ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2015. № 2
ГОЛОСА МОЛОДЫХ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ
КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Е.В. Приводнова
(факультет педагогического образования
МГУ имени М.В. Ломоносова; [email protected])
В статье проанализированы различные подходы к определению понятия гражданственности. Дается определение гражданственности как интегративного качества личности, которое можно использовать в педагогических исследованиях.
Ключевые слова: определение понятия, гражданственность, педагогические исследования.
В условиях проведения единой государственной политики по дальнейшему развитию и совершенствованию формирования гражданственности современной молодежи в педагогической науке возрастает интерес к разработке новых подходов понимания сущности, содержания, направлений, методов, форм, средств и других важных аспектов формирования патриотизма. От правильного определения сущности исходных понятий, знания особенностей системы образования, выявления потенциала средств народной педагогики зависит эффективность работы системы формирования гражданственности. Уточним определение и сущность понятия "гражданственность".
В проекте концепции новых образовательных стандартов отмечается значение социальных эффектов, которые потенциально может нести эффективное построение системы образования — «эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального "лифта" и социального "миксера" и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями» [1:7]. Все названные эффекты интегрируются в понятии гражданского станов-
ления, а активная гражданская позиция является продуктивной составляющей процесса формирования комплекса ценностных ориентиров личности.
Большинством исследователей признается бесспорным важность акцента на гражданскую составляющую в системе образования. В условиях вызовов современной глобализации, обострившейся конкуренции между странами-лидерами за ресурсы и влияние, нарастания мультикультурной составляющей общественной жизни, повышения угрозы международного терроризма, активизации экстремистских организаций и движений особые требования предъявляются обществом к гражданской ответственности, правовой и политической культуре, толерантности и патриотизму. Особая роль школьного образования в формировании данных ценностей не вызывает сомнений.
Н.М. Воскресенская и И.Д. Фрумин выделили четыре составляющие понятия "гражданственность":
— умение реализовать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан;
— способность к диалогу с властными структурами, с другими гражданами и их объединениями;
— ответственность за свои поступки и свой выбор, юридические и моральные обязательства перед обществом и государством;
— критическое отношение к социальной действительности, стремление ее преобразовать [2: 1].
Истоки появления термина "гражданственность" обращают нас к истории древнегреческой демократии в ее различных формах, к зарождению отношений полисного типа. Полисная демократия дает развитые представления о гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающих его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является его высшей формой. Женщины и несовершеннолетние юноши могли проявлять патриотизм, но не гражданственность, являющуюся делом полноправных граждан. Четко разделялись гражданин и семьянин. Первый — это тот, кто берет больше ответственности, чем только за свою семью. В Древней Греции с гражданственностью связывали участие в общественной жизни, в политике (не в узком современном понимании, а в осмыслении дел своего социума — полиса), умение и желание интересоваться общими делами, нести личную ответственность за решение общих проблем. Аристотель связывал ее
с заложенным в людях природой стремлением к справедливости и желанием жить в обществе.
С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность, в отличие от гражданственности, значительно сужает возможность политического выбора.
Методологически гражданственность в научных трудах имеет две основные смысловые трактовки. Одни ученые проводят общую линию гражданственности с политическим образованием, фактически ставя знак равенства с законопослушностью и патриотизмом вне зависимости от сложившегося политического режима. Такой позитивистский подход связывает гражданственность с интегральным качеством личности, фиксирующим структурно-содержательно когнитивные (общественно-политическая и правовая компетентности), эмоциональные (патриотические, интернациональные чувства) и нравственные характеристики как проявление сущего в отношении человека к обществу. Расширяется трактовка до политического участия в жизни любого государства, а на передний план выходит чувство неразрывной связи с народом, сознание ответственности за его развитие, процветание и безопасность. К.М. Хоруженко указывает, что в Древнем Риме гражданственность понималась как включенность в дела государства, психологическое ощущение себя гражданином и полноправным его членом, приверженность к интересам государства и готовность идти на жертвы ради него [3:136]. В одном из современных педагогических словарей дается практически идентичное древнеримскому миропониманию определение гражданственности как "нравственного качества личности, определяющего сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны" [4: 31].
Специалисты, придерживающиеся второго подхода, стремятся связать гражданственность исключительно с общественной жизнью в условиях демократического государства и соответствующих ценностей. Гражданская активность демократического типа "противостоит формальной (декларированной) активности, характерной для тех типов обществ, в которых господствует авторитарный или тоталитарный режим. Ее критерием является не внешняя лояльность режиму, как это имеет место в авторитарно-бюрократических системах, а сознательное, заинтересованное
и рационально-критическое отношение субъектов (индивидов, групп) к делам общества и государства, стремление оказывать влияние на выработку и реализацию решений, затрагивающих как их собственные (особенные), так и общественные интересы" [5].
