Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта'

Формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУ-ДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PEDAGOGIC CONDITIONS / STUDENTS SPECIALIZING IN SPORTS / FORMATION / VALUE GUIDELINES / CIVIL AND PATRIOTIC ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трещев Александр Михайлович, Романовская Ирина Александровна

Рассматриваются проблема формированияценностных ориентаций гражданско-патрио-тической направленности у будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, а также формы и методы формирования ценностных ориентаций. Конкретизировано научное представление о ценностных ориентациях гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов и дано научное обоснование педагогических условий их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трещев Александр Михайлович, Романовская Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the issue of formation of value guidelines of civil and patriotic orientation of future specialists in physical culture and sports. There is specified the scientific notion of value guidelines of students’ civil and patriotic orientation. There are regarded the methods of value guidelines formation. There are represented the scientific grounds for pedagogic conditions that favour the effectiveness of the process of value guidelines formation.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта»

About the youth policy in Kazakhstan and formation of value priorities

There is considered the youth policy in Kazakhstan and the main approaches to its implementation. There are analyzed some aspects of the system of the technical, professional and higher education. There is given the statistic information for the last fifteen years. There is researched the issue of students' values formation, considered the mechanisms of solution.

Key words: youth, value priorities, youth policy.

А.М. трЕщЕВ, и.А. романовская (Астрахань)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИй ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОй НАПРАВЛЕННОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Значимость воспитания патриотизма и гражданственности молодежи неоднократно подчеркивалась в нормативных документах Правительства Российской Федерации. Так, в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011-2015 годы» в качестве основной цели называется «развитие и совершенствование системы патриотического воспитания. граждан». Одной из ключевых задач реалИЙЦии молодежной политики в «Концепции долТо-^ срочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2020 г.» является «гражданское образование и^аГрио-тическое воспитание молодежи»

Стратегические ориитиры модернизации высшей школы в сфере »и?ич||кой культуры и спорта позво прос о студе которого димо за преиму нальное

Рассматриваются проблема формирования] ценностных ориентаций гражданско-Щтры тической направленности у будущих спецШЛи стов в сфере физической кжъщры и спорта, а также формы и методы ЩорМршвшия ценностных ориентаций. Конкретизировано научное представление оШЁнндсшньыжориентациях гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов и дано научное обосно-(условиях формирования.

вание педагоги

педагогические условия, сту-

формирование, ценно* 'гражданско-патриотиче^

Ключевые ' дентЫ-£пор ныеСориента аправленнос

социально-экономические ские! преобразования, происходя® стране, обусловливают качестве

яы в различных областях жизни Шщества и государства и требуют от системы высшего профессионального образования подготовки специалистов, отличающихся как высоким уровнем общей культуры, так и развитостью системы ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности.

поставить во-формированием гражданина необхо-енческие годы, когда происходит профессио-ие его личности. настоящее время в пед е интерес к вопросам пра ановления и воспитания буд пециалистов физкультурно-спортивнйй сф атакже разработанные К.А^А^Ь вской, Б.Г. АнаньевыщгЛж лЪциф€ро-вой, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, ДФ. Ломовым, В.Н. МясищеДым, Сл^Рубинштей-ном и другими отечественными учеными методологические положения о становлении человека как субъектаввоей жизнедеятельности и внутреннего^ира с!алвгосновой для разработки проблемы развития ценностных ориен-таций гражданско-патриотической направленности личности студента-спортсмена.

еЛЬ^стом анализ теоретических ис-никовТ^зучение современной практи-подгЖвкн специалистов в сфере физиче-культуры и спорта демонстрируют отсутствие целостного, основанного на совре-подходах представления о формиро-нии ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов в процессе обучения в вузе. Вследствие этого актуализируется научная задача теоретического и практического обоснования содержательно-технологического обеспечения процесса формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов в вузе.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступили Астраханский

© Трещёв А.М., Романовская И.А., 2015

государственный университет и Сочинский государственный университет туризма и курортного дела.

С целью выявления сущности категории «ценностные ориентации гражданско-патри-отической направленности» потребовалось определить содержание таких понятий, как «ценность» и «ценностные ориентации».

