Научная статья на тему 'Проектирование программы развития ценностных ориентаций будущих психологов в образовательном пространстве педагогического вуза'

Проектирование программы развития ценностных ориентаций будущих психологов в образовательном пространстве педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / БУДУЩИЙ ПСИХОЛОГ / VALUE / VALUE GUIDELINES / PROGRAMME OF DEVELOPMENT OF VALUE GUIDELINES / FUTURE PSYCHOLOGIST.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюлева Елена Игоревна, Савинова Татьяна Викторовна

Обоснована актуальность исследования проблемы ценностных ориентаций будущих психологов, выделены их особенности. Представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций будущих психологов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», раскрыто содержание программы развития ценностных ориентаций будущих психологов в образовательном пространстве педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюлева Елена Игоревна, Савинова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of future psychologists’ value guidelines, marks out their features. The results of the empiric research of future psychologists’ value guidelines are represented; the contents of the programme of future psychologists’ value guidelines development in the educational space of a pedagogical higher school are described.

Текст научной работы на тему «Проектирование программы развития ценностных ориентаций будущих психологов в образовательном пространстве педагогического вуза»

- известия вгпу. пе,

Т.в. САВИНОВА, Е.и. БИРЮЛЕВА (Саранск)

проектирование программы развития ценностных ориентаций будущих психологов в образовательном пространстве педагогического вуза*

Обоснована актуальность исследования проблемы ценностных ориентаций будущих психологов, выделены их особенности. Представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций будущих психологов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», раскрыто содержание программы развития ценностных ориентаций будущих психологов в образовательном пространстве педагогического вуза.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, программа развития ценностных ори-ентаций, будущий психолог.

Подготовка студентов к качественному психологическому оснащению будущей профессиональной деятельности является актуальной проблемой современности. Готовность студентов к самостоятельной трудовой деятельности, их профессиональная направленность и мотивация к труду формируются в процессе профессионально-практической подготовки в период обучения в вузе, самостоятельной работы во внеучебное время и в период производственных практик. Профессиональное образование позволяет влиять на ценностные ориентации студентов, поскольку в этот период происходит отдаление его от семьи, в том числе и территориальное (переезд в другой город и т. д.) [6, с. 301].

В психологическом словаре А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского ценностные ориентации рассматриваются как способ разделения человеком объектов по мере их значимости, формирующийся при освоении социального опыта и обнаруживающийся в целях, идеалах, убеждениях, действиях, интересах, поступках и других проявлениях личности [5, с. 489].

* Работа выполнена по итогам научной конференции (проект «Непрерывное образование учителя: теория и практика» № 16-06-14101), поддержанной РГНФ.

гогические науки -

С точки зрения Г.М. Андреевой, ценности представляют собой одновременно мотиваци-онные и когнитивные образования. Они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности, в частности других людей, а также самого себя. В то же время ценностные представления выступают категориями, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира [1].

По мнению H.A. Вдовиной, становление профессионально-ценностных ориента-ций наиболее активно происходит в процессе обучения в вузе. Развитие профессионально-ценностных ориентаций будущего педагога представляет собой процесс поэтапного совершенствования качества их содержания и структуры путем приобретения профессиональной значимости и личностного смысла под влиянием социальных воздействий, ценностного потенциала вузовской образовательной системы, собственной деятельности в процессе обучения и профессионально-личностного самосовершенствования [2, с. 76].

По мнению С.Л. Рубинштейна, именно в юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется сущность человека. Именно в этот период складываются мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, окружающей действительности, других людях, самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности, формируется осознанное, обобщенное, итоговое отношение к жизни, позволяющее выйти на проблему ее смысла [7].

Е.Л. Руднева считает, что ценностные ориентации студентов являются необходимым компонентом их жизненного самоопределения, выражающегося в ценностном выборе ведущих научных идей, образа гражданина, проектирования себя как гражданина и как профессионала. Под профессиональными ценностными ориентациями студента автор понимает элементы внутренней структуры личности, выражающие ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и компонентам будущей профессиональной деятельности [8, с. 130].

© Савинова Т.В., Бирюлева Е.И., 2016

Е.В. Пименова отмечает, что основной акцент в процессе профессионального обучения психолога должен быть сделан на развитии его ценностно-смысловой сферы. Автор подчеркивает, что от ее адекватной сформирован-ности зависит возможность создания психологом максимально благоприятных условий для развития самосознания и осуществления личностных изменений его клиентов [6, с. 301].

Мы рассматриваем ценностные ориентации как компонент профессиональной компетентности будущего педагога-психолога [10, с. 217]. Именно ценностные ориентации лежат в основе успешной профессиональной самореализации студентов-психологов. Ценностные ориентации - направленность личности, определяющая ее мировоззрение, активность, подход индивида к себе и обществу в целом, к мотивам и поступкам человека [9, с. 228].

Таким образом, исследование ценностных ориентаций будущих психологов в процессе обучения в вузе обусловлено тем, что именно на этом этапе ценностные ориентации находятся в процессе активного формирования. За время профессионального обучения предоставляется возможность для обретения необходимой устойчивости ценностных ориента-ций. В широком социальном аспекте студенчество является той активной частью населения, которая в перспективе станет основной в общественном плане и ее ценности будут определять ценности общества.

