Научная статья на тему 'Формирование гражданской позиции подростков на примере традиций казачества'

Формирование гражданской позиции подростков на примере традиций казачества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
казачество / воспитание / педагогические технологии / социальные коммуникации / профессионализм / гражданское общество / Cossacks / upbringing / pedagogical technologies / social communications / professionalism / civic society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович, Демин Геннадий Иванович, Кононова Светлана Николаевна

Исследование проводилось на базе 6–9 классов школы, контрольная группа состояла из 104 человек, а экспериментальная — из 105. Для оценки уровня освоения основ гражданской позиции подростков использовались критерии и показатели, выработанные в результате опыта применения полученных знаний. Оценка осуществлялась по 100-балльной шкале: от 0 до 30 баллов — достижение начально-репродуктивного уровня; 40–70 — функционально-исполнительного, выше 70 — социально-пролонгированного. Социально-пролонгированный уровень гражданской позиции рассматривался в совокупности с двумя другими уровнями, составляющими его подоснову. В результате исследования выявлены факторы, негативно влияющие на воспитание подростков и формирование основ гражданской позиции: завышенная самооценка подростков, попытки подменить воспитание приказами, формальными требованиями, запретами, давлением «общепринятым мнением». Социально-педагогическая среда станицы, где высока степень восстановления казачьих традиций, создает подросткам наиболее благоприятные условия для приобретения ими первых навыков совокупного проявления гражданственности и патриотизма в виде гражданской позиции. Казачьи традиции способствуют проявлению подростками станицы гражданской позиции на начально-репродуктивном, функционально-исполнительном и социально-пролонгированном качественных уровнях. Разработаны и применены критерии оценки качественных показателей уровней и динамики усвоения учащимися казачьих классов основ гражданской позиции, преподаваемых на примере традиций станиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Juveniles' Civic Position by example of Cossacks Traditions

The survey covered the 6th–9th grades at school, the control group included 104 respondents, the experimental group consisted of 105 respondents. To estimate the level of the juvenile civic position the authors employed the criteria and indicators resulted from the usage of acquired knowledge. The assessment was made according to 100-points scale: 0–30 points corresponds to the initial-reproductive level; 40–70 — to the functional-performing level; over 70 — to the social-prolonged level. The socialprolonged level of the civic position was considered in combination with two other levels underlying it. The research enables the authors to reveal the factors with a negative impact on juvenile upbringing and formation of the basis for their civic position: juvenile overrated self-assessment, attempts to substitute upbringing by orders, formal requirements, prohibitions and pressure of “generally accepted opinion”. A socially-pedagogical environment of the stanitsa with highly likely reconstruction of Cossacks' traditions creates the most favourable conditions for juveniles to acquire first skills in manifestation of civic consciousness and patriotism in the form of civic position. Cossacks' traditions make it possible for the stanitsa juveniles to show their civic position at the initial-reproductive, functional-performing and social-prolonged levels. The article comprises the criteria used for assessing the qualitative indices of levels and dynamics of acquiring the fundamentals of civic position taught through stanitsa's traditions the learners of the Cossack classes show.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской позиции подростков на примере традиций казачества»

УДК 376 © Л. Л. Грищенко, Г. И. Демин, С. Н. Кононова, 2018 DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14003

Формирование гражданской позиции подростков на примере традиций казачества

Грищенко Леонид Леонидович \

доктор юридических наук, профессор. E-mail: dol273@yandex.ru

Демин Геннадий Иванович \

доктор философских наук, профессор. E-mail: uvd-osob@mail.ru

Кононова Светлана Николаевна 2,

кандидат педагогических наук. E-mail: dol273@yandex.ru

1 Академия управления МВД России, Москва, 125171, Россия 2 Государственный университет управления, Москва, 125993, Россия

