УДК 378.02 (14.35.05)
А. М. Трещев, О. А. Сергеева
психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
В статье конкретизировано научное представление о ценностных ориентациях гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов, которые рассматриваются как компонент структуры их личности, характеризующий гражданскую и патриотическую направленность и содержание активности будущих спортсменов, определяющий их общий подход к миру, к себе, придающий смысл и направление профессионально-спортивному поведению и поступкам. Авторы описывают формы и методы формирования ценностных ориентаций, а также научно обосновывают психолого-педагогические условия, способствующие результативности процесса формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студен-тов-спортсменов.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, студенты-спортсмены, формирование, ценностные ориентации гражданско-патриотической направленности.
Происходящие в нашей стране социальные изменения характеризуются качественными переменами во всех сферах жизни общества и государства и требуют от системы высшего образования подготовки высокопрофессиональной элиты, специалистов, отличающихся высокой общей культурой, развитостью системы ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности.
Процесс модернизации высшей школы в области физической культуры и спорта вписывается в общую стратегию государственной стратегии, что по-новому ставит вопрос о студенте-спортсмене, формированием которого как патриота и гражданина необходимо заниматься в студенческие годы, когда в основном и происходит профессиональное становление его личности.
В настоящее время в педагогической науке возрастает интерес к вопросам профессионального становления и воспитания студентов-спортсменов, будущих специалистов физкультурно-спортивной сферы.
Вместе с тем разработанные К. А. Абульхано-вой-Славской, Б. Г. Ананьевым, Л. И. Анциферовой, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном и другими отечественными учеными методологические положения о становлении человека как субъекта своей жизнедеятельности и внутреннего мира являются основами для разработки вопросов формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности личности. На их основе в педагогике и психологии разрабатывается проблема формирования ценностных ориентаций личности вообще и воспитания будущих специалистов сферы физической культуры и спорта в частности.
Однако анализ теоретических источников и изучение современной практики работы вузов физической культуры показали, что целостного, осно-
ванного на современных подходах представления о формировании ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов в процессе обучения в вузе не разработано. В связи с чем возникает научная задача теоретического и практического обоснования содержательно-технологического обеспечения процесса формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов в вузе.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступили Астраханский государственный университет и Сочинский государственный университет туризма и курортного дела. Опытная работа осуществлялась под нашим руководством аспирантом Астраханского государственного университета Д. И. Юровым [1, 2].
В основу исследования были положены предположения о том, что формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов будет проходить более успешно в сравнении с имеющейся практикой, если формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности ставится в качестве одной из целей профессионального обучения, определены сущность и содержание ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов, разработана и внедрена в педагогический процесс вуза научно обоснованная модель формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов.
Для выявления сущности определения «ценностные ориентации гражданско-патриотической направленности» потребовалось определить содержания понятий «ценность» и «ценностные ориентации».
Проведенный теоретический анализ научных исследований указывает на неоднозначность пони-
мания природы ценности и позволяет рассматривать данную категорию с точки зрения различных подходов: институционального (акцентируется институционализация ценностей и их акцептация отдельными группами общества), интериоризован-ного (ценности понимаются как интериоризован-ные индивидом ориентации), культурологического (ценности интерпретируются как культурные дефиниции и важный элемент современного глобализирующегося общества).
Анализ педагогических работ позволяет заключить, что формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. А формирование ценностных ориентаций рассматривается как процесс и как результат.
Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.
Наряду с педагогическими работами для исследования была интересна разработанная В. А. Ядовым диспозиционная концепция регуляции социального поведения индивида [3, 4]. Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозици-онных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которой действует индивид и которая «встречается» с определенными потребностями; диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и средствам удовлетворения этих целей.
Ценности человека реализуются через механизм ценностных ориентаций, выражающийся в предпочтении или отвержении определенных моделей и паттернов поведения, смыслов, идеалов.
