УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Е.Б. Зыкина
Курский государственный медицинский университет e-mail: el_zykina@mail.ru
В статье рассматривается проблема эстетического воспитания студентов как одного из компонентов системы современного медицинского образования. На основе проведенного анкетирования студентов Курского государственного медицинского университета выявлено отношение самих обучающихся к значимости и роли эстетического образования в личностном и профессиональном становлении, оценка ими необходимости и возможности педагогического воздействия на развитие эстетической культуры.
Ключевые слова: эстетика, эстетическая культура, эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание студентов представляет собой важный элемент системы высшего профессионального образования. Являясь целенаправленным процессом формирования и совершенствования человеческой способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, а так же потребности в нем, оно интегрировано в целостную концепцию развития личности, принятую средней и высшей школами.
Особую значимость эстетическая составляющая приобретает в образовательно-воспитательном пространстве медицинского университета, поскольку в современной социокультурной парадигме эстетический облик человека приобретает статус медицинской нормы. С конца 80-х годов XX века в понятийно-категориальном аппарате медицинского знания прочно укоренился термин «эстетическая медицина». Если до недавнего времени услуги этой новой отрасли медицинской практики ограничивались в основном пластической хирургией и косметологией, то сегодня она уверенно претендует на лидирующее положение в индустрии красоты развитых стран мира, активно расширяя поле своей деятельности и предлагая разнообразные технологии для удовлетворения эстетических потребностей пациентов.
Несмотря на многообразие научных публикаций, посвященных проблеме эстетического образования и воспитания студентов, ее собственно педагогические аспекты и условия реализации нуждаются в дальнейшей разработке и аналитических обобщениях эмпирических исследований.
С целью выявления установок студентов медицинских вузов по отношению к эстетическому образованию и воспитанию, а также к эстетической культуре в целом, было проведено исследование и разработана анкета, респондентами которой стала группа первокурсников в количестве ста человек, обучающихся на лечебном факультете Курского государственного методического университета. Диагностике были подвергнуты компоненты наличествующего эстетического опыта студентов (общекультурный кругозор, эстетические знания и умения, навыки эстетического
восприятия и способность к эстетической оценке, эстетические предпочтения, идеалы, вкус, мотивация к эстетической деятельности); самооценка каждым респондентом анкетирования уровня развитости собственной эстетической культуры; отношение обучающихся к педагогическому воздействию на процесс эстетического воспитания и к его самостоятельному совершенствованию; оценка первокурсниками значимости и роли эстетического образования в личностном и профессиональном становлении. В ходе исследования студентам было так же предложено выполнить ряд заданий - определить понятие эстетической культуры, аргументировано ответить на вопрос о ее связи с профессиональной культурой врача, дать развернутые пояснения своим предпочтениям в области искусства и досуговой деятельности, определить и сформулировать собственное видение необходимости, цели и задач эстетического воспитания и образования.
Проведенное анкетирование позволило оценить уровень «потребления» эстетической культуры студентами. Так, свободное время 58% опрошенных предпочитают проводить в общении с друзьями; 22% - занимаются спортом, а 20% респондентов своими любимыми занятиями назвали чтение прозы и поэзии, занятие музыкой, танцами, живописью. Как выяснилось, большая часть анкетируемых (73%) очень редко посещает художественные выставки, концерты классической музыки, театральные представления; 9% студентов бывают на них частыми гостями, а 18% студентов ответили, что им «это неинтересно». В то же время желание чаще посещать подобные культурные мероприятия высказали 82% первокурсников от всех участвующих в интервьюировании.
На вопрос о роли искусства в своей жизни 29% респондентов ответили, что оно служит отдыху и развлечению; 33% студентов стремятся расширить с его помощью собственный общекультурный кругозор, получая информацию о мире; 30% опрошенных ценят искусство за то, что оно позволяет им выйти за пределы повседневности и лишь 8% учащихся отметили, что общение с произведениями искусства приносит им собственно эстетическое удовольствие. В сфере художественных интересов студентов доминирует кино (36%), на втором месте оказывается музыка (32%), поэзией и литературой увлекаются 14% первокурсников, театром - 10%, а живописью только 8% участников анкетирования.
