Научная статья на тему 'Акмеологическая интуитивно-структурная модель гражданственности как сложного интегративного качества личности'

Акмеологическая интуитивно-структурная модель гражданственности как сложного интегративного качества личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТУИТИВНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / CITIZENSHIP / CIVIL RELATIONS / CIVIC-ORIENTED PERSONALITY / AKMEOLOGY INTUITIVE STRUCTURAL MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Князев Александр Михайлович

Проведенное теоретико-методологическое исследование гражданственности позволило определить её функциональную сторону, которая отражает сущность явления как сформированной системы гражданских отношений и гражданской направленности личности, соотнесенных с содержательными характеристиками жизнедеятельности личности гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKMEOLOGY INTUITIVE STRUCTURAL MODEL OF CITIZENSHIP AS A COMPLEX INTEGRATION OF PERSONALITY QUALITY

A theoretical and methodological study of citizenship made it possible to identify its functional side, which reflects the essence of the phenomenon as formed system of civil relations and the civilian character of the individual, the keenness with the substantive characteristics of the individual citizen.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая интуитивно-структурная модель гражданственности как сложного интегративного качества личности»

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

А.М.Князев

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТУИТИВНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК СЛОЖНОГО ИН-ТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

A.M. Knyazev

AKMEOLOGY INTUITIVE STRUCTURAL MODEL OF CITIZENSHIP AS A COMPLEX INTEGRATION OF PERSONALITY

QUALITY

Проведенное теоретико-методологическое исследование гражданственности позволило определить её функциональную сторону, которая отражает сущность явления как сформированной системы гражданских отношений и гражданской направленности личности, соотнесенных с содержательными характеристиками жизнедеятельности личности гражданина.

Ключевые слова: гражданственность, гражданские отношения, гражданская направленность личности, акмеологическая интуитивно-структурная модель

A theoretical and methodological study of citizenship made it possible to identify its functional side, which reflects the essence of the phenomenon as formed system of civil relations and the civilian character of the individual, the keenness with the substantive characteristics of the individual citizen.

Keywords: citizenship, civil relations, civic-oriented personality, akmeology intuitive structural model

Определенная функциональная сторона гражданственности, по сути, является ориентиром построения целевого результата воспитания данного качества. Гражданственность предполагает реализацию следующих функций:

-коммуникативно-дискуссионной, предполагающей способности и заинтересованное участие в дискуссиях по актуальным проблемам жизнедеятельности гражданского общества и государства;

диагностической, проявляющейся в способности определять опасные тенденции общественно-политической жизни, угрожающие интересам личности как гражданину, а также государству и гражданскому обществу;

прогностической, соотнесенной со способностью прогнозирования личностью развития явлений общественной и государственной жизни для выработки, проявления и коррекции собственной гражданской позиции относительно явле-

ний общественно-политической жизни с опорой на соответствующие конституционные гражданские права и обязанности;

рефлексивной (аналитико-оценочной), предполагающей проявление способностей самоанализа собственной гражданской позиции, самоанализа жизнедеятельности в соотнесении с интересами развития государства и общества;

избирательной, как способности выбора вариантов и способов гражданского поведения, ориентированного на интересы государства, общества и самой личности гражданина;

опосредующей, предполагающей соотнесение внешнего воздействия и внутреннего состояния с гражданскими ценностями и смыслами и построение на этой основе соответствующих реакций, действий и гражданской жизнедеятельности;

критической, сопряженной с отношением личности к навязываемым извне ценностям альтернативным собственно гражданским (цивилизационным, общеевропейским и пр.);

волевой регуляции направленности гражданских ценностей и смыслов; смыслотворческой, предполагающей государственно и социально ориентированную динамику ценностно-смысловой сферы личности в меняющихся условиях гражданской жизнедеятельности;

ориентировочной, позволяющей строить государственно и общественно ориентированную личностную картину мира при условии существования государства и гражданского сообщества;

ответственности перед государством и обществом за принимаемые решения и гражданские действия;

обеспечения автономности и устойчивости гражданской позиции; творческого проявления и развития гражданственности в процессе самореализации личности в гражданской жизни;

соотнесения гражданской ответственности с личностными притязаниями (предотвращение дезинтеграции гражданской жизнедеятельности).

Полноту представленности этих функций в деятельности субъектов гражданской жизнедеятельности можно считать мерилом того, насколько воспитание гражданственности личности успешно и насколько развитие личности достигло личностно-интегративного уровня проявления данного качества.

