Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание молодежи в условиях активного рекрутирования студентов в террористические организации'

Военно-патриотическое воспитание молодежи в условиях активного рекрутирования студентов в террористические организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕКРУТИРОВАНИЕ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / INFORMATION CONFRONTATION / EDUCATION TECHNOLOGIES / RECRUITING / TERRORISTIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кошкин Андрей Петрович

В статье рассмотрено одно из актуальных направлений военно-патриотического воспитания молодежи, которое характеризуется как работа по противодействию вербовке студентов в боевые террористические организации. Акцентировано внимание на формировании чувства патриотизма как базовой объединяющей национальной идеи в противостоянии рекрутированию студентов в террористы. Раскрыты причины и условия возможной успешной вербовки студентов в состав террористических структур. Выявлены место и роль государства и общества, ценностно-мировоззренческих установок и содержания общеобразовательных программ, образовательных и информационных технологий в противоборстве с рекрутирующими террористами. Сформулированы меры по эффективному противодействию вербовочной кампании террористов в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers one of the most topical lines in military-patriotic education of young people which is characterized as work opposing students' recruiting to terroristic organizations. Special attention is paid to shaping a patriotic feeling as a basic unifying national idea, which counteracts students' recruiting to terrorists. The author shows the reasons for and conditions of possible successful enlisting of students to terroristic structures. He identifies the place and role of state and society, value and outlook standards and content of education programs, education and information technologies in confrontation with recruiting terrorists. Measures aimed at effective counteraction against recruiting campaign in students' masses were formulated.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание молодежи в условиях активного рекрутирования студентов в террористические организации»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ АКТИВНОГО

РЕКРУТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Кошкин Андрей Петрович

доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: 160957@mail.ru

В статье рассмотрено одно из актуальных направлений военно-патриотического воспитания молодежи, которое характеризуется как работа по противодействию вербовке студентов в боевые террористические организации. Акцентировано внимание на формировании чувства патриотизма как базовой объединяющей национальной идеи в противостоянии рекрутированию студентов в террористы. Раскрыты причины и условия возможной успешной вербовки студентов в состав террористических структур. Выявлены место и роль государства и общества, ценностно-мировоззренческих установок и содержания общеобразовательных программ, образовательных и информационных технологий в противоборстве с рекрутирующими террористами. Сформулированы меры по эффективному противодействию вербовочной кампании террористов в студенческой среде. Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, информационное противоборство, образовательные технологии, рекрутирование, террористические организации.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN CONDITIONS OF ACTIVE RECRUITING OF STUDENTS TO TERRORISTIC ORGANIZATIONS

Koshkin, Andrey P.

Doctor of Political Science, Professor, the Head of the Department for Politology and Sociology of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: 160957@mail.ru

The article considers one of the most topical lines in military-patriotic education of young people which is characterized as work opposing students' recruiting to terroristic organizations. Special attention is paid to shaping a patriotic feeling as a basic unifying national idea, which counteracts students' recruiting to terrorists. The author shows the reasons for and conditions of possible successful enlisting of students to terroristic structures. He identifies the place and role of state and society, value and outlook standards and content of

education programs, education and information technologies in confrontation with recruiting terrorists. Measures aimed at effective counteraction against recruiting campaign in students' masses were formulated.

Keywords: military-patriotic education, information confrontation, education technologies, recruiting, terroristic organizations.

В информационном обществе XXI в. формируются принципиально новые потенциальные угрозы жизнедеятельности как отдельных государств и их граждан, так и мирового сообщества в целом. В значительной степени это касается терроризма, мутация которого в наибольшей степени происходит именно в информационной сфере. С помощью Интернета террористы успешно рекрутируют свое новое пополнение. Одним из секторов вербовочного воздействия является российская студенческая молодежь. Вот почему современные угрозы мирового терроризма требуют обновления в подходах к работе с молодежью.

В антивербовочной деятельности в сфере высшего образования прежде всего следует опираться на патриотизм. Президент России В. В. Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров» в феврале 2016 г., подчеркнул, что «у нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». А для того чтобы его пробудить, «нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях» [5]. Такие формы воздействия не являются признаком проявления и утверждения авторитарности. Напротив, это важнейшее условие эффективного развития любого государства и его умение противостоять вызовам террористической угрозы любого уровня.

