Е. В. Лёвкина
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Работа представлена кафедрой общей педагогики Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Б. Саханский
В статье представлены пути совершенствования гражданского воспитания будущих учителей, в частности изменение направленности воспитательной политики вуза в русле гражданского воспитания, повышение профессионально-педагогической культуры преподавателей, создание воспитывающей среды вуза. Для определения уровня гражданской культуры студентов автор выделяет когнитивный, мотивационно-ценностный и практический критерии.
Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданская культура, концепция воспитания, профессионально-педагогическая культура, воспитывающая среда.
E. Lyovkina
WAYS OF IMPROVEMENT OF FUTURE TEACHERS’ CIVIC EDUCATION
The ways and means of enhancement of future teachers ’ civic education are analysed in the article. In particular, the author accentuates the change in the university pedagogical policy according to the principles of civic education, improvement of teachers ’pedagogical culture and forming of an educational environment
at university. In order to evaluate the current level of students ’ civic culture the author proposes cognitive, conative, axiological and practical aspects.
Key words: civic education, civic culture, educational conception, pedagogical culture, educational environment.
Сегодня воспитание современной молодежи осуществляется в сложный и противоречивый период изменения социально-экономических и политических условий, обострившихся межнациональных конфликтов, развития правового государства, потери национального самосознания, упадка патриотических чувств, обострения общечеловеческих, мировых проблем. В связи с этим крайне актуальным становится гражданское воспитание молодого поколения, в частности - студентов педагогических вузов. Крайне возрастает роль учителя-воспитателя как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, образца поведения, обладающего высокой гражданской культурой, сознательностью, ответственного за будущее России. Именно поэтому перед высшей педагогической школой сегодня стоит сложная задача: воспитать личность будущего учителя-гражданина - личность с государственно-общественным мышлением, ориентированную в своей профессиональной деятельности на решение стратегической задачи, состоящей в укреплении и развитии авторитета российского образования, российского народа и государства на мировой арене.
Сложившаяся неблагоприятная социальная ситуация в стране достигла общегосударственного уровня, благодаря чему требования, предъявляемые к гражданину, как члену гражданского общества, в последние годы стали находить отражение в основополагающих документах сферы образования, определяющих стратегию современного российского воспитания, а также в современных учебных пособиях по педагогическим дисциплинам.
Заметим, что на данный момент проблема воспитания гражданина занимает одно из ведущих мест в общей проблематике современных научно-педагогических исследований. Теоретические основы гражданского воспитания молодежи отражены сегодня в докторских диссертациях Л. И. Аманбаевой,
А. В. Беляева, А. С. Гаязова, И. В. Суко-ленова, Н. И. Элиасберг, О. В. Лебедевой,
Н. А. Савотиной, Л. В. Кузнецовой. Историческое становление и современное состояние системы гражданского воспитания освещены в трудах О. И. Волжиной, Г. Т. Суколено-вой, Т. И. Тюляевой, А. В. Фахрутдиновой, М. А. Якобсон и др. Проблемы формирования гражданского сознания и гражданских качеств студенческой молодежи рассмотрены К. Тани-куловой, А. М. Фактором, Р. И. Хмелюк и др. Подготовка будущих учителей к осуществлению гражданского воспитания школьников исследовались Т. М. Абрамян, Н. А. Вахрушевой, О. П. Песоцкой, Г. Р. Ахметжановой, Д. Н. Дементьевым и др.
На протяжении всей истории человечества в разные периоды развития педагогической науки гражданское воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, занимало одно из ведущих мест в исследованиях ученых: и философов, и педагогов, и психологов. Так, его теоретические основы были заложены еще в зарубежной педагогике Аристотелем, Платоном, Т. Гоббсом, Д. Локком, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвецием, А. Дистервегом, Г. Кершенштейнером и др., а в отечественной науке - М. В. Ломоносовым, А. Н. Радищевым, Н. М. Карамзиным, В. С. Соловьевым, В. Г. Белинским,
Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, П. П. Блонским, С. Т. Шацким, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и др.
И только сегодня гражданское воспитание начинает по-настоящему оформляться в самостоятельное направление, интегрирующее в себе патриотический, национальный, межнациональный, политико-правовой и общечеловеческий аспекты. Гражданское воспитание студента - явление очень сложное и многогранное, и годы его пребывания в педагогическом вузе являются серьезным и важным этапом не просто формирования, но
становления личности молодого специалиста, будущего педагога-гражданина.