Неоднозначность понимания природы ценности позволяет рассматривать данную категорию с позиций различных подходов: институционального (делается акцент на инсти-туционализации ценностей и их акцептации отдельными группами общества), интериори-зованного (ценности трактуются как интерио-ризованные индивидом ориентации), культурологического (ценности интерпретируются как культурные дефиниции и значимый компонент современного глобализирующегося общества).

Проведенный теоретический анализ позволяет сделать заключение о формировании личностной ценностной структуры индивида как о важнейшем факторе процесса социали зации, посредством которого человек ста вится полноправным членом общества во все полноте социальных взаимоотношений. При этом формирование ценностных ори§нГаций рассматривается как процесс и как результа

Система личностных ценностетсклады вается в процессе деятельностного ра

чивания индивидами соде ных ценностей, объектив] ведениях материальной и Как правило, для лично' рактерна высокая ос ются в сознании в фор таций и служат важным

обществен-в произ-культуры. енностей ха-они отража-ностных ориен-ктором социальной

регуляции взаимоотношения людей и поведе ния инд

сомненный интерес для исследов ставляет разработанная В.А. Ядовымд озиционная концепция регуляции социа ого поведения индивида, главная идея рой заключается в том, что человек обл сложной системой различных иерархичес организованных диспозиционных образова й, регулирующих его поведение и деятельность. Определенный уровень даннойсистемы включает три элемента: потребность, рассматриваемую с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которой действует индивид и которая соотносится с потребностями; диспозицион-ное образование, координирующее поведение и деятельность индивида. Формирование системы

ценностных ориентаций индивида происходит на высшем уровне развития личности, что влияет на ее поведение и деятельность в наиболее значимых ситуациях социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и средствам удовлетворения этих целей.

Реализация ценностей посредством механизма ценностных ориентаций выражается в предпочтении или отвержении моделей и паттернов поведен алов.

В исследованиях учены проблемами ценностей лично ориентации рассматриваются к ления, желания, жизн определенных ки личност риальной ношен и даже эт

н

имающихся ценностные ели, стрем-алы, система это установ-ые ценности мате-льтуры общества, от-к окружающей среде сть личности. Вследствие ценностными ориентациями мы зделяемые личностью социальны ыступающие в качестве целей жиз-вных средств их достижения и являющиеся важнейшим фактором, ре^улиру им мотивацию личности и ее поведение Ценностные ориентации иредсГавля-ют собой важнейший^омпрнент ^Ргрукту-ры личности и наряду с другими социально-психологическими образованиями являются регуляторами поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Двойственнацюиродащ1йностей: с одной стороны, они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, с другой - индиви-дуалЫк поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. ценностные ориентации личности, цементирующие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-отребностной сферой и системой личностных смыслов. Следовательно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. Во-первых, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации; во-вторых -в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая наиболее важное для него, обладающее личностным смыслом.

Мы полагаем, что ценностные ориентации являются результатом личностного выбора,

предпочтения определенных ценностей, принятие которых автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии по критерию значимости для субъекта.

Предмет исследования предполагал анализ различных научных представлений о ценностных ориентациях гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов, что позволило рассматривать ценностные ориентации гражданско-патриотической направленности как многофакторное, интегральное явление, объединяющее в себе цели, стремления, жизненные идеалы и нормы, проявляющиеся в гражданской и патриотической деятельности и поведении.

Проведенная опытно-экспериментальная работа и анализ различных подходов к определению сущности понятия «ценностные ориентации гражданско-патриотической направленности» позволили заключить, что ценностные ориентации гражданско-патриотической направленности студента-спортсмена являются компонентом структуры его личности, определяющим гражданскую и патриотическую направленность и содержание активности дущих спортсменов, а также их общий подх к миру, к себе, придающим смысл и ление профессионально-спортивном нию и поступкам.