В работах ученых, занимающихся проблемами ценностей личности, мы находим, что ценностные
ориентации следует рассматривать как цели, стремления, желания, жизненные идеалы, систему определенных норм. В то же время это и установки личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества, конкретное отношение индивидуума к окружающей среде и даже нравственность личности. А потому под ценностными ориентациями мы понимаем разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и являющиеся важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности и ее поведение.
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-по-требностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой - в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом.
Мы считаем, что ценностные ориентации есть результат личностного выбора, предпочтения определенных ценностей, принятие которых автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии по критерию значимости для субъекта.
В рамках проводимой работы пришлось рассмотреть различные научные представления о ценностных ориентациях гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов.
Анализ научных трудов убедил нас в том, что ценностные ориентации гражданско-патриотической направленности - многофакторное, интегральное явление, объединяющее в себе цели, стремления, жизненные идеалы и нормы, проявляющиеся в гражданской и патриотической деятельности и поведении.
Проведенная опытно-экспериментальная работа и анализ различных подходов ученых к рассмо-
трению сущности понятия «ценностные ориентации гражданско-патриотической направленности» позволили заключить, что ценностные ориентации гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов - компонент структуры их личности, характеризующий гражданскую и патриотическую направленность и содержание активности будущих спортсменов, определяющий их общий подход к миру, к себе, придающий смысл и направление профессионально-спортивному поведению и поступкам.
Проведенный теоретический анализ научных исследований в области ценностей, ценностных ориентаций, установок, аттитьюд, диспозиций (М. Е. Айропетова, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. А. Ядов и др.) позволяет заключить, что ценностные ориентации гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов имеют трехкомпонентную структуру: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный компонент определят представления студента-спортсмена о личностном смысле жизненной сферы. Содержанием этого компонента является отражение окружающей действительности в системе взглядов и убеждений личности, основанных на совокупности знаний о сущности ценностей, осознании значимости и необходимости их применения в жизни. Заметим, что объективные знания не играют существенной роли в жизни человека до тех пор, пока они не приобрели личностный смысл (А. Г. Асмолов) и не перешли из «категории знания» в «категорию значимости» (Г. Олпорт).
Этому компоненту соответствуют такие характеристики студентов-спортсменов, как способность действовать в условиях свободы выбора содержания, способов и средств деятельности, способность к рефлексии и саморазвитию. Данный компонент характеризуется полнотой этических, правовых, политических и других знаний человека, глубиной их осознания, что отражает субъективное отношение человека к усваиваемым требованиям общества.
Эмоциональный компонент ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов отражает их мотивационно-ценностное отношение к получаемым знаниям о ценностях. Причем то, что значимо и становится переживанием для субъекта, является источником, порождающим действие (С. Л. Рубинштейн). Вместе с тем ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания, так как только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую функцию ориентира при принятии человеком решения о том или ином поведении (Б. И. Додонов).
Эмоциональный компонент проявляется в оценочных отношениях и силе эмоциональных переживаний студентов-спортсменов, он раскрывает их отношение к событиям, обществу, людям, самим себе, которые опосредованы системой нравственных норм, выступающих в виде установок, требований, общественных предписаний, а также системой законов, принятых государством.
Этому компоненту соответствуют такие характеристики, как способность студентов-спортсме-нов к целеполаганию, свободе выбора и ответственности за него.
Важно отметить, что отношение личности к какому-либо объекту выражается не только в переживаниях и знаниях, но и материализуется в практическом деятельностном акте, т. е. действие выражает основное специфическое отношение к миру (Н. Е. Щуркова). При этом одно и то же отношение к объекту обуславливает и сознание, и поведение человека: одно - в идеальном, другое - в материальном плане (С. Л. Рубинштейн).
Поведенческий компонент отражает практический, действенный, регулятивный характер ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов. Этот компонент характеризуется стремлением студента-спортсмена к реализации жизненной сферы и отражает практический, действенный характер ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности.