Аннотация. Исследование проводилось на базе 6-9 классов школы, контрольная группа состояла из 104 человек, а экспериментальная — из 105. Для оценки уровня освоения основ гражданской позиции подростков использовались критерии и показатели, выработанные в результате опыта применения полученных знаний. Оценка осуществлялась по 100-балльной шкале: от 0 до 30 баллов — достижение начально-репродуктивного уровня; 40-70 — функционально-исполнительного, выше 70 — социально-пролонгированного. Социально-пролонгированный уровень гражданской позиции рассматривался в совокупности с двумя другими уровнями, составляющими его подоснову. В результате исследования выявлены факторы, негативно влияющие на воспитание подростков и формирование основ гражданской позиции: завышенная самооценка подростков, попытки подменить воспитание приказами, формальными требованиями, запретами, давлением «общепринятым мнением». Социально-педагогическая среда станицы, где высока степень восстановления казачьих традиций, создает подросткам наиболее благоприятные условия для приобретения ими первых навыков совокупного проявления гражданственности и патриотизма в виде гражданской позиции. Казачьи традиции способствуют проявлению подростками станицы гражданской позиции на начально-репродуктивном, функционально-исполнительном и социально-пролонгированном качественных уровнях. Разработаны и применены критерии оценки качественных показателей уровней и динамики усвоения учащимися казачьих классов основ гражданской позиции, преподаваемых на примере традиций станиц.

Ключевые слова: казачество; воспитание; педагогические технологии; социальные коммуникации;

профессионализм; гражданское общество.

Для цитирования: Грищенко Л. Л., Демин Г. И., Кононова С. Н. Формирование гражданской позиции подростков на примере традиций казачества // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 17-21. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14003

Основные положения

1. В совершенствовании системы воспитания подрастающего поколения повышается роль казачества. Возрождение традиций казачества, создающих особую атмосферу, способствует воспитанию защитников Отечества, формированию у них основ гражданской позиции.

2. Традиции казачества — это огромный воспитательный потенциал, реализуемый путем организации казачьих классов в станичных школах. Социально-педагогическая среда станицы создает благоприятные условия для приобретения и проявления подростками гражданственности и патриотизма.

Введение. В настоящее время гражданское воспитание подрастающего поколения является актуальной задачей в России. Еще А. С. Макаренко отметил, «когда мальчик из теплого семейного гнезда выходит на широкую дорогу, когда он впервые попадает в коллектив, значит, тогда он становится гражданином. Этого перехода нельзя избежать. Он так же естественно необходим и так же важен, как окончание школы, первый выход на работу, женитьба» [1, с. 80]. Правильное поведение и позитивная инициатива подрастающего поколения дают надежные перспективы развития гражданского общества.

На фоне совершенствования техники, средств коммуникации, укрепления экономических связей происходит естественная интеграция отдельных этнических культур в мультикультуру. Одновременно с развитием мирового сообщества потребителей мультикультуриз-му противопоставляется американская концепция «плавильного котла», или «салатницы» глобального характера. Все это отражается на воспитании молодежи.

Гражданское воспитание сталкивается со многими проблемами, создающими определенные трудности для тех, кто заинтересован в общем благополучии граждан в XXI в. Эффективное гражданство отличается способностью мирно и конструктивно, несмотря на культурные различия, осуществлять взаимодействие человека с человеком, с социумом, а также с окружающей природой. При этом гражданская позиция молодых людей должна быть сформирована на основе стремления к интеграции национальных и глобальных ценностей, имеющих социальные корни в здоровых семьях.

Классический уклад жизни казачьей станицы четко расставляет акценты в решении проблем формирования активной гражданской позиции в культурной среде семьи как мини-государства.

Исторически казачество выполняло функцию защиты Отечества, к чему с пятилетнего возраста гото-

вятся будущие казаки. Наряду со служением Отечеству, в спектр разносторонней деятельности казачества входит коллективное содействие устойчивому развитию семьи, станицы, казачьего войска, страны.

Возрождение традиций казачества, создающих особую атмосферу, способствует воспитанию защитников Отечества, формированию у них надежных основ гражданской позиции. В новых условиях возрастает роль семьи и школы в совершенствовании системы воспитания подрастающего поколения. Традиции казачества — это огромный воспитательный потенциал, который проявляет себя благодаря организации казачьих классов в станичных школах. Российскими учеными рассматривались идеи о народности воспитания, что нашло отражение в теории гражданского воспитания Т. В. Болотина [2], в трудах В. А. Сухомлинского [3], Н. П. Башкатовой [4] и др. Их единство с общечеловеческими и национальными ценностями описано в теории формировании гражданственности А. С. Макаренко [5], об этом рассуждают Г. Н. Филонов [6], О. Д. Халтагарова [7] и др. Указанных проблем касаются теории персонализации и развития личности (А. В. Петровский [8], А. М. Князев [9] и др.). О проблемах формирования сознания современной казачьей молодежи в духе патриотизма воспитания и ответственных граждан нашей страны пишут А. М. Дани-люк [10] и Т. И. Морозова [11].