Теоретический анализ исслед области ценностей, ценностных

установок, диспозици Асмолов, Д.А. Лео В.А. Ядов и др.) поз ценностные

ций, А.Г. щев, что

патриотической спортсменов туру и в ный и поведе

Сод опреде о

о ис

Андреева, .Н. мяси-ет заключить, гражданско-и студентов-онентную струк-ный, эмоциональ-омпоненты. нитивного компонент дставления студента-спо ом смысле жизненной сферы, ние окружающей действитель-взглядов и убеждений личности, основанных на совокупности знаний о сущности ценностей, осознании значимости и необходимости их применения в жизни. При этом объ-ивные знания не играют существенной роли в жизни человека до тех пор, пока они не приобрели личностный смысл (А.г. Асмолов) и не перешли из «категории знания» в «категорию значимости» (Г. Олпорт).

Данному компоненту соответствуют такие характеристики студентов-спортсменов, как способность действовать в условиях свободы выбора содержания, способов и средств деятельности, способность к рефлексии и са-

моразвитию. когнитивный компонент характеризуется полнотой этических, правовых, политических и других знаний человека, глубиной их осознания, что отражает субъективное отношение человека к требованиям, предъявляемым обществом.

Эмоциональный компонент ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов ет их мотивационно-ценностное отнош получаемым знаниям о ценностях. При значимое для субъекта становится переж нием и является источником, порож действие (С.Л. Рубинштейн). Вместе с тем направленность человека на определенные ценности может возникнуть лишь в результате их предваритЙЯ|ногоГпризнания, поскольку именно признаваемая ценность выполняет важнейшую.фунвцию1Ьриентира при принятии человеком решения о том или ином поведении (й.И^ЩрнвБ). Сущность эмоционального компонента заключается в оценочных отношениях и силе эмоциональных переживаний студентов-спортсменов, в отношении к событиям, обществу, людям, самим себе, опосредованном системой нравственных норм, ступающих в виде установок, требований, ественных предписаний, а также системой законов, принятых государством.

Данному компоненту соответствуют такие характеристики студентов-спортсменов, как их способность к целеполаганию, свободе выбора и ответствеквостиза него.

Заметим^что ^т^шение личности к какому-либо объекту не только выражается в переживаниях и знаниях, но и реализуется в практическом деятельностном акте, т. е. действие выражает основное специфическое отно-н^ккмйрУ(Н.Е. Щуркова). При этом одно и то же отношение к объекту обусловлива-и сознание, и поведение человека: одно -в идеальном, другое - в материальном плане (С.Л. Рубинштейн).

Поведенческий компонент отражает практический, действенный, регулятивный характер ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов и характеризуется стремлением студента-спортсмена к реализации жизненной сферы, отражая практический, действенный характер ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности.

Значимость поведенческого компонента, характеризующегося реальным поведением студента-спортсмена, его умением соблюдать общественные правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности, обу-

словлена тем, что формирование ценностных щих о гражданско-патриотической направленности личности).

Формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности целесообразно строить с учетом дифференцированного подхода, что подвело к мысли об использовании шкалы уровневой оценки, включающей в себя три уровня: низкий, средний, высокий.

Переход от одного уровня к друго

ориентаций гражданско-патриотической направленности происходит в сочетании с собственной деятельностью студента-спортсмена, в сфере самореализации, когда их правильность и значимость подтверждаются реальными жизненными процессами.

Этому компоненту соответствуют умения студента-спортсмена руководствоваться знаниями в поведении и устойчивость поведения в различных ситуациях гражданско-патриотического характера.

Мнение К.А. Абульхановой о том, что наиболее подлинными и несомненными являются ценности, слитые с непосредственным переживанием, позволяет сделать вывод о согласованности между когнитивным и эмоциональным компонентами ценностных ориента-ций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов, что и представляет собой основу их развития.

Вместе с тем необходимо отметить, что представленные компоненты выделены условно - для точного уяснения сущности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности и выступают в неразрывном единстве, оказывая взаимное влияние на ф мирование каждого из них в отдельности.

