Научная статья на тему 'Формирование эстетической культуры будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин'

Формирование эстетической культуры будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1055
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / AESTHETIC CULTURE / THE FUTURE TEACHER / THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY / TEACHING DISCIPLINE / AESTHETIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Наталья Владимировна

В статье рассмотрены причины недостаточного уровня сформированности эстетической культуры студентов. Раскрыта сущность и структура данного вида культуры, обоснованы условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования эстетической культуры студентов в креативной среде педагогического вуза. Проанализированы возможности педагогических дисциплин «Педагогика современной школы», «Педагогические системы и технологии», «История образования и педагогической мысли» в контексте развития компонентов эстетической культуры будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the reasons for the low level of formation of aesthetic culture of students. The author reveals the essence and structure of this type of culture, justified conditions to ensure the effectiveness of the process formation of aesthetic students culture in the creative environment of pedagogical university. The authors analyzed the possibility of pedagogical disciplines «Pedagogy of the modern school», «Pedagogical Systems and Technologies», «The history of education and pedagogical thought» in the context of the development components aesthetic culture of the future teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование эстетической культуры будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин»

УДК 378.015.31 doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-4-37-41

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Черникова Наталья Владимировна

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Республика Беларусь, г. Минск, e-mail: nat.tchernickova@yandex.ru

В статье рассмотрены причины недостаточного уровня сформированности эстетической культуры студентов. Раскрыта сущность и структура данного вида культуры, обоснованы условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования эстетической культуры студентов в креативной среде педагогического вуза. Проанализированы возможности педагогических дисциплин «Педагогика современной школы», «Педагогические системы и технологии», «История образования и педагогической мысли» в контексте развития компонентов эстетической культуры будущих учителей.

Ключевые слова: эстетическая культура, будущий учитель, образовательное пространство вуза, педагогические дисциплины, эстетический потенциал

Актуальность проблемы становления и развития культуры человека в начале третьего тысячелетия побуждает общество остро ставить вопрос о гуманизации и гуманитаризации современного образовательного процесса, исходя из потребности общества в творческой, духовно-нравственной личности [1]. В этой связи особо значимыми становятся задачи, связанные с формированием культуры современных студентов и реализацией инновационных идей в педагогической практике. Закономерно, что сегодня одной из приоритетных задач образования становится формирование эстетической культуры студентов -будущих учителей, которую необходимо рассматривать с позиции системного подхода, с учетом многих социальных факторов, где педагогический аспект будет играть ведущую роль.

Социальные исследования последних лет выявили тенденцию снижения уровня культуры, и в частности, эстетической [2]. Так, был исследован уровень эстетической культуры студентов Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Выяснилось, что многие студенты имеют отрывочные знания в художественно-эстетической сфере, ограниченный общекультурный кругозор, не сформированные эстетические потребности и ценности; мотивы участия в культурно-массовой работе у них не развиты, эстетические и культурные интересы выражены слабо. Возникает вопрос: откуда

берутся такие студенты? Все они - выпускники школ, воспитывались своими родителями и учителями. И какие же родители в скором будущем получатся из них, каких детей получит наше общество?

По мнению специалистов, есть объективные обстоятельства, объясняющие ряд причин такого упадка культуры. Это асоциальные явления: ухудшение экологии, токсикомания, наркомания, беспризорность, заболевание СПИДом и многие другие факторы. Но нельзя снимать со счетов тот факт, что низкий уровень культуры - это результат и непродуманного, несистематического, неадекватного педагогического воздействия на личность, неэффективность приемов и методов, положенных в основу эстетического воспитания, непонимание самой сущности формирования эстетической культуры личности [3].

По нашему мнению, эстетическая культура студента-будущего педагога - это динамичное интегративное личностное образование, проявляющееся в сформированности системы эстетических знаний, умений и навыков, способности применять их в будущей профессиональной деятельности. Одним из структурных компонентов эстетической культуры студента выступает креативно-деятельностный компонент, который проявляется в эстетической активности студентов в вузе и вне его, самореализации в творческой деятельности. Креативность, в свою

очередь, понимается как интегральная устойчивая характеристика личности, определяющая ее способность к творчеству, принятию нового, нестандартному созидательному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей [4].

