Научная статья на тему 'Педагогическая и эстетическая культура современного учителя'

Педагогическая и эстетическая культура современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1657
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ БОГАТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНТЕГРАЦИЯ И СИНТЕЗ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / НАУЧНАЯ ЭРУДИЦИЯ И ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ / СОЦИАЛЬНО И ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭСТЕТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА / ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ / ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ПРИЗНАКИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ / PEDAGOGICAL AND AESTHETIC CULTURE OF THE TEACHER / THE AESTHETIC IS RICH IN THE WORLD / THE IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL AND AESTHETIC CULTURE / INTEGRATION AND SYNTHESIS OF PERSONAL QUALITIES / ACADEMIC KNOWLEDGE AND VALUES OF TEACHERS / SOCIAL AND PERSONAL-ORIENTED VALUES EDUCATION / AESTHETICS AND EDUCATION / OCCUPATIONAL AND TECHNOLOGY / ETHICS AND AESTHETICS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION / THE CHARACTERISTICS AND KEY FIGURES OF AESTHETIC CULTURE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эргашев Р. Н.

В статье рассматривается проблема формирования педагогической и эстетической культуры будущего учителя как фактор профессионально-личностной подготовки. В тесной взаимосвязи выявляется сущность структурно-содержательной основы педагогической и эстетической культуры учителя, которая требует интегральных профессионально-личностных педагогических качеств, свойств, способностей, знаний, умений и навыков. Раскрывается роль педагогической, а также эстетической культуры учителя в успешной педагогической деятельности, гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса. Выделяются главные показатели и признаки эстетической культуры учителя, которые формируются и совершенствуются в процессе профессиональной подготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of formation of pedagogical and aesthetic culture of the future teacher as a factor of professional and personal training. In close interrelation the essence of structural and substantial basis of pedagogical and aesthetic culture of the teacher which demands integral professional and personal pedagogical qualities, properties, abilities, knowledge, abilities and skills is revealed. The role of pedagogical culture, and also aesthetic culture of the teacher in successful pedagogical activity, humanization and humanitarization of educational process is revealed. The main indicators and signs of aesthetic culture of the teacher which is formed and improved in the course of professional training of pedagogical shots are allocated.

Текст научной работы на тему «Педагогическая и эстетическая культура современного учителя»

УДК 371.134 : 37.011.31 - 051

Р. Н. Эргашев

Педагогическая и эстетическая культура современного учителя

В статье рассматривается проблема формирования педагогической и эстетической культуры будущего учителя как фактор профессионально-личностной подготовки. В тесной взаимосвязи выявляется сущность структурно-содержательной основы педагогической и эстетической культуры учителя, которая требует интегральных профессионально-личностных педагогических качеств, свойств, способностей, знаний, умений и навыков. Раскрывается роль педагогической, а также эстетической культуры учителя в успешной педагогической деятельности, гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса. Выделяются главные показатели и признаки эстетической культуры учителя, которые формируются и совершенствуются в процессе профессиональной подготовки педагогических кадров.

The article deals with the problem of formation of pedagogical and aesthetic culture of the future teacher as a factor of professional and personal training. In close interrelation the essence of structural and substantial basis of pedagogical and aesthetic culture of the teacher which demands integral professional and personal pedagogical qualities, properties, abilities, knowledge, abilities and skills is revealed. The role of pedagogical culture, and also aesthetic culture of the teacher in successful pedagogical activity, humanization and humanitarization of educational process is revealed. The main indicators and signs of aesthetic culture of the teacher which is formed and improved in the course of professional training of pedagogical shots are allocated.

Ключевые слова: педагогическая и эстетическая культура учителя, эстетическое богатое мировоззрение, совершенствование педагогической и эстетической культуры, интеграция и синтез личностных качеств, научная эрудиция и ценностная ориентация учителя, социально и личностно ориентированные ценности образования, эстетика - педагогического труда, техники и технологии, этика и эстетика педагогического общения, признаки и показатели эстетической культуры учителя.