Сегодня благодаря СМИ мы уже знаем много фактов вербовки российских студентов в ряды боевиков террористической организации «Исламское государство» (ИГ - террористическая организация, запрещенная в России). Студентка МГУ Варвара Караулова, девушки из Белгородского университета, студентка Астраханской медицинской академии, студент из Тверского государственного университета и еще

многие представители интеллектуального авангарда молодежи стремятся попасть на Ближний Восток для совершения «святых дел» или помощи воинам борьбы «добра со злом», не отдавая себе отчета о возможных последствиях. По разным оценкам, более четырех тысяч россиян воевали и еще воюют на стороне боевиков «Исламского государства».

Кто и что толкает молодежь на подобного рода поступки? Конечно, прежде всего - это погоня за материальным достатком. «Исламское государство» - одна из самых богатых террористических организаций в мире, которая не жалеет денег на привлечение в свои ряды молодого пополнения. Схемы «покупки» будущих бойцов джихада самые разнообразные: от быстрого и большого заработка до выделения кредитов, оплаты долгов, помощи родным, близким и друзьям в трудных жизненных ситуациях. А денежные субсидии потом требуют отдавать правоверными действиями. Следует отметить, что вербовкой наемников на войну человечество занимается тысячелетиями, поэтому опыт классических вариантов довольно большой. Но современный научно-технический прогресс предлагает новые технологии вербовки, связанные, например, с Интернетом.

Вербовка в сети имеет явное преимущество для рекрутирующих - дистанционная скрытность затрудняет работу правоохранительных органов. Целевой аудиторией новоявленных киберловцов душ для «ратного дела» являются обеспеченные юноши и девушки, которые имеют не только возможность свободно бродить по бескрайним интернет-просторам, но и обязательства, например, в рамках образовательного курса найти креативное решение социально-политических, экономических и ду-

ховных проблем общества. Многочасовые поиски приводят к разнообразным формам электронного контакта с теми, кто готов не только понять потаенные желания, но и стать единственным слушателем, а затем исполнителем эмоциональных таинств. При многомесячной осторожной, но настойчивой обработке вербовщиками-профессионалами молодой мозг студентов становится послушным, как пластилин, и поддается «творцу ваших интересов» в изощренных поисках истины. В один прекрасный момент появляется тот, кто агрессивно повествует, что судьбоносный час настал - необходимо ехать туда, куда скажут. И вчерашний студент или студентка едут втайне даже от родителей.

На уловки вербовщиков поддается и образованная молодежь. Еще Сократ утверждал: «Чем больше я знаю, тем больше я убеждаюсь в том, что ничего не знаю». Следует согласиться с великим мыслителем Античности, что познание нового увлекает своим процессом и вызывает жажду знаний проверочного, порой необычного для окружающих стремления испытать то, что для других является запретом. В таких случаях в народе говорят: «Горе от ума». Тогда получается, что молодежь следует удерживать от получения образования? Вовсе нет. Знания защищают во многом от совершения дурных поступков, а потому студенты -это авангард молодежи. Но они более подвержены поиску ответов на интересующие их вопросы, становясь при этом довольно легкой добычей для профессионалов, желающих сбить их с намеченного пути [4].

Сегодня ценностно-мировоззренческий потенциал молодежи желает быть лучше. Проблема заключается в том, что на протяжении длительного времени (перестройки и либерализации) в российское молодежное общественное сознание активно внедрялись идеологемы иждивенчества, такие как «живем один раз», «здесь и сейчас», «бери от жизни все, что можешь» и другие суррогаты либерального образа жизни. В результате этого у части молодежи сформировался ценностно-мировоззренческий ва-

куум, заполняемый, с одной стороны, иждивенческими потребностями, а с другой -осознанием некоторой несправедливости общественного устройства, своей личной обделенности, невостребованности и ненужности, формирующими протестное настроение и стремление изменить и даже разрушить окружающий миропорядок. Все это достаточно эффективно используют в своих целях различного рода проповедники радикальных и экстремистских идеологий, в том числе откровенно террористических, для которых вовлечение в ряды террористических группировок представляет собой разновидность профессиональной деятельности - рекрутинг.

Основной упор вербовщиками делается на рекламирование привлекательности идеологии ИГ, участие в рядах которого дает возможность заявить о себе как о состоявшейся личности. Это провоцирует формирование в молодежной среде беспощадность, нетерпимость к мнению других, неуважение к религиозным чувствам людей, придерживающихся иных воззрений, готовность не только к противоправным действиям, в том числе к террористическим акциям, но и даже к самопожертвованию во имя мифических идеалов, насаждаемых вербовщиками.

