рованной личности / В.Ш.Масленникова. -Казань: РИЦ «Школа», 2004. - 176с.
5. Соснин Н.В. Компетентностный подход: проблемы освоения /Высшее образование в России. - № 6, 2007.
6. Шайхутдинова Г.А. Мониторинг воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования/ Казанский педагогический журнал. - 2009г. -№5.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ
Л.В. Поселягина
В статье выявлены компетенции студентов в эстетической сфере; рассмотрена воспитательная значимость форм и общих методов обучения и воспитания; показано эстетическое влияние эвристических методов обучения.
Ключевые слова: компетентностный подход, эстетическое воспитание студентов, эстетическое влияние форм и методов обучения, эвристические методы обучения, компетенции студентов в сфере эстетического.
Competence approach to aesthetic education of students. In our article we considered aesthetic competence of students. The meaning of the forms and general methods education of up-brining were examined. The creative methods of aesthetic education are also presented in the article.
Key words: competence approach, aesthetic education of students, forms and methods of aesthetic education, creative methods of aesthetic education, aesthetic competence of students.
В современном обществе назрело противоречие между снижением уровня духовности, нравственности, преобладанием прагматичного подхода к жизни и желанием творчески преобразовывать свою деятельность, развитием творческой инициативы в различных сферах деятельности, в том числе педагогической. Красота, духовность -это необходимые компоненты гармоничного развития личности. Процессы обновления системы высшего образования способствуют переориентации сознания, гуманистического мировоззрения, позволяющих принимать решения в современных условиях. Происходящие изменения в обществе, в высшем
образовании требуют совершенствования профессиональной подготовки студентов с учетом компетентностного подхода.
Компетентный [лат. compete - добиваюсь, соответствую, подхожу] - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-то области. Проблема профессиональной компетентности значима с точки зрения обеспечения качества обучения и воспитания, теоретической и практической подготовки к решению задач, относящихся к области данной профессии. Недостаток или отсутствие компетентности может иметь последствия на личностном, локальном, региональном и глобальном уровнях.
«Современным выпускникам необходимо будет обладать не только набором определенных знаний, умений, навыков, но и умением строить и осуществлять систему действий по самореализации и самовосполнению профессиональной компетентности, обеспечивать эффективное саморазвитие профессионализма» [2, с.10].
Компетенция определяет ориентацию, знания, умения и навыки. «Компетенция составляет потенциал выпускника вуза, а компетентность - это проявление компетенции в деятельности [5, с.53 - 54].
Профессиональная компетентность включает в себя знания, опыт деятельности, личностные качества. Одним из ее важных компонентов является наличие знаний, умений и навыков в сфере эстетического. Целью нашей статьи является выявление влияния форм и общих методов обучения в вузе на развитие эстетической компетентности студентов.
В процессе эстетического воспитания обогащается эстетическая культура личности. «Эстетическая культура личности - это сложная интегративная система личностных качеств, выражающаяся в способности и умении на высоком интеллектуальном уровне и эмоционально воспринимать и оценивать явления жизни и искусства, прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические, а также преобразовывать природу, окружающую среду, человеческие взаимоотношения по законам гуманизма и красоты» [4, с.49].
Эстетическая компетентность -это составная часть эстетической культуры, способность личности распознавать эстетическое в действительности и искусстве; потребность действовать
по законам простоты, гармонии и красоты; способность к творческой деятельности; стремление к саморазвитию эстетической культуры.
Эстетическое воспитание является необходимой составляющей подготовки будущего специалиста. «Воспитание эстетической культуры личности - это систематическое взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью развития его личности в целом и развития ее эстетической культуры, предполагает управление со стороны воспитателя трудовой, учебной, научно-исследовательской, игровой и другими видами деятельности воспитанников для развития его эстетических качеств и способностей к эстетическому самообразованию и самовоспитанию» [4, с.54].
Анализ педагогической литературы последних лет показал, что педагоги применяют новые методы обучения, ориентированные на развитие творческих способностей студентов. Все формы и методы учебно-воспитательной работы обладают возможностями эстетического воздействия.
