3. Завершая обучение, студенты старших курсов проявляют оригинальность в приобретении профессиональных компетенций, при этом, у них значительно повышены уровни уверенности в себе и тенденции личностного развития.
На основании вышеизложенного мы можем утверждать, что выбранная нами модель деятельности куратора студенческой группы оказалась весьма эффективной для развития «Я-кон-цепции» студентов, и эту модель следует тиражировать и развивать.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Берне, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.
2. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: base.garant.ru.
УДК 37 ББК 74.00
В. А. Грибанова
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Проанализированы проблемы современной молодежи, обозначена проблема формирования гражданской активности. Проведен анализ внешних факторов, влияющих на данный процесс. Обозначена роль школы и вуза в формировании гражданской активности у молодежи. Ключевые слова: молодежь, активность, внешние факторы, школа, вуз, личность.
V. A. Gribanova
EXTERNAL FACTORS AFFECTING THE PROCESS OF FORMING CIVIC ENGAGEMENT OF YOUTH
Abstract. The problems of today's youth, the problem is indicated by the formation of civic engagement. The analysis of the external factors influencing the process. Defines the role of the school and university in the formation of civic engagement among young people.
Keywords: youth, activity, external factors, school, university, personality.
Молодежь представляет важнейший социальный, экономический, интеллектуальный ресурс общества, мнение которого привлекает внимание политиков, политических партий и лидеров страны. Руководящие органы хотят знать, насколько молодежь сегодня готова принимать участие в развитии правового государства и гражданского общества. Дальнейший исторический путь развития нашего общества, эффективность проводимых сегодня реформ во многом зависит от характера взаимоотношений молодежи и общества, определения ее места и роли в этом процессе.
Становление личности приходится на период студенчества. В этом возрасте происходит усиление сознательно-нравственного поведения, повышается интерес к проблемам долга и ответственности, моральным дилеммам, смыслу жизни, формируются такие свойства личности, как инициатива, настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, умение владеть собой и др.
Н. А. Зимняя отмечает, что студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля» и профессионала [2].
Студенческий возраст характеризуется: развитием гражданских качеств и нравственно-эстетических основ личности, завершением формирования мировоззрения, общей культуры и ценностных ориентаций. Помимо этого этому возрасту свойственно наличие собственного отношения к различным сторонам общественной жизни страны, собственных социальных ориентаций, высокий уровень стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческий потенциал и активный интерес к практическому участию в социальных преобразованиях страны.
Процессы, происходящие в жизни нашего общества, заставляют по новому посмотреть на процесс формирования гражданской активности студенческой молодежи.
Молодежь занимает особое положение в социальной структуре общества. Ей в скором времени определять социально-политический, экономический и культурный курс развития России.
Формирование такого сложного общественно-политического явления, как гражданская активность зависит от множества внешних факторов: влияние средств массовой информации, социально-экономическая и политическая ситуация в стране, воспитательная среда в вузе и семье, непрерывность и системность гражданского воспитания в школе и вузе и др.
Безусловно, внешние условия оказывают большое влияние на формирование гражданской активности молодежи. Непредсказуемая социально-экономическая и политическая ситуация в стране создает атмосферу нестабильности. Сегодня очевидно, что молодое поколение будет жить в мире, отличающемся от того, в котором живут их воспитатели и родители, нет четкого представления о том, что будет «завтра». Отсюда понимание того, что недостаточно просто передать накопленный опыт подрастающему поколению. Необходимо формировать у них такие качества, как инициативность, готовность к самостоятельным действиям и умение принимать решения в заведомо незнакомых для них условиях. Поэтому важной задачей в данном случае является выработка стратегии воспитания, ориентированной на формирование творческой инициативы, самостоятельности и гражданской активности студентов.
Рассматривая процесс формирования гражданской активности у молодежи, сегодня мы сталкиваемся со многими проблемами, исходящими из существующего положения дел в окружающем мире.
Среди наиболее важных мы можем отметить вопрос «информированности» современной молодежи, уделяя особое внимание средствам массовой коммуникации, которые играют как положительную, так и негативную роль в этом вопросе.
Данным вопросом занимались многие ученые. Остановимся на исследованиях «информированной» гражданской активности отечественного ученого И. Р. Агамирзяна. Он отмечает, что людям нужно иметь, прежде всего, знания «..если в вашем распоряжении имеется информация, но вы не владеете необходимыми знаниями, которые позволят ее использовать, оценивать и понимать, - тогда у вас нет силы» [4]. Среди проблем он видит не вопрос получения информации, а ее большой объем и сложность получения достоверной, объективной информации. Похожие суждения имеет ученый С. Малконри. Он считает, что говорить о гражданской активности можно лишь только тогда, когда люди хорошо информированы и образованны. Возникает необходимость определения гражданином границ гражданского и морально-нравственного действия, своих личных приоритетов, на основе которых будет формироваться активность гражданина. Ученый Г. Хьюз среди основных проблем современного информационного общества выделяет обладание неравным объемом информации и знаний среди населения [4]. На наш взгляд, в современном информационном обществе наблюдается проблема не только получения достоверной информации, но и переизбыток информации в общем.