Поведенческий компонент характеризуется реальным поведением студента-спортсмена, его умением соблюдать общественные правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Важность и значимость поведенческого компонента обусловлены тем, что усвоение и формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности происходят в сочетании с собственной деятельностью студента-спортсмена, в сфере самореализации, когда их правильность и значимость подтверждается реальными жизненными процессами.
Этому компоненту соответствуют умения сту-дента-спортсмена руководствоваться знаниями в поведении и устойчивость поведения в различных ситуациях гражданско-патриотического характера.
Мы согласны с выводами К. А. Абульхановой о том, что ценности, слитые с непосредственным переживанием, оказываются наиболее подлинными и несомненными [5]. А это позволяет сделать вывод о том, что согласованность между когнитивным и эмоциональным компонентами ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов представляет собой основу их развития.
Вместе с тем мы понимаем, что охарактеризованные компоненты выделены условно для точности уяснения сущности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности, они выступают в неразрывном единстве и оказывают взаимное влияние на формирование каждого из них в отдельности.
Организация опытной работы потребовала определения критериев и уровней сформированности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов.
Мы считаем, что критериями, позволяющими фиксировать и анализировать формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности в процессе профессиональной подготовки в вузе, являются: познавательный (наличие представлений и знаний о ценностях гражданско-патриотической направленности, желание руководствоваться ими в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности); смыслообразующий (осмысленность ценностей гражданско-патриотической направленности, мотивов будущей профессиональной деятельности, способность к самооценке и оценке других участников педагогического и общественного процессов, способность к целеполаганию); рефлексивно-деятельностный (способность оценить ситуацию гражданско-патриотического характера и принять на себя ответственность за совершаемые поступки, видение альтернативы при решении профессиональных и общественно значимых задач, способность к волевым усилиям, проявление чувств, качеств и убеждений, свидетельствующих о гражданско-патриотической направленности личности).
Проведенная работа показала, что формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности целесообразно строить с учетом дифференцированного подхода, что подвело к мысли об использовании шкалы уровневой оценки, включающей в себя три уровня: низкий, средний, высокий.
Высокий уровень сформированности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов характеризуется следующим: ценностные представления имеют устойчивый характер, что свидетельствует о сложившейся системе личностных ценностей гражданско-патриотической направленности. Ценностные ориентации гражданско-патриотической направленности социально адекватны, их цельность и непротиворечивость определяют активность жизненной позиции. Доминируют мотивы саморазвития, познания, смысла жизни.
Средний уровень сформированности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов характери-
зуется тем, что их ценностные представления в основном имеют устойчивый характер. Студенты-спортсмены способны выделить главные и второстепенные жизненные цели, однако система ценностей гражданско-правовой направленности окончательно не сложилась и в основе своей имеет социально адекватные ориентиры. Преобладает мотивация самоутверждения.
Низкий уровень сформированности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов характеризуется тем, что у них сформированы только некоторые из ценностных ориентаций, имеющих гражданско-патриотическую направленность. Ценностный выбор характеризуется неустойчивостью и непоследовательностью. Система ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности только начинает складываться. Доминируют мотивы общения и личного удовольствия.
Переход от одного уровня к другому характеризуется изменением содержания компонентов ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности.
Организация деятельности по формированию ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов и опыт педагогов-исследователей, изучавших вопросы формирования ценностной сферы будущих педагогов физической культуры [6], особенности влияния специальных качеств и способностей на ценностные ориентации данной категории педагогов [7], особенности модели патриотического воспитания студентов педвуза [8], позволили выделить ряд педагогических условий, обеспечивающих результативность процесса формирования исследуемого феномена.
Определяя первое условие - индивидуализация и дифференциация педагогического сопровождения студента-спортсмена, мы опирались на научные представления о педагогической поддержке (Е. В. Бондаревская, В. П. Зинченко, С. В. Кульневич и др.), педагогическом сопровождении (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына). Взаимодействие педагога со студентами понимаем как оказание помощи сту-денту-спортсмену в его жизненном самоутверждении с тем, чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды.