Зарубежные авторы, касаясь проблем воспитания гражданственности, ведут речь приоритетно о глобальных ценностях [12-14]. Так, Самира Салих Усмань, старший научный сотрудник по реформе образования, имеющая большой опыт работы в качестве педагога в США и ОАЭ, говорит: «Предотвращение цивилизационных конфликтов предполагает огромные усилия по объединению универсальной приверженности глобальным ценностям, а также сохранению национального характера и ценностей. Гражданское воспитание способствует развитию навыков и добродетелей, необходимых для всеохватывающего гражданства, с учетом современных гражданских ценностей, критического мышления и автономного принятия решений, которые являются жизненно важными характеристиками для... людей» [13]. Подобные тенденции в образовательной системе, например, США отмечают О. А. Семисотнова, И. С. Бес-сарабова [15, с. 47].

Анализ научных разработок показал, что в российской педагогической системе недостаточно раскрыт потенциал народных традиций, направленных на формирование основ гражданской позиции у подростков. Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского — первый в России вуз, который содержит в образовательных программах казачий этнокультурный компонент, венчая многоуровневую систему образования казачества. Однако по-прежнему сохраняется противоречие между потребностью общества в формировании основ гражданской позиции подростков и небольшим вниманием к совершенствованию системы воспитания подрастающего поколения на традициях казачества.

В настоящее время существует эффективная система воспитания на традициях казачества, направленная на формирование основ гражданской позиции у подростков. Эффективность ее в основном обусловлена следующими факторами:

— организующим центром системы воспитания подростков выступает школа во взаимодействии с семьей и другими социальными институтами;

— сама система опирается на сложившиеся и получившие проверку временем традиции казачества в воспитании подрастающего поколения;

— обеспечивается тесное взаимодействие со старшим поколением как носителем традиций в воспитании подростков.

Основы гражданской позиции подростка представляют собой осознание им принадлежности к казачьему сообществу, закладывающему ценностные ориентации, убеждения, установки, проявляемые в социально значимой деятельности школы, станицы, присущей казачеству активности в самосовершенствовании, подготовке себя к служению Отечеству. Выделяются такие уровни проявления гражданской позиции, как начально-репродуктивный, характеризующийся готовностью лишь к исполнению указаний (зачем, что и как делать); функционально-исполнительный, которому свойственно самопроявление в отдельных видах социально значимой деятельности школы, станицы и самосовершенствование; социально-пролонгированный, выражающийся в осознанности повседневного проявления в социально значимой деятельности школы и станицы, а также активности в постоянном самосовершенствовании как казака.

Основные критерии оценки проявления подростком должного уровня освоения основ гражданской позиции представляют собой широту и объем знаний, направленность целей; мотивацию в общественном проявлении, социальную значимость ориентаций, убеждений, устремлений, взаимоотношений; дисциплинированность, активность, соответствие требованиям норм и правил поведения казака в семье, школе, станице.

Важным средством, проверенным временем, в воспитании гражданской позиции подростка служат семейные и станичные традиции российского казачества, которые строятся на патриархальном укладе жизни и имеют главную направленность на воспитание казака-защитника Отечества. Прежде всего это почитание отца как главы семьи, блюстителя семейной чести и достоинства, а также защитника Отечества; почитание родителей и крестных; почитание корней родства; общинный характер воспитания, соборность в принятии решений, иерархическая подчиненность; стремление к самосовершенствованию, развитие силы, выносливости и др.

В казачьих станицах исторически сформировалась система воспитания, к основным компонентам которой относятся: субъектно-объектный; функционально-целевой; информационно-содержательный; организационно-технологический; учебно-воспитательный; критериально-оценочный. Развитию школьной системы управления

способствует создание в классах и школах «Казачьих республик» как модели самоуправления с использованием традиций народовластия. Центральная задача воспитательной системы по формированию гражданской позиции у подростков станицы — это воспитание казака, защитника семьи и Отечества.

