуры и законопослушного поведения студентов, препятствующих принятию идеологии экстремизма (как системе деструктивных взглядов и практических действий на основе данных взглядов).

Представляется целесообразным рассматривать гражданскую культуру студентов как систему, состоящую из трех компонентов:

когнитивного, потребностно-мотивационного, поведенчески-деятельностного.

1. Когнитивный компонент включает в себя знания о содержании понятия «гражданская культура», о законных механизмах участия в общественно-политической жизни; о содержании понятия «экстремизм», о содействующих возникновению экстремизма факторах: социально-экономических, политических, культурных и религиозных; о формах проявления экстремизма, об угрозах устойчивому развитию государства, которые несёт экстремизм.

2. Потребностно-мотивационный компонент представляет собой систему доминирующих потребностей, мотивов деятельности и поведения личности в социальной сфере. Формирование ценностного отношения к жизни и здоровью своему и окружающих, к законным механизмам участия в общественнополитической жизни страны, то есть создание условий для усвоения идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.

3. Поведенчески-деятельностный компонент предполагает обогащение опыта деятельности, направленной на повышение социально-политической активности студентов применительно к жизни образовательной организации, муниципалитета, города, региона, страны.

Представляется, что содействовать профилактике экстремизма среди студентов организаций высшего образования может проект «Мы вместе!»

Целевая аудитория проекта - студенты 1-4 курсов (бакалавриат).

Цель проекта: повышение уровня гражданской культуры студенческой молодёжи как основы противодействия идеологии экстремизма.

Предполагаем, что реализация данного проекта будет способствовать получению студентами знаний по теории и практике становления и развития гражданской культуры личности, позитивному отношению к соблюдению норм морали и нравственности, развитию законопослушного поведения, освоению эффективных форм и методов соучастия в гражданских делах, демонстрируемого студентом и как представителем той или иной общественной и политической организации, и как представителем того или иного профессионального сообщества.

Сроки реализации - весь период обучения студентов. В программу целесообразно вносить коррективы, отражающие изменения в общественно-политической жизни в стране и мире.

Особенностью проекта является непрямое воздействие на мотивационную сферу студентов, на формирование системы ценностных ориентаций (в том числе применительно к участию в общественно-политической жизни).

В течение первого года обучения проходят три ключевых мероприятия с первокурсниками:

- дебаты - возможная тема «Власть и народ: мы вместе!» (ноябрь);

- ролевая игра «Выборы - честная политическая борьба» (март);

- конкурс социальных проектов для участия во всероссийских и региональных инновационных форумах, конкурсах бизнес-идей (апрель).

Возможные направления проектирования -«Здоровьесберегающие технологии», «Молодежное творчество», «Развитие молодежного патриотизма», «Привлечение молодежи в

производственный сектор экономики», «Инновации в научно-технической сфере», «Молодежное предпринимательство», «Информационные, блогерские и интернет-проекты» и «Гражданские и общественно-политические молодежные инициативы».

Для качественного проведения трех основных мероприятий необходимо выстроить систему «подготовительных» мероприятий, направленных на вовлечение студентов-первокурсников в активное участие в «ключевых» мероприятиях, позволяющих высказать свои общественно-политические взгляды, услышать точку зрения сверстников на те или иные события общественно-политической жизни страны, попробовать себя в тех или иных ролях при реализации предложенной ситуации участия в жизни гражданского общества и предложить свой проект, вносящий определенную лепту в развитие интеграционных процессов в обществе, в достижение общей цели гражданского процесса современного российского общества.

Приведем проект «подготовительных» мероприятий для проведения первого «ключевого» мероприятия - «Дебаты».

1. Знакомство первокурсников с системой внеучебной воспитательной работой вуза.

2. Презентация системы внеучебной воспитательной работы факультета. Донести

данную информацию до каждого первокурсника позволяет помощь студенческих кураторов (студентов старших курсов, которые с первых шагов помогают первокурсникам адаптироваться к образовательному процессу вуза).

3. «Школа молодого лидера (этап „Учись говорить, слушать, полемизировать!“)»: учеба первокурсников, которым предстоит участвовать в первом серьезном внеучебном мероприятии факультета - дебатах. В ходе учебы, на которую приглашаются только желающие (а задача студенческих кураторов - так зажечь и вдохновить курируемую группу, чтобы желающих стало большинство), первокурсники знакомятся с технологией проведения дебатов, участвуют в «пробных» дебатах, знакомятся с содержанием материала по проблемам гражданского общества, экстремизма, законных механизмов участия в жизни гражданского общества, знание которого необходимо для содержательного ведения полемики. Учебу осуществляют представители студенческого актива вуза и преподаватели цикла социально-гуманитарных дисциплин. В ходе учебы проводится серия дебатов. Для участия в финальных дебатах отбираются студенты, показавшие лучшие результаты.

4. Для информирования о ходе подготовки к ноябрьским дебатам (и освещения их результатов) используются возможности сайта факультета и вуза, группа в социальной сети Вконтакте, посвященная данному мероприятию, возможности вузовской и факультетских газет.