Key words: pedagogical and aesthetic culture of the teacher, the aesthetic is rich in the world, the improvement of pedagogical and aesthetic culture, integration and synthesis of personal qualities, academic knowledge and values of teachers, social and personal-oriented values education, aesthetics and education, occupational and technology, ethics and aesthetics of pedagogical communication, the characteristics and key figures of aesthetic culture of the teacher.

В Национальной программе по подготовке кадров приоритетным направлением провозглашено совершенствование подготовки будущих учителей. В ней особенное внимание уделяется личности будущего специалиста, его культуре, профессиональным качествам и педагогическому мастерству (в основе которого педагогическая и эстетическая культура).

© Эргашев Р. Н., 2019

Перед педагогическим образованием стоит задача формирования у будущих учителей педагогической и эстетической культуры - как факторов профессионально-личностной подготовки, профессионального становления, ибо педагогическое искусство и творчество невозможны без той и другой культуры учителя.

Современные педагогические кадры - новое поколение учителей-воспитателей, качественно новые профессионалы, с новыми требованиями к ним: «Человек, который призван учить и воспитывать других, прежде всего, должен быть всесторонне развитым» (И.А. Каримов), естественно, и эстетически развитым, с высокой эстетической культурой, «эстетически богатым мировоззрением».

В Программе по подготовке кадров даются ориентиры подготовки учителей новой формации, определяются направления образования, выделяются его ценности и приоритеты. В ней даются установки на обновление содержания образования, разработку принципов и критериев его отбора, поиск оптимальных форм, методов, педагогических технологий, инновационных методик. Усиливается внимание к педагогическим и художественно-эстетическим дисциплинам, эстетизации учебно-воспитательного процесса.

Усилия преподавателей педагогических вузов направлены на воспитание, формирование, совершенствование педагогической и эстетической культуры будущих учителей. Однако в этом процессе первоза-дачей должно быть уточнение понятия «педагогическая культура», «эстетическая культура учителя», от чего они зависят, какую роль играют, особенно эстетическая культура, в педагогической деятельности. Эти культуры учителя зависят от его общей и личной культуры, которые являются важным фактором профессионально-личностного становления.

В современной трактовке общая культура - это воспитание, знания, развитие; духовная жизнь и деятельность, ее результаты; принципы, взгляды, позиции, идеи; мера индивидуального совершенствования; отношение к культурному наследию; ценностные ориентации; отношение к самосовершенствованию.

Педагогическая культура рассматривается как «интеграция, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя, воспитателя» (по Е.В. Бондарев-ской, К.М. Левитану и Н.В. Седову). Это еще и наличие духовности, проявление созидательской энергии, высокий педагогический результат.

Педагогическая культура имеет двойной характер: социальный и персонифицированный. А ее уровень зависит от индивидуально-личностного познания, особенно национальных и общечеловеческих ценностей, в том числе, и, прежде всего, в самостоятельном познавательном процессе, в САМО = развитии - совершенствовании - реализации.

Таким образом, педагогическая культура имеет индивидуальный характер, свое неповторимое своеобразие, с совокупностью присущих ей особенностей. Вместе с тем, педагогическая индивидуальность становится целостной характеристикой не только личности учителя, но и его деятельности. Комплекс индивидуально-личностных качеств, способно-

и ^ и ^ и и

стей и особенностей, как «многообразие мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств, перцептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей ... создает уникальную целостную структуру ... индивида» [2, с. 172]. Индивидуальность учителя - важная составная его и общей педагогической культуры.

В содержании общей педагогической культуры входят еще и жизненные установки, приоритеты общечеловеческих ценностей, духовные потребности, кругозор - научный, политический, художественный, общепринятые нормы поведения (по М.А. Вербу). Ядром этой культуры М.А. Верб выделяет образованность и воспитанность в их единстве [1, с. 105-110].

Педагогическая культура учителя - это развитая эмоциональная сфера, высокий уровень его познавательных и мыслительных процессов, а также такие качества характера, как энергичность, общительность, душевная чуткость, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора. И, конечно, его моральный облик (нравственность), гуманно-нравственные принципы.

