Научная статья на тему 'Гражданственность как междисциплинарная категория и интегративная характеристика личности'

Гражданственность как междисциплинарная категория и интегративная характеристика личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
899
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зауторова Э. В., Макеева И. А.

В статье анализируется понятие «гражданственность» как сложный, многоаспектный феномен интегративного характера и как качество личности, которое не просто фиксирует наличие некоторых характеристик, а демонстрирует определенный уровень зрелости и развитости гражданских свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданственность как междисциплинарная категория и интегративная характеристика личности»

УДК 172.1

Гражданственность как междисциплинарная категория и интегративная характеристика личности

Э.В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент;

И.А. МАКЕЕВА - доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики Вологодского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент

В статье анализируется понятие «гражданственность» как сложный, многоаспектный феномен интегративного характера и как качество личности, которое не просто фиксирует наличие некоторых характеристик, а демонстрирует определенный уровень зрелости и развитости гражданских свойств.

Ключевые слова: гражданское воспитание; гражданственность; структура и компоненты гражданственности.

Civic consciousness as an interdisciplinary category and integrative

personality characteristics

■ E.V. ZAUTOROVA - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Associate Professor;

I.A. MAKEYEVA - Associate Professor of the Department of Social Work and Social Pedagogy of the Vologda State University, PhD. in Pedagogics, Associate Professor

The article analyzes the concept of «civic consciousness» as a complex, multifaceted phenomenon of integrative nature and as the feature of person, which is not only captures the presence of certain characteristics, and demonstrates a certain level of maturity and development of civil properties.

Key words: civic education; civic consciousness; structure and components of civic consciousness.

Педагогический процесс призван обеспечить формирование разносторонне образованных, нравственно и социально ответственных граждан, которые могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, готовых к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, способных участвовать в развитии экономической, политической и культурно-духовной сфер общества.

Приоритетность гражданского воспитания определена в нормативно-правовых документах в области образования и воспитания (федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и др.). Анализ данных документов позволяет сделать вывод о том, что одной из основных целей образования является воспитание компетентных граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, российской гражданской идентичностью, основанной на базовых национальных ценностях.

Комплексность и всеохватность гражданского воспитания не позволяет локализовать его в какой-либо сфере воспитания (патриотическое, нравственное, духовное и т.д.), приравнять к одной дисциплине, предмету, соотнести с конкретным учреждением. В настоящее время предпринимаются практические шаги к восстановлению отдельных структур системы гражданского воспитания, в частности создаются детские и молодежные организации, объединения, клубы, военно-спортивные лагеря, духовно-просветительские центры, музеи, связывающие свою работу с воспитанием гражданственности, патриотизма, духовно-нравственным развитием молодежи, ориентированные на широкий диапазон программ, инициатив, сфер.

К проблемам гражданского воспитания обращались еще античные философы (Аристотель, Геродот, Демокрит, Платон, Плутарх и др.). Существенную роль в изучении данного феномена сыграло освоение классического социально-педагогического наследия отечественной теории и практики XIX и первой половины XX столетий в области образования и воспитания гражданина (П.П. Блонский, В.А. Луначарский, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Су-хомлинский, К.Д. Ушинский и др.). В исследованиях современных авторов освещены частные аспекты гражданского воспита-

ния: воспитание патриотизма (Н.В. Адаева, Д.Н. Вятлев, М.А. Горбова и др.), формирование гражданской позиции (А.М. Андресюк, М.В. Богомаз, Д.В. Кириллов, Л.Л. Хоружая и др.), гражданской активности (А.В. Богданов, Л.В. Вишневецкая, И.Н. Григорьев и др.), гражданской компетентности (Д.Б. Буян-ский, В.Г. Журова, В.С. Торохтий и др.).

Междисциплинарная сущность категории «гражданственность» обусловила внимание исследователей целого ряда отраслей.