Основными субъектами организации работы при реализации первого условия являлись сотрудники Управления воспитательной и социальной работы, отдела воспитательной работы, спортклуба, социально-психологической службы, социальнокультурного центра, заместители деканов по воспитательной работе, кураторы студенческих групп.
В своей деятельности вышеперечисленные службы вуза опирались на принцип диверсификации, предполагающий многообразие, вариативность форм и методов формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов, на особенности личностно ориентированного подхода, учитывающего интересы, потребности, индивидуальный уровень сформированности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов; принципы открытости и доступности, предполагающие добровольное участие и свободу выбора форм и методов формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности.
Вторым условием развития ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности определили широкое вовлечение студента-спорт-смена в различные формы профессионально-нормативных отношений, общественной и внеучебной деятельности, направленных на его личностное развитие.
Наиболее эффективными формами и методами реализации второго условия явились дискуссии и диспуты о роли гражданских и патриотических качеств современного студента-спортсмена, вовлечение в общественно значимую деятельность (субботники, День города, День защитника Отечества, День Победы, День защиты детей, День пожилого человека, День народного единства и др.), организацию и проведение олимпиад, вузовского и городского клубов «Что? Где? Когда?», КВН, участие в выборах исполнительных и законодательных органов власти, кружках и студиях, работе Клуба волонтеров, студсовета, профсоюзной организации, молодежных объединениях, профориентационной работе, работе Красного Креста, благотворительных акциях, встречи с ветеранами войны и труда. При этом мы основывались на том, что перечисленные выше формы и методы работы позволяют студенту-спортсмену больше контактировать с педагогами в неформальной обстановке, а профессорско-преподавательскому составу позволяет глубже раскрыть внутренний мир, возможности и особенности личности студентов-спортсменов. Иначе говоря, формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студента-спортсмена происходит в пространстве взаимодействия, которое в работах Н. М. Борытко называется пространством воспитательной деятельности [9].
Третьим условием формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности определили предоставление студенту-спортсмену возможностей для творческого самосовершенствования. Для реализации третьего ус-
ловия использовались создание и реализация сту-дентами-спортсменами собственных моделей гражданско-патриотической деятельности, исследовательская работа (подготовка рефератов, творческих отчетов, тезисов докладов и пр.). Работа в качестве помощника куратора, организатора акций по чистоте города, члена студкома, руководителя кружка или студии, помощника организатора выборов и т. п. позволяла студентам-спортсменам выявить свои возможности, потенциал организатора, руководителя - человека с развитыми ценностными ориентациями гражданско-патриотической направленности.
В качестве четвертого условия формирования ценностных ориентаций у студентов-спортсменов выделено включение студента-спортсмена в ситуации развития рефлексивно-оценочного отношения к себе и другим. Нелинейность личностного и профессионального становления студента-спортсмена приводит к мысли о нелинейности и процесса формирования ценностей гражданско-патриотической направленности. Стадии этого процесса определяются не календарными сроками и количественными накоплениями в соответствии с годами обучения, а качественным своеобразием - каждая фаза представляет собой целостную систему содержания, форм и применяемых методов.
Первая фаза - рефлексивная. Переживание ситуаций гражданско-патриотической направленности, их обсуждение, герменевтическое постижение их смыслов и значений. Целью является обращение к смыслам своей жизнедеятельности, понимание своей самости как достижение внутреннего согласия. При этом важен не только вопрос «против чего я?», но и «за что я?», «почему именно это меня привлекает?».
Вторая фаза - осознания. Осмысление и осознание ситуаций гражданско-патриотической направленности позволяют оформить общественные смыслы в индивидуальные ценности.
Третья фаза - проективная. На этом этапе оформляются ценности гражданско-патриотической направленности, осознаются принципы жизнедеятельности студента-спортсмена, благодаря чему интенции его поведения переходят в цели профессиональной деятельности и обыденной жизни.