В круг чтения студентов в основном входят произведения, в которых обсуждаются важные социальные и нравственно-психологические проблемы. Чаще всего в качестве любимых писателей и поэтов студенты называют имена тех авторов, творчество которых они изучали еще в школе. 34% опрошенных обнаружили знакомство с новинками отечественной и зарубежной литературы. Вместе с тем, на вопрос назвать книги, прочитанные за последний месяц, 92% респондентов ответили, что это были учебники и справочные издания.
Анкетирование показало, что эрудиция в сфере художественной практики у опрошенных студентов достаточно узкая - 20% из них располагают лишь элементарными сведениями о мире искусства. Название всемирно известного произведения Данте Алигьери смогли вспомнить лишь 18 человек из ста. Получив задание перечислить известных им западноевропейских художников, 16% первокурсников с ним не справились, 56% вспомнили наиболее популярных живописцев, 34% респондентов анкетирования допустили ошибки в написании их имен, и лишь 12% первокурсников назвали творцов искусства, малоизвестных широкой публике.
Знания студентов в области эстетики так же оставляют желать лучшего. Так, 84% опрошенных считают, что категории «нравственное» и «эстетическое» являются синонимичными, а по мнению 92% опрошенных «безобразное», «гротескное» не являются эстетическими понятиями. В фильмах, книгах для 46% респондентов самым важным является сюжет, для 14% - характеры героев, 16% студентов требуют от искусства отображения нравственных идеалов, 18% - предпочитают те произведения, при восприятии которых можно пережить сильные эмоции, и лишь 6% опрошенных в своих оценках руководствуются критериями художественности.
Студентам было предложено задание творческого характера - назвать свое любимое произведение искусства и пояснить свой выбор. 18% респондентов оставили этот вопрос без ответа; 54% опрошенных назвали известные им еще из школьной программы литературные произведения, но не смогли объяснить свои предпочтения. 26% студентов успешно справились с этим заданием - в числе «любимых» были названы не только фильмы и книги, но и сочинения музыкантов, полотна живописцев. Свои ответы они сопроводили развернутыми пояснениями с элементами эстетического анализа, что свидетельствует об их искренней увлеченности этими творениями искусства и наличии способности к эстетической оценке.
Необходимость развитого эстетического вкуса и глубоких знаний в области искусства для полноценного восприятия и оценки искусства признают 64% студентов, но вместе с тем 62% опрошенных уверены, что судить о художественных произведениях может каждый, поскольку они создаются для всех людей, а не адресуются лишь знатокам и профессионалам.
Как выяснилось, навыками эстетически-художественной деятельности обладают многие из опрошенных студентов. До поступления в университет 65 из 100 бывших абитуриентов занимались в специализированных школах (музыкальной, художественной) и различных кружках и студиях. Следует подчеркнуть, что 84% первокурсников указали, что хотели бы продолжить эти занятия, если бы располагали свободным временем.
Подавляющее большинство респондентов (70%) оценивает степень развитости своего общекультурного кругозора как среднюю. Высокую оценку по этому вопросу поставили себе 18% опрошенных, а критически отозвались о степени развитости своей общей культуры лишь 12% студентов. Уровень собственного эстетического вкуса высоко оценили 12% студентов, «средним» его назвали 79% респондентов, а «низким» - 9%. При этом все без исключения студенты выразили желание его совершенствовать.
Первокурсникам было предложено высказать свою точку зрения на проблему взаимосвязи эстетической культуры и профессионализма. По мнению всех опрашиваемых, специалист-медик должен обладать высокой культурой мышления и речи, широтой культурных интересов, эрудицией в области искусства и развитым художественным вкусом. При этом 63% учащихся сопроводили свои ответы пояснениями, среди которых можно отметить следующие: «у врача все должно быть на высшем уровне», «профессионал должен быть всесторонне развитым человеком», «эстетическая образованность повышает престиж врача в глазах пациентов». Таким образом, все первокурсники считают эстетическую культуру значимой не только для своего личностного развития, но и для будущей профессиональной деятельности.