В вузе наиболее эффективным и часто применяемым методом является беседа - диалог со студентами. Беседа позволяет формировать сознание студентов, вызывает положительное эмоциональное отношение к изучаемой дисциплине, к преподавателю, вырабатывает умения применять на практике изучаемый материал. Так, например, автором статьи в рамках курса «Психология искусства» была проведена беседа со студентами-культурологами на тему «Художники Татарстана» (с применением мультимедийного оборудования).
Преподаватель познакомил студентов с различными художественными направлениями. Особое внимание
уделил развитию казанской изобразительной школы: Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898), Николай Иванович Фешин (1881 - 1955), Павел Петрович Беньков (1879 - 1949), Баки Идрисович Урманче (1897 - 1990), Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878 - 1968), Харис Абдрахманович Якупов (род. В 1919 г.) и др. Была отмечена уникальность татарской культуры, соединяющей в себе взаимовлияние тюркской, финно-угорской, булгарской и славяно-русской культур. Культурное своеобразие также обусловлено взаимным влиянием ислама и христианства. Студенты отвечали на вопросы преподавателя: какие художники способствовали появлению казанской изобразительной школы? Какие основные направления использовались казанскими художниками во второй половине XIX - первой половине XX веков? Каких современных татарских художников и скульпторов Вы знаете? Назовите Ваши любимые картины? Чем они Вам нравятся?
Важным фактором развития эстетической компетентности студентов является применение эвристических методов обучения в вузе. Изучив эвристические методы, студенты осознанно применяют их в процессе творческого поиска. Их творческие способности развиваются только тогда, когда преподаватель соблюдает важное условие -вначале мотивирует студентов на творческую деятельность, а затем переходит к изучению эвристических методов.
Интерес студентов к творческой деятельности мотивирует примене-нение на занятиях и тренингах таких эвристических методов, как метод аппликации теории, метод соединения (комбинирования) двух теорий, метод дефиниций, метод экспериментального беспорядка, метод противоречий, ме-164
тод критики, метод обновления, метод рекодификации, метод представления (показа) [1] - в каждом из них выражен эстетический аспект.
Метод аппликации теории может быть определен как поиск возможностей применения теорий. Он состоит в использовании уже известной теории в той области, для которой она создана, но в том секторе, который еще не изучен. Данный метод базируется на том, что предмет творчества обладает новизной в соответствующей культурной среде. Аппликация [лат. аррНсайо прикладывание] - способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания или нашивания на что-либо разноцветных кусочков материи, бумаги, а также рисунок, созданный таким способом [3, с.54].
Рассмотрим воспитательную значимость эвристического метода аппликации теории в развитиии эстетической компетентности студентов. Например, на занятиях по дисциплине «Психологический тренинг профессионального общения» студенты педагоги-психологи выполняют творческую работу «Коллаж жизненных целей». Студенты заранее готовят бумагу, иллюстрированные журналы, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, краски. Цель занятия - представить в форме коллажа свои стремления, что для них значимо в жизни, то есть представить свои жизненные цели в виде иллюстраций. В конце тренинга каждому студенту нужно пояснить свой коллаж. Студенты с удовольствием выполняли данное задание. Была создана непринужденная атмосфера на занятии. В процессе общения друг с другом студенты выясняли жизненные приоритеты одногруппников, высказывали свое мнение. Студенты учились проявлять
свои эмоции, понимать и принимать позиции других, проявлять эмпатию, быть толерантными. Развитие эмоциональной сферы является важным компонентом развития эстетической компетентности студентов. Каждый коллаж представлял собой результат творчества студентов.
Метод соединения (комбинирования) двух теорий состоит в том, чтобы сознательно комбинировать две уже признанные теории или системы доктрин. Например, в беседе по творчеству художников Татарстана были представлены разные художественные направления: реализм, импрессионизм, модернизм, авангардизм и др. В творчестве нашего современника, художника Никаса Сафронова, разные направления сознательно комбинируются. Например, в картине «Perpetum mobile» есть элементы сюрреализма: художник создал особый мир времени, в который хочется погрузиться, до бесконечности рассматривать каждую деталь изображенных часов, отсчитывающих время. Когда смотришь на эту картину, кажется, что время остановилось, что никуда не надо спешить, потому что перед тобой сама Вечность. Завораживает цветовое исполнение картины: холодная палитра цветов, четкие геометрические линии, все очень гармонично, и в то же время просто и красиво. Картина реалистична: в символичной форме отображает замысел художника, его идеал. Таким образом, студенты приобретают знания в сфере эстетического, рассматривают различные художественные направления. Сравнивают художественные школы, высказывают свои впечатления от увиденных картин.
