P.A. ДОРМИДОНТОВ, в.н. ДОЛМАТОВА (Липецк)
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Освещается проблема формирования гражданственности как интегративного качества личности у студентов педагогического вуза. Приводятся результаты анализа и обобщения публикаций по проблеме гражданственности в современной отечественной научной литературе, обозначены основные методологические подходы к формированию гражданственности личности. Представлено авторское определение гражданственности, выделены его структурные компоненты.
Ключевые слова: воспитание, гражданственность, интегративное качество, уровни сфор-мированности, курс по выбору.
Среди основных тенденций развития современного отечественного образования важную роль играет воспитание активных, сознательных, ответственных за свою страну и ее будущее граждан. Поэтому задачей общеобразовательной школы является не только подготовка грамотного и теоретически компетентного выпускника, но и формирование самостоятельной, инициативной, ответственной и критически мыслящей личности, способной включиться в процесс гражданско-правовых отношений, стремящейся к участию в делах государства в рамках формирующегося гражданского общества. Это требование особенно актуально на фоне ослабления интереса студентов к политическим и гражданско-правовым проблемам современного общества.
произошедшие в социально-экономической, политической жизни общества изменения требуют обновить, привести в соответствие с актуальными задачами воспитания систему формирования гражданственности, выбрать наиболее рациональные для данного содержания методы и средства воспитания. Необходимость формирования гражданственности и патриотизма студентов педагогического вуза обусловлена как логикой развития страны, существование которой во многом определяется наличием в стране ответственных граждан-патриотов, так и норматив-
'кие науки -
ными документами, например, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» [13]. В этой связи особую актуальность приобретает поиск стимулирующих условий для эффективной организации формирования гражданственности с учетом современного методологического подхода.
В последние годы активно разрабатывается проблема формирования гражданственности в русле современных методологических подходов. Так, в рамках системно-гуманитарного подхода Ю.Д. Земляков и Э.А. Бирюкова рассматривают процесс формирования гражданственности среди молодежи в вузе [8]. Г.Ф. Ерисова, Е.Н. Чемёркина, Н.М. Демидова используют инновационный подход в формировании патриотизма и гражданственности молодежи [7]. H.A. Иванова указывает на возможности реализации аксиологического подхода в формировании гражданственности среди подростков [9]. Особенности воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода проанализированы в работах Р.А. Дормидон-това [5]. Возможности акмеологического подхода в воспитании гражданственности личности рассматриваются в работе Н.В. Черняко-вой [18]. Т.Н. Бессонова воспитание гражданственности анализирует в русле институционального подхода [2], а О.А. Радченко говорит о возможностях социокультурного подхода [15]. Использование комплексного подхода к воспитанию гражданственности подростков рассматривается в работе И.В. Чепиги [17]. В некоторых исследованиях прорабатываются вопросы формирования гражданственности в зависимости от специфичности институциональной среды и социальной ситуации развития ребенка [12].
при попытке дать определение и раскрыть содержание того или иного понятия авторы акцентируют внимание на наиболее важной, по их мнению, стороне вопроса. Остановимся на некоторых определениях гражданственности, приводимых в последние годы в работах отечественных педагогов и психологов.
В контексте определения и конкретизации понятия «гражданственность» в психолого-педагогической литературе интересным представляется исследование А.В. Куршева [11], в котором проанализировано понятие гражданственности в 7 докторских и 49 кандидатских диссертациях. Подавляющее большинство ав-
© Дормидонтов P.A., Долматова В.Н., 2019
известия вгпу
торов авторефератов диссертационных исследований, изученных А.В. Куршевым (а именно 36 из 44) с учетом незначительных нюансов понимают под гражданственностью личностное качество или их совокупность.
Остановимся на некоторых определениях гражданственности, приводимых в последние годы в работах отечественных педагогов и психологов. Большинство исследователей отмечают интегративный характер гражданственности личности.