Философия трактует гражданственность как сложное качество человека, особую характеристику личности. В исследованиях философов (Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, М.В. Ильин, В.И. Купцов и др.) гражданское воспитание и гражданственность рассматриваются как явления культуры и проявления духовного в человеке.

Правоведение непосредственно не оперирует понятием «гражданственность», а рассматривает категорию «гражданство», понимаемую как правовая принадлежность лица к определенному государству, гражданские права, гражданские нормы (В.А. Белов, Б.С. Гершунский, Д.И. Платонов и др.).

В исследованиях социологов определяются генезис гражданственности, особенности развития гражданского общества, гражданских прав и обязанностей, изучаются гражданские роли, статус и позиция личности. По мнению М.Н. Гендуговой1, большинство проявлений гражданского бытия исследуется в контексте именно социологического знания, но при этом нужно учитывать, что феномен гражданственности выходит за пределы предметного поля социологии, поскольку представлен в системе не только общественных, но и индивидуальных отношений. В исследованиях С.И. Григорьева, А.А. Давыдова, Т.И. Заславской, Ю.М. Резника гражданственность определяется как особое свойство социально активной, самодостаточной личности, которое обусловлено характером, содержанием исторического, цивилизационного, социокультурного развития.

В политологии гражданственность определяется как способность и готовность выступать в роли гражданина, как высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества, которая способствует его приверженности интересам этого сообщества; как активная и сознательная включенность в политическую жизнь сообщества (С.С. Аверинцев, А.А. Айвазян, Ю.А. Левада и др.). Данная

наука рассматривает гражданственность и «гражданские» категории как слагаемые гражданского общества, проявляющиеся в политическом участии (активном или пассивном), а также проблемы гражданской культуры, свободы и необходимости в политических отношениях личности, государства и общества (С.С. Аверинцев, В.Н. Амелин, О.П. Ильин, В.С. Мокрый, Е.Я. Сергеева и др.).

В культурологии исследователями (Э.Я. Баталова, Е.И. Добренко, Д.В. Ольшанский и др.) выделяются сущностные характеристики гражданственности как соотношения динамично развивающейся внешней и внутренней гражданской культуры человека и общества.

Междисциплинарный характер рассматриваемой научной категории проявляется и в понимании ее как личностного качества, которое характеризуется эклектичностью и невозможностью отнесения к какой-либо одной сфере (политической, правовой, нравственной), так как, являясь свойством, качеством гражданина, отражает его множественные ипостаси. Так, гражданственность трактуется как общественно-политическое (С.И. Карпушкин2), социально-политическое (Л.М. Фенева3), социально-правовое (В.К. Шаманова4), нравственно-политическое (О.А. Портнова, В.С. Торохтий5), нравственно-эстетическое (Т.Н. Османкина6) качество.

В России использование понятий «гражданин» и «гражданственность» начинается лишь в XVIII в., хотя зачатки гражданственности (протогражданственность) наблюдались уже в Древней Руси, а изучение данных категорий как научной проблемы началось только в XIX в. А.М. Князев, характеризуя эволюцию гражданского воспитания в России, отмечает, что в период с X по XV в. уже проявляется в определенной форме качество, которое трактуется как «гражданственность», что соотносится со становлением религиозно и государственно ориентированного воспитания граждан, сопряженного с воспитанием преданности, терпимости и покорности государю и церкви7.

Л.В. Кузнецова отмечает, что в 20-е гг. ХХ в. в педагогической науке гражданственность трактовалась как результат гражданского воспитания и ведущее качество гражданина8. В последующие десятилетия советского периода общей смысловой де-терминантой рассматриваемого понятия выступает долг, совесть, ответственность, честь и достоинство личности9. В 80-е гг.

