КОШКИН Андрей Петрович — доктор политических наук, профессор; заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36; [email protected])
ГОРИН Дмитрий Геннадьевич — доктор философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36; [email protected])
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ: КРУГЛЫЙ СТОЛ В РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА
Аннотация. Вниманию читателей предлагается информация о круглом столе «Проблемы противодействия экстремизму и терроризму», который был организован РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках всероссийской научно-практической конференции «Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика». Дискуссия ученых и преподавателей продемонстрировала возрастающий потенциал российских высших учебных заведений в вопросе противодействия вызовам и угрозам современной идеологии экстремизма и терроризма. Произведена оценка возможностей и результатов повышения уровня политической культуры студенческой молодежи и привлечения студентов к конструктивной гражданской активности.
Ключевые слова: круглый стол, противодействие экстремизму, противодействие терроризму, антитеррористическое сознание, образовательные организации
Российский и международный опыт противодействия экстремизму обсуждался на состоявшемся в РЭУ им. Г.В. Плеханова круглом столе в рамках всероссийской научно-практической конференции «Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика». В обсуждении приняли участие представители вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Твери, Тулы, Калининграда, Пензы и др.
На круглом столе отмечалось, что во всем мире наблюдается тревожная тенденция вербовки молодых людей из среды учащейся молодежи для участия в военных конфликтах на стороне террористических организаций. Запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство» только за последние несколько лет завербовала около 5 тыс. российских граждан, среди которых и люди с высшим и неоконченным высшим образованием. С аналогичными проблемами сталкиваются страны Европы и США, совокупный поток потенциальных террористов из которых имеет тенденцию к росту. Качественный состав завербованных показывает, что ни уровень образования, ни информированность о преступных действиях экстремистских и террористических организаций, ни отсутствие психологических или социальных проблем не является безусловной гарантией от воздействия пропаганды идеологии экстремизма и терроризма. Российские и зарубежные исследования профилей террористов показывают, что они, как правило, находятся в пределах нормального психологического состояния, имеют средний или выше среднего социально-экономический статус и относительно высокий уровень образования.
В этих условиях требуется активный обмен результатами российских и зарубежных исследований, в которых выявляются факторы, влияющие на индивидуальное восприятие терроризма и критерии эффективности мер противодействия распространению экстремистских идеологий, а также описываются группы современной молодежи, которые подвержены наибольшим рискам
64
ВЛАСТЬ
2018'01
воздействия идеологии экстремизма и процесса вербовки террористическими организациями.
В современном обществе противодействие экстремизму является важнейшей сферой совместной деятельности органов государственной власти, общественных организаций и учреждений образования. Роль высших учебных заведений состоит в содействии социализации студенческой молодежи, которая фокусирует в себе наиболее острые проблемы общественной жизни. Именно студенческая молодежь становится объектом внимания со стороны террористических организаций, занимающихся вербовкой своих сторонников. Поэтому высшим учебным заведениям отводится существенная роль в формировании антиэкстремистского и антитеррористического сознания.
Участникам круглого стола были представлены результаты проводившихся кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова исследований восприятия студентами образа боевика-террориста, роли социального капитала в снижении подверженности студенческой молодежи идеологии экстремизма, возможностей использования европейского опыта противодействия экстремизму и терроризму. Исследования показали, что в целом студенты имеют антиэкстремистские и антитеррористические установки. Однако были выявлены некоторые различия в показателях социального капитала и восприятии образа боевика-террориста студентами различных курсов и направлений подготовки. В частности, социологические опросы показывают, что более высокие показатели, характеризующие социальный капитал, коррелируют с негативным восприятием образа боевика-террориста. С переходом к старшим курсам наблюдается тенденция снижения межличностного доверия, доверия к институтам, стремления к взаимопомощи. Существуют основания утверждать, что в силу ряда причин более подвержены пропаганде экстремизма студенты 2-го курса обучения высших учебных заведений, среди которых чаще встречаются случаи позитивного восприятия образа боевика-террориста. Этот вывод подтверждает и тот факт, что наибольшая часть студентов высших учебных заведений, завербованных запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство», обучались на 2-м курсе и находились в возрасте 19 лет (например, Варвара Караулова, Мариам Исмаилова, Патимат Абдулаева и др.). Результаты исследований, проводившихся кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, были опубликованы в российских и зарубежных изданиях, доложены на международной конференции в Румынии, доведены до сведения экспертного сообщества и федеральных органов власти.
Как говорили участники круглого стола, в целях противодействия идеологии экстремизма в высших учебных заведениях необходима реализация комплекса мер, направленных на повышение политической и социально-экономической грамотности молодежи, развитие социального капитала, формирование умений молодых людей противодействовать манипулятивным технологиям. Особо отмечалась необходимость повышения роли электронной образовательной среды и сетевых медиа в формировании миролюбия и веротерпимости, поддержания норм поведения, отражающих способность к пониманию сложности современного мира, умение конструктивно взаимодействовать с носителями иных систем убеждения. Речь шла также о необходимости повышения уровня политической культуры студенческой молодежи, привлечения студентов к конструктивной гражданской активности, волонтерству и благотворительной деятельности.
Противодействие распространению идеологий экстремизма должно быть основано на современном мировом опыте, новейших информационных тех-
нологиях и методах воспитания. Поэтому участники круглого стола высказали мнение о необходимости регулярного проведения международных и российских конференций по проблематике противодействия экстремизму и терроризму, а также реализации ведущими университетами России программ повышения квалификации и дополнительного образования по проблематике противодействия экстремизму и терроризму.
KOSHKIN Andrei Petrovich, Dr.Sci.(Pol.Sci.), Professor, Head of the Chair of Political Science and Sociology, Plekhanov Russian University of Economics (36 Stremyanniy Lane, Moscow, Russia, 117997; [email protected]) GORIN Dmitriy Gennad'evich, Dr.Sci. (Philos.), Professor of the Chair of Political Science and Sociology, Plekhanov Russian University of Economics (36 Stremyanniy Lane, Moscow, Russia, 117997; [email protected])
PROBLEMS OF COUNTERACTION TO EXTREMISM AND TERRORISM: ROUND TABLE IN PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS
Abstract. The article presents information on the round table «Problems of Counteraction to Extremism and Terrorism», which was organized by Plekhanov Russian University of Economics in the frames of the scientific conference «Complex Safety of Educational Institutions: Theory and Practice». The discussion of scientists and teachers demonstrated the growing potential of Russian higher education institutions in the issue of countering the challenges and threats of the modern ideology of extremism and terrorism. The opportunities and increase level of political culture of students and engaging students in the constructive civic engagement are assessed.
Keywords: round table, counteraction to extremism, counteraction to terrorism, antiterrorist consciousness, educational organizations