В первой фазе формирования ценностей гражданско-патриотической направленности студен-та-спортсмена ведущим становится рефлексивность, во второй - интерактивность, в третьей -проективность. Во всех фазах этой работы невозможно реализовать обозначенную цель лишь на материале имитационного моделирования, без мощной социальной практики, где требуется самореализация и самоутверждение студента-спортсме-на в реальной, а не виртуальной деятельности.
При этом формальное и неформальное взаимодействие, общение студентов-спортсменов с преподавателями, сотрудниками вуза, ветеранами войны и труда, выдающимися спортсменами и тренерами, защищавшими честь страны на многочисленных зарубежных соревнованиях, участниками Оргкомитета-2014 по подготовке XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр, членами НОК и МОК, мы выстраивали в соответствии с принципами гуманизма, утверждения принципов плюрализма, свободы и ответственности в педагогическом процессе, полисубъектного (диалогового) характера взаимодействия между педагогом и воспитанниками, стимулирования активности, самостоятельности и творчества.
Определяя пятое условие формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов - включение студента-спортсмена в различные формы деятельности, направленные на актуализацию и активацию ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности, в которых формируется его мотивационно-ценностное отношение к гражданскому и патриотическому поведению, выделяем стратегическую характеристику мотива как регулятора поведения личности, дающего возможность моделировать стратегию формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности, в основе которого выступает механизм ответственности личности за свои действия, поступки, поведение, деятельность. Мотив в этом случае выступает как социально-нравственная характеристика личности студента-спортсме-на. Принимая во внимание, что мотивация является действенным фактором активного вовлечения личности в процесс формирования, мы в нашей работе выделили основные направления влияния на этот процесс: формирование положительных мотивационных установок на формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности; актуализация потребности формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спор-тсменов; формирование знаний, умений и навыков гражданско-патриотического поведения.
В ходе опытно-экспериментальной работы были проведены три среза для выявления уровней сфор-мированности ценностных ориентаций граждан-
ско-патриотической направленности у студентов-спортсменов. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов представлены в табл. 1.
Результаты первого среза уровней сформирован-ности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов, проведенного на констатирующем этапе опытноэкспериментальной работы, показали, что большинство респондентов как в контрольной, так и в экспериментальной группах имеют низкий уровень сформированности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности (45,79 и 45,б5 %), средний уровень сформированности имеют соответственно 39,25 и 38,04 %. Высокий уровень сформированности отмечен у 14,95 % студентов контрольной группы и у 1б,30 % студентов экспериментальной группы.
В ходе формирующего этапа опытной работы был проведен второй срез уровней сформирован-ности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов, результаты которого демонстрируют динамику сформированности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.
Третий срез уровней сформированности показал, что в контрольной группе количество студен-тов-спортсменов с высоким уровнем сформиро-ванности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности составляет 25,23 % против 42,39 % в экспериментальной группе, количество студентов со средним уровнем 45,79 % против 40,21 %, а количество студентов-спортсменов с низким уровнем 28,97 % против 17,39 % экспериментальной группы.
Статистическая значимость различий между экспериментальной и контрольной группами оценивалась по критерию Пирсона с помощью программного пакета STATISTIKA в табличном процессоре Excel (табл. 2).
Числовое значение коэффициента корреляции показывает существенные различия в уровне сфор-мированности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности между студен-тами-спортсменами контрольной и эксперимен-
Таблица 1
Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций
гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов
Уровни Результаты первого среза Результаты второго среза Результаты третьего среза
конт. гр. чел. (%) эксп. гр. чел. (%) конт. гр. чел. (%) эксп. гр. чел. (%) конт. гр. чел. (%) эксп. гр. чел. (%)
Низкий 49 (45,79) 42 (45,б5) 41 (38,31) 30 (32,72) 31 (28,97) 1б (17,39)
Средний 42 (39,25) 35 (38,04) 48 (44,85) 38 (41,30) 49 (45,79) 37 (40,21)
Высокий 1б (14,95) 15 (1б,30) 18 (1б,82) 24 (2б,08) 27 (25,23) 39 (42,39)
Таблица 2 Достоверность значимости различий в уровне сформированности ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов между контрольной и экспериментальной группами
Группы Величина коэффициента корреляции Оценка значимости связи
Первый срез 0,9988 Сильная прямая связь
Итоговый срез 0,2701 Слабая прямая связь
тальной групп в конце формирующего эксперимента, что говорит об эффективности всего комплекса содержательно-технологического обеспечения.