XX в. появляются философские и юридические работы (А.П. Бутенко, Ю.В. Колес-ниченко, В.Н. Кудрявцева, Е.Л. Лукашева, В.Д. Шадрикова и др.), в которых обосновывается правовая парадигма гражданственности. Последнее десятилетие XX - начало

XXI вв. характеризовались появлением большого количества педагогических исследований, в которых гражданственность рассматривалась как сложное социально-психологическое явление, как интегратив-ное качество личности и базовая ценностная ориентация.

Анализ современных исследований позволяет утверждать, что процесс становления гражданственности личности имеет смысл рассматривать только в контексте взаимодействия объективных и субъективных факторов, поскольку данный феномен проявляется в виде индивидуального поведения, но опосредуется социокультурной обстановкой (С.Н. Беккер, Л.Б. Дашидондо-кова, И.Н. Руссу, И.Г. Трофимова, А.В. Фах-рутдинова и др.).

Признание невозможности формирования гражданственности вне социальных условий, с одной стороны, и нераздельности индивидуального и социального - с другой, обусловливает необходимость поиска возможностей гармонизации личных и общественных интересов, нахождения баланса субъект-объектных отношений гражданина и государства для достижения эффективности гражданского воспитания. Данная позиция находит подтверждение в следующих положениях: важна согласованность индивидуальной добродетели и общественной справедливости, в идеале - «согласие отдельных добродетелей человека-гражданина со строем государства в целом»10; природные задатки ребенка во всей многогранности развиваются лишь на основе обретения личностью ее гражданской сущности, активного и ответственного включения в культурную, духовную жизнь общества11; необходимо гармоничное единство общественного и личного12, разумное сочетание внутренней свободы и уважения к государственной власти, личных и общественных, всеобщих и частных интересов13.

Признавая интеграционный характер гражданственности, некоторые исследователи рассматривают ее сущность через призму какого-либо отдельного качества (качеств), понимаемого как главное, основное (основание), типичное, которое преломляет значение гражданственности. Проведенный анализ научных исследований позволяет

выделить следующие ведущие основания гражданственности:

- активность и ответственность (Л.И. Аманбаева, О.И. Волжина, А.С. Гаязов, Е.В. Известнова, О.П. Омеличкин, В.И. Смирнов и др.);

- сознание и самосознание личности (В.Я. Баркалов, Н.И. Васильев, Г.А. Голубева, И.М. Дуранов, Т.Б. Журавлева, В.И. Золотов, О.Н. Полухин, В.И. Смирнов, Д.С. Яковлева и др.);

- духовно-нравственные качества (Л.М. Архангельский, Л.А. Беляева, Г.А. Голубева, Т.И. Кокорина, А.И. Ореховский, Д.С. Яковлева и др.);

- воля (А.В. Беляев, Н.И. Васильев, Т.Ю. Сайпулаева, И.Л. Судакова, М.А. Якобсон, Д.С. Яковлева и др.);

- эмоции, чувства (Е.В. Бондаревская, Н.И. Васильев, А.С. Гаязов, И.М. Дуранов, И.А. Зимняя, Т.Б. Журавлева, В.А. Сласте-нин, О.Д. Халтагарова и др.);

- гражданский долг и гражданские обязанности (А.С. Гаязов, И.М. Дуранов, Е.В. Известнова, Л.Г. Коваленко, О.П. Песоцкая, И.Н. Руссу, Н. Узнадзе и др.);

- позиция личности - гражданская, нравственная, правовая, ценностно-мировоззренческая (А.В. Беляев, Б.Т. Лихачев, В.Н. Маркин, О.П. Песоцкая, В.А. Сластенин, О.А. Соколова, Р.Р. Шапирова и др.).

О.В. Заславская считает, что попытки свести гражданственность к какому-либо одному качеству (патриотизм, активность, знания о правах и т.д.) несостоятельны, так как, например, знание своих прав и обязанностей, законов не являет собой пример гражданского отношения к делу, миру, людям и даже к самим себе14. А.М. Князев отмечает, что в определениях гражданственности, как правило, не фиксируется фактор развития и, более того, его направленность на достижение вершины, или акме, возможна только в контексте акмеологии15.