Отмечая актуальность данного вопроса, мы опросили студентов ТГПИ имени А. П. Чехова и попросили их указать источник получения информации об окружающих событиях в мире. Опрос показал, что наиболее распространенным источником является «интернет» (55,8 %), затем «телевидение» (50,8 %), далее - «процесс общение с друзьями» (33,5 %). Около 20 % среди источников указали «институт», «пресса» и др. Мы предложили студентам также указать источник получения конкретной информации на интересующий вопрос. Наиболее популярным ответом по-прежнему является Интернет (80 %). Среди основных источников студенты указали систему поиска «Google», «Яндекс», «Википедия», встречались также такие источники, как «Вконтакте», «Face-book», «Одноклассники» и др. Около 20 % респондентов указали, что для получения конкретной информации обратятся к печатным источникам (книги и др.). Во время опроса мы попросили респондентов назвать известные им общественные движения и партии. Среди ответов популярными были утверждения, что это «эмо», «готы», «гопники» и др. Все это указывает на низкий уровень политической грамотности молодого поколения.
Проблема получения достоверной информации не является принципиально новой и глобальной, однако ее актуальность не вызывает сомнений. Мы не оспариваем также значимость развития Интернет структур, однако достоверность предоставляемой информации многих сайтов является спорной.
Общество, в современном периоде своего развития, требует достаточно высокого уровня правовой грамотности, особенно молодых людей. Необходимо уделять внимание правовому поведению, повышать уровень правовой грамотности и культуры молодежи. Так как, от того, насколько грамотно она освоит правовые основы общества, зависит, насколько успешно она пройдет процесс общей социализации. Молодой человек, знающий свои права, обладает ценностью и достоинством, понимая свои права, он не допустит их ущемления. Важным является также понимание прав других и готовность уважать и не нарушать их. Готовность и умение отстаивать свои права и не нарушать прав окружающих является важной характеристикой граждански активной личности.
Сегодня особенно четко мы осознаем также проблему негативного влияния средств массовой коммуникации, пропагандирующих пошлый антиэстетический вкус, ориентации на удовлетворение низменных потребностей любыми средствами и способами. Большинство молодежных передач культивируют образ жизни по принципу «выживает сильнейший», который зачастую унижает человеческое достоинство личности.
Особую актуальность в вопросе формирования гражданской активности молодых людей играет воспитательная среда в школе, вузе и семье. Необходимо обратить внимание на то, что воспитательная среда в школе и вузе зачастую игнорирует актуальность процесса формирования гражданской активности у обучающихся. Хотя известно, что формирование мировоззрения и развития гражданской активности должно начинаться в семье и продолжаться в школьные и студенческие годы под влиянием авторитета учителя и педагога.
Современный, востребованный на рынке труда специалист должен обладать широким кругозором, уметь нестандартно мыслить, уважать мнение других, быть толерантным, ответственным, граждански активным, способным найти решение в любой конфликтной ситуации (производственной или бытовой). Поэтому, еще будучи студентом, молодой человек должен быть активным, творческим, стремиться к личностно-профессиональному самоутверждению, участию в социальных преобразованиях России, общественной жизни страны [1, 4].
Развитие страны во многом зависит именно от молодежи, так как им строить наше будущее. Поэтому высшая школа должна стремиться не только дать знания, но и воспитать гармонично-развитое, духовно-нравственное, граждански активное поколение.
Сегодня не все школьники становятся студентами, тогда как все дети проходят своевременное «формирование» гражданственности и патриотизма на уровне школы. В связи с вышесказанным, следует рассмотреть позицию школьных учителей по отношению к рассматриваемому вопросу. Мы опросили около 100 учителей города Таганрога. На вопрос о том, сколько времени они уделяют гражданскому и патриотическому воспитанию, многие учителя обозначили достаточно низкий процент общественной нагрузки. Среди причин они указывали, что «им за это не платят» (20 %), «много учебной нагрузки, на общественную работу нет ни времени, ни сил» (54 %), «не обладают знаниями о том, как вести работу по данному направлению» (42 %), «данным вопросом должны заниматься родители» (51 %). Мы видим, что, несмотря на то, государственная программа предусматривает патриотическое воспитание, школьные учителя уделяют этому вопросу мало внимания.
В этих условиях кажется очевидным, что за период обучения в школе учащиеся не получают достаточного опыта общественной деятельности, характеризующей граждански активную личность. В настоящее время фиксируется достаточно глубокое противоречие между осознаваемой необходимостью воспитания гражданской активности в условиях современной России и отсутствием достаточного теоретико-методологического обоснования организации такого воспитания.
