Научная статья на тему 'Роль образования в формировании гражданского самосознания личности'

Роль образования в формировании гражданского самосознания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1616
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / EDUCATION / RUSSIA / CIVIC SELF-CONSCIOUSNESS / CITIZENSHIP / CIVIC EDUCATION / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терешина Елена Александровна

Образование выступает действенным средством социализации личности в современных условиях трансформации социальных структур, повышенной конфликтогенности социального пространства. Наряду с этим образование есть эффективный способ формирования гражданского самосознания личности, модернизации всего общественного сознания. В статье подчеркивается, что воспитание чувств патриотизма, терпимости, активной гражданской позиции, адаптация молодежи в меняющейся социально-экономической среде, обучение конструктивному регулированию конфликтов происходит в общем контексте формирования гражданского самосознания личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN CIVIC SELF CONSCIOUSNESS FORMATION

Еducation is an effective means of socialization in modern conditions of transformation of social structures, increased conflicts of social space. Education is an effective way of formation of civil identity of the individual, the modernization of the entire public consciousness. The article emphasizes that instilling a sense of patriotism, tolerance, active citizenship, adaptation of youth in a changing socio-economic environment, teaching constructive conflict management occurs in the context of civic consciousness individual formation.

Текст научной работы на тему «Роль образования в формировании гражданского самосознания личности»

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

УДК 37.017.4

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ

ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Е.А. Терешина

Аннотация. Образование выступает действенным средством социализации личности в современных условиях трансформации социальных структур, повышенной конфликтогенности социального пространства. Наряду с этим образование есть эффективный способ формирования гражданского самосознания личности, модернизации всего общественного сознания. В статье подчеркивается, что воспитание чувств патриотизма, терпимости, активной гражданской позиции, адаптация молодежи в меняющейся социально-экономической среде, обучение конструктивному регулированию конфликтов происходит в общем контексте формирования гражданского самосознания личности.

Ключевые слова: образование, Россия, гражданское самосознание личности, гражданская позиция, гражданское воспитание, гражданственность, молодежь.

THE ROLE OF EDUCATION IN CIVIC SELF

CONSCIOUSNESS FORMATION

E.A. Tereshina

Abstract. Е^сайои is an effective means of socialization in modem conditions of transformation of social structures, increased conflicts of social space. Education is an effective way of formation of civil identity of the individual, the modernization of the entire public consciousness. The article emphasizes that instilling a sense of patriotism, tolerance, active citizenship, adaptation of youth in a changing socio-economic environment, teaching constructive conflict management occurs in the context of civic consciousness individual formation.

Keywords: education, Russia, civic self-consciousness, citizenship, civic education, citizenship, youth.

В настоящее время формирование гражданского самосознания личности выступает предметом активного обсуждения научных кругов и общественности целого ряда государств, в том числе и России. Ученые-обществоведы и практики стремятся осмыслить и разработать пути формирования личности, способной жить в гражданском обществе [1, с.11-13; 6, с. 133136].

На наш взгляд, необходимость развития гражданского самосознания личности определяется усиливающейся глобализацией современного общества, интернационализацией отношений, трансформацией социальных структур, обострением миграционных процессов, повышенной конфликтогенностью социума. Рост нетерпимости, напряженности и ксенофобии в обществе предопределяет потребность в анализе гражданского самосознания, а также способов его формирования.

Понятие гражданского самосознания личности. Гражданское самосознание является неотъемлемой составляющей развития личности. С учетом множества определений, существующих в научной литературе, гражданское самосознание можно истолковать как непрерывный

и динамичный процесс воспитания чувств патриотизма, терпимости, активной гражданской позиции. Оно проявляется в готовности человека осознать себя как гражданина, осмыслить свою принадлежность к определенному обществу, действовать в соответствии с нравственными требованиями и нормами коллективной жизнедеятельности, осознать социальные последствия своего поведения и деятельности. Также гражданское самосознание устремляет человека к активному самовыражению и формирует устойчивую потребность быть челове-ком-гражданином [3, с. 256]. В гражданском самосознании, как представляется, важно обратить внимание на осознание требований общества к самой личности, на понимание личной ответственности человека за свои действия перед обществом.

Социальная значимость гражданского самосознания. Гражданское самосознание играет основополагающую роль в обществе и выполняет в нем ряд функций:

1) когнитивная (познание и отражение личностью конкретной социальной реальности); 2) мировоззренческая, (отражение в гражданском самосознании сложных социальных явлений и

1

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

тенденций их развития - конфликтов, войн и пр.); 3) функция моделирования (способна сконструировать модель поведения, ориентированную на эффективное воздействие на общество); 4) регулятивная (способствует оптимизации регулятивных процессов в деятельности путем преодоления личностью сложных конфликтных ситуаций, связанная с поиском решений проблемных задач и готовностью к социальной адаптации).