Метод дефиниций - определение тех явлений, которые предстоит изучать. Примером может послужить
составление глоссария по изучаемой дисциплине. Например, в рамках дисциплины «Педагогика» студенты дают определения таким понятиям, как эстетика, эстетический идеал, эстетическое воспитание, эстетическая культура, эстетический вкус и т.д.
Метод экспериментального беспорядка - заведомо беспорядочно создаются конструкции, основываясь на интересе, возникающем при анализе каждого действия и рождающейся композиции. Например, мы проводим тренинг «Икебана». Заранее готовятся различные элементы композиций. Студенты пробуют соединить их в различном порядке, основываясь на принципах простоты, гармонии и красоты. В начале тренинга ведущий рассказал об истории зарождения искусства составления цветочных композиций, подчеркнул, что икебана позволяет выразить свои эмоции, настроение, чувства при помощи художественной композиции, на примерах показал разные виды икебаны. В конце тренинга каждый участник показал свою работу и рассказал, что он хотел выразить. Остальные участники отмечали оригинальность каждой композиции, творческий подход. Ведущий поставил цель - развитие эстетической компетентности студентов. Студенты и преподаватель сумели создать на тренинге эстетически выразительную среду.
Метод противоречий состоит в том, чтобы опровергнуть существующее в науке мнение по определенному вопросу. Студентам дается тема для дискуссии. Например, в беседе по вопросу «Плюсы и минусы технологии проблемного обучения» студенты пришли к выводу, что достоинствами проблемного обучения является возможность развития активности, са-
мостоятельности, ответственности, критичности, инициативности, нестандартности мышления. Среди недостатков проблемного обучения студенты отметили то, что проблемное обучение всегда требует значительных временных затрат. Студенты творчески подходят к решению задачи, эмоционально высказывают свою точку зрения, учатся вести диалог.
Метод критики - следствие мыслительного процесса при критической оценке. Тренинг «Опровергни меня». Студент называет 3 своих отрицательных качества, остальным студентам нужно их опровергнуть, найти в них положительные стороны. Например, студенты называли своими отрицательными качествами излишнюю скромность, агрессивность и т.д. Другие участники тренинга видели в излишней скромности плюс в том, что этот человек не хвастается своими достижениями. Студенты учатся воспринимать критику позитивно, развивают способности к самоанализу, учатся тактичности, умению понимать друг друга, видеть в человеке красоту души.
Метод обновления состоит в том, чтобы приспособить к требованиям времени классические теории, пересказанные современным человеком. Так, при изучении темы «Принципы обучения» учащиеся рассматривают принципы обучения, предложенные Я.А.Коменским, К.Д.Ушинским и др., в современном применении. В частности, принцип природосообразности, рассматриваемый Я.А.Коменским, актуален и сейчас. Студенты отмечают значимость таких положений, как необходимость начинать образование в раннем возрасте; также то, что обучение должно сопровождаться многочис-166
ленными примерами, основываться на чувственном опыте обучающегося.
Метод рекодификации состоит главным образом в том, чтобы выразить явление по-другому с целью породить новые и оригинальные идеи, связанные с фактом «перевода» явления. Беседа по творчеству поэтов - романтиков рождает идеи, связанные с развитием романтизма в России. Как идеи Ч.Байрона были восприняты нашими поэтами: А.С.Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым и др. Так, например, с творчеством Байрона в русскую литературу вошел тип «лишнего» человека. Студенты находят общность лирических отступлений в поэме Ч.Байрона «Дон Жуан» и в поэме А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Общее в героях - это «старость души». Элементы подражания Байрону есть в творчестве М.Ю.Лермонтова (параллель между стихотворением № 33 из «Книги песней» Ч.Байрона и стихотворением М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...» - тема разобщенности людей). Воспринимая стихи Ч.Байрона, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, студенты получили эстетическое наслаждение, оказались в ситуации совместного творческого поиска.