В первые семь месяцев реализации проекта (сентябрь - апрель) команду проекта составляют:

- разработчики проекта;

- ответственные за информационное обеспечение проекта;

- ответственные за взаимодействие с внешними структурами и внутренними подразделениями образовательной организации;

- игротехники.

В апреле после подведения итогов конкурса проектов на уровне образовательной организации происходит пополнение членов команды проекта первокурсниками, победившими в конкурсе проектов, имеющих соответствующие интересы, склонности и способности. Обновленный актив («ветераны» и второкурсники) проводит в следующем учебном году работу с будущими первокурсниками по следующим направлениям:

- курирование первокурсников в процессе работы над проектом;

- создание группы в социальных сетях и проведение в ней обсуждения по различным темам, например, «Единая Россия - сильная Россия?» и др.;

- работа с сайтами для выявления тех, что попадают под категорию экстремистских, а также организация обращения в Роспотребнадзор с предложением о закрытии подобных сайтов;

- проведение (с опорой на членов социологического общества образовательной организации) соцопросов для выявления ценностных ориентаций студентов;

- участие в работе молодёжного Совета г. Челябинска по соответствующему направлению.

Именно обновленный состав организаторов проекта разрабатывает мероприятия следующего года, учитывая интересы первокурсников, особенности общественно-политической ситуации в мире и в стране.

Система таких мероприятий может включать: участие в акциях «Горжусь своим городом», «Горжусь своим вузом»; участие в молодежных фестивалях, форумах по данной проблематике, проведение конкурсов журналистских и иных материалов (фотографий, баннеров, буклетов, социальной рекламы), направленных на повышение гражданской культуры студентов; привлечение к участию в деятельности общественных организаций и иные мероприятия.

Хотелось бы подчеркнуть, что одним из значимых «акцентов» внеучебной работы по повышению гражданской культуры студентов является «региональный». Это предполагает знакомство студенческой молодежи с целями и задачами развития региона, с возможностями для участия в его общественно-политической и культурной жизни, в том числе благодаря участию в деятельностью общественных организаций города и региона. Это предоставляет возможность молодежи вписаться в существующую систему взаимодействия органов власти с обществом.

Так, в ходе подготовки к конкурсу социальных проектов осуществляется анализ социально-экономических проблем региона. В ходе подготовки к дебатам студенты знакомятся с существующей не только в стране, но и в регионе социальной практикой, осуществляется их информирование о потенциальных

возможностях поддержки со стороны государства молодежных, гражданских, общественных инициатив. В этот период осуществляется презентация существующих в области общественных организаций с целью содействия содействие выбору студентами тех, где они могут проявить свою социальную активность в соответствии с интересами, склонностями и способностями.

Если говорить о Челябинской области, то выбор достаточно широк. Среди 39 общественных организаций региона: первичные

профсоюзные организации образовательных учреждений высшей школы, Челябинская ре-гональная волонтерская организация «Доброволец», Челябинская городская общественная организация «Независимый исследовательский Центр «Есть мнение», Автономная некоммерческая организация военно-патриотическое молодежное объединение «Воин», Челябинская областная общественная организация центр детско-юношеского туризма и краеведения «Наследие», Челябинское региональное отделение российской общественной физкультурно-спортивной организации «Юность России», Челябинская региональная общественная организация общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи», Государственное бюджетное учреждение «Молодежный ресурсный центр», Некоммерческое партнерство Челябинский телевизионный историко-музейный культурно-поисковый цент «Булат», Челябинская областная общественная организация развития паркура и уличных видов спорта, Челябинская региональная общественная организация «Центр волонтерских объединений Челябинской области».

Ожидаемый результат проекта, который планируется реализовать в течение четырех лет обучения бакалавров - повышение уровня самосознания и гражданской ответственности студенческой молодёжи, а в перспективе -профессионалов, обладающих высоким уровнем гражданской культуры. Сформирован-ность гражданской позиции, готовность к осуществлению социально значимой деятельности, развитие компетенций проявления социальной активности в рамках существующих в стране законных механизмов свидетельствуют о достаточном уровне гражданской культуры и минимизируют риски создания условий, способствующих проявлению экстремизма в молодежной среде.

Литература

1. Брижак, З.И. Высшее образование и система противодействия идеологии терроризма / З.И. Брижак, П.Н. Ермаков // Рос. психол. журнал. - 2010. - Т. 7, № 5. - С. 68-75.

2. Волкова, М.А. Развитие нравственной культуры студентов в образовательном процессе / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2010. - Вып. 9. - № 23 (199). - С. 82-88.

3. Волкова, М.А. Измерение и оценивание нравственной культуры студентов в ходе учебно-педагогического взаимодействия / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2013. -Т. 5, № 3. - С. 114-121.

4. Звездина, Г.П. Проблема формирования мировоззренческой безопасности как средства профилактики экстремизма в молодежной среде / Г.П. Звездина // Рос. психол. журнал. - 2010. - Т. 7, № 6. - С. 76-80.

