Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций студентов - основа гражданственности будущих специалистов'

Формирование общекультурных компетенций студентов - основа гражданственности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНТ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CIVIL CONSCIOUSNESS / STUDENT / CIVIC EDUCATION / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES / AND EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурова Ирина Григорьевна

Сделан анализ понятия «гражданственность». Проанализирована необходимость обучения гражданственности в российских вузах через преподавание социальногуманитарных дисциплин. Представлены результаты социологических исследований по обучению гражданственности в процессе формирования общекультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the concept of "civic consciousness" has been conducted. The necessity of teaching civic consciousness in the Russian university through social and humanitarian disciplines has been analyzed. The results of the sociological research on civic consciousness education in the process of the formation of common cultural competence are given.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций студентов - основа гражданственности будущих специалистов»

УДК 316.613: 37.017.4

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - ОСНОВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

И.Г. Гурова

Сделан анализ понятия «гражданственность». Проанализирована необходимость обучения гражданственности в российских вузах через преподавание социально-гуманитарных дисциплин. Представлены результаты социологических исследований по обучению гражданственности в процессе формирования общекультурных компетенций.

Ключевые слова: гражданственность, студент, гражданское образование, общекультурные компетенции, социально-гуманитарные дисциплины, образовательные технологии.

К вопросам гражданственности и патриотизма неоднократно обращался президент Российской Федерации В.В. Путин в своих посланиях к Федеральному Собранию. Так в своей речи 1 декабря 2016 года он подчеркнул, что в настоящий исторический период развития России необходимо «глубокое понимание тотальной угрозы терроризма, проявление истинных патриотических чувств и высоких нравственных качеств, убеждённость в том, что национальные интересы, свою историю, традиции, наши ценности нужно защищать» [1].

Гражданственность - это процесс осознания своих прав и обязанностей по отношению к государству, к обществу, в котором живет гражданин, «готовность добровольно следовать предписаниям его морали и закона; забота об общественном благе, концепция помыслов и чувств на идее гражданского долга» [2].

Решение многих актуальных проблем современного российского общества существенным образом зависит от того насколько сформированы гражданские ценности у молодых граждан страны, такие как патриотизм, гуманизм, любовь к Родине, к окружающему миру, честь, верность долгу, желание трудиться для страны и на ее благо. «Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от уровня сформированности гражданственности человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей» [3].

Воспитание человека и развитие у него чувства гражданственности и любви к своей Родине, потребности совершенствовать и творить во благо своей страны является ключевым фактором образования молодежи. Не случайно, в Федеральном Законе РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года определено, что государственная политика и регулирование отношений в сфере образования должны основываться на ряде принципов, направленных на воспитание у молодежи «взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде» и т.д. [4]. Таким образом, обучение гражданственности у студен-

тов вузов должно быть неотъемлемой частью образовательного процесса высших учебных заведений, без которого невозможно формирование гармоничной, патриотически и нравственно-убежденной личности.

Изучению различных аспектов воспитания и обучения гражданственности у студентов российских вузов посвящены диссертационные исследования С.М. Горяевой, М.В. Бундиной, Н.Ю. Кирюшиной, М.Н. Гендуговой, А.М. Бабаевой, О.А. Соколовой, Р.Р. Шапировой и др.

Глубокий анализ диссертационных исследований по данной проблеме за период 2000-2015 годов был сделан Куршевым А.В., который определил, что «подавляющее большинство авторов диссертационных исследований, а именно 36 и 44, с учетом незначительных нюансов, понимают под гражданственностью личностное качество или их совокупность» [5]. Основные взгляды на понятие «гражданственность» в диссертационных исследованиях за 2000-2015 годы представлены на рисунке.