В исследовании Е.Р. Евдокимовой отмечается, что гражданственность - это нравственное качество личности, имеющее элементы дееспособности, готовности выразить себя в социальном плане. Воспитание гражданственности как интегративного качества личности позволяет человеку ощущать себя юридически, социально и политически дееспособным [6, с. 53]. Ю.Д. Земляков и Э.А. Бирюкова указывают на то, что «концептуальный образ гражданина предполагает, что этот человек любит Родину в широком плане: любит ее природу, людей, историю, готов ее защищать, готов совершать трудовые подвиги во имя ее, работать над развитием своей индивидуальности для раскрытия заложенных в ней талантов» [8, с. 3].
Стоит отметить, что некоторые отечественные ученые определяют гражданственность не как интегративное качество личности, а как личностную черту или же способность или свойство. Так, в исследовании А.В. Кур-шева [10] на основе динамической функциональной структуры личности приводится обоснование гражданственности как черты характера, а П.А. Гнездилова указывает, что это способность личности проявлять свои качества в социокультурном контексте, «одно из общекультурных свойств, присущих личности как субъекту общественных отношений» [4, с. 85].
Ю.М. Резник видит в гражданственности органический сплав «высших» (а не просто общевидовых или индивидуально-личностных) родовых свойств и культурно-специфических черт человека, взятых в их конкретно историческом воплощении и реальном бытии. по мнению исследователя, гражданственность проявляется в таких чертах, как творческая активность и сознательность, свобода и ответственность, персонализм и солидарность, духовность и самодеятельность, а также национально-культурная специфичность и др. [16].
О.Е. Артамонова отмечает тот факт, что гражданственность - это не всегда политиче-
ская или правовая категория. гражданственность предусматривает использование в полной мере прав человека и наличие чувства защищенности со стороны демократического общества. В то же время гражданственность подразумевает максимальное включение граждан в общественные проблемы, активные действия в рамках различных социальных институтов и уважительное отношение к правам других [1].
Нам представляется ценным для понимания феномена гражданственности личности представление А.А. Бодалева о соотношении и взаимном обусловливании гражданственности и нравственности. Качество гражданственности, отмечает А.А. Бодалев, «теснейшим образом сопрягается с нравственностью и совестью людей, если под нравственностью понимать интегральное психическое образование, представленное в сознании, самосознании и подсознании человека, а также в его эмоциональной и волевой сферах, и проявляющееся у него как устойчивая потребность и постоянная способность выстраивать свое поведение во всех областях жизнедеятельности в соответствии с общечеловеческими ценностями. И в избранной трактовке гражданственности и нравственности и их взаимосвязи совесть выступает в этом контексте как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя по своей сути нравственные цели планируемых поступков и деяний и требовать от себя их выполнения и затем оценивать сделанное, опять же придерживаясь нравственных критериев» [3, с. 7]. Схожих взглядов придерживается и Е.В. Приводнова, указывая на тот факт, что «гражданственность означает наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам» [14, с. 121].
Таким образом, гражданственность - это сложное интегральное качество личности, с одной стороны, и выработанная система отношений человека с обществом и государством -с другой. гражданственность личности рассматривается нами как «интегративное качество личности, определяющее систему мотивов, установок, направленности, отношений личности к государству, обществу и личности
другого человека, включающее в себя такие компоненты, как мировоззренческий, познавательный, деятельностный» [5, с. 8].
Гражданственность представляет собой сложное, многоуровневое понятие, основными составляющими которого являются гармоничное сочетание высоких патриотических чувств, комплекс историко-правовых знаний, ответственность, активная социальная позиция, гуманность, толерантность. гражданственность выражается в чувстве собственного достоинства и уважении другой личности, а также уважении и доверии к другим гражданам, к государственной власти, в адекватном использовании своих прав и обязанностей, закрепленных в Конституции.