Условиями, необходимыми для обеспечения эффективности воспитания подростков, формирования у них основ гражданской позиции, являются:

— единство и партнерство всех казаков-станичников;

— активная жизнедеятельность различных форм детских и семейных творческих объединений, военно-спортивных подростковых казачьих школ и т. п.;

— взаимодействие школы и администрации станицы со старейшинами и наиболее авторитетными казаками в реализации казачьих традиций в системе воспитания;

— приверженность к казачьим традициям в семье, школе и станице;

— активность самоуправления в казачьих классах муниципальных образовательных учреждений;

— подготовленность педагогических кадров к использованию традиций казачества в воспитании подростков;

— реализация воспитательного потенциала фольклорного богатства казачества в учебной и внеклассной воспитательной работе;

— участие подростков в военно-спортивных, военно-патриотических, героико-патриотических мероприятиях, обрядах, обычаях, праздниках, общественно полезных работах, формирующих патриотизм и гражданственность, и др.

Материалы и методика исследования. Исследование результатов воспитательной работы с учащимися казачьих классов проводилось на базе 6-9 классов школы с контрольной группой из 104 человек. Экспериментальная группа состояла из 105 школьников этих же классов.

Для оценки уровня освоения основ гражданской позиции подростков использованы критерии и показатели, выработанные на основе опыта применения полученных знаний. Оценка осуществлялась по 100-балльной шкале с учетом проявления по каждому критерию. Если показатели находились в пределах от 0 до 30, подростка относили к начально-репродуктивному уровню; 40-70 — функционально-исполнительному, выше 70 — социально-пр олонгиров анному. Социально-пр олонги-рованный уровень гражданской позиции рассматривался нами в совокупности с двумя другими уровнями, составляющими его подоснову.

Результаты исследования и обсуждение. Полученные в ходе оценки результаты на констатирующем этапе экспериментальной работы представлены в таблицах 1 и 2.

На втором этапе работы реализована инновационная программа воспитания. Отличительной чертой современных казачьих классов и школ является действие «Казачьих республик» как подростковых систем самоуправления, использующих приемы народовластия в станицах.

Таблица 1. Динамика проявления качественных характеристик гражданской позиции подростков станицы, % (Table 1. Dynamics of Qualitative Characteristics of Civic Position in Stanitsa Juveniles, %)

Качественные характеристики К Г (42 чел.) Э Г (47 чел.)

2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.

Возраст 12-13 лет

Мировоззренческая 14,2 14,2 17,0 38,3

Ценностно-смысловая 23,8 38,1 23,4 28,0

Поведенческая 62,0 47,7 59,6 33,7

Качественные характеристики К Г (62 чел.) Э Г (58 чел.)

2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.

Возраст 14-15 лет

Мировоззренческая 19,4 19,4 24,1 55,2

Ценностно-смысловая 40,3 50,0 36,2 22,4

Поведенческая 40,3 30,6 39,7 22,4

Таблица 2. Динамика изменения качественного уровня

гражданской позиции подростков станицы, % (Table 2. Dynamics of Changes in Qualitative Level of Civic Position in Stanitsa Juveniles, %)

Качественные уровни К Г (42 чел.) Э Г (47 чел.)

2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.

Возраст 12-13 лет

Начально-репродуктивный 90,5 71,4 85,1 44,7

Функционально-исполнительный 9,5 28,6 14,9 42,6

Социально-пролонгированный - - - 12,7

Качественные уровни К Г (62 чел.) Э Г (58 чел.)

2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.

Возраст 14-15 лет

Начально-репродуктивный 81,3 60,4 86,2 58,6

Функционально-исполнительный 18,7 39,6 13,8 25,9

Социально-пролонгированный - - - 15,5

Нормы, принятые в «Казачьих республиках», отражали важность закона для практической деятельности школьника, способствовали формированию у него ответственного отношения к правилам. Такой подход воспитывал у школьников ответственность как гражданина, живущего в светском государстве.

Многие положения, изложенные в заповедях казаков, были предметом обсуждений школьников с участием старейшин станицы. Такие дискуссии помогали молодежи осмыслить существо проверенных веками заповедей, рассчитанных на подготовленного внутренне и в целом уже состоявшегося казака, влияли на формирование гражданской позиции. Практика убедительно свидетельствует о том, что заповеди, усвоенные в детстве, положительно проявятся в зрелости.

Реализация программы воспитания показала, что значительная часть детей имеет большой интерес к истокам казачества, казачьему фольклору, казачьим традициям, примерам подвигов казачества в истории России.

Обсуждение заповедей в целях выработки гражданской позиции, соответствующей социально-пролонгированному качественному уровню и адекватной требованиям (по сути и по форме) той или иной заповеди, не дало ожидаемого результата. Причиной оказалось отсутствие у подростков навыка соединять в единый процесс определение цели, постановки задач и выбор средств ее достижения.