Для метода представления (показа) характерно культивирование самого процесса схематизации, дающего неожиданные результаты. Применение этого метода не всегда влечет за собой открытия, но часто приводит к новинкам в самой манере графического и схематичного представления явления. Например, студенты готовят и демонстрируют презентации по темам дисциплины «Педагогика». При этом студенты учатся работать с мультимедийным оборудованием. Презентации
сопровождаются иллюстративным и музыкальным сопровождением. Интерес представляет также подготовка и проведение в рамках дисциплины «Теория обучения» студентами фрагментов уроков по выбранным ими школьным дисциплинам с примененим презентационного материала. Так, студентка С. провела фрагмент урока по литературе, посвященного творчеству Марины Цветаевой. Студентка подготовила и продемонстрировала фотографии, документы, касающиеся творчества поэтессы. Затем прозвучали стихи Цветаевой. Таким образом, приобретались новые знания по художественной литературе, музыке, изобразительному искусству; развивались эстетические потребности, художественный вкус, эмоциональная сфера студентов.
Эстетическое начало заложено в формах обучения студентов. Рассмотрим, как решаются задачи развития эстетической компетентности студентов на лекции «Коммуникативные качества речи», проведенной преподавателем кафедры «Современный русский язык» Казанского государственного университета С.А.Матвеевой. Лектором были поставлены следующие цели: 1) познакомить студентов с историей развития учения о качествах речи от древности до наших дней; 2) развить у студентов навыки эстетически выразительной речи; 3) воспитать у студентов вкус к эстетически выразительной речи.
Лекция начинается с небольшого исторического экскурса. Исторически выделяется разный набор качеств речи. Называются труды ученых, в том числе Б.Н. Головина «О качествах речи», Д.Э. Розенталя «Культура речи», Г.О. Винокура «Культура языка», В.И. Черны-
шева «Правильность и чистота правил речи».
Данная лекция органично вошла в систему лекций по «Культуре речи». Эстетическое развитие студентов средствами лекции было одной из целей, поставленных преподавателем. Было выбрано эстетически выразительное содержание. Лектор отметил значимость учения о коммуникативных качествах речи в языковом воспитании говорящих, в привитии навыков культуры речи. По мнению лектора, необходимо выделение следующих коммуникативных качеств речи: правильность (соответствие нормам речи), точность, логичность, чистота, ясность, краткость, уместность, богатство словарного запаса, выразительность. Правильность подразумевает соблюдение общественно закрепленных норм языка. Точность реализует связь языка и мышления: точность предметная и понятийная. Чистота определяется языковым вкусом говорящего, отсутствием диалектизмов, просторечных слов. Ясность требует отсутствия двусмысленностей. Краткость исключает ненужное нагромождение фраз. Уместность связана со стилистической дифференциацией языковых средств, должны учитываться стиль, цели, задачи. Богатство словарного запаса определяется активным словарем говорящего. Выразительность заключается в выборе лексических средств, интонационной и логической оформленности.
Лекция была изложена логично и последовательно. Лектор умело создал положительный эмоциональный фон, атмосферу доверительности. Особо следует отметить культуру речи преподавателя, отвечающую всем требованиям лекции. Лекция была положительно
167
оценена большинством студентов, способствовала развитию эстетической комптентности студентов, давала новые знания о речи, прививала вкус к грамотной, эстетически выразительной речи.
Рассмотрим, как реализуется ком-петентностный подход к совершенствованию эстетического воспитания студентов на семинарских занятиях по дисциплине «Психология искусства». Автором была разработана программа семинарских занятий по дисциплине для студентов-культурологов.
Темы семинарских занятий
I. Специфика феномена «искусство» в психологии.
1. Понятие «искусство».
2. История развития психологического подхода в искусстве.
3. Взаимосвязь психологического подхода в искусстве с культурологическим подходом.
II. Личность в искусстве.
Концепция Л.С.Выготского. Понятие «катарсис». Роль понятия «катарсис» в психологическом осмыслении искусства.
III. Теории восприятия искусства.
1. Объективная теория восприятия искусства Л.С.Выготского.
2. Исследование художественного восприятия П.М.Якобсоном.
3. Понимание восприятия искусства в концепции З.Фрейда.