Отметим, что набирается довольно большой перечень гражданских качеств и характеристик, которые не всегда равнозначны, их нельзя поставить в один ряд. Анализируя данные дефиниции, важно их дифференцировать, выстроить иерархию качеств, образующих содержательно-логическую структуру гражданственности: первичные качества (качества-характеристики, качества-условия, качества-действия) и качества-результаты.

При этом, опираясь на критерий сфор-мированности, гражданственность можно представить как многоуровневую структу-

ру: низкий уровень - гражданская позиция не сформирована, наличие гражданских качеств прослеживается нечетко, низкая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина; средний уровень -гражданская позиция и качества на стадии формирования, частичная готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина; высокий уровень - гражданские качества сформированы, активная гражданская позиция, высокая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина16.

Проведенный анализ существующих подходов к определению явления гражданственности, их систематизация позволили сформулировать определение данного понятия. Гражданственность - это социально обусловленное, сложно структурированное ин-тегративное развивающееся мета-качество, отражающее сформированность комплекса личностных характеристик (патриотизм, гражданское самосознание, гражданская ответственность, целеустремленность, самостоятельность, организованность, трудолюбие и др.), обеспечивающих готовность к реализации гражданского долга.

Следовательно, гражданственность как качество личности не просто фиксирует наличие определенных характеристик, а демонстрирует определенный уровень зрелости, развитости гражданских свойств.

Признание сложности, многоаспектно-сти, интегративного характера рассматриваемого феномена позволило выделить следующий комплекс устойчивых структурных компонентов гражданственности: зна-

ния, умения, чувства, качества (нравственные - добро, милосердие, справедливость, честность; деловые - самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, активность; правовые - обязанность, право, законопослушность; гражданские - любовь к Родине, гордость за нее, уважение к национальным символам, государственной власти), мотивы, ценности (человек, труд, природа), действия.

Воспитание гражданственности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но, прежде всего, объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и совершенствуются на протяжении всей жизни человека.

Таким образом, основной целью гражданского воспитания является воспитание человека, ответственно выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства. Гражданское воспитание формирует гражданственность - одну из ключевых компетентностей современного человека, характеризующуюся широким спектром личностных характеристик, что позволяет рассматривать данный феномен как особое свойство социально активной и самодостаточной личности, осознающей свою ответственность, место и роль в обществе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Гендугова М.Н. Формирование гражданственности молодежи в современной России: Дис. ... канд. социол. наук. М., 2011.

2 См.: Карпушкин С.И. Формирование гражданской и правовой культуры молодежи: Дис. ... канд. философ. наук. М., 1999.

3 См.: Фенева Л.М. Педагогические условия формирования гражданственности старших подростков общеобразовательной школы: Дис.....канд. пед. наук. Карачаевск, 2006.

4 См.: Шаманова В.К. Воспитание гражданственности школьников в учреждениях системы дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2005.

5 См.: Портнова О.А. Формирование гражданственности обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих: Автореф. ... канд. пед. наук. Калуга, 2015; То-рохтий В.С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования // Гражданином быть обязан: методический портал [Электронный ресурс]. URL: smolpedagog.ru>article 26.html (дата обращения: 28.06.2016).

6 См.: Османкина Т.Н. Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2000.

7 См.: Князев А.М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.

1 Sm.: Gendugova M.N. Formirovanie grazhdanstvennosti molodezhi v sovremennoj Rossii: Dis. ... kand. sociol. nauk. M., 2011.

2 Sm.: Karpushkin S.I. Formirovanie grazhdanskoj i pravovoj kul'tury molodezhi: Dis. ... kand. filosof. nauk. M., 1999.

3 Sm.: Feneva L.M. Pedagogicheskie uslovija formirovanija grazhdanstvennosti starshih podrostkov obshheobrazovatel'noj shkoly: Dis.....kand. ped. nauk. Karachaevsk, 2006.