Безусловно, все социальные функции гражданского самосознания очень важны для личности, они взаимодополняют друг друга. Все они направлены на развитие гражданственности как интегративного качества личности.

Формирование гражданского самосознания личности в системе образования. Содержательным направлением формирования гражданского самосознания личности выступает образование. Образование представляет собой многогранный и сложный процесс, включающий в себя не только передачу опыта, знаний, умений и навыков от одного поколения к другому, но также восприятие, сохранение, осмысление и применение их в профессиональной деятельности людьми, чей образ жизнедеятельности совершенствуется с помощью науки.

Как отмечают российские ученые, в рамках образовательной системы воспитательное воздействие может быть научно обосновано и системно организованно и способствовать формированию приоритетных духовно-нравственных качеств личности. Непременным результатом образования можно считать развитие личностных, нравственно-культурных и профессиональных качеств человека, способность адаптироваться в меняющейся социальноэкономической среде и положительно влиять на ее изменения, используя свои личностные и профессиональные возможности. На образовательных учреждениях лежит ответственность за степень образованности современного общества, за степень воспитанности, за его уровень гражданского самосознания.

Первичные представления о гражданских ценностях, нравственном воспитании молодые люди получают в образовательных учреждениях - школах, техникумах, вузах. Именно образовательные учреждения готовят молодого человека к жизни в обществе, формируют ответственного гражданина с активной жизненной позицией. Безусловно, весь процесс обучения, развития и воспитания подрастающего и молодого поколения происходит в тесном сотрудничестве образовательных организаций с семьей,

общественными организациями, институтами государственной власти, СМИ.

На наш взгляд, гражданское самосознание молодежи в процессе обучения формируется двумя путями: 1) в рамках учебного процесса; 2) в рамках внеучебной воспитательной деятельности.

Учебная деятельность выступает ключевой для студентов, поскольку большую часть времени они проводят в образовательных учреждениях. В качестве особенностей учебного процесса можно обозначить требования государственного образовательного стандарта и наличие учебных дисциплин, содержащих необходимые материалы по формированию национального и гражданского самосознания молодежи.

Итак, наиболее важное место в деятельности по формированию национального и гражданского самосознания принадлежит федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам. Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации [5]. Именно они определяют соответствующее направление воспитания и образования, направлены на весь учебно-воспитательный процесс.

К примеру, в образовательном стандарте направления «Конфликтология», функционирующее на базе Казанского федерального университета (КФУ), четко обозначены общекультурные компетенции, отражающие формирование мировоззренческой позиции и гражданской позиции у будущих бакалавров-конфликтолов

[2].

Реализация образовательных стандартов предполагает введение в учебные планы образовательных учреждений дисциплин, ориентированных на становление ответственного гражданина со сформированной активной гражданской позицией. В высших учебных заведениях на всех направлениях обучения существует перечень социально-гуманитарных дисциплин, способствующих формированию гражданского самосознания.

Так, в цикле базовых дисциплин направления «Конфликтология» Казанского федерального университета предусмотрены «История России», «Политология», «Социология», «Пе-

2

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

дагогика», «Этнология». Также реализуется целый ряд специальных учебных дисциплин. В числе их: «Профилактика экстремизма и терроризма», «Социальное партнерство», «Культура поведения в конфликте», «Ненасилие и толерантность». Основной целью введения этих дисциплин является воспитание в молодом поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и социальными группами вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности, политических и идеологических предпочтений, мировоззрения, мышления и поведения.

Следует отметить, что формирование гражданского самосознания тесно связано с формированием негативного отношения к насилию, агрессии любой направленности. Сегодня в условиях принятия конфликта как социальной нормы и элемента социальной динамики, необходимо исключить насилие как способ разрешения конфликта. Причем «разрешение конфликтных ситуаций должно способствовать не подавлению личности, а наоборот, личностному росту каждого человека» [4]. Для реализации поставленной цели мы используем практико-ориентированный подход в учебном процессе. Лекционные занятия чередуются с практическими. На практических занятиях студенты выполняют творческие задания, анализируют кейсы и пр.

Значимый потенциал по формированию гражданского самосознания личности содержится во внеучебной воспитательной работе. Студенты немалую часть времени, свободную от учебного процесса, зачастую посвящают общественной деятельности.

Как показывает опыт, государственные структуры часто сталкиваются с проблемами в построении диалога с молодым поколением, напротив, внутри самой молодежной среды не существует серьезных коммуникативных барьеров. Общественные организации положительно влияют на формирование гражданского самосознания молодежи. На это есть несколько оснований.

Во-первых, общественные организации и объединения есть форма выражения гражданско-патриотического, правового воспитания, приобщения учащихся к ценностям общества и государства. Так, своего рода институтом воспитания молодежи выступает добровольческое волонтерское движение. Именно благодаря волонтерской деятельности молодежь приобщает-

ся к социально значимой и общественно полезной деятельности, участвует в различных социальных проектах [7, 92-96].