IV. Понятие «художественный образ» произведения искусства.
1. Художественное мышление.
2. «Художники» и «мыслители».
3. Единство логического и чувственно-наглядного мышления.
168
V. Восприятие произведений искусства.
1. Художественное восприятие.
2. Восприятие произведений музыки.
3. Восприятие произведений художественной литературы.
4. Восприятие произведений изобразительного искусства.
VI. Художественное творчество.
1. Творческий синтез.
2. Творчество как единство замысла и процесса.
3. Творческие способности, гениальность в искусстве.
VII. Воображение как преобразующее отражение действительности.
1. « Воссоздающее» и «творческое» воображение.
2. Музыкальное воображение.
3. Живописное воображение.
4. Литературное воображение.
VIII. Эстетическая культура личности.
1. Единство потребностно-моти-вационного, познавательного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов.
2. Эстетическое сознание и эстетическая деятельность.
3. Эстетический идеал.
IX. Эстетическое творчество.
1. Эстетические способности.
2. Эстетический подход к профессиональной деятельности.
3. Эстетика труда.
Программа семинарских занятий была разработана с учетом цели развития эстетической компетентности студентов. Цель семинаров - сформировать
у студентов - будущих культурологов общее представление о психологических особенностях формирования образного мышления, творческого воображения, восприятия, эмоциональной оценки произведений искусства, творчества в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей личности. Для этого студенты знакомились с искусствоведческими, психологическими, эстетическими, литературоведческими понятиями, развивали умения и навыки психологического, искусствоведческого, эстетического анализа произведений искусства. В результате у студентов сформировались следующие компетенции: знание сущности и содержания психологических аспектов искусства, умение применять полученные знания на практике при решении профессиональных задач в сфере искусства; умение работать со специальной психологической искусствоведческой, учебной, научно-методической литературой.
«Экскурсия - форма обучения и воспитания, предполагающая наблюдение изучаемых явлений в естественных условиях (природа, промышленные предприятия, памятные места, сельскохозяйственные объекты, музеи, выставки и т.д.)» [4, с.116]. В качестве примера приведем описание экскурсии в Национальную художественную галерею «Хазине» (г.Казань) (экскурсию провела преподаватель кафедры общественных дисциплин Академии социального образования А.Г. Арзамасова). Цель экскурсии - познакомить студентов с творчеством художников казанской школы. Экскурсовод поставила цель - развить эстетическую компетентность у студентов: представить картины, принадлежащие к разной художественной школе, развить у студентов
художественный вкус, вызвать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства. Экскурсовод отметил, что спектр проводимых в галерее «Хазине» выставок крайне широк. Среди проходивших здесь выставок - графика с изображениями старинной Казани; экспозиция, посвященная Г.Тукаю, и др. В галерее также действует постоянная экспозиция, которая включает работы «классиков»: Н.И. Фешина (мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модернизма в искусстве), Б.И.Урманче (художник, скульптор по дереву), И.И.Шишкина (художник-пейзажист, живописец), П.В.Кузнецова (в своем искусстве прошел путь от импрессионизма к символизму) и др. Студенты сравнили свои впечатления от беседы с применением виртуального сопровождения и реального восприятия картин. Примером может послужить сочинение студентки-культуролога 5 курса заочного обучения Академии социального образования:
«Картины художников вызывают разные чувства, эмоции. Одни затмевали другие. Но я напишу лишь о самых ярких, запоминающихся. Рассмотрев картину Константина Константиновича Чеботарева (1892 —1974) «Красная армия» 1917 г., я поразилась контрасту цвета ярко-красного с серым, четкости геометрических фигур. Люди на таких картинах выглядели как один, нет личности, индивидуальности. Наверное, тогда было такое время: неспокойное, революционное. Выделявшихся людей не любили, репрессировали, и поэтому все выглядели серой массой шагающих в одну сторону. Я сравнила картину с виртуальным изображением в Интернете. Картина в Интернете мне понравилась больше. Может потому, что
не так заметны грубые линии, может свет при съемке падал по-другому. Светлые чувства вызывали картины, выставленные в павильоне, посвященные жизни и творчеству Г.Тукая. Здесь прослеживается вся жизнь поэта, его чувства, его переживания, его великий талант и боль осознавания конца жизни.