Понимание стратегической линии государства в области гражданского воспитания, его сущностных сторон, позволило сформулировать сущность гражданского воспитания будущих педагогов на современном этапе и определить как целенаправленное создание и развитие сложной целостной (социокультурной) динамической системы, включающей в себя создание благоприятных условий для формирования и развития гражданской культуры будущего специалиста, и способствующей приобретению социальной зрелости и гражданского опыта, формированию его профессиональной позиции и гражданскому становлению сознательной активной личности студента, являющейся субъектом и главным элементом данной системы. Она включает в себя: личностно (социально) ориентированное воспитание (воспитание социально-ценностных качеств, установок и ценностных ориентаций личности будущего педагога, необходимых для полноценной жизни в обществе - патриотизма, национального сознания, толерантности, чувств долга и ответственности, гражданской позиции, законопослушности и законотворчества, социальной и политической активности и т. д.); профессионально ориентированное воспитание (воспитание профессиональнопедагогической позиции, профессионально компетентной личности) будущего учителя-гражданина, а также обеспечивает формирование гармонического проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения, содержит в себе ряд компонентов (подсистем), проходит в своем развитии несколько этапов и функционирует в условиях образовательно-воспитательного пространства высшей педагогической школы.
Названные выше социально-педагогические проблемы требуют по-новому взглянуть на сущность, содержание, методику организации гражданского воспитания будущих учителей. С нашей точки зрения, в качестве исходной предпосылки и методологической основы совершенствования гражданского воспитания студентов педвуза должен выступить
системный подход, поскольку он позволяет изучить объект со всех сторон, рассмотреть его как многоуровневую, многоплановую иерархическую систему, ориентирует на раскрытие внутренних и внешних связей, на создание единой целостной структуры.
В период эксперимента на основе системного подхода нами была разработана модель совершенствования гражданского воспитания студентов педагогического вуза. В сущностную основу ее построения легли результаты, полученные в ходе теоретического анализа идеи гражданского воспитания, констатирующего этапа эксперимента, а также собственный опыт и опыт ведущих российских педагогических вузов.
В качестве основных путей совершенствования гражданского воспитания студентов педагогического вуза на современном этапе выступают:
• на сущностно-содержательном уровне: изменение направленности воспитательной политики вуза в русло гражданского воспитания - как одного из путей повышения эффективности организации системы гражданского воспитания в высшей педагогической школе;
• насубъектно-профессиональном уровне: повышение профессионально-педагогической культуры преподавателей вуза как основы качественной организации системы гражданского воспитания будущих учителей (подготовка и переподготовка преподавателей, начинающих педагогов, аспирантов, учителей к осуществлению гражданского воспитания студентов педвуза);
• на организационно-методическом уровне: создание воспитывающей среды вуза как средства повышения гражданской культуры студента (создание условий для развития и реализации личности студента - будущего учителя-гражданина).
Сущностно-содержательный уровень реализуется через изменение направленности воспитательной политики вуза в русло гражданского воспитания по схеме:
1. Разработка Концепции воспитательной работы вуза, в основе которой лежит идея гражданского воспитания.
Целью Концепции выступает создание условий для формирования и позитивного развития социально активной, устойчивой, профессионально компетентной личности будущего педагога-гражданина, обладающей развитыми гражданским сознанием, мышлением и волей, опытом социально значимой гражданской деятельности, осознающей общественную значимость, личную ответственность за результаты собственной педагогической деятельности, способную в новых социально-экономических условиях вносить ощутимый вклад в укрепление могущества России, преобразование российского общества и государства, а также быть конкурентоспособной на мировом рынке образовательных услуг.
2. Создание Программы развития воспитательной работы вуза: «Гражданин России: Человек, Патриот и Профессионал!»
3. Разработка Плана воспитательной работы вуза, в основе которого системный подход и идея гражданского воспитания.
4. Разработка на основе общего Плана воспитательной работы вуза Плана воспитательной работы факультета, отражающего его специфику и традиции.
5. На основе вышеназванных типов плана - разработка плана воспитательной работы куратора со студенческой группой и плана воспитательной работы воспитателей в студенческих общежитиях.
6. Составление координационного плана воспитательной работы кафедр и других структурных подразделений вуза.