В соответствии с логикой исследования мы определили четыре уровня сформированности гражданственности личности студента педагогического вуза: высокий, достаточный, индифферентный, неудовлетворительный. В рамках исследования нами проведен анализ эффективности апробации внедрения в учебно-воспитательный процесс Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (ЛГПУ) курса по выбору «Воспитание гражданственности и патриотизма в образовании», предусмотренного учебным планом направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Цель курса -способствовать углублению знаний студентов о современном понимании гражданственности и патриотизма как интегративного качества личности в психолого-педагогических условиях его формирования в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. В курсе изучаются основные подходы к пониманию гражданственности и патриотизма в современной психолого-педагогической литературе, методы формирования данных качеств у школьников. Кроме того, в курс включен блок занятий, направленный на формирование гражданственности и патриотизма у обучающихся студентов. Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла и реализуется в первом семестре первого года обучения.
Структурно курс по выбору построен по хронологически-проблемному принципу и включает три раздела. Предложенная структура позволяет раскрыть как динамику формирования гражданственности в учебно-воспитательном процессе, так и специфику граж-
кие науки -
данственности как интегрального качества личности.
Исследование проводилось в два этапа в течение 2018-2019 гг. На первом этапе была осуществлена первичная диагностика (сентябрь 2018 г.), на втором проводилась контрольная диагностика (январь 2019 г.). Исследованием были охвачены студенты первых-вторых курсов Института психологии и образования ЛГПУ. Все испытуемые были поделены на две группы: экспериментальную (Эг) и контрольную (КГ). В первую группу входили студенты, обучающиеся по профилю подготовки «Специальная психология и педагогика» и «Психология образования», в учебном плане которых предусмотрен курс «Воспитание гражданственности и патриотизма в школьном возрасте». Вторую группу составили студенты профиля подготовки «Педагогическое образование», в учебном плане которых данный курс не предусмотрен. Всего в исследовании приняли участие 85 респондентов: 45 (ЭГ) и 40 (КГ).
В результате первичной диагностики сформированности знаний студентов о гражданственности и патриотизме в обеих группах был выявлен примерно одинаковый уровень выраженности качеств и знаний студентов о гражданственности и патриотизме. Результаты первого этапа исследования отражены в табл. 1.
Таблица 1 результаты исследования контрольной и экспериментальной групп (первичная диагностика)
Уровень КГ ЭГ
количество человек % количество человек %
Высокий 4 10 4 9
Достаточный 13 32,5 13 28,9
Индифферентный 16 40 19 42,2
Неудовлетворительный 7 17,5 9 19,9
Как видно из табл. 1, высокий и достаточный уровень был выявлен у 42,5% КГ и 37,9% ЭГ. Индифферентный и неудовлетворительный уровень зафиксирован у 57,5% КГ и 61,2% ЭГ соответственно. Столь низкие показатели у студентов первого курса, на наш взгляд, являются следствием аполитичности и индифферентного отношения современной молодежи к государству и в какой-то степени к обществу.
известия вгпу
На втором этапе исследования (по завершении курса «Воспитание гражданственности и патриотизма в школьном возрасте») в обеих группах была проведена контрольная диагностика уровня сформированности гражданственности студентов. Результаты контрольной диагностики представлены в табл. 2.
Таблица 2 результаты исследования контрольной и экспериментальной групп (контрольная диагностика)
Уровень КГ ЭГ
количество человек % количество человек %
Высокий 4 10 5 11
Достаточный 14 35 15 33,3
Индифферентный 17 42,5 22 49
Неудовлетворительный 5 12,5 3 6,7
Как видно из табл. 2, в ЭГ значительно уменьшилось количество студентов, находящихся на удовлетворительном уровне сформированности гражданственности: показатель неудовлетворительного уровня снизился на 13,3% (с 19,9 до 6,7%), тогда как выраженность по выборке индифферентного повысились на 6,8% (с 42,2 до 49%). В КГ эти показатели также изменились, но несущественно: показатели неудовлетворительного уровня снизились на 5% (с 17,5 до 12,5%), тогда как на индифферентном уровне они повысились на 2,5% (с 40 до 42,5%).