4 Sm.: Shamanova V.K. Vospitanie grazhdanstvennosti shkol'nikov v uchrezhdenijah sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija: Dis. ... kand. ped. nauk. Pjatigorsk, 2005.

5 Sm.: Portnova O.A. Formirovanie grazhdanstvennosti obuchajushhihsja po programmam podgotovki kvalificirovannyh rabochih: Avtoref. ... kand. ped. nauk. Kaluga, 2015; Torohtij V.S. Grazhdanskoe i patrioticheskoe vospitanie v uslovijah modernizacii obrazovanija // Grazhdaninom byt' objazan: metodicheskij portal [Jelektronnyj resurs]. URL: smolpedagog. ru>article 26.html (data obrashhenija: 28.06.2016).

6 Sm.: Osmankina T.N. Formirovanie grazhdanstvennosti starsheklassnikov v uslovijah obshheobrazovatel'noj shkoly: Dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2000.

7 Sm.: Knjazev A.M. Akmeologo-pedagogicheskaja koncepcija vospitanija grazhdanstvennosti v sisteme rossijskogo obrazovanija: Dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2008.

8 См.: Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007; Она же. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в истории педагогики (XX век) // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 9. С. 10-18.

9 См.: Савотина Н.А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005.

10 Платон. Диалоги. М., 1999.

11 См.: Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1983. Т. 3.

12 См.: Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие. М., 1990.

13 См.: Карпушкин С.И. Формирование гражданской и правовой культуры молодежи; Фенева Л.М. Педагогические условия формирования гражданственности старших подростков общеобразовательной школы.

14 См.: Заславская О.В. Гражданское счастье: как воспитать хозяев своей судьбы вместо отличников и хорошистов [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolpedagog.ru/ article%2019.html (дата обращения: 30.06.2016).

15 См.: Князев А.М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования.

16 См.: Кротенко А. Понятие гражданственности и ее развитие через волонтерство [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cloudwatcher.ru/analytics/6/view/53/ (дата обращения: 04.07.2016).

8 Sm.: Kuznecova L.V. Stanovlenie i razvitie grazhdanskogo vospitanija shkol'nikov v Rossii: Dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2007; Ona zhe. Razvitie soderzhanija ponjatij «grazhdanstvennost'» i «grazhdanskoe vospitanie» v istorii pedagogiki (XX vek) // Prepodavanie istorii i obshhestvoznanija v shkole. 2006. № 9. S. 10-18.

9 Sm.: Savotina N.A. Grazhdanskoe vospitanie studencheskoj molodezhi v sovremennom vuze: Dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2005.

10 Platon. Dialogi. M., 1999.

11 Sm.: Vygotskij L.S. Problemy razvitija psihiki: Sobr. soch.: V 6 t. / Pod red. A.M. Matjushkina. M., 1983. T. 3.

12 Sm.: Suhomlinskij V.A. Kak vospitat' nastojashhego cheloveka: pedagogicheskoe nasledie. M., 1990.

13 Sm.: Karpushkin S.I. Formirovanie grazhdanskoj i pravovoj kul'tury molodezhi; Feneva L.M. Pedagogicheskie uslovija formirovanija grazhdanstvennosti starshih podrostkov obshheobrazovatel'noj shkoly.

14 Sm.: Zaslavskaja O.V. Grazhdanskoe schast'e: kak vospitat' hozjaev svoej sud'by vmesto otlichnikov i horoshistov [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.smolpedagog.ru/article%2019.html (data obrashhenija: 30.06.2016).

15 Sm.: Knjazev A.M. Akmeologo-pedagogicheskaja koncepcija vospitanija grazhdanstvennosti v sisteme rossijskogo obrazovanija.

16 Sm.: Krotenko A. Ponjatie grazhdanstvennosti i ee razvitie cherez volonterstvo [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. cloudwatcher.ru/analytics/6/view/53/ (data obrashhenija: 04.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.