Таким образом, можно проследить логическую последовательность изменения направленности воспитательной политики вуза в русло гражданского воспитания по этапам: концепция - программа - общий план воспитательной работы вуза - индивидуальные планы структурных подразделений вуза. Содержание гражданского воспитания, его цели и задачи на теоретическом уровне представлены в виде новых концепций, программы воспитания, а на практическом уровне в виде планов воспитательной работы вуза, факультета, кафедры, куратора, воспитателя в общежитии.
Реализация субъектно-профессионального уровня, сущностью которого является повы-
шение профессионально-педагогической культуры преподавателя, осуществляется через:
1. Создание на базе учебно-методического центра института структурного подразделения - «Отдела по проблемам гражданского воспитания в современном образовательном пространстве», занимающегося вопросами гражданского воспитания современной молодежи.
Целью «Отдела» является: объединение и координация усилий педагогического общества, культурно-образовательных структур города (возможно, региона) с целью повышения качества, интенсификации и оптимизации процесса гражданского воспитания современной молодежи в современных социально-экономических и политических условиях, увеличения эффективности его организации в начальной, средней и высшей школе и повышения профессионально-педагогической культуры коллектива опытных и молодых педагогов, поддержки и обеспечения их научного и профессионального роста.
2. Активизацию деятельности Совета по воспитательной работе вуза.
3. Организацию сотрудничества со средними общеобразовательными учреждениями города и района.
В качестве основных содержательных направлений деятельности по повышению профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза мы выделяем:
1.Научно-теоретическое -осуществление теоретической подготовки педагогических работников (преподавателей, учителей, кураторов и др.) в области гражданского воспитания; самообразование педагогов в указанной сфере; подготовка к изданию учебных пособий, раскрывающих сущность гражданского воспитания в его историческом развитии.
2.Научно-методическое - систематизация имеющихся методических материалов, привлечение новой литературы; разработка и издание научно-методических материалов, методических рекомендаций и пособий по организации гражданского воспитания молодого поколения и его аспектов; обеспечение оптимального доступа педагогических ра-
ботников к любой необходимой информации; оказание методической помощи студентам по организации ими гражданского воспитания школьников в период прохождения педагогической практики; создание методического совета по проблемам гражданского воспитания из опытных классных руководителей, кураторов и др.
3.Научно-исследовательское -организация научно-экспериментальных исследований преподавателями, учителями, аспирантами, студентами и школьниками в области гражданского воспитания; организация и проведение научно-методических семинаров, научно-практических конференций в русле обозначенной темы; публикация статей и тезисов по теме; привлечение преподавателей, учителей и студентов к участию в международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях по проблемам гражданского воспитания молодежи.
4. Практико-ориентированное -распространение опыта путем внедрения результатов научно-исследовательской работы «Отдела» в практику работы детских садов, школ, вуза; сотрудничество вуза и школ города и района в рамках реализации социальнопедагогических проектов; непосредственное участие преподавателей, учителей и сотрудников вуза в его воспитательной деятельности; проведение и посещение открытых занятий, раскрывающих воспитательный потенциал учебной дисциплины.
5. Информационно-просветительское - сотрудничество со СМИ города, района (возможно, области) с целью широкого публичного освещения результатов деятельности «Отдела»; публикация научноисследовательских материалов лаборатории в российских педагогических изданиях.
6. Воспитательное - организация педагогических конкурсов, олимпиад, воспитательных мероприятий для студентов с целью привлечения их внимания к педагогической деятельности, повышения авторитетности педагогического образования.
Реализация организационно-методического уровня требует преобразования воспитательной среды вуза, способной обеспечить
гражданское и профессиональное становление личности будущего педагога. Поскольку воспитательная среда содержит систему взаимосвязанных компонентов, отражающих ту или иную сферу деятельности студента, для развития гражданской культуры необходимо включение студентов в систему основных видов деятельности. К ним относятся:
• учебная деятельность: обогащение содержания предметов гуманитарного и социально-экономического циклов гражданской тематикой; организация специальных дисциплин по выбору по проблемам гражданского воспитания молодежи; насыщение содержания психолого-педагогических дисциплин темами по проблеме и др.;
• научно-исследовательская деятельность: включение тем по гражданскому воспитанию в курсовые и дипломные проекты, в рефераты, доклады, сообщения; привлечение студентов к участию в научно-практических семинарах вуза по обозначенной проблеме и др.;
• практическая деятельность: проведение открытых воспитательных мероприятий по гражданскому воспитанию школьников в период практики; привлечение студентов к участию в социально-педагогических акциях; включение в общественно-полезный труд, социально-полезную деятельность и др.;
• воспитательная деятельность: привлечение студентов к участию в воспитательных мероприятиях вуза, факультета, группы по гражданской тематике.
