С. Н. Кононова
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Работа представлена кафедрой гуманитарных дисциплин филиала Российского государственного социального университета в г. Люберцы. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор С. Г. Зубанова
В статье автором дается характеристика социально-педагогических тенденций в среде каза-чества в период конца XIX - начала XX в., приводится историографический обзор проблемы формирования гражданской позиции у подрастающего поколения. Работа основана на широком круге источников по рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: педагогические методы в казачьей среде; гражданская позиция.
The article is devoted to the topical and important problem of upbringing and educating the youth. Various aspects of the problem are highlighted in the article.
The author characterises social-pedagogical tendencies in the Cossacks’ environment at the turn of the 20th century. Historiographic overview of the problem of forming the citizens’ position of the growing generation is provided by the author. The work is based on a wide range of sources on the problem concerned.
Key words: pedagogic methods in the Cossacks’ environment, citizens’ position.
Современные идеологические тенденции развития российского общества, экономические и социальные преобразования открывают для любого этнического форми-рования (в том числе и для казачества) возможность стать полноправным субъектом государственной политики. Юридически грамотное поведение и позитивная инициатива любого члена общества как гражданина являются необходимым условием для становления его частью гражданского общества и демократического правового государства.
Исследования социально-педагогических традиций казачества, включая воспитание гражданской позиции подростков станицы, опираются на исторические факты: в конце XIX - начале XX в. казачья элита разделилась в своих воззрениях на «ка-закоманов» (традиционалистов) и «русофилов». Первые считали недопустимым восстановление Войска Донского. Подобный настрой так комментировал известный
писатель И. А. Родионов: «В настоящее время в донских станицах беспрепятственно может жить всякий иногородний пришелец. Среди этих господ попадаются нередко экземпляры сомнительного поведения. Эти господа развращают казачью молодежь»1.
Вторая группа казачьей элиты выступала за разрушение «великой китайской стены» между Доном и остальной Россией, предоставление казакам возможности оставлять военную службу, чтобы, получив образование, заниматься предпринимательством, наукой, искусством. Такой подход созвучен современным целеустановкам воспитания подрастающего поколения казачества, способного ответственно отстаивать патриотическую и гражданскую позицию в общественной жизни страны.
Очевидно, что если подросток не воспитан в духе разумной преданности идеалам своей семьи, своей малой Родины, государства и веры и если его могут совратить внешние обстоятельства, то истоки педаго-
4 12
гической неудачи следует искать либо в самих идеалах, либо в поведении носителей идей, либо в методах воспитания.
С. М. Маркедонов считает опасной тенденцию в настроениях некоторых казаков, призывающих к обособленности, граничащей с самоизоляцией: «Претензии на этническое возрождение, конструирование особой “казачьей аутентичности” опасно и для самих неоказаков, вступающих при таком развитии событий в конфликт, как с федеральным государством, так и с неказачьим (и прежде всего русским) населением бывших казачьих областей. Будущее казачества возможно исключительно при опоре на лучшие традиции, выработанные в его среде: демократический уклад, местное самоуправление, уважение к труду и собственности»2.
Автором были изучены работы исследователей, обращавшихся к проблеме социально-педагогических возможностей традиций казачества в воспитании гражданской позиции подрастающего поколения станицы. Однако эти исследования не носят систематического характера3. Это обусловлено исторически сложившимися факторами: во-первых, после Великой
Октябрьской социалистической революции казачество оказалось в оппозиции к советской власти и подверглось репрессиям; во-вторых, с распадом СССР педагогика оказалась несостоятельной перед лицом столь быстрых и весьма неопределенных перемен, в том числе по отношению к проблеме официального возрождения казачества России; в-третьих, потребовалось не менее двух десятилетий, чтобы сфокусировать внимание общественности вообще и науки в частности на истории и традициях казачества.
Особенно важным для современной социальной жизни нам представляется исследование социально-педагогических возможностей тех традиций казачества, которые формируют у подрастающего поколения станицы гражданскую позицию и способность вполне осознанно выражать ее в пределах правового поля нашего государства.