Анализируя диссертационные исследования, можно определить несколько основных направлений гражданского образования в Тульском государственном университете:

- обучение знаниям и навыкам гражданской жизни в демократическом обществе в ходе преподавания курсов «Политология», «Основы социального государства» и «Социология» для студентов всех направлений вуза;

- воспитание демократического мировоззрения, «формирование навыков и развитие способностей, необходимых в жизни в демократическом обществе, в рамках межпредметного подхода»;

- «формирование целостной гражданской демократической позиции через освоение опыта гражданской жизни в вузе» [6] в рамках внеучебного процесса.

Комплексное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств студентов, направленных на успешное решение задач по подготовке современного квалифицированного специалиста и гражданина современного российского общества, определено в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения, разработанных с позиций компетентностно-го подхода.

Компетенции в образовательных стандартах являются основными квали-

3

□ личностное качество

□ личностное образование

□ личностная характеристика

□ компетентность

□ другое

36

Основные взгляды на понятие «гражданственность» в диссертационных исследованиях за 2000-2015 годы

фикационными показателями и мерой определения готовности выпускника к творческой, профессиональной деятельности в гражданском обществе. Компетенции включают, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию будущего специалиста, наличие таких общекультурных способностей, как инициатива, сотрудничество, умение учиться и работать, оценивать свою деятельность, логически мыслить, «применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния», способствовать «восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей» [7]. Все это и является базой для формирования гражданственности у студентов вуза.

По классификации И.А. Зимней, выделены 10 основных общекультурных компетенций, объединенных в три группы, которые практически полностью нашли отражение в перечнях компетенций современных Федеральных образовательных стандартов:

1) Компетенции, которые характеризуют человека как личность и субъект деятельности, включающие: формирование знаний, их структурирование и расширение, приращение накопленных и актуализация полученных знаний; соблюдение здорового образа жизни; формирование физической культуры; осознание ценностей бытия, жизни, культуры, науки, производства; знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; выполнение гражданского долга; самосовершенствование, саморегулирование и саморазвитие личности,

2) Компетенции, относящиеся к социально-психологической сфере: решение коммуникативных задач с обществом и коллективом; обучение толерантности; социальной мобильности; формирование компетенций в общении и др.

3) Компетенции, являющиеся базой для формирования профессиональных знаний и умений: решение познавательных задач, проблемных ситуаций; осуществление интеллектуальной деятельности; умение ориентироваться в разных видах деятельности; освоение информационных технологий - приемов переработки, выдачи информации, владение электронными и интернет-технологиями [8].

На основе большинства федеральных образовательных стандартов третьего поколения у студентов к окончанию обучения должны быть сформированы компетенции, в том числе включающие и общекультурные знания, умения и навыки, которые формируют гражданственность личности, такие как:

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

- способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия;

- способностью к самоорганизации и саморазвитию и др.

Для достижения высокого уровня общекультурных компетенций у студентов необходимо интенсифицировать преподавание социально-гуманитарных дисциплин с применением элементов интерактивных технологий, которые будут способствовать наилучшему усвоению основных социально-значимых компонентов образовательных программ.

В Тульском государственном университете в 2015 году было проведено исследование, в рамках которого студентам, входящим в экспериментальную группу, изучающим социально-гуманитарные дисциплины «Социология» и «Основы социального государства», осуществлялось внедрение в учебный процесс технологий интерактивного обучения, технологий проблемного обучения, коммуникативных методов обучения и т.д. В контрольной группе проводились учебные занятия без использования данных методов.

Для формирования общекультурных компетенций осуществлялось применение таких элементов обучения, как работа в малых группах (команде), проектные технологии, анализ конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, контекстное обучение, модульное обучение, развитие критического мышления, индивидуальное обучение, проблемное обучение, междисциплинарное обучение, обучение на основе опыта, технологии различных видов самостоятельной работы студентов, что, на наш взгляд, позволяет сформировать гражданское сознание личности будущих специалистов.

Интерактивные технологии направлены на модернизацию традиционных подходов к обучению и способны активизировать деятельность учащихся. В результате у студентов формируется готовность выполнять поставленные задачи, стремление к самостоятельной осознанной деятельности, формируется желание повысить свой личный уровень компетенции и т.д.