По сравнению с другими высшими учебными заведениями педагогический университет обладает большими возможностями в развитии эстетической культуры студенческой молодежи в силу ряда причин:

- значительный объем дисциплин гуманитарного и педагогического циклов в учебном плане;

- наличие спецкурсов по психолого-педагогической проблематике;

- обязательное прохождение студентами педагогической практики в учреждениях образования и детских оздоровительных лагерях;

- написание курсовых и научных работ по психолого-педагогическим дисциплинам;

- значительное количество часов, отводимых на управляемую самостоятельную работу.

Формирование эстетической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза осуществляется на основе целостного педагогического воздействия на когнитивную, эмоционально-ценностную и творческую сферу молодого человека. При этом выделяются три уровня педагогического обеспечения процесса эстетического развития и активности личности:

- интеллектуальный уровень, ориентированный преимущественно на знание;

- аксиологический уровень, отражающий преимущественно ценности и смыслы эстетической активности, культурного поведения личности, осознание личностью социальных и социально-психологических ценностей культуры;

- творческий уровень, предполагающий включение студента в активную художественно-творческую деятельность.

К условиям, обеспечивающим эффективность процесса формирования эстетической культуры студентов в креативной среде педагогического вуза, относятся [5]:

- учет индивидуальных и личностных особенностей студентов: мотивационной сферы личности, особенностей уровня притязаний, деятельности;

- поэтапное формирование эстетической активности молодежи через систему знаний, умений, навыков на основе сочетания различных форм аудиторной и внеаудиторной работы;

- нацеленность учебно-воспитательного процесса в вузе на развитие культурного и творческого потенциала студентов;

- усиление теоретической составляющей эстетического просвещения в вузе, обеспечивающей формирование системы эстетических знаний и готовности к освоению ценностей эстетической культуры общества;

- создание в вузе эстетической среды, включающей интегративное освоение студентами совокупности ценностей общечеловеческой и профессиональной педагогической культуры;

- педагогически целесообразное сочетание эстетического просвещения с расширением опыта художественно-эстетической и творческой деятельности студентов;

- научно-методическое обеспечение (научные и учебно-методические издания, методические рекомендации, разработки) процесса формирования эстетической культуры студенческой молодежи в вузе;

- наличие подготовленных специалистов (преподавателей, методистов, руководителей творческих объединений), способных развивать художественно-эстетические взгляды, умения и навыки активного участия студентов в художественно-эстетической деятельности, включения их в различные виды социально-культурной деятельности.

Заметим, что педагогический процесс формирования эстетической культуры личности будущего учителя осуществляется непосредственно как в учебной, так и в воспитательной внеучебной деятельности, между которыми существует глубокая связь и взаимозависимость. Чем выше качество обучения в вузе, тем более разносторонни интересы студентов, тем более активно участвуют они в общественной жизни учебного заведения. С другой стороны, разнообразная внеаудиторная работа является одной из важных предпосылок успешной учебы. Участвуя в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, в кружках, студиях и т. д., студенты приобретают устойчивый интерес к знаниям, исследованиям, науке.

В качестве эффективного средства формирования эстетической культуры студентов - будущих учителей должны выступать педагогические дисциплины. Эстетическое просвещение, с нашей точки зрения, важно начинать с первых дней, когда студент только адаптируется к вузовской жизни. Начиная с первого курса, в ходе преподавания педагогических дисциплин («Педагогика современной школы», «Педагогические системы и технологии», «История образования и педагогической мысли»), спецкурсов («Формирование эстетической культуры личности», «Технологии работы классного руководителя», «Организация работы с одаренными детьми» и др.) нами обеспечивалось расширение развития общекультурного кругозора студентов, их знакомство с теоретико-методическими вопросами эстетического воспитания, особенностями его организации в современной школе. В исследовании мы исходили из того, что педагогические дисциплины обладают значительным эстетическим потенциалом, который не всегда полностью задействуется преподавателями вуза.

При изучении ряда тем раздела «Педагогика современной школы» («Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития», «Дифференциация и индивидуализация процесса обучения», «Специфика обучения одаренных и отстающих учащихся», «Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности», «Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме», «Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся»), лекционный материал был дополнен фактами и данными по эстетическому развитию и воспитанию личности.