Говоря о формировании гражданской активности, следует подчеркнуть роль семьи, как важнейшего института социализации подрастающего поколения. Но и в этом случае встает вопрос - насколько эффективно сегодня функционирует данный институт? Социально-экономическая ситуация в мире сказывается на отношениях в семье. Уменьшение стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины дает нам понимание того, что семья уже не обладает той функцией, на которую претендовала ранее. Зачастую родители не имеют возможности заниматься общественным воспитанием ребенка в силу отсутствия времени или понимания правильности организации данного процесса.
Следует подчеркнуть также, что социально-экономическая и политическая ситуация безусловно будет оказывать влияние на вышеперечисленные факторы и влиять, тем самым, на формирование личности в целом. Поэтому в вопросе воспитания личности необходимо уделять формированию таких важных качеств, как устойчивость, гибкость, активность «чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном обществе, индивид должен обладать устойчивым, твердым ядром личности, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями» [3].
Безусловно, школа и вуз не могут координально изменить внешние условия и окружающую действительность, но они могут создать благоприятные условия для формирования гражданской активности студентов. Следует стремиться к созданию системы воспитания, способной ослабить негативное влияние внешней среды и содействовать становлению личности будущего учителя не только как высококвалифицированного специалиста, но и как патриота и гражданина своей Родины.
Изучение факторов, влияющих на формирования гражданской активности у молодежи, позволяет нам определить актуальные проблемы этого процесса и обозначить вектор организации воспитательной деятельности учебных заведений. Необходимо уделять вниманию формированию правильных ценностных ориентаций, мотивировать обучающихся, создавать атмосферу, в которой студент бы испытывал потребность в овладении качеств достойного, активного гражданина РФ. Немаловажно также, чтобы студент получал положительный опыт общественной деятельности и понимал значимость выполняемой работы. В данном вопросе следует учитывать влияние средств
массовой информации, среды вуза, социально-экономическую и политическую ситуацию в стране в целом.
Обсуждая гражданскую активность молодого поколения, следует отметить также, что молодежь разная и её нельзя представить как единую группу с одинаковыми проблемами. Молодежь - потенция, готовая к любому начинанию, она ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе и любые преобразования могут ее увлечь. Важную роль в этом вопросе, на наш взгляд, может играть система воспитательной работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абухова, И. Ю. Приоритетные направления воспитания в вузе [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/004abuhova.pdf.
2. Абухова, И. Ю. Приоритетные направления воспитания в вузе / Абухова, И. Ю.
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А.Зимняя. - Ростов н/ Д., 1997. - С. 240.
4. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение. 1989. - 256 с.
5. Сайт ОАО Российской венчурной компании. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http//www.msventure.ru.
УДК 371 ББК 74.200.554
Т. Н. Занина, И. Г. Лебединская, В. Е. Гармонова
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Аннотация. Рассматривается вопрос обучения умению cамостоятельно заниматься физическими упражнениями; формированию у школьников способности самостоятельно заниматься; обеспечения детей знаниями о своих возможностях, представлениями о соответствующих результатах направленного обучения и практическими умениями решать задачи.
Ключевые слова: самостоятельная деятельность, физические упражнения, ученик, учитель,
урок.
T.N. Zanina, I.G. Lebedinskaya, V.E. Garmonova FORMATION OF SKILLS INDEPENDENT PHYSICAL ACTIVITIES
Abstract. The question of learning to independently exercise; formation of students ability to engage in self; providing children its knowledge about its capabilities, views on the relevant out comes directed training and practical skills to solve problems.
Key words: independent activity, exercise, pupil, teacher, lesson.
В настоящее время проблема повышения двигательной активности, улучшения двигательного режима школьников не теряет своей актуальности. Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка [2]. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И. А. Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды [2]. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма) [2]. У детей и подростков наблюдается недостаток движений, соответственно, ухудшается состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность. Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И. А. Аршавский, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Н. А. Бернштейн, Л. В. Карманова, В. Г. Фролов, Г. П. Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Анализируя эту проблему необходимо отметить, что увеличение объёма занятий физической культурой - один из путей её решения. Однако нельзя оставить без внимания и обучение умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Самостоятельные занятия можно рассматривать как второй путь к повышению двигательной активности. Эффективность этого пути возможна в том случае, если одновременно воспитывается интерес к физической культуре, положительное отношение к ней, желание выполнять упражнения в любое свободное от учебного и домашнего труда время. Сочетание двух путей должно дать положительные результаты в решении этой проблемы.
Самостоятельную деятельность рассматривают как деятельность, в процессе которой человек, зная конечную её цель, сам ставит перед собой задачу, ведущую к достижению этой цели, сам