Другим видом образовательных технологий являлось проблемное обучение. Под технологией проблемного обучения необходимо понимать такую организацию учебного процесса, при которой под руководством преподавателя в сознании учащихся создается проблемная ситуация, активизирующая их самостоятельную деятельность, в результате которой происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развиваются мыслительные способности.

В процессе формирования общекультурных компетенций использовался частично-поисковый метод, который постепенно приобщал студентов к самостоятельному решению проблем, опирающемуся на имеющуюся базу знаний, позволяя приобрести новые знания, вызывая при этом интеллектуальные затруднения у студентов и осуществляя целенаправленный мыслительный поиск. Применяемый комплекс форм, методов и средств обучения позволил достигнуть поставленной цели в более сжатые сроки.

Формирование компетенций в условиях учебного процесса возможно только при овладении студентами новых видов деятельности, необходимых для решения образовательных задач. Именно специфические навыки и умения, сформированные и проявляющиеся в рамках обучения профессиональным дисциплинам, позволили приобрести практический опыт осуществления способов деятельности, а также обеспечили готовность студентов к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

Коммуникативный компонент общекультурных компетенций характеризует ценностные ориентации и мотивы субъекта обучения - студента. Формирование коммуникативного компонента общекультурных компетенций происходит, когда студенты ясно и четко излагают информацию, отстаивают свою точку зре-

ния, не разрушая отношений, обладают навыком презентации и публичных выступлений, умеют находить оптимальное решение в процессе группового или межличностного взаимодействия [9].

С целью формирования социально-коммуникативных компетенций студентов в учебном процессе использовались коммуникативные методы обучения: деловые игры, ролевые игры, групподинамические упражнения, групповые дискуссии.

Не менее важной компетенцией в процессе формирования гражданских позиций личности, является социально - психологический компонент компетенций, включающий «готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды». К социально-психологическим компетенциям можно отнести компетенции социальные, персональные, информационные, экологические, валеологические и другие. В свою очередь, социальные компетенции - это формирование у студентов толерантности, ответственности, готовности к коммуникативному взаимодействию в коллективе; персональные компетенции - это формирование у студентов стремления к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию, креативности; информационные компетенции - это овладение новыми технологиями и их применение на практике, знание иностранных языков и умение работать с различными источниками информации; экологические и валеологические компетенции способствуют овладению знаниями законов развития общества и ведению здорового образа жизни [10].

С целью повышения уровня социально-психологических компетенций учащихся в вузе организуются встречи студентов с сотрудниками правоохранительных органов по профилактике антиобщественных проявлений; встречи студентов с работниками медико-социальных служб населения; студенты привлекаются к волонтерской деятельности; участвуют в студенческих научно-практических конференциях социальной направленности и другие.

Для обеспечения оценки уровня освоения студентами социокультурных компетенций в ходе преподавания им дисциплин «Социология» и «Основы социального государства» в 2015/16 уч. году в Тульском государственном университете были проведены исследования среди студентов 1 курса технических направлений подготовки.

Для определения уровня сформированности общекультурных компетенций первокурсников по окончании 1 курса нами был реализован сравнительный анализ результатов исследований в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах. В рамках исследования студентам предлагалось сравнить сложность применения различных умений и навыков в вузе, отвечая на поставленные вопросы ответами «легко» или «просто». Данные позволили соотнести самооценку степени сформированности умений и навыков, приобретенных в школе, с ответами студентов по окончании первого курса. Сравнение уровня сформированно-сти общекультурных компетенций у первокурсников в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице.