Посредством этого происходит формирование соответствующего стереотипа поведения молодых людей - стремления выделиться из общей массы сверстников. Не случайно поэтому средний возраст завербованных в террористическую группировку ИГ варьируется в пределах 20-30 лет. При этом для молодых людей их участие в деятельности в составе группировки ИГ является хорошо оплачиваемым промыслом, к тому же окруженным ореолом «романтизма», «шахидизма» и т. д.

Государство и общество занимают активную позицию противодействия вербовочным процессам боевиков. Особое внимание органы государственной власти и институты гражданского общества придают вопросам противодействия протеррористической идеологической обработке российской мо-

лодежи и вербовке ее в боевые отряды террористов. В более широком смысле это предопределяет чрезвычайную значимость проблемы формирования мировоззрения российской молодежи в целом и студенческой в частности. Такое важное положение является императивом государственной политики. В последнее время государство уделяет большое внимание духовно-нравственному воспитанию российской молодежи. Многое в этом направлении уже сделано: реализуется пятая (начиная с 2000 г.) государственная программа патриотического воспитания российских граждан1; принят к исполнению ряд других нормативно-правовых актов, регламентирующих направления совершенствования воспитания и повышения качества образования.

Государство стремится обеспечить комплекс мер по эффективному формированию ценностно-мировоззренческих установок молодежи страны. Иначе это будут делать совершенно другие структуры, такие как «Исламское государство» и ему подобные террористические группировки. Хотя, по сути, они уже это и делают. В большой степени государство и общество в военно-патриотическом воспитании обращается к студенчеству, являющемуся наиболее активной, образованной, интеллектуально развитой, сплоченной и в силу этого наиболее пассионарной частью молодежи. Студенчество обладает избытком эмоциональной и физической энергии, требующей своего выхода в реализации практических дел. И от того, куда будет направлена эта энергия, зависит решение социально-политических, экономических и иных задач развития общества и государства.

Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость разработки и реализации комплекса мер по противодействию вербовки рекрутерами «Исламского государства» представителей студенческой молодежи, является и то, что данная социальная группа непосредственно включена в образовательный процесс, а это предполагает не только получение соответствую-

1 URL: http://government.ru/media/ files/8qq.pdf

щих профессиональных знаний, но и формирование патриотического сознания.

Опыт революций из цикла «арабской весны» наглядно свидетельствует, что именно студенческая молодежь, используемая деструктивными силами, зачастую выступает локомотивом организации массовых беспорядков и столкновений с органами правопорядка. При этом особую роль в организации и осуществлении противоправных действий, их координации сыграло использование информационных технологий. Вследствие этого данные революции (в Египте, Ливии, Сирии и др.) нередко называют также и «твитерными» переворотами. Точно таким же по своей сути стал и государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г., начавшийся с организованных внешними структурами студенческих протестных акций.

Следует признать, что технологии деструктивного воздействия на массовое сознание молодежи, отработанные в ходе различного рода антиправительственных акций, подтвердили свою «эффективность» и, по сути дела, были взяты на вооружение вербовщиками террористической организации «Исламское государство». Это предопределило перспективы постоянного восполнения ИГ своих рядов. Переломить эту ситуацию одними только запретительными мерами не удастся. С учетом того, что вербовка студенческой молодежи осуществляется системно, комплексно и носит сетевой характер, соответственно, и меры противодействия ей должны носить столь же комплексный, системный и сетевой характер. Для противодействия пропаганде привлекательности идеологии ИГ недостаточно только лишь официальных заявлений и публикаций в СМИ.

Дегероизация членов бандформирований и развенчание их ореола «романтизма» - важное направление в военно-патриотическом воспитании молодежи по противодействию вербовке в ИГ. До тех пор, пока в молодежном общественном сознании террористы будут восприниматься как лица, достойные подражания, террористическая группировка

ИГ будет иметь постоянно пополняемую социальную основу. Развенчание этих и подобных им мифов будет способствовать снижению эффективности рекрутинговой деятельности вербовщиков.

Насаждаемым мифам «романтизма» должно быть противопоставлено утверждение в сознании студенческой молодежи реальной сущности феномена участия в структурах террористической группировки ИГ, определяемого наемничеством, т. е., по сути, продажностью.