Анализ литературы по интересующему вопросу4 позволяет заключить, что на сегодня остаются недостаточно изученными в педагогической науке методы формирования гражданской позиции старшеклассников как активных участников политических и общественных процессов, происходящих в российском обществе. Вместе с тем анализ литературы позволяет утверждать, что казачьи традиции имеют четкие тенденции воспитания деловой активности подростков в рамках семейной и станичной жизни с перспективной ориентацией на задачи общественного служения5.
Автором поставлена задача обосновать возможность применения казачьих традиций для утверждения в сознании российских подростков закономерной взаимосвязи их настоящих и будущих интересов с интересами государства.
Понятие «гражданская позиция» в современной науке исследуется философами, социологами, психологами и педагогами.
Философы раскрывают содержание понятия «гражданская позиция», выявляя его ценностные аспекты с точки зрения проблемы социальной активности и ее роли в процессе гражданского становления личности (Л. М. Архангельский, С. Н. Иконникова,
В. Т. Лисовский, К. О. Магомедов, С. Д. Ратник, Г. Л. Смирнов, О. А. Михалина, М. Ма-мардашвили, В. Н. Сагатовский и др.).
Социологи Г. Г. Дилигенский, И. С. Кон, Ю. М. Резник исследуют процесс формирования гражданской позиции в зависимости от положения человека в обществе, от его статуса в общественной социальной структуре, а также в зависимости от принятой в обществе системы прав и обязанностей, т. е. морали.
Психологические исследования приводятся в работах следующих ученых: К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмо-лова, Л. И. Божович, Т. С. Воропаевой,
А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мя-сищева, Б. Д. Парыгина и др. Устанавливается совокупность аспектов, которые
формируют целостную позицию личности. Эти аспекты рассматриваются во взаимосвязи со спецификой общественно-полезной деятельности человека, исследуются предпосылки и главные мотивы гражданского становления, раскрываются механизмы формирования гражданской позиции.
В пределах задач педагогической науки изучением возможности гражданского образования и формирования гражданской позиции занимаются Т. В. Болотина, М. Бренсон, Н. М. Воскресенская, Л. Нельсон,
B. П. Пахомов, И. В. Суколенов, Г. Т. Су-коленова, М. Тейлор-Тома М. и др.
Некоторые ученые изучают влияние социальных и политических общественных факторов на формирование феномена гражданственности (А. В. Мудрик, В. А. Слас-тенин и др.), а также взаимное влияние общественной культуры и общественного статуса личности (В. А. Крысяк, А. Ф. Шамич). Т. Н. Османкина исследует противоречивые особенности в процессе формирования гражданской позиции старшеклассников.
C. Н. Митросенко, Э. П. Стрельцова, И. Л. Судакова уделяют особое внимание педагогическим методам решения аналогичных задач. Практический интерес вызывает работа Н. Ф. Крицкой, в которой описана методика формирования гражданской позиции подростков средствами рефлексии.
Некоторые авторы научных трудов исследовали эффективность тренингов и деловых игр (А. С. Прутченков), разрабатывали методы формирования гражданской позиции школьников в процессе изучения общественно-политических дисциплин и предметов гуманитарного цикла (Н. Я. Мещерякова)
И. В. Молодцовой проводилась работа по формированию гражданской позиции подростков на основе изучения культурноисторических ценностей региона обитания. Т. Г. Веремеенко данная проблема решалась при проведении уроков труда и мероприятий военно-патриотического характера, а И. Л. Судаковой - в процессе поиска информации о погибших воинах.
Интересен опыт С. Н. Бородиной, которая, исследуя школу как институт политической социализации, отмечает: «Особенность политической социализации в период социальной трансформации заключается в том, что она происходит не столько по вертикали, когда осуществляется передача норм и ценностей от старшего поколения к младшему, сколько по горизонтали»6. С. Н. Бородина исследует механизм «внутрипоколен-ного» заимствования политических и социально-культурных элементов, которые являются ценностью и нормами других государств и политических систем. В результате этого происходит отторжение культурных и политических ценностей и норм старшего поколения, что приводит к закреплению «культурной травмы», девальвации ценностей, сформировавшихся в российском и советском обществах. Подобная ситуация, в свою очередь, нарушает непрерывность процесса социализации. Складывающаяся в современной российской школе модель политической социализации должна обеспечить определенную стабильность формирующейся политической системы и зарождающейся государственной идеологии. На современном этапе ожидаемый итог политической социализации - это формирование гражданской идентичности у молодых людей, принятие ими установок гражданской ответственности и политического участия.