Проведенный культурно-исторический анализ гражданственности подтверждает её внешнюю и внутреннюю стороны детерминации: к внешней стороне детерминации относятся, прежде всего, общество, государство, учебное заведение, профессиональный институт, к которому принадлежит гражданин; истоки внутренней детерминации сконцентрированы внутри самого человека и представляют собой спектр качеств, которыми щедро наделяют гражданственность исследователи (табл. 1).

Таблица 1

Интуитивно-структурная модель гражданственности в логике предлагаемых научных определений данного явления исследователями

Компоненты гражданственности Авторы определений

АКТИВНОСТЬ (политическая, социально значимая) Яковлева Д.С., Аманбаева Л.И., Корякина Ф.И., Гаязов А.С., Никандров Н.Д., Омеличкин О.В., Танюхин Ю.А., Смирнов В.И., Карпушкин С.И.

ДУХОВНОСТЬ МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ (Нормы, совесть, гражданская совесть, ментальная основа, гражданское достоинство, социальная полезность, высшая форма социализации, благочестие, справедливость, познание истины, величие духа, уважение и принятие прав и обязанностей, уважение к законам, нравственный императив, оформленная правом, организованная и действующая нравственность). Яковлева Д.С., Голубева Г.А., Оникова Л.А., Архангельский Л.М., Кокорина Т.И., Степанова О.Ю., Беляев А.В., Баркалов В.Я., Гаязов А.С., Сухомлинский В.А., Ильенков Э.В., Беляева Л.А., Суколенов И.В., Полухин ОН.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (добродетель, поступки, деятельность, реализация функций, исполнение обязанностей, участие, поведение, проявление целеустремленности). Ореховский А.И., Карпушкин С.И., Беляев А.В., Крысяк В., Степанова О.Ю., Сайпулаева Т.Ю., Сухомлинский В.А., Ду-ранов И.М., Филиппова Н.М., Суколенов И.В., Полухин ОН.

ДОЛГ, ОБЯЗАННОСТЬ (уважение и принятие прав и обязанностей, уважение к законам, нормам, соблюдение законов, признание власти, подчинение, покорность, добросовестность, подчинение, служение, государственность, законопослушность, признание гражданско-правовых норм, верность, уважение к труду, стремление к общественной пользе, уважение к общественным интересам, гражданский долг, подчинение личных интересов, преданность). Никандров Н.Д., Дуранов И.М., Буна-ков Н.В., Известнова Е.В., Песоцкая О.П., Васильев НИ., Кокорина Т.И., Лудендорж Н.

ВОЛЯ (способность заставить себя действовать в интересах государства и общества не только при совпадении таковых с собственными, но и вопреки) Яковлева Д.С., Сайпулаева Т.Ю., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Васильев НИ., Полухин ОН.

ГОТОВНОСТЬ (социально-политическая, морально-психологическая и профессиональная готовность, готовность к труду, готовность к деятельности, нравственная готовность, психологическая готовность). Тадевосян Э.В., Яковлева Д.С., Беляев А.В., Галанцева И.А., Вульфов Б.З., Васильев Н.И., Известнова Е.В., Беляев А.В., Суколенов И.В., Смирнов В.И., Халтагарова О.Д.

ЗНАНИЯ (прав и обязанностей гражданина, истории Родины) Крысяк В., Карпушкин С.И., Галанцева И.А., Сайпулаева Т.Ю., Дуранов И.М., Чернецов П.И., Васильев НИ., Суколенов И.В.

ИНТЕРЕСЫ, ЦЕННОСТИ, МОТИВЫ (заинтересованность, стремление, мотивация, мотивы, ценности, потребность в деятельности, ценности, стремление к миру, сочетание интересов, мотивированность, сочетание интересов, понимание ценностей, принятие ценностей, поддержка ценностей, система ценностей, смыслов). Крысяк В., Сайпулаева Т.Ю., Гаязов А.С., Оникова Л.А., Сластенин В.А., Никандров Н.Д., Волжина О.И., Филиппова Н.М., Омеличкин О.В., Айвазян А.А., Полухин О.Н.

КУЛЬТУРА (единство правовой, политической и нравственной культуры, культура общения, политическая культура, культура полезности, культуроцентричность, гражданская культура, правовая культура, правовая культура, культура межнациональных отношений, нравственная культура, инкорпорация культуры, совокупность благ культуры и осуществление идеалов культуры в фактах общежития). Анохин С.В., Сластенин В.А., Волжина О.И., Песоцкая О.П., Беляев А.В., Айвазян А.А., Айвазян А.А., Смирнов В.И., Смирнов В.И., Крившенко А.П., Халтагарова О.Д., Полухин О.Н., Стронин А.И., Гессен С.И.