А также вспомогательные:
• студенческое самоуправление: привлечение будущих педагогов к участию в студсоветах, студкружках, студпрофкоме, в студобъединениях и в студсамоуправлении. Студенческое самоуправление помогает развитию социальной активности будущих педагогов, способствует приобретению организационно-управленческих умений, навыков работы в малой группе, приобретению опыта отношений, основанных на взаимопомощи, взаимной ответственности, взаимопонимании, терпимости и уважении;
• информационно-просветительская деятельность: внешняя - изучение студентами
газетных и журнальных статей, материалов Интернета, СМИ, телевидения; использование информационных ресурсов городских, областных, государственных библиотек и т. д. в целях изучения сущности гражданского воспитания на современном этапе; внутренняя - посещение студентами выставок в вузовской библиотеке по проблемам гражданского воспитания; изучение книг и учебно-методических пособий кафедр; использование библиотечной внутри-институтской сети, семейных, собственных книжных фондов и др.;
• система дополнительного образования: включение студентов в работу кружков, секций (насыщение их гражданской тематикой), где они исполняют песни патриотического характера, ставят спектакли по известным российским произведениям, исполняют стихи лучших русских поэтов, организуют экскурсии для школьников по памятным и знаменитым местам г. Арзамаса, рисуют городские пейзажи, исполняют русские народные танцы в национальных костюмах и т. д.; привлечение к участию в КВНах, конкурсах педагогического мастерства и др.;
• деятельность по самовоспитанию: организация самостоятельной работы студентов по повышению гражданской культуры через изучение дополнительной психолого-пе-дагогической литературы; анализ новых программ, учебных пособий по гражданскому воспитанию школьников, уяснение их особенностей; выполнение рефератов, докладов, курсовых работ по гражданской проблематике; посещение курсов по выбору, библиотек; изучение передового опыта путем самостоятельного посещения и наблюдения занятий в школах; выполнение социально значимой деятельности; проведение самодиагностики и др.
Эффективность предлагаемых путей совершенствования гражданского воспитания студентов педагогического вуза следует определять по уровню гражданской культуры будущих педагогов. Целесообразно выделение системы трех основных критериев определения уровня гражданской культуры студентов в педагогическом вузе и совокупности соответствующих им показателей, которые позволяют
количественно и качественно оценить общий уровень гражданской культуры будущих педагогов. К числу основных критериев относим: когнитивный (знания), мотивационно-ценностный (отношения) и практический (деятельность). Уровень же гражданской культуры будущих педагогов мы определяем: как степень наличия у студентов знаний из области гражданского воспитания школьников; ценностных отношений к Родине, своему народу и его культуре, к представителям другой национальности и их культуре, к политико-правовой сфере государства, к обществу и общечеловеческим проблемам, к профессиональной деятельности в области гражданского воспитания; а также опыта социально-полезной и профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, а также в зависимости от осознанности, активности и устойчивости, на основе качественно-количественной характеристики выделяем три уровня гражданской культуры будущих учителей: низкий уровень (проявление гражданской осведомленности); средний уровень (наличие гражданской грамотности); высокий уровень (устойчивая гражданская культура).
Проведенный эксперимент показал, что предлагаемые пути совершенствования гражданского воспитания студентов педагогического вуза достаточно эффективны. Доказательством служат полученные результаты, а именно то, что более половины студентов экспериментальной группы достигли высокого уровня гражданской культуры.
Однако необходимо заметить, что именно единство и единовременность реализации предложенных путей совершенствования гражданского воспитания будущих учителей позволяют добиться высоких результатов. Обозначенные пути представляют собой целостную систему и предлагают по-новому подойти к решению весьма важной социально-педагогической проблемы нашего государства. Описанная стратегия совершенствования гражданского воспитания будущих учителей, на наш взгляд, призвана оказать глубокое воздействие на всю систему организации воспитания в российских вузах, и дать по-настоящему высокий социально-педагогический эффект.