Проведенная опытно-экспериментальная работа и широкая практическая апробация свидетельствуют о том, что выдвинутые нами предположения в целом подтвердились. Вместе с тем остались нерешенными проблемы исследования механизмов и факторов формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у сту-дентов-спортсменов, разработки концепции управления нравственным воспитанием спортсмена в условиях спортивного коллектива, построения индивидуальных программ личностного самосовершенствования студента-спортсмена, что предполагается сделать в дальнейших исследованиях.
Список литературы
1. Юров Д . И . Изучение и формирование гражданских ценностных ориентаций у студентов-спортсменов // Теория и практика физической культуры . 2008. № 11. С . 30-31.
2 . Юров Д . И . Активные методы формирования ценностных ориентаций у студентов-спортсменов // Вестн . Адыгейского гос . ун-та . Педа-
гогика и психология . 2009 . Вып . 3 . С . 394-397 .
3 . Ядов В . А . Диспозиционная концепция личности // Социальная психология . Л ., 1979 . С . 106-120 .
4 . Ядов В . А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии . М . ,
1975.С .89-105.
5 . Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные
психологические труды . Москва - Воронеж, 1999 . 224 с .
6 . Пешков В . Ф ., Копытов А. Д . Гуманистическая направленность профессиональной подготовки педагогов физической культуры // Вестн .
Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2005. Вып . 2 . С . 25-31.
7 . Чесноков А. В ., Баранова Н . И . Аксеологическе аспекты в процессе профессиональной подготовки педагогов физической культуры //
Вестн . Томского гос. пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2007 . Вып . 5 . С . 40-42 .
8 . Игошев Б . М ., Середа В . А. Педагогическая модель патриотического воспитания будущих учителей // Вестн . Томского гос. пед . ун-та
(Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2006 . Вып . 10 . С . 125-126 .
9 . Борытко Н . М . В пространстве воспитательной деятельности . Волгоград, 2001.181 с.
Трещев А. М., доктор педагогических наук, профессор. Астраханский государственный университет.
Ул. Татищева, 20а, Астрахань, Россия, 414056.
E-mail: [email protected]
Сергеева О. А., кандидат психологических наук, доцент.
Астраханский государственный университет.
Ул. Татищева, 20а, Астрахань, Россия, 414056.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.07.2012.
A. M. Treshchev, O. A Sergeeva
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CIVIL-PATRIOTIC VALUE ORIENTATION FORMATION PROCESS
IN SPORTS STUDENTS
The article concretizes the scientific notion of civil-patriotic value orientation in sports students; this orientation is considered as a component of students’ personality structure, characterizing future sportsmen’s civil and patriotic focus and activity essence, determining their overall attitude towards the world and themselves, giving meaning and direction to professional sports conduct and acts. The authors describe forms and methods of value formation; scientifically justify psychological and pedagogical conditions, contributing to the efficiency of civil-patriotic value orientation formation in sports students.
Key words: psychological and pedagogical conditions, sports students, formation, civil-patriotic value orientation.
Treshchev A. M.
Astrakhan State University.
Ul. Tatishcheva, 20 A, Astrakhan, Russia, 414056.
E-mail: [email protected]
Sergeeva O. A.
Astrakhan State University.
Ul. Tatishcheva, 20 A, Astrakhan, Russia, 414056.
E-mail: [email protected]