Сравнение уровня сформированности общекультурных компетенций у первокурсников (экспериментальной и контрольной групп),

_в % по каждой категории опрошенных _

Констати- Контрольный

Умения и навыки рующий этап

этап КГ ЭГ

Анализ основных закономерностей развития общества 45,3 46.2 48,5

Принятие ответственных решений в ситуации выбора 35,5 38,5 40,6

Умение извлекать уроки из собственного опыта 36,8 38,2 48,2

Описание проблемной ситуации, умение выдвигать и 27,2 32,2 56,5

проверять гипотезы

Планирование и организация дел в течение дня 32,3 37,2 36,5

Аргументирование своей точки зрения, отстаивание идей 41,5 44,5 58,7

Умение сотрудничать и работать в команде 44,3 44,6 61,7

Построение диалога с преподавателем, малознакомыми 45,9 47,5 55,7

людьми

Применение типовых способов решения (по образцу) 57,5 59,2 66,6

Средний показатель 40,7 38,0 52,5

Студенты экспериментальной группы в результате внедрения в учебный процесс интенсификационных мероприятий по освоению общекультурных компетенций в течение первого года обучения приобрели коммуникации, включающие гражданские качества личности: научились анализировать основные закономерности развития общества (с 45,3 % до 48,5 %); принимать ответственные решения в ситуации выбора (с 35,5 % до 40,6 %); выдвигать и проверять гипотезы (с 27,2 % до 56,5 %),; аргументировать и отстаивать собственную точку зрения (с 41,5 % до 58,7 %); извлекать уроки из собственного опыта (с 36,8 % до 48,2 %); сотрудничать и работать в команде (с 44,3 % до 61,7 %); строить диалог с преподавателем (с 45,9 % до 55,7 %).

По результатам данного исследования было отмечено, что средний показатель сформированности общекультурных компетенций, у студентов экспериментальной группы выше (52,5 %), чем у студентов контрольной группы (38 %).

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная система обучения и воспитания студентов, предусматривающая формирование у них нравственной гражданской позиции в ходе развития социокультурных компетенций будущих специалистов, формирует у них «гражданственность, накапливая потенциал зрелого гражданского общества как реальную, надежную опору для будущего подлинно демократического развития России» [11].

Список литературы

1. Послание Президента Федеральному Собранию. 1 декабря 2016 года. Москва. Кремль /Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http: //kremlin.ru/events/president/news/53379.

2. Вишнякова С.М.. Профессиональное образование. Словарь. Ключе-

73

вые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. 1999.

3. Шапирова Р.Р. Формирование гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Елабуга, 2011. 198 с.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // «Российская газета», Федеральный выпуск, № 5976.

5. Куршев А.В. Понятие гражданственности в диссертационных исследованиях. Журнал «Символ науки». 2015. №3.

6. Черникова И.В. Развитие гражданственности будущих специалистов в вузе и компетентностный подход в условиях информатизации общества. // Вестник РУДН. Информатизация образования. 2007. №4.

7. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Социология»: Проектные разработки / составление и общая редакция В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ. 2007.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности - новая парадигма результата современного образования// Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/iournal/2006/0505.htm.

9. Гурова И.Г. Программно-целевой подход к процессу адаптации первокурсников в образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тула. 2013. 229 с.

10. Аргунова П.Г. Формирование ключевых компетенций в образовании// Интернет-журнал «Научный аспект». - 2013, №1 [Электронный ресурс]. URL: http://na-iournal.ru/4-2013-gumanitamye-nauki/374

11. Глухова А.В. Спрос на гражданственность. // Полис. Политические исследования. 2013. № 5. С. 166-173.

Гурова Ирина Григорьевна, канд. пед. наук, доц., dgum@,bk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

FORMATION OF THE GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF THE STUDENTS IS THE BASIS FOR CIVIC CONSCIOUSNESS OF THE FUTURE SPECIALISTS

I.G. Gurova

The analysis of the concept of "civic consciousness" has been conducted. The necessity of teaching civic consciousness in the Russian university through social and humanitarian disciplines has been analyzed. The results of the sociological research on civic consciousness education in the process of the formation of common cultural competence are given.

Key words: civil consciousness, student, civic education, general cultural competence, social and humanitarian disciplines, and educational technology.

Gurova Irina Grigor'yevna, candidate of pedagogical science, docent, dgum@,bk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.