Детально прорабатывались такие вопросы, как: содержание и структура базовой культуры личности, влияние различных факторов (семья, школа, вуз, СМИ и др.) на воспитание личности, тенденции совершенствования содержания эстетического образования школьников и студентов в Республике Беларусь, сущность эстетической культуры личности как ядра духовной сферы личности, компоненты эстетической культуры (эстетическое сознание, ценности, чувства, поведение), особенности эстетического развития личности в различных возрастах.

На лекционных и семинарских занятиях по курсу «Педагогические системы и техно-

логии» проблема формирования эстетической культуры личности нашла отражение в таких темах, как «Гуманистические воспитательные системы и технологии», «Технологии развития интеллектуального и творческого потенциала личности», «Педагогические системы и технологии авторских школ». Студентами изучались вопросы проектирования структуры воспитательной системы школы, гимназии, лицея не только на основе субъект-субъектных отношений участников педагогического процесса, но и с точки зрения эстетизации окружающей среды.

При изучении студентами технологии коллективной творческой деятельности школьников, авторских школ (М. А. Балабан, А. А. Католиков, В. С. Библер, Ю. С. Курганов и др.) акцентировались вопросы художественно-эстетического развития подрастающего поколения, анализа систем эстетического воспитания, созданных в стенах этих школ [6, с. 33].

Богатый материал для понимания роли и места эстетического воспитания в человеческой цивилизации дает раздел курса педагогики «История образования и педагогической мысли». Во-первых, именно благодаря историко-педагогическим знаниям в сознании студентов создается наиболее общая модель эпохи, ее образовательное, воспитательное и культурное «лицо». Во-вторых, отражая важнейшие вехи развития образования, курс истории педагогики содержит сведения о характере эстетического воспитания подрастающего поколения в различные эпохи, об отношении к эстетическому воспитанию выдающихся мыслителей и классиков педагогики, их оценки роли и значения эстетических знаний в жизни личности, их попытках создать учебные заведения, в которых вопросы эстетики занимали бы значительное место.

Содержание курса «История образования и педагогической мысли» обогащалось нами за счет дополнительной информации, разработки тематики сообщений, творческих заданий, подготовки красочных мультимедийных презентаций. В презентациях педагогический материал тесно увязывался с культурными событиями исторической эпохи, на фоне которой шло развитие просвещения. При прохождении тем учебной программы акцентировались вопросы, связанные с эстетическим воспитанием. Так, при прохожде-

нии тем «Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществе», «Классики западноевропейской педагогики», «Педагогические течения начала ХХ в.», «Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ» был сделан акцент на эстетической составляющей теории и практики образования в различные исторические эпохи.

На семинарских занятиях в русле изучения педагогических взглядов отечественных и зарубежных просветителей и классиков педагогики анализировалась их позиция в вопросе эстетического воспитания (роль и место в системе воспитания, содержание, формы и методы эстетического развития личности). Нами была разработана тематика докладов, рефератов и сообщений, с которыми студенты выступали на семинарах: «Эстетическое воспитание в Древней Греции», «Философы античности об эстетическом воспитании», «Гуманисты эпохи Возрождения о нравственно-эстетической культуре личности», «Формирование культуры устной и письменной речи в иезуитской педагогике», «Эстетические аспекты в творческом наследии классиков педагогики», «Эстетическое воспитание учащихся в экспериментальных учебных заведениях первой трети ХХ века», «С. Т. Шацкий как теоретик клубной работы и эстетического воспитания», «Эстетика в педагогических системах А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского», «Проблема эстетического воспитания в дореволюционных гимназиях», «Нравственно-эстетическое воспитание в Смольном институте благородных девиц».