Организация опытно-эксперимен работы потребовала определения к и уровней формирования ценностны таций гражданско-патриотичесвой на: ности студентов-спортсмено

критериями, позволяющи вать и анализировать форм ных ориентаций гражданско-па направленности в ной подготов щие: познава; ния о ценнос

фиксиро-иашённост-иотической ессиональ-вузе, являются следую-(представления и зна-анско-патриотической

ление руководство дневной жизни и в буду Еной деятельности); см (осмысленность ценнйрте: атриотической направленн ущей профессиональной деяте

и оценке

направле ваться им щей профе лообразующ ско

отивов

ности, способность к самооце других участников педагогическ

нного процессов, способность к целепо лаганию); рефлексивно-деятельностный (способность оценить ситуацию гражданско-патриотического характера и принять на себя ответственность за совершаемые поступки, видение альтернативы при решении профессиональных и общественно значимых задач, способность к волевым усилиям, проявление чувств, качеств и убеждений, свидетельствую-

рактеризуется изменением содер нентов ценностных ориентаци патриотической направленности.

организация деятельно ванию ценностных ориентаци патриотической направ спортсменов и опыт пед изучавших вопросы форм

сферы буду ры, особенности и способностей на ной категори

формиро-анско-у студентов-едователей, ценностной

ли,

зической культу-ециальных качеств тные ориентации данов, особенности модели спитания студентов педвуз ь ряд педагогических ающих результативность ания исследуемого е условие - индиви ференциация педагогическ

студента-спортсмена опираясь на научные представлен

фено

дагогической поддер В.П. Зинченко, С.В.. гогическом сопров А.П. Тряпицына). В студентами рассматр мощи студен самоутвержде

Е.В^ондаревская, ульневичТ^р.), педа-ении 1(Е.И. Казакова, модействие педагога со как оказание по-тсмену в его жизненном с тем чтобы он научился

ельно решать собственные пробле-вляться с трудностями, что предпо-познании себя и адекватном |рсприятвиокружающей среды [3].

^Реализация первого условия осуществлялась телями деканов по воспитательной работе, сотрудниками Управления воспитательной и социальной работы, отдела воспитательной ра-оты, спортклуба, социально-психологической 'службы, социально-культурного центра, кураторами студенческих групп.

В основе организации деятельности сотрудников вышеперечисленных служб вуза -принцип диверсификации, предполагающий многообразие, вариативность форм и методов формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов; личностно ориентированный подход, учитывающий интересы, потребности, индивидуальный уровень

сформированности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов; принцип открытости и доступности, предполагающий добровольное участие и свободу выбора форм и методов формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности.

Вторым условием формирования ценностных ориентаций гражданско-патрио-тической направленности мы определили необходимость широкого вовлечения студента-спортсмена в различные формы профессионально-нормативных отношений, общественной и внеучебной деятельности, направленных на его личностное развитие.

В качестве наиболее эффективных форм и методов реализации второго условия применялись дискуссии и диспуты о значении гражданских и патриотических качеств современного студента-спортсмена, вовлечение в общественно значимую деятельность (субботники, День города, День защитника отечества, День Победы, День защиты детей, День пожилог человека, День народного единства и др.) ганизацию и проведение олимпиад, вузов^ко го и городского клубов «Что? Где? Когда?» кВН, участие в выборах исполнительных конодательных органов власти, в кружках студиях, работе Клуба волонтеров, Шуденч] ского совета, профсоюзной>Ш[анизаци1''^о-лодежных объединений, профориентационной работе, благотворительных акциях, встречах с ветеранами войны и труда.

Важно отметить, что перечисленные выше формы и методы позволяют студенту-спортсмену в большей степени взаимодействовать с педагогами в неформальной обстановке, а. профессорско-преподавательскому составу, в свою очередь, - лучше понима енний мир, возможности и особенност ости студентов-спортсменов. ми словами, формирование ■к "Ши&нтаций гражданско-патриотин! направленности студента-спортсмена осуще тся в пространстве взаимодействия, которое ботах Н.М. Борытко называется£рростран-вом воспитательной деятельности [ Для реализации третьего условия форми рования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности - предоставления студенту-спортсмену возможностей для творческого самосовершенствования - использовались создание и реализация студентами-спортсменами собственных моделей гражданско-патриотической деятельности, исследовательская работа (подготовка рефератов, творческих отчетов, тезисов докла-

ношения к себ линейность го становл к мысл вания направлен не

дов и др.). Работа в качестве помощника куратора, организатора акций по уборке города, члена студкома, руководителя кружка или студии, помощника организатора выборов позволяла студентам-спортсменам выявить свои возможности, потенциал организатора, руководителя, человека с развитыми ценностными ориентациями гражданско-патриотичес направленности.

