ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова
Аннотация. В статье раскрывается сущность и структура эстетического воспитания студентов педагогического вуза. Данный процесс рассматривается как составная часть личностного аспекта профессиональной подготовки будущих учителей, целью реализации которой выступает формирование эстетической культуры личности
Ключевые слова: професиональная подготовка, эстетическое воспитание, эстетическая культура.
Summary. This article analyzes the essence and structure of the students' aesthetic education. This process is considered as a part of the personal aspect of future teachers' professional training system.
Keywords: professional training, aesthetic educations, aesthetic culture.
Профессиональная подготовка будущего учителя становится в настоящее время предметом многих исследований, что обусловлено повышением требований к педагогу как специалисту в условиях кардинальных изменений в обществе и, соответственно, - к качеству его подготовки к самостоятельной педагогической деятельности.
В современной науке понятие «профессиональная подготовка» отражает процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной профессиональной деятельности. Однако профессиональная подготовка не может ограничиваться только овладением будущими специалистами процессуальной стороной профессиональной деятельности. Профессиональную подготовку также следует рассматривать как систему, обеспечивающую формирование личности будуще-
го специалиста. Опираясь на данные положения, мы понимаем профессиональную подготовку студентов педвуза как целостную педагогическую систему, функционирование которой предполагает создание условий для профессионального развития будущего педагога на основе овладения необходимыми для педагогической деятельности знаниями, умениями и навыками, развития профессионально- и личностно-значимых качеств, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности.
Современные исследователи (И.А. Хо-менко и др.) выделяют личностный и статусный (внешний) аспекты профессионального развития, неразрывно связанные между собой. Статусный аспект связан с освоением специалистом профессии в самостоятельной практической деятельности, поэтому вряд ли можно выделить его в профессиональ-
41
2 / 2013
Преподаватель ^
42
ной подготовке студентов. Вузовский период профессионального развития будущих специалистов отражает личностный аспект профессионального становления обучающихся.
В справочной литературе термин «аспект» (лат. азресШз - вид) рассматривается как: 1) точка зрения, с которой предмет, понятие, явление воспринимается в данное время; 2) перспектива, в которой выступает данное явление [1, с. 81].
С учетом этого в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза выделяется два аспекта -личностный (развитие профессионально- и личностно-значимых качеств будущего учителя) и праксиологический (овладение процессуальной стороной педагогической деятельности на основе усвоения необходимых знаний, умений и навыков).
Личностный аспект профессиональной подготовки студентов педагогического вуза представляет систему мер в образовательном процессе вуза, обеспечивающую развитие личности будущих учителей, выступаяя как неотъемлемый, но относительно самостоятельный элемент системы профессиональной подготовки, который в единстве с другими элементами данной системы содействует достижению общей цели подготовки - подготовке компетентного педагога, способного и готового к эффективной самостоятельной педагогической деятельности.
Целью реализации личностного аспекта профессиональной подготовки будущих педагогов является формирование общей и профессиональной культуры студентов. Сложность и многогранность данного феномена предполагает осуществление комплекса мер, направленных на развитие в единстве
различных сторон базовой культуры личности (нравственной, эстетической, коммуникативной и др.).
Одним из важных направлений реализации личностного аспекта профессиональной подготовки будущих учителей является развитие эстетической культуры личности. Решение этой важной задачи достигается в процессе эстетического воспитания, которое мы, опираясь на анализ философских, психологических и педагогических исследований, рассматриваем как целостный педагогический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, основанный на специально организуемой деятельности, направленной на перевод ценностей материальной и духовной жизни в личный опыт, образующий специфические духовные силы, направленные на созидание (и созерцание) многообразных конкретно-чувственных, эстетических ценностей.
Субъектами деятельности при осуществлении эстетического воспитания являются преподаватели вузов, сотрудники учреждений культуры и искусства, семья, а также студенты [2, с. 92].
В структуре взаимодействия субъектов эстетического воспитания как педагогического процесса мы, опираясь на точку зрения Ю.К. Бабанского, выделяем целевой, содержательный, организа-ционно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты.
Целевой компонент эстетического воспитания студентов определяет его цель и задачи на основе социального заказа, а также с учетом тенденций общественного развития.
В качестве цели эстетического воспитания будущих учителей выступает формирование эстетической культуры, которую мы, присоединяясь к мнению М.С. Кагана, рассматриваем как систему
Преподаватель XX
ЕК
2 / 2013
средств и продуктов, с помощью которых человек эстетически осваивает мир [3, с. 5]. Эстетическая культура личности не является врожденной, а воспитывается в процессе всей ее жизни, в процессе игр и труда, творческой деятельности и т.п.