\ / ^ и и и и

Учитель, обладающий высокой педагогической культурой, в постоянном самообогащении - духовном, творческом, профессиональном. Его педагогическая деятельность ярко индивидуальна, он всегда в поиске, активном, педагогическом творчестве.

В педагогической культуре учителя немаловажную роль играет научная эрудиция и ценностные ориентации. Учителю необходимо хорошо знать теорию и историю педагогики, цели, задачи, содержание, технологию, методы и методику учебно-воспитательной работы, теорию личности, психологию ее развития, что есть индивидуальность, возрастную психологию, физиологию, этику, эстетику и др. науки; глубоко знать свой предмет; успешно реализовать себя как профессионала и как личность.

От современного учителя требуется знать государственную образовательную политику, новые направления образования; владеть исследовательскими навыками, особенно по предмету своей специальности, а также по психологии, педагогике и методике; владеть диалектикой педагогического мышления, педагогической интуицией, педагогическим прогнозированием, осуществлять при необходимости, «эвристический подход» [1, с. 120-126].

Особый блок педагогической культуры составляют современные образовательные ценности, провозглашенные в Национальной программе по подготовке кадров, влияющие на формирование совершенной личности. Это следующие социально и личностно ориентированные ценности образования:

- личность обучающегося, ее формирование до уровня богатого внутреннего мира, интеллектуальную, социально активную, с творчески-организаторскими способностями;

- свободное саморазвитие и самопостроение, самоконтроль и самоценность обучающихся; дифференциация и индивидуализация образования;

- развитие творческого мышления;

- становление духовно-нравственных и интеллектуальных качеств обучающихся;

- гуманистическое воспитание, гуманизм и гармония отношений;

- самопознание, самораскрытие;

- сотрудничество, толерантность, взаимоуважение, доверие, взаимопомощь, взаимопонимание, творческое взаимодействие (учителя -учащихся);

- всемерное раскрытие способностей и дарований обучающихся;

- удовлетворение национальных и общечеловеческих идеалов и ценностей;

- ценности милосердия, взаимовыручки, защиты и поддержки слабых;

- социализация личности обучающихся на социально-культурных ценностях в активной творческой деятельности (самореализующей);

- обучение/воспитание на богатом интеллектуальном, духовно-нравственном, историко-культурном наследии народа, общечеловеческих ценностях, на передовых достижениях науки, техники, технологии и культуры, на новых направлениях образования (гуманизации, гуманитаризации, демократизации, социализации), педагогических новациях.

Во всех ценностях образования учитель усиливает культурологический аспект, поскольку в Национальной программе этот акцент провозглашается как наиболее современно приоритетный. В Программе подчеркивается, что культурологические аспекты должны присутствовать в учебно-воспитательном процессе. Важным критерием педагогической культуры является педагогическая этика - нормативно-нравственные позиции и этические нормы общения с учащимися, их родителями, коллегами (с любовью, пониманием, уважением). Здесь необходимы тактичность, доброта, справедливость, общительность, помощь, добросовестность, сдержанность, терпение и т.д., но главное - душевная щедрость, искренность и сердечность.

Таким образом, педагогическая культура (общая, индивидуальная) включает в себя комплекс требований к учителю и в структуре профессионального потенциала занимает одно из первых мест.

Педагогическая культура - составная идеального учителя - важная основа для его эстетической культуры. К сожалению, об эстетической культуре учителя в учебниках по педагогике, по педагогическим дисциплинам нет соответствующих материалов. Нет ссылки на эстетику педагогического труда даже в разделах об искусстве и мастерстве учителя, когда рассматриваются такие вопросы, как: мастерство - интегральное качество, в чем выражается мастерство учителя, мастерство педагогического общения (вербального, невербального), оценка труда учителя, его аттестация и др. Нет даже намека на духовно-эстетическое содержание, эстетику педагогического процесса, эстетику педагогической техники. Не затрагивается технология развития эстетической культуры учителя, не рассматривается ее значительная роль в педагогической деятельности, результативности.