В качестве четвертого условия формирования ценностных ориентаций^р!жзанско-патриотической направленности у студентов-спортсменов определено включение в ситуации развития рефлексивно-оценочного от-

етим, что не-и профессионально-портсмена привела и процесса формиро-анско-патриотической тадии этого процесса опре-ндарными сроками и венными накоплениями в соответств и обучения, а качественным ем: каждая фаза представляет собой ю систему содержания, форм и приме методов.

В первой фазе формирования ценностей гражданско-патриотической направленности студента-спортсмена ведущей становится рефлексивность, во второй - интерактивность, в третьей - проективность. Во всех фазах этой работы невозможно реализовать обозначенную цель лишь на материале имитационного моделирования, без серьезной социальной одимы самореализация и самие студента-спортсмена в ре-ости.

этом формальное и неформаль-одействие, общение студентов-тсменов с преподавателями, сотрудника-а, ветеранами войны и труда, выдающимися спортсменами и тренерами, защищавши-и честь страны на многочисленных зарубежных соревнованиях, участниками оргкомите-та-2014 по подготовке XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр, членами НОК и МОК мы выстраивали в соответствии с принципами гуманизма, свободы и ответственности в педагогическом процессе, полисубъектного (диалогового) характера взаимодействия между педагогом и воспитанниками, стимулирования активности, самостоятельности и творчества [4].

Пятое условие формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов -включение в различные формы деятельно-

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов

Уровень Результаты первого среза, чел. (%) Результаты второго среза, чел. (%) Результаты третьего среза, чел. (%)

Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа

Низкий 49 (45,79) 42 (45,65) 41 (38,31) 30 (32,72) 31 (28,97) 16 (17,39)

Средний 42 (39,25) 35 (38,04) 48 (44,85) 38 (41,30) 49 (45,79) 37 (40,21)

Высокий 16 (14,95) 15 (16,30) 18 (16,82) 24 (26,08) 27 (25,23) ^39 (42^9^

сти, направленные на актуализацию и активацию ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности, в которых формируется его мотивационно-ценностное отношение к гражданскому и патриотическому поведению.

определяя данное условие, мы выделяем характеристику мотива как регулятора поведения личности, позволяющего моделировать стратегию формирования ценностных ориен-таций гражданско-патриотической направленности, в основе которого выступает меха низм ответственности личности за свои де ствия, поступки, поведение, деятельности мотив в этом случае выступает в социально-нравственной характерист ности студента-спортсмена.

Поскольку мотивация является эф ным фактором активного вовлечения лично сти в процесс формирования1мы1щашем ис следовании выделили основ влияния на этот про тельных мотивацио рование ценностных патриотическо ция потребности в ных ориентаций гр направленност рован -п

выр

ления а положи-на форми-гражданско-авленности; актуализа-мировании ценност-ско-патриотической студентов-спортсменов; знаний, умений и навы иотического поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и в экспериментальной групп ня сформированности ценностны гражданско-патриотическ (45,79 и 45,65%). Средни: ванности имеют Высокий уро у 14,95% 16,30% -В хо работы сформиров анско

студе

кого уров-нтаций аправленности овень сформиро-но 39,25 и 38,04 %. анности отмечен ольной группы и у ной.

ющего этапа опытной :ден второй срез уров ности ценностных орие атриотической направлен портсменов, результа демонстрируют динамику ности ценностных ориента патриотической направле ментальной группе по с ной.

Третий срез уровней сформированности показал, что в контрольной группе количество студентов-спортсменов с высоким уровнем сформированн гражданско-па состав мен н

тво

выявления уровней сформиров ности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов в ходе опытно-экспери

работы были проведены три среза^х результаты представлены в таблице.