5. Курина, В.А. Формирование гражданской культуры у студентов педагогических вузов / В.А. Курина, А.Г. Ступина // Вестник Самар. технол. ун-та. Серия «Психологопедагогические науки». - 2006. - № 44. -С. 57-63.

6. Национальная доктрина образования до 2025 года. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 окт. 2000 г. № 751. - http://www.rg.ru/2000/ 10/H/doktrina-dok.html.

7. Закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности ». - http://base.garant.ru/12127578/.

8. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». -

http://минобрнауки.рф/документы/2974.

9. Политология: слов. - М. : РГУ, 2010. -http://enc-dic.com/polytology/Grazhdanskaja-kultura-2733.html.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 010200 Математика и компьютерные науки (квалификация «бакалавр»). - http://www.edu. ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm374-1.pdf

11. Федеральный государственный об-

разовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 010200 Математика и компьютерные науки (квалификация «магистр»). - http://

www.edu. ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm760-1. pdf.

Волкова Милена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), vma63@inbox.ru.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _____________2014, vol. 6, no. 1, pp. 102-108

BUILDING UP THE STUDENTS’ CIVIC CULTURE DURING THE EXTRA-CURRICULAR STUDY AS A BACKGROUND FOR EXTREMISM PREVENTION

M.A. Volkova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, vma63@inbox.ru

The extremist activity poses a threat to the life and health of citizens. It also affects the sustainable development (and sometimes the very existence) of a state. The basis of the extremism ideology counter-proliferation is to educate the citizens of a law-governed and democratic state capable of socialization in a civil society and showing respect to individual rights and freedoms. Students’ civic culture is viewed as a system consisting of three components: cognitive, need-motivational, behavioral-active ones. As an example of the practical implementation of civic culture formation model the project “We are together!” is offered and described in detail.

Keywords: civic culture, extracurricular activities, social activities of students, extremism and social project.

References

1. Brizhak Z.I. Higher Education System and to Counter Terrorist Ideology [Vysshee obrazovanie i sistema protivodeystviya ideologii terrorizma]. Russian Psychological Journal [Rossiyskiy psikhologi-cheskiy zhurnal], 2010, vol. 7, no 5, pp. 68-75.

2. Volkova M.A. Students' Moral Culture Development in Educational Process [Razvitie nravstvennoy kul'tury studentov v obrazovatel'nom protsesse]. Bulletin of the South Ural State University. Series “Education. Pedagogy” [Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya “Obrazovanie, Pedagogicheskie nauki”], 2010, no. 23, pp. 82-88.

3. Volkova M.A. Measurement and Assesment of Students’ Moral Culture in the Education and Pedagogic interaction [Izmerenie i otsenivanie nravstvennoy kul'tury studentov v khode uchebno-pedagogicheskogo vzaimodeystviya]. Bulletin of the South Ural State University. Series “Education. Pedagogy” [Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya “Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki”], 2013, vol. 5, no 3, pp. 114-121.

4. Zvezdina G.P. The Problem of Formation of Ideological Security as a Means of Preventing Extremism among Young People [Problema formirovaniya mirovozzrencheskoy bezopasnosti kak sredstva profilaktiki ekstremizma v molodezhnoy srede]. Russian Psychological Journal [Rossiyskiy psikhologi-cheskiy zhurnal], 2010, vol. 7, no 6, pp. 76-80.

5. Kurina V.A. Foster Civic Culture among Students of Pedagogical Universities [Formirovanie grazhdanskoy kul'tury u studentov pedagogicheskikh vuzov]. Bulletin of the Samara University of Technology. Series “Psycho-pedagogical sciences” [Vestnik Samarskogo tekhnologicheskogo universiteta, Seriya “Psikhologo-pedagogicheskie nauki”], 2006, no. 44, pp. 57-63.

6. “Natsional'naya doktrina obrazovaniya do 2025 goda”. Utverzhdena Postanovleniem Pravi-tel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751. [“National Doctrine of Education until 2025”. Approved by Decree of the Government of the Russian Federation from October 4, 2000, number 751]. Available at: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (accessed 29 August 2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zakon Rossiyskoy Federatsii “O protivodeystvii ekstremistskoy deyatel'nosti” [Russian Federation Law “On Countering Extremist Activities”]. Available at: http://base.garant.ru/12127578/ (accessed 20 August 2013).

8. Zakon Rossiyskoy Federatsii “Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii” [Russian Federation Law “On Education in the Russian Federation”]. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/2974/ (accessed 15 August 2013).

9. Politologiya. Slovar' [Politics. Dictionary]. Available at: http://enc-dic.com/polytology/ Grazhdanskaja-kultura-2733.html (accessed 30 August 2013).

10. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu 010200 Matematika i komp'yuternye nauki (kvalifikatsiya “bakalavr”) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the Direction 010200 Mathematics and Computer Science (qualification “Bachelor”)]. Available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm374-1.pdf (accessed 20 August 2013).

11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu 010200 Matematika i komp'yuternye nauki (kvalifikatsiya “magistr”) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction 010200 Mathematics and Computer Science (qualification “Master”)]. Available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm760-1.pdf (accessed 20 August 2013).

Поступила в редакцию 3 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.