И все-таки в настоящее время проблема эстетической культуры учителя вызывает интерес, ее затрагивают и пытаются решить отдельные ученые-педагоги. Так, Орыся Васильевна Суходольская-Кулешова, исследуя эту культуру учителей, рассматривает процесс развития эстетической культуры будущих учителей в целом, с интеграцией педагогики и эстетики, включением элементов эстетики в процесс профессиональной подготовки будущего учителя - на уровне поликультурного образования.

Формированию эстетической культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения посвящает свое исследование Н.В. Бур-макина как интегральному компоненту культуры управленческой деятельности во взаимосвязи с другими компонентами - мировоззренческим, правовым, этическим, педагогическим, психологическим. Большое внимание уделяется эстетизации этой управленческой деятельности. Однако эстетизация педагогической деятельности, в ее многогранном понятии и представлении, в широкой практической результативно-педагогической данности представлена недостаточно.

Следующей попыткой решения проблемы формирования эстетической культуры является наша. Целью нашего исследования обозначено: методологическое, научно-теоретическое обоснование формирования у будущих учителей эстетической культуры в процессе изучения педагогических дисциплин - на разработанных теоретико-педагогических и практических основах; показать их эффект в профессионально-личностной подготовке.

В данном исследовании акцентируется теоретико-практический аспект реальной эстетико-педагогической деятельности учителя духовно-эстетического содержания на основе эстетизации учебного содержания и техники педагогического труда.

Что есть эстетика в профессиональной деятельности учителя?

Эстетика - наука о природе эмоционально-ценностного отношения человека к миру, наука о прекрасном, красоте в жизни и искусстве. Красота для учителя не только предмет эстетического любования, это важный фактор успеха в работе (под руководством учителя учащиеся наблюдают и познают прекрасное, через красивое тянутся к гуманному, учатся этому, испытывают положительные эмоции).

Учитель - художник, поэт, артист, драматург, режиссер, постановщик урока, беседы, игры, он же и актер, всегда в поисках ярких форм выразительности на высоком эстетическом уровне. Ему необходимы сценическая речь, ораторское искусство и, конечно, сценические движения, безукоризненная внешность и т. д. - все это требует тонкой эстетизации. Учителю необходимо владеть техникой игры, переживать, быть вдохновенным, всегда с хорошим, приподнятым настроением.

Учитель - творец. Урок, беседа, педагогическая игра - это искусство, творчество с высоким эстетическим потенциалом. Педагогическая деятельность - художественно-эстетическая деятельность.

В учебно-воспитательном процессе используются как эстетические, так и художественные средства, безусловно, при соответствующей подготовке учителя. Для этого ему необходимо:

- знать эстетику, ее категории и сферы прекрасного;

- быть чутким к прекрасному, чувствовать и понимать красоту;

- развивать свои ораторские, режиссерские и актерские качества;

- образно и творчески мыслить, говорить красиво, следить за речью и мн. др.

Мастерство учителя, его творчество тесно связаны с эстетикой педагогического труда, требующей ряда таких соответствующих способностей, как: «дар слова»: говорить связно, плавно, красиво, увлекательно; при этом в едином комплексе должны быть такие сферы речевого искусства, как речь, яркая, образная, выразительная, эстетически-содержательная; ораторское искусство, убедительное, внушительное, эстетически-ориентируемое. Именно эти речевые сферы помогают учителю «входить в образ», создавать у детей эмоционально-эстетическое впечатление, вызвать эмоционально-эстетический отклик, вовлечь их в нужный «учебный сценарий», участвовать в нем и т. д.