Откорректированное и дополненное понятие гражданской позиции представлено в работах: А. И. Ореховского (способ взаимодействий); В. А. Баркалова (понимание); Л. И. Аманбаевой (инициативность);
В. И. Золотова (участие); Ф. И. Корякиной (адаптация); Н. В. Бунакова (национальная самобытность); О. В. Омеличкина (свобода самовыражения); И. В. Суколенова (направленность); А. А. Айвазяна (политико-центричность и экономикоцентричность); О. Д. Халтагарова (внутренняя свобода личности); С. И. Гессен (государственность); О. Н. Полухина (выражение и проявление энергии народа).
4 14
Научный интерес вызывает систематизация структурно-психологических и сущностных понятий о гражданственности, представленная А. М. Князевым в виде схемы, которую он назвал «Структура гражданственной личности»7. В данной схеме «гражданские мотивы, гражданская позиция» становятся производными понятия «система гражданских отношений». Далее они трансформируются в понятия «воля» и «регуляция». Однако И. М. Князев - автор монографии «Воспитание гражданственности» - не раскрывает понятие «гражданская позиция» и лишь один раз (в своей схеме) упомянул это словосочетание.
Исследования, посвященные истории казачества и его традиций8, позволяют сделать вывод, что хранителем вековых установлений казачества является уклад жизни куреня и станицы, организованный в рамках обеспечения функционирования казачьего войска. Именно из родного куреня, из своей станицы казак выходит во внешний мир, и туда же он периодически возвращается. На основе системного анализа исследований по истории казачества и его традиций можно утверждать, что в дальнейшем изучении нуждается проблема методов воспитания казаческой молодежи, а также формы использования этого опыта в воспитании, развития и образования всей российской молодежи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Родионов И. А. Тихий Дон: Очерки истории донского казачества. СПб., 1994. С. 52.
2 Маркедонов С. М. Государевы слуги или бунтари-разрушители? К вопросу о политических отношениях донского казачества и Российского государства // Южнороссийское обозрение. 2002. Вып. 9.
3 Григорьева А. В. Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы): Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Пятигорск, 1999; Шахторин А. А. Подготовка казаков Кубанского казачьего войска во второй половине XIX - начале XX века: историческое исследование: Дис. на соис. учен. степени канд. ист. наук. М., 2006; Фолимонов С. С. Фольклор уральских казаков в творчестве В. Г. Короленко: Дис. на соис. учен. степени канд. филол. наук. Саратов, 2004; Смирнов В. В. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX в.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007; Коновалов А. В. Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа: XVIII - начало XX века: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Владикавказ, 2005.
4 Фолимонов С. С. Указ. соч.; Бородина С. Н. Школа как институт политической социализации: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Краснодар 2007; Макаренко А. С. Рассказы // Собр. соч.: В 5 т. М.: Правда, 1971.
5Григорьева А. В. Указ. соч.; Шахторин А. А. Указ. соч.; Коновалов А. В. Указ. соч.
6 Бородина С. Н. Указ. соч.
7 Князев А. М. Воспитание гражданственности. Часть I: Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема. М.: РАГС, 2007.
8Родионов И. А. Указ. соч.; Маркедонов С. М. Указ. соч; Григорьева А. В. Указ. соч.; Фолимонов С. С. Указ. соч.; Смирнов В. В. Указ. соч.; Гордеев А. А. История казаков. Часть 2: Со времени царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I. М.: Страстной бульвар, 1992; Карамзин Н. М. История государства Российского (глава III «О физическом и нравственном характере славян древних»); Катаное В. М. России верные сыны. Казаки на Орловщине: Исторический очерк // Казаки в России и на Орловщине. Орел: Тургеневский бережок: Лебедкин, 1996; Римский С. В. Казачество, религия, терпимость // Международная жизнь. 1992. № 7.