В процессе противодействия вербовке акцент должен быть сделан на ничтожестве лиц, принимающих участие в структурах ИГ. Это априори должно заставить молодежь задуматься, стоит ли следовать их примеру и повторять их судьбу. Достоянием гласности должны также стать фото и видеокадры с пленными и уничтоженными боевиками ИГ, а также факты никчемности самих игиловцев, например, арест бежавших с поля боя боевиков ИГ, переодевшихся в женщин [1]. Пикантность ситуации определяется тем, что самих женщин террористы данной группировки за людей не считают, а воспринимают их лишь как товар и объект насилия. Такова истинная суть этих «бесстрашных» воинов, способных грабить, убивать, насиловать, не брезгующих ничем.

Противодействие вербовке в террористическую группировку ИГ предполагает формирование ценностных установок, определяющих, что участие в действиях данной преступной структуры - это далеко «не круто» и не престижно, а, напротив, мерзко, гадко и должно вызывать презрение и отторжение. В плане дегероизации целесообразно подготовить цикл информационно-аналитических передач о сегодняшних буднях российских граждан, завербованных ИГ и отбывающих в настоящее время наказание в местах заключения за участие в деятельности этой террористической группировки. Неотвратимость наказания за участие в деятельности данной структуры с последующим ухудшением личного имиджа, социального статуса и созданием пре-

пятствий для карьерного роста и обеспечения собственного благополучия, безусловно, будут способствовать снижению привлекательности как самой группировки, так и возможности любого участия в деятельности ее бандформирований.

Содержание образовательных программ требует адекватной корректировки. На протяжении длительного времени отечественная система образования ориентировалась на удовлетворение потребностей рынка узкопрофильными специалистами в ущерб духовно-нравственной составляющей. Именно в этом коренится одна из основных причин мотивации поступков определенной части студенческой молодежи, основанных на иждивенчестве, стремлении к достижению и потреблению благ любой ценой, вплоть до попрания закона.

Нельзя забывать о том, что вербовка в террористическую группировку осуществляется не только пропагандой химер этно-конфессионального экстремизма, но и обещаниями быстрого обогащения. Точных данных о том, сколько получают боевики ИГ, не существует, но очевидно, что во многом их «зарплата» определяется банальными грабежами и разбоями, а они учету не поддаются. Все это является достаточно действенной приманкой для любителей быстрого обогащения.

Противодействие вербовке студенческой молодежи в ИГ, равно как и в другую подобную ей структуру, предопределяет необходимость преломления потребительского и иждивенческого сознания у молодежи. Решение этой задачи предполагает необходимость наполнения образовательных программ в области гуманитарных дисциплин ценностно-мировоззренческими государственно ориентированными и общественно значимыми установками. И это особенно важно для студенческой молодежи. Не случайно в свое время О. Бисмарк сказал: «Войны выигрываются и проигрываются за школьными партами». А в Китае в свою очередь мудро добавляют: «Если вы хотите победить врага - воспитывайте его детей».

Образовательные технологии, которые были действенны 10 и даже 5 лет назад, в условиях динамично развивающихся систем социальной коммуникации далеко не всегда приносят ожидаемые результаты. Применительно к противодействию вербовке студенческой молодежи в ряды ИГ это означает, что формы и методы указанной работы должны быть сопоставимы с уровнем высоких технологий вербовщиков и даже превосходить их, по крайней мере по таким критериям, как доступность, доверительность, убедительность, аргументированность, авторитетность и др. Это в свою очередь предполагает необходимость реализации комплекса мер по информационному противодействию вербовке студенчества в террористические структуры в рамках общенациональной системы противодействия терроризму. Сущность данной системы заключается в достижении целей государственной антитеррористической политики путем применения специальных средств и способов воздействия на информационный ресурс террористических структур, а также в осуществлении защиты и эффективного использования собственного информационного ресурса [2].

В содержательном аспекте применительно к противодействию вербовке студенчества в ряды ИГ это предполагает реализацию таких мер, как:

- противодействие идеологии терроризма посредством использования информационных ресурсов вузов;

- создание в вузах России организационных, правовых, научных, технических, кадровых, финансовых и других благоприятных условий для эффективного информационного противодействия вербовке студенчества в террористические структуры;

- выявление и прогнозирование возможных направлений вербовки террористов в студенческой среде, сайтов и акка-унтов вербовщиков и принятие мер по их блокировке и привлечению к ответственности провайдеров, обеспечивающих их функционирование;

- поиск и анализ оперативной информации о действиях вербовщиков террористических организаций в студенческой среде и их пособников;

- формирование у студентов бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности и личной ответственности;

- обучение студенческого актива формам и методам работы со студентами, подвергающимися вербовке террористов.

