Научная статья на тему 'Эстетическая культура личности: сущность, функции'

Эстетическая культура личности: сущность, функции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2363
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ "Я" / ЛИЧНОСТНОЕ ИНТЕГРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЭСТЕТИЧЕСКИ БОГАТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / CULTURE / AESTHETIC CULTURE / AESTHETIC CULTURE OF PERSONALITY / EMOTIONAL CULTURE / MANAGEMENT SYSTEM "I" / PERSONAL INTEGRAL EDUCATION / AESTHETICIZATION OF THE CONTENT OF EDUCATION AND EDUCATIONAL PROCESS" / AESTHETICALLY RICH OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эргашев Р.Н.

В статье раскрывается сущность понятия «эстетическая культура» и «эстетическая культура личности», различный подход к ее трактовке. Эстетическая культура рассматривается прежде всего на основе такого сложного социального феномена, как «культура», со ссылкой на сущность понятия «эстетическое», непременно в контексте личностного фактора. Основные функции эстетической культуры в общественной жизни, а также в целостном учебно-воспитательном процессе профессиональной подготовки педагогических кадров: информационно-познавательной, ценностно-ориентационной, деятельностной и коммуникативно-регулятивной функции как важный путь и оптимальные условия целостного процесса формирования и совершенствования эстетической культуры личности будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the concept of "aesthetic culture" and "aesthetic culture of personality", a different approach to its interpretation. Aesthetic culture is considered, first of all, on the basis of such a complex social phenomenon as "culture", with reference to the essence of the concept of "aesthetic", certainly in the context of the personality factor. The main functions of aesthetic culture in public life, as well as in the integral educational process of professional training of pedagogical personnel are as follows: information and cognitive, value-oriented, activity and communicative-regulatory functions as an important way and optimal conditions of the integral process of formation and enhancing aesthetic culture of an intending teacher’s personality.

Текст научной работы на тему «Эстетическая культура личности: сущность, функции»

УДК 378 : 7.01

Р. Н. Эргашев Эстетическая культура личности: сущность, функции

В статье раскрывается сущность понятия «эстетическая культура» и «эстетическая культура личности», различный подход к ее трактовке. Эстетическая культура рассматривается прежде всего на основе такого сложного социального феномена, как «культура», со ссылкой на сущность понятия «эстетическое», непременно в контексте личностного фактора. Основные функции эстетической культуры в общественной жизни, а также в целостном учебно-воспитательном процессе профессиональной подготовки педагогических кадров: информационно-познавательной, ценностно-ориентационной, деятельностной и коммуникативно-регулятивной функции как важный путь и оптимальные условия целостного процесса формирования и совершенствования эстетической культуры личности будущего учителя.

The article reveals the essence of the concept of "aesthetic culture" and "aesthetic culture of personality", a different approach to its interpretation. Aesthetic culture is considered, first of all, on the basis of such a complex social phenomenon as "culture", with reference to the essence of the concept of "aesthetic", certainly in the context of the personality factor. The main functions of aesthetic culture in public life, as well as in the integral educational process of professional training of pedagogical personnel are as follows: information and cognitive, value-oriented, activity and communicative-regulatory functions as an important way and optimal conditions of the integral process of formation and enhancing aesthetic culture of an intending teacher's personality.

Ключевые слова: культура, эстетическая культура, эстетическая культура личности, эмоциональная культура, система управления «Я», личностное интегральное образование, эстетизация содержания образования и учебно-воспитательного процесса, эстетически богатое мировоззрение.

Key words: culture, aesthetic culture, aesthetic culture of personality, emotional culture, management system "I", personal integral education, aestheticization of the content of education and educational process", aesthetically rich outlook.

На протяжении всего эволюционного пути человечества идея эстетической культуры всегда была и будет первоприоритетной, безусловно, с современным для конкретной эпохи, данного периода развития общества подходом. Так, эстетическую культуру обучающейся молодежи Узбекистана следует рассматривать в контексте государственной образовательной политики, с точки зрения концепции образования и воспитания в высших вузовских структурах республики, обусловленных национальной идеологией.

© Эргашев Р. Н., 2019

Культура - «исторически определенная ступень развития общества и человека, выраженная в результатах материальной и духовной деятельности людей. В самом широком смысле термин «культура» охватывает все то, что определяет специфику человеческого существования в мире... В более узком смысле им обозначают только сферу духовной жизни людей» [3, с. 169].