Удовлетворительная оценка результата по достижению цели приводит сознание казака к полной убежденности в исполнении закона. Данный алгоритм мышления и логики принятия решений как система операций, применяемых по строго определенным правилам, тра-диционен, проверен веками и рассчитан на состоявшегося казака. После его обсуждения лишь немногие подростки смогли полноценно сформулировать гражданскую позицию, основанную на казачьих заповедях. Для улучшения результата была применена серия методов логического убеждения (объяснение, рассуждение, сравнительный анализ и др.) с применением алгоритма традиционного мышления казака.

Убеждения подростков становились более твердыми, благодаря уточнению первоначального смысла и происхождения ключевых слов, словосочетаний и выражений, традиционно присущих казачеству. Эти мероприятия способствовали последовательному развитию сознания подростков от начально-репродуктивного уровня формирования основ гражданской позиции до уровня функционально-исполнительного. Затем, благодаря поэтапному проведению мероприятий по фор-

мированию основ гражданской позиции с опорой на традиции российского казачества, наиболее гармонично развитые подростки поднялись на нижнюю ступень социально-пролонгированного качественного уровня освоения основ гражданской позиции. У них явно обозначились качества лидеров.

Более 70% подростков, участвующих в эксперименте, проявили большой интерес к первоначальному смыслу ключевых слов и выражений, которые содержатся в казачьем фольклоре, русских сказках, былинах и др.

Заключение

1. В ходе экспериментальной проверки выделены наиболее существенные факторы, негативно влияющие на воспитание подростков, особенно на формирование у них основ гражданской позиции. К ним следует отнести завышенную самооценку подростков, попытки подменить воспитание приказами, формальными требованиями, запретами, давлением «общепринятым мнением».

2. В процессе исследований удалось убедиться, что социально-педагогическая среда станицы, где высока степень восстановления казачьих традиций, создает подросткам наиболее благоприятные условия для приобретения ими первых навыков совокупного проявления гражданственности и патриотизма в виде гражданской позиции.

3. Казачьи традиции способствуют проявлению подростками станицы гражданской позиции на начально-репродуктивном, функционально-исполнительном и социально-пролонгированном качественных уровнях ее проявления.

Список литературы

1. Макаренко А. С. Книга для родителей // Собр. соч. : в 5 т. М., 1971. Т. 1. 260 с.

2. Конфликтология как составляющая гражданского воспитания молодежи : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / сост. Т. В. Болотина. М., 2001. 130 с.

3. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971. 333 с.

4. Башкатова Н. П. Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность : дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. 150 с.

5. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М., 1988. 302 с.

6. Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М., 1985. 223 с.

7. Халтагарова О. Д. Гражданственность как компонент Я-концепции государственного служащего : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 27 с.

8. Петровский А. В. Психология развивающейся личности. М., 1987. 340 с.

9. Князев А. М. Воспитание гражданственности : в 2 ч. М., 2007. Часть I : Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема. 180 с.

10. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010. 23 с.

11. Морозова Т. И. Проблема формирования гражданственности и патриотизма у современной молодежи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: «Философия. Социология. Право». 2010. № 14. С. 94-98.

12. Cogan J. J. Civic education in the United States: a briev history. International Journal of Social Education. Vol. 14. No 9. 2011. Pp. 52-64.

13. Samira Saleh Usman. The challenges of Civic Education in Globalized World. TRENDS Research & Advisory : Mach 12, 2015. URL: http://trendsinstitution.org/the-challenges-of-civic-education-in-a-globalized-world/.

14. Zhengisbek T. Formation of civil and patriotic education of youth in Kazakhstan : ScienceDirectWorld Conference on Educational Sciences — WCES 116 (2014 ) 4859 — 4863 1877-0428.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Семисотнова О. А., Бессарабова И. С. Цели и задачи гражданского воспитания в России и США: сравнительный анализ // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 7(51). URL: https://ej.soc-journal.ru (дата обращения: 23.09.2018).