Опытно-экспериментальная работа по изучению ценностных ориентаций будущих психологов была проведена на базе научно-исследовательской лаборатории «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» кафедры психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева». В исследовании приняли участие студенты-бакалавры 3-4-го курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профилей «Психология образования», «Психология и социальная педагогика» в количестве 50 человек.

В ходе исследования использовались следующие методики: «Ценностные ориентации» М. Рокича [4, с. 26], «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой [11, с. 18], «Ценностный опросник» (ЦО) Ш. Шварца [3, с. 57].

С помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации» мы проанализировали иерархию ценностей по двум классам: терми-

нальные и инструментальные. По классу терминальных ценностей преобладающими стали ценности «здоровье» (52%), «любовь» (46%), «материально обеспеченная жизнь» (42%). Незначимыми (2%) оказались «уверенность в себе», «творчество», «развитие», «счастье других». В иерархии инструментальных ценностей первые позиции заняли «воспитанность» (50%), «высокие запросы» (42%), «жизнерадостность» (38%). Незначимыми (2%) оказались «рационализм», «твердая воля», «терпимость», «эффективность в делах».

с помощью методики «диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (с.с. Бубнова) мы исследовали реализацию ценностных ориентаций личности в реальных условиях. Наиболее выраженными ценностями у студентов стали «здоровье» (54%), «любовь» (44%), «высокое материальное благосостояние» (40%). Наименее значимой (4%) оказалась ценность «общение».

с помощью методики «Ценностный опросник» Ш. Шварца исследовалась ценностно-мотивационная сфера студентов. На уровне нормативных идеалов наиболее выраженными ценностями у студентов стали «гедонизм» (54%), «власть» (50%). Наименее выраженные ценности - «традиции» (8%), «универсализм» (6%). На уровне индивидуальных приоритетов наиболее выраженными ценностями у студентов стали «гедонизм» (52%), «власть» (50%), наименее выраженными - «традиции» (8%) и «универсализм» (6%).

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что у студентов преобладают такие ценности, как «гедонизм» (54%), «здоровье» (52%), «власть» (50%), «любовь» (46%), «материально обеспеченная жизнь» (42%). Полученные данные свидетельствуют о необходимости проектирования программы развития ценностных ориентаций будущих психологов. При этом основной акцент в процессе обучения должен быть сделан на развитии ценностно-смысловой сферы будущего психолога в период производственных практик, когда будущий профессионал непосредственно «пробует» себя в деятельности. От адекватной сформированности ценностей зависит возможность создания будущим психологом максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений и реализации себя в профессиональной деятельности.

В ходе исследования была разработана программа развития ценностных ориентаций

- известия вгпу. пе,

студентов-бакалавров направления подготовки «Психолого-педагогическое образование». Данная программа предполагает комплексное развитие базовых ценностных ориентаций личности и включает в себя три основных этапа: адаптационно-ознакомительный, развивающий, рефлексивно-оценочный.

Адаптационно-ознакомительный этап предполагает осознание и принятие студентами своих ценностей. Данный этап включает в себя проведение просветительского мероприятия «Ценности в моей жизни», целью которого являются знакомство студентов с понятием «ценность», выделение основных ценностей человека, определение роли ценностей в жизни. Также на этом этапе реализуется тренинг «Мои ценности», целью которого являются осознание и принятие студентом своих ценностей. Тренинг состоит из 3 занятий, продолжительность каждого занятия - 2 часа. Каждое занятие включает три части: разминка, основная (рабочая) часть, заключительная часть (завершение) и предполагает использование таких форм работы, как дискуссии, обсуждение, подвижные игры, командные упражнения, выполнение заданий в подгруппах.

второй этап реализуется в процессе прохождения студентами следующих видов производственных практик: психолого-педагогическое сопровождение детей в летних оздоровительных лагерях (3-й курс), психолого-педагогическое сопровождение личности в организациях общего и дополнительного образования (4-й курс). Данный этап предполагает выполнение студентами заданий, способствующих развитию профессиональных ценностей, ценностей общения, этических ценностей, ценностей дела. Большинство заданий требуют от студентов оригинального подхода, тем самым развивается творческое мышление. Задания позволяют раскрыть потенциал будущего профессионала и способствуют его личностному росту.

В период производственной практики «Психолого-педагогическое сопровождение детей в летних оздоровительных лагерях» студентам предлагаются следующие виды заданий: подбор методик, направленных на диагностику ценностных ориентаций личности, проведение их с ребенком; ведение дневника профессионально-личностного самосовершенствования; составление аксиологического портрета психолога; разработка и проведение просветительских мероприятий по проблемам

гогические науки -

ценностных ориентаций; разработка и проведение коллективно-творческого дела для своего отряда, направленное на развитие ценностей, и др.