КАЧЕСТВО (совокупность качеств, интегральное качество, интегративное качество личности, комплекс субъективных качеств, совокупность гражданских качеств, совокупность качеств, интегративный комплекс качеств, морально-этические качества, синтезированное идейно-нравственное качество, нравственно -психологическое качество, общественно-политическое качество). Тадевосян Э.В., Виноградов Ю.А., Яковлева Д.С., Титова Е.Н., Османкина Т.Н., Крысяк В., Степанова О.Ю., Карпушкин С.И., Корякина Ф.И., Суколенов И.В., Халтагаро-ва О.Д.,

МЫШЛЕНИЕ (информированность, интеллект, рассудительность, мудрость, мышление, мысли, сила общественного разума и творчества). Аманбаева Л.И., Сайпулаева Т.Ю., Сухомлинский В.А., Васильев Н.И., Полухин О.Н.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (перед собой, перед обществом, перед государством, перед страной) Голубева Г.А., Ореховский А.И., Золотов В.И., Архангельский Л.М., Кокорина Т.И., Известнова Е.В., Волжина О.И., Песоцкая О.П., Омеличкин О.В., Филиппова Н.М., Суколенов И.В., Смирнов В.И.

ОТНОШЕНИЕ (ценностное отношение, включенность в систему отношений, уважительное отношение к государственности, к государственным символам, культура межнациональных отношений, нравственно-психологическое содержание форм общественных отношений) Анохин С.В., Ореховский А.И., Халтагарова О.Д., Крившенко А.П., Таню-хин Ю.А., Суколенов И.В., Лихачев Б.Т., Крысяк В., Степанова О.Ю., Полухин О.Н.

ПОЗИЦИЯ (мировоззренческая, правовая, гражданская, социальная) Анохин С.В., Лихачев Б.Т., Сластенин В.А., Песоцкая О.П., Беляев А.В., Суколенов И.В., Карпушкин С.И.

РОЛЬ (выполнение социально-ролевых функций гражданина) Соловьев А.И., Степанова О.Ю., Карпушкин С.И., Филиппова Н.М.

СПОСОБНОСТЬ (к социальной и политической ориентировке, к реализации прав и обязанностей) Виноградов Ю.А., Тадевосян Э.В., Карпушкин С.И., Макаренко А.С., Никандров Н.Д., Дуранов И.М.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ (гражданское сознание, сознательное служение Родине, политическое сознание, сознание гражданских ценностей, практический разум, сознавание общего закона, политическая сознательность, самосознание ответственности и долга) Полухин О.Н., Голубева Г.А., Золотов В.И., Карпушкин С.И., Баркалов В.Я., Архангельский Л.М., Яковлева Д.С., Корякина Ф.И., Гаязов А.С., Сухомлинский В.А., Дуранов И.М., Бунаков Н.В., Известнова Е.В., Волжина О.И., Песоцкая О.П., Беляев А.В., Чернецов П.И., Филиппова Н.М., Журавлева Т.Б., Омеличкин О.В., Васильев Н.И., Суколенов И.В., Айвазян А.А., Смирнов В.И., Халтагарова О.Д.

СЛОЖНОЕ ЯВЛЕНИЕ (сложное образование, многоаспектное явление, сочетание интеллектуальной, эмоционально-волевой и деятельност-ной сфер личности, интегративное психическое образование, интегративное свойство, система характеристик, совокупность характеристик, сложное социально-психологическое явление, ин-тегративное свойство, сложное инте-гративное единство, интегральная характеристика, взаимосвязь аспектов гражданских качеств: нормативных, регулятивных, практических, оценочных). Голубева Г.А., Карпушкин С.И., Беляев А.В., Сайпулаева Т.Ю., Степанова О.Ю., Сухомлинский В.А., Та-нюхин Ю.А., Суколенов И.В., Айвазян А.А.

УМЕНИЕ, НАВЫК (реализовывать права и обязанности, отстаивать гражданские интересы, занимать гражданскую позицию) Крысяк В., Яковлева Д.С., Карпушкин С.И., Галанцева И.А., Васильев Н.И., Смирнов В.И.

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА (чувство патриотизма и интернационализма, чувство любви к Родине, чувство защищенности, любовь к обществу, любовь к Родине, чувство собственного достоинства, патриотические и моральные чувства, интернациональные чувства, любовь к народу, культуре, традициям, проявление чувств, чувство достоинства, чувство взаимодоверия, чувство солидарности, чувство взаимоподдержки, ) Сайпулаева Т.Ю., Гаязов А.С., Сухомлинский В.А., Сластенин В.А., Дуранов И.М., Журавлева Т.Б., Васильев Н.И., Бондаревская Е.В., Смирнов В.И., Халтагарова О.Д.

ПРОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ реалистичность, характер, мужество, честность, правдивость, принципиальность, мужество, внутренняя свобода, дисциплинированность, патриотизм, ориентация, адаптивность, национальная самобытность, гуманность, социальная направленность, свобода самовыражения, опыт.

Ореховский А.И., Голубева Г.А., Баркалов В.Я., Власова ВН., Аманбаева Л.И., Золотов В.И., Корякина Ф.И., Гаязов А.С., Оникова Л.А., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Кокорина Т.И., Сластенин В.А., Никандров Н.Д., Дуранов И.М., Бунаков Н.В., Волжина О.И., Песоцкая О.П., Беляев А.В., Филиппова Н.М., Журавлева Т.Б.,, Болдырев Н.И., Лудендорж Н., Бондаревская Е.В., Гессен СИ.

Проведенный анализ позволил определить гражданственность как сложное, интегративное, междисциплинарное, социокультурно-обусловленное, развивающееся личностное качество, в основе которого и механизмом которого является определенная система отношений к государству, обществу, другим людям, к себе как гражданину, к гражданским правам и обязанностям и др., а также направленность как совокупность доминирующих гражданских отношений с соответствующей этим отношениям избирательной активностью.

Многоуровневая совокупность доминирующих отношений, может быть представлена тремя стратами.

Первая страта, определяемая как макроструктура, предполагает отношения человека к государству, его истории, политике, экономике, культуре. Эти отношения суть: Я - моя страна; Я - государство, гражданином которого я являюсь; Я - государственные символы; Я - культура и традиции моего государства и страны; Я - природа моей страны и ее ресурсы; Я - политика и экономика моего государства и страны; Я - история моего государства и моей страны; Я - регион государства (страны), в котором я живу.

Вторая страта, определяемая как мезоструктура, предполагает отношения человека к государственным структурам, организациям, представителям государства. Эти отношения суть: Я - различные государственные структуры, а также их представители; Я - другие люди, граждане моей страны; Я - гражданские общественные организации и объединения; Я - мои учителя; Я - государственное образовательное учреждение, где я учусь; Я - государственная организация, где я работаю и ее руководство, выступающее в качестве представителей государства; Я - предоставленные мне возможности реализации гражданских прав и обязанностей.

Третья страта, определяемая как микроструктура, предполагает отношения человека к себе как гражданину, другим гражданам, семье, друзьям и др. Эти отношения суть: Я - моя гражданственность (рефлексивное в спектре компонентов качества); Я - моя семья и гражданственность членов моей семьи; Я - основные события моей жизни, соотнесенные с гражданским обществом и государством; Я - материальные и моральные условия моей жизнедеятельности; Я - мои гражданские права; Я -мои гражданские обязанности; Я - близкие мне люди, особенности их системы гражданских отношений.

Заметим, что именно микроструктура отношений может рассматриваться в качестве основы формирования в онтогенезе отношений, фиксируемых в макро и мезо-структурах. Гражданственность проявляется в итоге как доминирующая направленность определенных гражданских отношений личности и может выступать как основа воспитания подрастающих поколений граждан ориентированных на развитие государственности России.

Литература

1. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи :дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : защищена 23.12.97 / Беляев А.В. - Ставрополь, 1997. - 311

2. Боголюбов, Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №9. С.22-33.

3. Гаязов А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: дис...д-ра пед. наук: 13.00.01: защищена 24.04.96/ Гаязов А.С. - Бирск, 1996. - 299с.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 18-24.

5. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография. М.: РАГС, 2007.- 257с.

6. Корнетов, Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: учебное пособие для студентов педагогических специальностей и слушателей системы повышения квалификации работников образования / Г.Б. Корнетов. - М., 2005. - 276 с.

7. Маркин, В.Н. Духовные основания гражданственности государственного служащего / В.Н. Маркин // Духовное становление личности в современных условиях. Материалы конференции 18- 20 сентября 2002 года.- Астрахань: Гос. пед. ун-т, 2002. - С.89-93.

8. Мудрик, А.В. Социализация вчера и сегодня : учебно-методическое пособие / Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт / А.В. Мудрик. - М., 2006. - 428 с.

9. Мясищев, В.Н. Психология отношений :Избр. психол. тр. / Под ред. А.А.Бодалева; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж : МОДЭК, 1995. - 356 с.

10. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис.... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Столин В.В. - М., 1985. - 251с.

© Князев А.М., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.