Развивается общество, а с ним и культура. В процессе развития культуры изменяются и сами люди. По своему внутреннему содержанию культура «есть процесс развития самого человека как общественного существа, как целостной и гармонической личности, способ существования человека как субъекта деятельности, мера его индивидуально-творческого, социального, интеллектуального, нравственного, эстетического и физического совершенствования» [3, а 169].

Важными компонентами в культуре являются ее духовные виды - с результатами производства, распространения и потребления духовной деятельности - это «различные виды духовного творчества, образование, просвещение, воспитание, деятельность средств массовой коммуникации» [3, с. 169].

Это политическая, эстетическая, художественная, нравственная и другие культуры. Здесь важно иметь в виду приоритет духовного содержания национальной и общечеловеческой культуры, их максимальное использование в формировании целостной, гармонически и всесторонне развитой личности.

Эстетическая культура. В чем ее сущностная характеристика, каковы задачи, что представляет собой ее содержание?

В литературе свыше четырехсот понятий «эстетическая культура», но единой трактовки пока нет. Так, в энциклопедии «Культурология ХХ века» она определяется как «способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений», что вполне правомерно, но с большим акцентом на эмоциональную культуру. Дополняет эту трактовку другая: «Эстетическая культура - исторически сложившиеся и постепенно развивающиеся формы реализации в материальной, социальной, духовной сферах эстетических потребностей и способностей человека как общественного субъекта». Здесь уместно напомнить формирование понятия «эстетическое» М.С. Каганом: «Эстетическое: эстетика (прекрасное) в действительности, ее эстетическое освоение - и практико-эстетическое действие - творчество "по законам красоты", а также создание объекта, обладающего (наделенного) эстетической ценностью - для других (эстетического наслаждения, удовлетворения, познания, осознания)» [1, с. 213].

Сложность в формировании понятия «эстетическая культура» заключается в ее многофакторности, в разнохарактерном подходе к ее трактовке. Она требует философского, социологического, научно-эстетического, психологического, педагогического и других подходов. В ней главным является рассмотрение культуры, эстетической культуры личности.

«Личность» в психологии - «индивид - субъект социальных отношений и сознательной деятельности ... определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» [2, с. 193-194].

Здесь целесообразно привести следующие дополнения к понятию «личность»:

по С.Л. Рубинштейну: «личность» - природные свойства и особенности, социально детерминирующиеся;

по А.Н. Леонтьеву - это системное качество, обусловленное целе-определенной деятельностью совместно с другими, в процессе которой происходит личностное преобразование и становление;

по Л.С. Выготскому - активность с конкретной целемотивацией; направленностью по интересу, убеждению;

по В.Н. Мясищеву - сознание, осознанное поведение, отношения; по В.Н. Узнадзе - осмысленно-осознанные установки; по Л.И. Божович - совокупность свойств и качеств, обусловливающих индивидуальность, определяющих мотивы и направленности;

по Б.М. Теплову - структура характера, особенности темперамента, способности;

по А. В. Петровскому: «личность» - это включенность индивида в межиндивидуальные связи (личностное как групповое), идеальная представленность индивида в жизнедеятельности других людей.

Все вышеизложенные трактовки понятия «личность» принимаются в рассмотрении эстетической культуры личности, ее совершенствования, поскольку в них отражены основные компоненты типической структуры личности, акцентируемые в современной психологии в известных блоках структуры личности: направленность, возможности, характер и стиль поведения, система управления «Я» - все в социальном контексте, социальной ситуации.

Комплексно-компактную трактовку личности, наиболее приемлемую в раскрытии понятия «эстетическая культура личности», находим у В.В. Давыдова: личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств; совокупность социально значимых свойств человека; система отношений к миру, с миром, к себе и с самим собой; система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов; осознание окружающего мира и себя в нем; система потребностей; комплекс способностей, творческих возможностей; совокупность реакций на внешние условия.

В представлении такой личности рождаются суждения: человек, существуя в конкретной среде, социальной, материальной, так или иначе общается с определенными людьми, окружающей природой, искусством, участвует в создании чего-то, в каком-то производстве, проявляя себя, свои различные качества, свойства и способности - эта система и есть личность; она проявляется во всяческих взаимодействиях с окружающим; но есть в ней и субъективно-личностное, свое «Я», т. е. самосознание.