Динамика показателей достаточного и высокого уровня не столь заметна в ЭГ, однако и здесь следует отметить некоторые изменения: в результате показатели достаточного уровня изменились на 4,4% в сторону повышения (33,3%), а показатели высокого уровня поднялись на 2% (с 9 до 11%). В КГ аналогичные показатели изменились несущественно: на достаточном уровне зафиксировано увеличение на 2,5%, тогда как на высоком уровне они остались на прежних значениях.
По нашему мнению, полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости внедрения подобного рода курсов в практику обучения в педагогическом вузе наряду с курсами общепрофессионального и вариативного блоков. Данная мера способствовала бы более эффективному формированию у студентов как представлений о гражданственности и патриотизме личности, так и необхо-
димых компетенций, позволяющих формировать данные качества личности школьника в своей будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Артамонова О.Е. Формирование представлений о гражданственности в молодежной среде // Вестн. Новгор. филиала РАНХиГС. 2017. Т. 6. № 1-1 (7). С. 222-226.
2. Бессонова Т.Н. Воспитание гражданственности: институциональный подход // Вестн. Ле-нингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 4. № 3. С. 121-130.
3. Бодалёв А.А. Нравственность и гражданственность человека - бесценный капитал общества // Человеческий капитал. 2014. № 5 (65). С. 7.
4. Гнездилова П.А. Социокультурные аспекты формирования гражданственности учащейся молодежи в российском обществе: моногр. Рязань: Концепция, 2016.
5. Дормидонтов Р.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2006.
6. Евдокимова Е.Р. Воспитание гражданственности у подростков в условиях общеобразовательной школы на материале дисциплин социально-гуманитарного цикла: дис. канд. ... пед. наук. Магнитогорск, 2006.
7. Ерисова Г.Ф., Чемёркина Е.Н., Демидова Н.М. Инновационный подход в формировании патриотизма и гражданственности молодежи посредством социального партнерства // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010. Т. 6. С. 235-239.
8. Земляков Ю.Д., Бирюкова Э.А. Системно-гуманитарный подход к формированию гражданственности у обучаемой в вузе молодежи // Вестн. Междунар. академии системных исследований. Информатика, экология, экономика. 2014. Т. 16. № 2. С. 3-9.
9. Иванова Н.А. Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2010.
10. Куршев А.В. Гражданственность личности как черта характера // Сиб. пед. журн. 2015. № 3. С. 26-32.
11. Куршев А.В. Понятие гражданственности в диссертационных исследованиях // Символ науки. 2015. № 3. С. 181-183.
12. Макеева И.А. Влияние институциональной среды на формирование гражданственности детей-сирот // Символ науки. 2016. № 11-2 (23). С. 145150.
13. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 19.02.2019).
педагогические науки
14. Приводнова Е.В. Гражданственность как интегративное качество личности в образовании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20: Педагогическое образование. 2015. № 2. С. 117-122.
15. Радченко О.А. Воспитание патриотизма и гражданственности в контексте социокультурного подхода // Инновации в социокультурном пространстве: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2014. С. 154-159.
16. Резник Ю.М. Гражданское общество в современной России: проекты и их реализация [Электронный ресурс]. URL: http://www.mzst.ru/pages/13-ju.-m.reznik-grazhdanskoe-obshhestvo-v.html (дата обращения: 07.03.2019).
17. Чепига И.В. Комплексный подход к воспитанию гражданственности старших подростков в общеобразовательных школах // APRIORI. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 68.
18. Чернякова Н.В. Акмеологический подход к развитию гражданственности личности // Акмеоло-
гия. 2015. № 3 (55). С. 178-179.
* * *
1. Artamonova O.E. Formirovanie predstavlenij o grazhdanstvennosti v molodezhnoj srede // Vestn. Novgor. filiala RANHiGS. 2017. T. 6. № 1-1 (7). S. 222-226.
2. Bessonova T.N. Vospitanie grazhdanstvennosti: institucional'nyj podhod // Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A.S. Pushkina. 2011. T. 4. № 3. S. 121-130.