Знание главных событий культуры эпохи предполагает сформированность у студентов умений оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников, развитую способность анализировать и оценивать факты, явления, события культурной жизни, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения. В опытно-экспериментальной работе мы исходили из того, чтобы тема эстетического воспитания проходила в качестве сквозной через весь курс истории педагогики. Это позволяет не только углубить и систематизировать представления студентов о роли и месте эстетического воспитания в различные исторические эпохи, но и познакомить их с ши-

рокой палитрой взглядов, точек зрения классиков педагогики на проблему эстетического развития формирующейся личности эпохи. На семинарских занятиях рассматривались взгляды просветителей и классиков педагогики на роль и значение эстетического воспитания, формы и методы эстетического развития личности.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что эстетизация педагогических дисциплин осуществлялась через:

1) акцент на проблему эстетического воспитания в изучаемых темах;

2) органическое включение в лекции и семинарские занятия дополнительной информации культурологического характера (искусство, музыка, литература), расширяющей общекультурный кругозор студентов;

3) нацеленность на формирование у студентов практических и творческих умений эстетического характера;

4) создание эстетического фона, введение элементов эстетики на каждом занятии;

5) качественное преобразование учебно-познавательной деятельности студентов, выполнение творческих заданий.

Все это неопровержимо свидетельствует о том, что педагогические дисциплины являются эффективным средством формирования эстетической культуры студентов - будущих учителей.

Литература

1. Ясенева Л. Г. Формирование эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении: автореф. ... канд. пед. наук. Уфа, 2004.

2. Арштейн Л. И. К вопросу о формировании музыкально-эстетической культуры студентов в воспитательном пространстве вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. Т. 6. № 12(83). С. 127-132.

3. Грицай Л. А. Педагогические особенности формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях современной школы // Аспирантский вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2008. № 11. С. 74-79.

4. Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. М., 2002.

5. Черникова Н. В. Формирование эстетической культуры личности в условиях образовательной среды: теория и практика. Минск, 2010.

6. Педагогика. Минск, 2008.

References

1. Yaseneva L. G. Formirovanie esteticheskoj kul'tury shkol'nikov v sovremennom obshcheobra-zovatel'nom uchrezhdenii [Formation of aesthetic culture of schoolboys in modern educational institution]: avtoref. ... kand. ped. nauk. Ufa, 2004.

2. Arshtejn L. I. K voprosu o formirovanii muzykal'no-esteticheskoj kul'tury studentov v vospi-tatel'nom prostranstve vuza [To the question of the formation of the musical-aesthetic culture of students in the educational space of the university] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2010. T. 6. №> 12(83). S. 127-132.

3. Gricaj L. A. Pedagogicheskie osobennosti formirovaniya esteticheskoj kul'tury starsheklassnikov v

usloviyah sovremennoj shkoly [Pedagogical features formation of aesthetic culture senior pupils in the conditions of modern school] // Aspirantskij vestnik Rya-zanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S. A. Esenina. 2008. № 11. S. 74-79.

4. Krechetnikov K. G. Proektirovanie kreativnoj obrazovatel'noj sredy na osnove informacionnyh tekhnologj v vuze [Designing creative educational environment on the basis of information technology at university]. M., 2002.

5. Chernikova N. V. Formirovanie esteticheskoj kul'tury lichnosti v usloviyah obrazovatel'noj sredy: teori-ya i praktika [Formation of aesthetic culture the person in the conditions of the educational environment: theory and practice]. Minsk, 2010.

6. Pedagogika [Pedagogy]. Minsk, 2008.

* * *

FORMATION AESTHETIC CULTURE OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDYING THE PEDAGOGICAL DISCIPLINES

Chernikova Natalya Vladimirovna

Belarusian state pedagogical university named after Maxim Tank Republic of Belarus, Minsk, e-mail: nat.tchernickova@yandex.ru

The article describes the reasons for the low level of formation of aesthetic culture of students. The author reveals the essence and structure of this type of culture, justified conditions to ensure the effectiveness of the process formation of aesthetic students culture in the creative environment of pedagogical university. The authors analyzed the possibility of pedagogical disciplines «Pedagogy of the modern school», «Pedagogical Systems and Technologies», «The history of education and pedagogical thought» in the context of the development components aesthetic culture of the future teachers.

Key words: aesthetic culture, the future teacher, the educational space of the university, teaching discipline, aesthetic potential

Об авторе:

Черникова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Республика Беларусь

About the author:

Chernikova Natalya Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogical Department, Belarusian state pedagogical university named after Maxim Tank, Republic of Belarus

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.