Таким образом, эстетическую культуру рассматриваем прежде всего на основе такого сложного социального феномена, как «культура», со ссылкой на сущность понятия «эстетическое», непременно в контексте личностного фактора.

Эстетическая культура - это также исторически сложившееся и постоянно развивающееся духовно-общественное человеческое явление. Ее специфика в реализации эстетических потребностей и способностей человека в общественном «пространстве», где человек - общественный субъект; в том, что формы реализации множественные, исторически сложившиеся, развивающиеся.

Эстетическая культура проявляется во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Важное место в ней как составная ее часть занимает художественная культура - совокупность художественных ценностей, воспроизводимых и функционируемых в обществе. Художественные произведения играют важную общественную роль. Следует заметить, что эстетическая культура, с таким ее значительным компонентом, как художественная культура - основополагающее интегральное личностное образование.

Поэтому эстетическая культура требует в ее исследовании социологического, философского, научно-эстетического, культурологического, психологического, педагогического подходов, прежде всего, в личностном аспекте - с учетом категориальных понятий о личности, ее структуре; таких ее эстетических свойств, как направленность, сознание, отношение, самосознание, деятельность, самосовершенствование и др. - как основное содержание эстетической культуры личности.

Эстетическая культура выполняет (по Н.Б. Крыловой и Л.П. Печко) определенные функции, совершенствующие данную культуру личности: информационно-познавательную - с реализацией знаний; ценностно-ориентационную - с реализацией эстетических убеждений; деятельностную - с реализацией эстетических способностей, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры личности;

коммуникативно-регулятивную - с эмоциональной и нормативной саморегуляцией поведения и деятельности.

Следует заметить, что эти функции - важный путь и оптимальные условия целостного процесса формирования и совершенствования эстетической культуры личности. Существует разновариантная трактовка понятия «эстетическая культура»:

по О. В. Лармину - как «социологическое, «операциональное» средство;

по Л.Н. Кагану и И. Мацу - специфическое проявление художественной культуры;

по У.Ф. Суну - мера освоения человеком объективно существующих ценностей и меры его деятельности, направленной на создание таких ценностей;

по А.В. Пирадову - творчески-созидательная, духовно-созерцательная и научно-теоретическая стороны личности, взаимосвязанные в индивидуально-эстетической культуре.

Таким образом, эстетическая культура - чрезвычайно сложное интегральное образование, в котором взаимодействуют чувства, сознание и способности индивида. Это своеобразный комплекс качеств личности, позволяющих полноценно воспринимать и создавать прекрасное (по М.А. Вербу). В нашей практике формирования и совершенствования эстетической культуры студентов придерживаемся трактовки М.А. Верба, несколько ее модифицируя: усиливая акценты, подсказанные концепцией образовательной политики Республики Узбекистан, определенными тезисами в трудах и выступлениях первого президента И.А. Каримова, основополагающими положениями Национальной программы по подготовке кадров.

Так, в нашем осмыслении в понятии «эстетическая культура» выделяем следующий акценты:

главный признак эстетической культуры личности - ее социально-творческая активность в преобразовании мира «по законам красоты», т. е. созидание прекрасного на фоне социального опыта и взаимодействия;

основной результат в формировании и совершенствовании эстетической культуры личности - «эстетически богатое мировоззрение» - на основе национальных и общечеловеческих эстетических ценностей.

Относительно формирования, развития и совершенствования эстетической культуры обучающихся следует провозгласить необходимость усиления: эстетического потенциала содержания образования - обучения - воспитания; эстетизации учебно-воспитательного процесса, учебной среды; но главное - повысить роль, значение, приоритет формирования и совершенствования эстетической культуры у педагогического персонала и, естественно, у обучающихся - на уровне административных требований и государственных гарантий.

В таком подходе к решению проблемы эстетическая культура современника, обучающейся молодежи в частности, на верном пути ее совершенствования.

Список литературы

1. Каган М.С. Лекции ... по эстетике. - Л.: ЛГУ, 1981. - С. 213.

2. Психология: словарь. - М.: Издатполит, 1990. - С. 193-194.

3. Эстетика: словарь. - М.: Издатполит, 1989. - С. 169.

Статья поступила: 29.04.2019. Принята к печати: 14.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.