3. Bodalyov A.A. Nravstvennost' i grazhdanst-vennost' cheloveka - bescennyj kapital obshchestva // Chelovecheskij kapital. 2014. № 5 (65). S. 7.
4. Gnezdilova P.A. Sociokul'turnye aspekty formirovaniya grazhdanstvennosti uchashchejsya mo-lodezhi v rossijskom obshchestve: monogr. Ryazan': Koncepciya, 2016.
5. Dormidontov R.A. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya grazhdanstvennosti starsheklassnikov na osnove kul'turologicheskogo podhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov, 2006.
6. Evdokimova E.R. Vospitanie grazhdanstven-nosti u podrostkov v usloviyah obshcheobrazovatel'noj shkoly na materiale disciplin social'no-gumanitarnogo cikla: dis. kand. . ped. nauk. Magnitogorsk, 2006.
7. Erisova G.F., Chemyorkina E.N., Demido-va N.M. Innovacionnyj podhod v formirovanii pat-riotizma i grazhdanstvennosti molodezhi posredstvom social'nogo partnerstva // Interekspo Geo-Sibir'. 2010. T. 6. S. 235-239.
8. Zemlyakov Yu.D., Biryukova E.A. Sistem-no-gumanitarnyj podhod k formirovaniyu grazh-danstvennosti u obuchaemoj v vuze molodezhi // Vestn. Mezhdunar. akademii sistemnyh issledovanij. Informatika, ekologiya, ekonomika. 2014. T. 16. № 2. S. 3-9.
9. Ivanova N.A. Aksiologicheskij podhod k for-mirovaniyu grazhdanstvennosti podrostkov v uslovi-
yah obshcheobrazovatel'noj shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ryazan', 2010.
10. Kurshev A.V. Grazhdanstvennost' lichnosti kak cherta haraktera // Sib. ped. zhurn. 2015. № 3. S. 26-32.
11. Kurshev A.V. Ponyatie grazhdanstvennosti v dissertacionnyh issledovaniyah // Simvol nauki. 2015. № 3. S. 181-183.
12. Makeeva I.A. Vliyanie institucional'noj sredy na formirovanie grazhdanstvennosti detej-sirot // Simvol nauki. 2016. № 11-2 (23). S. 145-150.
13. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossij-skoj Federacii na 2016-2020 gody [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/ (data obrashcheniya: 19.02.2019).
14. Privodnova E.V. Grazhdanstvennost' kak in-tegrativnoe kachestvo lichnosti v obrazovanii // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2015. № 2. S. 117-122.
15. Radchenko O.A. Vospitanie patriotizma i grazhdanstvennosti v kontekste sociokul'turnogo pod-hoda // Innovacii v sociokul'turnom prostranstve: ma-terialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Blagoveshchensk, 2014. S. 154-159.
16. Reznik Yu.M. Grazhdanskoe obshchestvo v sovremennoj Rossii: proekty i ih realizaciya [Elek-tronnyj resurs]. URL: http://www.mzst.ru/pages/13-ju.-m.reznik-grazhdanskoe-obshhestvo-v.html (data obrashcheniya: 07.03.2019).
17. Chepiga I.V. Kompleksnyj podhod k vospi-taniyu grazhdanstvennosti starshih podrostkov v obshcheobrazovatel'nyh shkolah // APRIORI. Cer.: Gumanitarnye nauki. 2015. № 3. S. 68.
18. Chernyakova N.V. Akmeologicheskij podhod k razvitiyu grazhdanstvennosti lichnosti // Akmeolo-giya. 2015. № 3 (55). S. 178-179.
Formation of civic engagement in students of a pedagogical university
The article covers the problem of the formation of civic engagement in students of a pedagogical university as an integrative quality of their personality. The authors provide the results of the analysis and synthesis of publications on the problem of civic engagement in the modern domestic scientific literature, as well as the main methodological approaches to the formation of civic engagement of the individual. The author's definition of citizenship is presented; its structural components are highlighted.
Key words: education, citizenship, integrative quality, levels of formation, elective course.
(Статья поступила в редакцию 21.03.2019)