Результаты первого среза, проведенного на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, показали наличие у большинства респондентов как в контрольной, так

енностных ориентаций кой направленности против 42,39% в экспери-ество студентов со сред-■о против 40,21%, а колитов-спортсменов с низким уров-■о против 17,39% в эксперимен-тальнийтруппе.

Проведенная опытно-экспериментальная работа и широкая практическая апробация видетельствуют о том, что выдвинутые нами предположения в целом подтвердились. однако остались нерешенными проблемы изучения механизмов формирования ценностных ориен-таций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов, построения индивидуальных программ личностного самосовершенствования студента-спортсмена, разработки концепции управления нравственным

darstvennogo pedâgogcheskogo universiteta. 2013. № 1 (129). S. 25-32 4. Juri

воспитанием спортсмена в условиях спортивного коллектива, что предполагается сделать в дальнейших исследованиях.

В заключение следует отметить, что гражданско-патриотическое воспитание будущих специалистов, в том числе в сфере физической культуры и спорта, выступает в насто ящее время в качестве духовной основы фор

мирования их социальной активности, граЖ% F°rmuiun uj guiueuriea uj .

данской ответственности, определяющих ъо-^цаПгPatriutlc wientatwn uj future знательную и ответственную деятельнбСТЦ^в _jpecialists in phyical culture anU spuHs

cennostn Vesta^Ady] 2009

,tivnye metody formirovanija u studentov-sportsmenov // un-ta. Pedagogika i psihologija. -397.

JlgWpa

rion of value guidelines of civil

интересах Отечества и укрепления государства, обеспечения его жизн ных интересов и устойчивого развития. Организация в высшем учебном заведении работы по формированию не только специалиста, но и гражданина, патриота должна быть выстроена с учетом того, что у значительной части студенческой молодежи понимание сущности понятия «патриотизм» изменилось, сформировалось критическое отношение к государству и осуществляемой литике. В этих условиях важным пр ляется формирование у будущих специа стов.цейноцрых ориентаций .граж^а :к патриотической направленнос

There is considereduhe issue of formation of value guidelines of cjVtl andpatjlotic orientation of future specialists iyfphy^icaï^alture and sports. There is specifiedthe sctimtfip notion of value guidelines of studentg^Civil and/patriotic orientation. There are regapdgd tnemethods of value guidelines formation. There are represented the scientific grounds for pedagogic conditions that favour the effectiveness of thepo0ss of value guidelines formation.

ey words: pedagogic conditions, students ecializing in sports, formation, value guidelines, civil and patriotic orientation.

литературы

1. Борытко Н.М. Воспитание человека: гуманитарная парадигма образования// Грани познания. 2014. № 3 (30). С. 11-14.

2. Сайт Президента РФ. URL: http://www. kremlin.ru.

3. Трещев A.M., Сергеева O.A. Психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (129). С. 25-32.

4. Юров Д.И. Активные методы формирования ценностных ориентаций у студентов-спортсменов // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 394-397.

1. Borytko N.M. Vospitanie cheloveka: guma-nitarnaja paradigma obrazovanija // Grani poznanija. 2014. № 3 (30). S. 11-14.

2. Sajt Prezidenta RF. URL: http://www. kremlin.ru.

3. Treshhev A.M., Sergeeva O.A. Psihologo-pedagogicheskie uslovija formirovanija cennostnyh orientacij grazhdansko-patrioticheskoj napravlennosti u studentov-sportsmenov // Vestnik Tomskogo gosu-

Р.М. ПЕТРУНЕВА, О.В. ТОПОРКОВА,

В.Д. ВАСИЛЬЕВА

(Волгоград)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Рассмотрены вопросы формирования этоса будущих инженеров в процессе их подготовки в высшей школе на примере технического образования некоторых стран мира и существующих профессиональных этических кодексов.

Ключевые слова: профессиональная этика инженера, профессиональные ценности инженерной деятельности.

Зародившееся в античные времена понятие «инженер» (^ета!сг) обозначало специалиста, который изобретал военные машины, управлял ими в ходе военных действий, строил фортификационные сооружения, мосты и другие военные объекты. В XVI в. в Голландии

* *

*

© Петрунева P.M., Топоркова О.В., Васильева В.Д., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.