Задачи эстетического воспитания студентов включают: 1) развитие: эстетического отношения к действительности и искусству; эстетических чувств; эстетических интересов и потребностей; эстетического восприятия; эстетического вкуса; 2) формирование эстетических взглядов и убеждений; эстетического идеала; 3) развитие умений и навыков эстетической деятельности.
Содержание эстетического воспитания будущих учителей определяется и учетом принципов, определяющих характер деятельности субъектов воспитательной деятельности и включающих: общие - научность, системность и целостность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности; а также специфические - интегратив-ность, адекватность содержания подготовки требованиям современного общества, вариативность - принципы.
Организационно-деятельностный компонент эстетического воспитания студентов предполагает характеристику методов, средств и форм организации педагогического взаимодействия, используемых для решения задач данного процесса.
К методам эстетического воспитания студентов относят: убеждение (заражение); вовлечение в эстетическую деятельность; организация воспитывающей эстетической ситуации; стимулирование; самовоспитание и самоусовершенствование [4, с. 44].
Методы эстетического воспитания реализуются при помощи определенных
средств. Средства эстетического воспитания студентов педвуза представляют собой все то, что необходимо для реализации его цели, а именно - приемы, способы действий и материалы (материальные и идеальные объекты), которые служат источником информации о прекрасном в действительности и искусстве, инструментами для усвоения материала и т.д. [3, с. 153]. Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности [5, с. 14].
Формы организации эстетического воспитания студентов весьма многооб-раз ны:
• аукцион - продажа продуктов художественно-творческой деятельности студентов и преподавателей в целях благотворительности (оказания помощи студентам, нуждающимся в мате риальной поддержке, помощи детским домам, школам и т.д.);
• экспедиции (сбор сведений и материалов о конкретных эстетических объектах и явлениях: скульптурных, живописных изображениях, выполненных руками отдельных народностей и национальностей, произведениях декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества, изучение их современного состояния; традициях эстетического воспитания, древних артефактах и т.д.);
• экспозиции - систематические -отбор, интерпретация и размещение предметов в соответствии с классификационной системой научной дисциплины или отрасли производства; ансамблевые - сохранение и реконструкция на документальной основе реальной или типичной обстановки жизни конкретного человека или характерной для какого-либо социального слоя определенной эпохи; ландшафтные - воспроизведение
43
2 / 2013
Преподаватель
ВЕК
44
взаимосвязи и взаимозависимости природных компонентов (биогрупп, комплексов из объектов животного и (или) растительного мира), панорамы, диара-мы и т.д.; тематические и т.д.);
• ярмарки (большие торги обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемые регулярно, в одном месте и в одно время - способствуют активному формированию эстетической культуры с опорой на народные традиции; такая форма работы дает возможность студентам и преподавателям пополнить опыт эстетической деятельности: опыт эстетической насмотренности (от восприятия красочности и самобытности народных костюмов, картин, произведений ДПИ, народных промыслов и т.д.), опыт эстетической наслушанности (от восприятия песен, танцев, хороводов и т.д.), практический опыт (от посещения мастер-классов художников, народных умельцев и др.), а также реализовать себя в различных видах творчества;
• выставки - временные (в отличие от экспозиций) публичные показы художественных произведений, исторических, культурных ценностей [6, с. 85] - стационарные, передвижные; по времени действия.
Выставки результатов научного, дидактического, технологического и художественного творчества студентов и преподавателей являются своеобразной презентационной формой эстетического воспитания, поскольку позволяют получить оценку со стороны независимых экспертов. В свою очередь, посещение студентами выставок, организованных вне вуза (музеев, домов культуры, экспозиционных залов и др.), способствует формированию их художественно-эстетического вкуса.
Результативный компонент процесса эстетического воспитания студентов педву-
за характеризует степень достижения поставленной цели и выполняет функцию диагностики и коррекции. Он предполагает определение результативности данного процесса на основе применения определенных диагностических процедур в соответствии с выделенными критериями и показателями установления уровня эстетической культуры студентов, что дает возможность оперативно корректировать осуществляемый процесс при необходимости.
Итак, резюмируя вышеизложенное, отметим, что эстетическое воспитание студентов, как неотъемлемая составная часть личностного аспекта системы профессиональной подготовки будущих учителей, направлено на формирование эстетической культуры личности и реализуется в процессе специально организуемой деятельности, обеспечивающей перевод ценностей материальной и духовной жизни в личный опыт студентов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - Т. 1. - 863 с.
2. Семашко А. Система и принципы эстетического воспитания: сб. статей / Под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Высшая школа, 1980. -248 с.
3. Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. - М.: Педагогика, 1974. - 304 с.
4. Кузин В.С. Новые подходы к эстетическому образованию младших школьников // Начальная школа. - 1989. - № 3. - С. 63-70.
5. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
6. Художественно-педагогический словарь / Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005. - 480 с. ■
Преподаватель XX
ЕК
2 / 2013