Известный американский ученый Джон Патрик считает гражданство (или гражданственность) одним из шести ключевых концептуальных понятий гражданского образования, что "статус гражданина предполагает принятие на себя определенной ответственности и обязательств, таких, как уплата налогов, служба в армии в случае призыва, выполнение законов, принятых народными представителями в законодательных органах власти, верность своему демократическому государству, конструктивная критика условий политической и гражданской жизни, участие в улучшении этих условий" [6:22]. Похожий список дает в своих характеристиках "хорошего гражданина" и Р. Далтон, добавляя голосование, участие в политических партиях и публичные протесты [7:4—5]. В еще одном американском исследовании выделяются такие важные компоненты становления гражданственности через систему образования, как "знания, ценности (принятие демократических идеалов), интеллектуальные способности (понимание политических процессов), климат в классе и школе" [8:41]. Таким образом, авторы обозначили ряд качеств, которые связаны с понятием "гражданственность". Особое внимание в гражданственности зарубежные авторы уделяют соотношению глобального и локального в современном гражданстве, знанию механизмов работы общественных институтов, представлениям о культурных различиях и уважению социального многообразия, балансу между теоретическим и практическим, свободе слова и возможности для самовыражения, активности и ответственности за свои поступки и решения, умению идентифицировать социальные противоречия и ценности, анализу точности информации и степени доверия к ней, видению перспектив, умению делать выбор и принимать решения.
Развивая концепцию гражданского общества и гражданственности, Ю.М. Резник находит точки соприкосновения двух подходов. Он связывает гражданское общество с демократией, но считает, что гражданственность может появиться в любом типе государственного устройства. В частности, исследователь считает, что в России культура гражданственности складывается раньше, чем само гражданское общество. При этом проводится различие между гражданством как подданством государства и собственно гражданственностью как идейно-нравственной категорией. Суть
идеи гражданственности общества он видит в том, чтобы направить логику общественного развития страны на служение родовым интересам и духовное единение всех людей, постепенно преодолевая глобальный кризис и препятствия экономического, политического и идеологического характера. Гражданственность — это прежде всего органический сплав "высших" (а не просто общевидовых или индивидуально-личностных) родовых свойств и культурно-специфических черт человека, взятых в их конкретно-историческом воплощении и реальном бытии. Она проявляется в таких чертах, как творческая активность и сознательность, свобода и ответственность, персонализм и солидарность, духовность и самодеятельность, национально-культурная специфичность и др. [9].
Основываясь на анализе существующих подходов, под гражданственностью следует понимать интегральное качество личности, показывающее готовность жить и активно действовать в условиях современного общества. Учитывая, что демократический способ принятия решений позволяет участвовать в этом процессе каждому человеку, принципиально важное значение придается пониманию гражданственности, формирующейся и проявляющейся в демократическом обществе. Понятие гражданственности охватывает когнитивные (общественно-политическая и правовая компетентности), эмоциональные (патриотические и интернациональные чувства) и нравственные характеристики как проявление сущего в отношении человека к обществу. Гражданственность означает наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам.
Список литературы
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 39 с.
2. Гражданское образование. Пособие для педагогов и работников образования // Сборник материалов под эгидой Совета Европы. 2-е изд. / Под ред. Н. Воскресенской, И. Фрумина. 2000. (URL: http:// www.nepfoiskola.hu/eaea/EAEA_ru/downloads/dokumenti/handbook_ 2000.pdf 20.11.2014).
3. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 640 с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001. 256 с.
5. Резник Ю.М. Человек и общество (опыт комплексного изучения) // Личность. Культура. Общество: Избранные статьи. 2000. Т.2. Вып. 4 (6). (URL: http://www.reznik-um.ru/lko/jur_reznik_2_3_00.htm 20.11.2014).
6. Патрик Д. Преподавание демократии в глобальном, международном и сравнительном контексте: Предложения по совершенствованию школьного гражданского образования // Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под ред. Н. Воскресенской, С. Шехтера. М.: Учительская газета, 1998. 190 с.
7. Dalton Russel J. The Good citizen: how a yanger generation is reshaping American politics. Washington DC: CQ Press, 2008. P. 3—15
8. Democratic Education for Social Studies: An Issues-Centered Decision Making Curriculum. 2nd / Ed. by Anna S. Ochoa-Becker. Greenwich: Information Age Publishing (IAP), 2007. P. 241.
9. Резник Ю.М. Гражданское общество в современной России: проекты и их реализация. (URL: http://www.mzst.ru/pages/13-ju.m.-reznik-grazhdanskoe-obshhestvo-v.html 20.11.2014).
CIVIC CONSCIOUSNESS AS AN INTEGRATIVE QUALITY
OF A PERSON IN EDUCATION
E.V. Privodnova
The article analyzes the different approaches to the definition of civic consciousness. Provides a definition of civic consciousness as an integrative personality traits, that can be used in educational research.
Key words: definition, civic consciousness, educational research.
Сведения об авторе
Приводнова Екатерина Владимировна — аспирант факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, научный руководитель — профессор факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО В.И. Купцов. E-mail: [email protected]