Крайне настораживает, что ни один из подвергшихся анкетированию студентов не отводит сколько-нибудь заметной роли в эстетическом воспитании системе университетского образования - 86% опрошенных сводят этот процесс к
самообразованию, а остальные считают ответственными за него школу и родителей. В этой связи представляет интерес реакция студентов на вопрос о целесообразности введения в вузовскую программу дисциплин, целью которых будет совершенствование эстетической культуры обучаемых. 20% из числа интервьюируемых первокурсников выразили свое согласие с необходимостью изучения такого рода учебных предметов в виду их важности для всестороннего развития человека. О желании расширить свой эстетический кругозор в период обучения в высшей школе заявили многие из опрошенных студентов, но большинство из них (64%) высказались против каких-либо дополнений к учебному плану из-за и без того достаточно высокой напряженности учебного процесса. По мнению же 16% опрошенных образовательный процесс в вузе должен ограничиваться формированием профессиональных знаний и навыков.
Эстетическое воспитание представляет собой непрерывный процесс овладения индивидом эстетическим опытом, знаниям и навыками. Недооценка его значения для личностного формирования будущих специалистов, недостаточное внимание к нему со стороны педагогов, до сих пор бытующая в большинстве учебных заведений практика разделения учебных предметов на «важные» и «неважные» приводят к тому, что многие студенты выводят эстетическое воспитание за рамки педагогического и воспитательного процессов.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют, что у большинства первокурсников есть осознанное стремление повышать свой общекультурный уровень, реализовывать эстетические потребности как в общении с искусством, так и в творческой деятельности. По ответам на ряд вопросов анкеты можно судить, что многие из ее респондентов невысокого мнения о возможностях педагогического воздействия на процесс эстетического воспитания и полагаются, главным образом, на собственные силы. Однако активным самообразованием занимаются лишь 18% от числа опрошенных, остальные же (82%) не находят для этого свободного времени. Специализированная литература по проблемам искусства и эстетики входит в круг чтения у 4% студентов; «очень редко» к ней обращаются 54%; а вообще ее не читают 42% респондентов анкеты.
На наш взгляд, главным выводом проведенного исследования является выявление наличия у студентов живого интереса к миру эстетического, желания обогащать приобретенный эстетический опыт, развивать и совершенствовать эстетический вкус и культуру. У подавляющего большинства студентов (82%) люди с развитым эстетическим вкусом вызывают чувство уважения. Многие первокурсники (78%) сожалеют, что не смогли получить полноценного эстетического образования, а на вопрос - хотели бы они дать его своим будущим детям - все они отвечают утвердительно.
Таким образом, в восприятии участвовавших в опросе студентов статус эстетической культуры достаточно высок. В этой связи необходимо обратить особое внимание преподавателей на решение проблем эстетического воспитания и образования, выявить педагогические условия, которые позволят создать благоприятную среду для развития эстетического сознания обучаемых, более интенсивно использовать эстетический потенциал учебных предметов гуманитарного цикла.
Список литературы
1. Арановская И.В. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 115-119.
2. Аронов Д.В. Эстетическое воспитание в системе высшего образования России как средство оптимизации кросс-культурного академического взаимодействия преподавателей и студентов в ходе Болонского процесса // Образование и общество. 2013. № 2 (79). С. 28-30.
3. Балахонов А.В. Фундаментализация высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2006. Сер. 11. Вып. 1. С. 136-141.
4. Верб М.А. Эстетическое развитие личности в контексте культуры // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. 2000. Вып. 5. С. 64-73.
5. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания. - М.: Искусство, 1971. -291 с.
6. Царева Л.М. Опыт применения интегративного подхода к организации эстетического воспитания студентов в вузе // Социально-экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования. - М.: Директ-Медиа, 214. - С. 243-248.
PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF AESTHETIC EDUCATION OF THE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS
E.B. Zykina
Kursk state medical university e-mail: el_zykina@mail.ru
The article talks about the problem of student aesthetic education as a component of modern medical education. The survey of students at the Kursk State Medical University illustrated the role students assign to the aesthetic education in their personal and professional growth as well as their estimate of pedagogical effect on the development of aesthetic culture.
Keywords: aesthetics, aesthetic culture, aesthetic education.