УДК 37 ББК 74.00
В.А. Грибанова
ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВУЗА
Статья поддержана грантом РГНФ № 15-06-00039 «Подготовка будущих социальных педагогов в современном контексте профессионализации социально-педагогической деятельности»
Аннотация. Раскрыты задачи формирования гражданской активности студенческой молодежи. Определена роль формирования гражданской активности студента как неотъемлемого условия социального воспитания и гражданского становления молодого поколения. Обозначена роль вуза в формировании гражданской активности у молодежи.
Ключевые слова: Гражданская активность, студенческая молодежь, воспитательная работа, вуз, личность.
V.A. Gribanova
THE AIMS OF STUDENTS' CIVIL ACTIVITY DEVELOPMENT THROUGH EDUCATIONAL
WORK AT THE UNIVERSITY
Abstract. Reveals the problem of formation of civil activity of students. Defines the role of the formation of civil activity of the student as an inseparable condition of social education and civic formation of the young generation. The role of the University in the formation of civil activity among young people.
Keywords: Civic engagement, students, educational work, the University, the personality.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 (Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г. Вступил в силу с 1 сентября 2013 г.) указывает на то, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» [1]. Отметим, что определение указывает на необходимость воспитания как важного составляющего в вопросе образования, направленного на благо семьи, общества и государства. Вышесказанное побуждает нас выделить формирование гражданской активности студенческой молодежи в числе приоритетных задач воспитательной работы вуза.
Однако по данным социологических опросов, проведенных ВЦИОМ в 2011-2012 гг., на вопрос «Кто я такой?» при определении своего статуса из предложенных ролей роль гражданина выбирают только около 60% опрошенных. Проведенное в Таганрогском государственном педагогическом институте имени А.П. Чехова исследование (в котором принял участие 471 человек) выявило, какие чувства студенты испытывают при словах «Россия», «Российская Федерация». Опрос показал, что чувство гордости за свою страну и патриотизм испытывают 35% от общего числа опрошенных; чувство ответственности по отношению к своей стране и ее общественному развитию - всего 6,4%; противоречивые чувства (гордость за историю России, но обиду и стыд за настоящее Российской Федерации) - 24%; затруднились с ответом 24,1% и т.д. [5, 102-106]. Данные исследования также свидетельствуют о низкой мотивации молодых людей на позитивные действия для развития сильной и независимой России.
Как отмечает Н.М.Борытко, период обучения в вузе является для студентов важным этапом не только профессионального, но и личностного становления, когда вопросы гражданского характера приобретают наибольшую актуальность, поскольку именно в этом возрасте молодые люди обладают значительным потенциалом для личностного роста, активного взаимодействия с разнообразными аспектами социального мира, его творческого преобразования, развития и реализации собственного деятельностного (сопричастного) бытия [2, 14] и поиска путей внутреннего самодвижения и саморазвития [3, 3].
Проблема формирования гражданской активности студенческой молодежи важна не только в плане личностного становления и воспитания. Она связана со стратегией инновационного развития России как ведущей мировой державы XXI века, опирающейся в ходе трансформации на человеческий капитал и социальную консолидацию гражданского общества [4].
На наш взгляд, гражданская активность - вид социальной активности личности, общественной направленности, проявляющейся в выполнении гражданских обязанностей, в инициативности и ориентированности на общественные ценности, в готовности к личному участию в общественно полезной деятельности. Гражданская активность зависит от общей культуры деятельности субъекта, отличается своим сознательным, а не инстинктивным характером, наличием достаточного уровня теоретико-гражданских знаний, ярко выраженной потребности, интереса и желания в проявлении гражданской позиции, собственного мнения и отношения (к общественному строю, государственной власти, органам ее управления, членам общества, выполнению гражданских обязанностей), а также умением и готовностью к осуществлению гражданской деятельности. Поэтому формирование гражданской активности является неотъемлемым условием социального воспитания и гражданского становления молодого поколения.
Теоретический анализ понятия «гражданская активность» позволяет определить и проанализировать продуктивность ее формирования. Считаем, что уровень проявления гражданской активности зависит от теоретической, практической и личностной готовности студента к выполнению гражданского действия. Поэтому в качестве ключевых задач воспитательной работы необходимо ориентироваться именно на эти базовые позиции.
Теоретическая готовность включает в себя совокупность теоретико-гражданских знаний о сущности и содержании гражданской активности, понимание социально-политических процессов и явлений, умение анализировать социальные ситуации и проблемы. В процессе формирования теоретической готовности студенту необходимо приобрести необходимые знания и умения к проявлению гражданской активности, в сознании студента идет закладка гражданских ценностей.
Практическая готовность прослеживается в потребности в самовыражении и самореализации и характеризуется наличием гуманистической направленности отношений личности к обществу, труду, к людям и самому себе; формированием гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения, осознание их личностной значимости; способностью высказывать собственную точку зрения; наличием интереса и мотивации к гражданской деятельности. В процессе формирования практической готовности у студента происходит осознание мотива и цели, что открывает перед ним потенциальные возможности перестройки своего отношения к проявлению гражданской активности, приобретается опыт и умения положительного общественно-гражданского действия.