Учителю необходима «эстетико-педагогическая техника», а это в первую очередь:

голос, выразительный, энергичный, звучный, приятный, желательно приглушенно-низкий (более впечатляющий) и хорошо запоминающийся (необходимо работать над ним - тренировать этот эстетико-пе-дагогический инструмент);

мимика как своеобразное искусство выражать мысли, чувства, настроения и состояния (также требуется тренировка движения мускулов лица, чтобы мимика была эстетична и целевыразительна);

252

взгляд, выразительный, многозначный (требуются соответствующие упражнения теплого, доброго, душевного, располагающего взгляда);

лицо - пусть не столь красивое, но прекрасное своей одухотворенностью, «внутренним свечением» (тоже нуждается в специальных тренингах);

жесты (рук) - немаловажное средство эмоционального воздействия на учащегося. Жест раскрывает им мысли и чувства учителя (обязательны упражнения не только на убедительность, но и на выразительность жестов рук, их эстетику);

внешний эстетический облик учителя. Все в нем должно быть эстетически продумано, гармонично - одежда, прическа, манеры, даже осанка, походка. Внешне эстетический облик учителя - тоже профессионально-эстетический элемент педагогической техники и, конечно, источник эстетико-воспитательного воздействия и влияния на учащихся (особенно, если он эстетически индивидуален и оригинален).

Рассмотренная техника эстетики педагогического труда, наряду с потенциально-эстетическими профессиональными и профильными знаниями - неоспоримый фактор мастерства, эстетизации учебно-воспитательного процесса и высоких результатов в работе учителя по эстетическому воспитанию учащихся. При этом нельзя умалять фактор эстетического содержания учебного процесса и внеклассной работы, особенно освоение учащимися высокоэстетических национальных и общечеловеческих ценностей, прежде всего, при изучении художественно-эстетических предметов.

Педагогические вузы готовят будущих учителей, формируют их педагогическую культуру, к сожалению, не эстетическую, на которую следует обратить особое внимание. Здесь важно выделить следующие показатели эстетической культуры будущего учителя: осознанность отношения, эстетико-познавательный, эстетико-ценностный, внешнеэстети-ческий, технико-эстетический, эстетики - этики педагогического общения, эстетики учебных единиц - в их содержании, технологии, методике, творческого поиска в эстетизации учебно-воспитательного процесса, эстетико-педагогического самосовершенствования, самосознания -критического и оценочного отношения будущего учителя к своим эсте-тико-педагогическим достижениям.

Эстетическая культура учителя требует от него ответа на следующие вопросы: в чем состоит особая роль эстетики в педагогической деятельности?; в чем роль эстетики в конкретном учебно-воспитательном процессе?

Учитель должен знать все профессионально-эстетические средства в своей работе. Он должен осознавать, что учительский труд - искусство и творчество на высоком эстетическом уровне. Что главное для эстетики труда учителя - это его духовно-эстетическое богатство, высокая эмоциональная культура, любовь к детям, потребность и способность учить их прекрасному.

В нашем осмыслении главными признаками эстетической культуры учителя являются: эстетическое, эстетико-педагогическое самосовершенствование; творческая активность в эстетизации педагогического, учебно-воспитательного процесса; целенаправленность эстетизации -содержания обучения, педагогической технологии и техники на формирование у учащихся «эстетически богатого мировоззрения»; использование в учебно-воспитательных целях национальных и общечеловеческих эстетических ценностей; социально-творческая активность по «презентации» своей эстетико-педагогической интеллектуальной «продукции» и практической эстетико-воспитательной результативности.

В заключение следует выделить такие тезисы:

• эстетический аспект содержания образования - обучения - развития - воспитания, эстетические элементы в технологии и технике педагогического труда - оптимизаторы организации учебно-воспитательного процесса, факторы активизации обучаемых, способы выработки у них положительных эмоций, формирования эстетических знаний, понятий, представлений, эстетически-ценностных ориентаций;

• эстетические знания, умения и навыки, эстетика педагогической технологии и техники - составная часть педагогической работы.

• эстетика - этика педагогического общения - важное средство эс-тетико-этического воспитания учащихся (в равной степени как вербальное, так и невербальное);

• эстетическая культура современного учителя, ее формирование, развитие и совершенствование - приоритетно важная задача в подготовке будущих учителей;

• эстетическая культура учителя - составная его педагогической культуры, важный фактор профессионально-педагогического успеха.

Список литературы

1. Верб М.А. Введение в педагогическую деятельность. - М.: АКАДЕМА, 2000. - С. 105-126.

2. Психолого-педагогический словарь. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. - С. 172.

Статья поступила: 29.04.2019. Принята к печати: 14.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.