Поступила 01.02.2018

UDC376

Formation of Juveniles' Civic Position by example of Cossacks Traditions

Leonid L. Grischenko1,

Doctor of Sciences (Law), Professor. E-mail: dol273@yandex.ru

Gennadiy I. Demin 1,

Doctor of Sciences (Philosophy), Professor. E-mail: uvd-osob@mail.ru

Svetlana N. Kononova 2,

Candidate of Sciences (Pedagogy). E-mail: dol273@yandex.ru

1 the Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs, Moscow, 125171, Russia

2 the Sate University of Management, Moscow, 125993, Russia

The survey covered the 6th-9th grades at school, the control group included 104 respondents, the experimental group consisted of 105 respondents. To estimate the level of the juvenile civic position the authors employed the criteria and indicators resulted from the usage of acquired knowledge. The assessment was made according to 100-points scale: 0-30 points corresponds to the initial-reproductive level; 40-70 — to the functional-performing level; over 70 — to the social-prolonged level. The social-prolonged level of the civic position was considered in combination with two other levels underlying it. The research enables the authors to reveal the factors with a negative impact on juvenile upbringing and formation of the basis for their civic position: juvenile overrated self-assessment, attempts to substitute upbringing by orders, formal requirements, prohibitions and pressure of "generally accepted opinion". A socially-pedagogical environment of the stanitsa with highly likely reconstruction of Cossacks' traditions creates the most favourable conditions for juveniles to acquire first skills in manifestation of civic consciousness and patriotism in the form of civic position. Cossacks' traditions make it possible for the stanitsa juveniles to show their civic position at the initial-reproductive, functional-performing and social-prolonged levels. The article comprises the criteria used for assessing the qualitative indices of levels and dynamics of acquiring the fundamentals of civic position taught through stanitsa's traditions the learners of the Cossack classes show.

Keywords: Cossacks; upbringing; pedagogical technologies; social communications; professionalism; civic society.

Citation: Grischenko L. L., Demin G. I., Kononova S. N. Formation of Juveniles' Civic Position by example of Cossacks Traditions. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(75). 2018. P 17-21. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14003

References

1. Makarenko A. S. A Book for Parents. In 5 vol. Moscow, 1971. Vol. 1. 260 p. (In Russ.)

2. Conflictology as a Part of Youth Citizen Education (materials of international science-to-practice conference). Comp. by Bolotin T.V Moscow, 2001. 130 p. (In Russ.)

3. Sukhomlinsky V. A. A Citizen's Birth. Moscow, 1971. 333 p. (In Russ.)

4. Bashkatova N. P. System of Patriotic Education in People's Pedagogy of Cossacks: History and Present. Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Vladikavkaz, 2005. 150 p. (In Russ.)

5. Makarenko A. S. Bringing up a Citizen. Moscow, 1988. 302 p. (In Russ.)

6. Filonov G. N. School Student's Personality Training. Moscow, 1985. 223 p. (In Russ.)

7. Khaltagarova O. D. Civic-mindedness as a Component of Self-Conception of a Government Official. Extended abstract of Candidate of Sciences (in Psychology) dissertation. Moscow, 2003. 27 p. (In Russ.)

8. Petrovsky A. V. Psychology of a Developing Person. Moscow, 1987. 340 p. (In Russ.)

9. Knyazev A. M. Developing Civic-mindedness. Moscow, 2007. Part I: Upbringing of Man and Citizen as a Problem of Philosophy and Pedagogy. 180 p. (In Russ.)

10. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Conception of a Russian Citizen Spiritual and Moral Development. Moscow, 2010. 23 p. (In Russ.)

11. Morozova T. I. Problem of Building Civic-mindedness and Patriotism in Modern Youth. Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Philosophy. Sociology. Law. No. 14. 2010. № 14. Pp. 94-98. (In Russ.)

12. Cogan J. J. Civic education in the United States: a brief history. International Journal of Social Education. Vol. 14. No 9. 2011. Pp. 52-64.

13. Samira Saleh Usman. The challenges of Civic Education in Globalized World. TRENDS Research & Advisory: Mach 12, 2015. URL: http://trendsinstitution.org/the-challenges-of-civic-education-in-a-globalized-world/.

14. Zhengisbek T. Formation of civil and patriotic education of youth in Kazakhstan: ScienceDirectWorld Conference on Educational Sciences — WCES 116 (2014 ) 4859 - 4863 1877-0428.

15. Semisotnova O. A., Bessarabova I. S. Aims and Tasks of Civic Education in Russia and the USA: Comparison. Modern Studies in Social Problems. No. 7(51). 2015. URL: https://ej.soc-journal.ru (accessed 23.09.2018). (In Russ.)

Submitted 01.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.