На втором этаже больше всего поразила выставка картин Хариса Абдрахмановича Якупова. Четкость линий, мимика людей. Его картины можно сравнить лишь с застывшим фрагментом из жизни. Ощущение, что персонажи на миг застыли, но вот они сейчас сойдут с полотен. Видно, что художник писал как видных политических деятелей, так и простых тружеников полей и заводов. По выражению лиц можно понять, что у человека внутри, понять его внутренний мир. Несгибаемый Муса Джалиль с гордостью смотрит в лицо пьяным гитлеровским палачам («Перед приговором. М.Джалиль» 1954г.). В картинах Якупова прослеживается нить истории и не просто истории, а истории татарского народа. Интересно рассматривать каждую картину, оиа понятны, как будто читаешь захватывающую книгу».
Во время экскурсии преподаватель настраивал студентов на восприятие произведений искусства с позиций красоты, гармонии, простоты, раскрывал эстетическую значимость произведений, старался вызвать положительные эмоции у студентов.
Приведем описание экскурсии в отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета (провел аспирант кафедры педагогики КГУ Е. Маслов). Цели: 1) познавательная - познакомить обучающихся 170
с историей книги, письменности, книгопечатания, а также с историей и современным состоянием библиотеки им. Н.И. Лобачевского 2) воспитательная -способствовать развитию интереса к культурным ценностям, науке, истории; воспитать уважение к книге.
Задачи: 1) приобщить к атмосфере научного творчества, к атмосфере веками копившихся книжных богатств; 2) произвести впечатление, способствующее развитию у студентов положительного отношения к книге; 3) ознакомиться с историей книгопечатания на образцах, имеющихся в библиотеке.
Методы: словесные, демонстрационные: книжные ресурсы библиотеки им. Лобачевского. Форма: экскурсия. Экскурсовод рассказал об истории библиотеки, университета, о Николае Ивановиче Лобачевском (1792 - 1856) -ученом, ректоре и библиотекаре; об истории письменности (древние цивилизации: Египет, Вавилон, Древний Китай).
Следует отметить эмоциональный рассказ экскурсовода, культуру речи. Аспирант сумел настроить студентов на уважительное отношение к культуре народа и к памятникам культуры. Экскурсия произвела большое впечатление. Экскурсанты неоднократно высказывали изумление и восхищение демонстрационными образцами книг. Этому способствовала уникальность данных образцов. Экскурсия не оказалась слишком затянутой и сложной, как этого можно было опасаться.
Можно надеяться, что данная экскурсия способствовала развитию у студентов интереса к книге, культуре, науке, истории, т.е. можно говорить о достижении поставленных задач. Экскурсия способствовала развитию эстетической компетентности студентов.
Была поставлена цель развития эстетической культуры студентов, выбрано эстетически выразительное содержание. Представленные книги были эстете-тически выразительно оформленными. В конце экскурсии студенты выразили свое отношение к увиденному. Отметили, что книги в прошлом и настоящем часто представляют из себя произведение искусства - так гармонично, красиво оформлены.
Таким образом, реализация компе-тентностного подхода позволяет развивать следующие компетенции студентов в сфере эстетического:
1) потребность в развитии и саморазвитии эстетической культуры;
2) эстетические знания, взгляды, убеждения;
3) умение переживать, анализировать явления действительности и искусства с позиции гуманистического эстетического идеала;
4) способность студентов к художественной творческой деятельности.
Литература:
1. Богданова О.Г., Маршева В.М., Обухова Н.П. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах развитых капиталистических стран / Под науч. ред. В.И.Андреева и М.Г.Гарунова. -М., 1988. 44с.
2. Варданян Ю.В. Изучение психологии как источник развития профессионально-педагогической компетентности // Педагогическое образование и наука. - 2008. -№10. - С.10-14.
3. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. - 9-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987. - 632 с.
4. Петрова Г.А. Воспитание эстетической культуры будущих педагогов в условиях университетского образования: учеб.-метод. пособие / Г.А.Петрова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 152с.
5. Хабибуллина Г.З. Система МаШ-ета1ка в развитии профессиональных компетенций будущих учителей физики и информатики // Казанский педагогический журнал. - 2009. - №9 - 10. - С.53-58.