Сегодня в КФУ осуществляют свою деятельность более 50 общественных студенческих объединений разной направленности. Деятельность общественных организаций связана с патриотическим воспитанием, развитием активной гражданской позиции молодежи (поисковый отряд «Снежный Десант, Центр патриотического воспитания, Добровольческий центр студентов и др.). Во-вторых, в рамках общественных организаций и объединений студенты активно занимаются реализацией программ и проектов по развитию гражданского воспитания, толерантности, культуры межнационального, межэтнического, межконфессионального взаимодействия. Очень важно проводить различные общественно полезные мероприятия, которые предполагают активное участие молодежи, где участник может высказать свое мнение, получить ответы на вопросы, сформировать, откорректировать или поменять собственное мнение, отношение к определенной проблеме.

Таким образом, процесс формирования гражданского самосознания личности происходит в условиях той социальной среды, которая непосредственно окружает молодого человека. Образование есть неотъемлемый компонент социума. В самосознании личности отражаются категории и установки как семьи, так и образовательной среды - школы, вуза. Целесообразно формировать гражданское самосознание личности в процессе самого учебного процесса и в рамках внеучебной деятельности. Вместе с тем проблема формирования гражданского самосознания личности в молодежной среде не может решаться изолированно как от социальнополитических, так и образовательных проблем. На это существует веское основание: формирование гражданского самосознания способствует воспитанию патриотизма и направлено на развитие гражданственности. В нынешних условиях развития российского социума, к сожалению, теряют и искажают свой истинный смысл многие ценности - патриотизм, толерантность и пр. В связи с этим повышение уровня гражданственности посредством формирования национального и гражданского самосознания, укрепления веротерпимости и миролюбия общества должно стать приоритетной задачей государственной политики.

3

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

Литература:

1. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского общества // Казанский педагогический журнал. 2015. - № 1. - С. 11-16.

2. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014

№ 956 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс] // kpfu.ru/ URL: http://kpfu.ru/portal/docs/F1678186554 /37.03.02.Konfliktologiya.pdf (дата обращения:

07.04.15).

3. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. 335 с.

4. Терешина, Е.А. Культура управления конфликтом во взаимодействии власти и общества: от конфронтации к выстраиванию конструктивного партнерства / PolitBook. 2013. № 4. С. 172-178.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165 887/ (дата обращения: 02.05.2015).

6. Фокина, И.В. К определению понятия «гражданское самосознание» // Национальная безопасность. Nota Bene. 2012. № 1. С.133-136.

7. Халиков, Р.Ф. Модель формирования социально'-нравственных ориентиров молодежи в условиях регионального добровольческого движения «Волонтер» / Казанский педагогический журнал. 2015.-№ 1. -С. 92-96.

References:

1. Muhametzjanova F.Sh., Muhametzjanov I.Sh., Hrapal' L.R. Idei tolerantnosti, mezhkul'turnogo i mezhkonfessional'nogo dialoga v uslovijah razvitija nacional'nogo obrazovanija v polikul'turnom prostranstve rossijskogo obshhestva // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015. № 1. S. 11-16.

2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.08.2014 № 956 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 37.03.02 Konfliktologiya (uroven' bakalavriata)». [Elektronnyy resurs] // kpfu.ru/ URL:

http://kpfu.ru/portal/docs/F1678186554/37.03.02.Konflikt ologiya.pdf (data obrashcheniya: 07.04.15).

3. Sukhomlinskiy V. A. Rozhdenie grazhdanina. M.: Molodaya gvardiya, 1979. 335 s.

4. Tereshina E.A. Kul'tura upravleniya konfliktom vo vzaimodeystvii vlasti i obshchestva: ot konfrontatsii k vystraivaniyu konstruktivnogo partnerstva / PolitBook. 2013. № 4. S. 172-178.

5. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165 887/ (data obrashcheniya: 02.05.2015).

6. Fokina I.V. K opredeleniyu ponyatiya «grazhdanskoe samosoznanie» // Natsional'naya bezopasnost. Nota Bene. 2012. № 1. S.133-136.

7. Khalikov R.F. Model formirovaniya sotsial'no-nravstvennykh orientirov molodezhi v usloviyakh regional'nogo dobrovol'cheskogo dvizheniya «Volonter» / Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2015. - № 1. - S. 9296.

Сведения об авторе:

Терешина Елена Александровна (г.Казань, Россия), кандидат политических наук, доцент, кафедра конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: teralena2010@mail.ru

Data about the author:

Tereshina E.A. (Kazan, Russia), the candidate of political sciences, associate professor of conflictology department of Institute of social and philosophical sciences and mass communications of Kazan (Volga) federal university, e-mail: teralena2010@mail.ru

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.