Личностная готовность характеризуется принятием студентом гражданской активности в систему смысловых связей жизненного мира и включает умения личности выполнять свои гражданские обязанности, соблюдать социально-правовые нормы. Личностная готовность обозначает фактическое (реальное) поведение человека и его участие в различных видах общественной деятельности и предполагает понимание студентами важности и значимости проявления гражданской активности, а также проявление желания и готовности осуществлять положительную общественно-гражданскую деятельность.
Мы предприняли теоретическое и практическое изучение проблемы формирования гражданской активности студентов в системе воспитательной работы вуза для выявления условий совершенствования этого процесса и разработки его научно-методического обеспечения. При этом мы руководствовались представлениями о гражданской активности как сущностной характеристике личности, которая отличается общественной направленностью, проявляющейся в готовности к личному участию в общественно полезной деятельности, выполнении гражданских обязанностей, инициативности и ориентированности на общественные ценности.
Вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что выполнение задач воспитательной работы - теоретическая, практическая и личностная готовность студента к проявлению гражданского действия - способствуют формированию гражданина, осознанно участвующего в социальных изменениях, происходящих в обществе, соблюдающего нормы и принципы гражданского общества, находящего достойные формы самовыражения и творческой самореализации, отвечающие личностным и социальным потребностям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Закон 273-Ф3 "Об образовании в РФ" 2015 новый 273-Ф3. РФ. - URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/. (дата обращения 3.04. 2015).
2. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.
3. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко / науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
4. Борытко, Н.М. Педагогические технологии: учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 59 с.
5. Грибанова, В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи как социально-политическая и психолого-педагогическая проблема / В.А. Грибанова // Педагогика и психология: трен-
ды, проблемы, актуальные задачи. Материалы VIII заочной Международной научно-практической конференции. 29 мая 2015 г.: [сб. науч. трудов.] - Краснодар: Научно-издательский центр «АПРИОРИ». - 2015. - С. 88-91.
6. Грибанова, В.А. Уровень свободы студенческой молодежи и отношение молодых людей к своей стране / А.В. Грибанова // Казанский педагогический журнал (научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика). - 2012. - № 4. - С. 102-108.
УДК 801 ББК 81.2
М. Н. Пашкова
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПАНИИ
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу особенностей развития системы образования в Испании. Освещены результаты реформирования начальной школы, совершенствования средней и высшей школы в соответствии с европейскими общеобразовательными стандартами.
Ключевые слова: система образования, сравнительная педагогика, образовательный стандарт, опережающее развитие.
M. N. Pashkova FEATURES OF THE EDUCATION SYSTEM IN SPAIN
Abstract. This article analyzes the characteristics of the education system in Spain. Presents the results of reforming the primary school, improving secondary and higher education in accordance with European standards of general education.
Key words: education, comparative education, educational standard, advanced development.
Для современного мира характерны цивилизационные перемены, высокий динамизм и глобализм развития всех систем. При этом опережающее развитие образования является первоочередной задачей. В странах Европы претерпевает глобальное эволюционное реформирование, что закономерно привлекает большой интерес к изучению международного опыта и выявлению возможностей его использования в российских условиях модернизации. Этому способствовал Болонский процесс, в рамках которого осуществляется унификация образовательных стандартов при одновременной диверсификации образовательных моделей. Усиливается европейский акцент оценки и контроля образовательной инноватики.
Россия, ориентированная на интеграцию в европейское образовательное пространство, также стоит перед необходимостью разработки адекватной стратегии, учитывающей особенности национальной системы и принципы народности (К.Д. Ушинский); обеспечивающей реальный путь сближения с европейскими стандартами; предоставляющей возможности изучать внешний и совершенствовать внутренний опыт образовательных реформ.
Как показывает анализ результатов специальных исследований для России чрезвычайную актуальность приобретает изучение опыта стран, уже прошедших этап становления национальной системы. Сопоставление опыта реформирования образования в Испании и в России, стратегий становления национальной системы правомерно в рамках теории сравнительной педагогики. Приступая к исследованию, мы учитывали положение компаративистики, согласно которому сравнительная педагогика анализирует в сопоставительном плане основные тенденции и закономерности развития образования в различных странах (Б.Л. Вульфсон, В.П. Борисенков).
Изучение проблемы становления современной системы образования в Испании связано с именами зарубежных исследователей: М. Альберта, Р. Лейка, У. Деминга, Ф. Крости и др. Велика заслуга отечественных ученых в области исследования европейских систем образования: А.Н. Афанасьева. В.И. Байденко. О.Н. Олейникова и др. Проблемы развития образования в Испании, его особенности и тенденции освещены в работах В.Н. Федосеевой; испанский опыт управления образованием представлен в исследованиях Х. Планаса, Х. Рифа, Ж. Сала, С. Фьерреса.
Для образования в Испании характерно сочетание многовековых академических традиций с динамичностью учебных программ, адаптирующихся к потребностям современной Европы. В последнее время система образования в Испании стремительно интегрируется в общеевропейскую систему. Именно с этой целью с 1996 г. по 2000 г. была проведена реформа, затронувшая в основном начальную и среднюю школы. Что касается университетов, то здесь следует иметь в виду, что каждый университет в Испании является автономным и может вносить свои изменения в про-