В период производственной практики «Психолого-педагогическое сопровождение личности в организациях общего и дополнительного образования» студентам предлагаются такие задания, как изучение и подбор методик диагностики ценностных ориентаций личности, проведение их с подростком; ведение дневника профессионально-личностного самосовершенствования; составление профессионального портрета психолога; заполнение психологической карты учащегося, выявление особенностей его развития, успеваемости, интересов, общения, ценностных ориентаций; разработка индивидуальной программы развития ценностных ориентаций; разработка конспекта и проведение внеурочного мероприятия «Мир человека и его ценности»; разработка конспекта и презентации для выступления на педагогическом совете школы «Ценностные аспекты воспитательного процесса в школе» и др.

Рефлексивно-оценочный этап направлен на анализ своих ценностных ориентаций. На этом этапе студентам предлагается проанализировать дневник профессионально-личностного роста, отметить произошедшие изменения и представить их в творческой форме. На этом этапе происходит рефлексия студентами своих ценностей и личности в целом.

Таким образом, в ходе исследования нами был осуществлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ценностных ориентаций будущих психологов; проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлено, что у студентов преобладают такие ценности, как «гедонизм» (54%), здоровье» (52%), «власть» (50%), «любовь» (46%), «материально обеспеченная жизнь» (42%). На основе полученных данных разработана программа развития ценностных ориентаций студентов-бакалавров направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», предполагающая комплексное развитие базовых ценностных ориентаций личности.

Cписок литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009.

2. Вдовина H.A. Профессионально-ценностное развитие будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 4 (4). С. 75-77.

3. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2014.

4. Карелин A. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007.

5. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. М.: Политиздат, 2009.

6. Пименова Е.В. Динамика ценностных ори-ентаций студентов-психологов в процессе профессионального обучения // вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 13-1. С. 300-303.

7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 2013.

8. Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов. Кемерово: КРИП-КиПРО, 2002.

9. Савинова Т.В., Бирюлева Е.И. Ценностные ориентации студентов-психологов как основа успешной профессиональной самореализации // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. 3-4 дек. 2015 г.: сб. науч. тр. / редкол.: Ю. В. Варданян и [др.]; Морд. гос. пед. ин-т. Саранск, 2016. С. 228-233.

10. Савинова Т.В., Бирюлева Е.И. Ценностные ориентации как компонент профессиональной компетентности будущего педагога-психолога // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: V Всерос. науч.-практ. интернет-конф. «Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии». 12 нояб. 2015 г.: сб. науч. тр. / под ред. A.H. Яш-ковой; Морд. гос. пед. ин-т. Саранск, 2015. С. 217-221.

11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2012.

* * *

1. Andreeva G.M. Social'naja psihologija. M.: Aspekt Press, 2009.

2. Vdovina N.A. Professional'no-cennostnoe razvitie budushhego pedagoga // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2010. № 4 (4). S. 75-77.

3. Karandashev V.N. Metodika Shvarca dlja izuchenija cennostej lichnosti: koncepcija i metodi-cheskoe rukovodstvo. SPb.: Rech', 2014.

4. Karelin A. Bol'shaja jenciklopedija psihologi-cheskih testov. M.: Jeksmo, 2007.

5. Petrovskij A.V., Jaroshevskij M.G. Psiholo-gicheskij slovar'. M.: Politizdat, 2009.

6. Pimenova E.V. Dinamika cennostnyh orienta-cij studentov-psihologov v processe professional'-nogo obuchenija // Vestnik universiteta (Gosudar-stvennyj universitet upravlenija). 2012. № 13-1. S. 300-303.

7. Rubinshtejn S.L. Problemy obshhej psihologii. M.: Pedagogika, 2013.

8. Rudneva E.L. Teoreticheskie osnovy formi-rovanija zhiznennyh i professional'nyh cennostnyh orientacij studentov. Kemerovo: KRIP-KiPRO, 2002.

9. Savinova T.V., Birjuleva E.I. Cennostnye orientacii studentov-psihologov kak osnova uspeshnoj professional'noj samorealizacii // Integracija nauki i obrazovanija v HHI veke: psihologija, pedagogika, defektologija: Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch.-prakt. konf. 3-4 dek. 2015 g.: sb. nauch. tr. / redkol.: Ju. V. Vardanjan i [dr.]; Mord. gos. ped. in-t. Saransk, 2016. S. 228-233.

10. Savinova T.V., Birjuleva E.I. Cennostnye orientacii kak komponent professional'noj kompe-tentnosti budushhego pedagoga-psihologa // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija sovremennoj psiho-logii: V Vseros. nauch.-prakt. internet-konf. «Aktual'-nye problemy i perspektivy razvitija sovremennoj psihologii». 12 nojab. 2015 g.: sb. nauch. tr. / pod red. A.N. Jashkovoj; Mord. gos. ped. in-t. Saransk, 2015. S. 217-221.

11. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp. M.: Izd-vo In-ta psihoterapii, 2012.

Projection of the programme of future psychologists' value guidelines in the educational space of a pedagogical higher school

The article deals with the issue of future psychologists' value guidelines, marks out their features. The results of the empiric research of future psychologists' value guidelines are represented; the contents of the programme offuture psychologists' value guidelines development in the educational space of a pedagogical higher school are described.

Key words: value, value guidelines, programme of development of value guidelines, future psychologist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.