Важнейшим условием обеспечения эффективности противодействия вербовке студенческой молодежи является также непосредственное участие в этой работе представителей самого студенчества. Никого так не послушают студенты, подвергающиеся вербовке, как своих сверстников, находящихся к тому же в дружеских и доверительных с ними отношениях. Активная позиция Совета ветеранов, профессорско-преподавательского состава, старших товарищей университета по освещению реальных событий в военно-патриотической работе будут способствовать повышению иммунитета студенчества против вербовочных технологий [3].

Информационное противодействие вербовке в террористические структуры предполагает реализацию комплекса мер как наступательного, так и защитного характера. Пассивное информационное противодействие предполагает выявление, локализацию и пресечение информационных аккаунтов и иных ресурсов вербовки студенчества в террористические структуры. Данное направление работы должно осуществляться во взаимодействии с представителями органов государственной власти, в том числе подразделениями по информационному противодействию терроризму МВД России, Национального антитеррористического комитета, а также Роскомнадзора.

В отличие от пассивного активное информационное противодействие направлено на заблаговременное выявление и предупреждение фактов вербовки студентов в террористические структуры. При этом очевидно, что акцент в этой работе

должен быть сделан на создании системы культурно-досуговой работы, творческого развития молодежи, которая успешно функционировала в советское время и давала стране выдающихся поэтов и писателей, врачей, ученых и инженеров. Тот же КВН, сегодня превратившийся в шоу, в 1960-х гг. был площадкой интеллектуальных баталий студентов, способствуя развитию не только их творческих способностей, но и духу коллективизма, командно-сти и корпоративизма. Если такая система творчества не будет воссоздана, наша молодежь обречена на подражание чуждым не только стране, но и окружающим «ценностям».

Таким образом, военно-патриотическое воспитание молодежи в новых условиях необходимости активного противодействия рекрутированию студентов в террористические структуры требует от государства, общества и вузов серьезного отношения. Решить эту проблему едва ли возможно, пока основным досуговым центром для молодежи является его собственный компьютер и многочисленные виртуальные социальные сети. Решение обозначенных задач будет способствовать как успешному противодействию вербовке студентов в террористические группировки, так и в целом их участию в противодействии терроризму.

Список литературы

1. Боевики ИГИЛ сбежали с поля боя, переодевшись в женские платья. - URL: http://lifenews.ru / news /151400

2. Бочарников И. В. Информационное противодействие терроризму в современных условиях // Проблемы безопасности. - 2013. - № 3. - С. 2-3.

3. Гришин В. И. Великая Победа великого народа // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 2 (80). - С. 3-7.

4. Кошкин А. П. Исламское государство: студенческая молодежь как свежая кровь. -URL. http://www.rosinform.ru/column/ak/323228-islamskoe-gosudarstvo-studencheskaya-molodezh-kak-svezhaya-krov/

5. Путин: патриотизм - это национальная идея России. - URL: http://rusrand.ru/ response/putin-patriotizm--eto-nacionalnaya-ideya-rossii

References

1. Boeviki IGIL sbezhali s polya boya, pereodevshis' v zhenskie plat'ya [IS Fighters Left the Battle-Field Dressed in Women's Clothes]. (In Russ.). Available at: http:// lifenews.ru/news/151400

2. Bocharnikov I. V. Informatsionnoe protivodeystvie terrorizmu v sovremennykh usloviyakh [Information Counteraction against Terrorism in Current Conditions]. Problemy bezopasnosti [Security Issues], 2013, No. 3, pp. 2-3. (In Russ.).

3. Grishin V. I. Velikaya Pobeda velikogo naroda [Great Victory of the Great Nation]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 2 (80), pp. 3-7. (In Russ.).

4. Koshkin A. P. Islamskoe gosudarstvo: studencheskaya molodezh' kak svezhaya krov' [Islamic State: Young Students as Fresh Blood]. (In Russ.). Available at: http:// www.rosinform.ru/column/ak/323228-islamskoe-gosudarstvo-studencheskaya-molodezh-kak-svezhaya-krov/

5. Putin: patriotizm - eto natsional'naya ideya Rossii [Putin: Patriotism is a National Idea of Russia]. (In Russ.). Available at: http://rusrand.ru/response/putin-patriotizm--eto-nacionalnaya-ideya-rossii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.